Основная информация
Дата опубликования: | 28 января 2009г. |
Номер документа: | В200907062 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Определения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0907062
В200907062
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.02.2010, N 2, СТР. 15, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28.01.2009 N 9-Г08-24
ПОДПУНКТЫ "В" И "Г" П. 3.4. ПОРЯДКА УСТАНОВЛЕНИЯ ОБЪЕМА
ДРЕВЕСИНЫ НА ОЧЕРЕДНОЙ ГОД ДЛЯ ЗАГОТОВКИ ГРАЖДАНАМИ
ДЛЯ СОБСТВЕННЫХ НУЖД, РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ
ГРАЖДАН О ВЫДЕЛЕНИИ ИМ ДРЕВЕСИНЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ
ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ
ДЛЯ СОБСТВЕННЫХ НУЖД ГРАЖДАН, УТВЕРЖДЕННОГО
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ ОТ 11 ФЕВРАЛЯ 2008 Г. N 29, А ТАКЖЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 К НАЗВАННОМУ ПОРЯДКУ
ПРИЗНАНЫ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ
Извлечение
11 февраля 2008 г. правительством Нижегородской области принято постановление N 29 "Об утверждении Порядка установления объема древесины на очередной год для заготовки гражданами для собственных нужд, рассмотрения обращений граждан о выделении им древесины и заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан", подп. "в" и "г" п. 3.4 которого предусмотрены в качестве основания для возвращения лесничеством заявлений граждан, нуждающихся в древесине для собственных нужд, наличие установленных в соответствии со ст. 27 Лесного кодекса РФ; НГР:Р0603445 ограничений использования лесов и несоответствие заявленного использования лесов лесохозяйственному регламенту лесничества.
Приложением N 1 к Порядку предусмотрена форма договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, отменяя решение суда первой инстанции, указала следующее.
Согласно п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ; НГР:Р9305853 лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (чч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853).
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), установлены подп. 60 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ; НГР:Р9904799 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также ст. 82 ЛК РФ. В их числе предусмотрено решение вопросов утверждения порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд.
Частью 3 ст. 77 ЛК РФ предусмотрено, что граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом ч. 5 ст. 77 ЛК РФ закреплено положение о том, что порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
26 июня 2007 г. Правительством РФ принято постановление N 406, которым утверждены как Правила подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, так и форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений.
В соответствии с п. 14 названных Правил по результатам рассмотрения поданного гражданином заявления о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд выносится решение о подготовке проекта договора либо заявление возвращается гражданину на следующих основаниях: а) превышение заявленных к заготовке объемов древесины по отношению к нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд, устанавливаемым законом субъекта Российской Федерации, в границах территории которого расположено лесничество (лесопарк); б) отсутствие в указанном заявителем лесничестве (лесопарке) лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными показателями.
Приведенный перечень оснований возвращения заявления является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. В связи с этим областной законодатель не вправе был в указанной сфере устанавливать иное правовое регулирование.
Кроме того, установив Приложением N 1 к оспариваемому нормативному правовому акту форму договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, правительство области вышло за пределы предоставленных ему полномочий, поскольку в силу ст. 72 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, ч. 5 ст. 77 ЛК РФ утверждение формы примерного договора купли-продажи лесных насаждений относит к полномочиям Правительства РФ.
Согласно п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы или иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (чч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853).
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), установлены подп. 60 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ; НГР:Р9904799 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также ст. 82 ЛК РФ. В их числе предусмотрено решение вопросов утверждения порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд.
Частью 3 ст. 77 ЛК РФ предусмотрено, что граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом ч. 5 ст. 77 ЛК РФ закреплено положение о том, что порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом государственной власти.
[введено: 25.03.2010 оператор НЦПИ - Дементьева Е.В.]
[проверено: 29.03.2010 редактор НЦПИ - Ермолина Н.В.]
В0907062
В200907062
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.02.2010, N 2, СТР. 15, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28.01.2009 N 9-Г08-24
ПОДПУНКТЫ "В" И "Г" П. 3.4. ПОРЯДКА УСТАНОВЛЕНИЯ ОБЪЕМА
ДРЕВЕСИНЫ НА ОЧЕРЕДНОЙ ГОД ДЛЯ ЗАГОТОВКИ ГРАЖДАНАМИ
ДЛЯ СОБСТВЕННЫХ НУЖД, РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ
ГРАЖДАН О ВЫДЕЛЕНИИ ИМ ДРЕВЕСИНЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ
ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ
ДЛЯ СОБСТВЕННЫХ НУЖД ГРАЖДАН, УТВЕРЖДЕННОГО
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ ОТ 11 ФЕВРАЛЯ 2008 Г. N 29, А ТАКЖЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 К НАЗВАННОМУ ПОРЯДКУ
ПРИЗНАНЫ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ
Извлечение
11 февраля 2008 г. правительством Нижегородской области принято постановление N 29 "Об утверждении Порядка установления объема древесины на очередной год для заготовки гражданами для собственных нужд, рассмотрения обращений граждан о выделении им древесины и заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан", подп. "в" и "г" п. 3.4 которого предусмотрены в качестве основания для возвращения лесничеством заявлений граждан, нуждающихся в древесине для собственных нужд, наличие установленных в соответствии со ст. 27 Лесного кодекса РФ; НГР:Р0603445 ограничений использования лесов и несоответствие заявленного использования лесов лесохозяйственному регламенту лесничества.
Приложением N 1 к Порядку предусмотрена форма договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, отменяя решение суда первой инстанции, указала следующее.
Согласно п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ; НГР:Р9305853 лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (чч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853).
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), установлены подп. 60 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ; НГР:Р9904799 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также ст. 82 ЛК РФ. В их числе предусмотрено решение вопросов утверждения порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд.
Частью 3 ст. 77 ЛК РФ предусмотрено, что граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом ч. 5 ст. 77 ЛК РФ закреплено положение о том, что порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
26 июня 2007 г. Правительством РФ принято постановление N 406, которым утверждены как Правила подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, так и форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений.
В соответствии с п. 14 названных Правил по результатам рассмотрения поданного гражданином заявления о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд выносится решение о подготовке проекта договора либо заявление возвращается гражданину на следующих основаниях: а) превышение заявленных к заготовке объемов древесины по отношению к нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд, устанавливаемым законом субъекта Российской Федерации, в границах территории которого расположено лесничество (лесопарк); б) отсутствие в указанном заявителем лесничестве (лесопарке) лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными показателями.
Приведенный перечень оснований возвращения заявления является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. В связи с этим областной законодатель не вправе был в указанной сфере устанавливать иное правовое регулирование.
Кроме того, установив Приложением N 1 к оспариваемому нормативному правовому акту форму договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, правительство области вышло за пределы предоставленных ему полномочий, поскольку в силу ст. 72 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, ч. 5 ст. 77 ЛК РФ утверждение формы примерного договора купли-продажи лесных насаждений относит к полномочиям Правительства РФ.
Согласно п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы или иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (чч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853).
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), установлены подп. 60 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ; НГР:Р9904799 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также ст. 82 ЛК РФ. В их числе предусмотрено решение вопросов утверждения порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд.
Частью 3 ст. 77 ЛК РФ предусмотрено, что граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом ч. 5 ст. 77 ЛК РФ закреплено положение о том, что порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом государственной власти.
[введено: 25.03.2010 оператор НЦПИ - Дементьева Е.В.]
[проверено: 29.03.2010 редактор НЦПИ - Ермолина Н.В.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 2 от 01.02.2010 Стр. 15 |
Рубрики правового классификатора: | 090.000.000 Хозяйственная деятельность, 090.120.000 Бытовое обслуживание населения, 090.120.030 Предприятия бытового обслуживания населения. Бытовые услуги, 110.000.000 Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды, 110.050.000 Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов (см. также 200.150.030), 110.050.020 Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в области лесных отношений. Контроль за охраной лесов (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: