Основная информация

Дата опубликования: 21 мая 2008г.
Номер документа: В200805590
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0805590

В200805590

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.04.2009, N 4, СТР. 22

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21.05.2008 N 6-В07-52

ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ТРАНСПОРТНОЕ

СРЕДСТВО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ БЕЗУСЛОВНЫМ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ

ПОСТАНОВКИ ЕГО НА РЕГИСТРАЦИОННЫЙ УЧЕТ

(Извлечение)

О. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия должностного лица - старшего госинспектора РЭГ ОГИБДД Сапожковского отдела внутренних дел Рязанской области майора милиции А., указав следующее. 8 июня 2006 г. он приобрел автомобиль марки "Ауди", а 12 сентября 2006 г. обратился в названное подразделение ГИБДД с заявлением о постановке на регистрационный учет этого автомобиля, в чем ему было отказано со ссылкой на нормативные документы МВД России. О. указал, что данные действия являются незаконными, нарушают его права, гарантированные ст. 35 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им.

Решением Сараевского районного суда Рязанской области от 18 сентября 2006 г. заявление удовлетворено: на старшего госинспектора РЭГ ОГИБДД Сапожковского ОВД А. возложена обязанность поставить автомобиль О. на регистрационный учет, заменить паспорт транспортного средства, выданный 26 января 2006 г. на имя О., на новый.

В кассационном порядке дело не рассматривалось.

Президиум Рязанского областного суда 25 сентября 2007 г. решение районного суда оставил без изменения.

В надзорной жалобе представитель Сапожковского ОВД Рязанской области ссылался на то, что решение суда постановлено с существенным нарушением норм материального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 21 мая 2008 г. надзорную жалобу удовлетворила, судебные постановления отменила, указав следующее.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ; НГР:Р0205496 (в редакции, действовавшей на момент подачи надзорной жалобы) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Как следует из материалов дела, 8 июня 2006 г. О. на автомобильном рынке в г. Люберцы Московской области приобрел автомобиль марки "Ауди" (2006 года выпуска).

В ходе проведенного 16 июня 2006 г. экспертно-криминалистическим центром (ЭКЦ) УВД Рязанской области исследования установлено, что бланк паспорта названного транспортного средства, вероятно, изготовлен не на производстве Госзнака, а 19 июня 2006 г. при исследовании автомобиля было выяснено, что идентификационные маркировочные обозначения на кузове и двигателе подвергались механическому воздействию, выполнены не в соответствии с технологией, используемой предприятием-изготовителем.

Удовлетворяя требования заявителя и возлагая на госинспектора А. обязанность поставить на учет упомянутый автомобиль, суд исходил из того, что О. является добросовестным приобретателем данного автомобиля, в возбуждении уголовного дела в отношении него было отказано в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.

Кроме того, президиум Рязанского областного суда, сославшись на пп. 17, 55, 76 Правил регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утвержденных приказом МВД России от 27 января 2003 г.) и на результаты проведенной проверки, в соответствии с которыми постановлением от 2 сентября 2006 г. в возбуждении уголовного дела в отношении О. отказано, указал на то, что вывод суда об отсутствии препятствий к регистрации автомобиля, принадлежащего О., не противоречит нормам материального права.

Между тем согласиться с такими выводами суда нельзя.

Районный суд не учел, что О. обращался в суд не с иском о признании за ним права собственности на автомобиль "Ауди", а с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ; НГР:Р0205496, в котором просил проверить правомерность действий должностного лица РЭГ ОГИБДД Сапожковского ОВД Рязанской области, отказавшего ему в постановке на регистрационный учет этого автомобиля.

Следовательно, в силу положений ст.ст. 254, 258 ГПК РФ; НГР:Р0205496 предметом судебного исследования должно было являться соответствие такого отказа требованиям действующего законодательства.

Тот факт, что право собственности О. на названный автомобиль никем не оспаривалось и прав на автомашину никто не предъявлял, правового значения для правильного разрешения дела не имеет.

Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения", определяющим правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установлена необходимость регистрации транспортных средств.

В силу п. 3 ст. 15 указанного Федерального закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Из данной нормы следует, что отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, препятствует его регистрации. Таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.

Представление на регистрацию автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого отличаются от приведенных в паспорте транспортного средства, по сути, означает отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения. Регистрация такого автомобиля прямо запрещена п. 3 ст. 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".

Таким образом, само по себе приобретение права собственности на транспортное средство не порождает безусловной обязанности органов ГИБДД допустить его к участию в дорожном движении.

Согласно п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090; НГР:Р9305162) запрещается эксплуатация транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки.

Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711; НГР:Р9802470 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" (в ред. от 2 июля 2002 г.) утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В силу подп. "з" п. 12 Положения ГИБДД имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.

Решением Верховного Суда РФ от 26 сентября 2003 г. оставлено без удовлетворения заявление о признании противоречащим федеральному закону подп. "з" п. 12 названного Положения.

При этом порядок регистрации автомототранспортных средств в органах ГИБДД установлен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными приказом МВД России от 27 января 2003 г. N 59; НГР:В0300218.

Пунктом 17 данных Правил предусмотрено, что в случае обнаружения признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями, не зарегистрированными в ГИБДД, регистрационные действия не производятся; документы и регистрационные знаки, содержащие подобные признаки, задерживаются, с документов снимаются копии, а их оригиналы (регистрационные знаки) вместе с сообщением об обнаружении признаков преступления передаются в орган внутренних дел по месту их обнаружения для проведения необходимых действий и принятия решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Решением Верховного Суда РФ от 24 сентября 2004 г. по делу по заявлению о признании недействующими первого предложения абз. 1 п. 17 и абз. 3 п. 55 Правил названное выше положение было признано не противоречащим федеральному законодательству, а именно Федеральному закону "О безопасности дорожного движения", а также утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, п. 11 которых также запрещается эксплуатация транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки.

Указанные обстоятельства не были учтены судом при рассмотрении дела, не проверено также соответствие действий сотрудников ГИБДД изложенным выше положениям нормативных правовых актов Российской Федерации.

По результатам проверки причастность О. к каким-либо противоправным действиям не установлена, однако это не свидетельствует о том, что приобретенный им автомобиль в обязательном порядке должен быть зарегистрирован органами ГИБДД.

[введено: 14.05.2009 оператор НЦПИ - Павозкова Е.А.]

[проверено: 15.05.2009 редактор НЦПИ - Мартиросян Э.К.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 4 от 01.04.2009 Стр. 22
Рубрики правового классификатора: 160.000.000 Безопасность и охрана правопорядка, 160.040.000 Безопасность общества, 160.040.020 Безопасность дорожного движения (см. также 090.070.130), 180.000.000 Правосудие, 180.040.000 Гражданский процесс, 180.040.010 Общие положения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать