Основная информация

Дата опубликования: 02 апреля 2020г.
Номер документа: RU16043912202000001
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Татарстан
Принявший орган: Исполнительный комитет Елабужского муниципального района Республики Татарстан
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ЕЛАБУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ТАТАРСТАН  РЕСПУБЛИКАСЫ АЛАБУГА  МУНИЦИПАЛЬ

РАЙОНЫ БАШКАРМА            КОМИТЕТЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КАРАР

02.04.2020

№312

  О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета Елабужского муниципального района от 23.12.2019 № 1869 «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Елабужского муниципального

района на 2019-2024 годы»

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N  131-ФЗ  «Об  общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Законом Республики Татарстан от 21.01 2010  N 7-ЗРТ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан» и в соответствии Подпрограммой «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014-2016 годы» государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 октября 2013 г. N 823, в соответствии с Уставом муниципального образования Елабужский муниципальный район, Исполнительный комитет Елабужского района

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление Исполнительного комитета Елабужского муниципального района от 23.12.2019 № 1869 «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Елабужского муниципального района на 2019-2024 годы» следующие изменения:

1.1. Утвердить муниципальную программу «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Елабужского муниципального района на 2019-2024 годы» в новой прилагаемой редакции (приложение 1).

2. Рекомендовать Финансово-бюджетной палате (Садыковой Э.И.) предусмотреть финансирование мероприятий муниципальной программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Елабужского муниципального района на 2019-2024 годы»  за счет средств местного бюджета.

3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Л.Ф. Нургаянова.

Руководитель                                                                                             Р.М. Нуриев

                           

Приложение 1

Основные  индикаторы оценки результатов Программы «Развитие субъектов малого и среднего  предпринимательства

в Елабужском муниципальном районе на 2019-2024 гг.»

№ п/п

Наименование показателя

ед.изм.

2017 (факт)

2018 (факт)

2019 (оценка)

2020

(прогноз)

2021

2022

2023

2024

1

Всего количество субъектов МСП, включая ИП

ед.

3462

3452

3385

3381

3444

3477

3515

3539

2

Количество малых и средних предприятий

ед.

1324

1267

1274

1281

1334

1352

1374

1380

3

Количество индивидуальных предпринимателей

чел

2138

2185

2113

2100

2110

2125

2141

2159

4

Численность работников, занятых в сфере МСП

чел.

8682

7940

7557

7602

7701

7723

7795

7852

4.1

на малых предприятиях

чел.

6414

6473

6435

6451

6529

6521

6540

6585

4.2

на средних предприятиях

чел.

2268

1467

1122

1151

1172

1202

1255

1267

5

МСП + ИП

чел.

10820

10125

9670

9702

9811

9848

9936

10011

6

Оборот продукции (услуг), производимой малыми и средними предприятиями, в том числе микропредприятиями

млн.

руб

34648,9

35856,5

37754,4

39652,4

41550,4

45448,7

47346,7

49352,2

7

Среднемесячная заработная плата работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве

тыс.

руб.

20,8

21,1

22,2

22,8

23,5

24,4

25,6

26,4

темп роста

%

101,4

105,2

102,5

103,0

104,0

105,0

103,1

8

Доля малого и среднего предпринимательства в ВТП

%

25,4

23,1

23,5

23,5

24,0

24,5

25,0

25,0

9

Доля экспортеров, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в общем объеме несырьевого экспорта

%

0

0

0

0

0

0,01

0,01

0,01

10

Доля закупок крупнейших заказчиков, участниками которых являются только субъекты МСП

%

-

68

68,9

70,6

71,2

73

73,6

74

11

Объем поступлений налогов и других обязательных платежей от субъектов МСП

тыс.

руб.

68515

67145

67100

66663

66713

60928

62480

64684

12

Индекс деловой активности субъектов МСП

%

51,9

47,2

47,2

47,5

50,0

50,0

55,0

55,0

13

Удовлетворенность субъектов МСП условиями ведения бизнеса

%

-

50

55

60

65

70

75

75

                           

             

Приложение № 1

УТВЕРЖДЕНА

Постановлением Исполнительного комитета  Елабужского муниципального района

от «__» __________20____года  №_____

Муниципальная программа

«Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства

в Елабужском муниципальном районе Республики Татарстан

на 2019-2024 годы»

Содержание

Паспорт муниципальной программы…………………………………………………………………………4

I. Характеристика сферы реализации Программы, проблемы и пути их решения.....6

II. Цели, задачи, описание основных мероприятий Программы, сроки и этапы ее реализации......................................................................................................................24

III. Ресурсное обеспечение Программы.......................................................................33

IV. Механизм реализации Программы.........................................................................33

V. Оценка социально-экономической и экологической эффективности...................34

Приложение 1…………………………………………………………………………...36

Приложение 2…………………………………………………………………………...38

Приложение 3…………………………………………………………………………...45

ПАСПОРТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

Наименование программы

Муниципальная программа развития МСП в Елабужском муниципальном районе Республики Татарстан на период 2019-2024гг.

Основные

разработчики

Программы

Исполнительный комитет Елабужского муниципального района

МКУ «Палата перспективного социально-экономического развития Елабужского муниципального района»

Цель и задачи Программы

Цели муниципальной программы:

Внедрение проектного управления в ЕМР

Создание «инфраструктуры развития» для субъектов МСП

Комплексная поддержка начинающих субъектов предпринимательства

Популяризация предпринимательства среди населения

Повышение компетенций субъектов МСП. Разработка и внедрение программы акселерации для субъектов МСП

Задачи Муниципальной программы:

Выявление потребностей в новых проектах, определение перспективных направлений и рыночных нишах

Улучшение условий и создание предпосылок для ведения предпринимательской деятельности

Обеспечение информативности и доступности субъектов МСП   программам льготного финансирования

Повышение уровня вовлеченности предпринимателей, создание единого делового пространства

Развитие системы кооперации на селе

Целевые индикаторы и показатели Программы

Количественные индикаторы

-увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства

-увеличение численности занятых в малом и среднем предпринимательстве;

-увеличение среднемесячной заработной платы в сфере МСП,

-увеличение оборота малых и средних предприятий;

-увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового территориального продукта,

-увеличение объема поступлений налогов и других обязательных платежей от субъектов МСП,

-увеличение доли экспортеров – субъектов МСП,

-увеличение доли закупок, участниками которых являются только субъекты МСП.

-увеличение доли инвестиций малых предприятий в общем объёме инвестиций

Качественные индикаторы

- повышение индекса деловой активности субъектов МСП Елабужского муниципального района,

- повышения удовлетворенности субъектов МСП условиями ведения бизнеса

Этапы и сроки реализации Программы

2019 - 2024 годы

Исполнители

Программы

Исполнительный комитет Елабужского муниципального района

МКУ ППСЭР (по согласованию)

Объемы и источники финансирования

Общий объем финансирования за счет средств местного бюджета 640,0 тыс. руб.

По годам:

Источник финансирования

Сумма финансирования, тыс.руб.

2019г.

2020г.

2021г.

2022г.

2023г.

2024г.

Местный бюджет

160,0

160,0

160,0

160,0

-

-

Итого

160,0

160,0

160,0

160,0

-

-

Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке.

Контроль за исполнением

Программы

Исполнительный комитет Елабужского муниципального района

Основные

результаты

реализации

Программы

-увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства

-увеличение численности занятых в малом и среднем предпринимательстве;

-увеличение среднемесячной заработной платы в сфере МСП,

-увеличение оборота малых и средних предприятий;

-увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового территориального продукта,

-увеличение объема поступлений налогов и других обязательных платежей от субъектов МСП,

-увеличение доли экспортеров – субъектов МСП,

-увеличение доли закупок, участниками которых являются только субъекты МСП.

-увеличение доли инвестиций малых предприятий в общем объёме инвестиций

- повышение индекса деловой активности субъектов МСП Елабужского муниципального района,

- повышения удовлетворенности субъектов МСП условиями ведения бизнеса

I. Характеристика сферы реализации Программы, проблемы и пути их решения

Программа развития малого и среднего предпринимательства в Елабужском муниципальном районе (далее – Программа) разработана на  период до 2024 года. Программа содержит мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

В период реализации программы будет осуществляться консолидация информационных и материальных ресурсов, определения точек роста и приоритетных направлений, корректировки правовых актов, снятия административных барьеров, мешающих эффективной реализации Программы, также будет  реализация ключевых мер Программы, формирования инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым и информационным ресурсам.

1. Анализ текущей ситуации, оценка проблем развития МСП в Елабужском  муниципальном образовании.

Развитие малого и среднего предпринимательства является неотъемлемой частью государственной политики Елабужского муниципального района и одним из приоритетных направлений социально-экономического развития района.

Необходимость разработки данной программы на период  2019 - 2024 гг. и решения задач по развитию предпринимательства программно-целевым методом обусловлены рядом объективных факторов:

1) необходимостью согласованности целей и задач программы с прогнозами и программами социально-экономического развития Республики Татарстан, приоритетными задачами, установленными нормативными актами Республики Татарстан;

2) определением перечня мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, осуществляемых в Республике Татарстан, с указанием объемов и источников финансирования, ответственных за реализацию указанных мероприятий, а также критериев, которым должны соответствовать субъекты для участия в программе;

3) сложившейся сложной социально-экономической ситуацией, связанной с падением промышленного производства и  ростом безработицы;

4) масштабностью, сложностью и многообразием проблем малого и среднего предпринимательства и необходимостью их интеграции с целью разработки и осуществления комплекса программных мероприятий;

5) потребностью в координации усилий органов власти различных уровней и негосударственных организаций, в том числе общественных объединений предпринимателей, для решения проблем предпринимателей;

6) имеющимся положительным опытом реализации муниципальных целевых программ поддержки и развития малого предпринимательства в различных городах РФ.

Мероприятия данной Программы позволят достичь основной цели - создания благоприятных условий для развития бизнеса за счёт снижения административных барьеров и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Решение выявленных проблем возможно только в рамках системного подхода с привлечением ресурсов субъектов малого и среднего предпринимательства, возможностей федеральных органов государственной власти Российской Федерации, Правительства Республики Татарстан и Елабужского муниципального района. Использование бюджетных средств на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства позволит привлечь дополнительные внебюджетные инвестиции в экономику, повысить возможности малого и среднего бизнеса в получении банковских кредитов. Для вовлечения молодёжи в предпринимательскую деятельность, поддержания кадрового потенциала необходимо реализовать комплексную программу подготовки кадров на уровне региона в целом и отдельных муниципальных образований.

Стимулирование инновационной активности субъектов малого и среднего предпринимательства, их интеграции с крупными промышленными предприятиями в рамках промышленных кластеров возможно только при условии взаимодействия, привлечения ресурсов и возможностей федеральных и региональных органов государственной власти.

Объединение ресурсов и возможностей субъектов малого и среднего предпринимательства и органов власти позволяет комплексно решить актуальные для малого и среднего бизнеса проблемы и обеспечить развитие этого сектора экономики.

Для эффективного решения проблем малого и среднего предпринимательства необходим комплексный подход, обеспечивающий одновременную помощь в получении долгосрочных финансовых ресурсов, освоении инновационных технологий и продукции, подготовке кадров, решении вопросов с обеспечением начинающих предпринимателей офисными площадями и стартовым капиталом. Реализовать подобный комплексный подход призвана данная Программа.

Информация о показателях деятельности малого и среднего предпринимательства, в т.ч. индивидуальных предпринимателей ЕМР приведена ниже:

Количественные показатели



п/п

Показатели

Ед.

изм.

на 01.01.

2016

на 01.01.

2017

на 01.01.

2018

на 01.07.

2018

на 01.07.

2019

На 01.01.2020

(прогноз)

1

Всего количество малых и средних предприятий, индивидуальных предпринимателей, в т.ч.

ед.

3 618

3 668

3 462

3 506

3 387

3355

малые предприятия

1 545

1 527

1 300

1 330

1251

1251

средние предприятия

15

18

24

22

23

22

индивидуальные предприниматели

2 058

2 123

2 138

2 154

2113

2082

2

Оборот малых и средних предприятий, включая индивидуальных предпринимателей

млн.

руб.

20 450

26 315

34 649

15 091

14 969,3

35856

малые предприятия

15 960

20 239

20 654

8 272

10286,5

27636

средние предприятия

4 490

6 076

13 995

6 819

4682,9

8220

индивидуальные предприниматели

-

-

-

-

-

-

3

Среднесписочная численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей

чел.

8 023

8 260

8 682

8 483

7557

7553

малые предприятия

6 343

6 451

6 414

6 294

6435

6440

средние предприятия

1 680

1 809

2 268

2 189

1122

1113

индивидуальные предприниматели

0

0

0

0

0

0

4

Среднемесячная заработная плата в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей

тыс.

руб.

21

18

19

19

21,8

22,2

малые предприятия

21,10

17,50

18,80

19,10

20,0

20,5

средние предприятия

22,60

22,15

26,64

27,72

32,2

32,2

индивидуальные предприниматели

-

-

-

-

-

-

5

Объем валового территориального продукта (ВТП) ЕМР

млн.руб.

36461,4

49857,5

58150,1

67944,2

65291,8 (оценка)

65291,8

Доля в валовом территориальном продукте МСП, в т.ч. ИП

%

28,1

24,1

25,4

23,1

(оценка 2018)

23,1

(оценка 2018)

23,5

Качественные показатели:

1) Согласно аналитического отчета «ИНДЕКС ДЕЛОВОГО КЛИМАТА В РАЙОНАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН» (Период исследования – первое полугодие 2018г.,

Метод сбора данных: количественное исследование (комбинированная методика: online + CATI)

▪ Целевая аудитория – представители компаний МСБ (генеральные директора и их заместители)

Отраслевая структура выборки: торговля (33%), производство (26%), сфера услуг (41%) − Структура выборки по размеру бизнеса: микро (78%), малый (18%), средний (4%)

▪ Всего опрошено: 8100 предпринимателей ▪ География: 45 районов республики Татарстан*) значение индекса деловой активности МСП в РТ составило 43,3 (47,3 – 2017г., снижение: -4).

Сокращение наблюдается во всех исследуемым компонентах, кроме доступности финансирования.

Показатели ЕМР в 2018г.:

Показатели, компоненты

2018г.

Примечание

2017г.

Значение по РТ

Значение ЕМР

Значение ЕМР

Индекс:

Индекс деловой активности

43,3

47,2

Выше республиканского значения на 3,9 пп.

51,9

Компоненты:

Компонент «Деловой климат»

(удовлетворённость условиями ведения бизнеса)

37,1

45,5

Выше республиканского значения на 8,4 пп.

52,8

Компонент «Прибыль» (динамика выручки)

38,4

47,2

Выше республиканского значения на 8,8 пп.

51,2

Компонент «Кадры» (штаты)

46,8

50,3

Выше республиканского значения на 3,5 пп.

58,5

Компонент «Доступность финансирования» (банковские кредиты)

38,7

38,9

Выше республиканского значения на 0,2 пп.

35,2

Компонент «Готовность к инвестициям»

(расширение бизнеса)

51,0

53,1

Выше республиканского значения на 2,1 пп.

64,0

Общие выводы аналитического отчета касательно ЕМР в 2018г.:

Общие выводы

аналитического отчета «Индекс делового климата в районах РТ» касательно ЕМР в 2017г.:

«В первой половине 2018г. в районе наблюдается достаточно высокое значение деловой активности МСБ (выше, чем в среднем по Республике). В целом, предприниматели в районе дают довольно оптимистичные прогнозы. Так, 77% опрошенных убеждены, что в следующие полгода условия для ведения бизнеса останутся стабильными или даже улучшатся. Кроме того, несмотря на снижение выручки в отчётном периоде (которая уменьшилась у 38% организаций и увеличилась у 21%), компании прогнозируют активный рост прибыли в следующем полугодии (30%). Ключевой проблемой района является низкая доступность банковских кредитов для МСБ (38,9)»

«Во втором полугодии 2017 года в районе наблюдается достаточно высокое значение деловой активности МСБ (выше, чем в среднем по Республике). В целом, предприниматели в районе дают довольно оптимистичные прогнозы. Так, около половины из них (49%) верят в то, что в ближайшие полгода улучшатся условия для их бизнеса, 39% ожидают рост экономики страны. Кроме того, несмотря на снижение выручки в отчётном периоде (которая уменьшилась у 37% организаций и увеличилась у 22%), компании прогнозируют активный рост прибыли в следующем полугодии (39%). Ключевой проблемой района является низкая доступность банковских кредитов для МСБ.

Формирование смарт-целей для решения выявленных проблем:

Цель №1: повысить доступность банковских кредитов для МСБ и иных источников финансирования, в т.ч. оказание имущественной поддержки.

2) Проблематика предпринимательства (исследование делового климата в муниципальных районах Республики Татарстан, 2017г. (Проведено совместно Совет по предпринимательству при Президенте РТ, АК БАРС банк)

2.1.Проблемы бизнеса в РТ (в какой области вашего бизнеса сегодня возникают проблемы?)

SWOT-анализ развития бизнеса в РТ:

Внутренняя среда

Сильные стороны:

не являлись предметом исследования

Слабые стороны:

1. Проблемы с получением финансирования (36%);

2. Проблемы сбыта продукции и услуг, в т.ч. доступ к рекламным каналам (34%);

3. Недостаток кадров (23%);

4. Неразвитая деловая инфраструктура (22%)

Внешняя среда

Возможности:

не являлись предметом исследования

Угрозы:

1. Несовершенство законодательства и регулирования (41%);

2. Административные барьеры (30%);

2.2. Проблемы бизнеса в РТ (в какой области вашего бизнеса сегодня возникают проблемы?)

Как бы вы              охарактеризовали отношения бизнеса и местной администрации?

-Создают благоприятные условия для развития (8%) или поддерживают приемлемые условия для развития бизнеса (17%)

-Не поддерживают, но и не              мешают развития              бизнеса (36%)

-Скорее мешают развитию бизнеса (17%)

-Затрудняют развитие бизнеса (11%)

-Затрудняюсь ответить (10%)

2.3. Запрос на содействие со стороны муниципальных властей. ТОП-6:

Цель №2: Оказание помощи по созданию каналов сбыта продукции и услуг МСП

Цель №3: Минимизация дисбаланса между спросом на кадровые ресурсы и предложением на рынке труда

Цель №4: Развитие деловой инфраструктуры

Цель №5: Повышение компетенции МСП

Цель №6: Снижение административных барьеров

Цель №7: Повышение взаимодействия с МСП. Вовлечение и построение коммуникаций.

Цель №8: создание условий для снятия барьеров по участию в тендерах и закупках.

Цель №9: Комплексная поддержка стартапов

1.2. Развитие МСП в различных секторах экономики

Распределение индивидуальных предпринимателей по видам деятельности в Елабужском муниципальном районе следующее:

- обрабатывающие производства – 4,9%,

- сельское хозяйство – 5,9%,

- торговля – 38,5%,

- транспорт и связь – 20,8%,

- операции с недвижимым имуществом – 4%,

- строительство – 4,1%,

- прочие – 21,8%.

Структура малого предпринимательства Елабужского муниципального района представлена следующими сферами:

- обрабатывающие производства – 13%,

- строительство – 18%,

- торговля – 27%,

- операции с недвижимым имуществом – 5 %,

- сельское хозяйство – 1%,

- прочие – 36%.

При определении приоритетных направлений поддержки малого и среднего предпринимательства Елабужского муниципального района следует больше внимания уделять производственному сектору, предприятиям в сфере информационно-коммуникационных технологий, содействовать инновационной активности малых и средних предприятий района и увеличению доли наукоёмких организаций.

Необходимо содействовать инновационной активности малых и средних предприятий Елабужского муниципального района в целях их интеграции с крупными промышленными предприятиями в рамках промышленных кластеров, позволяя крупному бизнесу снижать издержки и совершенствовать качество собственной продукции. Использование потенциала малых и средних предприятий позволяет диверсифицировать структуру экономики района, повысить качество и спрос на продукцию, выпускаемую предприятиями Елабужского муниципального района.

Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из условий повышения уровня жизни, становления в Елабужском муниципальном районе среднего класса и формирования устойчивой социально-экономической среды.

Также остро стоит проблема обеспечения занятости населения региона. Обеспечение самозанятости населения в собственном бизнесе является важным источником решения проблем безработицы и реализации потенциала человеческого капитала региона.

Информация об отраслевой принадлежности малого и среднего предпринимательства, в т.ч. индивидуальных предпринимателей ЕМР приведена ниже:

Виды деятельности

Ед. изм.

2015

2016

2017

2018

2019

Всего учтено субъектов малого предпринимательства
из них по видам экономической деятельности:

ед.

973

1294

1300

1244

1251

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

ед.

22

33

27

24

-

Рыболовство, рыбоводство

ед.

1

-

-

Добыча полезных ископаемых

ед.

12

18

17

14

-

Обрабатывающие производства

ед.

151

227

193

170

-

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

ед.

16

14

-

Производство и распределение электроэнергии, газа, и воды

ед.

18

22

-

-

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

ед.

11

12

-

Строительство

ед.

179

235

225

229

-

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

ед.

263

310

360

337

-

Транспортировка и хранение

ед.

131

134

-

Транспорт и связь

ед.

87

148

-

-

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

ед.

23

26

28

28

-

Деятельность в области информации и связи

ед.

21

23

-

Деятельность финансовая и страховая

ед.

12

12

12

-

-

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

ед.

150

205

70

-

-

Деятельность профессиональная, научная и техническая

ед.

76

-

-

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

ед.

67

-

-

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

ед.

1

-

-

-

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

ед.

27

31

-

-

Образование

ед.

10

9

11

-

-

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

ед.

17

18

19

-

-

Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

ед.

7

-

-

Предоставление прочих видов услуг

ед.

9

-

-

Виды деятельности

Ед. изм.

2015

2016

2017

2018

2019

Индивидуальные предприниматели с основным государственным регистрационным номером (прошедшие регистрацию) - всего
из них по видам экономической деятельности:

ед.

2058

2138

2138

2154

2082

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

ед.

141

127

127

130

-

Добыча полезных ископаемых

ед.

1

2

2

1

-

Обрабатывающие производства

ед.

115

105

105

112

-

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

ед.

1

1

1

1

-

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

ед.

7

7

10

-

Строительство

ед.

65

87

87

90

-

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

ед.

912

823

823

800

-

Транспортировка и хранение

ед.

385

444

444

473

-

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

ед.

56

72

72

76

-

Деятельность в области информации и связи

ед.

42

42

47

-

Деятельность финансовая и страховая

ед.

14

12

12

9

-

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

ед.

221

85

85

89

-

Деятельность профессиональная, научная и техническая

ед.

75

75

67

-

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

ед.

44

44

40

-

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

ед.

-

-

-

-

-

Образование

ед.

6

13

13

17

-

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

ед.

7

7

7

9

-

Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

ед.

-

23

23

23

-

Предоставление прочих видов услуг

ед.

133

167

167

158

-

Деятельность домашних хозяйств как работодателей; недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления

ед.

-

-

-

-

-

Деятельность экстерриториальных организаций и органов

ед.

-

-

-

-

-

Прочие

ед.

2

2

2

-

1.3. Развитие потребительского рынка

Малые и средние предприятия, работающие в сфере потребительского рынка, помимо решения социальных задач, связанных с созданием рабочих мест для граждан, обеспечивают индивидуальный подход к покупателям, узкую товарную специализацию, а также являются одним из основных каналов сбыта для мелких и средних производителей, в том числе местных сельскохозяйственных производителей.

Важнейшими приоритетами Программы выступают развитие инфраструктуры потребительских рынков и создание необходимых условий для развития торговли, услуг общественного питания и бытовых услуг.

Развитие потребительского рынка будет осуществляться по следующим направлениям: обеспечение реализации права предпринимателей на осуществление торговли в разрешенных законодательством местах; включение в показатели оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления дополнительных показателей, характеризующих обеспечение жителей услугами торговли; обеспечение полного удовлетворения со стороны органов местного самоуправления заявок от малых и средних торговых предприятий на расширение деятельности; обеспечение учета потребностей малого и среднего предпринимательства в сфере торговли при проектировании и реализации проектов городского общественного транспорта, проектов общественных пространств, проектировании новых жилых микрорайонов; развитие ярмарочной торговли и максимальное упрощение всех процедур для организации и проведения ярмарок и участия в них; развитие автоматизированных форм торговли; развитие торговой инфраструктуры, прежде всего несетевых объектов малого и среднего предпринимательства; создание условий для организации современных сельскохозяйственных и продовольственных рынков для обеспечения  максимального доступа малых и средних сельскохозяйственных производителей к потребителю; развитие семейного торгового бизнеса, прежде всего в стационарных помещениях, на основе предоставления данной категории предпринимателей права собственности либо права на долгосрочную аренду при условии осуществления определенных видов деятельности в таких помещениях. Кроме того, будет обеспечено развитие ярмарок выходного дня и предоставление площадок для торговли в центрах предпринимательской активности.

Количество малых и микро предприятий в сфере торговли и услуг в 2018 г. в Елабужском районе составило 337 (27,1% от общего количества малых и микро  предприятий района) и 800 индивидуальных предпринимателя (37,1 % от общего числа  ИП).

С целью обеспечения населения качественными товарами, производимыми местными товаропроизводителями, по доступным ценам организовываются ярмарки.

1.4. Развитие предпринимательства среди молодёжи

Создание условий, стимулирующих молодежь к созданию собственного дела, является неотъемлемой частью социально-экономической системы и модернизации Елабужского муниципального района.

Малые предприятия, создаваемые молодыми людьми, способны особенно быстро реагировать на потребительские запросы, осваивая выпуск мелкосерийной, уникальной продукции или специфических услуг для отдельных рыночных сегментов.

Для развития молодежного предпринимательства необходимо создать условия для привлечения молодежи в предпринимательскую деятельность и сформировать «правильный» имидж молодого предпринимателя.

Для развития молодежного предпринимательства необходимо:

- популяризировать предпринимательскую деятельность среди молодежи (проводить тренинги; устраивать олимпиады по предпринимательству для старшеклассников;  приглашать молодежь на образовательные курсы;  информировать о государственной поддержке молодых предпринимателей; информировать молодежь о проводимых конкурсах бизнес-проектов),

- массово вовлекать молодых людей в предпринимательскую деятельность (информировать о программах, устраивать анкетные опросы молодежи в учебных заведениях, проводить конференций с молодежью, желающей открыть собственные предприятия, на них должны приглашаться успешные предприниматели, представители бизнеса и власти), 

- проводить профильное обучение с целью привития молодым людям навыков ведения бизнеса,

- предоставление индивидуальным и коллективным предприятиям молодых граждан льготы по налогообложению и кредитованию,

- обеспечение средствами производства, помещениями, страхование их коммерческого риска;

- предоставление единовременных субсидий для поддержки разработанных в интересах молодежи проектов и предложений;

- освобождение малых молодежных инновационных предприятий от уплаты налога на прибыль организации в течение первых 2 лет работы, 

-принятие законодательных инициатив в сфере молодежного предпринимательства; улучшение бизнес-климата; 

- привлечение финансирования в молодежное предпринимательство;

- активизацию предпринимательства в молодежной среде;

-развитие инфраструктуры поддержки молодежного предпринимательства;

- создание единой системы координации всех организаций, занимающихся молодежным предпринимательством.

Ключевыми проблемами по развитию молодежного предпринимательства является острый дефицит опыта и знаний у молодежи и острейший дефицит инвестиций.

Создание системы информационного обеспечения молодежи в сфере предпринимательской деятельности позволит доводить до сведения молодежи информацию через СМИ, полиграфическую продукцию, а также путем использования IT-технологий.

Создание позитивного имиджа и престижа молодежного предпринимательства привлечет молодых людей в данную сферу деятельности и повысит значимость проводимых мероприятий.

Проведение бесед, различных мероприятий с предприимчивой молодежью, обучение молодежи основам бизнес-планирования в общеобразовательных учреждениях будет способствовать вовлечению молодежи в предпринимательскую среду.

Сопровождение начинающих молодых предпринимателей в создании и развитии собственного дела предполагает консультационную поддержку и частичное инвестирование их проектов, обеспечение участия лучших из них в конкурсах грантовой поддержки.

Содействие занятости молодежи и вовлечение молодежи в реализацию программ экономического развития района и республики.

С целью популяризации предпринимательской деятельности публикуются в средствах массовой информации и на сайте города нормативные, аналитические, информационные материалы по актуальным вопросам предпринимательской деятельности.

Мероприятия по популяризации предпринимательства реализуются в общеобразовательных организациях, образовательных организациях профессионального и высшего образования. Это игровые, тренинговые, обучающие мероприятия, образовательные курсы, конкурсы, семинары, мастер-классы и др.

              С целью повышения образовательного уровня в вопросах организации и развития собственного бизнеса продолжается реализация таких проектов, как:

- «Бизнес-класс» от Сбербанка России и компании «Google», за 2018 год прошли обучение 146 человек, за 2017 год возможностью такого обучения воспользовалось более 145 жителей города;

- «Фабрика предпринимательства», где можно начать свое дело под руководством опытных наставников из числа действующих предпринимателей. В 2018 году прошло 2 потока образовательного курса,  в которых прошли обучение  около 37 человек.

№ п/п

Программа обучения

2016

2017

2018

2019

1

«Бизнес-класс»

369

145

146

80

2

«СТАРТ-Фабрика»

4

4

37

-

В план до 2024г.

№ п/п

Участие МСП ЕМР в программах обучения

2019

2020

2021

2022

2023

2024

1

«Бизнес-класс»

90

90

95

95

100

100

2

«СТАРТ-Фабрика»

30

30

30

40

40

40

1.5. Развитие промплощадок и привлечение резидентов*

На территории Особой экономической зоны «Алабуга» расположен индустриально-технологический  парк «Синергия». Общая площадь промышленной площадки составляет 24,5 тыс. кв. м. На сегодняшний день на территории ИП "Синергия" зарегистрировано и осуществляют свою деятельность 6 резидентов (ООО "Дизайн-Рус", ООО "СМИТ", ООО "СТ-Алабуга", ООО "Аллайд Минерал Продактс Рус", ООО "РУССКИЙ ВОСК, ООО «ЮГОСТРОЙ») по разным видам деятельности: производство авоткомпонентов, комплектующих для бытовой техники, химических производств.

Резидентами создано 117 рабочих мест, объем вложенных инвестиций превысил 300 млн. рублей. За 9 месяцев 2019 года действующими резидентами площадки  в консолидированный бюджет было уплачено 38,2 млн. рублей налоговых платежей. 

Выручка резидентов за 9 месяцев 2019 года составила 362,5 млн. рублей.

С целью создания наиболее благоприятных условий для развития бизнеса в промышленных парках и его поступательного движения регулярно проводятся встречи с представителями Министерства экономики Республики Татарстан, Гарантийного Фонда республики, Корпорации МСП, Российского экспортного центра и другими структурами поддержки предпринимательства.  В рамках встреч предприниматели получают информацию о действующих и планируемых мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, могут задать интересующие их вопросы и получить на них компетентные ответы.

В то же время для успешного развития промышленных площадок и парков необходимо:

- предоставление субсидий на возмещение затрат на строительство инженерной и дорожной инфраструктуры;

- субсидирование затрат на подключение к энергоресурсам;

- реализация программы «Промышленная ипотека», которая создаст механизм финансирования строительства типовых производственных корпусов и снимет вопрос залога для начинающих предпринимателей.

1.6. Создание программы для самозанятого населения.

Актуальным остается вопрос по самозанятым. В целях популяризации предпринимательской деятельности с 2019 года вводится специальный льготный налоговый режим для самозанятых граждан.

Действие закона распространяется на граждан, которые получают доход от своей деятельности, но при этом не имеют наемных работников и сами таковыми не являются. Годовой доход не должен превышать 2,4 млн. рублей.

Если гражданин реализует свои товары или услуги физическим лицам, то размер налога составит 4% от дохода, а если юридическим лицам - то 6%. При этом самозанятые освобождаются от уплаты НДФЛ в размере 13% и им разрешается платить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в добровольном порядке, но максимальный размер таких взносов ограничен. Ставки не будут меняться в течении 10 лет и сдачи отчетности не требуется.

Постановка на учет в ИФНС на новый налоговый спецрежим для самозанятых граждан «налог на профессиональный доход» производится на основании поданного уведомления самозанятым и является добровольной.

   Для удобства граждан создан проект специального мобильного приложения, которое позволит самозанятым регистрироваться в налоговой службе, не приходя в центры регистрации. Через приложение возможно будет осуществлять платежи фактически без налоговой отчетности, без сдачи каких-то специальных справок и документов.

К преимуществам, которые получает самозанятый, при официальном оформлении относятся:

- информационная огласка для улучшения ведения бизнеса;

- возможность обращения в суд для защиты своих законных прав и интересов;

- включение стажа для оформления будущей пенсии;

- возможность участия в государственных программах поддержки и получения кредитов.

Центры занятости населения выделяют безработным гражданам финансовую помощь на организацию самозанятости в форме предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или путем создания юридического лица.

Компенсационная выплата на реализацию бизнес-плана безработному гражданину предоставляется при условии вложения гражданином на указанные цели собственных средств в размере не менее 5 процентов от суммы средств, предусмотренных для реализации бизнес-плана.

Так в 2018 году  в Елабужском муниципальном районе 13 безработных граждан получили поддержку на открытие своего дела на общую сумму 1 528 800 руб., в 2019 году 15 безработных на сумму 2 149 000 руб.

1.7. Развитие малого и среднего предпринимательства

в области сельскохозяйственной деятельности

Сельское хозяйство является ведущей отраслью экономики района. Актуальный вопрос - развитие малого и среднего бизнеса на селе.

Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в области сельскохозяйственного производства осуществляется Исполнительным комитетом муниципального образования «Елабужский муниципальный район» и по согласованию Палатой перспективного социально-экономического развития, представительством Торгово-промышленной палаты города Набережные Челны и региона «Закамье», Советом предпринимателей Елабужского муниципального района, Ассоциацией предприятий малого и среднего бизнеса РТ и другими организациями в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", в виде:

1) содействия в  получении субсидий, кредитов,  инвестиционного обеспечения, направленных на формирование условий для развития и укрепления материально-технической базы, производственной и социальной инфраструктуры, повышения эффективности и доходности мелкотоварного производства;

2) оказание поддержки крестьянско-фермерским хозяйствам в виде компенсации затрат на строительство (реконструкцию) фермы, на приобретение скота, на строительство подъездных дорог и др.

3) закупок сельскохозяйственной продукции, производимой субъектами малого и среднего предпринимательства, в рамках поставок сельскохозяйственной продукции для государственных и муниципальных нужд;

4) передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, транспортных средств на возмездной основе или на льготных условиях в установленном законодательством порядке;

5) предоставление субсидий на приобретение оборудования на условиях лизинга для реализации бизнес-проектов по производству сельскохозяйственной продукции;

6) организации на территории муниципального образования сельскохозяйственных ярмарок для реализации сельскохозяйственной продукции и предоставления торговых мест на безвозмездной основе.

7) содействия предпринимателям в получении торговых мест на рынках города для реализации сельскохозяйственной продукции;

8) выделения на территории города и района земельных участков под размещение товаров, цистерн для реализации сельскохозяйственной продукции, производимой в городе и районе,  на безвозмездной основе;

9) содействие в размещении продукции сельхозтоваропроизводителями в Агропромышленном парке РТ;

10) реализации иных мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области сельскохозяйственного производства.

В результате выполнения данных мероприятий ожидается увеличение объема реализации сельскохозяйственной продукции. Население будет получать качественную и свежую продукцию по более низким  ценам, расширится ассортимент выпускаемой продукции, увеличится количество рабочих мест и объем налоговых поступлений в бюджет.

На сегодняшний день малые формы хозяйствования на селе в Елабужском районе представляют 33 крестьянские фермерские хозяйства и 8828 личных подсобных хозяйств. На долю малых форм хозяйствования приходится 19 % пашни, 28 % поголовья крупного рогатого скота, 31 % поголовья коров, 100 % поголовья овец и коз, 100 % поголовья свиней, 100 % поголовья птицы, 98 % пчелосемей. 30 % продукции сельского хозяйства производится именно в малых формах хозяйствования – в КФХ и ЛПХ. 

В личных подсобных хозяйствах нашего района содержится 1641 голова крупного рогатого скота (плюс 24 головы к прошлому году), 621 корова (минус 24 головы), 444 свиней (плюс 38 голов), 3467 овец и коз (плюс 145 голов) и почти 23 тысячи птицы (плюс 2361 голова).

Для развития личных подсобных хозяйств необходимо всестороннее участие сельских жителей в программах государственной поддержки.

Более ощутимая государственная поддержка планируется на 2019 год. Для еще большей привлекательности строительства мини-ферм планируется поднять размер субсидии - на прирост 3-х коров к имеющимся до 200 тысяч рублей, а на прирост 5-ти коров к имеющимся – до 400 тысяч рублей. У кого имеется 10 и более коров и нет ресурсов для строительства новой семейной мини-фермы, прорабатывается вопрос выделения субсидии на обновление животноводческого помещения в размере 400 тысяч рублей с условием сохранения имеющегося поголовья коров. Также планируется увеличение субсидий на приобретение племенных нетелей до 40 тысяч рублей, а товарных нетелей – до 30 тысяч рублей.

По программе «Начинающий фермер» прорабатывается вопрос увеличения размера гранта до 5 млн. рублей, вместо трех. По программе «Семейная животноводческая ферма» - до 30 млн. рублей вместо 10.

Для развития предпринимательства на селе необходимо образование молодежи, что поднимет фермерское хозяйство на новый высокотехнологичный уровень производства.

Молодежь должна получить высшее образование сельскохозяйственного профиля и возможность получения господдержки в виде единовременного пособия в размере 300 тысяч рублей и 7500 рублей ежемесячной доплаты к основному заработку. Также они могут рассчитывать на субсидию в размере 70 % от стоимости жилья для молодого специалиста.

Начиная с 2010 года, 20 фермеров нашего района стали обладателями грантов на общую сумму 52,6 млн. рублей, в том числе 13 грантов на развитие «Семейной животноводческой фермы» на сумму 16,9 млн. рублей и 6 грантов «Начинающий фермер» на сумму 7,1 млн. рублей, 1 грант Агростартап на сумму 4 млн. рублей.

Сегодня наиболее востребованы сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Необходимо как можно больше привлечь население, личные подсобные хозяйства в кооперативные объединения, которые могут рассчитывать на грантовую поддержку до 70 млн. рублей.

Для решения возникающих вопросов по созданию сельскохозяйственных потребительских кооперативов на местах, в Республике Татарстан был создан «Центр компетенции развития сельскохозяйственных кооперативов РТ».

В Елабужском районе создано 3 сельскохозяйственных потребительских кооперативов по переработке молока и по переработке молока и мяса.

2. Оценка инвестиционной привлекательности Елабужского муниципального района

Елабужский муниципальный район является одним из наиболее перспективных и привлекательных городов России. Выгодное географическое  расположение, развитая транспортная и инженерная инфраструктура помогает  сохранять  статус  привлекательного  для  инвесторов  района.

Сегодня значительный инвестиционный потенциал сосредоточен в создании и развитии  промышленных  производств, сельского хозяйства, предприятий в сфере  туризма и отдыха. Особое место  занимают  инновационные  производства.

В целях повышения инвестиционной привлекательности территории и улучшения предпринимательского климата Решением Совета Елабужского муниципального района №90 от 13.09.2016 г. утверждена «Стратегия социально-экономического развития Елабужского муниципального района Республики Татарстан до 2021 года и на перспективу до 2030 года».

В рамках инвестиционной привлекательности проводятся такие мероприятия, как оказание финансовой, имущественной и консультационной поддержки.

Финансовая поддержка оказывалась по следующим направлениям:  по трем основным направлениям:

 развитие лизинга оборудования: субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на уплату первого взноса (аванса) по договору лизинга оборудования («ЛИЗИНГ-ГРАНТ»);

 поддержка начинающих фермеров;

 поддержка семейных животноводческих ферм.

Наряду с финансовой поддержкой субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается имущественная, консультационная и информационная поддержки. Распоряжением МКУ «Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района» от 25.11.2016г. №723 утвержден «Перечень имущества, находящегося в собственности  Елабужского муниципального района,  свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) и предназначенного для предоставления  субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства».

В Елабужском муниципальном районе  активно проводится работа по повышению инвестиционной привлекательности, способствующей развитию существующих субъектов предпринимательской деятельности и привлечению новых инвесторов на территорию района:

Создан Совет предпринимателей Елабужского муниципального района (Постановление Главы Елабужского муниципального района №413 от 17.11.2010г.);

Создан и осуществляет деятельность Общественный совет по улучшению инвестиционного климата в Елабужском муниципальном районе (Постановление Главы Елабужского муниципального района №698 от 12.05.2017г.);

Создана Рабочая группа по взаимодействию органов  местного самоуправления, предприятий и организаций ЕМР с резидентами ОЭЗ ППТ «Алабуга»  (Постановление Главы Елабужского муниципального района №126 от 04.03.2011г.);

Создана Рабочая группа по реализации мероприятий развития моногорода Елабуга (Постановление Главы Елабужского муниципального района № 1849 от 15.08.2016г.).

С целью повышения инвестиционной  привлекательности территории, разработан «Инвестиционный паспорт Елабужского муниципального района».  Этот документ позволяет инвесторам и бизнесменам получать всестороннюю информацию об инвестиционном потенциале района, узнавать больше о его географическом положении, природных, земельных, трудовых  ресурсах, получать полезные сведения об инфраструктуре и размещен на официальном сайте Елабужского муниципального района.

На территории города Елабуга расположены Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга» (67 резидентов) и индустриальный парк «Синергия» (7 резидентов). За 2018г. привлечено 3 резидента ОЭЗ «Алабуга», в том числе 2 инвестора из сопредельных регионов.

Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга» была создана Постановлением Правительства Российской Федерации № 784 от 21 декабря 2005 года. Общая территория ОЭЗ составляет 40 квадратных километров, разделенных на модули.

Для резидентов ОЭЗ предусмотрены гарантированные государством стимулы в виде льготного налогообложения:

- освобождение от уплаты местных налогов: налога на имущество  и налога на землю сроком на 10 лет (с момента регистрации права собственности), транспортного налога – 0 %; 

- сниженная ставка налога на прибыль (2% в течение первых 5 лет с момента получения прибыли; 7% в течение последующих 5 лет; 15,5% по истечении 10 лет);

- освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС при использовании процедуры Свободной таможенной зоны.

Также Елабужский муниципальный район  оказывает содействие инвесторам в реализации самых разных начинаний: от сопровождения проекта до предоставления льгот и преференций в зависимости от степени соответствия проектов приоритетам развития территории и   гарантируем  создание  оптимальных  условий  для  успешного  ведения  бизнеса:  оперативное  решение  вопросов,  прозрачность  процессов,  открытый  диалог. 

Реализация мероприятий программы планируется в рамках реализации поставленных задач.

3. Оценка рисков, мероприятия по их снижению

Сегодня малый и средний бизнес характеризуется высокой степенью риска, низким уровнем финансовых резервов, ограниченностью основных фондов, закредитованностью и другими показателями, определяющими его «экономическую неустойчивость».

Решением вопроса по снижению рисков является наличие финансирования из бюджетов всех уровней.

Основными рисками при реализации программы являются:

- финансовый риск - недостаток средств бюджета Елабужского муниципального района Республики Татарстан для обеспечения реализации мероприятий программы;

- административный риск - неэффективная организация и управление процессами реализации программы;

- изменение федерального, регионального законодательства в сфере предпринимательской деятельности.

              С целью минимизации влияния рисков на достижение цели и запланированных результатов в процессе реализации программы возможно принятие следующих общих мер:

- ежегодная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов;

- определение приоритетов для первоочередного финансирования;

- оценка эффективности бюджетных вложений;

- регулярная и открытая публикация данных о ходе реализации программы;

- обобщение и анализ опыта предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

              Принятие общих мер по управлению рисками осуществляется ответственным исполнителем и соисполнителями программы в процессе мониторинга реализации программы и оценки ее эффективности и результативности.

II. Цели, задачи, описание основных мероприятий Программы, сроки и этапы ее реализации

Цели Программы:

- Внедрение проектного управления в ЕМР

- Создание «инфраструктуры развития» для субъектов МСП

- Комплексная поддержка начинающих субъектов предпринимательства

- Популяризация предпринимательства среди населения

- Повышение компетенций субъектов МСП. Разработка и внедрение программы акселерации для субъектов МСП

Создав для малого и среднего предпринимательства благоприятные условия, можно ожидать значительного эффекта уже в ближайшее время. При этом решается целый спектр социально-экономических задач.

Задачи Программы:

- Выявление потребностей в новых проектах, определение перспективных направлений и рыночных ниш

- Улучшение условий и создание предпосылок для ведения предпринимательской деятельности

- Обеспечение информативности и доступности субъектов МСП

программам льготного финансирования

- Повышение уровня вовлеченности предпринимателей, создание единого делового пространства

- Развитие системы кооперации на селе

Срок реализации Программы: 2019-2024 годы.

Для развития предпринимательства необходимо создание   благоприятной среды. Изучение благоприятной среды предполагает ряд мероприятий по проведению маркетинговых исследований в сфере малого и среднего бизнеса и предпринимательства, а также мониторинг  и анализ развития малого и среднего бизнеса, в том числе:

1) анализ и прогнозирование социально-экономического развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

2)  мониторинг развития предпринимательства;

3) ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования;

4) мониторинг нормативных правовых актов в части муниципальной поддержки малого предпринимательства;

5) мониторинг затруднений, возникающих у предпринимателей при осуществлении предпринимательской деятельности, административных барьеров;

6) создание информационной базы данных по выпускаемой предприятиями города и района  продукции и предоставляемым услугам;

7) мониторинг информационной базы неиспользуемых производственных площадей на промышленных предприятиях города Елабуга;

8) проведение маркетинговых исследований в сфере среднего и малого предпринимательства;

9) анализ обеспеченности населения бытовыми услугами, организация работ по обеспеченности населения необходимыми бытовыми услугами.

В результате реализации мероприятий данного направления планируется достижение следующих основных результатов:

1) выявление проблем и препятствий, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства;

2) актуализация нормативных правовых актов;

3) ликвидация административных барьеров;

4)  определение потребности в товарах и услугах муниципального образования «Елабужский муниципальный район»;

5) определение потребности населения в услугах.

Характеристика основных мероприятий Программы

1. Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам.

Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами исполнительной власти Республики Татарстан и органами местного самоуправления за счет:

1) средств бюджета Республики Татарстан в соответствии с законом Республики Татарстан «О бюджете Республики Татарстан на очередной финансовый год и плановый период», средств местных бюджетов в соответствии с решением органов местного самоуправления «О местном бюджете» путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий;

2) средств бюджета Российской Федерации, в случае предоставления бюджету Республики Татарстан субсидий на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства.

Одним из основных направлений финансовой поддержки  субъектов МСП является предоставление на безвозмездной и безвозвратной основе субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, в целях возмещения затрат в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в части расходов на:

1) уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных учреждениях;

2) субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение оборудования (по программе "Лизинг-грант");

3) субсидирование части затрат субъектов предпринимательства, связанных с приобретением оборудования;

4) поддержка начинающих индивидуальных предпринимателей в виде предоставления субсидий на открытие собственного дела по программе трудоустройства безработных граждан.

Повышение доступности банковских кредитов для МСБ и иных источников финансирования, в т.ч. оказание имущественной поддержки.

Финансовая, имущественная и консультационная инфраструктура в республике осуществляется Министерством экономики Республики Татарстан, ГКУ «Центр реализации программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан», НО «Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан», НО «Гарантийный фонд Республики Татарстан», частными и государственными промышленными паркам и, промышленными площадками муниципального уровня, региональными инжиниринговыми центрами и центрами прототипирования, АНО «Камский центр кластерного развития субъектов малого и среднего предпринимательства», АО «Региональная лизинговая компания Республики Татарстан».

Информация о получателях финансовой поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства Елабужского муниципального района в период 2015-2019г. представлена ниже:

№ п/п

Наименование

программы

2015г.

2016г.

2017г.

2018г.

2019г.

кол. уч-ов

сумма

кол. уч-ов

сумма

кол.

уч-ов

сумма

кол.

уч-ов

сумма

кол.

уч-ов

сумма

1

Лизинг-грант

8

14,6

4

4,5

6

4,5

2

5,5

-

-

2

Развитие семейных животноводческих ферм

1

1,2

-

-

2

4,7

1

1,5

1

20,0

3

Поддержка начинающих фермеров

1

1,38

1

1,5

1

1,5

1

1,6

1

1,6

4

50/50

5

ОАО Татнефть

4

2,08

6

Лучший специалист АПК

2

0,2

7

Лучшее ЛПХ

1

0,05

8

Программа «Самозанятость»

12

1,4

12

1,4

12

1,4

13

1,5

15

2,1

9

Гарантийный фонд РТ

3

3,3

7

66,5

5

15,6

10

Льготный лизинг

1

25,6

-

-

-

-

11

Фонд развития Промышленности

1

500

3

1234,0

2

275

12

АО «Корпорация МСП»

3

862,834

2

212,2

1

8

Гарантийный фонд Республики Татарстан: обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан к кредитным и иным финансовым ресурсам, а также развитие системы гарантий и поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, основанных на кредитных договорах, договорах банковской гарантии.

АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» совместно с Центральным банком Российской Федерации  разработана и утверждена Программа стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с которой АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» выступает поручителем перед Центральным банком Российской Федерации по кредитам, предоставляемым коммерческим банкам (для приобретения основных средств, модернизации и реконструкции производства, запуска новых проектов).

Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан (выдача займов субъектам малого и среднего предпринимательства, занятым в приоритетных отраслях экономики (сельское хозяйство, строительство, производство и переработка, в том числе обеспечивающие импортозамещение, услуги, инновации).

АО Региональная лизинговая компания РТ (лизинг высокотехнологичного оборудования, промышленного оборудования и оборудования в сфере сельскохозяйственной переработки).

2. Оказание земельно-имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства

Оказание имущественной поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Законом РТ от 21.01.2010 №7-ЗРТ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан» осуществляется в виде передачи во владение и (или) пользование на возмездной и безвозмездной основе или на льготных условиях муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, предназначенных для передачи во владение и (или) пользование субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.

В настоящее время созданы отдельные элементы системы поддержки малого и среднего предпринимательства, на базе которых будет продолжено развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства и повышение качества инфраструктурного обеспечения.

В целях обеспечения доступа малого и среднего предпринимательства к объектам инфраструктуры необходимо:

- сформировать перечень муниципального имущества (в том числе земельных участков), предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства (имущество, включенное в перечень, может быть использовано как залоговый фонд для привлечения кредитных ресурсов на финансирование проектов МСП);

- разработать порядок передачи муниципального имущества, в том числе земельных участков, во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно Решению Совета муниципального образования «город Елабуга» ЕМР РТ от 29.11.2005г. № 13 «О земельном налоге» от обложения земельным налогом освобождаются некоторые категории налогоплательщиков, в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели сферы промышленности, гостиничного бизнеса, туризма и народных и художественных промыслов и др.

3. Поддержка в области осуществления социального предпринимательства

Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в соответствии с требованиями законодательства осуществляется Исполнительным комитетом Елабужского муниципального района, Палатой перспективного социально-экономического развития Елабужского муниципального района (по согласованию), Советом предпринимателей Елабужского муниципального района (по согласованию), Ассоциацией предприятий малого и среднего бизнеса РТ (по согласованию), Центром занятости населения г.Елабуги (по согласованию), Фондом поддержки предпринимательства РТ (по согласованию), Фондом региональных социальных программ «Наше будущее» (по согласованию) и другими организациями в виде:

1) предоставления грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере социального предпринимательства (услуг в сфере здравоохранения, образования, развития народно-художественных промыслов и ремесел, внутреннего и въездного туризма, физической культуры и спорта, бытовые и социальные услуги населению);

2) информирования субъектов малого и среднего предпринимательства о проведении государственного и муниципального заказов на размещение услуг в области социального обслуживания;

3) повышения квалификации сотрудников и руководителей субъектов малого и среднего предпринимательства, разработки, издания и распространения учебно-методических пособий по тематике социального обслуживания;

4) оказания содействия трудоустройству инвалидов путем создания специальных рабочих мест;

5) профессиональной подготовке и переподготовке и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет;

6) создания временных рабочих мест для участия граждан в общественных и временных работах, включая безработных граждан и граждан, находящихся под риском увольнения;

7) реализации иных мероприятий.

Это позволит расширить перечень услуг, оказываемых населению в сфере образования, здравоохранения, социальной сфере, в т.ч. льготным категориям населения, а также повысить качество предоставляемых услуг.

Данные мероприятия позволят открыть новые МСП, увеличить число рабочих мест в уже существующих, повысить налоговые поступления в бюджет.

4. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров

Подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров субъектов малого предпринимательства и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства планируется осуществлять через реализацию следующих мероприятий:

- организация и проведение семинаров,  конференций для малого и среднего предпринимательства;

- размещение информационных статей для субъектов малого и среднего предпринимательства в СМИ;

- регулярное обновление раздела «ППСЭР» на официальном сайте ЕМР;

- разработка и изготовление информационных материалов для субъектов малого и среднего предпринимательства;

- опережающее профессиональное обучение и стажировка работников, находящихся под угрозой увольнения, обучение и стажировка женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, планирующих возращение к трудовой деятельности.

5. Консультационная и правовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

Консультационная и правовая поддержка субъектам МСП осуществляется через оказание скорой правовой и консультационной помощи предпринимателям, а также приема жалоб, связанных с несанкционированными проверками правоохранительных и контролирующих органов.

1. Правовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется Исполнительным комитетом муниципального образования «Елабужский муниципальный район» и по согласованию Правовой Палатой, Палатой перспективного социально-экономического развития Елабужского муниципального района, Ассоциацией предприятий малого и среднего бизнеса РТ, Советом предпринимателей ЕМР в виде:

1) предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства правовой информации;

2) издания специализированной литературы по вопросам, связанным с правовой защитой субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан;

3) создания и (или) поддержки организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих юридические услуги субъектам малого и среднего предпринимательства на безвозмездной или льготной основе;

4) привлечения организаций, индивидуальных предпринимателей, адвокатов на конкурсной основе для оказания правовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;

5) реализации иных мероприятий по правовой поддержке.

2. Консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется Исполнительным комитетом муниципального образования «Елабужский муниципальный район» и по согласованию Земельно-имущественной Палатой, Палатой перспективного социально-экономического развития, Правовой Палатой Елабужского муниципального района, Советом предпринимателей Елабужского муниципального района в виде:

1) предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства консультаций по различным вопросам их деятельности;

2) компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг;

3) создания и (или) поддержки организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства;

4) реализации иных мероприятий по консультационной поддержке.

6. Пропаганда, популяризация, информационная поддержка предпринимательской деятельности.

Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, будет осуществляться  Исполнительным комитетом муниципального образования «Елабужский муниципальный район» и по согласованию Земельно-имущественной палатой, Палатой перспективного социально-экономического развития, Правовой Палатой,  Советом предпринимателей Елабужского муниципального района:

1) организации и поддержки выпуска периодических изданий, специализирующихся на освещении проблем малого и среднего предпринимательства, публикации нормативных правовых актов РФ, РТ о порядке их применения;

2) иных мероприятий, направленных на информационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) регулярное обновление информации на официальном сайте Елабужского муниципального района.

Создание в городе информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей и банков данных в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, информацией:

1) о реализации федеральных, республиканских, межмуниципальных и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

2) о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности;

3) о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

4) об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

5) о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

7) иного характера (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информацией, информацией в области маркетинга, необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства).

Данную информацию также  планируется размещать в сети Интернет на официальном сайте города Елабуга.

Создание комплексной системы развития малого и среднего предпринимательства - задача долговременная. Для ее реализации необходимы и наличие финансовых ресурсов, и определенный уровень развития предпринимательского сообщества и общества в целом, который характеризуется весом малого и среднего предпринимательства в экономике Елабужского муниципального района, механизмом выработки решений по регулированию вопросов, связанных с условиями развития бизнеса, уровнем осознания предпринимателями своей роли и места в экономическом развитии, готовностью властей к диалогу с бизнесом, отношением населения к предпринимательству вообще и к малому и среднему бизнесу в частности.

              Выполнение мероприятий Программы нацелено на формирование среднего класса, путем развития малого и среднего предпринимательства, ориентированного на создание новых рабочих мест, формирующих наибольшую добавленную стоимость, развитие новых инновационных производств, создание инвестиционной привлекательности города.

Необходимо обеспечить решение этих вопросов с качественными и количественными результатами, позволяющими обеспечить сохранение стабильности в городском сообществе и наилучшее удовлетворение потребностей жителей города.

Показатели программы формируются на основе статистической отчетности, справочной и аналитической информации федеральной службы государственной статистики, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в количественном, стоимостном и процентном отношении, с квартальной и годовой периодичностью за отчетный период (Приложение 1).

Перечень мероприятий Программы приведен в Приложении 2.

III. Ресурсное обеспечение Программы

Потребность в финансовых, материально-технических, природных, трудовых ресурсах и источники их покрытия определены  в соответствии с выбранными направлениями развития малого и среднего предпринимательства. 

Ресурсное обеспечение Программы составляют средства из бюджетных и внебюджетных источников. Бюджетные источники включают средства, предусмотренные в бюджете Республики Татарстан  и муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период, а также средства, выделяемые на конкурсной основе из бюджета Российской Федерации на реализацию мероприятий государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (прогнозируется как возможный источник средств без указания конкретных сумм).

Внебюджетные источники – это средства коммерческих банков (кредитные ресурсы) и средства участников из числа организаций, финансирование которых осуществляется из внебюджетных источников (прогнозируется как возможный источник средств).

Общий объем финансирования программы носит прогнозный характер.

В ходе реализации программы мероприятия и объемы финансирования подлежат корректировке в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в бюджете Республики Татарстан, на соответствующий финансовый год.

Источник финансирования

Сумма финансирования, тыс.руб.

2019г.

2020г.

2021г.

2022г.

2023г.

2024г.

Местный бюджет

150,0

160,0

160,0

160,0

-

-

ИТОГО

150,0

160,0

160,0

160,0

-

-

             

IV. Механизм реализации Программы

Управление программой - это совокупность скоординированных действий, реализуемых органами управления различного уровня и призванных обеспечить запуск программы, контроль и анализ хода работ, корректировку программы в случае необходимости, анализ и оценку конечных результатов реализации.

Программа реализуется путем проведения мероприятий в соответствии с основными направлениями. Исполнитель Программы несет ответственность за своевременное и полное выполнение мероприятий.

Координирование реализации Программы осуществляет Исполнительный комитет муниципального образования «Елабужский муниципальный район», Палата перспективного социально-экономического развития Елабужского муниципального района (по согласованию), Совет предпринимателей Елабужского муниципального района (по согласованию) совместно с представителями инфраструктурных организаций поддержки малого и среднего предпринимательства (по согласованию) и всех заинтересованных сторон (по согласованию).

Исполнители Программы направляют:

- ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в Палату перспективного социально - экономического развития Елабужского муниципального района - статистическую, справочную и аналитическую информацию о подготовке и реализации Программы, а также эффективности использования финансовых средств с заполнением формы, представленной в приложении №3 настоящей Программы;

- ежегодно, до  1 марта года, следующего за отчетным периодом, в Палату перспективного социально-экономического развития Елабужского муниципального района, Финансово-бюджетную палату Елабужского муниципального района - информацию о ходе работ по реализации программ и эффективности использования финансовых средств.

Контроль расходования бюджетных средств осуществляет Финансово-бюджетная Палата Елабужского муниципального района (по согласованию).

V. Оценка социально-экономической и экологической эффективности

Оценка эффективности реализации Программы осуществляется Исполнительным комитетом Елабужского муниципального района на основе мониторинга реализации программных мероприятий и ежегодной оценки степени достижения цели Программы в процессе решения поставленных задач.

Достижение цели и решение задач Программы позволят получить следующие результаты:

формировать благоприятную экономическую среду, стимулирующую создание и устойчивую деятельность малого предпринимательства как одного из важнейших элементов экономической и социальной стабильности в Елабужском муниципальном районе;

повысить конкурентоспособность субъектов малого и среднего предпринимательства;

стимулировать новые разработки и содействовать освоению новых технологий;

расширить использование субъектами МСП информационных технологий;

повысить социальную ответственность малого предпринимательства;

развить деловую активность населения за счет повышения интереса к предпринимательской деятельности;

развить инфраструктуру поддержки МСП;

развить механизмы, направленные на содействие в устранении административных барьеров и препятствий, сдерживающих развитие МСП.

Результатом реализации программы является дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки субъектов предпринимательства, развитие механизмов, направленных на устранение административных барьеров, развитие деловой активности населения за счет повышения интереса к предпринимательской деятельности, совершенствование информационно-консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Результативностью Программы предполагается по эффективности выполнения следующих показателей:

увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, включая ИП;

увеличение среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микропредприятиях, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей;

увеличение оборота малых и средних предприятий в общем обороте Елабужского муниципального района;

увеличение количества индивидуальных предпринимателей ;

увеличение уровня среднемесячной заработной платы работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве.

Социальные и экономические последствия, которые возникнут в результате реализации программы, будут иметь положительное влияние на социально-экономическое развитие Елабужского муниципального района.

Оценка результативности расходования бюджетных средств будет проводиться на основе использования целевых индикаторов и показателей программы. Под результативностью понимается степень достижения запланированного показателя за счет реализации программы, измеряемая путем сопоставления фактического значения показателей с их плановыми значениями.

Эффективность реализации программы в целом оценивается исходя из достижения установленных значений каждого из основных целевых индикаторов и показателей как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году.

1

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Официальный портал правовой информации Республики Татарстан от 02.04.2020
Рубрики правового классификатора: 010.000.000 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УСТРОЙСТВА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать