Основная информация

Дата опубликования: 30 апреля 2008г.
Номер документа: В200804998
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0804998

В200804998

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.01.2009, N 1, СТР. 17, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30.04.2008 N 7-Г08-8

СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЯ

ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ПОЛНОМОЧИЯ

ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ПОРЯДКА ОФОРМЛЕНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ

РЕГИСТРАЦИИ И ВЫДАЧИ ЛИЦЕНЗИЙ НА ПОЛЬЗОВАНИЕ

УЧАСТКАМИ НЕДР ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ, НЕ ВПРАВЕ ИЗМЕНЯТЬ

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ВЫДАЧИ ЛИЦЕНЗИЙ

(Извлечение)

Постановлением администрации Ивановской области от 8 апреля 2005 г. N 70-па был утвержден Порядок предоставления права пользования участками недр в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Ивановской области. В силу п. 7 приложения 2 к названному Порядку для получения лицензии на право пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Ивановской области в уполномоченный орган исполнительной власти Ивановской области в сфере недропользования предоставляется карта (план) земельного участка масштабом 1:10 000 или крупнее с обозначением границ испрашиваемого участка, указанием его площади при наличии предварительного письменного согласия органа местного самоуправления, полномочного принимать решения о предоставлении соответствующего земельного участка, либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования.

Заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в суд с заявлением о признании данной нормы недействующей с момента вступления в силу Федерального закона от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ; НГР:Р0701586 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации; НГР:Р0101942".

В обоснование требований он указал, что оспариваемый п. 7 приложения 2 к приведенному Порядку противоречит ст. 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I; НГР:Р9200729 "О недрах", в соответствии с которой предоставление лицензии на пользование недрами осуществляется при наличии согласия собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца.

Решением Ивановского областного суда от 24 января 2008 г. заявление прокурора оставлено без удовлетворения.

В кассационном представлении заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора просил об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 30 апреля 2008 г. решение суда отменила по следующим основаниям.

Суд первой инстанции, установив, что в оспариваемой норме отсутствует полное воспроизведение перечня лиц, наличие согласия которых необходимо для предоставления лицензии на пользование недрами в соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации "О недрах", пришел к выводу об отсутствии противоречия федеральному законодательству.

Однако данный вывод суда является ошибочным.

Как закреплено в п. "в" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 и ст. 1\2 Закона Российской Федерации "О недрах", вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853).

В силу ч. 3 ст. 1\1 Закона Российской Федерации "О недрах" субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.

При этом в силу ст. 76 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 и ч. 3 ст. 1 приведенного Закона Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В п. 7 приложения 2 к упомянутому Порядку предусмотрено, что для получения лицензии необходимо согласие собственника земли, и отсутствует указание на землепользователя и землевладельца, наличие согласия которых требуется в соответствии с ч. 6 ст. 11 Закона Российской Федерации "О недрах" (в ред. от 26 июня 2007 г.).

Учитывая, что в ст. 11 Закона определены общие требования к лицензированию права пользования недрами, порядку выдачи соответствующих лицензий, субъект Российской Федерации, реализуя предоставленные ч. 6 ст. 16 данного Закона полномочия по установлению порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр отдельных видов, не вправе изменять общие условия выдачи лицензий.

По этой причине выводы суда о соответствии федеральному законодательству п. 7 приложения 2 к вышеназванному Порядку нельзя признать правильными.

В Постановлении от 9 июля 2002 г. N 12-П; НГР:Р0203649 Конституционный Суд Российской Федерации указал, что само по себе отсутствие в законодательстве субъекта Российской Федерации положения, закрепленного в федеральном законодательстве, не является препятствием для прямого действия нормы федерального закона. Установление федерального законодателя, выполнение которого является безусловной обязанностью соответствующих правоприменителей, не нуждается в подтверждении в законодательстве субъектов Российской Федерации.

Ссылаясь на приведенные правовые положения, суд не учел, что в оспариваемой норме акта субъекта Российской Федерации норма федерального закона воспроизведена в измененном (усеченном) виде. Подобное правовое регулирование одних и тех же отношений приводит к неопределенности в вопросе о том, наличие согласия каких лиц необходимо для получение лицензии на пользование недрами.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал (например, в Постановлении от 17 июня 2004 г. N 12-П; НГР:Р0402516), что именно нарушения требований определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования не обеспечивают единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что приводит к нарушению принципов равенства всех перед законом и верховенства закона.

В силу ст. 253 ГПК РФ; НГР:Р0205496 суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Ивановского областного суда отменила и приняла новое решение, которым заявление заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора удовлетворила: признала недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу п. 7 приложения 2 к указанному Порядку.

[введено: 13.02.2009 оператор НЦПИ - Павозкова Е.А.]

[проверено: 16.02.2009 редактор НЦПИ - Мартиросян Э.К.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 1 от 01.01.2009 Стр. 17
Рубрики правового классификатора: 020.000.000 Основы государственного управления, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.070 Лицензирование отдельных видов деятельности, 110.000.000 Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды, 110.030.000 Использование и охрана недр (см. также 200.150.030), 110.030.050 Пользование недрами. Виды пользования (см. также 030.090.080)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать