Основная информация

Дата опубликования: 04 августа 2020г.
Номер документа: RU03048605202000028
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Башкортостан
Принявший орган: Администрация сельского поселения Таймурзинский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Об утверждении программы «Нулевой Травматизм» и Положения «О системе управления охраной труда» в администрации сельского поселения Ангасяковский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан

Администрация сельского поселения Таймурзинский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

04 августа 2020 года № 8/1

Об утверждении Программы «Нулевой травматизм» и Положения о системе управления охраной труда в администрации сельского поселения Таймурзинский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан

С целью сохранения жизни и здоровья работников администрации сельского поселения Таймурзинский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, создания безопасных условий труда на рабочем месте, во исполнение решения Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 09.10.2018. № 5,

П О С Т А Н О В Л Я Ю:

Утвердить Программу администрации сельского поселения Таймурзинский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан на 2020-2022 гг. «Нулевой травматизм» (Приложение 1).

Утвердить Положение о системе управления охраной труда в администрации сельского поселения Таймурзинский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан (Приложение 2).

Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава сельского поселения

Р.Т.Фатхутдинов

Приложение № 1

к постановлению главы

сельского поселения

Таймурзинский сельсовет

муниципального района

Дюртюлинский район

Республики Башкортостан

04.08.2020. № 8/1

ПРОГРАММА

«Нулевой травматизм» администрации сельского поселения Таймурзинский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан

1. Общие положения

1.1. Настоящая Программа «Нулевой травматизм» (далее - Программа) разработана в соответствии с подпрограммой «Развитие социально-трудовых отношений» Государственной программы «Регулирование рынка труда и содействие занятости населения в Республике Башкортостан», утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2014 г. № 677 (с изменениями и дополнениями).

1.2. Программа устанавливает общие организационно-технические мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

1.3. Важнейшим фактором определяющим необходимость разработки и реализации Программы, является социальная значимость повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения.

2. Цели Программы

2.1. Обеспечение безопасности и здоровья работников на рабочих местах.

2.2. Предотвращение несчастных случаев на производстве.

2.3. Обеспечение соответствия оборудования и процессов производства государственным нормативным требованиям по охране труда.

3. Задачи Программы.

3.1. Снижение рисков несчастных случаев на производстве.

3.2. Внедрение системы управления профессиональными рисками.

4. Принципы.

4.1. Приоритет жизни работника и его здоровья.

4.2. Ответственность руководителей и каждого работника за безопасность и соблюдение всех обязательных требований охраны труда.

4.3. Вовлечение работников в обеспечение безопасных условий и охраны труда.

4.4. Оценка и управление рисками на производстве, проведение регулярных аудитов безопасности.

4.5. Непрерывное обучение и информирование работников по вопросам охраны труда.

5. Основные направления Программы.

5.1. Программой предусмотрена реализация скоординированных действий по следующим основным направлениям:

5.1.1. Обеспечение соответствия оборудования и процессов производства законодательным нормативным требованиям по охране труда, промышленной и пожарной безопасности.

5.1.2. Обеспечение безопасности работника на рабочем месте.

5.1.3. Использование механизма частного финансирования предусмотренных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет средств страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

5.1.4. Проведение социальной оценки условий труда.

5.1.5. Развитие санитарно - бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда.

5.1.6. Приобретение и выдача сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

5.1.7. Проведение дней охраны труда, совещаний, семинаров и иных мероприятий по вопросам охраны труда.

5.1.8. Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.

5.1.9. Организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью приема работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.

5.1.10. Проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течении трудовой деятельности) медицинских осмотров работников.

5.1.11. Информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.

5.1.12. Разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников.

5.1.13. Проведение проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, рассмотрение их результатов, выработка предложений по приведению условий и охраны труда в соответствие с государственными нормативам требований охраны труда.

5.1.14. Привлечение к сотрудничеству в вопросах улучшения условий труда и контроля за охраной труда членов трудовых коллективов – через обеспечение работы совместных комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.

5.1.15. Проведение предварительной проверки (самопроверки) соблюдения требований трудового законодательства с помощью электронного сервиса «Онлайнинспекция.РФ».

5.2. Перечень мероприятий для реализации основных направлений Программы «Нулевой травматизм» с указанием объемов финансирования представлен в приложении к Программе.

Приложение

к Программе

«Нулевой травматизм»

Примерный перечень мероприятий для реализации основных направлений Программы «Нулевой травматизм»

№ п/п

Наименование мероприятия

Ответственны исполнители

Срок реализации

Источник/объем финансирования

Ожидаемый результат

1

2

3

4

5

6

1

Стать лидером – показать приверженность принципам

1.1.

Создание службы охраны труда (введение должности специалиста по охране труда)

а)

Наименование ответственного лица за обеспечение охраны труда в организации

б)

Осуществление функций по охране труда работодателем лично (руководителем организации, индивидуальным предпринимателем)

в)

Заключение гражданско-правового договора с организацией или специалистом, оказывающими услуги в области охраны труда

Приложение № 2

к постановлению главы сельского поселения

Таймурзинский сельсовет муниципального

района Дюртюлинский район

Республики Башкортостан

04.08.2020. № 8/1

ПОЛОЖЕНИЕ

О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

Система управления охраной труда – комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда и процедуры по достижению этих целей.

Настоящее Положение устанавливает требования к системе управления охраной труда (далее – СУОТ), в том числе к проведению внутреннего производственного контроля соблюдения требований охраны труда в администрации сельского поселения Таймурзинский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан (далее – Администрация).

Данное Положение разработано в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ – Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ) и Типового Положения о СУОТ, утвержденного приказом Минтруда Российской Федерации от 19 августа 2016 года № 438н.

Положение является руководством по созданию и совершенствованию системы управления охраной труда в Администрации, а также интеграции элементов этой системы в качестве составной части общей политики и управленческих мероприятий.

Общие положения

СУОТ является составной частью общей системы управления деятельностью Администрации. Функционирование СУОТ осуществляется посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом принятых на себя обязательств, специфики деятельности Администрации, наилучшей практики и достижений современной науки.

Нормативные ссылки приведены в приложении А.

Термины и определения, используемые в данном Положении о СУОТ, приведены в приложении Б.

Политика в области охраны труда

Руководством Администрации принята Политика в области охраны труда (далее - Политика), которая является публичной документированной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.

Политика по охране труда обеспечивает:

а) приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;

б) соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;

в) выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками;

г) учет индивидуальных особенностей работников, в том числе посредством проектирования рабочих мест, выбора оборудования, инструментов, сырья и материалов, средств индивидуальной и коллективной защиты, построения производственных и технологических процессов;

д) непрерывное совершенствование и повышение эффективности СУОТ;

е) обязательное привлечение работников, уполномоченных ими представительных органов к участию в управлении охраной труда и обеспечении условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, посредством необходимого ресурсного обеспечения и поощрения такого участия;

ж) личную заинтересованность в обеспечении, насколько это возможно, безопасных условий труда;

з) выполнение иных обязанностей в области охраны труда исходя из специфики деятельности предприятия.

При определении Политики проводится предварительный анализ состояния охраны труда совместно с работниками или уполномоченными ими представительными органами и обсуждение Политики с заинтересованными лицами в коллективе.

Политика оформляется отдельным документом и подписывается руководителем.

Политика по охране труда должна быть доступна всем работникам, работающим у работодателя, а также иным лицам, находящимся на территории, в зданиях и сооружениях предприятия.

Цели в области охраны труда

Основной стратегической целью в области охраны труда, определенной Политикой предприятия, является обеспечение безопасных условий труда и безопасности производства, предотвращение либо максимальное снижение возможных последствий для происшествий, связанных с рисками для здоровья работников, улучшение условий труда и культуры производства.

На основе регулярного анализа состояния условий труда и мониторинга процедур, обеспечивающих функционирование СУОТ, устанавливаются локальные цели, направленные преимущественно на поддержание безопасных условий труда и снижение профессиональных рисков для работников предприятия.

Количество целей определяется спецификой деятельности предприятия.

Цели формулируются с учетом необходимости оценки их достижения, в том числе, по возможности, на основе измеримых показателей.

Цели могут корректироваться по результатам специальной оценки труда (СОУТ) и оперативного контроля функционирования СУОТ.

Цели достигаются путем реализации процедур, предусмотренных разделом 5 настоящего Положения.

Обеспечение функционирования СУОТ

В Администрации принята трехуровневая структура управления и контроля в области охраны труда:

а) уровень производственной бригады – первая ступень контроля;

б) уровень производственного участка – вторая ступень контроля;

в) уровень работодателя в целом – третья ступень контроля.

Распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами (в том числе для лиц, на которых частично возложено исполнение функций специалиста по охране труда) приводится в пунктах 4.3 – 4.11 настоящего Положения, а также в должностных инструкциях для соответствующих работников Администрации.

Каждый работник Администрации:

выполняет правила внутреннего трудового распорядка и функции, возложенные трудовым договором;

соблюдает требования охраны труда в рамках выполнения своих трудовых функций, включая выполнение требований инструкций по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка, а также обеспечивает соблюдение производственной, технологической и трудовой дисциплины, выполнение указаний руководителя работ;

проходит медицинские осмотры, психиатрические освидетельствования, химико-токсикологические исследования по направлению работодателя;

проходит подготовку по охране труда, а также по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на производстве;

участвует в контроле за состоянием условий и охраны труда;

содержит в чистоте свое рабочее место;

перед началом рабочей смены (рабочего дня) проводит осмотр своего рабочего места;

следит за исправностью оборудования и инструментов на своем рабочем месте;

о выявленных при осмотре своего рабочего места недостатках докладывает своему непосредственному руководителю и действует по его указанию;

правильно использует средства индивидуальной и коллективной защиты и приспособления, обеспечивающие безопасность труда;

извещает своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления), или иных лиц;

при возникновении аварий действует в соответствии с ранее утвержденным работодателем порядком действий в случае их возникновения и принимает необходимые меры по ограничению развития возникшей аварии и ее ликвидации;

принимает меры по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;

несет ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей в сфере охраны труда и соблюдения производственной дисциплины.

Специалист по охране труда:

контролирует функционирование СУОТ;

отслеживает изменения законодательства Российской Федерации в сфере охраны труда;

организует размещение в доступных местах наглядных пособий и современных технических средств для проведения подготовки по охране труда;

осуществляет контроль за обеспечением работников в соответствии с ТК РФ нормативной правовой и методической документацией в области охраны труда;

контролирует соблюдение требований охраны труда на предприятии, трудового законодательства в части охраны труда, режимов труда и отдыха работников, указаний и предписаний органов государственной власти по результатам контрольно-надзорных мероприятий;

осуществляет контроль за состоянием условий и охраны труда;

организует разработку структурными подразделениями предприятия мероприятий по улучшению условий и охраны труда, контролирует их выполнение;

осуществляет оперативную и консультативную связь с органами государственной власти по вопросам охраны труда;

участвует в разработке и пересмотре локальных актов по охране труда;

участвует в организации и проведении подготовки по охране труда;

контролирует обеспечение, выдачу, хранение и использование средств индивидуальной и коллективной защиты, их исправность и правильное применение;

рассматривает и вносит предложения по пересмотру норм выдачи специальной одежды и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих веществ, молока, лечебно-профилактического питания, продолжительности рабочего времени, а также размера повышения оплаты труда и продолжительности дополнительного отпуска по результатам специальной оценки условий труда;

участвует в организации и проведении специальной оценки условий труда;

участвует в управлении профессиональными рисками;

организует и проводит проверки состояния охраны труда в структурных подразделениях работодателя;

организует проведение медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований работников;

дает указания (предписания) об устранении имеющихся недостатков и нарушений требований охраны труда, контролирует их выполнение;

участвует в расследовании аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, ведет учет и отчетность по ним, анализирует их причины, намечает и осуществляет мероприятия по предупреждению повторения аналогичных случаев, контролирует их выполнение;

проводит вводный инструктаж для вновь принимаемых работников.

Примечание – в соответствии с ТК РФ предприятие с численностью работников менее 50 человек может не вводить в штат специалиста по охране труда, в этом случае перечисленные обязанности специалиста по охране труда перераспределяются распоряжением главы сельского поселения между другими должностными лицами предприятия.

Глава сельского поселения:

гарантирует права работников на охрану труда, включая обеспечение условий труда, соответствующих требованиям охраны труда;

обеспечивает соблюдение режима труда и отдыха работников;

обеспечивает своевременное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, профессиональных рисков;

организовывает ресурсное обеспечение мероприятий по охране труда;

организует безопасную эксплуатацию производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и используемых в производстве сырья и материалов;

принимает меры по предотвращению аварий, сохранению жизни и здоровья работников и иных лиц при возникновении таких ситуаций, в том числе меры по оказанию пострадавшим первой помощи;

обеспечивает создание и функционирование СУОТ;

руководит разработкой организационно-распорядительных документов и распределяет обязанности в сфере охраны труда между своими заместителями, руководителями структурных подразделений и службой (специалистом) охраны труда;

определяет ответственность своих заместителей, руководителей структурных подразделений и службы (специалиста) охраны труда за деятельность в области охраны труда;

обеспечивает комплектование службы охраны труда квалифицированными специалистами;

организует в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований работников (при необходимости);

обеспечивает соблюдение установленного порядка обучения и профессиональной подготовки работников, включая подготовку по охране труда, с учетом необходимости поддержания необходимого уровня компетентности для выполнения служебных обязанностей, относящихся к обеспечению охраны труда;

допускает к самостоятельной работе лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

обеспечивает приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с условиями труда и согласно типовым нормам их выдачи;

обеспечивает приобретение и функционирование средств коллективной защиты;

организует проведение специальной оценки условий труда;

организует управление профессиональными рисками;

организует и проводит контроль за состоянием условий и охраны труда;

содействует работе комитета (комиссии) по охране труда, уполномоченных работниками представительных органов;

осуществляет информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;

обеспечивает лечебно-профилактическим питанием, молоком соответствующий контингент работников в соответствии с условиями труда и согласно установленным нормам;

обеспечивает санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда;

принимает участие в расследовании причин аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, принимает меры по устранению указанных причин, по их предупреждению и профилактике;

своевременно информирует органы государственной власти о происшедших авариях, несчастных случаях и профессиональных заболеваниях;

организует исполнение указаний и предписаний органов государственной власти, выдаваемых ими по результатам контрольно-надзорной деятельности;

по представлению уполномоченных представителей органов государственной власти отстраняет от работы лиц, допустивших неоднократные нарушения требований охраны труда.

Процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда

Для достижения целей в области охраны труда на предприятии предусмотрены следующие процедуры:

подготовка работников по охране труда;

организация и проведение оценки условий труда;

управление профессиональными рисками;

организация и проведение наблюдения за состоянием здоровья работников;

информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;

обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников;

обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;

обеспечение работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;

обеспечение безопасного выполнения подрядных работ и снабжение безопасной продукцией;

Порядок организации и проведения данных процедур приведен в пунктах 5.2 – 5.10 настоящего Положения.

Подготовка работников по охране труда проводится в соответствии с «Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда", утвержденным совместным Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ № 1/29 от 13 января 2003 года. Для организации данной процедуры устанавливается (определяется):

а) требования к необходимой профессиональной компетентности по охране труда работников, ее проверке, поддержанию и развитию;

б) список работников, ответственных за проведение инструктажа по охране труда на рабочем месте в структурных подразделениях работодателя, за проведение стажировки по охране труда;

в) перечень вопросов, включаемых в программу инструктажа по охране труда;

г) состав комиссии работодателя по проверке знаний требований охраны труда;

д) регламент работы комиссии работодателя по проверке знаний требований охраны труда;

е) перечень вопросов по охране труда, по которым работники проходят проверку знаний в комиссии работодателя;

ж) порядок организации подготовки по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на производстве;

з) порядок организации и проведения инструктажа по охране труда;

и) порядок организации и проведения стажировки на рабочем месте и подготовки по охране труда.

Организация и проведение оценки условий труда осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. При этом устанавливается:

а) порядок создания и функционирования комиссии по проведению специальной оценки условий труда, а также права, обязанности и ответственность ее членов;

б) особенности функционирования комиссии по проведению специальной оценки условий труда при наличии обособленных структурных подразделений;

в) организационный порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах предприятия в части деятельности комиссии по проведению специальной оценки условий труда;

г) порядок осуществления отбора и заключения гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, учитывающий необходимость привлечения к данной работе наиболее компетентной в отношении вида деятельности работодателя;

д) порядок урегулирования споров по вопросам специальной оценки условий труда;

е) порядок использования результатов специальной оценки условий труда.

Оценка и управление профессиональными рисками осуществляется на всех уровнях управления и контроля в сфере охраны труда. Данная процедура определена приложением Г к данному Положению и включает следующие мероприятия:

а) выявление (идентификация) опасностей;

б) оценка уровней профессиональных рисков;

в) снижение уровней профессиональных рисков.

Основой для идентификации опасностей и определения уровня профессиональных рисков служат результаты специальной оценки условий труда и контроля (проверок) состояния рабочих мест.

Организация и проведение наблюдения за состоянием здоровья работников осуществляется в соответствии с «Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», утвержденным Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.04.2011 № 302н. Перечень профессий (должностей) работников, которые подлежат медицинским осмотрам, психиатрическим освидетельствованиям, химико-токсикологическим исследованиям устанавливается на основании результатов специальной оценки условий труда. Медицинские осмотры могут также проводиться на добровольной основе (в том числе по предложениям работников, уполномоченных ими представительных органов, комиссии по охране труда).

Информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях осуществляется в форме:

а) включения соответствующих положений в трудовой договор работника;

б) ознакомления работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

в) размещения соответствующей информации в общедоступных местах.

Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников осуществляется посредством следующих мероприятий:

а) обеспечение рационального использования рабочего времени;

б) организация сменного режима работы, включая работу в ночное время;

в) обеспечение внутрисменных перерывов для отдыха работников, включая перерывы для создания благоприятных микроклиматических условий;

г) поддержание высокого уровня работоспособности и профилактика утомляемости работников.

Планирование мероприятий по реализации процедур

С целью планирования мероприятий по реализации процедур, направленных на достижение целей в области охраны труда, директором предприятия утверждается План мероприятий по охране труда (далее - План).

Подготовку Плана осуществляет специалист по охране труда. План составляется на календарный год. Пересмотр и актуализация Плана проводится по мере необходимости преимущественно 1 раз в квартал.

В Плане отражаются:

а) результаты проведенного анализа состояния условий и охраны труда в администрации;

б) общий перечень мероприятий, проводимых при реализации процедур;

в) ожидаемый результат по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;

г) сроки реализации по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;

д) ответственные лица за реализацию мероприятий, проводимых при реализации процедур, на каждом уровне управления;

е) источник финансирования мероприятий, проводимых при реализации процедур.

Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур

Организация контроля функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур обеспечивает:

а) оценку соответствия состояния условий и охраны труда требованиям охраны труда, соглашениям по охране труда, подлежащим выполнению;

б) получение информации для определения результативности и эффективности процедур;

в) получение данных, составляющих основу для принятия решений по совершенствованию СУОТ.

Применяются следующие основные виды контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур:

а) контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования, выявления профессиональных рисков, а также реализации иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно, мониторинг показателей реализации процедур;

б) контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: оценка условий труда работников, подготовка по охране труда, проведение медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований;

в) учет и анализ аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений требований охраны труда, соглашений по охране труда, подлежащих выполнению, изменений или внедрения новых технологических процессов, оборудования, инструментов, сырья и материалов;

г) контроль эффективности функционирования СУОТ в целом.

Периодичность контроля:

первая ступень – постоянный ежесменный контроль;

вторая ступень – не реже одного раза в неделю;

третья ступень – не реже одного раза в месяц.

Планирование улучшений функционирования СУОТ

Планирование улучшения функционирования СУОТ устанавливается в зависимости от результатов контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур, а также обязательности учета результатов расследований аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений работников и (или) уполномоченных ими представительных органов.

При планировании улучшения функционирования СУОТ проводится анализ эффективности функционирования СУОТ, предусматривающий оценку следующих показателей:

а) степень достижения целей предприятия в области охраны труда;

б) способность СУОТ обеспечивать выполнение обязанностей руководства, отраженных в Политике по охране труда;

в) эффективность действий, намеченных на всех уровнях управления и контроля по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования СУОТ;

г) необходимость изменения СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц в области охраны труда, перераспределение ресурсов предприятия;

д) необходимость обеспечения своевременной подготовки тех работников, которых затронут решения об изменении СУОТ;

е) необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ.

Реагирование на аварии, несчастные случаи и профзаболевания

С целью обеспечения и поддержания безопасных условий труда, недопущения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в соответствии со спецификой деятельности предприятия проводится выявление потенциально возможных аварий и выработка действий в случае их возникновения.

При установлении порядка действий при возникновении аварии учитываются существующие и разрабатываемые планы реагирования на аварии и ликвидации их последствий, а также необходимость гарантировать в случае аварии:

а) защиту людей, находящихся в рабочей зоне, при возникновении аварии посредством использования внутренней системы связи и координации действий по ликвидации последствий аварии;

б) возможность работников остановить работу и/или незамедлительно покинуть рабочее место и направиться в безопасное место;

в) не возобновление работы в условиях аварии;

г) предоставление информации об аварии соответствующим компетентным органам, службам и подразделениям по ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, надежной связи работодателя с ними;

д) оказание первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на производстве и при необходимости вызов скорой медицинской помощи (или оказание первой помощи), выполнение противопожарных мероприятий и эвакуации всех людей, находящихся в рабочей зоне;

е) подготовку работников для реализации мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности к ним и к ликвидации их последствий, включая проведение регулярных тренировок в условиях, приближенных к реальным авариям.

Результаты реагирования на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания оформляются работодателем в форме акта с указанием корректирующих мероприятий по устранению причин, повлекших их возникновение.

В целях предотвращения инцидентов (аварий) с тяжелыми последствиями комиссией в составе руководителя, специалистов расследуются обстоятельства и причины происшествий (сбои в работе оборудования, возгорания и др.), повлекшие простой производства более одной смены или значительные материальные потери.

Порядок расследования несчастных случаев (при повреждении здоровья работников с временной утратой трудоспособности или необходимости перевода на другую работу) и профзаболеваний приведен в приложении Д к данному Положению

Управление документами СУОТ

Локальные нормативные акты (Положения, Инструкции и др.) утверждаются руководителем.

Рекомендации по оформлению локальных нормативных актов и иных документов СУОТ, перечень документов, а также форм регистрации действий, учета и отчетности в сфере охраны труда приведены в приложении Е настоящего Положения.

Порядок разработки, согласования, утверждения и пересмотра документов СУОТ, в частности, инструкций по охране труда устанавливается в соответствии с «Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда», утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 17.12.2002 № 80.

В качестве особого вида документов СУОТ, которые не подлежат пересмотру, актуализации, обновлению и изменению, определяются контрольно-учетные документы СУОТ (записи), включая:

а) акты и иные записи данных, вытекающие из осуществления СУОТ, в частности, сведения об инструктажах и обучении работников по охране труда;

б) журналы учета и акты записей данных об авариях, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях;

в) записи данных о воздействиях вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса на работников и наблюдении за условиями труда и за состоянием здоровья работников;

г) результаты контроля функционирования СУОТ.

Ответственность

Должностные лица и работники, виновные в нарушениях требований безопасности и условий охраны труда, несут ответственность в пределах своих должностных и функциональных обязанностей в дисциплинарном, административном или судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Знание требований настоящего Положения учитывается при аттестации и утверждении в должности руководителей, специалистов и бригадиров (в том числе не освобожденных бригадиров). Невыполнение требований данного Положения рассматривается как несоответствие работника занимаемой должности.

К лицу, допустившему нарушения требований безопасности, применяются в зависимости от характера нарушения следующие меры воздействия:

проведение внепланового инструктажа по охране труда;

проведение внеочередной проверки знаний по охране труда;

объявление дисциплинарного взыскания (замечание, выговор, увольнение) в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

12. Приложение.

Приложение А.

Нормативные ссылки, использованные в Положении СУОТ.

Поз.

Наименование нормативного документа

Год издания

Краткое обозначение

Приме­чание

А1.1 

Трудовой Кодекс РФ – Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ

2001

ТК РФ

А1.2 

Кодекс РФ об административных правонарушениях – Федеральный закон № 195-ФЗ

2001

КоАП

А1.3 

Федеральный закон «О санитарно-эпиде­миологическом благополучии населения»

1999

52-ФЗ

А1.4 

Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

1998

125-ФЗ

А1.5 

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

2013

426-ФЗ

А1.6 

Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению"

2014

Приказ 33н

А1.7 

Приказ Минтруда РФ от 19.08.2016 № 438н

"Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда"

2016

Приказ 438н

А1.8 

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.12.2010 № 1247н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций пищевой, мясной и молочной промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением"

2010

Приказ 1247н

А1.9 

Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29 "Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций"

Постан. 1/29

А1.10 

Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утв. Постановлением Минтруда РФ от 17.12.2002 № 80

А1.11 

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 № 45н "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов"

Приказ 45н

Приложение Б.

Термины и определения, используемые в Приложении о СУОТ.

Термин

Определение

Источник[*]

Охрана труда

Система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия

ТК РФ

Требования охраны труда

Государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда

ТК РФ

Рабочее место

Место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя

ТК РФ

Опасный производственный фактор

Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме

ТК РФ

Вредный производственный фактор

Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию

ТК РФ

Средства индивидуальной защиты работников (СИЗ)

Технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и(или) опасных производственных факторов, а также защиты от загрязнения

ТК РФ

Профессиональный риск

Вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях

ТК РФ

Управление профессиональными рисками

комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков

ТК РФ

Работодатель

Физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником

ТК РФ

Приложение В.

Порядок подготовки работников по охране труда.

Все работники, вновь принимаемыми на работу, независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, временные работники, командированные, учащиеся и студенты, прибывшие на обучение или производственную практику, проходят вводный инструктаж по охране труда с регистрацией в журнале.

Вводный инструктаж по утвержденной программе проводит специалист по охране труда (либо другое лицо, назначенное приказом по предприятию).

Вводный инструктаж совмещает в себе инструктаж по пожарной безопасности и обучение работников оказанию первой помощи пострадавшим.

На рабочем месте проводятся следующие виды инструктажа:

первичный на рабочем месте – при приеме на работу, а также при переводе на новую работу (по другой профессии, специальности);

повторный – не реже одного раза в 6 месяцев (для опасных профессий – 3 мес.);

внеплановый – при изменениях инструкций, нарушениях требований и др.;

целевой – при выполнении разовых работ или работы в особых условиях.

Инструктажи на рабочем месте проводятся в объеме инструкций по охране труда для соответствующих профессий или видов работ.

Работники, совмещающие несколько профессий, инструктируются по каждой профессии и виду работ, входящих в их трудовые обязанности.

Все инструктажи на рабочем месте проводит непосредственный руководитель работ (мастер, механик и др.).

Инструктажи на рабочем месте регистрируются в журнале инструктажей или в личной карточке инструктажа работника. Карточки хранятся у лица проводившего инструктаж.

Лица, которые не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой, и ремонтом оборудования, использованием инструмента, хранением и применением сырья и материалов, первичный инструктаж на рабочем месте не проходят. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного и повторного инструктажей на рабочем месте, утверждается руководителем.

Работники, не освобожденные от первичного и повторного инструктажей, ежегодно проходят проверку знаний инструкций по охране труда применительно к выполняемой работе. Проверку знаний проводит непосредственный руководитель с участием специалиста по охране труда и вышестоящего должностного лица.

Работники, освобожденные от инструктажей на рабочем месте, проходят проверку знаний нормативных требований по охране труда (относящимся к выполняемой работе) в комиссии предприятия с периодичностью один раз в три года.

Состав комиссии по проверке знаний утверждается руководителем. Члены комиссии проходят обучение и проверку знаний в обучающей организации, имеющей соответствующую лицензию на право ведения образовательной деятельности в области охраны труда.

Все работники, вновь принимаемые на работы с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работники при переводе на новую работу с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе при обучении по другой смежной профессии, специальности) перед допуском к самостоятельной работе проходят стажировку сроком не менее трех смен под руководством опытного работника, назначенного приказом (распоряжением) по предприятию.

По окончании стажировки проводится проверка теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы и работник допускаются к самостоятельной работе.

Проверка теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы оформляется протоколом.

В день допуска к самостоятельной работе (по профессии, второй профессии, виду работ) проводится повторный инструктаж с записью в журнале или в личной карточке инструктажа на рабочем месте.

Приложение Г.

Управление профессиональными рисками.

Идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня осуществляются с привлечением службы (специалиста) охраны труда, комитета (комиссии) по охране труда, работников или уполномоченных ими представительных органов.

В качестве опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, руководители работ, исходя из специфики своей деятельности, вправе рассматривать любые из следующих:

а) механические опасности:

опасность падения из-за потери равновесия, в том числе при спотыкании или соскальзывании, при передвижении по скользким поверхностям или мокрым полам;

опасность падения с высоты, в том числе из-за отсутствия ограждения, из-за обрыва троса, в котлован, в шахту при подъеме или спуске при нештатной ситуации;

опасность падения из-за внезапного появления на пути следования большого перепада высот;

опасность удара;

опасность травмирования от трения или абразивного воздействия при соприкосновении;

опасность раздавливания, в том числе из-за наезда транспортного средства, из-за попадания под движущиеся части механизмов, из-за обрушения горной породы, из-за падения пиломатериалов, из-за падения;

опасность пореза частей тела, в том числе кромкой листа бумаги, канцелярским ножом, ножницами, острыми кромками металлической стружки (при механической обработке металлических заготовок и деталей);

опасность разрыва;

б) электрические опасности:

опасность поражения током вследствие прямого контакта с токоведущими частями из-за касания незащищенными частями тела деталей, находящихся под напряжением;

опасность поражения током вследствие контакта с токоведущими частями, которые находятся под напряжением из-за неисправного состояния (косвенный контакт);

опасность поражения электростатическим зарядом;

опасность поражения током от наведенного напряжения на рабочем месте;

опасность поражения вследствие возникновения электрической дуги;

опасность поражения при прямом попадании молнии;

опасность косвенного поражения молнией;

в) опасности, связанные с воздействием микроклимата и климатические опасности:

опасность воздействия пониженных температур воздуха;

опасность воздействия повышенных температур воздуха;

опасность воздействия влажности;

опасность воздействия скорости движения воздуха;

Данный список не является исчерпывающим и может дополняться на местах.

При рассмотрении перечисленных в пункте Г2 настоящего Положения опасностей устанавливается следующий порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учетом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями:

руководители работ совместно с технологом и (или) специалистом по охране труда составляют оценочный лист, в котором в виде таблицы перечислены виды опасностей, которые могут возникнуть для соответствующей деятельности или рабочего места, с последующей отметкой по каждой опасности уровня возможного риска;

опасности, представляющие реальную угрозу повреждения здоровья работников с временной или стойкой утратой трудоспособности, оформляются отдельным списком с последующей разработкой мероприятий по управлению профессиональным риском

Методы оценки уровня профессиональных рисков определяются руководителями работ совместно со специалистом по охране труда с учетом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций.

Допускается использование разных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций.

Для расчета значения риска в общем виде применяется формула:

R = V х S                                                                                                                              (1)

где               R – Расчетный риск;

V – Вероятность возникновения опасного события;

S – Значимость опасного события (тяжесть повреждения здоровья, сумма ущерба).

При оценке риска по десятибалльной шкале вероятность V изменяется в интервале от 0,01 до 1,00 (табл. Г.1), значимость S – выражается в условных единицах, принимаемых в пределах от 1 до 10 баллов (табл. Г.2).

Следует различать понятия «опасный производственный фактор» – причина возможной опасности и «опасность» – следствие или характер проявления опасного фактора. Например, фактор «высокое напряжение электрической сети» может быть причиной нескольких опасностей: опасность поражения электрическим током, опасность короткого замыкания и возгорания, опасность возникновения электрической дуги, ожогов глаз и кожных покровов, а, к примеру, опасность возгорания может быть вызвана несколькими факторами – высокое напряжение электрической сети, наличие природного газа, горючих жидкостей и др.

Качественная характеристика опасности в соответствии с настоящим Положением предполагает деление рисков на 5 уровней: минимальный риск R1, низкий риск R2, умеренный риск R3, высокий риск R4, сверхвысокий риск R5.

Уровень профессионального риска может определяться интуитивным путем (экспертная оценка опасности) на основе имеющегося опыта работы и анализа опасных событий, происходивших на данном предприятии или в других организациях с аналогичным профилем производственной деятельности. При этом рекомендуется выделять (записывать) те опасные или вредные факторы, которые можно исключить или уменьшить при проведении мероприятий по управлению профессиональным риском.

Таблица Г.1 – Характеристика опасных событий по вероятности

Смысловое выражение вероятности

Характеристика событий, происходящих с данной степенью вероятности

Вероятность V

Невероятно

Событие может произойти только теоретически

0,01 – 0,19

Маловероятно

Событие может возникнуть лишь в исключительных случаях, при стечении обстоятельств и присутствии нескольких факторов одновременно

0,20 – 0,39

Возможно

В нормальных условиях опасное событие не возникает, но при отклонениях в работе может произойти

0,40 – 0,59

Достоверно

Опасное событие может произойти даже при незначительных отклонениях в работе

0,60 – 0,89

Неизбежно

Событие может произойти даже при отсутствии отклонений в работе

0,90 – 1,00

Таблица Г.2 – Характеристика опасных событий по значимости (серьезности последствий)

Последствия (смысловая характеристика значимости)

Примеры последствий (по видам опасных событий)

Значимость S в баллах

Травмы

Заболевания

Нет последствий

Легкий ушиб

Неприятные ощущения

0,0–1,9

Незначительные последствия

Микротравма, царапина, синяк, ссадина. Нет потери работоспособности

Раздражение слизистых оболочек глаз, носа, гортани

2,0 – 3,9

Ощутимые последствия

Травма с выдачей больничного листа (учетная)

Обострение хронических заболеваний

4,0 –5.9

Значительные последствия

Длительное лечение, тяжелые и групповые несчастные случаи

Профессиональное заболевание

6,0 – 8,9

Катастрофические последствия

Групповой летальный исход

Острое групповое отравление

9,0 –10,0

Г1. Специальная оценка условий труда по сути является одной из форм оценки профессионального риска (риск профессионального заболевания)

Таблица 6.1. – Значение уровня риска в зависимости от класса условий труда

Класс[*] условий труда

1

2

(2.1)

3.1

3.2

3.3

3.4

3.0

4.0

Значение[*] риска, баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Уровень риска

R1

R2

R2

R3

R3

R4

R4

R4

R5

Г2. Риски с уровнем R1, R2, R3 (от 0 до 5,9 баллов) являются допустимыми рисками, а риски с уровнем R4, R5 (от 6,0 до 10 баллов) относятся к недопустимым рискам и требуют проведения незамедлительных мер управления (коррекции).

Г3. Взаимосвязь между показателями качественной и количественной оценки риска, которые используются в данном Положении, приведена в таблице Г.3.

Таблица Г.3. Взаимосвязь между показателями качественной и количественной оценки риска

Условное обозначение уровня риска

Название уровня риска (качественный показатель)

Количественный показатель, соответствующий данному уровню риска

Характеристика условий труда, соответствующих данному уровню риска

R1

Минимальный риск

от 0 до 1, 9 баллов

Оптимальные условия труда (класс 1). Вредные и опасные факторы на рабочем месте отсутствуют, маловероятно получение даже микротравмы (несчастного случая без потери трудоспособности)

R2

Низкий риск

от 2,0 до 3,9 баллов

Допустимые условия труда (класс 2). Вредные факторы на рабочем месте не превышают гигиенических нормативов (ПДК, ПДУ), опасные факторы надежно закрыты, может возникнуть только микротравма

R3

Умеренный риск

от 4,0 до 5,9 баллов

Вредные условия труда (классы 3.1, 3.2). Вредные факторы на рабочем месте превышают ПДК (ПДУ), присутствуют опасные факторы с возможным возникновением легкого несчастного случая (подлежащего учету)

R4

Высокий риск

от 6,0 до 8,9 баллов

Особо вредные условия труда (классы 3.3, 3.4). Вредные факторы на рабочем месте значительно превышают ПДК (ПДУ), присутствуют опасные факторы (ситуации) с высокой вероятностью несчастного случая с тяжелым исходом

R5

Сверхвысокий риск

от 9,0 до 10 баллов

Опасные условия труда (класс 4). Вредные факторы на рабочем месте превышают нормативы настолько, что могут привести к острому отравлению, присутствуют опасные факторы (ситуации) с высокой вероятностью группового несчастного случая или случая со смертельным исходом

Г4. Во всех случаях, когда возникает опасная ситуация с уровнем риска R3 и более, применяется коррекция риска – снижение вероятности воздействия опасности или тяжести последствий опасных событий за счет безотлагательных мер, включающих в себя: предупреждение об опасности (плакаты, знаки безопасности, сигнальные ограждения и др.), применение средств индивидуальной защиты (СИЗ) и предотвращение развития опасной ситуации (снижение нагрузки, приостановка работ до устранения угрозы и др.)

Г5. В зависимости от уровня рисков, определяющих значимость замечаний (текущих несоответствий), выявленных при производственном контроле, предусматриваются следующие оперативные действия по управлению рисками:

Сверхвысокий риск (уровень R5, недопустимый) – работа (эксплуатация технического устройства, объекта) приостанавливается и не разрешается до тех пор, пока не будут выяснены причины опасности и приняты меры по снижению (коррекции) риска до допустимого уровня. В срочном порядке разрабатываются и реализуются меры по устранению причин повторного возникновения риска.

Высокий риск (уровень R4, недопустимый) – режим работы (эксплуатации технического устройства, объекта) снижается настолько, чтобы обеспечить экстренное реагирование на развитие опасной ситуации, вплоть до приостановки производственного процесса. Незамедлительно принимаются меры по снижению (коррекции) риска до допустимого уровня. Работа выполняется при жестком контроле установленных требований безопасности, в том числе предусмотренных действующими законодательными и нормативными документами. В приоритетном порядке разрабатываются и реализуются мероприятия для снижения риска с привлечением материальных и людских ресурсов.

Умеренный риск (уровень R3, допустимый) – принимаются меры по снижению риска до низкого уровня, однако затраты на профилактические мероприятия ограничиваются объемом средств, выделенных на производство продукции и эксплуатацию технических устройств, объектов. Действия по снижению риска внедряются в запланированный промежуток времени. Работы выполняются при регулярном контроле установленных требований безопасности. В тех случаях, когда риск данного уровня связан с возможным причинением вреда для многочисленной группы работников, разрабатываются улучшенные методы управления риском.

Низкий риск (уровень R2, допустимый) – дополнительных действий не требуется, контроль необходим для отслеживания функционирования существующих процессов и поддержания рисков на низком уровне.

Минимальный риск (уровень R1) – действия заключаются в соблюдении элементарных правил эксплуатации оборудования, инструментов, приспособлений.

Г6. При описании процедуры управления профессиональными рисками учитывается следующее:

а) управление профессиональными рисками осуществляется с учетом текущей, прошлой и будущей деятельности предприятия;

б) тяжесть возможного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности;

в) все оцененные профессиональные риски подлежат управлению;

г) процедуры выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков должны постоянно совершенствоваться и поддерживаться в рабочем состоянии с целью обеспечения эффективной реализации мер по их снижению;

д) эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками должна постоянно оцениваться.

Г7. К мерам по исключению или снижению уровней профессиональных рисков относятся:

а) исключение опасной работы (процедуры);

б) замена опасной работы (процедуры) менее опасной;

в) реализация инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия опасностей на работников;

г) реализация административных методов ограничения времени воздействия опасностей на работников;

д) использование средств индивидуальной защиты;

е) страхование профессионального риска.

Приложение Д.

Порядок расследования несчастных случаев и профзаболеваний.

Д1.  Порядок расследования несчастных случаев

Для расследования несчастных случаев на производстве следует руководствоваться следующими нормативными документами Российской Федерации:

Трудовой кодекс РФ, статьи 227-231;

Постановление Минтруда РФ от 24.10.2002 № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях»;

Приказ Минздрава РФ от 24.02.2005 № 160 «Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве»;

Д1.1.  О каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, пострадавший или очевидец несчастного случая извещает непосредственного руководителя работ, который обязан:

– немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его (с сопровождающим) в медицинскую организацию (в здравпункт, поликлинику или центральную районную больницу);

– принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;

– сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению других чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения – зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схему, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия) [ст. 228 ТК РФ]).

– сообщить о происшедшем несчастном случае непосредственному руководителю;

Перечисленные действия выполняются вне зависимости от тяжести травмы и степени утраты трудоспособности работника.

Д1.2.  Непосредственный руководитель при несчастном случае обязан:

– немедленно проинформировать директора предприятия, а в случае тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом также родственников пострадавшего;

– принять необходимые меры по своевременной организации и обеспечению надлежащего расследования несчастного случая, оформления документов;

– направить письменный запрос по установленной форме в лечебное учреждение (по месту нахождения пострадавшего) на медицинское заключение о тяжести повреждения здоровья пострадавшего, о характере полученных повреждений и органе, подвергшемся повреждению;

– обеспечить работу комиссии и своевременное расследование несчастного случая в соответствии с установленным порядком;

– обеспечить выполнение мероприятий по результатам расследования происшествия.

– при несчастном случае со смертельным исходом вызывает также дежурного представителя прокуратуры.

Д1.3.  Специалист по охране труда при несчастном случае организует:

– запись информации о несчастном случае в специальном журнале, формирование конкретного состава комиссии по расследованию, подготовку проекта соответствующего приказа;

– при групповом несчастном случае (2 человека и более), тяжелом или смертельном несчастном случае подготовку извещения в соответствующие инстанции, согласование состава комиссии, информирование членов комиссии;

– регистрацию, учет, хранение актов о несчастных случаях и материалов расследования;

– контроль выполнения мероприятий по результатам расследований.

Д1.4.  Состав комиссии утверждается распоряжением, должен состоять из нечетного числа членов и не менее трех человек.

Д1.5.  Пострадавший работник, а также его законный представитель или иное доверенное лицо имеют право на личное участие в расследовании несчастного случая, происшедшего с пострадавшим.

Д1.6.  При расследовании несчастного случая комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия и должностных лиц, получает необходимую информацию от специалистов и руководителей производства и по возможности – объяснения от пострадавшего.

Д1.7.  Расследование обстоятельств и причин несчастного случая на производстве должно быть проведено комиссией в течение трех календарных дней со дня издания приказа о создании комиссии. Для групповых, тяжелых и смертельных несчастных случаев срок расследования установлен 15 дней.

Д1.8.  Каждый член комиссии имеет право оформить особое мнение.

Д1.9.  Если при расследовании несчастного случая выясняется, что травма произошла не на производстве, а в пути на работу (с работы) или в быту, то акт формы Н-1 не составляется, а оформляется акт произвольной формы. В качестве прототипа рекомендуется использовать форму 4, утвержденную Постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 № 73.

Д1.10.  Материалы расследования несчастных случаев, акты формы Н-1, информационные материалы о травматизме на родственных предприятиях служат источником информации для разработки предупредительных мер по снижению уровня профессиональных рисков.

Д2.  Порядок расследования профессиональных заболеваний

Д2.1.  При получении извещения из Центра профпатологии об установлении окончательного диагноза профессионального заболевания приказом по предприятию назначается состав комиссии по расследованию обстоятельств и причин профзаболевания.

Д2.2.  Профессиональные заболевания расследуются в соответствии с «Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний», утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.10.2000 № 967

Приложение Е

Перечень документации СУОТ

Поз.

Наименование документа, формы

Краткое обозначение

Ответств. лица

Примеч.

Локальные нормативные акты

ЛНА

1.1.

Правила внутреннего трудового распорядка

ПВТР

Бухгалтер

1.2.

Положение о СУОТ

П01-20…

Спец. ОТ

1.3.

Положение (инструкция) по оформлению нарядов-допусков, в том числе на проведение огневых работ на временных местах

Спец. ОТ

1.4.

Инструкции по охране труда по профессиям и видам работ

ИОТ-…

Технолог, рук. работ

1.5.

Инструкция по пожарной безопасности

Технолог

1.6.

Инструкция о порядке применения СИЗ

Спец. ОТ

Организационно-распорядительные документы

ОРД

2.1.

Приказ об утверждении и вводе в действие ЛНА

Спец. ОТ

2.2.

Приказ о распределении ответственности по вопросам охраны труда

Спец. ОТ

2.3.

Приказ о назначении ответственных за разработку инструкций по ОТ

Спец. ОТ

2.4.

Приказ о назначении лица, ответственного за электрохозяйство

Директор

2.5.

Приказ о назначении комиссии по проверке знаний

Спец. ОТ

2.6.

Приказы (распоряжения) по закреплению и стажировке новых работников

Секретарь или руков. работ

2.7.

Приказы о вводе в действие, продлении сроков действия, изменении инструкций по охране труда

Спец. ОТ

2.8.

Приказ о назначении лиц, имеющих право выдачи нарядов-допусков

Спец. ОТ

2.9.

План работы по охране труда

Спец. ОТ

2.10.

План (программа) организационно-технических мероприятий по улучшению условий и охраны труда (по результатам СОУТ и оценки рисков)

Комиссия по СОУТ, спец. ОТ

2.11.

График проведения обследований (проверок) состояния ОТ

Спец. ОТ

Перечни

3.1.

Перечень нормативно-правовых актов для ООО

Спец. ОТ

3.2.

Перечень инструкций по охране труда

Спец. ОТ

3.3.

Перечень опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах (в рамках СОУТ)

Комиссия по СОУТ, спец. ОТ

3.4.

Перечень профессий и должностей работников, к которым предъявляются дополнительные повы­шенные требования по безопасности труда и лиц, освобожденных от первичного и повторного инструктажа на рабочем месте

Технолог, спец. ОТ

3.5.

Перечень профессий и должностей работников, имеющим право на бесплатное получение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ), смывающих и обезвреживающих средств

Технолог

3.6.

Список профессий и должностей работников (контингент), подлежащих предварительным (при поступлении на работу) и периодическим медосмотрам

Контингент ПМО

Технолог

3.7.

Поименный список лиц, подлежащих ПМО

Технолог

3.8.

Перечень работ повышенной опасности, проводимых по наряду-допуску

Спец. ОТ

3.9.

Перечень профессий для присвоения 1 и II групп по электробезопасности

Отв. за эл. хозяйство

Документы по обучению персонала

4.1.

Программа вводного инструктажа

Спец. ОТ

4.2.

Памятка по ведению вводного инструктажа

Спец. ОТ

4.3.

Программы первичного инструктажа на рабочем месте

Спец. ОТ

4.4.

Программы обучения по охране труда для работ повышенной опасности (при наличии)

Спец. ОТ

При необх.

4.5.

Список работников для обучения по ОТ в обучающей организации

Спец. ОТ

4.6.

Комплект НПА (в электронном виде)

Спец. ОТ

4.7.

Журнал регистрации вводного инструктажа

Спец. ОТ

4.8.

Журнал регистрации инструктажей на рабочем месте (либо личные карточки инструктажа работников)

Рук. работ (мастер или др.)

4.9.

Журнал регистрации обучения по охране труда для отдельных видов работ

Технолог

Формы записей

5.1.

Шаблоны распорядительных документов по закреплению и стажировке новых работников

Спец. ОТ

5.2.

Форма журнала регистрации инструктажей (либо личной карточки инструктажа работника)

Спец. ОТ

5.3.

Форма листа идентификации опасностей и оценки рисков

Спец. ОТ

5.4.

Шаблоны приказов (распоряжений) по допуску, закреплению и стажировке новых работников

Спец. ОТ

5.5.

Формы документов для организации работ повышенной опасности (по необходимости)

Спец. ОТ

Документы учета и отчетности

6.1.

Журнал учета выдачи инструкций по ОТ;

6.2.

Лист идентификации опасностей и оценки рисков

Рук. работ

6.3.

Карточки учета выдачи СИЗ

Кладовщик

6.4.

Журналы регистрации присвоения I и II групп по электробезопасности

Отв. за эл. хозяйство

6.5.

Оперативные журналы по электрохозяйству (согласно ПТЭЭП)

Отв. за эл. хозяйство

6.6.

Журнал учета выдачи нарядов-допусков (при наличии) на работы повышенной опасности

Секретарь

6.7.

Журнал регистрации замечаний по работе оборудования и состояния рабочих мест (по результатам 1-й и 2-й ступеней контроля СУОТ)

Рук. работ

6.8.

Акты проверок по результатам 3-й ступени контроля СУОТ

Спец. ОТ

6.9.

Документы по специальной оценке условий труда (СОУТ)

Комиссия по СОУТ, секретарь

Прочие документы

7.1.

Номенклатура дел

Секретарь

7.2.

Наглядная агитация СУОТ (стенд, уголок)

Спец. ОТ

Данный перечень документов СУОТ не является исчерпывающим и может изменяться (дополняться, актуализироваться) в рабочем порядке, в том числе с изменением состава лиц, ответственных за составление и актуализацию, оформляться отдельным документом, утвержденным руководителем.

[*] Источник заимствования – Законодательный или нормативный акт, на основе которого дано определение

[*] В таблицу введен дополнительно класс «2.1» свидетельствующий, что условия труда на данном рабочем месте приближаются к третьему классу и требуют повышенного контроля, т.к. присутствуют вредные факторы от 50 до 100 % ПДК (ПДУ) либо имеются опасные факторы или объекты, увеличивающие риск травматизма.

[*] Значение риска принято равным сумме цифр в обозначении класса условий труда (при цифре 0, записанной  после точки, присваивается 5 баллов).

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Информационный стенд от 04.08.2020
Рубрики правового классификатора: 140.000.000 ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать