Основная информация

Дата опубликования: 13 июля 1993г.
Номер документа: Р199303371
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РФ
Раздел на сайте: Федеральное законодательство
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Р9303371Р9601994

Р199303371

Р199303371

Р9303371Р9601994

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 1993 года N 5426-I

Москва, Дом Советов России

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ НА

1993-1995 ГОДЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ

СПИДОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (АНТИСПИД)

<См. также:

постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 541; НГР:Р9601994>

Верховный Совет Российской Федерации ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить представленную Президентом Российской Федерации и Комитетом Верховного Совета Российской Федерации по охране здоровья и социальному обеспечению Федеральную целевую программу на 1993-1995 годы по предупреждению распространения заболеваний СПИДом в Российской Федерации (АнтиСПИД).

   Председатель Верховного Совета

   Российской Федерации                       Р.И. Хасбулатов

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

НА 1993-1995 ГОДЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

ЗАБОЛЕВАНИЙ СПИДОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (АНТИСПИД)

<Срок реализации программы продлен на 1996 год: постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 541; НГР:Р9601994>

Цели и задачи

Основной целью программы является предупреждение распространения заболеваний СПИДом в Российской Федерации, снижение социально-экономических последствий от СПИДа путем скоординированного осуществления комплекса мероприятий организационного, научного и практического характера.

Реализация этих мероприятий будет проводиться по следующим направлениям:

предупреждение распространения СПИДа половым путем и через кровь;

диагностика, лечение и диспансеризация;

правовая и социальная защита;

совершенствование системы эпидемиологического надзора;

научные исследования по проблеме СПИДа;

информационное обеспечение и подготовка кадров.

Предупреждение распространения СПИДа половым путем

Заражение населения СПИДом через половые контакты в ближайшие годы будет оставаться основным путем распространения этой инфекции. В связи с этим необходимо создание системы целенаправленного информирования населения о проблеме СПИДа и возрастающей угрозе заражения этой инфекцией, обеспечение населения доступными средствами предупреждения передачи инфекции половым путем.

Информация должна быть понятной для различных возрастных и социальных групп населения. Предусмотрено: создание тематических радио- и телепередач, 25 видеоклипов, 5 киновидеофильмов, 5 телефильмов, организация их демонстрации в кинотеатрах, трансляция и показ по государственным, ведомственным и коммерческим каналам радиовещания и телевидения; подготовка и выпуск массовым тиражом, а также распространение просветительских изданий (памяток - 15 млн. экземпляров, плакатов - 1 млн. экземпляров, буклетов - 5 млн. экземпляров ежегодно), разработка 5 общеобразовательных программ полового и нравственного воспитания для различных возрастных групп населения, внедрение их в дошкольные учреждения, общеобразовательные, профессиональные, средние специальные и высшие учебные заведения; привлечение к участию в этой работе молодежных, религиозных, общественных организаций, лидеров и активистов из групп высокого риска заражения; расширение сети кабинетов анонимного обследования и психологической поддержки, организация их в городах с численностью населения свыше 200 тысяч человек; проведение систематических социологических исследований по проблеме СПИДа.

Для обеспечения населения в достаточном количестве и по доступной цене презервативами предусмотрено расширение их производства на предприятиях Российской Федерации и выдача определенным контингентам населения из числа лиц с высоким риском заражения (наркоманам, лицам, проживающим в общежитиях, и так далее).

Предполагается, что в результате проведенных мероприятий к 1996 году интенсивность заражения населения вирусом иммунодефицита половым путем будет снижена на 25-30 процентов. Соответственно уменьшатся расходы на лечение инфицированных и больных СПИДом (стоимость лечения одного больного в 1989 году составляла 40 тыс. рублей, в ценах 1992 года - 500 тыс. рублей).

Основными исполнителями данного раздела являются:

Министерство здравоохранения Российской Федерации;

Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора;

Российская государственная телевизионная и радиовещательная компания;

Министерство образования Российской Федерации;

Министерство внутренних дел Российской Федерации;

Министерство культуры Российской Федерации;

Комитет Российской Федерации по кинематографии;

Министерство печати и информации Российской Федерации;

Министерство юстиции Российской Федерации;

Комитет Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности;

Министерство экономики Российской Федерации;

Министерство финансов Российской Федерации.

Комитет Российской Федерации по туризму.

Предупреждение распространения СПИДа через кровь

С целью совершенствования системы обеспечения безопасности крови, других биологических материалов и медицинских иммунобиологических препаратов программой предусмотрено оснащение соответствующих лабораторий оборудованием и диагностическими тест-системами из расчета необходимости проведения 6 миллионов исследований в год. Кроме того, планируется к 1995 году исключить плацентарную и абортную кровь в качестве сырья для производства медицинских иммунобиологических препаратов и переход на их изготовление только из донорской крови.

В связи с угрозой возможного внутрибольничного заражения СПИДом предусматривается комплекс мер, направленных на подготовку медицинского персонала для обеспечения санитарно-противоэпидемического режима, расширение и модернизацию производства шприцев, игл, катетеров и систем для переливания крови, определяющих возможность заражения населения через кровь. При этом учтено, что обеспечение лечебно-профилактических учреждений другими видами медицинского инструментария однократного и многократного применения, имеющего контакт с кровью, предусмотрено Государственной программой Российской Федерации по созданию современной медицинской техники и увеличению ее производства в 1992-1993 годах и на период до 1995 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1992 года N 77 "О неотложных мерах по созданию современной медицинской техники и увеличению ее производства в 1992-1995 годах". Программа включает также вопросы обеспечения лечебно-профилактических учреждений стерилизационным оборудованием.

Выполнение указанного объема работ позволит обеспечить к 1996 году надежный уровень безопасности донорской крови и ее препаратов, а также проводимых в лечебно-профилактических учреждениях медицинских манипуляций.

Основными исполнителями данного раздела являются:

Министерство здравоохранения Российской Федерации;

Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора;

Министерство внутренних дел Российской Федерации;

Комитет Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности;

Министерство финансов Российской Федерации;

Министерство экономики Российской Федерации.

Диагностика, лечение и диспансеризация

Диагностика СПИДа в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях будет осуществляться с использованием скрининговых и подтверждающих диагностических препаратов, оборудования для иммуноферментного анализа и полимеразной цепной реакции (метода амплификации генов) из расчета необходимости проведения 4 миллионов исследований в год по клиническим показаниям и при обследовании лиц из группы высокого риска заражения.

Предусмотрено обеспечение эффективными препаратами для лечения больных СПИДом и оппортунистическими инфекциями, не вошедшими в перечень жизненно необходимых лекарственных препаратов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1991 года "О неотложных мерах по обеспечению населения и учреждений здравоохранения РСФСР лекарственными средствами в 1992 году и развитию фармацевтической промышленности в 1992-1995 годах".

Лечение больных СПИДом будет проводиться в Российском республиканском центре по профилактике и борьбе со СПИДом в городе Москве и в клинической инфекционной больнице в городе Санкт-Петербурге, где им оказываются все виды специализированной медицинской помощи, а также проводится обслуживание больных в терминальной стадии. Лечение и диспансеризация инфицированных и больных СПИДом также будут осуществляться территориальными центрами по профилактике и борьбе со СПИДом и в лечебно-профилактических учреждениях по месту их проживания. В центрах по профилактике СПИДа организуются кабинеты медико-психологической помощи лицам с этой патологией, членам их семей, а также лицам из групп высокого риска заражения. Для инфицированных и больных СПИДом детей создаются специализированные центры.

Предусматривается также выделение лимитов государственных капитальных вложений на строительство и реконструкцию инфекционных больниц, центров по профилактике и борьбе со СПИДом, лабораторий диагностики СПИДа, центров госсанэпиднадзора.

Осуществление указанных мероприятий позволит к 1996 году добиться социального эффекта в отношении этой категории лиц путем увеличения сроков сохранения трудоспособности инфицированных и увеличения продолжительности их жизни на два-три года.

Основными исполнителями данного раздела являются:

Министерство здравоохранения Российской Федерации;

Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора;

Министерство экономики Российской Федерации;

Министерство финансов Российской Федерации.

Правовая и социальная защита

Программой предусмотрена разработка проекта закона Российской Федерации "О профилактике заболевания СПИДом", где найдут отражение вопросы правовой защиты инфицированных и больных СПИДом, а также вопросы правовой и социальной защиты медицинских работников, подвергающихся риску заражения этой инфекцией.

При этом планируется:

законодательно закрепить меры, исключающие возможность дискриминации больных и инфицированных;

выплата государственного пособия лицам, зараженным при проведении медицинских манипуляций;

бесплатное обследование, лечение и содержание в учреждениях здравоохранения инфицированных и больных СПИДом;

бесплатный их проезд к месту лечения и обратно;

первоочередное обеспечение изолированной жилой площадью лиц, зараженных при медицинских манипуляциях, а также семей, имеющих инфицированных детей в возрасте до 16 лет;

обучение детей и подростков, находящихся на стационарном лечении.

Предусмотрено также сохранение рабочих мест за лицами, инфицированными и больными СПИДом, на время их пребывания на обследовании и лечении, за исключением медицинских работников, связанных по роду своей профессиональной деятельности с проведением парентеральных манипуляций. Медицинские работники данной категории трудоустраиваются.

В результате проведения этих мероприятий будут отрегулированы правовые взаимоотношения государства, медицинских учреждений, инфицированных и больных, а также отдельных юридических лиц, что обеспечит социальную и правовую защиту инфицированных и больных СПИДом, а также медицинских работников и других категорий населения.

Основными исполнителями данного раздела являются:

Министерство социальной защиты населения Российской Федерации;

ЦК профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации;

Министерство труда Российской Федерации;

Министерство юстиции Российской Федерации;

Министерство здравоохранения Российской Федерации;

Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора;

Министерство экономики Российской Федерации;

Министерство финансов Российской Федерации.

Совершенствование системы эпидемиологического надзора

Предусмотрена разработка более совершенной системы эпидемиологического надзора за СПИДом, включающей организацию мониторинга за инфицированными и лицами из групп высокого риска заражения этой инфекцией, данные лабораторных исследований и сроки их проведения, достоверные методы краткосрочного и долгосрочного прогнозирования развития эпидемического процесса. Будет осуществляться дальнейшее материально-техническое и программное оснащение центров по профилактике СПИДа, центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора компьютерной техникой, средствами телекоммуникации, что позволит создать на федеральном и региональном уровнях единую комплексную автоматизированную информационно-аналитическую систему по этой проблеме на основе базовых компьютерных программ. Подлежит пересмотру и совершенствованию система медицинского освидетельствования населения, предусматривающая переход от массовых, эпидемиологически и экономически не обоснованных обследований к выборочным обследованиям отдельных категорий населения с сохранением объема исследований в отношении лиц из групп высокого риска заражения и других контингентов.

Проведенные мероприятия позволят к 1996 году добиться повышения эффективности выявления источников инфекции и локализации очагов заболевания при одновременном снижении объемов тестирования населения на 10-15 миллионов исследований. При стоимости одного исследования 50 рублей (в ценах 1992 года) эти мероприятия дадут экономический эффект в 500 млн. рублей. Будут разработаны эпидемиологические и математические модели, обеспечивающие высокий уровень прогнозирования эпидемии и связанных с ней экономических затрат.

Основными исполнителями данного раздела являются:

Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора;

Российская академия медицинских наук;

Министерство здравоохранения Российской Федерации;

Министерство финансов Российской Федерации;

Министерство экономики Российской Федерации.

Научные исследования по проблеме СПИДа

Финансирование научных исследований по проблеме СПИДа проводится недостаточно. Программа предусматривает проведение научно-исследовательских работ по выделению и идентификации вирусов иммунодефицита человека, изучению их биологических свойств, механизма взаимодействия с клетками организма и возникновения иммунодепрессии у инфицированных и больных, совершенствованию и разработке новых методов диагностики, наиболее рациональных схем лечения, поиску новых соединений и продуктов, обладающих специфической активностью, изучению эпидемиологии СПИДа, разработке средств специфической профилактики, способов инактивации вируса в донорском материале и препаратах крови, методов защиты медицинского персонала, изучению особенностей эпидемиологического процесса при заболевании СПИДом на различных территориях, проведение научно-исследовательских работ, направленных на дальнейшее изучение клиники ВИЧ-инфекции.

Научные исследования будут осуществляться в рамках государственной научно-технической программы Российской Федерации "Национальные приоритеты в медицине и здравоохранении" (раздел 6 "СПИД"). Формирование тематики по ее направлениям проводится ежегодно на конкурсной основе с проведением экспертизы представленных разработок.

Основными исполнителями данного раздела являются:

Российская академия медицинских наук;

Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора;

Министерство здравоохранения Российской Федерации;

Министерство финансов Российской Федерации;

Министерство экономики Российской Федерации.

Информационное обеспечение и подготовка кадров

Социальная значимость проблемы СПИДа определяет необходимость высокой профессиональной подготовки кадров для реализации организационных, лечебно-профилактических и противоэпидемических мероприятий и их информационного обеспечения.

В связи с этим предусмотрено:

введение вопросов профилактики СПИДа в программы средних общеобразовательных, профессиональных, средних специальных и высших учебных заведений;

подготовка врачей и педагогов в институтах усовершенствования и на курсах повышения квалификации, специалистов по психосоциальной поддержке инфицированных и больных СПИДом в республиканском институте повышения квалификации работников образования и его филиалах;

подготовка лидеров молодежных организаций и активистов из групп высокого риска заражения в территориальных центрах по профилактике СПИДа;

подготовка научных работников и специалистов практического здравоохранения в ведущих специализированных научно-исследовательских учреждениях Российской Федерации (50 человек ежегодно) и за рубежом (5 человек ежегодно).

Планируется также издание соответствующей научной и учебной литературы (монографии, тематические обзоры, сборники, учебники, справочники и так далее) и подписка на основные международные научные журналы по проблеме СПИДа.

Проведенные мероприятия позволят осуществить подготовку высококвалифицированных кадров для оказания специализированной медицинской помощи и одновременно повысить эффективность работы всей системы здравоохранения, образования и информационного обеспечения по этой проблеме.

Основными исполнителями данного раздела являются:

Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора;

Министерство здравоохранения Российской Федерации;

Российская академия медицинских наук;

Министерство печати и информации Российской Федерации;

Министерство экономики Российской Федерации;

Министерство финансов Российской Федерации.

Управление и механизм реализации программы

Эффективность реализации программы в значительной степени будет зависеть от комплексной постоянной оценки хода ее выполнения и последующей (в случае необходимости) корректировки.

   Для этого предусмотрено:

назначение руководителей программы и организация координационных советов на федеральном и региональном уровнях;

осуществление независимой комплексной оценки проводимых исследований и мероприятий и соответствующей корректировки программы.

Реализация программы будет осуществляться через имеющуюся сеть учреждений службы профилактики СПИДа, государственного санитарно-эпидемиологического надзора на основе планов работ организаций-исполнителей. Предусматривается также разработка и реализация региональных программ с утверждением финансирования их в соответствующих органах государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Международное сотрудничество планируется осуществлять с Всемирной организацией здравоохранения, в рамках глобальной программы по борьбе со СПИДом, и другими международными организациями.

Финансирование программы из Федерального бюджета предусмотрено в объеме 12,42 млрд. рублей и 20,85 млн. долларов США, в том числе 6,52 млрд. рублей и 8,25 млн. долларов США на 1993 год. Из них лимиты государственных централизованных капитальных вложений, финансируемых за счет федерального бюджета и инвестиционного кредита, на 1993 год составят 4,1 млрд. рублей.

По прогностическим оценкам для реализации мероприятий по обеспечению лечебно-профилактических учреждений Российской Федерации медицинским инструментарием (шприцами и иглами многократного применения, катетерами одноразовыми), стерилизационным и лабораторным оборудованием, средствами защиты медицинского персонала, социальной и правовой защите ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом потребуется из средств местных бюджетов 96,8 млрд. рублей, в том числе 32,24 млрд. рублей на 1993 год.

Функции государственных заказчиков возлагаются на Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора и Министерство здравоохранения Российской Федерации.

[ТРТ: 27.05.96 юрист НЦПИ - Бородкина Е.А.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 020.000.000 Основы государственного управления, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 140.000.000 Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм, 140.010.000 Здравоохранение (см. также 200.160.040), 140.010.110 Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (см. также 160.040.080)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПУНКТА
№1918352506 от 17 сентября 1993
О СОГЛАШЕНИИ
№-1500042915 от 10 сентября 1993

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать