Основная информация

Дата опубликования: 03 июля 1985г.
Номер документа: С8500277
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР
Раздел на сайте: Законодательство СССР и РСФСР
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа

&С8500277

&С8500277

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР

П+О+С+Т+А+Н+О+В+Л+Е+Н+И+Е

от 3 июля 1985 г. N 2764-XI

МОСКВА, КРЕМЛЬ

О СОБЛЮДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ОБ ОХРАНЕ ПРИРОДЫ И

РАЦИОНАЛЬНОМ

ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫХ

РЕСУРСОВ

В Советском

государстве уделяется неслабое внимание делу охраны природы. Начиная с

ленинского декрета "О земле" складывалась система

природоохранительного законодательства. После рассмотрения на четвертой сессии

Верховного Совета СССР восьмого созыва вопроса о мерах по дальнейшему улучшению

охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов эта работа

значительно активизировалась. Были приняты законодательные акты, регулирующие

земельные, водные, лесные, горные отношения, законы об охране атмосферного

воздуха, об охране и использовании животного мира и другие решения по вопросам

охраны природы. В природоохранительном законодательстве особая забота

проявляется о здоровье и благосостоянии советских граждан.

Законодательство Союза

ССР по вопросам охраны природы нашло дальнейшее развитие в законодательстве

союзных республик. Сложившаяся в настоящее время система законодательных актов

позволяет успешно решать задачи в этой области.

Проблемы сохранения

природы Земли во всем ее богатстве, стоящие перед человечеством, требуют

тесного международного сотрудничества. Огромная опасность природе и самой жизни

на нашей планете создается растущей по вине империалистических сил гонкой

вооружений, перенесением ее в космос, угрозой развязывания термоядерной войны.

Это привело бы к катастрофическим последствиям для всей цивилизации. Поэтому

Советский Союз активно участвует в борьбе за мир и рассматривает охрану и

оздоровление окружающей среды как важнейшее направление внутренней и внешней

политики.

Верховный Совет СССР

отмечает, что последовательное осуществление в нашей стране мер по выполнению

требований природоохранительного законодательства позволило в целом уменьшить

выброс вредных веществ в атмосферу стационарными источниками, сократить сброс в

водоемы загрязненных сточных вод, увеличить об’ем оборотного и

последовательного водоснабжения. Снизился уровень загрязнения внутренних и

территориальных вод страны. Улучшились использование и охрана земли, недр,

лесов и животного мира, продолжает развиваться сеть заповедников и других особо

охраняемых территорий.

Успехи в охране

природы значительны, однако в этом деле много и недостатков. Не полностью

выполняются требования природоохранительного законодательства. Большое число

нарушений допускается в энергетической, химической и целлюлозно-бумажной

промышленности, черной и цветной металлургии и в отраслях агропромышленного

комплекса.

Значительная часть

природоохранительных сооружений и установок эксплуатируется не эфеективно, а на

многих предприятиях они вообще отсутствуют. В то же время выделяемые на

строительство природоохранных об’ектов средства осваиваются не в полном об’еме.

Медленно внедряются

малоотходные и безотходные технологические процессы, некомплексно используется

минеральное сырье, допускаются большие потери извлечения многих полезных

ископаемых при добыче и обогащении не отвечает современным достижением

научно-технического прогресса, слабо вовлекаются в производство вторичные

ресурсы, допускается ведомственный подход к решению этих вопросов.

В нарушении земельного

законодательства по строительство об’ектов различного назначения зачастую

отводятся высокопродуктивные сельскохозяйственные угодья. Недостаточными

темпами осуществляются противоэрозионные мероприятия, полезащитное

лесоразведение, рекультивация нарушенных земель. Слабо используется накопленный

в отвалах плодородный слой почвы для улучшения малопродуктивных угодий.

Допускается загрязнение почв химическими удобрениями и пестицидами.

Не полностью решаются

задачи охраны вод в ряде отраслей промышленности, сельском и коммунальном

хозяйстве. Не уделяется должного внимания внедрению систем замкнутого

водоснабжения и водосберегающих технологий. Имеют место большие потери воды при

ее транспортировке и орошении сельскохозяйственных культур, продолжается

засорение рек отходами сплава древесины, истощаются малые реки, снижается

продуктивность рыбохозяйственных водоемов.

Медленно улучшается

состояние воздушного бассейна городов и промышленных центров. В ряде мест

отмечается существенное превышение допустимых концентраций сернистого

ангидрида, окислов азота и других вредных веществ в атмосферном воздухе.

Увеличивается загрязнение окружающей среды выбросами транспортных средств; в

автомобилестроении и тракторостроении слабо ведутся работы по снижению

токсичности выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания, медленно

внедряются новые виды моторного топлива. Приборы и другое оборудование для

контроля за состоянием природной среды производятся в недостаточном количестве

и низкого качества.

При лесозаготовках

захламляются вырубки, разрушаются почвы, на значительных площадях уничтожается

подрост древесной растительности, допускаются сверхнормативные рубки хвойных

лесов, а лиственная древесина используется очень ограниченно, медленно

внедряются методы комплексного безотходного использования древесины и другой

лесопродукции. Большой вред природе наносит браконьерство, но борьба с ним

ведется крайне недостаточно. Дальнейшего совершенствования требует организация

заповедного дела и охотничьего хозяйства.

До настоящего времени

не разработан ряд нормативных актов, вытекающих из законов об охране природы и

использовании природных ресурсов, ведомственные акты во многих случаях не

приведены в соответствие с действующим законодательством.

Хозяйственный механизм

слабо воздействует на повышение заинтересованности промышленных и сельскохозяйственных

предприятий, строительных организаций в осуществлении природоохранительных

мероприятий, комплексном использовании сырья и утилизации отходов производства.

Рачительное отношение к природе еще не стало обязательной нормой поведения

каждого гражданина нашей страны.

Советы народных

депутатов, их исполнительные и распорядительные органы, а также специально

уполномоченные на то органы, осуществляющие функции государственного контроля в

области охраны окружающей среды и рационального использования природных

ресурсов, не пред’являют должной требовательности к министерствам,

государственным комитетам и ведомствам, об’единениям, предприятиям,,

организациям и гражданам за соблюдение ими природоохранительного

законодательства. В целом система государственного управления и контроля в

области охраны природы и рационального использования природных ресурсов

нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Курс Коммунистической

партии на интенсификацию экономического развития требует дальнейшего повышения

эффективности охраны окружающей среды и рационального использования природных

ресурсов.

Верховный Совет Союза

Советских Социалистических Республик п+о+с+т+а+н+о+в+л+я+е+т:

1. Признать

необходимым принятие дополнительных экономических, организационных, правовых и

иных мер по охране природы и рациональному использованию природных

ресурсов,улучшению окружающей человека среды и безусловному соблюдению

законодательства в этой области. При решении проблем развития народного

хозяйства исходить из приоритета охраны здоровья настоящего и будущих поколений

советских людей, создания наилучших условий для их жизни, нацелить на это

научно-технический прогресс, обеспечить переход на ресурсосберегающие

технологии, наиболее полно и бережно использовать природные богатства, полученные

из них сырье, материалы и продукцию.

2. Совету Министров

СССР продолжить работу по дальнейшему усилению охраны окружающей среды и

улучшению использования природных ресурсов, имея, с частности, в виду:

повысить

ответственность министерств,государственных комитетов, ведомств, предприятий,

организаций, колхозов и совхозов, а также граждан за соблюдение

природоохранительного законодательства, норм и правил природообразования,

рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, выполнение

планов и мероприятий по охране окружающей среды; добиться более полного

вовлечения в оборот вторичного сырья; обеспечить недопущение ведомственного

похода со стороны министерств, государственных комитетов и других организаций в

природопользовании; усилить воздействие хозяйственного механизма на решение

этих вопросов;

улучшить планирование

и экономическое стимулирование мероприятий по охране окружающей среды и

рациональному использованию природных ресурсов;

разработать

долгосрочную Государственную программу охраны окружающей среды и рационального

использования природных ресурсов СССР;

принять меры по

совершенствованию и повышению эффективности государственного управления и

контроля в области охраны окружающей среды и рационального использования

природных ресурсов, укрепить материально-техническую базу органов этого

контроля, усилить роль природоохранных служб в отраслях народного хозяйства,

повысить престижность труда в сфере охраны природы; усилить материальное и моральное

поощрение граждан и общественных организаций за содействие осуществлению

мероприятий по охране природы;

полнее использовать

достижения научно-технического прогресса в природопользовании, в первую очередь

за счет внедрения малоотходных и безотходных технологических процессов и

комплексной переработки природного сырья, расширить и упорядочить работы по

созданию природоохранного оборудования, автоматизированных систем и приборов

контроля за состоянием окружающей среды;

повысить эффективность

использования имеющегося природоохранного оборудования, осуществить комплекс

мероприятий по коренному улучшению состояния окружающей среды в районах с

повышенным уровнем загрязнением водных об’ектов и атмосферного воздуха; принять

необходимые меры по усилению борьбы с загрязнением воздушного бассейна городов

и промышленных центров вредными выбросами транспортных средств;

предусмотреть

мероприятия по усилению охраны земли и ее недр, водных ресурсов страны и

атмосферного воздуха, животного и растительного мира, воспроизводству

возобновляемых природных ресурсов, совершенствованию охраны и обеспечению

рационального использования живых и других природных ресурсов континентального

шельфа и экономической зоны СССР, дальнейшему развитию системы заповедников и

других особо охраняемых природных территорий, повышению эффективности

охотничьего хозяйства;

установить порядок

проведения обязательной экологической экспертизы новой техники, технологии и

материалов, а также проектов на строительство, реконструкцию и техническое

перевооружение народнохозяйственных об’ектов; усилить требования по охране

природы в технологических и строительных нормах и правилах;

ускорить темпы и

улучшить качество строительства об’ектов природоохранного назначения, повысить

ответственность министерств и ведомств, осуществляющих строительство, за

своевременный ввод их в действие, улучшить комплектование этих об’ектов

приборами, оборудованием и материалами; не допускать ввода в эксплуатацию

об’ектов, не обеспеченных природоохранными устройствами;

продолжить работу по

совершенствованию природоохранительного законодательства, обеспечить разработку

необходимых нормативных актов в развитие действующих законов, а также

приведение актов министерств, государственных комитетов и ведомств в

соответствие с законодательством об охране природы и рациональном использовании

природных ресурсов;

расширить научную

разработку фундаментальных и прикладных проблем охраны природы и рационального

использования природных ресурсов; принять меры к ускорению разработки

совершенных методов определения экономической эффективности природоохранных

мероприятий и ущерба от загрязнения окружающей среды; упорядочить сеть

научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций в этой области;

обеспечить дальнейшее

развитие сотрудничества с правительствами других государств и международными

организациями в области охраны окружающей среды, предотвращения неблагоприятных

воздействий на природу различных видов деятельности человека, включая гонку

вооружений с ее опасными последствиями.

3. Рекомендовать

Верховным Советам союзных республик рассмотреть состояние выполнения

законодательства об охране природы. Обеспечить более полное осуществление

Советами народных депутатов возложенных на них полномочий в деле охраны природы

и рационального использования природных ресурсов, улучшения координации

деятельности в этой области хозяйственных, а также контролирующих органов.

Повысить внимание к охране окружающей среды и рациональному использованию

природных ресурсов в деятельности исполнительных и распорядительных органов

Советов, постоянных комиссий, депутатских групп и постов каждого депутата.

Полнее учитывать мнение трудовых коллективов и населения при подготовке и

рассмотрении указанных вопросов на сессиях Советов народных депутатов,

заседаниях исполнительных комитетов и постоянных комиссий.

Усилить

государственный контроль за соблюдением министерствами, государственными

комитетами и ведомствами, предприятиями, организациями и учреждениями,

совхозами, колхозами и гражданами законодательства об охране природы. Поднять

требовательность к хозяйственным руководителям, не обеспечивающим своевременное

и качественное осуществление мероприятий по охране природы и рациональному

использованию природных ресурсов.

4. Прокуратуре Союза

ССР, Верховному Суду СССР, Комитету народного контроля СССР, Министерству

внутренних дел СССР, Государственному арбитражу при Совете Министров СССР

считать одним из основных направлений в деятельности по укреплению

социалистической законности и правопорядка борьбу с нарушениями природоохранительного

законодательства. Принять дополнительные меры к предупреждению и пресечению

нарушений законодательства об охране природы, к устранению причин и условий, им

способствующих.

5. Министерству

высшего и среднего специального образования СССР, Министерству просвещения

СССР, Министерству культуры СССР, Государственному комитету СССР по телевидению

и радиовещанию, Государственному комитету СССР по кинематографии,

Государственному комитету СССР по делам издательств, полиграфии и книжной

торговли, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому

образованию, другим министерствам, государственным комитетам и ведомствам

принять необходимые меры по дальнейшему совершенствованию экологического

воспитания и образования населения, подготовки и переподготовки специалистов в

этой области, улучшению научно-технической пропаганды и распространению знаний

о действующем законодательстве об охране природы.

6. Всесоюзному

Центральному Совету Профессиональных Союзов, Всесоюзному обществу

"знание", обществам охраны природы, научным обществам и другим

общественным организациям усилить работу по оказанию содействия государственным

органам в осуществлении мероприятий по охране природы и улучшению использования

природных ресурсов.

7. Совету Министров

СССР рассмотреть предложения и замечания, высказанные в содокладе Комиссий по

охране природы и рациональному использованию природных ресурсов Совета Союза и

Совета Национальностей и депутатами Верховного Совета СССР на сессии и

поступившие в Комиссии палат Верховного Совета СССР в ходе подготовки этой

сессии, и принять по ним соответствующие меры.

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 500.000.000 500.000.000

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН СССР
№-348282098 от 30 августа 1991

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать