Основная информация

Дата опубликования: 02 сентября 2014г.
Номер документа: RU29000201400750
Текущая редакция: 4
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Архангельская область
Принявший орган: ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Проект

Утратило силу постановлением Правительства Архангельской области от 19.01.2021 №1-пп

ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 сентября 2014 г. № 351-пп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

(В редакции постановлений Правительства Архангельской области от 12.05.2015 №169-пп, от 21.02.2020 №89-пп, от 28.09.2020 №606-пп)

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», пунктом 2 статьи 3 областного закона от 24 марта 2014 года № 99-6-ОЗ «О туризме и туристской деятельности в Архангельской области» и в целях формирования конкурентоспособного кластера внутреннего и въездного туризма в Архангельской области и определения основных ориентиров для исполнительных органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и туристских организаций в Архангельской области Правительство Архангельской области постановляет:

(в редакции постановления Правительства Архангельской области от 21.02.2020 №89-пп)

Утвердить прилагаемую Концепцию развития туризма в Архангельской области.

Признать утратившим силу постановление Правительства Архангельской области от 28 июля 2010 года № 222-пп «Об утверждении Концепции развития туризма в Архангельской области».

Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области руководствоваться Концепцией развития туризма в Архангельской области для формирования долгосрочных приоритетов, разработки и реализации муниципальных программ (подпрограмм) по туризму.

Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор

Архангельской области

И.А. Орлов

1

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Архангельской области

от 02 сентября 2014 г. № 351-пп

КОНЦЕПЦИЯ

развития туризма в Архангельской области

Концепция развития туризма в Архангельской области (далее – Концепция) представляет собой систему основных направлений обеспечения правовой, организационной и экономической среды для формирования конкурентоспособного кластера внутреннего и въездного туризма в Архангельской области и определяет ключевые ориентиры для исполнительных органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и туристских организаций в Архангельской области.

Правовой основой разработки Концепции являются:

Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;

федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2011 года № 644;

государственная программа Российской Федерации “Развитие культуры», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 317;

(В редакции постановления Правительства Архангельской области от 28.09.2020 №606-пп)

Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года № 941-р;

Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года № 2129-р

(введен постановлением Правительства Архангельской области от 28.09.2020 №606-пп)

областной закон от 24 марта 2014 года № 99-6-ОЗ «О туризме и туристской деятельности в Архангельской области»;

Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года, одобренная распоряжением администрации Архангельской области от 16 декабря 2008 года № 278-ра/48.

Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2035 года, утвержденная областным законом от 18 февраля 2019 года № 57-5-ОЗ.

(введен постановлением Правительства Архангельской области от 28.09.2020 №606-пп)

I. Характеристика современной туристской индустрии

Архангельской области

Туристская отрасль Архангельской области характеризуется положительной динамикой въездного туристского потока (в 2010 году – 329,6 тыс. человек, в 2013 году – 379,5 тыс. человек). За 2013 год рост въездного туристского потока в Архангельскую область составил 12 процентов по сравнению с предыдущим годом.

Доля иностранных туристов, прибывших в Архангельскую область в 2010 и 2013 годах, составила соответственно 2,4 процента и 2,5 процента. Среди стран, лидирующих по прибытию своих граждан в Архангельскую область, – страны Баренцева/Евроарктического региона (Норвегия, Финляндия и Швеция), Германия, Франция, Великобритания.

В число наиболее посещаемых муниципальных образований Архангельской области входят: городской округ «Город Архангельск» – 28 процентов, Приморский муниципальный район Архангельской области – 17 процентов, Устьянский муниципальный район Архангельской области – 10,5 процента, Вельский муниципальный район Архангельской области – 7 процентов, Каргопольский муниципальный район Архангельской области – 5 процентов, другие районы – 32,5 процента.

(в редакции постановления Правительства Архангельской области от 21.02.2020 №89-пп)

По целям пребывания в Архангельской области структура въездного туристского потока представлена следующим образом:

с деловой целью – 44 процента;

с целью досуга, рекреации и отдыха – 17 процентов;

с целью лечения и профилактики – 9 процентов;

с прочими целями – 30 процентов.

По продолжительности пребывания в Архангельской области 74 процента туристов находятся в регионе от 1 до 3 дней, 11 процентов – от 4 до 7 дней, 6 процентов – от 8 до 11 дней. Средняя стоимость туристского продукта по Архангельской области на 3 – 5 дней составляет 15 – 17 тыс. рублей.

Оборот туристского продукта в 2012 году составил 3149,1 млн. рублей (в 2010 году – 1588,4 млн. рублей). Объем платных услуг, осуществляемых коллективными средствами размещения, в 2013 году составил 1,935 млн. рублей, сумма налоговых отчислений от коллективных средств размещения в бюджетную систему всех уровней – 184 млн. рублей.

Уровень инвестиций в сферу туризма в 2013 году составил около 109 млн. рублей, что меньше показателя 2008 года на 41 процент.

Доля туризма в валовом региональном продукте Архангельской области в 2013 году составила около 1,5 процента.

Производительность труда в сфере туризма в 2012 году составила 0,56 млн. рублей.

Характеристика туристско-рекреационного потенциала
Архангельской области

Архангельская область входит в состав крупной рекреационной зоны – Север России с относительно благоприятными природными ресурсами, богатым культурным наследием и стабильной политической обстановкой. Каждый из районов Архангельской области – это природно-географическая, историко-культурная самобытность.

Архангельская область расположена в трех климатических поясах (арктическом, субарктическом, умеренном) и четырех природных зонах (арктических пустынь, тундры, лесотундры и тайги), 47 процентов ее площади – это арктические пустыни, тундра и лесотундра с суровыми природными условиями, длительной полярной ночью, безлесьем, ледниками, 53 процента территории Архангельской области расположено в тайге.

Территория Архангельской области обладает уникальными культурными, историческими, археологическими и архитектурными объектами, которые открывают широкие возможности для развития культурно-познавательного туризма. Выявлено около 10 тыс. памятников истории и культуры, охраняемых государством, в том числе 1421 объект культурного наследия федерального значения. Далеко за пределами Архангельской области известны средневековые городища, фортификационные сооружения Новодвинской крепости и Соловецкого кремля, каменные и деревянные памятники северной архитектуры. Монументальные соборы Каргополя и Сольвычегодска, церкви и часовни Кенозерского национального парка, избы, мельницы и амбары музея Малые Корелы свидетельствуют об умении местных мастеров сочетать рациональную планировку с большой художественной выразительностью природы.

Интересны для туристов и места, откуда уходили в неизвестные края русские землепроходцы – Семен Дежнев, Ерофей Хабаров, Василий Поярков (Сольвычегодская земля), где жили и творили хранители и продолжатели русского народного творчества – Мария Кривополенова (Пинежье), Степан Писахов и Борис Шергин (Архангельск), Александр Борисов (Красноборск), Николай Рубцов (Емецк, Архангельск), Федор Абрамов (Веркола).

Территория Архангельской области значительно обводнена. На севере на протяжении 3 тыс. км она омывается водами Белого, Баренцева и Карского морей. В ее пределах протекает около 72 тыс. рек и ручьев, 95 процентов из которых имеют протяженность менее 10 км. В Архангельской области около 190 тыс. озер с площадью зеркала более одного гектара. Любители водного туризма на плотах, лодках, байдарках, яхтах, теплоходах могут совершать походы по маршрутам любой категории сложности. Прямой выход Архангельской области в Белое море и далее в открытый океан обеспечивает перспективное развитие въездного круизного туризма.

Русский Север сохранил многие православные святыни (Соловецкий, Онежский Крестный, Антониево-Сийский, Веркольский, Сурский, Ошевенский монастыри). Они привлекают внимание верующих и туристов и способствуют развитию религиозного туризма.

Архангельская область знаменита своими народными промыслами – холмогорской резьбой по кости, каргопольской игрушкой, резьбой по дереву, плетением из бересты, вязанием и вышиванием. Наличие северных деревень, сохранивших традиционный уклад жизни местного населения, способствует развитию сельского туризма и росту жизненного уровня местного населения.

Далеко за пределами Архангельской области известны «Дни джаза» в Архангельске и на Соловецких островах, Европейская весна и международный фестиваль уличных театров в Архангельске, праздник народных мастеров России и фестиваль колокольного искусства «Хрустальные звоны» в Каргополе, фестиваль «Медовый спас» и ярмарка «Устьянская ссыпчина» в Устьянском районе, фестиваль Козьмы Пруткова в Котласском районе, международные кинофестивали и спортивные чемпионаты. Это способствует развитию событийного туризма.

Архангельская область также является активным участником международного партнерства по линии Баренцева/Евроарктического региона и Европейского Союза. Внешнеэкономические связи Архангельской области, а также потенциал проектного сотрудничества создает предпосылки для расширения делового туризма.

Активная деятельность юношества и подростков, реализуемая в рамках межрегионального и международного сотрудничества, открывает возможности для расширения молодежного и детско-юношеского туризма.

Покровные ледники, айсберги, фьорды, тюлени, моржи, белухи, киты, белые медведи, птичьи базары Арктики, бескрайние тундра и лесотундра привлекают любителей арктического туризма, для развития которого большой привлекательностью обладают архипелаги Земля Франца-Иосифа и Новая Земля.

Минеральные воды и лечебные грязи в сочетании с чистым лесным воздухом, богатым фитонцидами, способствуют организации лечебно-оздоровительного туризма.

Богат и разнообразен растительный и животный мир Архангельской области, что создает все условия для промыслового туризма. Путешествия по бескрайним северным лесам в разрешенные сроки можно сочетать с охотой и рыбалкой, сбором грибов, ягод, лекарственных растений.

На территории Архангельской области имеются все необходимые ресурсы для развития экологического туризма. Только особо охраняемые природные территории в Архангельской области занимают около 7 процентов ее площади.

Разнообразие рельефа от приморских заболоченных и приречных низин до возвышенностей Ветреного Пояса и Тиманского кряжа создает пересеченный характер местности, благоприятный для различных видов экстремального и спортивного туризма. На участках, сложенных известняками, встречаются карстовые формы рельефа, открывающие неограниченные возможности для спелеотуризма. Продолжительная зима и устойчивый снежный покров создают благоприятные условия для всех видов зимнего спортивного туризма на лыжах, собачьих и оленьих упряжках, снегоходах.

На основе развитой сети автомобильных дорог, соединяющих объекты туристского показа и культурно-рекреационной направленности, перспективно создание маршрутов автотуризма.

Структура туристского рынка

Количество коллективных средств размещения (гостиницы, общежития для приезжих, специализированные средства размещения) на территории Архангельской области составляет 207 единиц, из них – 97 гостиниц, 11 санаториев-профилакториев, 29 туристических баз, 70 гостевых домов.

На туристском рынке Архангельской области туроператорскую и турагентскую деятельность осуществляют более 196 компаний, включая 26 туроператоров. На территории Архангельской области реализуются более 300 туристических программ.

В Архангельской области функционируют 4 некоммерческие организации в сфере туризма: некоммерческая организация «Архангельская региональная туристская ассоциация», некоммерческое партнерство «Ассоциация туризма и сервиса Архангельской области», некоммерческое партнерство «Ассоциация развития спорта, туризма и отдыха в Архангельской области», общественная организация «Федерация спортивного туризма Архангельской области». В 2014 году создано государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Туристско-информационный центр Архангельской области». На территории муниципальных образований Архангельской области работает 6 туристско-информационных центров.

Транспорт

Железнодорожный транспорт. Город Архангельск имеет регулярное железнодорожное сообщение с городами Москвой, Санкт-Петербургом, Мурманском. Внутреннее сообщение обеспечивается поездами в административные центры Котласского, Пинежского, Вельского, Плесецкого, Онежского, Устьянского, Няндомского, Коношского районов. Общая протяженность железнодорожных путей внутри Архангельской области составляет 1767 км.

Авиасообщение. Из аэропорта города Архангельска осуществляются пассажирские перевозки в города Москву, Санкт-Петербург, Мурманск, Нарьян-Мар, Тромсё (Норвегия, через город Мурманск). В туристский сезон организуются чартерные международные рейсы в Египет, Турцию, Испанию, Грецию, Объединенные Арабские Эмираты, Таиланд. Региональное авиасообщение обеспечивается рейсами закрытого акционерного общества «Нордавиа – региональные авиалинии» и открытого акционерного общества «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд». Основные маршруты: Архангельск – Соловки, авиасообщение между населенными пунктами Приморского муниципального района.

Морской и речной транспорт. В летний сезон осуществляются речные круизы по основной речной артерии Архангельской области – реке Северной Двине. Общая протяженность внутренних водных судоходных путей составляет 3833 км.

В летний период в Архангельск осуществляют заходы круизные суда. Порт Архангельска при условии реконструкции и проведения дноуглубительных работ может принимать большие круизные суда. Отсутствует регулярное морское сообщение с Соловецкими островами. Основной туристский поток на Соловецкие острова обеспечивается морскими пассажирскими перевозками из города Кеми (Республика Карелия).

Автомобильный транспорт. Автомобильный транспорт обслуживает внутригородские перевозки и перевозки между городами и населенными пунктами Архангельской области. Протяженность автомобильных дорог общего пользования в Архангельской области составляет 18 777 км, включая 11 759 км дорог с твердым покрытием и 7018 км асфальто- и цементно- бетонных и грунтовых дорог.

Трудовые ресурсы: наличие профессиональных кадров

и их подготовка

Среднесписочная численность работников организаций в сфере туризма в 2012 году составила 6572 человека, включая работников туроператоров, турагентов и предприятий сферы гостиничного и ресторанного обслуживания.

Подготовку кадров для сферы туризма и гостеприимства осуществляют 9 образовательных организаций:

1) высшее образование:

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» (направления бакалавриата: «Менеджмент в сфере туризма и путешествий», «Культурология», «Искусства и гуманитарные науки»; специальность «Природопользование» – специализация «Экологический туризм»);

государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (направление «Туризм», бакалавриат);

негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт управления» (направление «Туризм», бакалавриат);

2) среднее профессиональное образование:

государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (специальность: «Туризм», квалификация «Специалист по туризму»);

государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Архангельской области «Архангельский педагогический колледж» (специальность: «Туризм», квалификация «Специалист по туризму»);

государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Архангельской области «Плесецкий торгово-промышленный техникум» (специальность: «Туризм», квалификация «Специалист по туризму»);

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Архангельский торгово-экономический колледж» (специальность: «Гостиничный сервис», квалификация «Менеджер»);

государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Архангельской области «Архангельский индустриально-педагогический колледж» (специальность: «Гостиничный сервис», квалификация «Менеджер гостиничного сервиса»);

негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Северодвинский колледж управления и информационных технологий» (специальность: «Туризм», квалификация «Специалист по туристическим услугам»);

негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Колледж менеджмента» (техникум) (специальность: «Туризм», квалификация «Специалист по туризму»);

3) профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование – федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» (направления: «Менеджмент туризма», «Событийный менеджмент», «Экскурсоведение»).

II. Приоритетные направления развития туристской деятельности
в Архангельской области

В целях создания конкурентоспособного рынка туристских услуг на основе использования механизмов государственно-частного партнерства, выстраивания системы эффективного продвижения туристско-рекреационного потенциала Архангельской области, повышения уровня социально-экономического вклада отрасли туризма в развитие экономики Архангельской области приоритетными направлениями туристской деятельности в Архангельской области признаются:

1) автотуризм – туризм с использованием собственного или арендованного автомобильного транспорта;

2) активный туризм – туризм с использованием активных способов передвижения, включая спортивный и самодеятельный туризм;

3) водный туризм – туризм с использованием транспортных средств, предназначенных для передвижения по воде;

4) деловой туризм – туризм с профессионально-деловыми целями, а также организация конгрессно-выставочных мероприятий;

5) детский туризм – туризм организованной группы несовершеннолетних туристов в сопровождении руководителя, который несет обязанности их законного представителя;

(в редакции постановления Правительства Архангельской области от 21.02.2020 №89-пп)

6) культурно-познавательный туризм – туризм, главной целью которого является ознакомление с памятниками истории и культуры, другими достопримечательностями на территории Архангельской области, традициями местного населения, народными ремеслами и промыслами, достижениями в области науки и культуры в сочетании с экскурсионной программой;

7) лечебно-оздоровительный туризм – туризм, организуемый с целью лечения и профилактики различных заболеваний и основанный на использовании специфических туристских ресурсов;

8) исключен постановлением Правительства Архангельской области от 21.02.2020 №89-пп;

9) сельский туризм – туризм, предусматривающий использование природных, культурно-исторических, сельскохозяйственных и других ресурсов сельской местности;

10) событийный туризм – туризм с целью посещения социально-культурных, спортивных событий и иных массовых мероприятий;

11) экологический туризм – туризм, связанный с посещением природных территорий с относительно низким уровнем антропогенного воздействия с целью получения представления об их природных и культурно-этнографических особенностях.

В рамках развития приоритетных направлений туристской деятельности в Архангельской области уполномоченным органом государственной власти Архангельской области в сфере туризма осуществляется сотрудничество с органами государственной власти и субъектами туристской индустрии иных субъектов Российской Федерации и иностранных государств.

III. Факторы, сдерживающие развитие туризма

в Архангельской области

1. Слабо развитая инфраструктура. Туризм испытывает ограничения, связанные с недостаточным уровнем развития транспортно-логистической, туристской и обеспечивающей инженерной инфраструктуры, высокой степенью износа объектов культурного наследия, низкой обеспеченностью интернет- и мобильной связью, сложностью организации доступа к объектам туристского показа для людей с ограниченными возможностями.

2. Малая узнаваемость Архангельской области на внутреннем и мировом туристских рынках. Отсутствует единый туристский фирменный стиль Архангельской области и комплексная система брендинга территории, что влияет на эффективность продвижения туристского потенциала и туристских продуктов Архангельской области.

3. Отсутствие системных маркетинговых и научных исследований туристского рынка в Архангельской области. Научное сопровождение отрасли туризма в Архангельской области характеризуется излишней теоретичностью на фоне низкого уровня практического применения знаний и разработок. Растущая потребность в точной и сопоставимой информации требует совершенствования системы сбора статистических данных от муниципальных образований Архангельской области и различных групп субъектов туристской индустрии Архангельской области.

4. Недостаточная инвестиционная активность в сфере туризма. Отсутствует четко определенная дорожная карта для инвесторов, желающих или планирующих вложение инвестиций в создание и развитие объектов туристской инфраструктуры на территории Архангельской области, а также набор инструментов государственной поддержки приоритетных инвестиционных проектов Архангельской области в сфере туризма.

Разрозненность, неоднородность развития туристско-рекреационных территорий Архангельской области. Развитие туризма в Архангельской области требует стратегического и кластерного подхода через создание в Архангельской области туристско-рекреационных зон, в том числе учитывающих основные приоритеты социально-экономического развития Архангельской области.

Недостаточный уровень квалификации трудовых ресурсов для туристской отрасли. Действующая система подготовки кадров не позволяет готовить специалистов, в полной мере соответствующих актуальным изменениям и потребностям отдельных сегментов туристской индустрии Архангельской области. Происходит отток квалифицированных кадров в другие субъекты Российской Федерации ввиду отсутствия в Архангельской области достаточного количества рабочих мест с высоким уровнем оплаты труда.

IV. Цели и задачи туристской индустрии

в Архангельской области

Целью туристской индустрии является увеличение внутреннего и въездного туристских потоков в Архангельскую область и обеспечение повышения вклада туризма в социально-экономическое развитие Архангельской области с использованием кластерного подхода к развитию и вовлечению в туристский оборот туристско-рекреационных ресурсов Архангельской области и сопутствующих туризму видов услуг на основе государственно-частного партнерства.

Задачи:

1) разработка и реализация долгосрочного комплексного плана развития внутреннего и въездного туризма в Архангельской области как приоритетного сектора экономики;

2) повышение степени использования туристско-рекреационного потенциала Архангельской области и увеличение вклада туризма в валовом региональном продукте Архангельской области;

3) повышение многообразия и качества предоставляемых туристских услуг на территории Архангельской области;

4) формирование современной маркетинговой и рекламно-информационной стратегии популяризации и продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках;

5) разработка и реализация комплексных инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства и кластерного подхода в рамках туристско-рекреационных зон;

6) совершенствование законодательства Архангельской области и Российской Федерации в сфере туризма;

7) создание благоприятных условий на территории Архангельской области для привлечения инвестиций, в том числе иностранных, в туристскую индустрию Архангельской области;

8) развитие системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на базе государственно-частного партнерства;

9) развитие социального партнерства для обеспечения системного подхода в подготовке квалифицированных кадров, в том числе содействие в проведении мониторинга потребности в кадрах различных квалификаций и уровня профессионального образования и повышении доступности и качества образовательных услуг в сфере туризма и гостеприимства;

10) содействие развитию системных научных исследований в сфере туризма.

Настоящая Концепция должна стать основой для общегосударственного понимания и решения основных задач развития туризма, стоящих перед органами государственной власти Архангельской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области по расширению потенциала туристической индустрии в экономике районов и Архангельской области в целом.

Анализ ситуации свидетельствует о необходимости государственного комплексного подхода к решению накопившихся проблем в сфере внутреннего и въездного туризма в рамках государственной программы (подпрограммы) Архангельской области с входящими в нее мероприятиями по отдельным направлениям туризма.

В развитии перспективных территорий туристской индустрии Архангельской области следует учитывать следующие критерии: привлекательность, доступность, комфортность, безопасность, окупаемость, доходность, социально-экономическую и бюджетную эффективность.

V. Основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и субъектов туристской индустрии Архангельской области по реализации Концепции

1. Разработка и реализация государственной программы (подпрограммы) Архангельской области по развитию внутреннего и въездного туризма на долгосрочную перспективу с учетом реализации приоритетных направлений развития туристской деятельности в Архангельской области.

2. Прогнозирование роста потенциальных потребностей и соответствующее развитие транспортно-логистической, туристской и обеспечивающей инженерной инфраструктуры, модернизация объектов культурного наследия, обеспечение доступа к туристско-рекреационным ресурсам Архангельской области для людей с ограниченными возможностями.

3. Разработка и реализация укрупненных инвестиционных проектов по созданию туристско-рекреационных кластеров, предполагающих создание и (или) реконструкцию объектов туристской и обеспечивающей инфраструктуры.

4. Разработка комплекса мер по повышению инвестиционной привлекательности Архангельской области в сфере туризма, в том числе разработка дорожной карты инвесторов в сфере туризма, реализация мероприятий, направленных на привлечение инвестиций в туристскую индустрию Архангельской области.

5. Осуществление мониторинга состояния туристской индустрии и туристских ресурсов Архангельской области, анализа состояния развития туризма и соответствия законодательства Архангельской области в сфере туризма законодательству Российской Федерации.

6. Обеспечение доступа субъектов туристской индустрии Архангельской области к различным формам государственной поддержки приоритетных направлений туристской деятельности в Архангельской области.

7. Создание и ведение единой системы информационного обеспечения сферы туризма в Архангельской области.

8. Расширение ассортимента, повышение конкурентоспособности и продвижение туристских продуктов Архангельской области на внутренний и мировой туристские рынки.

9. Содействие в обеспечении научного сопровождения развития туристской деятельности на территории Архангельской области, в том числе проведение исследований по определению зон туристской привлекательности, допустимых экологических нагрузок, рисков и перспектив развития туризма, совершенствование системы мониторинга развития туризма в Архангельской области.

10. Содействие в развитии системной подготовки квалифицированных кадров для сферы туризма Архангельской области, адаптация образовательного процесса к существующим и перспективным потребностям сферы туризма и гостеприимства Архангельской области.

11. Создание условий для обеспечения безопасного пребывания туристов (экскурсантов) в Архангельской области и обеспечение оперативного информирования субъектов туристской индустрии об угрозе безопасности в месте временного пребывания.

12. Развитие межрегиональных и международных связей с целью продвижения туристско-рекреационного потенциала Архангельской области за ее пределами, а также создания трансграничных и межрегиональных туристских продуктов, проходящих по территории Архангельской области.

VI. Механизм и инструменты реализации Концепции

Развитие туризма в Архангельской области строится на принципе эффективного освоения и социально-экономического развития территории через создание туристско-рекреационных зон с использованием кластерного подхода.

Концепция предполагает выделение на основе пространственного планирования и концентрации туристских ресурсов шести перспективных туристско-рекреационных зон Архангельской области:

1) туристско-рекреационная зона с объединением Онежского и Приморского муниципальных районов Архангельской области, города Архангельска, города Северодвинска и города Новодвинска;

2) туристско-рекреационная зона с объединением Устьянского и Вельского муниципальных районов Архангельской области;

3) туристско-рекреационная зона с объединением Каргопольского, Плесецкого, Коношского и Няндомского муниципальных районов Архангельской области;

4) туристско-рекреационная зона с объединением Котласского, Красноборского, Ленского, Вилегодского и Верхнетоемского муниципальных районов Архангельской области, города Котласа, города Сольвычегодска, города Коряжмы;

5) туристско-рекреационная зона Пинежского, Мезенского и Лешуконского муниципальных районов Архангельской области;

6) туристско-рекреационная зона с объединением Холмогорского, Виноградовского и Шенкурского муниципальных районов Архангельской области.

Характеристики выделяемых туристско-рекреационных зон:

Туристско-

рекреационная зона Архангельской области

Особенности формирования внутреннего и въездного туристских потоков

Туристско-рекреационный потенциал

1

2

3

Туристско-рекреационная зона с объединением Онежского и Приморского муниципальных районов Архангельской области, города Архангельска, города Северодвинска, города Новодвинска

основным центром въездного туризма является город Архангельск – административный центр Архангельской области, развитый многофункциональный транспортный узел, направляющий туристские потоки в Приморский, Онежский муниципальные районы Архангельской области, город Северодвинск, город Новодвинск. Жители
города Архангельска формируют большую
часть внутреннего туристского потока
в близлежащие зоны

территория перспективна для формирования круглогодичного центра делового туризма (проведение мероприятий национального
и международного уровня), развития культурно-познавательного
и активных видов туризма, увеличения межрегиональных
и трансграничных круизных маршрутов

Туристско-рекреационная зона с объединением Устьянского и Вельского муниципальных районов Архангельской области

основные туристские потоки проходят через город Вельск – административный центр Вельского муниципального района Архангельской области, имеющий выгодное транзитное расположение на федеральной магистральной автомобильной дороге М-8 «Холмогоры». Граничит
с Вологодской областью

территория перспективна для формирования автотуристского кластера с созданием круглогодичного центра активного отдыха,
с развитием горнолыжного, лыжного, лыжероллерного и других видов спорта для профессионалов
и любителей, развитием сельского туризма

Туристско-рекреационная зона с объединением Каргопольского, Плесецкого, Коношского и Няндомского муниципальных районов Архангельской области

прямое автотранспортное сообщение с городом Архангельском и внутри выделяемой зоны. Граничит с Республикой Карелия
и Вологодской областью. Развитая система железнодорожного пассажирского сообщения
с городом Архангельском
и крупными городами России

территория перспективна для создания культурно-познавательного туристского центра (город Каргополь) c успешным продвижением экологического
и сельского туризма (Кенозерский национальный парк)
и формированием новых объектов туристского показа

Туристско-рекреационная зона с объединением Котласского, Красноборского, Ленского, Вилегодского
и Верхнетоемского муниципальных районов Архангельской области, города Котласа, города Сольвычегодска, города Коряжмы

прямое автотранспортное сообщение с городом Архангельском и внутри выделяемой зоны. Граничит с Республикой Коми, Вологодской и Кировской областями. Есть железнодорожное пассажирское сообщение
с городом Архангельском
и крупными городами России

территория перспективна для дальнейшего развития межрегиональных туристских маршрутов
в культурно-познавательных, лечебно-оздоровительных целях, развития событийного, делового (город Котлас), сельского туризма

Туристско-рекреационная зона Пинежского, Мезенского и Лешуконского муниципальных районов Архангельской области

прямое автотранспортное сообщение с городом Архангельском и внутри выделяемой зоны. Граничит с Республикой Коми. Железнодорожное пассажирское сообщение: город Архангельск – село Карпогоры (Пинежский муниципальный район Архангельской области)

территория перспективна для развития культурно-познавательного, активного, религиозного
и сельского видов туризма

Туристско-рекреационная зона с объединением Холмогорского, Виноградовского
и Шенкурского муниципальных районов Архангельской области

транзитное расположение на федеральной магистральной автомобильной дороге М-8 «Холмогоры»

территория перспективна для формирования автотуристского кластера с развитием культурно-познавательного
и сельского туризма

На территории одного или нескольких муниципальных образований Архангельской области в составе выделяемых туристско-рекреационных зон могут быть сформированы туристско-рекреационные кластеры в целях повышения конкурентоспособности Архангельской области на внутреннем и мировом туристских рынках, увеличения туристского потока в Архангельскую область, привлечения инвестиций в туристскую индустрию Архангельской области. Туристско-рекреационные кластеры представляют собой функционально, организационно и финансово взаимосвязанные проекты капитального строительства в туристской сфере или укрупненные инвестиционные проекты.

Основными инструментами реализации Концепции являются:

нормативное правовое регулирование развития туризма, предусматривающее в том числе разработку и реализацию порядка разработки и реализации проектов создания туристско-рекреационных кластеров на территории Архангельской области, положения о единой системе информационного обеспечения сферы туризма в Архангельской области, порядка проведения аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников, порядка учета сведений об аттестованных экскурсоводах (гидах), гидах-переводчиках, инструкторах-проводниках;

программно-целевой метод через реализацию государственных программ (подпрограмм) Архангельской области, муниципальных программ развития туризма, участие в государственных программах Российской Федерации, федеральных целевых программах, а также в международных программах грантового финансирования;

система мониторинга состояния туристской индустрии и туристских ресурсов Архангельской области в соответствии с порядком, предусматривающим комплексную количественную и качественную оценку происходящих процессов в сфере туризма на основе определенной системы показателей с целью эффективного управления ими и возможности прогнозирования их динамики.

Концепция может дополняться, уточняться и совершенствоваться по мере изменения социально-политического и экономического положения в стране и Архангельской области.

Реализация положений Концепции позволит создать условия для формирования и развития на территории Архангельской области конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса, удовлетворяющего потребности граждан Российской Федерации и иностранных граждан в туристских услугах.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 140.030.000 Туризм. Экскурсии (см. также 200.160.040)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать