Основная информация

Дата опубликования: 24 марта 2006г.
Номер документа: В200602110
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Ненормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0602110

В200602110

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.11.2006, N 11, СТР. 3, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24.03.2006 N 58-В06-15

ЛИЦО, НАХОДИВШЕЕСЯ ПОД ОПЕКОЙ,

ПОСЛЕ ДОСТИЖЕНИЯ ИМ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ ВПРАВЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОЛУЧИТЬ СУММЫ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

ПО ПОСОБИЯМ, ВЫПЛАЧИВАЕМЫМ ОПЕКУНУ

НА ЕГО СОДЕРЖАНИЕ

(Извлечение)

Е. и И. (находящиеся под опекой, каждому из которых в марте 2003 г. исполнилось 18 лет) обратились в суд с иском к министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации, финансовому департаменту администрации г. Хабаровска, правительству Хабаровского края о взыскании недополученных сумм на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря с учетом индексации, исходя из фактических цен, сложившихся по Хабаровскому краю.

В обоснование иска они указали на то, что органом опеки и попечительства комитета по управлению Центральным округом администрации г. Хабаровска выплата опекунского пособия за 2002-2003 гг. произведена из расчета 1300 руб. в месяц на одного опекаемого на основании постановления главы администрации Хабаровского края от 5 июня 2001 г. N 224 и распоряжения мэра г. Хабаровска от 17 июля 2001 г. N 907-р. Истцы также указали на то, что в период с 1998 по 2001 год денежные выплаты на их содержание производились без учета фактически сложившихся в Хабаровском крае цен, причем из федерального и краевого бюджетов эти выплаты не финансировались.

По мнению Е. и И., расчет опекунского пособия должен был производиться в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409; НГР:Р9202050 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ежеквартально, в зависимости от фактического роста стоимости натурального набора продуктов и предметов обихода.

В связи с нарушением норм указанного постановления Правительства Российской Федерации истцы просили взыскать в их пользу задолженность по выплате опекунских пособий.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 10 августа 2004 г. иск удовлетворен: взыскана с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Е. и И. задолженность по опекунскому пособию в размере 169 313 руб. 74 коп., с министерства финансов Хабаровского края за счет средств бюджета Хабаровского края - 169 313 руб. 74 коп.

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда 21 декабря 2004 г. решение суда первой инстанции отменила, в удовлетворении исковых требований Е. и И. отказала.

Президиум Хабаровского краевого суда 27 июня 2005 г. кассационное определение отменил и оставил в силе решение Центрального районного суда г. Хабаровска.

В надзорной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просило отменить решение Центрального районного суда г. Хабаровска, постановление президиума Хабаровского краевого суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска Е. и И. о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации денежных средств.

Определением судьи Верховного Суда РФ от 30 ноября 2005 г. дело истребовано в Верховный Суд РФ и 14 февраля 2006 г. передано для рассмотрения по существу в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 24 марта 2006 г. состоявшиеся по делу судебные постановления отменила, указав следующее.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ; НГР:Р0205496 основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

При рассмотрении настоящего дела судами были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409; НГР:Р9202050 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием.

В п. 1 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством) (утвержденного приказом Минобразования России от 19 августа 1999 г. N 199; НГР:В9905112), определено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

Из содержания двух вышеназванных нормативных правовых актов следует, что Правительством Российской Федерации урегулировано установление размера и порядка выплаты опекунских пособий.

Так, Правительством Российской Федерации были установлены натуральные нормативы, исходя из стоимости которых в каждом регионе и определяется размер опекунского пособия. Установление на всей территории Российской Федерации единого размера таких выплат в денежном выражении не смогло бы обеспечить надлежащую защиту опекаемых детей, поскольку суммы, необходимые на их содержание, могут достаточно сильно варьироваться в зависимости от цен, сложившихся в том или ином населенном пункте.

Порядок же выплаты пособий на содержание опекаемых детей, разработанный по поручению Правительства Российской Федерации Министерством образования Российской Федерации, является действующим и не противоречит законодательству Российской Федерации.

Органы государственной власти Российской Федерации, установив перечень товаров, рыночная стоимость которых подлежит выплате на содержание детей-сирот, тем самым определили размер пособий, средства на выплату которых необходимо было передать органам местного самоуправления из бюджета Хабаровского края.

В связи с этим вывод суда о незаконном бездействии Правительства Российской Федерации является необоснованным.

Решение о взыскании истребуемых сумм из казны Российской Федерации суд обосновал отсутствием соответствующего финансирования мероприятий по выплате опекунских пособий за счет средств федерального бюджета.

Этот вывод противоречит фактическим обстоятельствам дела. Судом не принято во внимание, что в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 социальная защита граждан, защита прав и свобод граждан - предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование рассматриваемых вопросов и фактически осуществили его в форме принятия постановления главы администрации Хабаровского края от 5 июня 2001 г. N 224 "Об установлении минимальных нормативов бюджетной обеспеченности расходов на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)".

Вместе с тем данный нормативный правовой акт надлежащим образом не обеспечил реализацию норм действующего законодательства по вопросу установления размеров пособий, подлежащих выплате опекунам, проживающим на территории Хабаровского края.

Ничем не обоснован и вывод суда об отсутствии финансирования на указанные цели из федерального бюджета.

Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2002 год" и "О федеральном бюджете на 2003 год" фактически была обеспечена передача субъектам Российской Федерации дополнительных финансовых средств на реализацию мероприятий по выплате опекунских пособий.

В соответствии со ст. 48 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" в состав федерального бюджета включены средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в общем объеме 147 490 966 тыс. рублей. Приложением 11 к указанному Федеральному закону установлено распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации по субъектам Российской Федерации. Объем средств, запланированных к перечислению и в дальнейшем фактически переданных Хабаровскому краю, составил 2 958 996 тыс. рублей.

В силу ст. 46 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" также было предусмотрено формирование Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в сумме 173 167 526 тыс. рублей. Согласно приложению 13 к указанному Федеральному закону Хабаровскому краю было перечислено 3 566 858 тыс. рублей.

При этом в составе средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, переданных в 2002-2003 гг. из федерального бюджета в Хабаровский край, были учтены предполагаемые расходы органов государственной власти Хабаровского края на выплату опекунских пособий.

Учет данных расходов производился на основании Методик распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на 2002 и 2003 годы.

Фактически учет производился путем включения в состав Методик соответствующих данных и формул, в конечном счете определяющих количество денежных средств, которые необходимо передать субъектам Российской Федерации в качестве финансовой помощи.

Так, в п. 2.7 каждой из Методик предусматривалось, что в составе расходов субъектов Российской Федерации на социальное обеспечение дополнительно учитываются расходы на выплату пособий на детей, находящихся под опекой или попечительством (в 2002 году - из расчета 25 250 руб. в год на одного ребенка, в 2003 году - 28 280 руб. в год на одного ребенка с корректировкой на коэффициент уровня цен).

В состав Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на 2002 и 2003 годы были включены дополнительные денежные средства, представляющие собой финансовую помощь, предоставленную субъектам Российской Федерации из федерального бюджета в счет производимых ими расходов на выплату опекунских пособий.

Таким образом, в целях оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального бюджета были перечислены дополнительные финансовые ресурсы для финансирования мероприятий по выплате опекунских пособий, в связи с чем у суда не было оснований для взыскания задолженности по опекунским пособиям из казны Российской Федерации.

Решение суда первой инстанции и постановление президиума суда надзорной инстанции вынесены с существенными нарушениями норм материального права и в связи с этим подлежат отмене.

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда, отменившая решение суда первой инстанции и вынесшая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Е. и И., указала на то, что у истцов отсутствует субъективное право на получение опекунских пособий, имеющих целевое назначение и подлежащих выплате только опекунам несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей.

Этот вывод основан на неправильном толковании и применении норм материального и процессуального права.

Действительно, в соответствии со ст.ст. 148, 150 СК РФ; НГР:Р9505301 денежные средства на содержание подопечного ребенка выплачиваются его опекуну.

Вышеназванный вывод основан на том, что несовершеннолетний опекаемый не является полностью дееспособным и не может в полном объеме самостоятельно осуществлять защиту своих прав. Так, в силу ч. 1 ст. 37 ГПК РФ; НГР:Р0205496 способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю (гражданская процессуальная дееспособность) принадлежит в полном объеме гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет.

Вместе с тем выплачиваемые опекуну на содержание подопечного суммы государственного пособия имеют целевое назначение и предназначены для реализации прав подопечного, в связи с чем в п. 1 ст. 148 СК РФ; НГР:Р9505301 прямо указано на то, что право на алименты, пособия и иные социальные выплаты - это право детей, находящихся под опекой (попечительством), а не право их опекунов (попечителей). Если право подопечного на получение пособия в полном объеме не было реализовано до наступления его совершеннолетия, то именно бывший подопечный обладает субъективным правом на получение сумм задолженности по указанным платежам и только он может реализовать процессуальное право на обращение в суд с соответствующим иском, поскольку право представлять интересы подопечного согласно п. 3 ст. 40 ГК РФ; НГР:Р0102092 у опекуна (попечителя) прекращаются с момента наступления совершеннолетия подопечного.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Центрального районного суда г. Хабаровска, определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда и постановление президиума Хабаровского краевого суда отменила; дело направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

[введено:11.12.2006 оператор НЦПИ - Денисова Н.Н.]

[проверено: 18.12.2006 редактор НЦПИ - Акельева Т.С.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 11 от 01.11.2006 Стр. 3
Рубрики правового классификатора: 040.000.000 Семья, 040.060.000 Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, 040.060.030 Опека и попечительство над детьми (см. также 030.020.050), 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование, 070.070.000 Пособия. Компенсационные выплаты (см. также 200.160.030), 070.070.010 Пособия

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать