Основная информация

Дата опубликования: 20 января 2010г.
Номер документа: В201008131
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В1008131

В201008131

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 22.04.2011, N 5, СТР. 16, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20.01.2010 N 12-Г09-8

ПРИЗНАНЫ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ПОДП. 1, 3-5, 7, 10, 11 П. 10

РАЗДЕЛА II ПОЛОЖЕНИЯ О КОМИТЕТЕ ГРАЖДАНСКОЙ

ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ, УТВЕРЖДЕННОГО

ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ

МАРИЙ ЭЛ ОТ 2 ФЕВРАЛЯ 2005 Г. N 29

"ВОПРОСЫ КОМИТЕТА ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ

РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ"

(Извлечение)

Правительством Республики Марий Эл издано постановление от 2 февраля 2005 г. N 29 "Вопросы Комитета гражданской защиты Республики Марий Эл", которым утверждено Положение о Комитете гражданской зашиты Республики Марий Эл (далее - Положение).

Пунктом 10 раздела II Положения установлено, что основными задачами Комитета в пределах его полномочий, в частности, являются: реализация полномочий Республики Марий Эл в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (подп. 1); организация проведения мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров (подп. 3); осуществление управления, координации и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обеспечения пожарной безопасности; координация деятельности органов исполнительной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления и организаций в этих областях (подп. 4); организация работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, а также работ по предупреждению и тушению пожаров и связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ (подп. 5); организация обучения населения республики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий, пожарной безопасности (подп. 7); организация и осуществление на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории Республики Марий Эл, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (подп. 10); осуществление поиска и спасения людей во внутренних водах Российской Федерации (подп. 11).

Заместитель прокурора Республики Марий Эл обратился в Верховный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений п. 10 раздела II Положения о Комитете гражданской защиты Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 2 февраля 2005 г. N 29 "Вопросы Комитета гражданской защиты Республики Марий Эл" (в ред. от 29 июня 2009 г.), а именно: подп. 1, 3 в части организации проведения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, подп. 4, 5, п. 7 в части организации обучения населения республики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий, а также подп. 10 и 11.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что оспариваемые им положения противоречат подп. 1 п. 11 Положения о территориальном органе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утвержденного Приказом МЧС России от 6 августа 2004 г. N 372, подп. 1.1 - 1.4 п. 1 ст. 2 Соглашения между Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Правительством Республики Марий Эл о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровнях мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. N 881.

Решением Верховного суда Республики Марий Эл от 27 октября 2009 г. признаны не соответствующими федеральному законодательству: подп. 1 п. 10 раздела II Положения, подп. 3 ст. 10 раздела II Положения в части организации проведения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, подп. 4, 5 п. 10 раздела II Положения, подп. 7 п. 10 раздела II Положения в части организации обучения населения республики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий, подп. 10 п. 10 раздела II Положения в части организации и осуществления на межмуниципальном и региональном уровнях мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории Республики Марий Эл, подп. 11 п. 10 раздела II Положения; указанные правовые нормы признаны недействующими и не подлежащими применению с момента вступления в законную силу решения суда.

Правительство Республики Марий Эл в кассационной жалобе просило отменить решение суда как незаконное и необоснованное.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 20 апреля 2010 г. отказала в удовлетворении кассационной жалобы, указав следующее.

Согласно подп. "з" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов: предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (подп. 5); предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидации их последствий (подп. 5.1); организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством РФ перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей) (подп. 31); организации и осуществления на межмуниципальном и региональном уровнях мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории субъекта Российской Федерации, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (подп. 45); осуществления поиска и спасания людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации (подп. 50); создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (подп. 51); организации и осуществления на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению терроризма и экстремизма; минимизации их последствий, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации (подп. 51.1).

Пунктом 1 ст. 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти по соглашению с исполнительными органами государственной власти субъекта передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам. Соглашения заключаются в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий с передачей необходимых материальных и финансовых средств, если это не противоречит конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий.

Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. N 881 утверждено Соглашение между Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Правительством Республики Марий Эл о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах (далее - Соглашение).

Статьей 2 указанного Соглашения установлено, что Правительство Республики Марий Эл передает, а МЧС России принимает следующие полномочия, реализуемые за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл по решению вопросов:

1.1. Организации мероприятий по защите населения и территории Республики Марий Эл от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и ликвидации указанных чрезвычайных ситуаций, включая: осуществление подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территории Республики Марий Эл от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обучения населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях; участие в обеспечении проведения эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера; осуществление в установленном порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территории Республики Марий Эл от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; обеспечение своевременного оповещения и информирования населения Республики Марий Эл об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территории Республики Марий Эл от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; участие в организации создания резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; содействие устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера; организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера.

1.2. Организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы на территории Республики Марий Эл (за исключением лесных пожаров, пожаров на объектах, входящих в утверждаемый Правительством РФ перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей).

1.3. Осуществления на межмуниципальном и региональном уровнях мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории Республики Марий Эл, организации обучения населения в области гражданской обороны в соответствии с законодательством.

1.4. Осуществления поиска и спасания людей на водных объектах, расположенных на территории Республики Марий Эл.

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Удовлетворяя требования прокурора о признании недействующими следующих подпунктов п. 10 раздела II Положения о Комитете гражданской защиты Республики Марий Эл, а именно: подп. 3 в части организации проведения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, подп. 5 и 11, подп. 7 в части организации обучения населения республики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий, подп. 10 в части организации и осуществления на межмуниципальном и региональном уровнях мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории Республики Марий Эл, суд обоснованно пришел к выводу о том, что полномочия, закрепленные в оспариваемых положениях на основании Соглашения, были переданы МЧС России и осуществляются на территории Республики Марий Эл Главным управлением МЧС России по Республике Марий Эл (п. 2 ст. 2 Соглашения), в связи с чем переданные в соответствии с Соглашением полномочия Комитетом гражданской зашиты Республики Марий Эл больше не могут осуществляться.

Доводы кассационной жалобы о том, что Комитетом гражданской защиты Республики Марий Эл в соответствии с действующим законодательством и названным выше Соглашением в определенной части реализуются полномочия в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку оспариваемые прокурором нормы не содержат указания на конкретные полномочия Комитета, не содержат отсылки к Соглашению, которое определяет объем переданных и непереданных полномочий в рассматриваемой сфере, а соответственно, данные нормы являются по своему содержанию неопределенными, порождают их неоднозначное понимание при определении объема полномочий Комитета гражданской защиты Республики Марий Эл и МЧС России в данной сфере на территории Республики Марий Эл.

Признавая правильным вывод суда о признании недействующими подп. 1 и 4 п. 10 раздела II Положения о Комитете гражданской защиты Республики Марий Эл, Судебная коллегия исходила из того, что данные положения противоречат федеральному законодательству и не отвечают принципу определенности содержания нормативного правового акта, в соответствии с которым он не должен вызывать неоднозначного толкования.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ согласилась также с выводами суда о признании недействующими подп. 1 и 4 п. 10 раздела II Положения о Комитете гражданской защиты Республики Марий Эл, поскольку они не позволяют сделать однозначный вывод о том, какие именно полномочия были переданы, а какие сохранены за Комитетом гражданской зашиты Республики Марий Эл.

[введено: 15.06.2011 редактор НЦПИ - Павозкова Е.А.]

[проверено: 27.06.2011 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 5 от 22.04.2011 Стр. 16
Рубрики правового классификатора: 020.040.040 Режим чрезвычайных ситуаций (см. также 110.010.150), 160.040.050 Пожарная безопасность, 160.040.100 Иные вопросы безопасности общества

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать