Основная информация
Дата опубликования: | 15 декабря 2004г. |
Номер документа: | В200403866 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Определения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0403866
В200403866
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.08.2005, N 8, СТР. 5, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15.12.2004 N 46-В04-23
ПОЛОЖЕНИЯ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО
АКТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ
В ОБЛАСТИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЛЯ ДЕПУТАТОВ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОРГАНА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ПРИЗНАНЫ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ
ТРУДОВОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
(Извлечение)
Законом Самарской области от 7 октября 2003 года N 72-ГД внесены дополнения в Закон Самарской области от 7 февраля 2003 года N 4-ГД "О статусе депутата Самарской Губернской Думы": его ст.19 дополнена пп.5 и 6, в соответствии с которыми депутат Думы в течение срока своих полномочий не может быть по инициативе работодателя уволен с работы в учреждении, организации, предприятии всех форм собственности без согласия Думы (п.5); в течение срока полномочий депутата Думы не допускается перевод его на другую работу по инициативе работодателя без согласия Думы (п.6).
Прокурор Самарской области обратился в суд с заявлением, в котором просил признать противоречащими федеральному закону и недействующими Закон Самарской области "О внесении дополнений в Закон Самарской области "О статусе депутата Самарской Губернской Думы" и пп.5 и 6 ст.19 Закона Самарской области "О статусе депутата Самарской Губернской Думы" (в действующей редакции).
По мнению прокурора, данные нормы противоречат трудовому законодательству, поскольку вопросы, возникающие в сфере трудовых отношений и связанных с ними отношений, относятся к ведению Российской Федерации и у субъекта Российской Федерации не имеется полномочий по осуществлению правового регулирования порядка заключения, изменения и расторжения трудового договора.
Решением Самарского областного суда от 27 августа 2004 года заявление удовлетворено.
Председатель Самарской Губернской Думы подал кассационную жалобу, в которой просил отменить решение суда первой инстанции полностью и прекратить производство по делу, полагая, что суд неправильно применил материальный закон, не учел, что статус депутата регулируется Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 15 декабря 2004 года в удовлетворении жалобы отказала, указав следующее.
Удовлетворяя требования прокурора, суд исходил из того, что оспариваемые нормы Закона Самарской области противоречат ст.ст.72, 74, 81 ТК РФ; НГР:Р9303342, органы государственной власти Самарской области превысили свои полномочия в сфере регулирования трудовых отношений и, введя дополнительные ограничения в возможности уволить по инициативе работодателя и перевести на другую работу избранных депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации, вторглись в компетенцию федеральных органов государственной власти.
Решение суда соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
В силу ч.1 ст.6 ТК РФ; НГР:Р9303342 к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, помимо прочего, обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников), порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров.
При этом Трудовой кодекс Российской Федерации; НГР:Р0102414 не предусматривает преимуществ для работников из числа депутатов Думы при расторжении и изменении трудового договора.
Указание в кассационной жалобе на то, что оспариваемый Закон области соответствует ст.172 ТК РФ; НГР:Р9303342, нельзя признать правильным. Данная норма касается гарантий работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, которые определяются законами, регулирующими статус и порядок деятельности названных лиц.
Такие гарантии могут быть установлены законодательными органами субъекта Российской Федерации, но лишь в пределах их компетенции, приведенной в ч.2 ст.6 ТК РФ; НГР:Р9303342.
Обсуждая доводы представителей губернатора Самарской области и Самарской Губернской Думы, аналогичные изложенным в кассационной жалобе, суд правильно указал, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации не обладают полномочиями регулировать трудовые отношения в области расторжения и изменения трудового договора. Гарантии защиты трудовых прав депутатов могут предоставляться субъектом Российской Федерации в пределах, определенных федеральным законодательством, и принимаемые им специальные законы не должны расширять либо ограничивать их.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Самарского областного суда оставила без изменения, а кассационную жалобу Самарской Губернской Думы - без удовлетворения.
[введено: 19.10.2005 оператор НЦПИ - Агуреева И.В.]
[проверено: 01.11.2005 редактор НЦПИ - Антонова О.А.]
В0403866
В200403866
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.08.2005, N 8, СТР. 5, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15.12.2004 N 46-В04-23
ПОЛОЖЕНИЯ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО
АКТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ
В ОБЛАСТИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЛЯ ДЕПУТАТОВ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОРГАНА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ПРИЗНАНЫ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ
ТРУДОВОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
(Извлечение)
Законом Самарской области от 7 октября 2003 года N 72-ГД внесены дополнения в Закон Самарской области от 7 февраля 2003 года N 4-ГД "О статусе депутата Самарской Губернской Думы": его ст.19 дополнена пп.5 и 6, в соответствии с которыми депутат Думы в течение срока своих полномочий не может быть по инициативе работодателя уволен с работы в учреждении, организации, предприятии всех форм собственности без согласия Думы (п.5); в течение срока полномочий депутата Думы не допускается перевод его на другую работу по инициативе работодателя без согласия Думы (п.6).
Прокурор Самарской области обратился в суд с заявлением, в котором просил признать противоречащими федеральному закону и недействующими Закон Самарской области "О внесении дополнений в Закон Самарской области "О статусе депутата Самарской Губернской Думы" и пп.5 и 6 ст.19 Закона Самарской области "О статусе депутата Самарской Губернской Думы" (в действующей редакции).
По мнению прокурора, данные нормы противоречат трудовому законодательству, поскольку вопросы, возникающие в сфере трудовых отношений и связанных с ними отношений, относятся к ведению Российской Федерации и у субъекта Российской Федерации не имеется полномочий по осуществлению правового регулирования порядка заключения, изменения и расторжения трудового договора.
Решением Самарского областного суда от 27 августа 2004 года заявление удовлетворено.
Председатель Самарской Губернской Думы подал кассационную жалобу, в которой просил отменить решение суда первой инстанции полностью и прекратить производство по делу, полагая, что суд неправильно применил материальный закон, не учел, что статус депутата регулируется Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 15 декабря 2004 года в удовлетворении жалобы отказала, указав следующее.
Удовлетворяя требования прокурора, суд исходил из того, что оспариваемые нормы Закона Самарской области противоречат ст.ст.72, 74, 81 ТК РФ; НГР:Р9303342, органы государственной власти Самарской области превысили свои полномочия в сфере регулирования трудовых отношений и, введя дополнительные ограничения в возможности уволить по инициативе работодателя и перевести на другую работу избранных депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации, вторглись в компетенцию федеральных органов государственной власти.
Решение суда соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
В силу ч.1 ст.6 ТК РФ; НГР:Р9303342 к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, помимо прочего, обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников), порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров.
При этом Трудовой кодекс Российской Федерации; НГР:Р0102414 не предусматривает преимуществ для работников из числа депутатов Думы при расторжении и изменении трудового договора.
Указание в кассационной жалобе на то, что оспариваемый Закон области соответствует ст.172 ТК РФ; НГР:Р9303342, нельзя признать правильным. Данная норма касается гарантий работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, которые определяются законами, регулирующими статус и порядок деятельности названных лиц.
Такие гарантии могут быть установлены законодательными органами субъекта Российской Федерации, но лишь в пределах их компетенции, приведенной в ч.2 ст.6 ТК РФ; НГР:Р9303342.
Обсуждая доводы представителей губернатора Самарской области и Самарской Губернской Думы, аналогичные изложенным в кассационной жалобе, суд правильно указал, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации не обладают полномочиями регулировать трудовые отношения в области расторжения и изменения трудового договора. Гарантии защиты трудовых прав депутатов могут предоставляться субъектом Российской Федерации в пределах, определенных федеральным законодательством, и принимаемые им специальные законы не должны расширять либо ограничивать их.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Самарского областного суда оставила без изменения, а кассационную жалобу Самарской Губернской Думы - без удовлетворения.
[введено: 19.10.2005 оператор НЦПИ - Агуреева И.В.]
[проверено: 01.11.2005 редактор НЦПИ - Антонова О.А.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 8 от 01.08.2005 Стр. 5 |
Рубрики правового классификатора: | 010.000.000 Конституционный строй, 010.110.000 Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, 010.110.030 Компетенция, 060.000.000 Труд и занятость населения, 060.020.000 Труд (см. также 200.160.020), 060.020.110 Гарантии и компенсации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: