Основная информация

Дата опубликования: 26 мая 2010г.
Номер документа: В201007882
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В1007882

В201007882

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 25.01.2011, N 2, СТР. 21, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26.05.2010 N 81-Г10-8

АБЗАЦ 3 П. 1.1 РАЗДЕЛА 1, АБЗ. 1

И 2 РАЗДЕЛА 3 И П. 3.1 РАЗДЕЛА 3 МЕТОДИКИ

ИСЧИСЛЕНИЯ РАЗМЕРА ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ,

ПРИЧИНЕННОГО НАРУШЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, УТВЕРЖДЕННОЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕМ КОЛЛЕГИИ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ

ОБЛАСТИ ОТ 26 АПРЕЛЯ 2007 Г. N 105 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ

ИСЧИСЛЕНИЯ РАЗМЕРА ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ, ПРИЧИНЕННОГО

НАРУШЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ", ПРИЗНАНЫ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ

ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

Извлечение

Постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 26 апреля 2007 г. N 105 утверждена методика исчисления размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды, предназначенная для определения размера вреда окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, вызванного в том числе превышением нормативов (лимитов) допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (абз. 3 п. 1.1 раздела 1). Формула определения размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха, регламентирована абз. 1 и 2 раздела 3 и п. 3.1 раздела 3 данной методики.

ОАО "Кузбассэнерго" обратилось в суд с заявлением о признании указанных положений недействующими, сославшись на то, что они противоречат Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с последующими изменениями), Закону РФ "Об охране атмосферного воздуха" (в редакции, действующей до 11 января 2009 г.), постановлению Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации". В обоснование заявления указало, что методика в оспариваемой ими части принята с нарушением компетенции, предоставленной субъекту Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Решением Кемеровского областного суда от 10 марта 2010 г. в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе ОАО "Кузбассэнерго" просило отменить судебное решение как вынесенное с нарушением норм процессуального и материального права.

Относительно кассационной жалобы прокурором и коллегией администрации Кемеровской области были поданы возражения.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 26 мая 2010 г. удовлетворила просьбу кассационной жалобы, указав следующее.

Признавая оспариваемое заявителем правовое регулирование соответствующим федеральному законодательству, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, утверждая методику, коллегия администрации Кемеровской области действовала правомерно, в порядке "опережающего регулирования" по вопросу совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Исходя из особенностей общественных отношений, составляющих предмет регламентации оспариваемого правового акта, Судебная коллегия сочла такой вывод основанным на неправильном истолковании норм материального закона, подлежащего применению по данному делу.

В силу ст.ст. 72, 76 Конституции Российской Федерации, положений Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" федеральный законодатель, определяя двухуровневое нормативное правовое регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, действительно предоставляет субъекту Российской Федерации право принять так называемое "опережающее законодательство", но отнюдь не произвольно, а в случае, если тот или иной вопрос не урегулирован федеральным законом.

Из наименования и текста оспариваемой заявителем методики весьма ясно и определенно следует, что этот нормативный правовой акт разработан коллегией администрации Кемеровской области в соответствии с Федеральными законами от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и, таким образом, касается вопроса, который уже регламентирован федеральным законом.

Устанавливая принцип платного природопользования и возмещения вреда окружающей среде, формы платы за негативное воздействие на окружающую среду, ответственность за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, принципы определения размера вреда окружающей среде, причиненного субъектом хозяйственной и иной деятельности, нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, федеральный законодатель одновременно предусмотрел организационно-правовой механизм реализации этих положений, в том числе разграничил полномочия органов государственной власти в этой сфере общественных отношений (ст.ст. 3, 5а–9, 14, 16, 75–80 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; ст.ст. 4–7 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").

В частности, установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды; установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду; порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе формирование единой нормативно-методической базы в области охраны атмосферного воздуха, относятся к компетенции Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" (с последующими изменениями) определение такс и методик исчисления оценки воздействия на окружающую среду является полномочием Министерства природных ресурсов и экологии РФ, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды (п. 1, подп. 5.2.44 п. 5).

В такой ситуации очевидно, что никакой другой орган исполнительной власти, как федеральный, так и региональный, не вправе устанавливать по своему усмотрению собственное нормативное регулирование по этому вопросу, иное означает вторжение субъекта Российской Федерации в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

То обстоятельство, что таксы и методики исчисления вреда, причиненного нарушением требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха, Министерством природных ресурсов и экологии РФ до настоящего времени не приняты, само по себе не является препятствием для прямого действия положений ст. 32 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", в соответствии с которой вред, причиненный окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха, подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, при их отсутствии в полном объеме и в соответствии с фактическими затратами на восстановление окружающей среды за счет средств лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха. Данное установление федерального законодателя, выполнение которого – безусловная обязанность соответствующих правоприменителей, не нуждается в подтверждении в законодательстве субъектов Российской Федерации.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила решение Кемеровского областного суда от 10 марта 2010 г., вынесла новое решение, которым признала недействующими абз. 3 п. 1.1 раздела 1, абз. 1 и 2 раздела 3 и п. 3.1 раздела 3 методики исчисления размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды, утвержденной постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 26 апреля 2007 г. N 105 "Об утверждении методики исчисления размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды".

[введено: 11.05.2011 оператор НЦПИ - Дементьева Е.В.]

[проверено: 29.09.2011 редактор НЦПИ – Солодникова М.Г.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 2 от 25.01.2011 Стр. 21
Рубрики правового классификатора: 180.040.040 Пересмотр решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать