Основная информация
Дата опубликования: | 30 ноября 2005г. |
Номер документа: | В200504465 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Определения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0504465
В200504465
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.10.2006, N 10, СТР. 9, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30.11.2005 N 53-Г05-46
В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ПРИ ИЗДАНИИ ОРГАНАМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ВНОВЬ УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ РАЗМЕРЫ ПОСОБИЙ
И ИНЫХ ВИДОВ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ НЕ МОГУТ БЫТЬ
НИЖЕ РАЗМЕРОВ ВЫПЛАТ, ПРЕДОСТАВЛЯВШИХСЯ
СООТВЕТСТВУЮЩИМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН
ПО СОСТОЯНИЮ НА 31 ДЕКАБРЯ 2004 Г.
(Извлечение)
Прокурор Красноярского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению ст. 17-1 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 г. N 12-961 "О защите прав ребенка", введенной Законом Красноярского края от 24 декабря 2004 г. N 13-2843 "О внесении изменений в Закон края "О защите прав ребенка".
По его мнению, установленный в ряде муниципальных образований с I квартала 2005 г. прожиточный минимум для детей ниже размеров выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), которые производились в этих муниципальных образованиях до 1 января 2005 г., противоречит п. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Кроме этого, применение ст. 17-1 Закона края заведомо ставит детей, находящихся под опекой (попечительством), в худшие условия, по сравнению с детьми, воспитывающимися в государственных учреждениях.
Решением Красноярского краевого суда от 22 августа 2005 г. признана противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению со дня принятия ст. 17-1 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 г. N 12-961 "О защите прав ребенка".
В кассационных жалобах председатель Законодательного Собрания Красноярского края и представитель губернатора края ставили вопрос об отмене решения ввиду неправильного применения норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 30 ноября 2005 г. в удовлетворении жалоб отказала по следующим основаниям.
В оспариваемом Законе, как указано в преамбуле, установлены основные гарантии прав и законных интересов ребенка в целях создания правовых и социально-экономических условий для их реализации, а также меры социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Удовлетворяя требование прокурора, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ст. 17-1 Закона края противоречит федеральному законодательству.
В силу ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7, каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию.
Согласно ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, имеющих право на ее получение, а также ее виды и размеры устанавливаются законом.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ; НГР:Р9803516 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации устанавливают компетенцию федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют гарантии прав ребенка, реализуют государственную политику в интересах детей, в том числе осуществляют деятельность в области образования и воспитания, охраны здоровья, социальной защиты, социального обслуживания, содействия социальной адаптации и социальной реабилитации детей, обеспечения их занятости и охраны труда, профилактики безнадзорности и правонарушений, организации детского и семейного отдыха.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
В ст. 4 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" одной из целей государственной политики в интересах детей названо недопущение их дискриминации.
Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществление денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении в образовательные учреждения и трудоустройстве в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов до 1 января 2005 г. утверждался Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В п. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701 закреплено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нормативных правовых актов вновь устанавливаемые размеры выплат пособий и иных видов социальных выплат не могут быть ниже размеров выплат, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 г.
Как видно из материалов дела, прожиточный минимум для детей в ряде муниципальных образований Красноярского края ниже размеров выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), которые производились в этих муниципальных образованиях до 1 января 2005 г.
Из содержания ст. 17-1 Закона края следует, что размер денежных средств, выплачиваемых опекунам (попечителям), приравнивается к величине прожиточного минимума и состоит из средств, расходуемых на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Подобный механизм определения размера пособия для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, допускает дискриминацию в отношении детей, находящихся под опекой, они поставлены в худшие условия, чем дети, воспитывающиеся в государственных учреждениях. Примером этому может служить снижение по сравнению с федеральным законодательством норм, установленных на конкретные продукты питания, и т. п.
Данный вывод судом сделан на основании анализа норм обеспечения продуктами питания, соответственно, детей, находящихся в государственных учреждениях, и детей, над которыми установлена опека, что убедительно мотивировано в решении суда.
При таких обстоятельствах суд правильно заключил, что в ст. 17-1 Закона края, где приравнивается размер денежных выплат на детей к величине прожиточного минимума, не учитываются положения Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", согласно которым дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации.
Однако ссылки суда на нормы Закона, которые утратили силу с 1 января 2005 г., ошибочны.
Несмотря на это, вывод суда об удовлетворении требований прокурора является правильным.
Суд дал правильный анализ действующим нормам Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ; НГР:Р9803516 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", которые регулируют данные правоотношения, в частности ст.ст. 4, 16 этого Закона.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, не опровергают выводов суда.
Нормы материального права применены судом правильно, всем установленным обстоятельствам, имеющим значение для разрешения дела, дана надлежащая оценка.
Вместе с тем решение суда в части признания оспариваемых норм недействующими со дня их принятия нельзя признать правильным.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращался к вопросу об установлении полномочий судов. В ряде постановлений (например, от 16 июня 1998 г. N 19-П; НГР:Р9802517, от 11 апреля 2000 г. N 6-П; НГР:Р0001628, от 27 января 2004 г. N 1-П; НГР:Р0400232) выражена позиция, согласно которой решение суда общей юрисдикции о признании закона субъекта Российской Федерации противоречащим федеральному закону не является подтверждением недействительности закона, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу, не подлежащим применению.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Красноярского краевого суда в части признания недействующими ст. 17-1 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 г. N 12-961 "О защите прав ребенка" оставила без изменения, кассационные жалобы председателя Законодательного Собрания Красноярского края и представителя губернатора края - без удовлетворения; это же решение изменила в другой части: определила последствия признания недействующими вышеназванных норм с момента вступления решения в законную силу.
[введено: 31.10.2006 оператор НЦПИ - Агуреева И.В.]
[проверено: 07.11.2006 редактор НЦПИ - Акельева Т.С.]
В0504465
В200504465
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.10.2006, N 10, СТР. 9, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30.11.2005 N 53-Г05-46
В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ПРИ ИЗДАНИИ ОРГАНАМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ВНОВЬ УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ РАЗМЕРЫ ПОСОБИЙ
И ИНЫХ ВИДОВ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ НЕ МОГУТ БЫТЬ
НИЖЕ РАЗМЕРОВ ВЫПЛАТ, ПРЕДОСТАВЛЯВШИХСЯ
СООТВЕТСТВУЮЩИМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН
ПО СОСТОЯНИЮ НА 31 ДЕКАБРЯ 2004 Г.
(Извлечение)
Прокурор Красноярского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению ст. 17-1 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 г. N 12-961 "О защите прав ребенка", введенной Законом Красноярского края от 24 декабря 2004 г. N 13-2843 "О внесении изменений в Закон края "О защите прав ребенка".
По его мнению, установленный в ряде муниципальных образований с I квартала 2005 г. прожиточный минимум для детей ниже размеров выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), которые производились в этих муниципальных образованиях до 1 января 2005 г., противоречит п. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Кроме этого, применение ст. 17-1 Закона края заведомо ставит детей, находящихся под опекой (попечительством), в худшие условия, по сравнению с детьми, воспитывающимися в государственных учреждениях.
Решением Красноярского краевого суда от 22 августа 2005 г. признана противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению со дня принятия ст. 17-1 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 г. N 12-961 "О защите прав ребенка".
В кассационных жалобах председатель Законодательного Собрания Красноярского края и представитель губернатора края ставили вопрос об отмене решения ввиду неправильного применения норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 30 ноября 2005 г. в удовлетворении жалоб отказала по следующим основаниям.
В оспариваемом Законе, как указано в преамбуле, установлены основные гарантии прав и законных интересов ребенка в целях создания правовых и социально-экономических условий для их реализации, а также меры социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Удовлетворяя требование прокурора, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ст. 17-1 Закона края противоречит федеральному законодательству.
В силу ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7, каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию.
Согласно ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, имеющих право на ее получение, а также ее виды и размеры устанавливаются законом.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ; НГР:Р9803516 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации устанавливают компетенцию федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют гарантии прав ребенка, реализуют государственную политику в интересах детей, в том числе осуществляют деятельность в области образования и воспитания, охраны здоровья, социальной защиты, социального обслуживания, содействия социальной адаптации и социальной реабилитации детей, обеспечения их занятости и охраны труда, профилактики безнадзорности и правонарушений, организации детского и семейного отдыха.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
В ст. 4 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" одной из целей государственной политики в интересах детей названо недопущение их дискриминации.
Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществление денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении в образовательные учреждения и трудоустройстве в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов до 1 января 2005 г. утверждался Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В п. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701 закреплено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нормативных правовых актов вновь устанавливаемые размеры выплат пособий и иных видов социальных выплат не могут быть ниже размеров выплат, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 г.
Как видно из материалов дела, прожиточный минимум для детей в ряде муниципальных образований Красноярского края ниже размеров выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), которые производились в этих муниципальных образованиях до 1 января 2005 г.
Из содержания ст. 17-1 Закона края следует, что размер денежных средств, выплачиваемых опекунам (попечителям), приравнивается к величине прожиточного минимума и состоит из средств, расходуемых на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Подобный механизм определения размера пособия для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, допускает дискриминацию в отношении детей, находящихся под опекой, они поставлены в худшие условия, чем дети, воспитывающиеся в государственных учреждениях. Примером этому может служить снижение по сравнению с федеральным законодательством норм, установленных на конкретные продукты питания, и т. п.
Данный вывод судом сделан на основании анализа норм обеспечения продуктами питания, соответственно, детей, находящихся в государственных учреждениях, и детей, над которыми установлена опека, что убедительно мотивировано в решении суда.
При таких обстоятельствах суд правильно заключил, что в ст. 17-1 Закона края, где приравнивается размер денежных выплат на детей к величине прожиточного минимума, не учитываются положения Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", согласно которым дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации.
Однако ссылки суда на нормы Закона, которые утратили силу с 1 января 2005 г., ошибочны.
Несмотря на это, вывод суда об удовлетворении требований прокурора является правильным.
Суд дал правильный анализ действующим нормам Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ; НГР:Р9803516 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", которые регулируют данные правоотношения, в частности ст.ст. 4, 16 этого Закона.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, не опровергают выводов суда.
Нормы материального права применены судом правильно, всем установленным обстоятельствам, имеющим значение для разрешения дела, дана надлежащая оценка.
Вместе с тем решение суда в части признания оспариваемых норм недействующими со дня их принятия нельзя признать правильным.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращался к вопросу об установлении полномочий судов. В ряде постановлений (например, от 16 июня 1998 г. N 19-П; НГР:Р9802517, от 11 апреля 2000 г. N 6-П; НГР:Р0001628, от 27 января 2004 г. N 1-П; НГР:Р0400232) выражена позиция, согласно которой решение суда общей юрисдикции о признании закона субъекта Российской Федерации противоречащим федеральному закону не является подтверждением недействительности закона, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу, не подлежащим применению.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Красноярского краевого суда в части признания недействующими ст. 17-1 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 г. N 12-961 "О защите прав ребенка" оставила без изменения, кассационные жалобы председателя Законодательного Собрания Красноярского края и представителя губернатора края - без удовлетворения; это же решение изменила в другой части: определила последствия признания недействующими вышеназванных норм с момента вступления решения в законную силу.
[введено: 31.10.2006 оператор НЦПИ - Агуреева И.В.]
[проверено: 07.11.2006 редактор НЦПИ - Акельева Т.С.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 10 от 01.10.2006 Стр. 9 |
Рубрики правового классификатора: | 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование, 070.070.000 Пособия. Компенсационные выплаты (см. также 200.160.030), 070.070.010 Пособия, 070.070.020 Компенсационные и иные социальные выплаты, 180.000.000 Правосудие, 180.040.000 Гражданский процесс, 180.040.030 Производство в кассационной инстанции, 190.000.000 Прокуратура. Органы юстиции. Адвокатура. Нотариат, 190.020.000 Органы юстиции, 190.020.050 Юридическая экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (см. также 010.140.020) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: