Основная информация

Дата опубликования: 22 февраля 2013г.
Номер документа: В201302418
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201302418

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 20.06.2013, N 7, (Извлечение)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22.02.2013 N 33-АПГ13-1

ПОЛНОМОЧИЯ ГЛАВЫ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ,

ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ НА ОСНОВЕ КОНТРАКТА, МОГУТ БЫТЬ ДОСРОЧНО

ПРЕКРАЩЕНЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ

ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С РУКОВОДИТЕЛЕМ

ОРГАНИЗАЦИИ, УСТАНОВЛЕННЫХ СТ. 278 ТК РФ

(Извлечение)

Решением совета депутатов муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (далее - МО) от 13 ноября 2009 г. по результатам конкурса на замещение вакантной должности главы администрации У. назначен главой администрации Ломоносовского муниципального района Ленинградской области. 16 ноября 2009 г. представителем нанимателя в лице главы МО Г. с У. заключен контракт сроком на пять лет, а также договор о допуске к государственной тайне.

12 сентября 2012 г. советом депутатов МО принято решение "О досрочном прекращении полномочий и досрочном расторжении контракта с главой администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области", согласно которому с 13 сентября 2012 г. полномочия У. досрочно прекращены, главе МО Г. поручено досрочно расторгнуть (прекратить) с ним контракт от 16 ноября 2009 г. по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 278 ТК РФ.

Распоряжением главы МО Г. от 13 сентября 2012 г. постановлено: 13 сентября 2012 г. досрочно расторгнуть (прекратить) контракт от 16 ноября 2009 г. с главой администрации МО У. по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 278 ТК РФ, с выплатой ему компенсации за досрочное расторжение (прекращение) контракта в размере его трехкратного среднего месячного заработка на основании ст. 279 ТК РФ.

Не согласившись с увольнением, У. обратился в суд с иском об отмене решения совета депутатов от 12 сентября 2012 г. и восстановлении на работе в прежней должности, ссылаясь на то, что оснований для его увольнения у ответчика не имелось. Истец указал, что его увольнение было немотивированным, фактически он уволен за предполагаемые виновные действия в области защиты государственной тайны, что противоречит положениям ст. 278 ТК РФ, увольнение по которой не является мерой юридической ответственности и производится при отсутствии виновных действий руководителя организации. Кроме того, ответчиком нарушена процедура его увольнения, поскольку о проведении заседания совета депутатов 12 сентября 2012 г. он извещен не был, трудовая книжка ему под роспись не вручалась, в судебном порядке вопрос о досрочном прекращении контракта не рассматривался, предложения о досрочном прекращении контракта ему не поступало. Полагал, что вопрос о размере компенсации за досрочное расторжение контракта должен был решаться по соглашению сторон, а не собственником в одностороннем порядке.

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции истец предъявил дополнительные требования к главе МО об отмене распоряжения главы МО от 13 сентября 2012 г. Кроме того, оспаривая решение совета депутатов от 12 сентября 2012 г., истец указал также на то, что на момент вынесения этого решения совет депутатов не располагал сведениями о месте нахождения истца, указанное решение не было опубликовано в установленном порядке в газете "Ломоносовский районный вестник".

Совет депутатов и глава МО возражали против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что увольнение У. по п. 2 ст. 278 ТК РФ являлось правомерным, нарушений процедуры увольнения допущено не было.

Решением Ленинградского областного суда от 20 ноября 2012 г. исковые требования У. удовлетворены. Решение совета депутатов МО от 12 сентября 2012 г. "О досрочном прекращении полномочий и досрочном расторжении контракта с главой администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области У." и распоряжение главы МО от 13 сентября 2012 г. "О досрочном расторжении контракта с главой администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области У." отменены, У. восстановлен в должности главы администрации МО с 14 сентября 2012 г.

В апелляционных жалобах совета депутатов и главы МО, в апелляционном представлении прокурора прокуратуры Ленинградской области содержалась просьба об отмене решения Ленинградского областного суда от 20 ноября 2012 г. и принятии по делу нового решения об отказе У. в удовлетворении иска.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 22 февраля 2013 г. признала решение Ленинградского областного суда от 20 ноября 2012 г. подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 278 ТК РФ помимо оснований, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.

Согласно ст. 279 ТК РФ в случае прекращения трудового договора с руководителем организации в соответствии с п. 2 ст. 278 Кодекса при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка.

Согласно чч. 1 и 2 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" главой местной администрации, осуществляющим на принципах единоначалия руководство местной администрацией - исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделяемым уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - может являться, в частности, лицо, назначаемое на данную должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на ее замещение на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Из ч. 3 ст. 9, ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" следует, что глава местной администрации, замещающий должность по контракту, отнесен к муниципальным служащим, на которых, как указано в ч. 2 ст. 3 данного Федерального закона и абз. 7 ст. 11 ТК РФ, распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными этим же Федеральным законом.

Согласно чч. 6 и 7 ст. 16 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных названным Федеральным законом, гражданин же, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт, порядок заключения и расторжения которого определяются Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Частью 6 ст. 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, а контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

Случаи досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта, предусмотрены в виде специального перечня в ч. 10 ст. 37 названного Закона.

Вместе с тем в соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", определяющей основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим, трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) как по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ, так и по основаниям, перечисленным в данной норме.

Указанные законоположения, рассматриваемые во взаимосвязи с нормой ч. 7 ст. 16 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", в силу которой Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяется, в частности, лишь порядок расторжения контракта с лицом, назначенным на должность главы местной администрации по контракту, не могут рассматриваться как исключающие возможность применения при прекращении его полномочий каких-либо оснований расторжения трудового договора из числа установленных непосредственно Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" либо Трудовым кодексом РФ - как общих, так и дополнительных, применяемых лишь в отношении отдельных категорий работников.

Проанализировав вышеприведенные нормы, суд пришел к правильному выводу о том, что, поскольку У., как главой местной администрации, назначенным на должность по контракту, осуществлялось руководство соответствующим юридическим лицом (местной администрацией), то контракт мог быть расторгнут с ним с применением дополнительных оснований для прекращения трудового договора с руководителем организации, установленных ст. 278 ТК РФ.

Установив, что в соответствии с положениями Устава МО совет депутатов является представительным органом Ломоносовского муниципального района, осуществляющим полномочия собственника имущества этого района, а глава Ломоносовского муниципального района осуществляет полномочия представителя нанимателя (работодателя) по отношению к главе местной администрации, суд сделал также правильный вывод о том, что совет депутатов и глава района обладали полномочиями по принятию решения от 12 сентября 2012 г. и распоряжения от 13 сентября 2012 г. о досрочном прекращении полномочий и досрочном расторжении контракта с У. по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 278 ТК РФ.

Исходя из смысла положений п. 2 ст. 278 ТК РФ во взаимосвязи со ст. 81 и пп. 1 и 3 ст. 278 ТК РФ, при расторжении трудового договора с руководителем организации по решению уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации не требуется указывать те или иные конкретные обстоятельства, подтверждающие необходимость прекращения трудового договора, поскольку расторжение трудового договора в указанном случае не является мерой юридической ответственности и не допускается без выплаты истцу справедливой компенсации в соответствии со ст. 279 ТК РФ.

Таким образом, при рассмотрении дела по иску У. о восстановлении на работе суду надлежало оценить лишь соблюдение ответчиками процедуры расторжения контракта с истцом по п. 2 ст. 278 ТК РФ, не выясняя вопрос о причинах, послуживших основанием для принятия решения собственником имущества организации или уполномоченным органом юридического лица о досрочном прекращении с ним трудовых отношений, поскольку досрочное прекращение контракта с главой местной администрации по вышеуказанной норме Трудового кодекса РФ являлось правом совета депутатов и главы МО.

Между тем, разрешая данное дело, суд указал, что, несмотря на то, что прекращение трудового договора с руководителем организации допускается без указания мотивов увольнения, такие мотивы в решении совета депутатов от 12 сентября 2012 г. приведены. В связи с этим суд сделал вывод о том, что причиной досрочного прекращения полномочий истца явилось нарушение им обязательств по соблюдению ограничений, установленных законодательством о государственной тайне. Суд посчитал, что увольнение истца по этой причине фактически явилось мерой юридической ответственности за нарушение законодательства в области защиты государственной тайны и расценил принятое советом депутатов решение в отношении У. как следствие злоупотребления правом со стороны ответчика.

Однако такие выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, а также свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований У., суд сослался на разъяснения, содержащиеся в п. 4.3 постановления Конституционного Суда РФ от 15 марта 2005 г. N 3-П, согласно которому положения п. 2 ст. 278, ст. 279 ТК РФ не препятствуют руководителю организации, если он считает, что решение собственника о досрочном прекращении трудового договора с ним фактически обусловлено такими обстоятельствами, которые свидетельствуют о дискриминации, злоупотреблении правом, оспорить увольнение в судебном порядке. При установлении судом на основе исследования всех обстоятельств конкретного дела соответствующих фактов его нарушенные права подлежат восстановлению.

В то же время истец на какие-либо обстоятельства, свидетельствующие о злоупотреблении правом со стороны ответчика, не ссылался, и в ходе рассмотрения дела указанных обстоятельств не установлено. Таким образом, вывод суда о том, что в отношении истца советом депутатов было допущено злоупотребление правом, является необоснованным.

Кроме того, разрешая дело, суд учел постановление Конституционного Суда РФ от 15 марта 2005 г. N 3-П лишь в части разъяснений, касающихся принципа недопустимости злоупотребления правом со стороны уполномоченного органа юридического лица, либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником органа при прекращении трудового договора с руководителем организации, и не учел иные разъяснения Конституционного Суда РФ, имеющие значение для правильного разрешения данного дела, и иные нормы действующего законодательства.

Так, в названном постановлении Конституционного Суда РФ указано, что в силу заключенного трудового договора руководитель организации в установленном порядке реализует права и обязанности юридического лица как участника гражданского оборота, в том числе полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом организации.

Выступая от имени организации, руководитель должен действовать в ее интересах добросовестно и разумно (п. 3 ст. 53 ГК РФ). От качества работы руководителя во многом зависят соответствие результатов деятельности организации целям, ради достижения которых она создавалась, сохранность ее имущества, а зачастую и само существование организации. Кроме того, полномочия по управлению имуществом, которыми наделяется руководитель, и предъявляемые к нему в связи с этим требования предполагают в качестве одного из необходимых условий успешного сотрудничества собственника с лицом, управляющим его имуществом, наличие доверительности в отношениях между ними.

Закрепление в п. 2 ст. 278 ТК РФ правомочия собственника расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, который осуществляет управление его имуществом, не обосновывая при этом необходимость принятия такого решения, направлено на реализацию и защиту прав собственника владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.

Принимая решение о досрочном прекращении трудовых отношений с руководителем организации на указанном основании, собственник обязан принимать во внимание законные интересы организации.

В соответствии со ст. 39 Устава МО полномочия по управлению муниципальной и иной переданной в управление собственностью возложены на администрацию МО, главой которой являлся У.

Исходя из положений ст. 130 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 1, 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решение У. вопросов местного значения, в том числе вопросов по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, должно было осуществляться исходя из интересов населения.

Делая вывод о незаконности принятых в отношении истца решения совета депутатов и распоряжения главы МО, суд не учел, что при решении вопроса о досрочном прекращении полномочий У. на внеочередном заседании совета депутатов МО 12 сентября 2012 г. советом депутатов принята к сведению информация не только по вопросу, связанному с прекращением допуска У. к государственной тайне, но и информация о допущенных им нарушениях в деятельности по распоряжению муниципальным имуществом, которая до сведения совета депутатов была доведена заместителем прокурора Ломоносовского района.

В то же время, поскольку факт наличия вины У. в неправомерном распоряжении муниципальной собственностью на момент проведения заседания совета депутатов МО 12 сентября 2012 г. установлен не был, то это обстоятельство основанием для прекращения трудовых отношений в качестве меры юридической ответственности не являлось, а могло повлечь лишь утрату доверия к истцу и возникновение опасений за сохранность муниципального имущества. В связи с чем и с целью соблюдения прав и законных интересов граждан, проживающих на территории МО, рассматривался вопрос о необходимости прекращения полномочий У. в занимаемой им должности главы местной администрации.

Поэтому у совета депутатов имелись основания для принятия решения от 12 сентября 2012 г. о досрочном прекращении полномочий и досрочном расторжении контракта с У.

Учитывая, что нормы п. 2 ст. 278 ТК РФ не устанавливают для уполномоченного лица (органа) при принятии им решения о досрочном расторжении контракта с руководителем организации обязательное указание мотивов такого решения, в то же время и не обязывают оформлять такое решение без указания мотивов, то совет депутатов вправе был при решении вопроса о досрочном прекращении полномочий истца по вышеуказанному основанию учесть факт прекращения истцу допуска к государственной тайне, а также другие характеризующие истца обстоятельства.

Доводы У., изложенные в исковом заявлении о нарушении ответчиком процедуры увольнения, проверялись судом и не нашли своего подтверждения.

Необходимое условие прекращения контракта по п. 2 ст. 278 ТК РФ, а именно выплата истцу компенсации в соответствии со ст. 279 ТК РФ, ответчиками было соблюдено.

Размер этой компенсации, как правильно указал суд, правомерно определен ответчиками в минимальном размере, предусмотренном ст. 279 ТК РФ: в сумме трехкратного среднего месячного заработка истца, поскольку в контракте условие о размере такой компенсации не содержалось.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых У. решения совета депутатов и распоряжения главы МО, а также восстановлении истца на работе в прежней должности у суда не имелось.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Ленинградского областного суда от 20 ноября 2012 г. отменила, приняла по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований У. к совету депутатов и главе муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области об отмене решения совета депутатов и распоряжения главы муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, о восстановлении на работе в прежней должности отказала.

[отформатировано: 20.09.2013 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

[проверено: 27.02.2014 редактор НЦПИ – Петросова А.Б.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 7 от 20.06.2013 Стр. 10
Рубрики правового классификатора: 010.150.040 Глава муниципального образования. Местная администрация, 060.020.060 Трудовой договор (контракт), 060.020.170 Трудовые споры, 060.020.180 Особенности регулирования труда (службы) отдельных категорий работников, государственных и муниципальных служащих (см. также 010.150.060, 020.020.000, 150.050.020), 180.040.030 Производство в кассационной инстанции, 190.010.040 Участие прокурора в рассмотрении дел судами

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать