Основная информация

Дата опубликования: 29 марта 2006г.
Номер документа: В200602887
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0602887

В200602887

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.02.2007, N 2, СТР. 14, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29.03.2006 N 11-Г06-3

ДЕЙСТВУЮЩЕЕ БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ПРАВО СОЗДАВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

(Извлечение)

Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Татарстан от 26 мая 1999 г. N 2183 "О государственных внебюджетных фондах Республики Татарстан", ссылаясь на то, что вышеназванный Закон противоречит положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803726, не предоставляющим органам государственной власти субъектов Российской Федерации право на создание и определение деятельности государственных внебюджетных фондов, не предусмотренных федеральным бюджетным законодательством.

Верховный Суд Республики Татарстан 13 декабря 2005 г. отказал в удовлетворении заявленного требования.

В кассационном представлении прокурор просил отменить указанное решение, считая, что судом неправильно истолкованы и применены нормы материального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 29 марта 2006 г. решение суда отменила по следующим основаниям.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора, суд согласился с доводами прокурора Республики Татарстан о том, что в соответствии со ст.ст. 8 и 145 Бюджетного кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803726 (БК РФ) и подп. "е" п. 2 ст. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе составлять и утверждать бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов одновременно с принятием законов о бюджете на очередной финансовый год, но наряду с этим счел, что данные полномочия не лишают законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации права образовывать собственные внебюджетные фонды. При этом суд сослался на то, что решение указанного вопроса определено постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которыми осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер по мобилизации и расходованию собственных финансовых ресурсов и установление законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации порядка образования их внебюджетных фондов, утверждение соответствующих положений и отчетов об исполнении не могут квалифицироваться как нарушение Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 (Постановления от 18 января 1996 г. N 2-П; НГР:Р9600465; от 10 декабря 1997 г. N 19-П; НГР:Р9705451; Определение от 6 декабря 2001 г. N 228-О; НГР:Р0107957).

Однако данный вывод сделан судом без учета того, что основанием для обращения прокурора в суд с вышеназванным заявлением послужило противоречие оспариваемого им Закона действовавшему на момент обращения в суд законодательству.

В соответствии со ст. 7 БК РФ (в редакции, действовавшей во время рассмотрения дела) установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации находится в исключительном ведении федеральных органов власти. Установление порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов также является исключительной прерогативой федеральных органов государственной власти. Общие принципы организации и деятельности государственных внебюджетных фондов установлены главой 17 БК РФ.

Перечень действующих на территории Российской Федерации государственных внебюджетных фондов, приведенных в названной главе, является исчерпывающим. Наличие иных государственных внебюджетных фондов законодательством не предусмотрено. Статьями 8 и 145 БК РФ, а также подп. "е" п. 2 ст. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено лишь право органов государственной власти субъектов Российской Федерации составлять и утверждать бюджеты предусмотренных данным Кодексом территориальных государственных внебюджетных фондов одновременно с принятием законов о бюджете на очередной финансовый год.

Из анализа приведенных выше норм следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе самостоятельно создавать и определять деятельность государственных внебюджетных фондов, не предусмотренных федеральным бюджетным законодательством.

Ссылка суда на Постановления и Определение Конституционного Суда Российской Федерации необоснованна, так как эти судебные акты принимались на основании Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 и действовавшего на тот период времени федерального бюджетного законодательства в их взаимосвязи, и последним тогда допускалась возможность создания субъектами Российской Федерации собственных внебюджетных фондов.

Так, на основании положений ст. 22 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4807-I; НГР:Р9301888 "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления" и подп. "е" п. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ; НГР:Р9904799 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции, утратившей силу 13 мая 2002 г.), действующих на момент вынесения Конституционным Судом Российской Федерации указанных выше Постановлений, допускалась возможность создания субъектами Российской Федерации своих собственных внебюджетных фондов.

Однако с принятием Бюджетного кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803726 Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4807-I; НГР:Р9301888 утратил силу с 1 января 2000 г. (в связи с принятием Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 159-ФЗ; НГР:Р9903455 "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803726"), а с 13 мая 2002 г. была изменена редакция подп. "е" п. 2 ст. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и субъектам Российской Федерации были предоставлены права только по утверждению бюджета территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и отчета об их исполнении.

В связи с указанным нельзя согласиться с выводом суда о том, что Бюджетным кодексом Российской Федерации; НГР:Р9803726 не регулируются вопросы формирования иных, кроме как государственных, внебюджетных фондов и что этот Кодекс не содержит запрета на формирование в субъектах Российской Федерации своих государственных внебюджетных и любых других внебюджетных фондов.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Верховного Суда Республики Татарстан отменила, вынесла по делу новое решение, которым заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворила: признала противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения в законную силу (т. е. с 29 марта 2006 г.) Закон Республики Татарстан от 26 мая 1999 г. N 2183 "О государственных внебюджетных фондах Республики Татарстан".

[введено: 16.04.2007 оператор НЦПИ - Денисова Н.Н.]

[проверено: 17.04.2007 редактор НЦПИ - Акельева Т.С.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 2 от 01.02.2007 Стр. 14
Рубрики правового классификатора: 010.000.000 Конституционный строй, 010.070.000 Федеративное устройство Российской Федерации, 010.070.020 Субъекты Российской Федерации, 080.000.000 Финансы, 080.080.000 Иные вопросы бюджетного устройства, 080.080.020 Государственные внебюджетные фонды (см. также 060.010.050, 070.030.000, 140.010.030), 080.080.030 Сбалансированность бюджетов

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать