Основная информация

Дата опубликования: 06 апреля 2020г.
Номер документа: RU23023217202000014
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Краснодарский край
Принявший орган: Глава Харьковского сельского поселения Лабинского района
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Документ подписан электронно-цифровой подписью:

Владелец: АДМИНИСТРАЦИЯ ХАРЬКОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЛАБИНСКОГО РАЙОНА

Должность: "УЛ МИРАГлава

Дата подписи: 30.04.2020 14:00:47

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ

ЛАБИНСКИЙ РАЙОН

АДМИНИСТРАЦИЯ ХАРЬКОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

ЛАБИНСКОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

06 апреля 2020 года                                    № 23                                 х. Харьковский

Об утверждении Положения по применению инициативного бюджетирования в Харьковском сельском поселении Лабинский район

В соответствии со статьями 74, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с целью активизации участия жителей Харьковского сельского поселения Лабинского  района в осуществлении местного самоуправления и решения вопросов  местного  значения посредством  реализации на  территории Харьковского сельского поселения  Лабинского  района проектов инициативного бюджетирования, Устава Харьковского сельского поселения Лабинского района, постановляю:

1.Утвердить Положение по применения инициативного бюджетирования в  Харьковском сельском поселении  Лабинского района (прилагается).

2. Разместить настоящее постановление на официальном сайте администрации Харьковского сельского поселения Лабинского района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

3. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

4. Постановление вступает в силу в силу со дня подписания.

Исполняющий обязанности главы администрации

Харьковского сельского поселения

Лабинского района

Е.А. Дубровин

Приложение

УТВЕРЖДЕНО

постановлением администрации

Харьковского сельского поселения

Лабинского района

от 06.04.2020 № 23

Положение

по применению инициативного бюджетирования в Харьковском сельском поселении Лабинского района

1. Общие положения

Для целей настоящего положения используются следующие основные понятия:

инициативное бюджетирование - форма участия жителей поселений муниципального образования Лабинский район, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Харьковского сельского поселения Лабинского района, в решении вопросов местного значения Харьковского сельского поселения Лабинского района посредством определения направлений расходования бюджетных средств;

инициативная группа - группа жителей поселений Харьковского сельского поселения Лабинского района, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Харьковского сельского поселения Лабинского района, самоорганизованная на основе общности интересов с целью решения вопросов местного значения Харьковского сельского поселения Лабинского района;

проект инициативного бюджетирования - проект, подготовленный инициативной группой и оформленный в соответствии с требованиями настоящего Положения;

конкурсная комиссия инициативного бюджетирования (далее конкурсная комиссия) - коллегиальный орган, созданный для проведения конкурсного отбора проектов инициативного бюджетирования.

Целью инициативного бюджетирования является активизация участия жителей в определении приоритетов расходования средств местных бюджетов и поддержка инициатив жителей в решении вопросов местного значения.

Задачами инициативного бюджетирования являются:

Повышение эффективности бюджетных расходов за счет вовлечения жителей в процессы принятия решений на местном уровне и усиление гражданского контроля за деятельностью органов местного самоуправления в ходе реализации проектов местных инициатив;

Повышение открытости деятельности органов местного самоуправления;

Развитие взаимодействия администрации  и населения Харьковского сельского поселения Лабинского  района.

Принципами инициативного бюджетирования являются:

Конкурсный отбор проектов местных инициатив;

Равная доступность для всех жителей Харьковского сельского поселения Лабинского района в выдвижении проектов местных инициатив для участия в конкурсном отборе;

Открытость и гласность процедур проведения конкурсного отбора.

Право на участие в Конкурсном отборе имеют Проекты, подготовленные гражданами (либо группой граждан) Российской Федерации, достигшими 18 лет (далее - население), индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, общественными объединениями (далее - Инициатор или Инициативная группа).

1.6. В течение одного финансового года финансированию подлежат проекты инициативного бюджетирования, прошедшие конкурсный отбор.

2. Организация конкурсного отбора

Организация Конкурсного отбора осуществляется администрацией Харьковского сельского поселения Лабинский район (далее - Организатор).

Для организации и проведения Конкурсного отбора Организатор:

Определяет дату проведения Конкурсного отбора.

2.2.2. Готовит извещение о проведении Конкурсного отбора (далее - Извещение), которое публикует на официальном сайте Харьковского сельского поселения Лабинского района в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет».

Извещение о проведении Конкурсного отбора должно содержать следующую информацию:

1) наименование и адрес Организатора

2) перечень направлений, на которые могут быть направлены Проекты в текущем финансовом году, с указанием объема средств по каждому направлению;

3) адрес, дату, время начала и окончания приема заявок на участие в Конкурсном отборе;

4) состав документации, представляемой на Конкурсный отбор;

5) контактные данные.

2.2.3.Обеспечивает прием, учет и хранение поступивших Проектов, а также документов и материалов к ним.

2.2.4.Создает Конкурсную комиссию (приложение №4);

2.2.5.Осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии;

2.2.6.Доводит до сведения участников Конкурсного отбора его результаты;

2.2.7.В течение 10 рабочих дней с момента подписания протокола заседания Конкурсной комиссии результаты конкурса обнародуются.

3. Функции конкурсной комиссии

Конкурсная комиссия организатора осуществляет следующие функции:

1) рассматривает и оценивает заявки и подтверждающие документы;

2) принимает решения о результатах конкурсного отбора;

3) формирует перечень проектов, прошедших конкурсный отбор и направляемых на краевой конкурс.

Конкурсная комиссия является коллегиальным органом. В состав конкурсной комиссии входят председатель конкурсной комиссии, заместитель председателя конкурсной комиссии, секретарь конкурсной комиссии и члены конкурсной комиссии. 

3.3. Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 2/3 ее членов.

3.4. Решение конкурсной комиссии по итогам рассмотрения представленных на конкурсный отбор Проектов принимается открытым голосованием простым большинством голосов от присутствующих членов конкурсной комиссии. При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии.

Члены конкурсной комиссии обладают равными правами при обсуждении вопросов о принятии решений.

3.5. По результатам заседания конкурсной комиссии составляется протокол заседания конкурсной комиссии, который подписывается председателем конкурсной комиссии и секретарем конкурсной комиссии.

3.6. Конкурсная комиссия Организатора осуществляет рассмотрение и оценку проектов в соответствии с критериями, указанными в Приложении № 3.

Конкурсная комиссия Организатора вправе в установленном порядке привлекать специалистов для проведения ими экспертизы представленных документов.

3.8. Заявки, документы и материалы, прошедшие конкурсный отбор, участникам конкурсного отбора не возвращаются.

3.9. Конкурсная комиссия Организатора вправе проводить учет мнения жителей Харьковского сельского поселения Лабинский район путем проведения опроса, с целью изучения потребности населения.

Количество проектов, победивших в конкурсном отборе и направляемых на краевой конкурс,  определяется конкурсной комиссией организатора.

4. Этапы конкурсного отбора

Конкурсный отбор проводится в три этапа.

4.1. Первый этап.

На первом этапе органы местного самоуправления сельских поселений совместно с населением определяют проект местной инициативы, который будет направлен на конкурс Организатору.

Объектом проекта инициативного бюджетирования выступает территория общего пользования соответствующего функционального назначения, являющаяся объектом благоустройства, которой беспрепятственно пользуется не ограниченный круг лиц, в том числе обустройство детских площадок, мест занятия физической культурой и спортом, освещение улиц и озеленение.

Отбор проектов инициативного бюджетирования для рассмотрения муниципальной комиссией, выбор представителей инициативных групп для участия в работе муниципальной комиссии, осуществляются на собраниях жителей (сходах граждан).

Собрание жителей (сход граждан) может выбрать как один, так и несколько проектов инициативного бюджетирования одного или нескольких представителей инициативных групп.

По итогам проведения собрания оформляется протокол.

Инициативная группа может собирать подписи в поддержку проекта инициативного бюджетирования.

Форма подписного листа и протокола собрания жителей (схода граждан), а также порядок сбора подписей утверждается настоящим Положением.

Проекты инициативного бюджетирования, выбранные по итогам собрания жителей (схода граждан) направляются на рассмотрение в муниципальную комиссию.

Органы местного самоуправления Харьковского сельского поселения Лабинский район вправе осуществлять консультационное сопровождение деятельности инициативной группы.             

Срок реализации проекта инициативного бюджетирования не должен превышать один финансовый год.

4.2. Второй этап, районный.

4.2.1. Уполномоченным органом в Лабинском районе для предоставления документов с целью участия в конкурсном отборе проектов местных инициатив является отдел по взаимодействию с органами местного самоуправления администрации Харьковского сельского поселения Лабинского  района (далее - Уполномоченный орган).

Право на участие в конкурсном отборе имеют проекты, подготовленные жителями поселения Харьковского сельского поселения Лабинского района, общественными организациями, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (за исключением муниципальных юридических лиц), осуществляющими свою деятельность на территории поселения Харьковского сельского поселения Лабинского  района с численностью жителей не более 10 тысяч человек (далее - участники конкурсного отбора).

4.2.2. На втором этапе конкурсного отбора Инициатор (Инициативная группа) проектов, определенных на 1 этапе, подает Уполномоченному органу следующие документы:

1) заявку на участие в Конкурсном отборе (далее - Заявка) по форме согласно Приложению № 1 к настоящему Порядку;

2) протокол собрания населения, и (или) индивидуальных предпринимателей, и (или) юридических лиц об участии в Конкурсном отборе (далее - Протокол) согласно Приложению № 2 к настоящему Порядку;

4) документы, подтверждающие обязательства по финансовому обеспечению проекта инициативного бюджетирования жителями поселений (при условии их участия) в виде гарантийных писем, подписанных представителем (ми) инициативной группы;

5) документы, подтверждающие обязательства по финансовому обеспечению проекта инициативного бюджетирования индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории поселений муниципального образования Лабинский район, в виде гарантийных писем, подписанных представителем (ми) инициативной группы;

6) предварительный сметный расчет стоимости проекта инициативного бюджетирования Приложение №5;

7) фотоматериалы о текущем состоянии объекта, где планируется проводить работы в рамках инициативного бюджетирования;

8) опись представленных документов.

Инициатор дополнительно может представить следующие документы: схемы, эскизы, иные документы по реализации Проекта.

Комплект документов представляется Уполномоченному органу в установленные Извещением сроки на бумажном носителе и в электронном виде.             

Инициатор имеет право отозвать свою Заявку, сообщив об этом письменно Уполномоченному органу, не позднее двух рабочих дней до даты окончания приема Заявок, установленной Извещением.

4.2.3. Протокол собрания инициативной группы должен содержать следующую информацию:

1) дату и время проведения собрания;

2) количество зарегистрированных и присутствовавших на собрании человек;

3) наименование (ФИО) инициатора проведения собрания и секретаря собрания;

4) повестку дня с указанием следующих вопросов:

утверждение соответствующего проекта местных инициатив;

утверждение перечня и объемов работ проекта;

5) принятие решения о размере доли софинансирования населения, юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей;

6) принятие решения о порядке и сроках сбора средств софинансирования проекта;

7) утверждение состава инициативной группы и его представителя.

4.2.4. Представленная на Конкурсный отбор Заявка должна быть ориентирована на решение следующих вопросов местного значения, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления в пределах территории Харьковского сельского поселения Лабинский  район:

1) благоустройство мест массового отдыха населения и других территорий;

2) иные вопросы местного значения, предусмотренные Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Перечень направлений, на которые может быть направлен Проект в текущем году, с указанием объема средств по каждому направлению, ежегодно определяется конкурсной комиссией по проведению конкурсного отбора проектов местных инициатив на территории муниципального образования Лабинский район.

4.3.Третий этап, краевой

Победители второго этапа направляются на краевой конкурс.

5. Порядок финансирования

Финансирование проектов инициативного бюджетирования осуществляется за счет средств краевого бюджета.

Размер инициативных платежей (денежных средств) и иных вложений жителей Харьковского сельского поселения Лабинского района, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляемых в целях реализации указанных проектов инициативного бюджетирования, является добровольным и не может определяться нормативным правовым актом администрации Харьковского сельского поселения Лабинского района.

Документальным подтверждением софинансирования проекта местных инициатив жителями, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории Харьковского сельского поселения Лабинского района, являются договора пожертвования.

Исполнитель обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования денежных средств, выделенных для реализации проекта местных инициатив.

Исполнитель предоставляет отчетность об использовании иных межбюджетных трансфертов.

Исполнитель предоставляет отчетность об использовании денежных средств, полученных из средств жителей, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, общественных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Харьковского сельского поселения Лабинского района (предоставляется по требованию представителя инициативной группы).

5.6. Средства, полученные администрацией Харьковского сельского поселения Лабинского района на реализацию проектов инициативного бюджетирования за счет средств краевого бюджета, а также средства жителей Харьковского сельского поселения Лабинского района, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, выделенных на реализацию проектов инициативного бюджетирования, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

5.7. Контроль использования средств, выделенных на проекты инициативного бюджетирования, осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.             

5.9. Уполномоченный орган местного самоуправления по реализации инициативного бюджетирования в Харьковском сельском поселении Лабинского района определяется постановлением администрации Харьковского сельского поселения Лабинского района.

5.10. Остатки денежных средств, полученные из средств жителей, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, общественных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Харьковского сельского поселения Лабинского района, распределяются между ними пропорционально от вносимого финансирования.

Исполняющий обязанности

главы администрации

Харьковского сельского поселения

Лабинского района

Е.А. Дубровин

Приложение 1

к постановлению администрации

Харьковского сельского поселения

Лабинского района

от 06.04.2020 № 23

ЗАЯВКА

на участие в конкурсном отборе проектов местных инициатив на территории Харьковского сельского поселения Лабинского района

1. Наименование проекта местной инициативы (далее - Проект);

2. Сведения об Инициаторе проекта: (название, организационная форма);

3. Общая стоимость проекта (руб.);

4. Место реализации проекта (населенный пункт, юридический адрес объекта (при наличии));

5. Описание проекта:

1) Тип Проекта (благоустройство мест массового отдыха населения и других территорий);

Цель и задачи Проекта:

1) Описание проблемы, на решение которой направлен Проект:

(суть проблемы, ее негативные социально-экономические последствия, текущее состояние объекта, год постройки объекта общественной инфраструктуры, предусмотренного Проектом, степень неотложности решения и т.д.);

5.2. Информация о собственнике объекта;

5.3. Ожидаемые результаты: (указывается, как повлияет реализация Проекта на ситуацию в муниципальном образовании, какой будет получен социально-экономический эффект);

5.4. Прямые благополучатели: (описание групп населения, которые регулярно будут пользоваться результатом  Проекта);

6. Смета расходов по форме согласно приложению 1 к настоящей заявке или в унифицированной форме на электронном носителе.

При предоставлении сметы расходов по утвержденной форме к настоящей заявке дополнительно прикладываются документы, подтверждающие заявленные расходы;

7. Предусматривается ли софинансирование Проекта за счет внебюджетных средств: предусматривается в размере тыс. рублей / не предусматривается;

8. Предполагается ли дальнейшее содержание объекта: предполагается / не предполагается;

9. «Долговечность» результатов проекта (лет);

10.Участие населения, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, общественных объединений (трудовое участие, материалы и др.) в реализации Проекта: предусматривается/ не предусматривается

11. Дополнительная информация и комментарии:

1) представитель (-и) инициативной группы: (Ф.И.О. полностью, подпись);

2) Контактный телефон: e-mail.

Исполняющий обязанности

главы администрации

Харьковского сельского поселения

Лабинского района

Е.А. Дубровин

Приложение 2

к постановлению администрации

Харьковского сельского поселения

Лабинского района

от 06.04.2020 № 23

ПРОТОКОЛ

собрания населения, и (или) индивидуальных предпринимателей, и (или) юридических лиц об участии в конкурсном отборе проектов местных инициатив на территории Харьковского сельского поселения Лабинского  района

«              __»______20__г.

__ч.___мин.

Присутствовало___чел.

Собрание населения, и (или) индивидуальных предпринимателей, и (или) юридических лиц проводится по адресу:

Открывает и ведет собрание

(Ф.И.О.)

Секретарь собрания

(Ф.И.О.)

Повестка собрания :

Принятие решения по вопросу подачи заявки для участия проекта (описать  соответствующий проект)

в конкурсном отборе проектов местных инициатив на территории Харьковского сельского поселения Лабинский район

Утверждение перечня и объемов работ проекта.

Утверждение состава инициативной группы.

Решения по повестке дня:

1. По первому вопросу слушали               , который(ая)

предложил(ла) подать заявку для участия проекта               :

в конкурсном отборе проектов местных инициатив на территории Харьковского сельского поселения Лабинский район. Голосовали:

ЗА -___чел.

ПРОТИВ -__чел.

ВОЗДЕРЖАЛСЯ -__чел.

Решение принято / не принято.

2. По второму вопросу слушали              , который(ая) доложил(ла)

о перечне работ проекта

(подробно прописать работы, которые относятся к данному проекту

Голосовали:

ЗА-

ПРОТИВ -__чел.

ВОЗДЕРЖАЛСЯ -__чел.

Решение принято / не принято.

5.По пятому вопросу слушали ______________, который(ая) предложил(а) утвердить состав инициативной группы для подачи заявок и иных документов на участие в конкурсном отборе проектов местных инициатив на территории муниципального образования Лабинский район.

Голосовали:

ЗА-

ПРОТИВ -__чел.

ВОЗДЕРЖАЛСЯ -__чел.

Решение принято / не принято.

РЕШИЛИ: утвердить инициативную группу для подачи заявок и иных документов на участие в конкурсном отборе проектов местных инициатив на территории муниципального образования Лабинский район в составе:

Протокол собрания населения на__листах в__экземплярах

Приложение: Лист регистрации участников собрания на _              листах

Подписи: Председатель собрания__/__

Секретарь собрания __/__

Исполняющий обязанности

главы администрации

Харьковского сельского поселения

Лабинского района

Е.А. Дубровин

Приложение 3

к постановлению администрации

Харьковского сельского поселения

Лабинский район

от 06.04.2020г № 23

Критерии оценки проектов местных инициатив в Харьковском сельском поселении Лабинского района

№ п/п

Наименование критерия

Значение критериев оценки

Количество баллов

1

2

3

4

1

Доля граждан в возрасте от 18 лет, проживающих в муниципальном образовании (его части), принявших участие в собраниях или иных организованных формах осуществления местного самоуправления по отбору инициативных проектов, от общего числа граждан в возрасте от 18 лет, проживающих в муниципальном образовании (его части)

до 15%

5

от 15 до 50%

10

свыше 50%

15

2

Проведение мероприятий, посвященных предварительному обсуждению местной инициативы (подписные листы, анкеты, предварительные сходы, подомовой обход, в группе в социальных сетях и т.д.)

нет

0

наличие предварительного обсуждения

5

3

Удельный вес населения, получающего выгоду от реализации местной инициативы (прямых благополучателей)
(количество благополучателей / количество зарегистрированных граждан  x 100%)

до 1 %

5

от 1% до 5%

10

свыше 5%

20

4

Освещение информации о местной инициативе в СМИ и (или) размещение полиграфической продукции: листовки, объявления: приглашение к участию местных жителей (до схода граждан)
(СМИ: местное телевидение, сеть Интернет, периодические издания )

нет

0

да

до 5

5

Наличие видео и (или) аудиозаписи со схода граждан, на котором решается вопрос по участию в местной инициативе

отсутствует

0

в наличии

до 5

6

Софинансирование местной инициативы за счет средств бюджета муниципального образования

отсутствует

0

имеется

до 5

7

Софинансирование местной инициативы за счет средств населения (других внебюджетных источников) в денежной форме

отсутствует

0

имеется

до 5

8

Участие населения (неоплачиваемый труд, материалы и др.) в реализации местной инициативы

не предусматривается

0

предусматривается

до 5

Минимальный бал – 25.

Максимальный бал – 65.

Председатель инициативной группы  _____________/_________

Глава администрации

Харьковского сельского

поселения Лабинского района _____________/__________

Исполняющий обязанности

главы администрации

Харьковского сельского поселения

Лабинского района

Е.А. Дубровин

Приложение 4

к постановлению администрации

Харьковского сельского поселения

Лабинского района

от 06.04.2020  № 23

СОСТАВ

муниципальной конкурсной комиссии Харьковского сельского поселения Лабинского района

Дубровин

Евгений Александрович

-

исполняющий обязанности главы администрации Харьковского сельского поселения Лабинского района, председатель конкурсной комиссии;

Туркадзе

Анна Сергеевна

-

главный специалист администрации Харьковского сельского поселения Лабинского района, заместитель председателя конкурсной комиссии;

Филипченко

Ольга Васильевна

-

ведущий специалист администрации Харьковского сельского поселения Лабинского района, секретарь конкурсной комиссии;

Члены конкурсной комиссии:

Стрельникова

Юлия Станиславовна

-

специалист 1 категории администрации Харьковского сельского поселения Лабинского района;

Калашникова

Ольга Абрамовна

-

специалист администрации Харьковского сельского поселения Лабинского района.

В случае если член комиссии освобожден от занимаемой должности, то в состав комиссии включается вновь назначенное лицо, при этом внесение изменения в состав комиссии не требуется.

Исполняющий обязанности

главы администрации

Харьковского сельского поселения

Лабинского района

Е.А. Дубровин

Приложение 5

к постановлению администрации

Харьковского сельского поселения

Лабинский район

от 06.04.2020 № 23

СМЕТА РАСХОДОВ

№ п/п

Виды затрат

Ед. измерения

Полная стоимость (тыс. руб.)

1

2

3

4

1

Выполнение работ (указать)

1.1.

2

Приобретение материалов (указать)

2.1.

3

Приобретение оборудования (указать)

3.1.

4

Прочие расходы (указать)

4.1.

ИТОГО

Представитель (-и) инициативной группы              ____________

_____________/Ф.И.О./

(подпись).

Глава администрации

Харьковского сельского

поселения Лабинского район _____________/__________

Исполняющий обязанности

главы администрации

Харьковского сельского поселения

Лабинского района

Е.А. Дубровин

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Информационный стенд администрации Харьковского сельского поселения № б/н от 06.04.2020
Рубрики правового классификатора: 020.000.000 БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, 020.030.000 Сбалансированность бюджетов, 020.040.000 Бюджетный процесс

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать