Основная информация

Дата опубликования: 06 октября 2020г.
Номер документа: RU14025707202000322
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Саха (Якутия)
Принявший орган: Не указан
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «МИРНИНСКИЙ РАЙОН»

ГЛАВА РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

06.10.2020

№ 1487

Об утверждении Положения о межведомственной рабочей группе по профилактике детского и семейного неблагополучия, разработке и реализации межведомственных индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних и семей, находящихся

в социально опасном положении

В целях повышения оперативности работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Мирнинского района, руководствуясь Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законом Республики Саха (Якутия) от 25.04.2006 339-З № 695-III «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»:

1. Утвердить Положение о межведомственной рабочей группе по профилактике детского и семейного неблагополучия, разработке и реализации межведомственных индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении согласно приложению к настоящему постановлению. 

2.  ОПДН (Решетник Т.В.) совместно с УСО и ВСМИ (Гибало А.О.) разместить настоящее постановление на официальном сайте МО «Мирнинский район»  (алмазный-край.рф.)

3.    Контроль исполнения настоящего постановления оставляю за собой.

Глава района                                                                           Р.Н. Юзмухаметов

Приложение 1

к Постановлению Главы района

от «06» __10__ 2020 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о межведомственной рабочей группе по профилактике детского и семейного неблагополучия, разработке и реализации межведомственных индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей

Общие положения  

       1.1. Межведомственная рабочая группа по профилактике детского и семейного неблагополучия, разработке и реализации межведомственных индивидуальных программ реабилитации (далее - ИПР) и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей (далее – рабочая группа), создана в целях организации эффективной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении (далее – СОП), интеграции межведомственных ресурсов по оказанию им социальной, правовой, педагогической и иной помощи, направленной на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

   1.2. В своей деятельности межведомственная рабочая группа руководствуется:

      -   Конвенцией о правах ребенка;

      -   Конституцией Российской Федерации;

      -   Семейным кодексом Российской Федерации;

      -  Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

      -   Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации»;

      -   Законом Республики Саха (Якутия) от 25.04.2006 339-З № 695-III «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»;

      -   Законом Республики Саха (Якутия) от 14.03.2016 1604-З № 737-V «Об ответственном родительстве»;

      - Законом Республики Саха (Якутия) от 11.02.1999 З № 69-II «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия)»;

      -   настоящим Положением.

        1.3.  Межведомственная рабочая группа создается при Районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МО «Мирнинский район». Рабочая группа является совещательным консультативным органом, решения которого являются обязательными к исполнению органами и учреждениями системы профилактики. 

        1.4.   Рабочая группа обеспечивает взаимодействие специалистов органов и учреждений системы профилактики по разработке и реализации межведомственных индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении.

        1.5. Руководители органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обеспечивают участие специалистов в работе рабочей группе, организуют контроль исполнения мероприятий межведомственной индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении.  

Цели и задачи

        2.1. Организация межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики в процессе проведения индивидуальной профилактической и реабилитационной работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении.

       2.2. Обеспечение индивидуального подхода к организации и проведению реабилитационных и коррекционных мероприятий различных категорий семей и детей.

       2.3. Внедрение в работу специалистов субъектов системы профилактики реабилитационных и коррекционных технологий различных категорий семей и детей.

       2.4. Закрепление ответственности органов системы профилактики за реализацию реабилитационных (коррекционных) мероприятий.

       2.5. Внедрение системы мониторинга деятельности специалистов по реабилитации семей и детей в СОП.

       2.6.  Внедрение системы контроля качества реализации индивидуальных программ всеми субъектами системы профилактики.

       2.7. Формирование общей стратегии и тактики работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

        2.8. Анализ достигнутых результатов реализации межведомственных индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении, и их семей, разработка рекомендаций по организации дальнейшей работы с ними.

Полномочия рабочей группы

       3.1. Обсуждение, дополнение межведомственных индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей, анализ результатов работы.

       3.2. Согласование межведомственных индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей, передача программ на утверждение в Районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав МО «Мирнинский район».

      3.3.  Внесение предложений в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о постановке, продолжении работы или о снятии с профилактического учета несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, семьи находящейся в социально опасном положении. 

Руководство деятельностью рабочей группы

      4.1.  Рабочую группу возглавляет заместитель председателя Районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МО «Мирнинский район». Заместитель председателя осуществляет общее руководство деятельностью рабочей группы, ведет заседание, организует и контролирует выполнение решений, представляет рабочую группу во взаимоотношениях с органами местного самоуправления, органами и учреждениями системы профилактики комиссиями, общественными объединениями и другими юридическими и физическими лицами.

      4.2. Секретарем рабочей группы является специалист отдела по делам несовершеннолетних районной Администрации, который информирует членов рабочей группы о месте и времени проведения заседаний, ведет протоколы заседаний, делает выписки из протоколов.

      4.3.   Члены рабочей группы должны письменно изложить свое особое мнение по рассматриваемому вопросу, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу заседания.

      4.4. Основными документами рабочей группы являются протокол заседания с заключением о продолжении работы с семьей и/или ребенком и рекомендациями по направлениям работы или о снятии их с учета в органах и учреждениях системы профилактики, согласованный проект межведомственной индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, семьи находящейся в социально опасном положении.

Состав, права и обязанности специалистов рабочей группы

     5.1. В целях обеспечения комплексного подхода к разработке и коррекции ИПР, постоянными членами рабочей группы являются:

заместитель Председателя КДНиЗП – председатель рабочей группы;

представитель ГКУ РС (Я) «Мирнинское управление социальной защиты населения Мирнинского района» (по согласованию);

представитель ГКУ РС(Я) «МСРЦН» «Харысхал», осуществляющий реализацию услуг по реабилитации семей и детей, находящихся в СОП и социальному сопровождению семей «группы риска» (по согласованию);

представитель МКУ «Мирнинское районное управление образования», ГАПОУ РС(Я) Региональный технический колледж в г.Мирный (п.Светлый, г.Удачный, п.Айхал), курирующие работу с несовершеннолетними  признанными в СОП;

инспектор подразделения по делам несовершеннолетних ОМВД России по Мирнинскому району (по согласованию);

специалист отдела по опеке и попечительству Администрации МО «Мирнинский район»;

психолог МОБУ ЦПМСС «Доверие».

      2. К заседаниям рабочей группы, учитываю социальную ситуацию в семье, могут привлекаться следующие специалисты:

представитель ГКУ РС (Я) «Центр занятости населения Мирнинского района»;

заместитель начальника Управления социальной политики районной Администрации;

специалист учреждения здравоохранения, врач-нарколог, курирующие работу с семьями и детьми, находящимися в СОП и «группе риска»;

специалист Районного комитета молодежи районной Администрации;

специалист МКУ «Межпоселенческое управление культуры» МО «Мирнинский район»;

специалист Комитета по физической культуре и спорту районной «Администрации;

сотрудник  Мирнинского МФ ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Саха Якутия;

директор либо заместитель директора по воспитательной работе образовательного учреждения, социальный педагог, в котором учится реабилитируемый  несовершеннолетний;

классный руководитель несовершеннолетнего;

учитель общеобразовательной организации;

представитель общественной организации;

педагоги учреждений дополнительного образования;

психолог образовательного учреждения;

представитель общественного совета по делам несовершеннолетних и защите поселений Мирнинского района;

и другие.

5.2. Члены рабочей группы имеют право выступать с инициативами по совершенствованию работы, получать сведения от учреждений, служб и населения о детях и семьях, нуждающихся в помощи, взаимодействовать в пределах своей компетенции с соответствующими органами и учреждениями.

Обязанности членов рабочей группы

6.1. Являться на каждое заседание рабочей группы;

6.2.   Представлять сводную информацию и готовить к заседаниям рабочей группы необходимые информационные справки о семьях и детях, состоящих на учете СОП и «группы риска»;

      6.3. Обеспечивать выполнение реабилитационных (коррекционных) мероприятий по несовершеннолетнему и/или семье, ответственность за проведение  которых, закреплена за их ведомствами.

7. Организация деятельности рабочей группы

     7.1. Заседания рабочей группы проводятся не реже одного раза в месяц. При необходимости могут проводиться внеочередные заседания, в т.ч. назначенные экстренно.

     7.2.  Члены рабочей группы перед началом заседания:

     7.3. получив информацию от председателя (секретаря) рабочей группы о подростках или семьях, признанных в СОП (группы риска), на которые планируется разработать ИПР, запрашивают предложения о реабилитационных (коррекционных) мероприятиях в отношении семьи и несовершеннолетнего от подведомственных учреждений с указанием ответственного специалиста за реализацию мероприятия;

     7.4.  изучают имеющуюся в их ведомстве документацию по семье, готовят предложения о реабилитационных (коррекционных) мероприятиях по семье к заседанию рабочей группы;

     7.5. изучают документацию по семье, информационные справки из ведомств, планируют в своей части реабилитационные мероприятия. За выполнением каждого мероприятия закрепляются ответственные лица. В обязательном порядке ведётся протокол рабочей группы, который по итогам заседания подписывается всеми членами.  Копия протокола прикладывается к проекту разработанного плана ИПР.

    7.6.  На заседаниях рабочей группы также корректируются ИПР семьи либо несовершеннолетнего, отслеживаются результаты проведенных мероприятий.

    7.7. Вынесение проблем реализации ИПР семьи, несовершеннолетнего на экстренное заседание рабочей группы возможно в случае возникновения трудностей в реализации осуществления плана ИПР по ходатайству члена рабочей группы.

                             8.Индивидуальная профилактическая работа с

несовершеннолетним и его семьей: содержание, формы

          Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представляет собой систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

          Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий проводится в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних и их родителей (законных представителей) проводится путем разработки и реализации межведомственных индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении. 

          По содержанию следует различать виды реабилитации несовершеннолетних и их семей: социально-бытовую, социально-медицинскую, социально-психологическую, социально-педагогическую, социально-трудовую, социально-правовую.

          Социально-бытовая реабилитация определяет установление нормальных условий жизни подростка и его семьи, направлена на овладение им необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, на обеспечение подростка причитающимися ему денежными выплатами.      

          Социально-медицинская реабилитация направлена на сохранение и укрепление здоровья несовершеннолетнего и его семьи. Она включает разнообразный набор мероприятий – от воспитания санитарно-гигиенических навыков до оказания специализированной медицинской помощи.

         Социально-психологическая реабилитация направлена на проведение диагностики несовершеннолетнего и его семьи, выявление и анализ причин и источников деформации в развитии несовершеннолетних, психического напряжения, кризисных ситуаций и негативных влияний на условия жизни, а также оказание своевременной, квалифицированной, комплексной помощи несовершеннолетним и их семьям, направленной на восстановление, коррекцию психических функций и состояний.

         Социально-педагогическая реабилитация - это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.

         Социально-трудовая реабилитация – это проведение мероприятий по обучению доступным профессиональным навыкам, оказанию помощи в трудоустройстве, получении профессионального образования или профессии. Кроме того, социально-трудовая реабилитация направлена на налаживание общения несовершеннолетних со взрослыми, приобщении их к труду,  испытывать чувство удовлетворения от результатов своего труда.

         Социально-правовая реабилитация предполагает просвещение подростка и его семьи по правовым вопросам, защиту его законных интересов и прав. Социально-правовая реабилитация направлена на оказание юридической помощи в оформлении документов, на осуществление по отношению к несовершеннолетним мер социальной поддержки, помощи в составлении и подаче жалоб на неправомерные действия (или бездействие) организаций и учреждений, нарушающих или ущемляющих законные права несовершеннолетних, проведение социального патронажа.

9. Межведомственная индивидуальная программа реабилитации и адаптации: содержание и основные компоненты

       9.1. Межведомственная работа между субъектами профилактики правонарушений несовершеннолетних планируется, организуется и контролируется в рамках межведомственной индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и их семей.

       Таким образом, ИПР - форма ведения документации, содержащая сведения о несовершеннолетнем и его семье; перечень социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых и других мероприятий по реабилитации несовершеннолетнего и его семьи, определяющих общую для всех субъектов профилактики стратегию и тактику работы с конкретной семьей, находящейся в социально опасном положении. Это разработанный комплекс оптимальных реабилитационных мероприятий, основанных на комплексной диагностике, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных социальных связей и восстановление, компенсацию способностей к выполнению определенных видов деятельности. С учетом того, что ИПР организует индивидуальную реабилитацию несовершеннолетнего и его семьи, необходимо реализовывать следующие принципы:

       а)  Принцип индивидуализированного подхода.   

     Заключается в учете личностных особенностей и условий жизни членов семьи, задает максимально индивидуализированный социально-реабилитационный, профилактический процесс, который реализуется в гибкой ИПР.

      б)  Принцип законности.

      Предусматривает соблюдение требований законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) по работе с семьей.

          в)  Принцип комплексности.

          Предполагает привлечение к реализации программы ряда  специалистов различных учреждений и ведомств (субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних) и членов семьи. 

          г)  Принцип системности.

          Предполагает реализацию системного подхода к работе с семьей: поскольку семья рассматривается как целостная система, то для повышения эффективности реабилитационной работы необходимо оказывать воздействие не на отдельных членов семьи, а на семью в целом. 

          9.2.  Сроки реализации программы определяются индивидуально в каждом конкретном случае и составляют по продолжительности от 3 до 6 месяцев. В случае, если цель не будет достигнута за указанный период, программа должна быть пересмотрена, скорректирована, а сроки ее реализации продлены.  Методологически программа должна содержать в себе цель, задачи, направления реабилитации как содержание, необходимые методы и технологии, инструментарий оценки эффективности реабилитации.

          9.3.  Формы реализации программы можно разделить на:

индивидуальные - беседы, консультирование, посещение семьи, материальная помощь и т.д.; 

групповые - групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, создание групп взаимопомощи;

коллективные - различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, родительские конференции, встречи с представителями медицинских, социальных, юридических служб, организация досуговых мероприятий;  наглядно-информационные - выставки творческих работ детей и родителей, выпуск газет, журналов, создание видеоматериалов, выставки книг по вопросам семейного воспитания. 

Технологии сопровождения разработки и реализации  межведомственной индивидуальной программы реабилитации

и адаптации

       7.1. Заседания рабочей группы проводятся не реже 1 раза в месяц, в зависимости от количества и сложности случаев. Рабочая группа рассматривает как новые случаи, так и те, которые находятся на сопровождении и требуют периодической плановой оценки. 

       7.2.  Алгоритм подготовки к рабочей группе включает следующие действия:

       а) председатель межведомственной рабочей группы определяет дату проведения, круг специалистов и заинтересованных лиц, чье присутствие необходимо и сообщает секретарю рабочей группы для организации заседания и подготовки повестки;

       б) секретарь рабочей группы извещает ответственных лиц о дате проведения и необходимости предоставления письменной информации относительно ситуации, выносимой на совещание.

       в) специалисты органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, ответственные за работу с несовершеннолетним или семьей в соответствии с утвержденной повесткой заседания представляют на заседание рабочей группы письменную информацию об актуальной ситуации в семье, а также предложения по дальнейшей индивидуально-профилактической работе (Форма №6 ИПР).

       7.3. На заседании рабочей группы определяются основные проблемы несовершеннолетнего и его семьи, цели и задачи его реабилитации, основные направления реабилитационной работы, конкретные мероприятия в рамках этих направлений и сроки их реализации; оцениваются имеющиеся ресурсы, возможные риски и критерии эффективности реализации программы. 

       7.4. Представление информации ответственным исполнителем по реализации ИПР должно быть обязательно дополнено информацией специалистов органов и учреждений системы профилактики, участие в организации индивидуальной профилактической работе которых предусмотрено ИПР.

       7.5. Во время общего обсуждения каждый член консилиума может задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, однако на первом месте должны находиться проблемы, потребности и ресурсы несовершеннолетнего (семьи).  Таким образом, участники рабочей группы получают возможность увидеть несовершеннолетнего (семью) во всем многообразии его проявлений: поведения, учебы, а также причин возникновения его проблем. 

      7.6.  Рабочая группа позволяет объединить усилия специалистов и адекватно распределить обязанности и ответственность за их реализацию.

      Заключение рабочей группы составляется на основании мнения специалистов. 

      7.7. Аналитический или результативный этап рабочей группы предполагает проведение аналитической работы, сравнение результатов первичного и повторного определения уровня социального неблагополучия семьи, подготовку отчета по организации индивидуальной профилактической работы с семьей и несовершеннолетними, рассмотрение результатов на очередном заседании  консилиума, который рекомендует принять решение либо о прекращении работы, либо о ее продлении, разработку рекомендаций по дальнейшей работе с семьей, составление дополнения к ИПР при необходимости на основе принятого комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав решения.

Приложение 2

Протокол заседания межведомственной рабочей группы

Администрации МО «Мирнинский район»

Дата проведения заседания: ________________      

Присутствовали:

ФИО

Должность

Ведомство, учреждение

Повестка заседания:

Семья, несовершеннолетний ---------  - разработка ИПР

Семья, несовершеннолетний ---------  - внесение изменений и дополнений к ИПР

Семья, несовершеннолетний --------   - анализ результатов реабилитации за ________ период.

Ход заседания:

1. Семья, несовершеннолетний ---------:

Сообщение информации о семье, несовершеннолетнем  специалистом________, специалистом --------------------.

Заслушивание информации по данной семье, несовершеннолетнем от специалистов субъектов профилактики.

Обсуждение проблем --------.

Предложения специалистов в ИПР:

Проблема

Мероприятие

ФИО ответственного специалиста

Срок реализации

мероприятия

Подпись специалиста

2. Семья ---------:

1 Сообщение информации о семье специалистом__________, специалистом ------------- по семье ---------.

2 Заслушивание информации по данной семье от специалистов субъектов профилактики.

3 Обсуждение проблем --------.

4 Предложения специалистов в ИПР:

Проблема

Мероприятие

ФИО ответственного специалиста

Срок реализации

мероприятия

Подпись специалиста

Решили:

Вопрос, проблема

Принятое решение

Председатель рабочей группы______________________/___________________/

Члены рабочей группы:

1. ______________________/___________________/

2. ______________________/___________________/

3. ______________________/___________________/

Секретарь рабочей группы________________________/___________________

Приложение 3

                                                                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                                                    Председатель КДН и ЗП____________________

                                                                                                                                                    _________________________________________

                                                                                                                                                    «________» _______________________ 20 ____

Межведомственная индивидуальная программа реабилитации и адаптации

несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, и его семьи

________________________________________________________________

ФИО

Категория несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении (указать):

 проживающий в семье, находящейся в социально опасном положении;

 совершивший правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания

 совершивший общественно опасное деяние и не подлежащий уголовной ответственности в связи с недостижением возраста;

 употребляющий спиртные напитки;

 употребляющий наркотические, токсические вещества (нужное подчеркнуть);

 занимающийся бродяжничеством или попрошайничеством;

 вступивший в конфликт с законом:

 освобожденный из учреждений уголовно-исполнительной системы;

 вернувшийся из специальных учебно-воспитательных учреждении закрытого типа;

 осужденный к мерам наказания, не связанным с лишением свободы:

 осужденный условно;

 осужденный к исправительным работам;

 осужденный к обязательным работам;

 осужденный к ограничению свободы;

 освобожденный судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

 обвиняемый в совершении преступления;

 в отношении которого уголовное дело закрыто за примирением сторон;

 по другим основаниям (указать) _________________________________________

Категория семьи, находящейся в социально опасном положении (указать):

 имеющая детей, находящихся в социально опасном положении;

 семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними

1

1. Результаты первичной диагностики ситуации в семье несовершеннолетнего

(на момент постановки на учет/поступления в учреждение)

Уровни социального благополучия в семье

Субъект профилактики

Краткое описание

Социально-бытовые проблемы

 Высокий уровень

 Средний уровень

 Низкий уровень

Cемья

Социально-медицинские проблемы

 Высокий уровень

 Средний уровень

 Низкий уровень

Ребенок

 Высокий уровень

 Средний уровень

 Низкий уровень

Родитель

Социально-психологические проблемы:

 Высокий уровень

 Средний уровень

 Низкий уровень

Ребенок

 Высокий уровень

 Средний уровень

 Низкий уровень

Родитель

Социально-педагогические проблемы:

 Высокий уровень

 Средний уровень

 Низкий уровень

Ребенок

 Высокий уровень

 Средний уровень

 Низкий уровень

Родитель

Социально-трудовые проблемы

 Высокий уровень

 Средний уровень

 Низкий уровень

Ребенок

 Высокий уровень

 Средний уровень

 Низкий уровень

Родитель

Социально-правовые проблемы

 Высокий уровень

 Средний уровень

 Низкий уровень

Ребенок

 Высокий уровень

 Средний уровень

 Низкий уровень

Родитель

2. Перечень реабилитационных мероприятий (услуг), направленных на решение проблем, выявленных

в ходе проведения первичной диагностики

1. Ресурсы (сохранные возможности, положительные качества несовершеннолетнего, членов его семьи, на которые можно опираться при разработке и реализации программы реабилитации и адаптации): ___________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________

2. Цель программы _________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________

3. Задачи программы _______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________

4. Участники реализации программы:

 органы социальной защиты населения

 органы здравоохранения

 правоохранительные органы

 органы образования

 семья

 органы опеки и попечительства

 органы по культуре, физкультуре и спорту, делам молодежи

 служба занятости

 общественные организации

 родственники, ближайшее окружение

5. Направления, по которым будет осуществляться программа:

 социально-бытовое

 социально-медицинское

 социально-психологическое

 социально-педагогическое

 социально-трудовое

 социально-правовое

6. Формы, методы, технологии организации социально-реабилитационного процесса (реализации мероприятий программы): _________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Предполагаемый результат реализации программы: _________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________

8. Критерии оценки результативности реализации программы: _________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________

9. Ответственные лица за реализацию межведомственной индивидуальной программы реабилитации и адаптации:

ФИО

Должность, место работы

Контакты

3. Программа действий, направленных на решение проблем несовершеннолетнего и его семьи

Субъект реабилитации

Формы, методы и технологии

Перечень мероприятий (услуг)

Сроки

Ответственный

Прогнозируемый результат

Социально-бытовое направление

Семья

Социально-медицинское направление

Ребенок

Родитель

Социально-психологическое направление

Ребенок

Родитель

Социально-педагогическое направление

Ребенок

Родитель

Социально-трудовое направление

Ребенок

Родитель

Социально-правовое направление

Ребенок

Родитель

Специалист органа, ответственного за разработку

межведомственной индивидуальной программы

реабилитации и адаптации__________________                                            __ (_______________________________________________________)

                                                                                                                                                                                ФИО, должность

Приложение 4

4. Результаты повторной диагностики ситуации в семье несовершеннолетнего от «____» ___________ 20___ г.

Уровни социального благополучия в семье

Субъект профилактики

Краткое описание

Социально-бытовые проблемы

 Высокий уровень

 Средний уровень

 Низкий уровень

Семья

Социально-медицинские проблемы

 Высокий уровень

 Средний уровень

 Низкий уровень 

Ребенок

 Высокий уровень

 Средний уровень

 Низкий уровень

Родитель

Социально-психологические проблемы:

 Высокий уровень

 Средний уровень

 Низкий уровень

Ребенок

 Высокий уровень

 Средний уровень

 Низкий уровень

Родитель

Социально-педагогические проблемы:

 Высокий уровень

 Средний уровень

 Низкий уровень

Ребенок

 Высокий уровень

 Средний уровень

 Низкий уровень

Родитель

Социально-трудовые проблемы

 Высокий уровень

 Средний уровень

 Низкий уровень

Ребенок

 Высокий уровень

 Средний уровень

 Низкий уровень

Родитель

Социально-правовые проблемы

 Высокий уровень

 Средний уровень

 Низкий уровень

Ребенок

 Высокий уровень

 Средний уровень

 Низкий уровень

Родитель

1

Приложение 5

5. Рассмотрение хода реализации межведомственной ИПР на межведомственном консилиуме

Дата проведения: «_____» _____________ 20_____ г., протокол № _____

Участники заседания:

 органы социальной защиты населения

 органы здравоохранения

 правоохранительные органы

 органы образования

 семья

 органы опеки и попечительства

 органы по культуре, физкультуре и спорту, делам молодежи

 служба занятости

 общественные организации

 родственники, ближайшее окружение

Оценка проведенной работы с несовершеннолетним и его семьей: (сравнение результатов первичной диагностики и повторной)

Уровень социального благополучия в семье

_ _ _ _ _ _ первичная диагностика

_________ вторичная диагностика

Результаты проведенной работы:

 динамика положительная

 динамика отсутствует

 динамика отрицательная

Рекомендовано: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Направление реабилитации

Содержание рекомендаций

Приложение 6

6. Форма отчета о реализации ИПР органов и учреждений системы профилактики

с несовершеннолетним или семьей

______________ФИО______________

Дата проведения: «_____» _____________ 20___ г.

№ п/п

Наименование мероприятия (перечень услуг)

Ответственный (с указанием субъекта системы профилактики)

Ожидаемые результаты

Фактические результаты, содержание деятельности несовершеннолетнего и его семьи, изменения в их поведении

Предложения по дальнейшей работе ____________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 7

УТВЕРЖДАЮ

Председатель КДН и ЗП____________________

__________________________________________________________________________________

«________» _______________________ 20 ____

Дополнение к межведомственной индивидуальной программе реабилитации и адаптации

несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, и его семьи

________________________________________________________________

ФИО

Субъект реабилитации

Формы, методы и технологии

Перечень мероприятий (услуг)

Сроки

Ответственный

Содержание деятельности несовершеннолетнего и его семьи, изменения в их поведении

Социально-бытовое направление

Семья

Социально-медицинское направление

Ребенок

Родитель

Социально-психологическое направление

Ребенок

Родитель

Социально-педагогическое направление

Ребенок

Родитель

Социально-трудовое направление

Ребенок

Родитель

Социально-правовое направление

Ребенок

Родитель

Специалист органа, ответственного за разработку

межведомственной индивидуальной программы

реабилитации и адаптации                                       ______________________ (_______________________________________________________)

                                                                                                                                                                                ФИО, должность     

1

Приложение 8

Критерии и показатели оценки уровня

социального благополучия в семье

Высокий уровень

(показатели)

Средний уровень

(показатели)

Низкий уровень

(показатели)

Критерий 1. Социально-бытовое благополучие семьи

Жилое помещение соответствует санитарным нормам, нормам предоставления площади жилого помещения, жилье содержится в чистоте и порядке, семья владеет навыками ведения хозяйства

Состояние жилого помещения удовлетворительное, вместе с тем имеется определенная степень загрязненности и захламленности, помещение может быть приведено в порядок за несколько часов работы, члены семьи пренебрегают правилами, установленными в семье

Отсутствие жилья, ветхое, аварийное жилье, антисанитарное состояние жилого помещения, в семье отсутствуют правила, режим, в доме атмосфера «хаоса»

Критерий 2. Социально-медицинское благополучие семьи

Получение медицинской помощи и физический уход обеспечены в достаточном объеме. Родители своевременно и правильно реагируют на появление признаков заболевания. Члены семьи в целом регулярно проходят профилактические осмотры, не пропускают назначенных визитов к врачу. Обеспечено нормальное питание и соблюдение правил гигиены, аккуратный внешний вид детей. Члены семьи не имеют вредных привычек.

Наличие отдельных проблем. Недостаточные усилия по сохранению здоровья и предотвращению заболеваний. Частые болезни детей. Не выдерживаются сроки иммунизаций. Недостаточное внимание к качеству питания. Несистематическое соблюдение правил гигиены. Одежда не по погоде. Дети не получают профилактической стоматологической помощи. Члены семьи имеют вредные привычки, но без ущерба для нормальной жизнедеятельности.

Минимальное внимание вопросам здоровья и физического ухода. Медицинский и физический уход организован ненадлежащим образом. Имеются потенциальные угрозы жизни и здоровью. Долгое откладывание визита к врачу при болезни ребенка. Ребенку не сделаны прививки. Плохое выполнение рекомендаций врача. Регулярное употребление членами семьи алкоголя, психоактивных веществ, хроническая зависимость. Наличие социально значимых заболеваний. Риски суицидального поведения членов семьи.

Критерий 3. Социально-психологическое благополучие семьи

Психологический климат в семье благоприятный, члены семьи поддерживают друг друга, имеют навыки решения проблем и преодоления стресса; способны предугадывать ситуацию и намечать возможные варианты действий, знают о собственных недостатках и ищут способы компенсировать их

Нарушение взаимоотношений в семье, пренебрежение нуждами ребенка, безрассудные действия во многих второстепенных и одном важном вопросе (например, оставляет ребенка под присмотром друга-алкоголика), ограниченные представления о решении проблем и способах преодоления трудностей, не может просчитать ситуацию даже с посторонней помощью, не имеет представления о собственном стиле решения проблем, семья признает наличие проблем, но не знает как с ними справиться

Неблагоприятный психологический климат в семье, нарушение межличностных отношений, девиантное поведение членов семьи, бродяжничество, конфликтные отношения в семье, нарушение детско-родительских отношений, личностная дезадаптация членов семьи, жестокое обращение в семье, члены семьи неспособны определить возможные варианты действий при решении проблем, не в состоянии справиться со стрессом, не признают наличие у себя слабых сторон

Критерий 4. Социально-педагогическое благополучие семьи

Применение мер воспитания носит систематический и предсказуемый характер. Соответствие принимаемых мер поступку ребенка, его возрасту и обстоятельствам. Случаи, когда меры воздействия применяются под влиянием эмоционального состояния родителя, достаточно редки

Меры воздействия на ребенка не носят достаточно систематичного характера. Родители не осознают важность систематичности в воспитании ребенка. Применение мер воспитания иногда происходит под влиянием эмоционального состояния родителя, в некоторых случаях их выбор не соответствует возрасту ребенка и обстоятельствам совершения поступка, неорганизованный досуг несовершеннолетних, недостаточная педагогическая компетентность родителей, низкая мотивация к учебе

Несформированность нравственных норм и ценностей у членов семьи, отсутствие ведущих интересов, бродяжничество, безнадзорность несовершеннолетних,  неорганизованный досуг несовершеннолетних, низкая педагогическая компетентность родителей или ее отсутствие, пропуски занятий, нарушение взаимоотношений со сверстниками, учителями, родители не интересуются развитием, успеваемостью ребенка

Критерий 5. Социально-трудовое благополучие семьи

Члены семьи имеют социально одобряемый источник дохода (работа, частное, семейное дело). Доход семьи адекватен и покрывает нужды семьи, семья обеспечена всем необходимым

Не все члены семьи имеют социально одобряемый источник дохода (работа, частное, семейное дело). Доход нерегулярен, имеются посильные  финансовые затруднения

Отсутствие социально одобряемого источника дохода (работа, частное, семейное дело). Отсутствие дохода, либо доход не покрывает потребностей семьи. Семья не обеспечена предметами первой необходимости

Критерий 6. Социально-правовое благополучие семьи

Совершение правонарушения несовершеннолетним носит случайный характер, в семье отсутствует отрицательное влияние на ребенка

Совершение правонарушения носит случайный характер, вместе с тем в семье есть негативный пример со стороны взрослых

Отрицательное влияние на несовершеннолетних, асоциальное окружение, вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия отсутствие документов у членов семьи

             

             

1

Приложение 9

Примерный перечень мероприятий (услуг) органов и учреждений системы профилактики, общественности, направленных на решение проблем несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении или семьи

Объект реабилитации

Возможные проблемы несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении или семьи

Задачи, выполнение которых способствует решению проблем несовершеннолетнего или семьи

Перечень мероприятий (услуг) органов и учреждений системы профилактики, общественности, направленных на решение проблем несовершеннолетнего или семьи

Основные органы и учреждения системы профилактики, ответственные за реализацию мероприятия

Содержание деятельности несовершеннолетнего или семьи, изменений в их поведении

Социально-бытовое направление

Несовершеннолетний и его семья

Отсутствие/недостаточность питания, одежды, бытового инвентаря для нормальной жизнедеятельности.

Необеспеченность топливом, отсутствие электроэнергии.

Получение материальной помощи.

Получение натуральной помощи.

Помощь в приобретении домашнего инвентаря, посуды, мебели, белья, одежды

Установление связей с учреждениями и организациями (в том числе и негосударственными, общественными, церковными), способными решить выявленную проблему.

Социально-бытовой патронаж.

Учреждения социального обслуживания населения.

Члены семьи прислушиваются (не прислушиваются) к рекомендациям.

Заинтересовались (не заинтересовались) предоставленной информацией.

Планируют (не планируют, отказались) обратиться за материальной, натуральной помощью.

Социально-медицинское направление

Несовершеннолетний

Вредные привычки (наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакокурение).

Актуализация потребности в здоровом образе жизни.

Профилактика вредных привычек.

Избавление от вредных привычек. Вовлечение в смыслосодержащий досуг.

Индивидуальные беседы, беседы с ближайшим окружением по формированию мотивации к решению проблемы зависимости, профилактике вредных привычек.

Просмотр видеофильмов, организация массовых оздоровительных мероприятий. Содействие в медицинском обследовании и консультировании. Консультирование по принципу «равный равному».

Технологии по профилактике употребления психоактивных веществ, в том числе с  использованием комплексной программы профилактики наркозависимости, алкоголизма и табакокурения.

ОМВД

УСЗН

Харысхал

МЦРБ

МРУО

МРТК

Комитет по физкультуре и спорту

РКМ

Пассивное (активное) участие в беседах, просмотрах видеофильмов, массовых оздоровительных мероприятиях. Прошел (не прошел) медицинское обследование, лечится добровольно (не лечится). Пассивная (активная)  реакция на консультирование «равный равному». Высказывания, суждения несовершеннолетнего по поводу наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения, подтверждения их поступками (прекращение употребления ребенком алкоголя и курения, снижение уровня употребления алкогольных напитков и сигарет).

Несовершеннолетний вовлечен в объединения дополнительного образования, родители приходят на мероприятия поддержать ребенка.

Безответственное отношение к здоровью.

Привлечение несовершеннолетних к организованному смыслосодержащему досугу.

Оздоровление и укрепление физического здоровья.

Проведение семинаров, бесед, классных часов, просмотров видеофильмов по организации здорового образа жизни. Вовлечение в различные спортивно-массовые, досуговые мероприятия.

Содействие в организации комплексного медицинского обследования.

Использование комплексной программы профилактики наркозависимости, алкоголизма и табакокурения.

МЦРБ

УСЗН

Харысхал

МРУО

МРТК

Комитет по физкультуре и спорту

РКМ

Пассивное (активное) участие в семинарах, беседах, классных часах, просмотрах видеофильмов, спортивно-массовых досуговых мероприятиях. Снято (не снято) эмоциональное и физическое напряжение подростка.

Прошел (не прошел) комплексное медицинское обследование.

Высказывания, суждения несовершеннолетнего по поводу оздоровления и укрепления физического здоровья, подтверждения их поступками (посещение спортивных секций, прекращение употребления ребенком алкоголя и курения, снижение уровня употребления алкогольных напитков и сигарет).

Безответственное отношение к отцовству и материнству.

Подготовка детей к сознательному и ответственному отцовству и материнству, их гигиеническое и половое просвещение, профилактика венерических заболеваний и СПИДа

Реализация программ, направленных на сознательное ответственное материнство и отцовство, половое просвещение (например, «Девочка. Девушка. Женщина» и др.).

Проведение лекториев, классных часов по организации здорового образа жизни, просмотр видеофильмов.

МЦРБ

МРУО

Харысхал

МРТК

Пассивное (активное) участие в программах, лекториях, классных часах, просмотрах видеофильмов по данным вопросам. Высказывания, суждения несовершеннолетнего по поводу отношения к вопросам материнства, отцовства.

Нарушение состояния здоровья несовершеннолетнего, в том числе наличие социально значимых заболеваний.

Осмотр ребенка, постановка первичного диагноза, направление на дополнительное обследование и консультации специалистов в соответствии с показаниями, постановка на диспансерный учет, определение индивидуального плана наблюдения и реабилитации.

По результатам медицинского осмотра направление несовершеннолетнего на консультации к специалистам и обследование в амбулаторных или стационарных условиях (соматического профиля, психиатрического профиля и др.).

Оценка динамики течения заболевания, эффективности лечения и реабилитации, наступление ремиссии заболевания.

При отсутствии заболеваний – проведение профилактических медицинских осмотров, иммунопрофилактики у несовершеннолетнего.

Организация и проведение лекториев по здоровому образу жизни, а именно по профилактике табакокурения, алкогольной зависимости, употребления наркотиков, заболеваний, передающихся половым путем,  вирусных паразитарных инфекций, соблюдения санитарно-гигиенических норм

МЦРБ

МРУО

МРТК

Харысхал

Пассивное (активное) участие несовершеннолетнего в выполнении врачебных рекомендаций. При наличии заболевания - прошел (не прошел) медицинское обследование, лечится добровольно (не лечится).

Прошел (не прошел) профилактические медицинские осмотры, иммунопрофилактику

Пассивное (активное) участие несовершеннолетнего в лекториях. Мотивация на здоровый образ жизни, прекращение употребления ребенком алкоголя и курения, снижение уровня употребления алкогольных напитков и сигарет, улучшение самочувствия ребенка, полноценная адаптация к нагрузкам (физическим, умственным), активный образ жизни.

Склонности к суицидальному поведению.

Осмотр ребенка, постановка первичного диагноза, определение индивидуального плана наблюдения и реабилитации

Проведение систематического диспансерного осмотра детскими врачами несовершеннолетних с целью диагностики отклонений от нормального поведения, психофизиологического, неврогенного характера.

Половое просвещение подростков, решение проблем половой идентификации.

МЦРБ

Прошел (не прошел) медицинское обследование, лечится добровольно (не лечится).

Пассивное (активное) участие несовершеннолетнего в лекториях, беседах.

Семья

Алкоголизм родителей, употребление наркотических веществ.

Профилактика и избавление от зависимости.

Медицинское обследование.

Лечение в стационаре или амбулаторно.

Привитие навыков ведения здорового образа жизни.

Содействие в медицинском обследовании и лечении.

Использование технологии работы с алкоголизированными семьями.

Вовлечение в группы анонимных алкоголиков и наркоманов.

Индивидуальные беседы, беседы с ближайшим окружением по формированию мотивации к решению проблемы зависимости.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи (вовлечение в реабилитационные группы, объединения, мероприятия).

Социально-медицинский патронаж.

МЦРБ

ОПДН

ПДН

МРУО

МРТК

ОУ

Прошел (не прошел) медицинское обследование, лечится добровольно (не лечится).

Вовлечен (не вовлечен)  в группы анонимных алкоголиков и наркоманов, в реабилитационные группы, объединения. Родственники изъявили желание (не изъявили желания) помочь семье (в чем конкретно).

Пассивное (активное) участие в беседах,

массовых оздоровительных мероприятиях.

Снижение уровня употребления алкогольных напитков и сигарет. Прекращение употребления алкоголя и курения.

Нарушение здоровья, безответственное

отношение к здоровью, в том числе несовершеннолетнего.

Медицинское обследование.

Лечение стационарно или амбулаторно.

Санитарно-просветительская работа.

Оказание помощи в медицинском обследовании и лечении.

Содействие в прохождении лечения в стационаре или амбулаторно.

Содействие в получении медицинского полиса, других медицинских документов.

Оказание помощи в консультации врача

Участие в родительских собраниях с проведением мероприятий, лекториев, направленных на привитие здорового образа жизни (планирование семьи, гигиена питания, жилища, профилактика вредных привычек и др.).

Организация социально-медицинского патронажа.

МЦРБ

Харысхал

МРУО

МРТК

Прошел (не прошел) медицинское обследование, лечится добровольно (не лечится).

Проведена консультация врачом. Получен медицинский полис, все необходимые документы.

Активное (пассивное) участие в родительских собраниях, лекториях по данному вопросу.

Участие в жизни ребенка, исполнение рекомендаций врачей-педиатров и иных детских специалистов.

Здоровый образ жизни.

Наличие заболеваний у родителей, в том числе, социально значимых.

Направление на амбулаторное или стационарное лечение согласно заболеванию, консультация узких специалистов.

Организация направления родителей несовершеннолетних на обследование и лечение согласно заключению врачей, в том, числе, психиатров, наркологов, диспансерное наблюдение по заболеванию.

Социально-медицинский патронаж.

КДНиЗП

ООиП

МЦРБ

ПДН

Харысхал

МРУО

МРТК

Прошел (не прошел) медицинское обследование, лечится добровольно (не лечится). Является (не является) на контрольные осмотры согласно плана диспансерного наблюдения.

Здоровый образ жизни.

Социально-психологическое направление

Несовершеннолетний

Нарушение целеполагания.

Прояснение жизненных целей несовершеннолетнего.

Отработка умений постановки целей, перехода от намерений к действиям.

Развитие способности планирования своего жизненного пути.

Проведение диагностики, направленной на изучение осмысленности жизни, основных целей в жизни.

Психокоррекционные технологии с использованием когнитивных и поведенческих техник, направленных на развитие навыков постановки и достижения целей.

МРУО

МРТК

Харысхал

Доверие

Применение подростком навыков конкретизации цели, умения разбивать достижение результатов на этапы.

Переход от намерений к действиям.

Проявления агрессии.

Формирование адекватного уровня самооценки.

Повышение качества коммуникативных навыков.

Обучение навыкам контроля и управления собственной агрессией (навыкам саморегуляции), приемлемым способам выражения агрессии.

Снижение уровня личностной тревожности.

Проведение диагностики направленной на выявление высокого уровня агрессии, где используются личностные шкалы измерения агрессии, опросные методы изучения агрессии, проективные методы,

диагностика уровня самооценки и уровня личностной тревожности.

Проведение тренингов антиагрессивности и уверенности.

Групповые коррекционные занятия с несовершеннолетними, направленные на снижение уровня проявления агрессии.

МРУО

МРТК

Харысхал

Доверие

Добровольное участие в процедуре диагностики.

Снижение частоты агрессивных проявлений в поведении подростка.

Повышение уровня самооценки.

Снижение уровня личностной тревожности.

Вредные привычки (наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакокурение).

Формирование индивидуального навыка уверенного поведения в сложных ситуациях.

Развитие системы мировоззрения и иерархической системы ценностей, как системы определяющей жизненные позиции, реализующиеся в поведении.

Формирование эмоциональной, когнитивной и поведенческой установки по непринятию употребления ПАВ.

Развитие коммуникативных навыков.

Развитие самосознания, индивидуальных особенностей.

Осознание причинно-следственных связей, лежащих в основе взаимодействия людей и общества.

Диагностику, позволяющую определить информированность подростков, их отношение к психоактивным веществам, предпочитаемые стратегии поведения;

тренинговые занятия, направленные на выработку навыков уверенного поведения в проблемных ситуациях, создание условий для личностного роста подростков;

психофизиологический тренинг. Для обеспечения адекватного поведения при стрессах, активного противодействия им, снижение физиологических затрат и расширения спектра эффективных поведенческих стратегий.

МРУО

МРТК

Харысхал

Доверие 

Высказывания суждений несовершеннолетнего по поводу наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения, подтверждение их поступками (прекращение употребления подростком алкоголя и отказ от курения).

Виктимное поведение несовершеннолетних.

Предупреждение преступлений в отношении несовершеннолетних.

Формирование безопасного поведения детей

Памятки, правовые уроки  «Если ты попал в трудную ситуацию», «11 «НЕ» для твоей безопасности», «Осторожно: вымогательство», «Виды насилия и как они проявляются», «Как избежать негативного давления сверстников», «Скажи: нет насилию»

МРУО

МРТК

Харысхал

Пассивное (активное) участие в беседах, правовых уроках.

Склонность к суицидальному поведению

Определение степени выраженности суицидальных намерений. Изучение психологического своеобразия подростков, особенностей их жизни и воспитания, отношения к учению, профессиональной направленности, особенностей эмоционального развития.

Выявление проблем семейного воспитания.

Психологическая диагностика на определение степени выраженности суицидальных намерений, необходимости комплексного сопровождения, стратегий психологической помощи.

Реализация основных и дополнительных профилактических программ, разработанных с учетом возраста несовершеннолетних: «Здоровье», «Твой выбор», «Не допустить беды», «Все цвета, кроме черного», «Полезные привычки. Полезные навыки. Полезный выбор», «Все, что тебя касается» и др.

Индивидуальные (групповые) психологические консультации по проблемам психоэмоционального и социального развития подростков.

Выявление проблем семейного воспитания, психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в проблемах.

Реализация индивидуальной и групповой психологической коррекции.

Информирование о детском телефоне доверия.

МРУО

МРТК

Харысхал

Доверие

МЦРБ

Добровольное  участие в процедуре диагностики.

Участие в профилактических программах, консультациях, тренингах.

Семья

Напряженные (конфликтные) отношения в семье.

Повышение родительской компетентности в вопросах преодоления проблемного поведения ребенка.

Формирование у родителей уверенности в собственных воспитательных возможностях.

Индивидуальные и групповые занятия с элементами тренинга.

МРУО

МРТК

Харысхал

Доверие

Добровольное участие членов семьи в процедуре диагностики.

Проявление позитивной родительской компетентности.

Качественное изменение стиля семейного воспитания.

Социально-педагогическое направление

Несовершеннолетний

Отчуждение от школы (пропуски, низкая успеваемость и познавательная мотивация).

Восстановление утраченных связей с образовательным учреждением.

Повышение учебной мотивации.

Проведение социально-педагогической диагностики.

Помощь в освоении школьной программы, развитие познавательной активности.

Вовлечение родителей в образовательный процесс ребенка.

Привлечение несовершеннолетних в посещение низкопорогового клуба.

Использование технологии социального проектирования.

Вовлечение несовершеннолетнего в систему дополнительного образования (секции, кружки и др.).

Проведение бесед, презентаций по ознакомлению с ФЗ «Об образовании».

Изучение одаренности несовершеннолетнего.

Социально-педагогический патронаж.

МРУО

МРТК

Харысхал

Доверие

Добровольное  участие в процедуре диагностики.

Личная заинтересованность несовершеннолетнего в процедуре диагностики.

Несовершеннолетний принимает помощь в освоении школьной программы, развития познавательной активности.

Несовершеннолетний участвует в разработке и реализации проектов (каких конкретно) (хорошо бы совместно с образовательной организацией) различной направленности (в том числе в рамках определенных учебных предметов).

Несовершеннолетний вовлечен в систему дополнительного образования детей (посещает секции, кружки) (какие конкретно, его успехи).

Активно (пассивно) участвует в беседах презентациях по ознакомлению с Федеральным законом.

Высказывания, суждения несовершеннолетнего по данному вопросу.

Несовершеннолетний разработал (не хочет разрабатывать) портфолио, где отмечены его интересы (по результатам изучения одаренности) (в чем одарен) и его достижения в этой области  Отсутствие пропусков занятий без уважительной причины.

Несовершеннолетний заинтересовался в изучении конкретных предметов.

Отчисление и не обучение в каком бы то ни было образовательном учреждении.

Cодействие в развитии учебной деятельности.

Проведение социально-педагогической диагностики.

Помощь в выборе и устройстве несовершеннолетнего в образовательное учреждение.

Вовлечение родителей в образовательный процесс ребенка.

Контроль посещения образовательного учреждения, контроль за успеваемостью ребенка.

Привлечение несовершеннолетних в посещение низкопорогового клуба.

Использование технологии социального проектирования.

Вовлечение несовершеннолетнего в систему дополнительного образования (секции, кружки и др.).

Изучение одаренности несовершеннолетнего.

Социально-педагогический патронаж.

МРУО

МРТК

Харысхал

РКМ

Добровольное  участие в процедуре диагностики.

Личная заинтересованность несовершеннолетнего в процедуре диагностики.

Несовершеннолетний выбрал и обучается в образовательном учреждении (каком).

Несовершеннолетний посещает низкопороговый клуб.

Несовершеннолетний участвует в разработке и реализации проектов (каких конкретно) (хорошо бы совместно с образовательной организацией) различной направленности (в том числе в рамках определенных учебных предметов).

Несовершеннолетний вовлечен в систему дополнительного образования (посещает секции, кружки) (какие конкретно, его успехи). Несовершеннолетний (и его родители) разработали (не хотят разрабатывать) портфолио, где отмечены его интересы (по результатам изучения одаренности) (в чем одарен) и его достижения в этой области.

Несформированность духовно-нравственных норм и ценностей, отсутствие культурных потребностей, социальных инициатив.

Содействие в формировании нравственных норм и ценностей.

Организация смыслосодержащего досуга (посещение секций, кружков, в том числе в направлении этнопедагогики).

Использование современных социальных технологий, форм, методов (социальное проектирование, этнопедагогика).

Цикл классных часов (часов общения) нравственной тематики.

Включение подростков с нарушениями норм поведения в совместную деятельность с волонтерами, активистами, представителями школьного самоуправления, предоставляя возможность проявить себя с положительной стороны, увидеть альтернативные способы самовыражения.

Оказание содействия учреждениями культуры посещения несовершеннолетними и их семьями мероприятий, проводимых учреждениями культуры, привлечение несовершеннолетних к занятиям в клубных формированиях  учреждений культуры, привлечение к участию в социально-значимых акциях учреждений культуры.

Учреждения культуры

МРУО

МРТК

Управление культуры

РКМ

Несовершеннолетний  вовлечен в систему дополнительного образования (посещает секции, кружки, в том числе в направлении этнопедагогики) (какие конкретно), участвует в выставках, массовых мероприятиях (каких, в роли кого).

Несовершеннолетний участвует в разработке и реализации проектов различной направленности (каких конкретно).

Активно (пассивно) участвует в прослушивании цикла классных часов.

Несовершеннолетний активно включается в совместную деятельность с волонтерами, активистами, представителями школьного самоуправления.

Пассивное (активное) участие несовершеннолетних и их семей в культурных мероприятиях,  активное развитие творческих способностей, приобщение несовершеннолетних к ценностям отечественной и мировой культуры, воспитание культурного поведения в социальной среде.

Отсутствие ведущих интересов, неразвитость ведущей деятельности.

Формирование активной деятельности самого несовершеннолетнего.

Развитие познавательных навыков несовершеннолетних.

Диагностика одаренности несовершеннолетних, талантов и интересов детей.

Использование социального проектирования.

Организация позитивного смыслосодержащего досуга, в том числе вовлечение в систему дополнительного образования.

Индивидуальные беседы, консультации.

МРУО

МРТК

Харысхал

Комитет по физической культуре и спорту

РКМ

Добровольное  участие в процедуре диагностики.

Личная заинтересованность несовершеннолетнего в процедуре диагностики.

Несовершеннолетний участвует в разработке и реализации проектов (каких конкретно, какие результаты) различной направленности (в том числе в рамках определенных школьных предметов). Несовершеннолетний вовлечен в систему дополнительного образования детей (посещает секции, кружки) (какие конкретно, его результаты). Несовершеннолетний разработал (не хочет разрабатывать) портфолио, где отмечены его интересы (по результатам изучения одаренности) (в чем одарен) и его достижения в этой области (что изготовил, в какой и где выставке принимал участие).

Бродяжничество нарушение временного режима пребывания на улице и в общественных местах.

Правовое просвещение несовершеннолетних.

Организация временной занятости.

Социально-педагогическая диагностика причин бродяжничества.

Организация позитивного смыслосодержащего досуга, в том числе с вовлечением в систему дополнительного образования.

Использование технологии социального проектирования.

Индивидуальные беседы с несовершеннолетним, его ближайшим окружением.

ПДН ОМВД

МРУО

МРТК

Харысхал

РКМ

Добровольное  участие в процедуре диагностики.

Личная заинтересованность несовершеннолетнего в процедуре диагностик.

Несовершеннолетний вовлечен в организацию смыслосодержащего досуга, систему дополнительного образования (посещает секции, кружки) (какие конкретно, его достижения).

Несовершеннолетний вовлечен и активно участвует  реализации проектов различной направленности (каких конкретно, каков результат) (в том числе в рамках правового просвещения).

Несовершеннолетний активно (пассивно) участвует в беседах.

Нарушение взаимоотношений в семье.

Гармонизация детско-родительских отношений.

Социально-педагогическая диагностика детско-родительских отношений.

Социально-педагогическое консультирование.

Отслеживание динамики семейных отношений (социально-педагогический патронаж).

Использование технологий: «Активная поддержка родительства», «Интенсивная семейная терапия на дому», «Сеть социальных контактов» (организация семейных встреч).

МРУО

МРТК

Харысхал

Доверие

Добровольное  участие в процедуре диагностики.

Личная заинтересованность несовершеннолетнего в процедуре диагностики.

Семейные встречи помогли членам семьи понять друг друга и организовать разработку и реализацию плана по выполнению обязательств.

Встречи в рамках восстановительной медиации помогли членам семьи урегулировать конфликтные ситуации и гармонизировать детско-родительские отношения.

Нарушение взаимоотношений в коллективе (классе), отсутствие позитивной референтной группы.

Вовлечение несовершеннолетнего в процесс социального проектирования.

Социально-педагогическая диагностика взаимоотношений в коллективе.

Организация позитивного смыслосодержащего досуга, в том числе с вовлечением в систему дополнительного образования.

Развитие коммуникативных навыков.

Формирование навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками.

Использование медиативных технологий, социального проектирования.

МРУО

МРТК

Харысхал

Доверие

Добровольное  участие в процедуре диагностики.

Личная заинтересованность несовершеннолетнего в процедуре диагностики.

Несовершеннолетний вовлечен в организацию смыслосодержащего досуга, систему дополнительного образования (посещает секции, кружки) (какие конкретно, его достижения). Несовершеннолетний участвует в разработке и реализации проектов (каких конкретно, каков результат) различной направленности (в том числе в рамках определенных школьных предметов).

Несовершеннолетний активно участвует в урегулировании конфликтных ситуаций.

Семья

Низкий уровень психолого-педагогической культуры.

Повышение уровня психолого-педагогической культуры

Социально-педагогическая диагностика.

Организация массовых мероприятий.

Организация детско-родительских клубов.

Индивидуальные консультации.

Педагогическое просвещение, направленное на повышение уровня психолого-педагогической грамотности.

Социально-педагогический патронаж.

МРУО

МРТК

Харысхал

Доверие

Родители (законные представители) добровольно участвуют в процедуре диагностики. Личная заинтересованность родителей в процедуре диагностики.

Родители (законные представители) активно (не активно) принимают участие в детско-родительских клубах, консультациях, в организации совместного смыслосодержащего досуга.

Нарушение взаимоотношений в семье (супружеские отношения).

Гармонизация супружеских отношений.

Социально-педагогическая диагностика супружеских отношений.

Социально-педагогическое консультирование.

Отслеживание динамики семейных отношений (социально-педагогический патронаж).

Использование технологий: «Активная поддержка родительства», «Сеть социальных контактов» (организация семейных встреч).

Использование элементов восстановительной медиации.

Харысхал

Доверие

Родители (законные представители) добровольно участвуют в процедуре диагностики. Личная заинтересованность родителей в процедуре диагностики.

Семейные встречи помогли супругам понять друг друга и организовать разработку и реализацию плана по выполнению обязательств.

Встречи в рамках восстановительной медиации помогли супругам урегулировать конфликтные ситуации и гармонизировать детско-родительские отношения.

Отчуждение от школы несовершеннолетнего (пропуски, низкая успеваемость и познавательная мотивация).

Психолого-педагогические консультации для родителей по вопросам обучения ребенка.

Вовлечение родителей в образовательный процесс ребенка.

Психолого-педагогическое консультирование.

Карта самонаблюдения и самоконтроля.

Социально-педагогический патронаж.

МРУО

МРТК

Харысхал

Доверие

Активное (не активное) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс несовершеннолетнего.

Активное (не активное) участие в консультациях, беседах, психологических гостиных.

Бродяжничествонарушение временного режима пребывания несовершеннолетних на улице и в общественных местах.

Информирование родителей о требованиях закона.

Формирование позитивного восприятия родителями требований закона.

Разъяснение родителям (законным представителям), его ближайшему окружению о соблюдении закона РС(Я), не допущению нахождения подростков на улице в ночное время суток.

Индивидуальные беседы «Бродяжничество, его причины и последствия», «Как организовать каникулы ребёнка», «Родительский контроль: за и против».

Контроль за занятостью детей во время каникул.

КДНиЗП

ПДН ОМВД

МРУО

МРТК

Харысхал

Активное (пассивное) участие в получении информации об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных не предназначенных для несовершеннолетних, беседах. Соблюдение требований законодательства.

Социально-трудовое направление

Несовершеннолетний

Не информированность несовершеннолетних о возможностях выбора профессии.

Неорганизованный досуг.

Профориентационная работа, помощь в трудоустройстве или организации самозанятости.

Организация работы по профессиональной ориентации несовершеннолетних (экскурсии в учебные заведения).

Содействие и организация временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время (как в период летних каникул, так и в течение года).

Организация работы для несовершеннолетних, направленных для приобретения профессиональных навыков с возможностью найти достойную работу в будущем.

КДНиЗП

ЦЗ

МРУО

МРТК

РКМ

УСЗН

Несовершеннолетний трудоустроен во время учебного года и/или в каникулярное время.

Несовершеннолетний отказался от трудоустройства/прекратил работу до окончания срока договора.

Несовершеннолетний направлен на профессиональное обучение.

Несовершеннолетний активно участвует в работе мастерских для получения профессиональных навыков.

Семья

Отсутствие работы, постоянного источника дохода

Трудоустройство. Повышение уровня материального обеспечения.

Постановка на регистрационный учет в службу занятости населения в целях поиска подходящей работы.

Признание гражданина в установленном порядке безработным.

Оказание содействия занятости посредством предоставления необходимых государственных услуг в области занятости населения.

Содействие в получении полагающихся льгот, пособий, компенсаций, алиментов и других выплат.

ЦЗ

Харысхал

УСЗН

Трудоустройство. Получение льгот и субсидий.

Социально-правовое направление

Несовершеннолетний в конфликте с законом

Конфликт с законом

Выявление причин и условий, способствовавших совершению правонарушения. Определение ближайшего окружения, негативно или позитивно влияющего на подростка.

Правовое просвещение подростка.

Организация конструктивного досуга для подростка.

Проведение комплексной диагностики.

Применение методики оценки рисков совершения повторных правонарушений.

Комплекс мер, направленных на разрешение возникших у несовершеннолетнего проблем: организация обучения, организация досуга, трудоустройство, восстановление документов. Правовое просвещение несовершеннолетних: индивидуальные правовые беседы, уроки, лектории, инфминутки с несовершеннолетним по формированию правового сознания.

Организация смыслосодержащего досуга.

Использование технологий социального проектирования, восстановительной медиации.

Социально-правовой патронаж.

КДНиЗП

ПДН ОМВД

МРУО

МРТК

ЦЗ

РКМ

Добровольное  участие в процедуре диагностики, в том числе применения методики оценки рисков совершения повторных правонарушений

Несовершеннолетний внимательно (не внимательно) выслушал предоставленную информацию, прислушивается (не прислушиваются) к рекомендациям.

Несовершеннолетний заинтересовался (не заинтересовался) предоставленной информацией, задавал (не задавал) уточняющие вопросы.

Во время беседы несовершеннолетний слушал (не слушал) специалиста. Он был открыт (закрыт) к контактам со специалистами.

Несовершеннолетний участвует активно (пассивно) в разработке и реализации проектов, в конкурсах, грантах.

Несовершеннолетний демонстрирует положительную установку на ведение правопослушного образа жизни.

Отсутствие правонарушений со стороны несовершеннолетнего.

Совершение противоправных действий

Выявление причин и условий, способствующих противоправному поведению несовершеннолетнего, проведение профилактической работы.

Выявление и постановка на профилактический учет. Изучение жилищно-бытовых условий семьи, образа жизни родителей, их занятости. Информирование о семье органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений. Разработка и осуществление мер по исправлению несовершеннолетнего: посещение по месту жительства, проведение профилактических бесед, принятие мер, предусмотренных КоАП РФ, УК РФ,  ФЗ от 24.06.1999 № 120-ФЗ.

Выявление лиц, оказывающих на несовершеннолетнего отрицательное влияние, принятие к ним мер воздействия.    

КДНиЗП

ПДН ОМВД

Несовершеннолетний не приемлет законопослушного поведения либо не считает свои действия противоправными.

После проведенной профилактической работы встает на путь исправления и снимается с учета. 

Несовершеннолетний, совершивший правонарушение (преступление), находящийся под следствием)

Правонарушение (преступление), низкий уровень правовой грамотности.

Организация досудебного сопровождения, профилактика совершения повторных правонарушений.

Социальное расследование - сбор полной и достоверной информации о несовершеннолетнем, его проблемах, причинах совершения правонарушений. Воспитательное сопровождение: комплекс мер, направленных на разрешение возникших у несовершеннолетнего проблем, в том числе с использованием социального проектирования (организация обучения, организация досуга, трудоустройство, восстановление документов, содействие в медицинском обслуживании и др., контроль за его поведением на протяжении периода сопровождения).

МРУО

МРТК

ЦЗ

ПДН ОМВД

МЦРБ

Несовершеннолетний раскаялся (не раскаялся) в совершении правонарушения (преступления).

Несовершеннолетний получил (не получил) приговор в виде смягчения наказания, примирения сторон.

Несовершеннолетний, совершивший административное правонарушение

Правонарушение, низкий уровень правовой грамотности

Выявление причин и условий, способствующих противоправному поведению несовершеннолетнего.

Правовое просвещение. Профилактика повторных правонарушений.

Формирование социально-одобряемых форм поведения.

Разъяснение мер административной ответственности несовершеннолетних.

Организация мероприятий (лекториев, бесед, презентаций и др.) по формированию установок на неукоснительное следование нормам морали и права.

КДНиЗП

ПДН ОМВД

МРУО

МРТК

Во время беседы несовершеннолетний был внимателен (не внимателен), принимал активное (пассивное) участие в занятии, задавал (не задавал) уточняющие вопросы, высказывал (не высказывал) собственное мнение, прислушивался (не прислушивался) к рекомендациям специалистов.

Несовершеннолетний на протяжении длительного времени не совершает антиобщественных действий.

Несовершеннолетний, осужденный к условной мере наказания

Преступление, низкий уровень правовой грамотности.

Выявление причин и условий, способствующих противоправному поведению несовершеннолетнего.

Правовое просвещение. Профилактика повторных правонарушений.

Контроль за соблюдением вмененных судом обязанностей.

Контроль за неукоснительным выполнением возложенных судом обязанностей. Разъяснение последствий за несоблюдение вмененных судом обязанностей.

Организация мероприятий (лекториев, бесед, презентаций и др.) по формированию сознательной жизненной позиции, способности противостоять отрицательному влиянию.

КДНиЗП

УИИ

ПДН ОМВД

МРУО

МРТК

Во время беседы несовершеннолетний был внимателен (не внимателен), принимал активное (пассивное) участие в занятии, задавал (не задавал) уточняющие вопросы, высказывал (не высказывал) собственное мнение, прислушивался (не прислушивался) к рекомендациям специалистов.

Выполняет (нарушает) вмененные судом обязанности.

Несовершеннолетний, освободившийся из мест лишения свободы

Преступление, отсутствие документов, не занят трудовой и учебной деятельностью, социальная дезадаптация.

Социальная адаптация и реабилитация несовершеннолетнего, правовое просвещение, профилактика совершения повторных преступлений, ресоциализация несовершеннолетних.

Проведение консультирования по формированию сознательной жизненной позиции, способности противостоять отрицательному влиянию.

ПДН

ОМВД

УСЗН

ЦЗ

Восстановлены (не восстановлены) социальные связи, укреплены детско-родительские отношения, определился с выбором профессии, получил элементарные бытовые навыки.

Получил помощь в виде «социального рюкзака».

Во время консультации несовершеннолетний был внимателен (не внимателен), принимал активное (пассивное) участие в мероприятии, задавал (не задавал) уточняющие вопросы, высказывал (не высказывал) собственное мнение, прислушивался (не прислушивался) к рекомендациям специалистов.

Отсутствие повторных правонарушений со стороны несовершеннолетнего.

Семья

Отрицательное влияние на ребенка

Выявление причин и условий отрицательного влияния на ребенка,  проведение профилактической работы с  семьей.

Выявление и постановка на профилактический учет. Изучение жилищно-бытовых условий семьи, образа жизни родителей, их занятости и отношения к ребенку. Направление информации о семье в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений. Разъяснение родителям ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ, ст.156 УК РФ, а также об основаниях лишения родительских прав. Осуществление мер по исправлению родителей, изменению их отношения к ребенку: посещение по месту жительства, проведение профилактических бесед, принятие мер, предусмотренных КоАП РФ,УК РФ.

КДНиЗП

ПДН ОМВД

ООиП

Родители не выполняют в полном объеме обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей.

Родители прекращают отрицательное влияние на ребенка,  снимаются с учета в связи с оздоровлением обстановки в семье. 

Правонарушения, общественно опасные деяния, преступления

Предупреждение преступлений и правонарушений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних.

Консультации (например, «Если ваш ребёнок поставлен на учёт» и др.).

Родительские уроки (например, «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних детей за правонарушения и преступления» и др.)

ПДН

КДНиЗП

МРУО

МРТК

Пассивное (активное) участие в родительских уроках, консультациях

1

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: официальный сайт МО от 06.10.2020
Рубрики правового классификатора: 110.030.040 Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать