Основная информация

Дата опубликования: 01 октября 2018г.
Номер документа: RU53000201800686
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Новгородская область
Принявший орган: Правительство Новгородской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

01.10.2018 № 457

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2018 - 2024 ГОДЫ

(название в редакции постановления Правительства Новгородской области от 09.12.2019 № 478)

(в редакции постановления Правительства Новгородской области от 09.12.2019 № 478)

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1701 «О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года № 1531 «О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам» Правительство Новгородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу оздоровления государственных финансов Новгородской области на 2018 - 2024 годы (далее - Программа).

(в редакции постановления Правительства Новгородской области от 09.12.2019 № 478)

2. Исполнителям Программы:

2.1. Обеспечить выполнение Программы в соответствии с планом мероприятий по реализации Программы оздоровления государственных финансов Новгородской области на 2018 - 2024 годы согласно приложению к Программе;

2.2. Представлять информацию о ходе выполнения Программы в министерство финансов Новгородской области ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

(в редакции постановления Правительства Новгородской области от 09.12.2019 № 478)

3. Министерству финансов Новгородской области представлять заместителю Председателя Правительства Новгородской области Богданову Е.В.:

сводную информацию о ходе выполнения мероприятий Программы ежеквартально не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;

результаты оценки реализации Программы ежегодно до 10 апреля года, следующего за отчетным.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления Новгородской области в течение 2 месяцев со дня вступления в силу постановления принять с учетом положений Программы план мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов, включающий программу оптимизации расходов и мероприятия, направленные на рост доходов местного бюджета и сокращение муниципального долга.

5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Новгородской области Богданова Е.В.

6. Опубликовать постановление в газете «Новгородские ведомости» и разместить на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Губернатор

Новгородской области

А.С.НИКИТИН

Утверждена

постановлением

Правительства Новгородской области

от 01.10.2018 № 457

ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2018 - 2024 ГОДЫ

(название в редакции постановления Правительства Новгородской области от 09.12.2019 № 478)

I. Общие положения

Программа оздоровления государственных финансов Новгородской области на 2018 - 2024 годы (далее - Программа) разработана в целях формирования бюджетной политики Новгородской области, ориентированной на социально-экономическое развитие, создания условий для эффективного управления государственными и муниципальными финансами Новгородской области и укрепления устойчивости бюджетной системы Новгородской области.

Программа определяет основные направления деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Новгородской области в сфере повышения собираемости налоговых и неналоговых доходов, оптимизации и приоритизации расходов областного и местных бюджетов, ограничения бюджетного дефицита, совершенствования управления долговыми обязательствами.

В результате реализации Программы планируется обеспечить с 2020 года финансовое обеспечение в полном объеме расходных обязательств Новгородской области без привлечения средств дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, а при невозможности достижения указанной цели - обеспечить сокращение к 2020 году расходов консолидированного бюджета Новгородской области до уровня расчетных объемов расходных обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, определенных в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 года № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации» (в сопоставимых условиях).

(в редакции постановления Правительства Новгородской области от 09.12.2019 № 478)

II. Характеристика текущего состояния государственных

финансов Новгородской области

Работа по мобилизации источников доходов и оптимизации расходных обязательств в Новгородской области проводится на постоянной основе.

С 2011 года комплексная работа по повышению эффективности бюджетных расходов в Новгородской области осуществлялась в рамках долгосрочной областной целевой программы «Повышение эффективности бюджетных расходов Новгородской области на 2011 - 2014 годы», утвержденной постановлением Администрации области от 31.03.2011 № 125.

Исходя из приоритетов социально-экономического развития Новгородской области на период до 2020 года сформулированы задачи по обеспечению долгосрочной устойчивости бюджетной системы Новгородской области, которые реализуются в виде мероприятий государственной программы Новгородской области «Управление государственными финансами в Новгородской области на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Новгородской области от 17.10.2013 № 273.

С 2014 года реализуется план мероприятий по увеличению доходов, оптимизации расходов консолидированного бюджета Новгородской области и совершенствованию долговой политики Новгородской области на 2014 - 2019 годы (далее - план мероприятий), утвержденный распоряжением Правительства Новгородской области от 12.02.2014 № 36-рг в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации Путина В.В. по итогам совещания по бюджетным проектировкам на 2014 - 2016 годы от 11 сентября 2013 года № Пр-2193.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 1506 «О соглашениях, заключаемых Министерством финансов Российской Федерации с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, и мерах ответственности за невыполнение субъектом Российской Федерации обязательств, возникающих из указанных соглашений» в 2017 году распоряжением Правительства Новгородской области от 31.03.2017 № 85-рз утверждена Программа оптимизации расходов консолидированного бюджета Новгородской области на 2017 - 2019 годы (далее - программа оптимизации).

В указанные план мероприятий и программу оптимизации включены мероприятия, направленные на оптимизацию налоговых льгот, снижение задолженности по платежам, зачисляемым в бюджет области, повышение эффективности администрирования налогов, повышение эффективности использования имущества, находящегося в государственной собственности Новгородской области, мероприятия по совершенствованию долговой политики Новгородской области, мероприятия по оптимизации численности государственных и муниципальных служащих области, оптимизации бюджетной сети в различных сферах, заключению энергосервисных контрактов государственными (муниципальными) учреждениями, оптимизации мер социальной поддержки, оптимизации расходов на предоставление субсидий юридическим лицам, а также мероприятия по совершенствованию межбюджетных отношений.

Начиная с 2015 года ежегодно на очередной финансовый год и плановый период Правительством Новгородской области утверждается долговая политика Новгородской области, главными ориентирами которой являются соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, сохранение объема долговых обязательств Новгородской области на экономически безопасном уровне, полнота и своевременность исполнения долговых обязательств Новгородской области, сокращение стоимости обслуживания государственного долга Новгородской области.

В качестве одного из основных направлений работы по обеспечению доходов консолидированного бюджета Новгородской области является осуществление системного мониторинга эффективности применения налогоплательщиками налоговых льгот по уплате налогов в консолидированный бюджет Новгородской области.

В соответствии с законодательством Новгородской области предоставлены налоговые льготы по налогу на прибыль организаций, по налогу на имущество организаций, по транспортному налогу и установлены дифференцированные налоговые ставки по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Налоговые льготы и дифференцированные налоговые ставки установлены следующими законами Новгородской области о налогах и сборах:

областным законом от 31.10.2013 № 373-ОЗ «О налоговых ставках на территории Новгородской области»;

областным законом от 30.09.2008 № 384-ОЗ «О налоге на имущество организаций»;

областным законом от 30.09.2008 № 379-ОЗ «О транспортном налоге»;

областным законом от 31.03.2009 № 487-ОЗ «О ставке налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения».

Общая сумма предоставленных областным законодательством региональных налоговых льгот за 2016 год составила 390,8 млн. рублей, в том числе:

по налогу на прибыль организаций - 101,3 млн. рублей;

по налогу на имущество организаций - 254,7 млн. рублей;

по транспортному налогу - 29,8 млн. рублей;

по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - 5,0 млн. рублей.

Распоряжением Правительства Новгородской области от 22.06.2017 № 190-рз утвержден План мероприятий по устранению с 1 января 2018 года неэффективных льгот (пониженных ставок по налогам), предоставляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления Новгородской области, в соответствии с которым органами исполнительной власти Новгородской области и органами местного самоуправления Новгородской области проведен анализ эффективности налоговых льгот, пониженных ставок и подготовлены предложения по оптимизации налоговых льгот, предоставленных областным законодательством и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Оценка эффективности налоговых льгот, предоставленных в 2016 году, проведенная в соответствии с Порядком оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот, утвержденным постановлением Администрации области от 05.03.2010 № 93, показала следующее:

льготы и преимущества, имеющие положительную и бюджетную, и социально-экономическую эффективность, отсутствуют;

положительную бюджетную эффективность имеют три налоговые льготы, предоставленные коммерческим организациям в отношении имущества объектов социально-культурной сферы, находящихся на балансе и используемых по целевому назначению (налог на имущество организаций), общественным организациям инвалидов и организациям, осуществляющим деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта (транспортный налог);

положительную социально-экономическую эффективность имеют две налоговые льготы по налогу на имущество организаций: льготы, предоставленные в отношении имущества сельхозтоваропроизводителей, имеющих земли сельскохозяйственного назначения, и объектов газораспределения, построенных в рамках реализации Программы газификации регионов Российской Федерации по Новгородской области.

В октябре 2017 года приняты областные законы, отменяющие льготы по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций и транспортному налогу для большинства категорий налогоплательщиков. Количество льготных категорий налогоплательщиков (организаций) сокращено с 21 до 6.

Распоряжением Правительства Новгородской области от 22.06.2017 № 191-рз утвержден План мероприятий по отмене установленных расходных обязательств Новгородской области, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В рамках подготовки и представления в Министерство финансов Российской Федерации реестра расходных обязательств Новгородской области проведена инвентаризация установленных расходных обязательств. Расходных обязательств Новгородской области, не отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, по результатам инвентаризации не установлено.

Настоящая Программа является преемником проводимой ранее работы, в том числе аккумулирует в себе отдельные мероприятия указанных выше правовых актов.

Информация об основных показателях исполнения консолидированного бюджета Новгородской области в динамике за 2014 - 2017 годы приведена в таблице 1.

Таблица 1 - Исполнение консолидированного бюджета Новгородской области в 2014 - 2017 годах (млн. рублей)

Наименование показателя

Год

2014

2015

2016

2017

Доходы всего,

28162,3

29934,0

33092,7

34967,6

в том числе:

налоговые и неналоговые доходы

22941,3

24738,5

27785,8

26636,7

безвозмездные поступления

5221,0

5195,5

5306,8

8330,9

из них:

безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

5198,6

5087,4

5315,2

8316,0

в том числе дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации

558,0

598,9

877,1

1238,3

Расходы всего

32692,0

31268,5

33350,0

34996,5

Дефицит

-4529,8

-1334,5

-257,3

-28,9

Объем государственного долга Новгородской области

14589,6

15439,2

15372,5

15757,3

Отношение объема государственного долга Новгородской области к налоговым и неналоговым доходам областного бюджета (%)

82,8

79,5

68,5

74,6

Реализация мероприятий, утвержденных указанными правовыми актами, позволила изменить тенденцию отставания темпа роста доходов консолидированного бюджета Новгородской области от темпа роста расходов.

Общий объем доходов консолидированного бюджета Новгородской области с 2014 года увеличился на 6805,3 млн. рублей (24,2 %), общий объем расходов возрос на 2304,4 млн. рублей (7,0 %).

Негативное влияние на поступление доходов оказывает рост задолженности по платежам в бюджет Новгородской области.

Недоимка по налоговым платежам в консолидированный бюджет Новгородской области по состоянию на 01.01.2018 составила 1650,0 млн. рублей, в том числе по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет Новгородской области, - 129,5 млн. рублей, транспортному налогу - 521,9 млн. рублей, налогу на имущество организаций - 207,0 млн. рублей, НДФЛ - 179,1 млн. рублей, по налогам со специальным налоговым режимом - 115,6 млн. рублей. За 2017 год сумма недоимки выросла на 185,3 млн. рублей, или на 12,7 %, к началу года.

В целях увеличения доходов в консолидированный бюджет Новгородской области указом Губернатора Новгородской области от 04.12.2017 № 474 создана межведомственная комиссия по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам, мониторингу ситуации по снижению неформальной занятости в Новгородской области. Губернатором Новгородской области утвержден Комплексный план мероприятий по улучшению администрирования и увеличения поступлений доходов в консолидированный бюджет Новгородской области в 2018 году. Основной целью работы межведомственной комиссии является разработка мер, направленных на увеличение поступлений налоговых платежей в бюджет и страховых взносов, легализацию трудовых отношений и выработку предложений по устранению недостатков формирования налогоплательщиками (налоговыми агентами) налоговой базы и базы для исчисления страховых взносов, сокращение неформальной занятости в Новгородской области. Сумма бюджетного эффекта в 2018 году оценивается в объеме 250,0 млн. рублей.

Рост текущих расходов бюджета в 2014 - 2017 годах (на заработную плату с начислениями, социальное обеспечение, страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения и т.д.) обусловлен необходимостью реализации принятых в 2012 году на федеральном уровне решений (указы Президента Российской Федерации, федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации). Прирост как собственных доходных источников, так и безвозмездных поступлений направлялся в первую очередь на покрытие этих расходов. Удельный вес расходов капитального характера в общей сумме расходов снизился с 10,2 % в 2014 году до 7,4 % в 2017 году.

Несмотря на увеличение текущих расходов, за анализируемый период дефицит консолидированного бюджета Новгородской области поэтапно снижался. Начиная с 2016 года областной бюджет утверждается без дефицита. Минимизирован дефицит и местных бюджетов. В 2017 году консолидированный бюджет Новгородской области исполнен с дефицитом 28,9 млн. рублей, что составляет 0,1 % от объема налоговых и неналоговых доходов.

Состояние расходной части областного бюджета характеризуется индикаторами, приведенными в таблице 2.

Таблица 2 - Индикаторы, характеризующие состояние расходной части областного бюджета

Наименование показателя

Критерий оценки

2016 год

2017 год

2018 год

1

2

3

4

5

Отношение объема просроченной кредиторской задолженности Новгородской области и государственных учреждений Новгородской области за счет средств субсидий из областного бюджета к расходам областного бюджета (%)

не более 0,5 %

0,07

0,02

0,04 <*>

Процент абсолютного отклонения утвержденного объема расходов областного бюджета на очередной финансовый год от объема расходов соответствующего года при его утверждении на первый год планового периода в году, предшествующем отчетному году (%)

не более 10 %

16,1

<**>

7,9

Процент абсолютного отклонения объема расходов бюджета субъекта Российской Федерации от объема расходов предыдущего года

не более 10 %

7,5

4,5

3,3

Отношение прироста расходов областного бюджета в отчетном финансовом году, не обеспеченных соответствующим приростом доходов бюджета, к объему расходов областного бюджета (%)

не более 10 %

-0,02

-0,05

-

Превышение расходов на осуществление полномочий Российской Федерации, переданных для исполнения субъектам Российской Федерации, над расходами за счет средств субвенций из федерального бюджета бюджету Новгородской области

не более 0

0

0

0

Темп изменения расходов областного бюджета по отдельным отраслям в очередном финансовом году (%):

не более 10 %

национальная экономика

10,9

13,9

23,6

образование

5,3

8,6

11,9

культура, кинематография

4,8

25,1

92,0

здравоохранение

3,9

0,7

0,7

социальная политика

2,6

5,3

2,0

физкультура и спорт

59,0

15,0

5,0

--------------------------------

<*> По состоянию на 01.04.2018.

<**> В соответствии с областным законом от 29.10.2015 № 846-ОЗ «Об особенностях составления, рассмотрения и утверждения проекта областного бюджета и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда на 2016 год» областной бюджет на 2016 год утверждался без планового периода.

Индикаторы, приведенные в таблице 2, в основном не превышают критические значения. Увеличение расходов областного бюджета в течение года осуществляется при наличии соответствующих доходных источников. Средства областного бюджета на осуществление переданных полномочий Российской Федерации не направляются. Колебания темпов изменения расходов областного бюджета по отдельным отраслям связаны с предоставлением в отдельных годах дополнительных средств из федерального бюджета.

Объем просроченной кредиторской задолженности Новгородской области и государственных учреждений Новгородской области за счет средств субсидий из областного бюджета незначителен. Просроченную кредиторскую задолженность имеют учреждения здравоохранения, финансируемые за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования, а также муниципальные учреждения.

В целях сокращения просроченной кредиторской задолженности по бюджетным обязательствам консолидированного бюджета Новгородской области, а также предотвращения ее образования указом Губернатора Новгородской области от 17.04.2018 № 134 утвержден план мероприятий («дорожная карта») по погашению (реструктуризации) просроченной кредиторской задолженности по бюджетным обязательствам консолидированного бюджета Новгородской области в период 2018 - 2020 годов (далее - план).

В рамках плана для органов исполнительной власти Новгородской области, городского округа и каждого муниципального района (включая поселения, входящие в состав муниципального района) установлен график погашения (реструктуризации) просроченной кредиторской задолженности, определяющий конкретные суммы задолженности и сроки, в которые она должна быть погашена.

В соответствии с мероприятиями плана дополнительные доходы, полученные при исполнении соответствующего бюджета, а также средства, полученные от оптимизации бюджетных расходов, направляются на погашение просроченной кредиторской задолженности по бюджетным обязательствам.

В целях сокращения расходов консолидированного бюджета Новгородской области ведется планомерная работа по оптимизации сети и штатов государственных и муниципальных учреждений.

В сфере образования за период 2015 - 2017 годов реорганизовано путем присоединения или ликвидировано 13 дошкольных образовательных организаций, 10 общеобразовательных организаций, 10 центров психолого-медико-социального сопровождения, 2 учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ликвидировано 2 филиала дошкольных образовательных организаций, 2 филиала общеобразовательных организаций.

При сокращении количества образовательных организаций прирост общего числа обучающихся за 3 года составил 2,7 % (112,8 тыс. человек в 2015 году против 116,0 тыс. человек в 2018 году).

Проведенные за 3 истекших года мероприятия по оптимизации сети и штатной численности педагогических работников обеспечили достижение следующих результатов:

численность обучающихся в расчете на одного педагогического работника увеличилась с 13,4 человека в 2014 году до 14,22 человека в 2017 году;

численность обучающихся в расчете на одного педагогического работника, включая мастеров производственного обучения в организациях среднего профессионального образования, увеличилась с 12,7 человека в 2014 году до 14,69 человека в 2017 году;

численность детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет, приходящихся на одного педагогического работника дополнительного образования детей, увеличилась с 90,5 человека в 2014 году до 115,25 человека в 2017 году.

В результате реорганизации учреждений занятости и социальной защиты в 2015 году число юридических лиц сокращено на 57 единиц (58,8 % от 97 государственных учреждений, существовавших на 1 января 2015 года). Оптимизирована штатная численность учреждений путем сокращения на 1388,5 единицы. В 2017 году проведена реорганизация ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» и ОАУСО «Шимский комплексный центр социального обслуживания» путем присоединения к ним ГОКУ «Новгородский областной центр развития социального обслуживания населения» и ОБУСО «Батецкий комплексный центр социального обслуживания» соответственно.

По отрасли «Здравоохранение» с целью оптимизации расходов реализуются два приоритетных проекта: «Повышение эффективности планирования и контроля финансово-хозяйственной деятельности медицинских организаций Новгородской области», «Повышение эффективности поддерживающих функций медицинских организаций Новгородской области», направленные на снижение немедицинских расходов в общих расходах на здравоохранение, в том числе сокращение численности работников финансовых, кадровых, контрактных служб путем их централизации. Данные меры направлены на снижение объема кредиторской задолженности подведомственных учреждений.

Учреждения здравоохранения, финансируемые за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования, имеют просроченную кредиторскую задолженность.

В целях оптимизации расходов областного бюджета на страховые взносы на обязательное медицинское страхование проводятся мероприятия по актуализации сведений о численности неработающего населения Новгородской области путем их уточнения по фактам некорректного включения в них застрахованных лиц.

Повышение эффективности осуществления расходов в области государственного и муниципального управления является одним из ключевых направлений оптимизации расходов консолидированного бюджета Новгородской области.

В 2014 году фонд оплаты труда органов государственной власти области и органов местного самоуправления был сокращен на 10 %. В последующие годы действовал мораторий на повышение оплаты труда в органах государственной власти области.

В целях совершенствования управления кадровым составом гражданской службы в 2017 году в органах исполнительной власти Новгородской области проведена оптимизация структуры и штатной численности работников. В результате указанных действий с 1 января 2018 года количество органов исполнительной власти Новгородской области уменьшено с 25 до 23 и произведено сокращение численности работников органов исполнительной власти Новгородской области на 22,4 % (236 шт. ед.).

В рамках оптимизации:

централизованы схожие функции и полномочия органов исполнительной власти Новгородской области, такие как кадровый и бухгалтерский учеты, государственные закупки;

перераспределены полномочия между областным и муниципальным уровнем власти с целью более эффективного предоставления гражданам государственных услуг;

выведены несвойственные функции из функционала органов исполнительной власти Новгородской области, в том числе путем передачи их в подведомственные учреждения или на аутсорсинг.

В целях совершенствования территориальной организации местного самоуправления и повышения финансовой самодостаточности муниципальных образований в течение 10 последних лет в области проводилась активная планомерная работа по укрупнению поселений. В результате проведенных мероприятий их количество уменьшилось на 79 поселений, с 221 до 142.

В 2013 - 2016 годах в рамках реализации положений Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Новгородской области во всех муниципальных районах (за исключением Новгородского муниципального района) создана объединенная администрация муниципальных районов и поселений - районных центров (в Новгородском муниципальном районе нет административного центра). Объединение администраций муниципальных районов и поселений - административных центров сопровождалось сокращением 35 % численности работников органов местного самоуправления поселений.

Принятые меры позволили добиться сокращения численности работников органов местного самоуправления за последние 4 года с 3533 до 3073.

В дальнейшем планируется рассмотреть вопрос изменения территориального устройства местного самоуправления Новгородской области посредством укрупнения (объединения) сельских поселений области.

Процесс объединения поселений позволит обеспечить повышение финансовой и экономической самодостаточности поселений за счет мультипликативного эффекта путем сложения ресурсных потенциалов территорий.

Правительством Новгородской области в 2015 - 2017 годах были заключены с Министерством финансов Российской Федерации соглашения о предоставлении бюджету Новгородской области из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Новгородской области в целях погашения долговых обязательств Новгородской области в виде обязательств по бюджетным кредитам и кредитам, полученным Новгородской областью от кредитных организаций, на общую сумму 8299,1 млн. рублей. Обязательства, установленные указанными соглашениями, в 2015 - 2016 годах выполнены. Долговая нагрузка областного бюджета сократилась к 1 января 2017 года до 68,5 %, доля коммерческих кредитов в объеме налоговых и неналоговых доходов областного бюджета снизилась до 24,7 %.

В 2017 году проведена реструктуризация бюджетных кредитов в сумме 9202,4 млн. рублей с рассрочкой платежей на 2018 - 2024 годы, что позволит уменьшить расходы на обслуживание государственного долга области в 2018 - 2024 годах.

По итогам 2017 года выполнены условия дополнительных соглашений о проведении реструктуризации задолженности в части обеспечения на 1 января 2018 года доли общего объема долговых обязательств области не более 75 % от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2017 год, в том числе доли общего объема долговых обязательств области по государственным ценным бумагам области и кредитам, полученным областью от кредитных организаций, - не более 23 % от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2017 год.

В целях стабилизации долговой нагрузки областного бюджета и оптимизации расходов на обслуживание государственного долга Новгородской области в 2017 году проведено замещение коммерческих кредитов в сумме 1096,5 млн. рублей бюджетными кредитами, перенесены с 2017 на 2018 год сроки погашения задолженности по бюджетным кредитам в сумме 1721,8 млн. рублей, осуществлялось досрочное погашение долговых обязательств, производилась замена кредитов банков кредитами с меньшей процентной ставкой, проводилась работа по снижению процентной ставки по действующим кредитам.

Изменение структуры государственного долга Новгородской области, снижение стоимости привлеченных кредитов позволило значительно сократить расходы на обслуживание государственного долга Новгородской области. Объем расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга снизился в 2017 году по сравнению с 2015 годом на 517,6 млн. рублей.

III. Цель и задачи Программы

Цель Программы - улучшение состояния бюджетной системы и оздоровление государственных и муниципальных финансов Новгородской области, эффективное использование бюджетных средств при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития Новгородской области, сокращение долговой нагрузки на областной и местные бюджеты.

Достижение поставленной цели будет осуществляться посредством решения следующих задач Программы:

1) обеспечение роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Новгородской области;

2) реализация мер по оптимизации бюджетных расходов и повышению эффективности использования бюджетных средств:

2.1) оптимизация расходов на государственное и муниципальное управление;

2.2) оптимизация расходов на содержание бюджетной сети;

2.3) совершенствование системы закупок для государственных и муниципальных нужд;

2.4) оптимизация мер социальной поддержки населения;

2.5) оптимизация расходов на осуществление бюджетных инвестиций;

2.6) оптимизация расходов на предоставление субсидий юридическим лицам;

2.7) совершенствование межбюджетных отношений;

3) снижение долговой нагрузки областного бюджета, сохранение безопасного уровня государственного долга Новгородской области с учетом необходимости соблюдения бюджетных ограничений по привлечению заемных ресурсов и условий соглашений с Министерством финансов Российской Федерации о предоставлении из федерального бюджета бюджету Новгородской области бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Новгородской области.

IV. Мероприятия Программы

Мероприятия Программы предусматривают систему мер органов исполнительной власти Новгородской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Новгородской области по улучшению состояния бюджетной системы, оздоровлению государственных и муниципальных финансов.

Выполнение Программы будет осуществляться в соответствии с планом мероприятий по реализации Программы оздоровления государственных финансов Новгородской области на 2018 - 2024 годы согласно приложению к Программе.

(в редакции постановления Правительства Новгородской области от 09.12.2019 № 478)

V. Ожидаемые результаты реализации программы

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит достичь следующих результатов, приведенных в таблице 3.

Таблица 3 - Итоги реализации плана мероприятий по реализации Программы оздоровления государственных финансов Новгородской области на 2018 - 2024 годы (тыс. рублей)

Наименование мероприятия

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

ИТОГО за 20182024 годы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Мероприятия, направленные на рост доходов консолидированного бюджета Новгородской области

252268,2

390902,4

401076,5

404435,0

404446,2

404457,4

404470,0

2 662 044,3

Мероприятия, направленные на оптимизацию расходов консолидированного бюджета Новгородской области:

экономия средств консолидированного бюджета Новгородской области

107197,9

157175,8

103010,2

102600,0

97991,9

99882,0

99456,4

767314,2

снижение просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Новгородской области

52746,4

96725,9

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

149472,3

Мероприятия, направленные на сокращение государственного долга Новгородской области:

экономия средств консолидированного бюджета Новгородской области

25217,8

18778,5

211,2

69,1

0,0

0,0

0,0

44276,6

ВСЕГО

437430,3

663582,6

504297,9

507104,1

502438,1

504339,4

503926,4

3623107,4

»;

(таблица в редакции постановления Правительства Новгородской области от 09.12.2019 № 478)

VI. Риски реализации Программы

Риски реализации Программы обусловлены возникновением ряда внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие бюджетной системы Новгородской области в условиях финансовой и экономической нестабильности.

Формируя классификацию рисков, связанную с реализацией Программы, можно выделить следующие группы рисков:

1) в сфере формирования доходов консолидированного бюджета Новгородской области:

изменение федерального налогового и бюджетного законодательства и нормативов зачисления налоговых и неналоговых доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

риск негативного изменения экономической ситуации в течение финансового года;

рост скрытой налоговой базы, в том числе по налогу на доходы физических лиц в связи с возможным ростом «теневой» заработной платы;

неисполнение налогоплательщиками налоговых обязательств или исполнение налоговых обязательств не в полном объеме;

риски, обусловленные сокращением финансовой помощи из федерального бюджета;

2) в сфере формирования расходов консолидированного бюджета Новгородской области:

риски, вызванные инфляционным давлением на текущие расходы;

риски, связанные с принятием на федеральном уровне решений, влияющих на увеличение расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

риски, связанные с формированием негативных ожиданий у отдельных экономических агентов;

риски, связанные с возникновением непредвиденных ситуаций форс-мажорного характера;

риски усиления социальной напряженности, связанные с высвобождением работников и трудностями их последующего трудоустройства без смены места жительства;

3) в сфере управления государственным (муниципальным) долгом:

риск ликвидности - риск неисполнения долговых обязательств бюджетом Новгородской области. Основным источником риска ликвидности является нарушение баланса финансовых активов и финансовых обязательств бюджета Новгородской области и (или) возникновение непредвиденной необходимости немедленного и единовременного исполнения финансовых обязательств;

риск пролонгации (риск рефинансирования) - риск потерь вследствие чрезвычайно невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств, пролонгация заимствований на невыгодных условиях, а также невозможность пролонгации или рефинансирования;

рыночный риск (риск процентной ставки) - риск, связанный с ростом процентных ставок на рынке заимствований.

VII. Методика оценки реализации Программы

Оценка реализации Программы представляет собой механизм контроля за исполнением плана мероприятий по реализации Программы оздоровления государственных финансов Новгородской области на 2018 - 2024 годы.

Результативность и эффективность выполнения мероприятий Программы оценивается министерством финансов Новгородской области ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным, и определяется как степень достижения индикаторов (показателей) исполнения мероприятий, указанных в приложении к Программе, по формуле:

R

-

значение показателя эффективности реализации Программы (доля достигнутых целевых показателей (индикаторов) к общему количеству показателей (индикаторов) за отчетный год) (%);

i

-

количество достигнутых целевых показателей (индикаторов) (ед.);

n

-

общее количество целевых показателей (индикаторов) (ед.).

Таблица 4 - Критерии оценки реализации Программы

Значение показателя эффективности реализации Программы (R)

Оценка реализации Программы

более 90 %

высокая

от 70 % до 90 %

средняя

менее 70 %

низкая

(в редакции постановления Правительства Новгородской области от 09.12.2019 № 478)

Приложение

к Программе

оздоровления государственных финансов

Новгородской области на 2018 - 2021 годы

(приложение в редакции постановления Правительства Новгородской области от 09.12.2019 № 478)

ПЛАН

МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

НА 2018 - 2024 ГОДЫ

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ             

по реализации Программы оздоровления государственных финансов Новгородской области на 2018-2024 годы


п/п

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Исполнитель

Способ реализации (правовой акт, аналитический доклад и т.д.)

Индикатор (показатель) исполнения мероприятия

Единица измерения

Значение индикатора (показателя) по годам (бюджетный эффект)

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1.

Мероприятия, направленные на рост доходов консолидированного бюджета Новгородской области

1.1.

Разработка Плана мероприятий по устранению неэффективных налоговых льгот (налоговых расходов) и пониженных налоговых ставок, предоставляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления Новгородской области

2018-2024 годы, ежегодно

министерство финансов Новгородской области

распоряжение Правительства Новгородской области

утверждено распоряжение Правительства Новгородской области

да/нет

да

да

да

да

да

да

да

1.2.

Разработка Порядка оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению (пролонгации)) налоговых льгот (налоговых расходов) и пониженных налоговых ставок в Новгородской области

2018 год

министерство финансов Новгородской области

постановление Правительства Новгородской области

утверждено постановление Правительства Новгородской области

да/нет

да

да

да

да

да

да

да

1.3.

Проведение оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению (про
лонгации)) законодательством Новгородской области налоговых льгот и пониженных ставок. Подготовка предложений по отмене неэффективных, невостребованных налоговых льгот и пониженных ставок

2018-2024 годы, ежегодно до
01 августа

министерство финансов Новгородской области

Администрация Губернатора Новгородской области

министерство инвестиционной политики Новгородской области

министерство промышленности и торговли Новгородской области

министерство труда и социальной защиты населения Новгородской области

аналитический доклад

нормативные правовые акты по отмене налоговых льгот и пониженных ставок

утверждены нормативные правовые акты по отмене налоговых льгот и пониженных ставок

да/нет

да

да

да

да

да

да

да

1.4.

Проведение работы по отмене неэффективных налоговых льгот, устанавливаемых органами местного самоуправления

2018-2024 годы

министерство финансов Новгородской области

органы местного самоуправления муниципальных образований области (по согласованию)

нормативные правовые акты муниципальных образований области по отмене налоговых льгот

утверждены нормативные правовые акты муниципальных образований области по отмене налоговых льгот

да/нет

нет

да

да

да

да

да

да

объем дополнительных поступлений в местные бюджеты от отмены налоговых льгот

тыс.руб.

2261,2

1491,0

1651,3

0,0

0,0

0,0

0,0

1.5.

Увеличение размера отчислений в областной бюджет части прибыли государственных областных унитарных предприятий за 2017
2024 годы, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, применяющих общий режим налогообложения, до 50,0 %

2018-2024 годы, ежегодно до
01 ноября

министерство инвестиционной политики Новгородской области

министерство финансов Новгородской области

соответствующая статья в областном законе об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период

процент отчислений в областной бюджет части прибыли государственных областных унитарных предприятий за 2017
2024 годы, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, применяющих общий режим налогообложения, при общей рентабельности
до 10,0 %

%

5,0

12,0

18,0

25,0

33,0

41,0

50,0

объем дополнительных поступлений в областной бюджет

тыс.руб.

7,0

11,4

25,2

35,0

46,2

57,4

70,0

1.6.

Организация межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Новгородской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в регионе, правоохранительными органами и органами местного самоуправления по выполнению мероприятий, направленных на повышение собираемости доходов, на увеличение поступлений налогов в консолидированный бюджет Новгородской области, на погашение недоимки: работа межведомственной комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам, мониторингу ситуации по снижению неформальной занятости в Новгородской области и комиссий органов местного самоуправления Новгородской области по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов и погашению недоимки в консолидированные бюджеты районов (бюджет городского округа) Новгородской области

2018-2024 годы, ежемесячно

министерство финансов Новгородской области

министерство здравоохранения Новгородской области

министерство инвестиционной политики Новгородской области

министерство промышленности и торговли Новгородской области

министерство сельского хозяйства Новгородской области

министерство спорта и молодежной политики Новгородской области

министерство образования Новгородской области

министерство культуры Новгородской области

министерство транспорта, дорожного хозяйства и цифрового развития Новгородской области

министерство строительства, архитектуры и территориального развития Новгородской области

министерство жилищнокоммуналь
ного хозяйства и топливноэнергетического комплекса Новгородской области

министерство труда и социальной защиты населения Новгородской области

аналитический доклад

объем дополнительных поступлений в консолидированный бюджет Новгородской области

тыс.руб.

250000,0

385000,0

395000,0

400000,0

400000,0

400000,0

400000,0

1.7.

Проведение мероприятий по установлению эффективных ставок арендной платы за сдаваемое в аренду государственное имущество Новгородской области

2019 год

министерство инвестиционной политики Новгородской области

постановление Правительства Новгородской области

утверждено постановление Правительства Новгородской области

да/нет

нет

да

да

да

да

да

да

объем дополнительных доходов консолидированного бюджета Новгородской области от сдачи
в аренду или реализации государственного имущества Новгородской области

тыс.руб.

0,0

4400,0

4400,0

4400,0

4400,0

4400,0

4400,0

1.8.

Проведение работы по инвентаризации государственного имущества Новгородской области, выявлению неиспользуемого государственного имущества Новгородской области, оптимизации структуры государственного имущества Новгородской области с целью обеспечения поступления дополнительных доходов от сдачи в аренду или реализации такого имущества

2018-2024 годы

министерство инвестиционной политики Новгородской области

аналитический доклад

количество объектов государственного  имущества Новгородской области, в отношении которых проведена проверка фактического наличия, использования по назначению
и сохранности

ед.

100

100

100

100

100

100

100

1.9.

Определение и размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» перечня свободного государственного имущества Новгородской области, планируемого к сдаче в аренду

2018-2024 годы

министерство инвестиционной политики Новгородской области

размещение на официальном сайте министерства инвестиционной политики Новгородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

количество публикаций

ед.

4

4

4

4

4

4

4

ИТОГО бюджетный эффект по разделу 1 (тыс.руб.)

252268,2

390902,4

401076,5

404435,0

404446,2

404457,4

404470,0

2.

Мероприятия, направленные на оптимизацию расходов, в том числе позволяющие обеспечить с 2020 года финансовое обеспечение
в полном объеме расходных обязательств Новгородской области без привлечения средств дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, а при невозможности достижения указанной цели – сокращение к 2020 году расходов консолидированного бюджета Новгородской области до уровня расчетных объемов расходных обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, определенных в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 года № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации» (в сопоставимых условиях)

2.1.

Государственная и муниципальная служба

2.1.1.

Проведение анализа полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления области  в целях исключения дублирования выполняемых ими полномочий

2018-2024 годы

министерство государственного управления Новгородской области

Администрация Губернатора Новгородской области

информация

отсутствие дублирующих функций органов государственной власти и органов местного самоуправления области 

да/нет

да

да

да

да

да

да

да

2.1.2.

Соблюдение нормативов формирования расходов на содержание органов государственной власти Новгородской области, установленных Правительством Российской Федерации

2019-2024 годы

органы исполнительной власти области

иные государственные органы области (по согласованию)

информация

норматив формирования расходов на содержание органов государственной власти Новгородской области, установленный Правительством Российской Федерации

%

4,9

4,9

4,9

*

*

*

2.1.3.

Совершенствование административно-территориальной организации местного самоуправления в Новгородской области, предусматривающее реализацию мероприятий по образованию муниципальных округов

2020-2024 годы

Администрация Губернатора Новгородской области

органы местного самоуправления муниципальных районов области (по согласованию)

областной закон

утвержден областной закон о преобразовании муниципальных образований

да/нет

нет

нет

да

да

да

да

да

экономия средств консолидированного бюджета Новгородской области, полученная в результате исполнения мероприятия

тыс.руб.

0,0

0,0

0,0

*

*

*

*

2.1.4.

Разработка нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих муниципальных районов, городских и сельских поселений области

2018-2024 годы, ежегодно до
31 декабря

министерство финансов Новгородской области

постановление Правительства Новгородской области

утверждено постановление Правительства Новгородской области

да/нет

да

да

да

да

да

да

да

2.1.5.

Организация заключения 
с органами местного самоуправления муниципальных районов (городского округа) Новгородской области соглашений об осуществлении мер, направленных на социально-экономическое развитие муниципального района (городского округа) Новгородской области и оздоровление муниципальных финансов муниципального района (городского округа) Новгородской области

до
01 марта 2019 года

министерство инвестиционной политики Новгородской области

министерство финансов Новгородской области

органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа области (по согласованию)

распоряжение Правительства Новгородской области о соглашениях, заключаемых Правительством Новгородской области с органами местного самоуправления муниципальных районов (городского округа) Новгородской области, получающими межбюджетные трансферты
(за исключением субвенций)
из областного бюджета, в текущем году

заключены с органами местного самоуправления муниципальных районов (городского округа) Новгородской области соглашения об осуществлении мер, направленных на социально-экономическое развитие муниципального района (городского округа) Новгородской области и оздоровление муниципальных финансов муниципального района (городского округа) Новгородской области

да/нет

да

да

2020-2024 годы, ежегодно

министерство финансов Новгородской области

органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа области (по согласованию)

распоряжение Правительства Новгородской области о соглашениях, заключаемых Правительством Новгородской области с органами местного самоуправления муниципальных районов (городского округа) Новгородской области, получающими дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городского округа) из областного бюджета, в текущем году

да/нет

да

да

да

да

да

2.1.6.

Соблюдение рекомендованного норматива штатной численности работников органов местного самоуправления городского округа, муниципальных районов, городских и сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов Новгородской области, закрепленного в соглашениях, указанных в пункте 2.1.5 настоящего Плана

2018-
2019 годы

Администрация Губернатора Новгородской области

органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа области (по согласованию)

аналитический доклад

экономия средств консолидированного бюджета Новгородской области, полученная в результате соблюдения рекомендованного норматива штатной численности

тыс.руб.

15000,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

2.1.7.

Прекращение полномочий органов местного самоуправления Новгородской области в сфере социального обслуживания населения и передача этих полномочий в государственное областное казенное учреждение «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат»

2018 год

министерство труда и социальной защиты населения Новгородской области

органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа области (по согласованию)

внесение изменений в областные законы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки гражданам

число сокращенных штатных единиц муниципальных служащих

ед.

49

экономия средств консолидированного бюджета Новгородской области, полученная в результате сокращения штатной численности муниципальных служащих

тыс.руб.

0,0

2967,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

2.1.8.

Создание и обеспечение функционирования централизованной информационной системы бухгалтерского и кадрового учетов Правительства Новгородской области, органов исполнительной власти Новгородской области и подведомственных им учреждений, развернутой на основе «облачных» технологий

2018-2024 годы

министерство транспорта, дорожного хозяйства и цифрового развития Новгородской области

органы исполнительной власти области

областные государственные учреждения

аналитический доклад

экономия средств областного бюджета, полученная в результате внедрения информационной системы

тыс.руб.

0,0

180,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

ИТОГО бюджетный эффект по подразделу 2.1 (тыс.руб.)

15000,0

3147,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

2.2.

Оптимизация расходов на содержание бюджетной сети

2.2.1.

Соблюдение показателей оптимизации расходов в соответствии с планами мероприятий («дорожными картами») по повышению эффективности и качества услуг в отраслях социальной сферы

2.2.1.1.

В сфере образования

2018 год

министерство образования Новгородской области

органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа области (по согласованию)

аналитический доклад

экономия средств консолидированного бюджета Новгородской области, полученная в результате исполнения мероприятия

тыс.руб.

35224,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

2.2.1.2.

В сфере здравоохранения

2018 год

министерство здравоохранения Новгородской области

аналитический доклад

экономия средств консолидированного бюджета Новгородской области, полученная в результате исполнения мероприятия

тыс.руб.

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

2.2.1.3.

В сфере социальной защиты населения

2018 год

министерство труда и социальной защиты населения Новгородской области

аналитический доклад

экономия средств консолидированного бюджета Новгородской области, полученная в результате исполнения мероприятия

тыс.руб.

300,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

2.2.1.4.

В сфере культуры

2018 год

министерство культуры Новгородской области

аналитический доклад

экономия средств консолидированного бюджета Новгородской области, полученная в результате исполнения мероприятия

тыс.руб.

1769,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

2.2.2.

Сокращение численности обслуживающего персонала и непрофильных специалистов государственных областных (муниципальных) учреждений, в том числе передача несвойственных функций на аутсорсинг

2018-2024 годы

органы исполнительной власти области, осуществляющие функции и полномочия учредителя

органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа области (по согласованию)

аналитический доклад

экономия средств консолидированного бюджета Новгородской области, полученная в результате исполнения мероприятия

тыс.руб.

0,0

30471,7

1714,5

522,1

0,0

302,0

126,7

2.2.3.

Оптимизация расходов на оплату труда административно-управленческого персонала в областных государственных учреждениях

2018 год

органы исполнительной власти области, осуществляющие функции и полномочия учредителя

правовые акты органов исполнительной власти области, осуществляющих функции и полномочия учредителя,
о внесении изменений в примерные положения об оплате труда работников областных государственных учреждений в части снижения предельной кратности соотношения среднемесячной оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров

внесены изменения в положения об оплате труда работников областных государственных учреждений

да/нет

да

экономия средств областного бюджета, полученная в результате исполнения мероприятия

тыс.руб.

26886,5

3400,0

3400,0

0,0

0,0

0,0

0,0

2.2.4.

Проведение мероприятий по развитию стационарозамещающих форм социального обслуживания населения

2018 год

министерство труда и социальной защиты населения Новгородской области

правовой акт министерства труда и социальной защиты населения Новгородской области

количество закрытых учреждений социального обслуживания населения (отделений)

ед.

1

экономия средств областного бюджета, полученная в результате исполнения мероприятия

тыс.руб.

6699,7

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

2.2.5.

Оптимизация сети государственных областных учреждений, подведомственных министерству труда и социальной защиты населения Новгородской области

2018 год

министерство труда и социальной защиты населения Новгородской области

распоряжение Правительства Новгородской области

количество реорганизованных учреждений

ед.

2

экономия средств областного бюджета, полученная в результате исполнения мероприятия

тыс.руб.

858,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

2.2.6.

Оптимизация сети и штатной численности работников государственных областных и муниципальных образовательных организаций путем реорганизации образовательных организаций в форме присоединения, закрытия филиалов образовательных организаций и прочих мероприятий

2018-2024 годы

министерство образования Новгородской области

органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа области (по согласованию)

распоряжение Правительства Новгородской области

правовые акты органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа области

экономия средств консолидированного бюджета Новгородской области, полученная в результате исполнения мероприятия

тыс.руб.

5662,7

8072,8

323,4

2773,7

421,9

1152,6

714,6

2.2.7.

Изменение структуры родительской платы за присмотр и уход за ребенком, осваивающим образовательную программу дошкольного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность

2019-2024 годы

министерство образования Новгородской области

органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа области (по согласованию)

аналитический доклад

экономия средств местных бюджетов, полученная в результате  исполнения мероприятия

тыс.руб.

0,0

28917,2

26124,1

26124,1

26124,1

26124,1

26124,1

2.2.8.

Разработка и утверждение методики определения первоочередных объектов государственных (муниципальных) образовательных организаций, нуждающихся в капитальном ремонте, учитывающей состояние зданий и помещений государственных (муниципальных) образовательных организаций

до
01 октября 2018 года

министерство образования Новгородской области

правовой акт министерства образования Новгородской области

утвержден правовой акт министерства образования Новгородской области

да/нет

да

2.2.9.

Оптимизация расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг областных государственных и муниципальных учреждений

2018-2024 годы

министерство финансов Новгородской области

органы исполнительной власти области, осуществляющие функции и полномочия учредителя

органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа области (по согласованию)

аналитический доклад

экономия средств консолидированного бюджета Новгородской области, полученная в результате исполнения мероприятия

тыс.руб.

2033,9

11647,1

1948,2

3639,6

1888,9

2685,4

2871,8

2.2.10.

Заключение энергосервисных контрактов государственными областными (муниципальными) учреждениями

2018-2024 годы

органы исполнительной власти области, осуществляющие функции и полномочия учредителя

органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа области (по согласованию)

заключение энергосервисных контрактов государственными областными (муниципальными) учреждениями

количество заключенных в текущем году энергосервисных контрактов государственными областными (муниципальными) учреждениями

ед.

55

17

6

5

4

2

2

2.2.11.

Снижение просроченной кредиторской задолженности в соответствии с планом мероприятий («дорожной картой») по погашению (реструктуризации) просроченной кредиторской задолженности по бюджетным обязательствам консолидированного бюджета Новгородской области в период 20182020 годов, утвержденным указом Губернатора Новгородской области от 17.04.2018
№ 134

2018-2019 годы

органы исполнительной власти Новгородской области

подведомственные органам исполнительной власти Новгородской области казенные учреждения (по согласованию)

органы местного самоуправления муниципальных образований Новгородской области и подведомственные им казенные учреждения (по согласованию)

аналитический доклад

объем снижения просроченной кредиторской задолженности по бюджетным обязательствам консолидированного бюджета Новгородской области по сравнению с предыдущим годом

тыс.руб.

52746,4

96725,9

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

2.2.12.

Разработка мероприятий
по созданию областного автономного учреждения здравоохранения «Лекарственное управление» с последующим присоединением к нему государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Центр сертификации и контроля качества лекарственных средств»

2018 год

министерство здравоохранения Новгородской области

распоряжение Правительства Новгородской области о создании областного автономного учреждения здравоохранения «Лекарственное управление»

экономия средств областного бюджета, полученная в результате исполнения мероприятия

тыс.руб.

12600,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

2.2.13.

Увеличение объема расходов за счет роста доходов государственных областных (муниципальных) учреждений и организаций от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности

2018-2024 годы

органы исполнительной власти области, осуществляющие функции и полномочия учредителя

органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа области (по согласованию)

аналитический доклад

объем доходов государственных областных (муниципальных) учреждений и организаций от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности к объемам этих доходов за предыдущий год

%

102,0

102,0

103,0

103,0

103,0

103,0

103,0

2.2.14.

Включение в нормативные затраты на содержание имущества только затрат на имущество, используемое для выполнения государственного задания, отказ от содержания имущества, не используемого для выполнения государственного задания

2018-2024 годы

органы исполнительной власти области, осуществляющие функции и полномочия учредителя

аналитический доклад

экономия средств областного бюджета, полученная в результате исполнения мероприятия

тыс.руб.

164,1

0,0

0,0

40,5

57,0

117,9

119,2

2.2.15.

Обеспечение применения коэффициента платной деятельности при определении нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ

2018-2024 годы

органы исполнительной власти области, осуществляющие функции и полномочия учредителя

аналитический доклад

экономия средств областного бюджета, полученная в результате исполнения мероприятия

тыс.руб.

0,0

4500,0

4500,0

4500,0

4500,0

4500,0

4500,0

ИТОГО бюджетный эффект по подразделу 2.2 (тыс.руб.)

144944,3

183754,7

38010,2

37600,0

32991,9

34882,0

34456,4

2.3.

Совершенствование системы закупок для государственных нужд

2.3.1.

Сокращение расходов областного бюджета на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд за счет проведения закупок конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием информационной системы в сфере закупок Новгородской области

2018-2024 годы

Администрация Губернатора Новгородской области

министерство финансов Новгородской области

аналитический доклад

сокращение расходов областного бюджета на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд за счет проведения закупок конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от начальных (максимальных) цен закупок

%

6,0

6,2

6,5

7,0

7,0

7,0

7,0

2.3.2.

Обеспечение направления экономии средств областного бюджета, полученной за счет конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, за исключением экономии средств областного бюджета, предусмотренных на обслуживание государственного долга Новгородской области, экономии расходов за счет средств, полученных из федерального бюджета, и экономии средств дорожного фонда Новгородской области, в резервный фонд Новгородской области

2018-2024 годы

министерство финансов Новгородской области

главные распорядители средств областного бюджета

областной закон о внесении изменений в областной закон об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период

объем средств областного бюджета, направленный на формирование резервного фонда Новгородской области

тыс.руб.

65000,0

65000,0

65000,0

65000,0

65000,0

65000,0

65000,0

2.3.3.

Стандартизация деятельности заказчиков при осуществлении закупок отдельных видов товаров в части установления единых типовых требований к закупаемым товарам, работам, услугам

2018-2024 годы

Администрация Губернатора Новгородской области

органы исполнительной власти области

областные казенные и бюджетные учреждения
(по согласованию)

типовые требования к закупаемым товарам, работам, услугам

количество разработанных и внедренных типовых требований к закупаемым товарам, работам, услугам

ед.

15

20

25

30

30

30

30

2.3.4.

Сокращение расходов областного бюджета на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд за счет перевода закупок малого объема, осуществляемых у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в конкурентную форму

2018-2024 годы

Администрация Губернатора Новгородской области

органы исполнительной власти области

областные казенные и бюджетные учреждения (по согласованию)

аналитический доклад

сокращение расходов областного бюджета на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд за счет проведения закупок малого объема в конкурентной форме от начальных цен закупок

%

5,0

5,5

6,0

7,0

7,5

8,0

8,0

ИТОГО бюджетный эффект по подразделу 2.3 (тыс.руб.)

65000,0 **

65000,0

65000,0

65000,0

65000,0

65000,0

65000,0

2.4.

Оптимизация мер социальной поддержки

2.4.1.

Актуализация сведений о численности неработающего населения Новгородской области в целях оптимизации расходов областного бюджета на страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения

2018-2024 годы

министерство здравоохранения Новгородской области

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новгородской области
(по согласованию)

аналитический доклад

экономия средств областного бюджета, полученная в результате исполнения мероприятия

тыс.руб.

0,0

2000,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

ИТОГО бюджетный эффект по подразделу 2.4 (тыс.руб.)

0,0

2000,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

2.5.

Оптимизация расходов на осуществление бюджетных инвестиций

2.5.1.

Разработка методики оценки эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения

до
01 октября 2018 года

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области

правовой акт  министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области

утвержден правовой акт министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области

да/нет

да

2.5.2.

Разработка распоряжения Правительства Новгородской области о мерах по снижению объемов и количества объектов незавершенного строительства в Новгородской области

до
01 октября 2018 года

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области

распоряжение Правительства Новгородской области

утверждено распоряжение Правительства Новгородской области

да/нет

да

2.5.3.

Проведение проверки достоверности определения сметной стоимости строительства и реконструкции
в отношении объектов, финансируемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

2018-2024 годы

министерство строительства, архитектуры и территориального развития Новгородской области

государственное автономное учреждение «Госэкспертиза Новгородской области» (по согласованию)

аналитический доклад

объем снижения сметной стоимости

тыс.руб.

*

*

*

*

*

*

*

ИТОГО бюджетный эффект по подразделу 2.5 (тыс.руб.)

*

*

*

*

*

*

*

2.6.

Оптимизация расходов на предоставление субсидий юридическим лицам и прочих расходов

2.6.1.

Неустановление расходных обязательств,
не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации

2018-2024 годы

главные распорядители средств областного бюджета

министерство финансов Новгородской области

аналитический доклад

объем расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации

тыс.руб.

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

2.6.2.

Передача объектов коммунальной инфраструктуры в концессию в соответствии с действующим законодательством

2018-2024 годы

органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа области (по согласованию)

комитет по тарифной политике Новгородской области

министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Новгородской области

концессионные соглашения в сфере жилищно-коммунального хозяйства

заключение органами местного самоуправления муниципальных районов и городского округа области концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства в соответствии
с Федеральным законом от 21 июля 2005 года
№ 115ФЗ
«О концессионных соглашениях»

да/нет

да

да

да

да

да

да

да

2.6.3.

Включение в порядки предоставления субсидий юридическим лицам из областного бюджета требования об отсутствии у получателя субсидии задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды

2018-2024 год

министерство сельского хозяйства Новгородской области

министерство транспорта, дорожного хозяйства и цифрового развития Новгородской области

министерство инвестиционной политики Новгородской области

министерство труда и социальной защиты населения Новгородской области

министерство строительства, архитектуры и территориального развития Новгородской области

министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Новгородской области

комитет охотничьего хозяйства и рыболовства Новгородской области

постановления Правительства Новгородской области

не предоставляются из областного бюджета субсидии юридическим лицам при наличии у них задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды

да/нет

да

да

да

да

да

да

да

ИТОГО бюджетный эффект по подразделу 2.6 (тыс.руб.)

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

2.7.

Совершенствование межбюджетных отношений на региональном уровне

2.7.1.

Разработка порядка предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета, предусматривающего общие подходы к определению целей и условий предоставления и распределению субсидий местным бюджетам, меры ответственности органов местного самоуправления области за нарушение условий предоставления субсидий местным бюджетам

до
15 декабря 2018 года

министерство финансов Новгородской области

постановление Правительства Новгородской области

утверждено постановление Правительства Новгородской области

да/нет

да

да

да

да

да

да

да

2.7.2.

Реализация приоритетных проектов поддержки местных инициатив, направленных на прямое вовлечение населения в определение и решение вопросов местного значения, а также инициативных предложений по распределению части бюджетных средств, отобранных с применением процедуры партиципаторного бюджетирования

2018-2024 годы

органы местного самоуправления муниципальных образований области (по согласованию)

Администрация Губернатора Новгородской области

министерство финансов Новгородской области

аналитический доклад

доля расходов областного бюджета на реализацию инициатив граждан в рамках программы поддержки местных инициатив и приоритетного регионального проекта «Народный бюджет»
в общем объеме расходов областного бюджета

%

0,02

0,073

0,083

0,091

*

*

*

ИТОГО бюджетный эффект по подразделу 2.7 (тыс.руб.)

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

ИТОГО бюджетный эффект по разделу 2 (тыс.руб.)

159944,3

253901,7

103010,2

102600,0

97991,9

99882,0

99456,4

3.

Мероприятия, направленные на сокращение государственного долга Новгородской области

3.1.

Приостановка предоставления государственных гарантий Новгородской области

2018-2024 годы

Правительство Новгородской области

министерство финансов Новгородской области

аналитический доклад

доля объема государственных гарантий Новгородской области в общем объеме государственного долга Новгородской области

%

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

3.2.

Своевременное погашение и обслуживание долговых обязательств Новгородской области в соответствии со сроками заключенных государственных контрактов, договоров и соглашений

2018-2024 годы

министерство финансов Новгородской области

аналитический доклад

отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам Новгородской области

да/нет

да

да

да

да

да

да

да

3.3.

Обеспечение поддержания расходов на обслуживание государственного долга Новгородской области в пределах, установленных федеральным законодательством, и в соответствии с областным законом об областном бюджете на очередной финансовый
год и на плановый период

2018-2024 годы

министерство финансов Новгородской области

аналитический доклад

доля расходов на обслуживание государственного долга Новгородской области в общем объеме расходов областного бюджета
(за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), не более

%

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

экономия средств областного бюджета, полученная в результате исполнения мероприятий

тыс.руб.

9217,8

6752,3

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

3.3.1.

Проведение аукционов в электронной форме среди кредитных организаций на заключение государственных контрактов об оказании банковских услуг по предоставлению банковских кредитов

2018-2024 годы

министерство финансов Новгородской области

аналитический доклад

доля расходов на обслуживание государственного долга Новгородской области в общем объеме расходов областного бюджета
(за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), не более

%

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

3.3.2.

Мониторинг текущей ситуации по исполнению областного бюджета с целью определения возможности досрочного погашения долговых обязательств

2018-2024 годы

министерство финансов Новгородской области

аналитический доклад

доля расходов на обслуживание государственного долга Новгородской области в общем объеме расходов областного бюджета
(за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), не более

%

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

3.3.3.

Привлечение в течение года в качестве источника финансирования дефицита областного бюджета механизма перечисления остатков средств государсвенных областных учреждений со счета Управления Федерального казначейства по Новгородской области, открытого в учреждении Центрального банка Российской Федерации для отражения операций со средствами государственных областных учреждений, в областной бюджет,
а также их возврата на указанный счет

2018-2024 годы

министерство финансов Новгородской области

аналитический доклад

доля расходов на обслуживание государственного долга Новгородской области в общем объеме расходов областного бюджета
(за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), не более

%

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

3.3.4.

Обеспечение «перекредитования» ранее привлеченных кредитов от кредитных организаций под меньшую процентную ставку

2018-2024 годы

министерство финансов Новгородской области

аналитический доклад

экономия средств областного бюджета, полученная в результате исполнения мероприятий

тыс.руб.

9217,8

6752,3

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

3.3.5.

Обеспечение возможности привлечения кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне
не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 % годовых

2018-2024 годы

министерство финансов Новгородской области

аналитический доклад

доля расходов на обслуживание государственного долга Новгородской области в общем объеме расходов областного бюджета
(за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), не более

%

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

3.4.

Обеспечение выполнения условий реструктуризации задолженности Новгородской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года
№ 1531
«О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам»

3.4.1.

Обеспечение дефицита областного бюджета на уровне не более 10,0 %  от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год (дефицит областного бюджета может превысить установленный показатель на сумму поступлений от продажи акций и (или) снижения остатков средств на счетах)

2018-2024 годы

министерство финансов Новгородской области

областной закон об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период

отношение дефицита областного бюджета к доходам областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год, не более

%

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

3.4.2.

Соблюдение условий дополнительных соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации в рамках реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам,
в части обеспечения доли общего объема долговых обязательств Новгородской области от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений

2018-2024 годы

министерство финансов Новгородской области

областной закон об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период

доля общего объема долговых обязательств Новгородской области от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, не более***

%

72,0

70,0

65,0

56,0

49,0

43,0

36,0

3.4.3.

Соблюдение условий дополнительных соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации в рамках реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией
по бюджетным кредитам, в части обеспечения доли общего объема долговых обязательств Новгородской области по государственным ценным бумагам Новгородской области и кредитам, полученным Новгородской областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений

2018-2024 годы

министерство финансов Новгородской области

областной закон об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период

доля общего объема долговых обязательств Новгородской области по государственным ценным бумагам Новгородской области и кредитам, полученным Новгородской областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций,
от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, не более***

%

24,0

25,0

27,0

28,0

29,0

30,0

30,0

3.5.

Обеспечение привлечения в бюджет муниципального района или бюджет городского округа кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 % годовых

2018-2024 годы

органы местного самоуправления муниципальных образований области (по согласованию)

аналитический доклад

экономия средств консолидированного бюджета Новгородской области, полученная в результате исполнения мероприятий

тыс.руб.

16000,0

12026,2

211,2  

69,1  

0,0

0,0

0,0

ИТОГО бюджетный эффект по разделу 3 (тыс.руб.)

25217,8

18778,5

211,2

69,1

0,0

0,0

0,0

ВСЕГО бюджетный эффект по настоящему Плану (тыс.руб.)

437430,3

663582,6

504297,9

507104,1

502438,1

504339,4

503926,4

в том числе снижение просроченной кредиторской задолженности
по бюджетным обязательствам консолидированного бюджета Новгородской области по сравнению с предыдущим годом (тыс.руб.)

52746,4

96725,9

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

*



значение показателя уточняется.

**



не включается в общий итог по разделу.

***



оценка выполнения показателей по итогам года осуществляется в целых числовых значениях в соответствии с правилами математического округления.»

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 18.10.2018
Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.060.000 Бюджеты субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать