Основная информация

Дата опубликования: 30 января 2008г.
Номер документа: В200801959
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0801959

В200801959

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.07.2008, N 7, СТР. 4, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30.01.2008 N 3-Г07-24

ПОЛОЖЕНИЕ ЗАКОНА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

УСТАНАВЛИВАЮЩЕЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ЛИЦ,

ОТНЕСЕННЫХ К ОДНОЙ КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН, ВЛИЯЮЩИЕ

НА ОБЪЕМ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ

ПОДДЕРЖКИ, ПРИЗНАНО ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

(Извлечение)

Прокурор Республики Коми обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня принятия ч. 1 ст. 2 Закона Республики Коми от 21 сентября 2007 г. N 64-РЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в той части, в какой она устанавливает различные меры социальной поддержки гражданам, достигшим пожилого возраста до 1 января 2005 г. и после 1 января 2005 г., и ветеранам труда из числа лиц, указанных в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", до выдачи документов о праве на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" гражданам, достигшим пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет) после 1 января 2005 г., получавшим трудовые пенсии по старости либо пенсии за выслугу лет согласно федеральному законодательству и имеющим стаж трудовой деятельности (учитываемый в календарном порядке) не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, и присвоения ветеранам труда из числа лиц, указанных в подп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", в порядке, предусмотренном законодательством Республики Коми, звания "Ветеран труда" и выдачи им соответствующего удостоверения.

Он также указал, что в нарушение действующего федерального законодательства о социальной поддержке ветеранов и других категорий граждан в ч. 1 ст. 2 Закона Республики Коми "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" установлены меры социальной поддержки ветеранам труда и гражданам, достигшим пожилого возраста после 1 января 2005 г., в меньшем объеме, чем лицам, имеющим звание "Ветеран труда", и гражданам, достигшим пожилого возраста до 1 января 2005 г., несмотря на то что данные различия носят формально-юридический характер и не являются основанием для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.

Решением Верховного суда Республики Коми от 14 ноября 2007 г. в удовлетворении заявления прокурору отказано.

В кассационном представлении он просил об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 30 января 2008 г. кассационное представление удовлетворила по следующим основаниям.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд сослался на то, что при принятии Закона Республики Коми региональный законодатель исходил из необходимости сохранения ранее предусмотренных ч. 2 ст. 11 и ч. 2 ст. 12 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 г. N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" (в ред. 6 октября 2006 г.) мер социальной поддержки указанной выше категории граждан.

Однако данный вывод суда основан на ошибочном толковании норм материального права.

Предписания ч. 1 ст. 2 Закона Республики Коми, касающиеся установления различных мер социальной поддержки гражданам пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), получающим трудовые пенсии по старости либо пенсии за выслугу лет в соответствии с федеральным законодательством, имеющим стаж трудовой деятельности не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, в зависимости от даты достижения пенсионного возраста (до 1 января 2005 г. и после 1 января 2005 г.) до выдачи документов о праве на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", противоречат нормам Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также положениям федерального законодательства о социальной поддержке отдельных категорий граждан.

Так, ч. 1 ст. 2 Закона Республики Коми установлены различные меры социальной поддержки ветеранам труда из числа лиц, указанных в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", до присвоения ветеранам труда из числа лиц, указанных в подп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", в порядке, установленном законодательством Республики Коми, звания "Ветеран труда" и выдачи соответствующего удостоверения.

Вместе с тем Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ; НГР:Р9500081 "О ветеранах" к ветеранам труда относит как лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда" (подп. 1 п. 1 ст. 7), так и лиц, награжденных орденами или медалями, либо удостоенных почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, но не имеющих удостоверение "Ветеран труда" (подп. 2 п. 1 ст. 7). При этом названный Закон не определяет различия в статусе ветеранов труда и возможность получения мер социальной поддержки, объем получаемых мер социальной поддержки указанной категории граждан (ветеранов труда) не ставит в зависимость от наличия либо отсутствия удостоверения "Ветеран труда".

Согласно ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции от 29 июня 2004 г., действовавшей до внесения изменений в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701) ветеранами труда являлись лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определялся Президентом Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 г. N 1270; НГР:Р9904464 было утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", которое также не устанавливало каких-либо ограничений в правовом статусе лиц, отнесенных к данной категории.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701 внесены изменения в Федеральный закон "О ветеранах", в соответствии со ст. 22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации

Анализ вышеназванного федерального законодательства о социальной поддержке отдельных категорий граждан (ветеранов труда) свидетельствует о том, что к ветеранам труда отнесены как лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", так и лица, не имеющие данного удостоверения. При этом какого-либо различия, в том числе и в объеме предоставляемых мер социальной поддержки, федеральным законодательством для указанной категории граждан не установлено.

В качестве единственного различия в условиях предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда из числа лиц, определенных в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", можно указать лишь наличие у гражданина удостоверения "Ветеран труда", что не является существенным и не влияет на правовой статус названной категории граждан.

При таких обстоятельствах ч. 1 ст. 2 Закона Республики Коми в оспариваемой прокурором части противоречит нормам Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701 и федерального законодательства о социальной поддержке отдельных категорий граждан.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Верховного суда Республики Коми отменила; приняла новое решение, которым признала недействующей со дня вступления решения в законную силу ч. 1 ст. 2 Закона Республики Коми от 21 сентября 2007 г. N 64-P3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", в той части в какой она устанавливает различные меры социальной поддержки гражданам, достигшим пожилого возраста до 1 января 2005 г. и после 1 января 2005 г., и ветеранам труда из числа лиц, указанных в подп. 1 и 2 п. 7 ст. 1 Федерального закона "О ветеранах", до выдачи документов о праве на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" гражданам, достигшим пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет) после 1 января 2005 г., получавшим трудовые пенсии по старости либо пенсии за выслугу лет в соответствии с федеральным законодательством и имеющим стаж трудовой деятельности (учитываемый в календарном порядке) не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, и присвоения ветеранам труда из числа лиц, указанных в подп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", в порядке, предусмотренном законодательством Республики Коми, звания "Ветеран труда" и выдачи им соответствующего удостоверения.

[введено: 12.08.2008 оператор НЦПИ - Павозкова Е.А.]

[проверено: 14.08.2008 корректор НЦПИ - Приходько И.О.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 7 от 01.07.2008 Стр. 4
Рубрики правового классификатора: 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование, 070.060.000 Пенсии (см. также 200.160.030), 070.060.020 Пенсии по старости, 070.090.000 Льготы, 180.000.000 Правосудие, 180.040.000 Гражданский процесс, 180.040.030 Производство в кассационной инстанции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать