Основная информация

Дата опубликования: 27 октября 2009г.
Номер документа: В200907340
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0907340

В200907340

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.07.2010, N 7, СТР. 18, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27.10.2009 N 11-В09-19

ОТКАЗ ГРАЖДАНИНУ В БЕСПЛАТНОЙ ПЕРЕДАЧЕ

В СОБСТВЕННОСТЬ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

ПРИЗНАН НЕЗАКОННЫМ

Извлечение

С. обратилась в суд с иском к муниципальному учреждению "Администрация Кировского района исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, понуждении передать земельный участок в собственность. В обоснование заявленных требований истица ссылалась на то, что на основании свидетельств о праве на наследство по закону от 21 июня 1990 г. и 14 сентября 2007 г. является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке площадью 946 кв. м. В просьбе о предоставлении данного земельного участка в собственность ответчиком 15 августа 2008 г. было отказано в связи с тем, что согласно постановлению руководителя исполнительного комитета Казани от 30 апреля 2008 г. N 1837 утвержден проект планировки территории района "Западное Заречье". Данный земельный участок расположен в черте красных линий, обозначающих границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства, дорог, улиц и т. д., то есть является земельным участком общего пользования, который согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ; НГР: Р0101942 приватизации не подлежит. По мнению истицы, отказ в предоставлении ей указанного земельного участка в собственность является незаконным.

Решением Кировского районного суда г. Казани от 13 ноября 2008 г. в иске отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 15 декабря 2008 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В надзорной жалобе представитель истицы Ф. просил отменить вынесенные по делу судебные постановления и направить дело на новое рассмотрение.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 27 октября 2009 г. жалобу удовлетворила, указав следующее.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ; НГР: Р0205496 основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении данного дела такого характера существенное нарушение норм материального права допущено судом первой и кассационной инстанций.

Судом первой инстанции установлено, что истица на основании свидетельств о праве на наследство по закону от 21 июня 1990 г. и от 14 сентября 2007 г. является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке площадью 946,7 кв. м. Фактическая площадь земельного участка по землеустроительному делу составляет 946,68 кв. м.

Отказывая в удовлетворении заявленных С. требований, суд первой инстанции исходил из того, что согласно постановлению руководителя исполнительного комитета Казани от 30 апреля 2008 г. N 1837 утвержден проект планировки территории района "Западное Заречье". Земельный участок, на котором находится принадлежащий истице жилой дом, частично расположен в черте красных линий в составе проекта микрорайона "Западное Заречье". В связи с этим он является земельным участком общего пользования, а земельные участки общего пользования в составе различных территориальных зон согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ; НГР: Р0101942 приватизации не подлежат.

Суд кассационной инстанции согласился с решением суда первой инстанции и его правовым обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не согласилась с выводами суда первой и кассационной инстанций о невозможности приватизации указанного земельного участка, поскольку они не основаны на нормах материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.

Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ; НГР: Р0101942 граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.

В силу абз. 2 п. 1 ст. 36 ЗК РФ; НГР: Р0101942, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ; НГР: Р0101942, федеральными законами.

Как следует из п. 2 ст. 28 и п. 6 ст. 36 ЗК РФ; НГР: Р0101942 (в ред. Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 212-ФЗ; НГР: Р0702353), исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность граждан бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ; НГР: Р0101942, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Пунктом 4 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ; НГР: Р0101944 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации; НГР: Р0101942" предусмотрено, что граждане РФ, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-I; НГР: С9000141 "О собственности; НГР: Р9000398 в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 36 ЗК РФ; НГР:Р0101942. Закон СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-I; НГР: С9000141 "О собственности; НГР: Р9000398 в СССР" введен в действие с 1 июля 1990 г. (п. 1 постановления Верховного Совета СССР от 6 марта 1990 г. N 1306-I; НГР: С9000142).

Суд, установив, что жилым домом, расположенным на спорном земельном участке, истица совместно с братом владеет с 21 июня 1990 г. в порядке наследования, не применил к отношениям сторон названные нормы ЗК РФ; НГР: Р0101942 и Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации; НГР: Р0101942". При этом суд сослался на то, что часть спорного земельного участка находится в створе красных линий в составе проекта микрорайона "Западное Заречье", поэтому является земельным участком общего пользования, который не подлежит приватизации в силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ; НГР: Р0101942.

Однако судом не учтено, что приведенные нормы ЗК РФ; НГР: Р0101942 и п. 4 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации; НГР: Р0101942" не содержат положений, ограничивающих право гражданина на бесплатное получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц и т. д., т. е. отнесения его к земельным участкам общего пользования.

Что касается ссылки суда на п. 12 ст. 85 ЗК РФ; НГР: Р0101942 в обоснование отказа С. в приватизации спорного земельного участка, то судом дано неправильное толкование данной правовой нормы. Данная норма не допускает приватизации земельных участков общего пользования, уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования. Как указывается в надзорной жалобе, каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке не имеется.

Таким образом, судами первой и кассационной инстанций при рассмотрении настоящего дела были допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в неправильном толковании норм п. 12 ст. 85 ЗК РФ; НГР: Р0101942 и неприменении ст. 36 ЗК РФ; НГР: Р0101942 и п. 4 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации; НГР: Р0101942", что повлияло на исход дела.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Кировского районного суда г. Казани от 13 ноября 2008 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 15 декабря 2008 г. отменила и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

[введено: 17.08.2010 оператор НЦПИ - Дементьева Е.В.]

[проверено: 23.08.2010 редактор НЦПИ - Браславский С.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 7 от 01.07.2010 Стр. 18
Рубрики правового классификатора: 030.000.000 Гражданское право, 030.090.000 Право собственности и другие вещные права (см. также 030.150.080), 030.090.080 Право собственности и другие вещные права на землю и иные природные ресурсы (см. также 110.020.070, 110.030.040, 110.030.050, 110.040.060, 110.050.060, 110.060.050, 110.060.060, 110.070.030, 110.080.030)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать