Основная информация

Дата опубликования: 11 января 2008г.
Номер документа: В200802920
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0802920

В200802920

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.09.2008, N 9, СТР. 12, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11.01.2008 N 25-В07-24

ИСТЦУ ОБОСНОВАННО ОТКАЗАНО В ИСКЕ ОБ ИНДЕКСАЦИИ

ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИИ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ

ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ И ЕЖЕГОДНОЙ

КОМПЕНСАЦИИ ЗА ВРЕД ЗДОРОВЬЮ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ

ЗАКОНОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ

ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ

ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС"

(Извлечение)

К. обратился в суд с иском к Министерству социального развития и труда Астраханской области, управлению социального развития Советского района г. Астрахани, управлению Федеральной государственной службы занятости по Астраханской области, управлению Федерального казначейства по Астраханской области об индексации денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации за вред здоровью и взыскании задолженности, указав следующее.

Он с июня 2001 г. является инвалидом II группы вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 39 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" получает ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию за вред здоровью. Поскольку индексация указанных выплат в установленном законом порядке не производилась с 2000 года, К. обратился в суд.

Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 13 марта 2006 г. иск удовлетворен: на министерство социального развития и труда Астраханской области в лице Советского районного управления возложена обязанность установить К. с 1 января 2006 г. компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 731 руб. 48 коп. до следующей индексации и ежегодную компенсацию за вред здоровью в сумме 1219 руб.; с министерства социального развития и труда Астраханской области за счет казны Российской Федерации в пользу К. взыскана задолженность по компенсации на приобретение продовольственных товаров за период по 31 декабря 2005 г. в сумме 14 230 руб. 82 коп., задолженность по компенсации за вред здоровью в сумме 2139 руб. 19 коп.

В кассационном порядке дело не рассматривалось.

Президиум Астраханского областного суда 31 октября 2006 г. решение суда отменил и в иске отказал.

В надзорной жалобе К. просил постановление президиума Астраханского областного суда отменить.

Определением Судьи Верховного Суда РФ от 5 октября 2007 г. дело истребовано в Верховный Суд РФ и от 29 ноября 2007 г. передано в суд надзорной инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 11 января 2008 г. в удовлетворении жалобы отказала, постановление президиума областного суда оставила без изменения, указав следующее.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ; НГР:Р0205496 основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Оспаривая постановление президиума областного суда, заявитель настаивает на необходимости индексации положенных ему выплат по аналогии с индексацией, установленной для ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, ссылаясь на то, что данные денежные компенсации входят в общий объем возмещаемого вреда и подлежат индексации по единым правилам.

Однако доводы в надзорной жалобе о существенном нарушении норм материального права необоснованны.

Как следует из ст.ст. 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 во взаимосвязи с ее ст.ст. 42 и 53, признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

В Постановлении от 1 декабря 1997 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Таким образом, как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, и он реализует его с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены п. 22 ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I; НГР:Р9100254 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. от 24 ноября 1995 г.). Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены п. 25 ч. 1 ст. 14 названного Закона.

В силу ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. от 26 апреля 2004 г.) размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Следует учитывать, что положения ст. 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I; НГР:Р9100254 в первоначальной редакции гарантировали право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот; та же норма в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 руб. При этом ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0003618 и ст. 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ; НГР:Р0002854 установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 г. (т. е. исчисленных исходя из суммы 83 руб. 49 коп.), а с 1 января 2001 г. - исходя из базовой суммы 100 руб. Одновременно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0003618 в ст.ст. 14 и 39 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 руб. и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам I и II групп в размере 500 руб.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П; НГР:Р0203371 "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев" (пункт 2 резолютивной части) оспариваемые нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N 326; НГР:Р0501935 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847; НГР:Р0405655, от 7 мая 2005 г. N 292; НГР:Р0501629, от 25 апреля 2006 г. N 246; НГР:Р0601150 и от 21 марта 2007 г. N 171; НГР:Р0700602 утверждены правила индексации в 2004, 2005, 2006 и 2007 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

При этом то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением минимального размера оплаты труда, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, а именно: в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847; НГР:Р0405655 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 июня 2004 г. в размере 330 руб. (установленная Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - 300 руб.), ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 550 руб. (установленная Законом - 500 руб.) - коэффициент 1,1; в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2005 г. N 292; НГР:Р0501629 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2005 г. в размере 366 руб. 30 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 610 руб. 50 коп. - коэффициент 1,11; в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 г. N 246; НГР:Р0601150 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2006 г. в размере 399 руб. 27 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 665 руб. 45 коп. - коэффициент 1,09; в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. N 171; НГР:Р0700602 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2007 г. в размере 431 руб. 21 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 718 руб. 69 коп. - коэффициент 1,08.

В п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. N 35; НГР:В0004442 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. от 5 апреля 2005 г.) разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 1 июля 2000 г. с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ; НГР:Р0002854 "О минимальном размере оплаты труда", а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона.

Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением, как указывалось выше, не была признана неконституционной.

Таким образом, президиумом Астраханского областного суда постановлено правильное по существу решение, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих его отмену, не допущено.

[введено: 03.10.2008 оператор НЦПИ - Павозкова Е.А.]

[проверено: 09.10.2008 редактор НЦПИ - Приходько И.О.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 9 от 01.09.2008 Стр. 12
Рубрики правового классификатора: 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование, 070.070.000 Пособия. Компенсационные выплаты (см. также 200.160.030), 070.070.020 Компенсационные и иные социальные выплаты, 180.000.000 Правосудие, 180.040.000 Гражданский процесс, 180.040.010 Общие положения, 180.040.020 Производство в суде первой инстанции, 180.040.030 Производство в кассационной инстанции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать