Основная информация

Дата опубликования: 31 октября 2008г.
Номер документа: В200805695
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0805695

В200805695

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.10.2009, N 10, СТР. 11, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31.10.2008 N 7-В08-8

ВОПРОС О ПРАВЕ НА НАЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ

ПО СТАРОСТИ РАНЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА

РЕШАЕТСЯ В ОТНОШЕНИИ КАЖДОГО ЗАСТРАХОВАННОГО

ЛИЦА ИНДИВИДУАЛЬНО

(Извлечение)

Прокурор Фрунзенского района г. Иваново обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в обоснование которого ссылался на то, что Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области при определении права на назначение досрочной трудовой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную деятельность, не включает в специальный стаж работы указанных лиц периоды осуществления ими трудовой деятельности в негосударственных организациях, созданных в организационно-правовых формах, отличных от формы учреждения. Прокурор Фрунзенского района просил обязать ответчика при разрешении вопроса о досрочном назначении предусмотренной подп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г; НГР:Р0102274. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, включать в специальный стаж для назначения пенсии периоды работы застрахованных лиц без предъявления требований к организационно-правовой форме организации, в которой такая деятельность осуществлялась.

Решением Фрунзенского районного суда г. Иваново от 19 марта 2008 г. исковые требования удовлетворены. Управление Пенсионного фонда РФ в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области обязано при назначении трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, включать периоды работы застрахованных лиц во всех организациях здравоохранения без предъявления требований к их организационно-правовой форме и форме собственности.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 21 апреля 2008 г. решение оставлено без изменения.

В надзорной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области просило отменить решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 19 марта 2008 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 21 апреля 2008 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 31 октября 2008 г. надзорную жалобу удовлетворила, указав следующее.

В силу ст. 387 ГПК РФ; НГР:Р0205496 основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении данного дела судами первой и кассационной инстанций были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права.

Принимая решение по делу и возлагая на Управление Пенсионного фонда РФ в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области обязанность при назначении трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, включать периоды работы застрахованных лиц во всех организациях здравоохранения без предъявления требований к их организационно-правовой форме и форме собственности, суд исходил из того, что вопросы, связанные с пенсионным обеспечением лиц, работающих в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, должны разрешаться с учетом принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации, соблюдение которого выражается в том числе и в запрете вводить различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории.

Суд кассационной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о праве лиц, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в бесспорном порядке на включение в специальный стаж периодов их трудовой деятельности во всех организациях здравоохранения без предъявления требований к их организационно-правовой форме и форме собственности, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ; НГР:Р0102274 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно подп. 11 п. 1 ст. 28 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с п. 3 ст. 28 того же Закона списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

Правительство РФ постановлением от 29 октября 2002 г. N 781; НГР:Р0205145 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 28 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 28 указанного Закона, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья" и "учреждения здравоохранения".

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ; НГР:Р0102274 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.

При этом органы, уполномоченные принимать решение о досрочном назначении трудовой пенсии на основании Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", руководствуются действующим пенсионным законодательством, в том числе с учетом изменений, обусловленных принятием решений Конституционным Судом РФ, но без права его расширительного толкования.

Исходя из п. 7 ст. 18 вышеприведенного Закона решения об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено право территориального органа Пенсионного фонда РФ принять решение об отказе в установлении пенсии, которое может быть обжаловано заинтересованным лицом в вышестоящий пенсионный орган и (или) в суд.

При этом суд, рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии.

В ходе рассмотрения судом спора, связанного с реализацией гражданином права на трудовую пенсию, исходя из конкретных обстоятельств дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т. п.), разрешается вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и, как следствие, о праве застрахованного лица на пенсионное обеспечение ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. N 25; НГР:В0503246 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии").

При таких обстоятельствах не имеется правовых оснований для возложения обязанности на Управление Пенсионного фонда РФ в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области при разрешении вопроса о досрочном назначении предусмотренной подп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г; НГР:Р0102274. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, включать в бесспорном порядке в специальный стаж для назначения пенсии периоды работы застрахованных лиц без предъявления требований к организационно-правовой форме организации, в которой такая деятельность осуществлялась.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Фрунзенского районного суда г. Иваново и определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда отменила.

[введено: 04.12.2009 оператор НЦПИ - Дементьева Е.В.]

[проверено: 09.12.2009 редактор НЦПИ - Ермолина Н.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 10 от 01.10.2009 Стр. 11
Рубрики правового классификатора: 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование, 070.040.000 Трудовой стаж, 070.040.030 Специальный трудовой стаж, 070.060.000 Пенсии (см. также 200.160.030), 070.060.070 Досрочные пенсии, 180.000.000 Правосудие, 180.040.000 Гражданский процесс, 180.040.020 Производство в суде первой инстанции, 180.040.030 Производство в кассационной инстанции, 180.040.040 Пересмотр решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать