Основная информация

Дата опубликования: 21 ноября 2008г.
Номер документа: В200805631
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0805631

В200805631

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.06.2009, N 6, СТР. 19

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21.11.2008 N 4-В08-24

ЛИЦА, ВЫЕХАВШИЕ ИЗ РАЙОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА,

НЕ РЕАЛИЗОВАВШИЕ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ

СУБСИДИЙ ПО НОВОМУ МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА, НЕ УТРАЧИВАЮТ

ЭТО ПРАВО В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,

РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПОРЯДОК ИХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

(Извлечение)

О. обратился в суд с иском к администрации Егорьевского муниципального района Московской области и Министерству строительного комплекса Московской области о предоставлении жилищной субсидии (сертификата) на приобретение (строительство) жилого помещения на семью из двух человек как лицу, выехавшему из района Крайнего Севера не ранее 1992 года, признании необоснованным отказа в предоставлении субсидии.

В обоснование иска он сослался на следующее. С 8 августа 1983 г. по 9 сентября 1995 г. он работал в Камчатской области, относящейся к районам Крайнего Севера, и состоял в г. Елизово Камчатской области на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Право на получение жилищной субсидии он до настоящего времени не использовал. Постановлением главы администрации Егорьевского района Московской области от 1 сентября 2006 г. он был поставлен на учет на получение жилищной субсидии для приобретения жилого помещения, однако в дальнейшем в предоставлении субсидии ему было отказано. Постановлением главы администрации Егорьевского муниципального района Московской области от 21 июня 2007 г. N 1540 он снят с учета на получение жилищной субсидии для приобретения жилого помещения. Считает, что его незаконно лишили права на получение жилищной субсидии.

Решением Егорьевского городского суда Московской области от 14 декабря 2007 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 13 марта 2008 г., в удовлетворении требований отказано.

В надзорной жалобе О. просил отменить судебные постановления.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 21 ноября 2008 г. жалобу удовлетворила, указав следующее.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ; НГР:Р0205496 основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Судами при рассмотрении настоящего дела были допущены существенные нарушения норм материального права.

В силу ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ; НГР:Р0205098 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Ранее действовавший Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 131-ФЗ; НГР:Р9803460 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (утратил силу с 1 января 2003 г.) предусматривал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (ч. 1 ст. 1); средства федерального бюджета, предусмотренные на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных в ним местностей, в объеме до 5 процентов используются на предоставление жилищных субсидий гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г., нуждающимся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и имеющим в соответствии с данным Федеральным законом право на получение таких субсидий (ст. 2).

Нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу названного Федерального закона, предоставляли право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет и состоявшим на учете по улучшению жилищных условий (абз. 4 п. 5 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья (утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 г. N 1278; НГР:Р9305644); абз. 3 п. 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 937; НГР:Р9603813); ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 августа 1996 г. "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году").

Судом установлено, что О. в период с 8 августа 1983 г. по 9 сентября 1995 г. работал в Камчатской области, относящейся к районам Крайнего Севера, после чего выехал оттуда на новое место жительства, таким образом, его стаж работы в указанных районах составляет 12 календарных лет.

В период проживания в Камчатской области он 12 ноября 1991 г. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Елизовского муниципального района по месту жительства. Постановлением главы Елизовского муниципального района Камчатской области от 30 марта 1999 г. О. исключен из списков очередников на получение жилья в связи с выездом за пределы Камчатской области. С 2005 года он проживает в г. Егорьевске Московской области, где ему по месту работы предоставлено общежитие, в котором он зарегистрирован по месту пребывания вместе с сыном. В настоящее время с ним заключен договор найма жилого помещения на срок до 31 декабря 2011 г.

11 апреля 2006 г. О. обратился в администрацию Егорьевского муниципального района Московской области с заявлением о постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Постановлением главы Егорьевского муниципального района Московской области от 1 сентября 2006 г. он был принят на учет на получение жилищной субсидии для приобретения жилого помещения на семью из двух человек. На основании решения жилищной комиссии постановлением главы Егорьевского муниципального района Московской области от 21 июня 2007 г. О. снят с учета на получение жилищной субсидии, поскольку его стаж работы в районах Крайнего Севера составляет менее 15 лет.

Отказывая в удовлетворении исковых требований О., суд признал, что истец имел право на получение жилищной субсидии в соответствии с ранее действовавшим законодательством; однако, поскольку в администрацию Егорьевского муниципального района Московской области с заявлением о постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлении жилищной субсидии он впервые обратился только 11 апреля 2006 г., т.е. после вступления в силу Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 131-ФЗ; НГР:Р9803460, которым введено новое правовое регулирование спорных правоотношений, в том числе в отношении стажа работы, необходимого для назначения такой субсидии, суд пришел к выводу о том, что право на получение жилищной субсидии в соответствии с ранее действовавшим законодательством за ним не сохраняется.

Между тем с таким выводом суда нельзя согласиться по следующим основаниям.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 г. N 8-П; НГР:Р0101048 "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами граждан А.С. Стах и Г.И. Хваловой" ч. 1 ст. 1 и ст. 2 Федерального закона от 25 июля 1998 г. признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 в той части, в какой предусмотренное ими требование о наличии минимального 15-летнего стажа работы (времени проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, распространяется на граждан, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели такое право при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 лет.

Из содержания этого Постановления следует, что право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до вступления в силу Федерального закона от 25 июля 1998 г., не может быть ограничено принятыми в дальнейшем законодательными актами. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означает, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, что несовместимо с требованиями, вытекающими из ст.ст. 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853.

О. право на получение жилищной субсидии приобрел в 1993 году, поскольку в тот период времени стаж его работы в районах Крайнего Севера составил 10 лет и с 12 ноября 1991 г. по 30 марта 1999 г. он состоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства в Камчатской области. До настоящего времени он это право не использовал, а 11 апреля 2006 г. обратился в администрацию Егорьевского района с заявлением о постановке его на очередь как нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту жительства в Московской области и получение жилищной субсидии для приобретения жилого помещения и был принят на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии. Произвольное снятие его с такого учета постановлением главы Егорьевского муниципального района Московской области от 21 июня 2007 г. N 1540 при тех же обстоятельствах и в отсутствие каких-либо изменений, влияющих на возможность получения жилищной субсидии, нельзя признать законным.

Поскольку ранее действовавшее законодательство не ограничивало граждан временными рамками для реализации имевшегося у них права на получение жилищных субсидий, то постановка истца в очередь на улучшение жилищных условий и получение жилищной субсидии после введения нового правового регулирования не может свидетельствовать об утрате им такого права.

Исходя из изложенного, судебные постановления незаконны, нарушения норм материального права, допущенные судом, являются существенными, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов истца.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда решение Егорьевского городского суда Московской области и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда отменила, направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

[введено: 21.07.2009 оператор НЦПИ - Дементьева Е.В.]

[проверено: 22.07.2009 редактор НЦПИ - Ермолина Н.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 6 от 01.06.2009 Стр. 19
Рубрики правового классификатора: 050.000.000 Жилище, 050.030.000 Обеспечение граждан жилищем, пользование жилищным фондом, социальные гарантии в жилищной сфере (см. также 030.090.090), 050.030.080 Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий населения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать