Основная информация

Дата опубликования: 01 августа 2007г.
Номер документа: В200704462
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Ненормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0704462

В200704462

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.01.2008, N 1, СТР. 14, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

01.08.2007 N 15-ПВ07

ПРИ НАЗНАЧЕНИИ ВЫХОДНОГО ПОСОБИЯ СУДЬЕ

ВРЕМЯ ЕГО РАБОТЫ В ДОЛЖНОСТИ СУДЬИ В РАЙОНАХ

КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ

ИСЧИСЛЯЕТСЯ ИСХОДЯ ИЗ ОТРАБОТАННЫХ ИМ

ПОЛНЫХ КАЛЕНДАРНЫХ ЛЕТ

(Извлечение)

С. обратился в суд с иском к Судебному департаменту при Верховном Суде РФ, управлению Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Саратовской области о перерасчете выходного пособия, обосновав свои требования следующим. В декабре 1965 г. он был избран судьей в Сахалинской области, где проработал до января 1980 г., затем был избран судьей Саратовского областного суда, а с 21 июня 1982 г. - председателем Энгельсского городского суда Саратовской области, где проработал до ухода в отставку 1 октября 2004 г. Стаж его работы в должности судьи составляет 46 лет.

Приказом начальника управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Саратовской области от 28 сентября 2004 г. ему назначено выходное пособие за 46 лет работы в качестве судьи. Исчисление судейского стажа было произведено с учетом льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера.

Письмом начальника управления социальной защиты судей и государственных служащих Судебного департамента при Верховном Суде РФ дано указание начальнику управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Саратовской области об исчислении стажа для расчета выходного пособия С. исходя из 39 полных лет.

Приказом начальника управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Саратовской области от 10 ноября 2004 г. ему установлена выплата выходного пособия без применения названных льгот, исходя из стажа судейской работы 39 лет.

Полагая, что данный приказ не соответствует п. п. 2, 3 ст. 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", С. просил суд обязать Судебный департамент при Верховном Суде РФ и управление Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Саратовской области произвести расчет выходного пособия исходя из 46 лет судейского стажа.

Решением Октябрьского районного суда г. Саратова от 2 февраля 2006 г. признан не соответствующим требованиям п. п. 2, 3 ст. 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" приказ от 10 ноября 2004 г. начальника управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Саратовской области о выплате С. выходного пособия в размере 39 месячных заработных плат; на Судебный департамент при Верховном Суде РФ и управление Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Саратовской области возложена обязанность произвести С. расчет выходного пособия при уходе в отставку судьи по состоянию на 1 октября 2004 г. исходя из стажа работы 46 лет.

В кассационном порядке решение не обжаловалось.

В представлении заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 20 июня 2007 г., внесенном в Президиум Верховного Суда РФ в порядке, предусмотренном ст. 389 ГПК РФ; НГР:Р0205496, в целях обеспечения единства судебной практики и законности, был поставлен вопрос об отмене решения районного суда.

Президиум Верховного Суда РФ 1 августа 2007 г. представление удовлетворил по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным подп. 1, 2, 4, 5, 9 и 11 п. 1 ст. 14 этого Закона.

Время работы в должности судьи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитывается в стаж работы судьи в полуторном размере (абзац введен Федеральным законом от 21 июня 1995 г. N 91-ФЗ; НГР:Р9502481).

Согласно п. 3 ст. 15 названного выше Закона Российской Федерации ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета месячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера месячной заработной платы по оставляемой должности. При этом судье, ранее уходившему или удалявшемуся в отставку, учитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента прекращения последней отставки.

Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что при определении судейского стажа для выплаты выходного пособия время работы С. судьей в Сахалинской области должно исчисляться в полуторном размере.

При этом суд указал, что норма, изложенная в абз. 2 п. 2 ст. 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", распространяется на все случаи исчисления стажа работы в качестве судьи, в том числе и для определения размера выходного пособия, поскольку какой-либо оговорки, ограничивающей ее действие, не содержит.

Данные выводы суда основаны на неправильном толковании норм материального права и являются ошибочными.

Так, Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", определяя статус судьи в отставке, в том числе обусловленные этим статусом гарантии предоставления материального (социального) обеспечения, устанавливает, что пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов заработной платы работающего по соответствующей должности судьи, а имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин - 50) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи; судья, достигший возраста 60 лет (женщины - 55 лет), при стаже работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере; пребывающие в отставке судьи, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания и пенсии по инвалидности (п. 5 ст. 15, абз. 2 п. 1 ст. 19).

При этом одним из условий назначения ежемесячного пожизненного содержания является длительное осуществление соответствующей профессиональной деятельности (наличие стажа работы).

В абз. 2 п. 2 ст. 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" установлено, что время работы в должности судьи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитывается в стаж работы судьи в полуторном размере.

Вместе с тем порядок выплаты выходного пособия судье при выходе в отставку регулируется п. 3 ст. 15 названного Закона Российской Федерации.

Данный пункт является специальной нормой, определяющей гарантию судьям, обусловленную прекращением их полномочий. Однако в нем не предусмотрено особых правил исчисления времени работы судьи в рассматриваемых районах и местностях для назначения выходного пособия.

В случаях, когда законодателем предусмотрены какие-либо льготы или компенсации, им специально в законе делается указание на это.

Так, согласно абз. 3 п. 1 ст. 19 Закона судьям, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет и ушедшим (удаленным) в отставку, гарантировано право на ежемесячное пожизненное содержание с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от их места жительства и времени обращения за указанным содержанием; в силу абз. 2 п. 2 ст. 19 того же Закона судьям, работающим в районах Крайнего Севера, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются продолжительностью 51 рабочий день, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, где применяются коэффициенты к заработной плате, - 45 рабочих дней.

Кроме того, в п. 6 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4994-I "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" установлено, что исчисление размера выходного и единовременного пособия и пожизненного содержания (п. п. 3, 5 ст. 15, п. 6 ст. 19 Закона) производится в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона из расчета должностного оклада судьи, доплат за квалификационный класс и выслугу лет, выплат по коэффициентам (районным, за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях), надбавок за работу в местностях с неблагоприятными климатическими условиями.

Выплаты по коэффициентам и надбавкам при исчислении размера пожизненного содержания осуществляются при условии проживания судьи в местности, где такие коэффициенты предусмотрены.

Следовательно, при исчислении выходного пособия в расчет месячной заработной платы включаются районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера.

Исчисление выходного пособия с учетом процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и стажа работы в указанных районах в полуторном размере является двойным начислением выплаты за работу в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях.

Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что выходное пособие судье в соответствии с п. 3 ст. 15 вышеназванного Закона определяется исходя из количества полных лет, отработанных судьей, нельзя признать правильным вывод суда о льготном исчислении стажа работы судьи С. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для назначения выходного пособия.

Таким образом, суд первой инстанции допустил существенное нарушение норм материального права, что в силу ст. 387 ГПК РФ; НГР:Р0205496 является основанием для отмены судебного постановления.

Между тем правильное и единообразное толкование норм материального права имеет существенное значение при разрешении аналогичных споров в судах и обеспечивает формирование единства судебной практики по данной категории дел.

Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ; НГР:Р0205496, по делу допустимо вынесение нового решения об отказе С. в удовлетворении его требований.

В то же время отмена указанного судебного постановления не влечет поворот его исполнения, поскольку согласно абз. 2 ч. 3 ст. 445 ГПК РФ; НГР:Р0205496 в случае отмены в порядке надзора решений суда по делам о взыскании денежных сумм по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, поворот решения допускается, если отмененное решение суда было основано на сообщенных истцом ложных сведениях или представленных им подложных документах.

Президиум Верховного Суда РФ решение Октябрьского районного суда г. Саратова отменил и принял по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований С. отказал.

[введено: 18.02.2008 оператор НЦПИ - Денисова Н.Н.]

[проверено: 05.05.2008 редактор НЦПИ - Аксенов С.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 1 от 01.01.2008 Стр. 14
Рубрики правового классификатора: 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование, 070.040.000 Трудовой стаж, 070.040.030 Специальный трудовой стаж, 070.060.000 Пенсии (см. также 200.160.030), 070.060.050 Пенсии за выслугу лет (см. также 150.130.060), 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.040 Статус судей в Российской Федерации. Органы судейского сообщества

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать