Основная информация

Дата опубликования: 14 октября 2020г.
Номер документа: RU52056405202000192
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Нижегородская область
Принявший орган: Администрация Сергачского муниципального района Нижегородской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ СЕРГАЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОТ 14.10.2020 № 226

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕРГАЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПЕРИОД (НА 2021 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ)

В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса РФ, статьей 15 Закона Нижегородской области от 03 марта 2015 года № 24-З «О стратегическом планировании в Нижегородской области», с Порядком разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Сергачского муниципального района Нижегородской области на среднесрочный период, утвержденным постановлением администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области от 23.10.2015 № 167, в целях формирования районного бюджета Сергачского муниципального района на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, руководствуясь Уставом Сергачского муниципального района, администрация Сергачского муниципального района постановляет:

1.Одобрить прогноз социально-экономического развития Сергачского муниципального района Нижегородской области на среднесрочный период (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов) (далее – прогноз).

2.Отделу экономики, прогнозирования и цен администрации Сергачского муниципального района осуществлять мониторинг реализации основных показателей прогноза по итогам года.

3.Управлению делами администрации района обеспечить опубликование настоящего постановления и разместить на официальном сайте администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области http: //sergach.omsu-nnov.ru /.

4.Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

5.Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава местного самоуправления района

О.А.Радаев

Утверждено

постановлением администрации

Сергачского муниципального района

Нижегородской области

от 14.10. 2020г.

1. Прогноз

социально-экономического развития Сергачского муниципального района

на среднесрочный период (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов)

Прогноз социально-экономического развития Сергачского муниципального района Нижегородской области на среднесрочный период ( на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов) ( далее Прогноз социально-экономического развития Сергачского муниципального района) разработан с учетом действующей нормативной правовой базы:

Бюджетным кодексом Российской Федерации;

Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

Законом Нижегородской области от 12 сентября 2007 г. № 126-З
«О бюджетном процессе в Нижегородской области»;

Законом Нижегородской области от 3 марта 2015 года № 24-З «О стратегическом планировании в Нижегородской области»,

Постановлением администрации Сергачского муниципального района от 23.10.2015 г. № 167 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Сергачского муниципального района на среднесрочный период».

Прогноз социально-экономического развития Сергачского района Нижегородской области является основой для формирования параметров консолидированного бюджета района на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

1.1. Итоги социально-экономического развития Сергачского муниципального района Нижегородской области в 2019 году и за 6 месяцев 2020 года.

Таблица 1

Показатели

Ед.имз.

2019 год

2020 год

январь-июнь

Численность населения (среднегодовая)

чел.

27629

27529

Общий коэффициент рождаемости

на 1000

чел.населения

7,6

8,2

Общий коэффициент смертности

на 1000

чел.населения

17,6

19,1

Коэффициент естественного прироста (убыли) населения

на 1000

чел.населения

-10

-10,9

Коэффициент миграционного прироста (убыли)

на 10000

чел.населения

-2,2

8,0

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами

млн.руб.

4407,65

2148,8

Ввод в действие жилых домов

кв.м общей площади

12370

669

Оборот розничной торговли

млн.руб.

3724,74

1619,8

ИФО оборота розничной торговли

% к предыдущему году

103

92,9

Объем платных услуг населению

млн.руб.

235,8

90,6

ИФО объема платных услуг населению

% к предыдущему году

103,6

89

Число малых и микропредприятий, единиц

единиц

152

136

Доля отгруженных товаров (работ,услуг) на предприятиях малого и среднего предпринимательства в общей численности отгруженных товаров (работ,услуг)

%

32,6

29,2

Среднесписочная численность работников малых предприятий

чел.

1891

1875

Прибыль прибыльных организаций (по кругу крупных и средних организаций)

млн.руб.

10,7

89,7

Инвестиции в основной капитал

млн.руб.

1334,5

367,67

Величина прожиточного минимума

руб.

8937,24

8963,85

Численность занятых в экономике

чел.

9190

9180

Численность работников по территории, формирующих ФОТ

чел.

8617

9307

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата

руб.

22958,5

22083,0

Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года)

%

0,43

1,54

Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости ( на конец года)

чел.

65

234

Фонд начисленной заработной платы всех работников

млн.руб.

2374

1233,16

По итогам 2019 года, в рейтинге оценки социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, Сергачский муниципальный район по общему интегральному показателю занимает 33 место среди 52 территорий области . В рейтинге по уровню жизни населения район находится на 31 месте, по наращиванию налогового потенциала – на 34 месте.

В 2019 году в районе по ряду показателей достигнуты положительные результаты: получен значительный объем инвестиций, наблюдался рост объемов отгруженной продукции, выросла заработная плата работающих, сохранился низкий уровень официальной безработицы, начато строительство масштабного инвестиционного проекта «Строительство свиноводческого комплекса на 6000 свиноматок». В 2019 году Сергачский муниципальный район принял участие в реализации 3 национальных проектов: «Демография», «Экология», «Жильё и городская среда». На реализацию нацпроектов было направлено 68,5 млн.руб. В рамках национального проекта «Демография» реализован проект «Строительство нового корпуса МБДОУ детского сада №11 "Светлячок"». Объем финансирования составил - 57,74 млн.руб. В рамках Национального проекта «Жилье и городская среда» реализовано 2 проекта по благоустройству территорий с общим объемом финансирования 8,8 млн.руб.

В 2019 г. Сергачский муниципальный район награждён Штандартом Губернатора Нижегородской области «За достижения в развитии агропромышленного комплекса Нижегородской области» . Также, реализовано 10 проектов в рамках участия в областной программе по поддержке местных инициатив.

Для Сергачского района характерна трудовая миграция населения в целях поиска более высокооплачиваемой работы. В 2019 году выбыло из района 705 человек, что на 62 человек меньше предыдущего года.

Также, отрицательное влияние на социально-экономическое развитие района оказывает:

- медленные темпы модернизации производства;

- низкий уровень инновационной активности организаций по модернизации экономики и высокая степень износа основных фондов в промышленности и сельском хозяйстве;

-повышенный износ жилищно-коммунальной инфраструктуры и прочие.

Среди факторов, ограничивающих производственную деятельность предприятий в текущем году, важнейшими являются:

- недостаток собственных финансовых средств;

- недостаток заказов на работы;

- неплатежеспособность (либо снижение платежеспособности) заказчика;

- недостаточный платежеспособный спрос населения;

- высокие издержки, связанные с высокой стоимостью сырья и материалов;

- высокий процент коммерческого кредита и сложность его получения.

Промышленность района.

Основой реального сектора экономики Сергачского муниципального района является деятельность промышленных предприятий. Промышленность Сергачского района представляют 14 основных предприятий, 2 из них отнесены к категории крупных и средних (АО «Сергачский сахарный завод», ГП НО «Ветсанутильзавод»).

За 2019 год отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг по полному кругу организаций на сумму 4 407,65 млн. руб. (106,7 % к соответствующему периоду 2018 года). Крупными и средними предприятиями района отгружено продукции на сумму на сумму 2 972,29 млн.руб. (112% к соответствующему периоду 2018 года). Ведущее место в экономике района принадлежит предприятиям обрабатывающих производств, доля которых в общем объеме отгруженной продукции района составляет 29,7%. Предприятиями данной отрасли отгружено продукции на сумму 1308,9 млн.руб. В общем объеме промышленного производства (по обрабатывающим производствам) по полному кругу предприятий района доля АО «Сергачский сахарный завод» составила за 2019 год 76,1 %. По итогам деятельности завода за прошедший год отгружено продукции на сумму 996,5 млн. руб. или 80,7 % к уровню прошлого года.

По отрасли «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» объем отгруженной продукции за отчетный период произведен на сумму 1665,2 млн.руб. или 37,8% от общего объема отгруженной продукции по району. Основные предприятия данной отрасли: АО «Земля Сергачская», ООО «Агрофирма Нижегородская». В районе сельскохозяйственную деятельность осуществляют 10 сельскохозяйственных предприятий и 34 крестьянско-фермерских хозяйств. Основным направлением сельхозпроизводства района по-прежнему является растениеводство. По производству зерна во всех категориях хозяйств в 2019 г. район занимает 2 место среди муниципальных районов Нижегородской области . По производству сахарной свеклы занимает лидирующее место в Нижегородской области.

По итогам работы в 2019 году произведено валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах на сумму 1197,0 млн. рублей, что на 145 млн. рублей больше уровня 2018 года или 15,8 %. Наибольший объем производства сельскохозяйственной продукции сосредоточен в сельскохозяйственных организациях – 82 %, КФХ - 18%.

В 2019 году хозяйствами района было произведено 68,7 тыс.тонн зерна при урожайности 22,5 ц/га, сахарной свеклы 177 тыс.тонн при урожайности 310 ц/га, овощей 758 тонн.

Общее поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств составило 2603 гол, в том числе коров -1403 гол. В хозяйствах всех категорий произведено 5799 тонн молока, что на 1557,8 тонны меньше прошлого года. На долю СХП приходится 27,6 % произведенного молока в районе, на долю КФХ соответственно 72,4%. Надой молока от коровы в хозяйствах Сергачского района по итогам 2019 года составил 4450 кг, что на 33 кг больше уровня 2018 года. В рамках реализации программы развития АПК идет обновление сельскохозяйственной техники путем замены на современную энергонасыщенную технику. Приобретаются тракторы 3-5 класса, высокопроизводительные зерноуборочные комбайны, широкозахватные комбинированные почвообрабатывающие агрегаты и посевные комплексы. В 2019 году объем инвестиций в техническое перевооружение отрасли составил более 100млн.рублей. Основная доля инвестиций принадлежит ООО АФ «Нижегородская» и АО «Земля Сергачская». Данные предприятия ежегодно инвестируют значительные средства в обновление технического парка, тем самым способствуя качественному и своевременному выполнению агротехнологических дисциплин. Такой подход к организации сельскохозяйственного производства позволяет предприятиям быть лучшими не только в районе, но и среди сельхозтоваропроизводителей Нижегородской области.

Государственная поддержка предприятий агропромышленного комплекса осуществляется посредством предоставления субсидий из областного, федерального и местного бюджетов.

На развитие отраслей производства АПК Сергачского района в 2019 году из бюджетов всех уровней получено 215,025 млн. рублей в т.ч.:

- федеральный бюджет – 28,2 млн. рублей;

- областной бюджет – 186,8 млн.рублей;

- местный бюджет – 0,025 млн.руб.;

Основными видами финансовых поддержек из областного, федерального и местного бюджетов в 2019 году были:

- субсидии на возмещение части затрат на приобретение элитного семеноводства;

- субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства;

- субсидии на возмещение части затрат на приобретение зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов отечественного производства;

- субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 литр (кг) реализованного товарного молока);

- субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам;

- субсидирование части затрат на производство сельскохозяйственной продукции гражданам, ведущим личное подсобной хозяйство;

- поддержка начинающим фермерам и семейным животноводческим фермам;

Малое предпринимательство. По состоянию на 01.01.2020 в районе зарегистрировано 669 субъектов малого предпринимательства (далее - СМП), 152 малых предприятий и 517 предпринимателей без образования юридического лица.

Доля занятых в малом предпринимательстве от числа занятых в экономике по всем видам деятельности составляет 37,8% (3477 чел.).

Доля малого предпринимательства в общем объёме отгруженных товаров Сергачского муниципального района в 2019 году – 32,6% или 1435,4млн.руб..

Доля налоговых поступлений в районный бюджет от субъектов малого предпринимательства в собственных доходах бюджета за 2019 г. составила 25,5% (за 2018 г.- 23,5%). Средняя заработная плата на малых предприятиях составила -15450 руб. , увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 0,5%, наемных работающих у индивидуальных предпринимателей – 12450 рублей или 100,5% к уровню 2018 года.

Для представителей малого бизнеса района в 2019 году в рамках реализации первого пилотного проекта администрации района и Сбербанка России «Развитие предпринимательства», прошли бесплатные бизнес-тренинги по темам: «Постановка задач и делегирование», «Личный бренд», «Тайм-менеджмент», «Мотивация и вовлеченность». В мероприятии приняли участие порядка 40 руководителей и собственников бизнеса. Цель обучения: повышение личной эффективности и достижение успеха, бизнес-коммуникаций, сервис и продажи, навыки управления и мотивация сотрудников к активной работе.

Для организаций и лиц, пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции на территории района оказываются меры поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. В соответствии с Постановлением администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области от 17 апреля 2020 года № 98 «О мерах поддержки организаций Сергачского муниципального района Нижегородской области, пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» предоставляются субсидии на возмещение части затрат на оплату труда работникам и на оплату коммунальных услуг период действия режима повышенной готовности.

Также, принято распоряжение администрации Сергачского муниципального района от 02.04.2020 №186-р «О предоставлении временной отсрочки по уплате арендных платежей по договорам размещения нестационарных торговых объектов». На текущую дату поступило четыре обращения по предоставлению временной отсрочки по уплате арендных платежей ( сумма недополученных доходов бюджета 273.3 тыс.руб.).

В 2020 году наша работа по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности будет продолжена.

Демографическая ситуация.

В течение последних лет в районе наблюдается отрицательная демографическая ситуация. За 2019 год в Сергачском муниципальном районе родилось 211 младенцев, что на 29 чел. меньше, чем за аналогичный период 2018 г. Основная доля родившихся – 178 чел. или 84,3% приходится на городскую местность. Умерло за этот период 485 человек и по сравнению с предыдущим периодом число умерших уменьшилось на 47 человек. Смертность превышает рождаемость в 2,3 раза. Естественная убыль населения составила 274 человека. Коэффициент рождаемости составил 7,6 промилле (число родившихся на 1000 человек населения). Коэффициент смертности составил 17,6 промилле ( число умерших на 1000 человек населения). Коэффициент естественного прироста, в данном случае убыли, (-10,0) промилле.

За январь-декабрь 2019 года в Сергачский муниципальный район прибыло 699 человек, что на 126 человек больше предыдущего года. За тот же период выбыло 705 человек, что на 62 человека меньше предыдущего года. Миграционная прибыль населения составила 6 человек. Абсолютная убыль населения района за 2019 год составила 280 человек.

Для Сергачского района характерна трудовая миграция населения в целях поиска более высокооплачиваемой работы.

В районе реализуются мероприятия, направленные на повышение рождаемости, поддержку семей, имеющих детей, проводится профилактика и раннее выявление нарушений состояния здоровья детей и подростков, проводится диспансеризация населения. Реализуются мероприятия, направленные на создание условий для мотивации молодёжи к ведению здорового образа жизни, укрепления и сохранения здоровья населения (муниципальная программа «Развитие физической культуры, спорта и молодёжной политики в Сергачском муниципальном районе») и др.

Численность занятых в экономике характеризуется незначительным уменьшением по отношению к 2018 году (99%) и составила 9,190 тыс.человек.

Среднесписочная численность работающих по полному кругу организаций - 8617 человек (99,6% к уровню 2018 года), порядка 62,6% занятого населения (5394 чел.) сосредоточена на крупных и средних организациях.

В прошедшем году уровень официально зарегистрированной безработицы составил 0,43 % на 01.01.2020, количество безработных – 65 человек (на 01.01.2019г. соответственно 0,42% и 66 человек).

Величина среднемесячной заработной платы в прошедшем году по полному кругу предприятий составила 22958,5 руб., рост по отношению к 2018 г. -109,5%. Темп роста реальной заработной платы – 102,6%. Рост заработной платы отмечен во всех отраслях экономики. На 14,0% выросла заработная плата работников крупных и средних организаций района и составила 28184,3 руб.

Размер розничного товарооборота по полному кругу организаций за 2019 год составил 3724,74 млн.руб. или 106,1% к соответствующему периоду прошлого года, ИФО составил 101,7%. Розничный товарооборот на душу населения – 11177,7 руб. в месяц и в действующих ценах увеличился на 9,3% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Оборот предприятий общественного питания по полному кругу организаций за 2019 г. составил 14,2 млн.руб., в действующих ценах к аналогичному периоду 2018 года этот показатель увеличился на 21,9%.

Оказано платных услуг населению на сумму 235,8 млн.руб, что в сопоставимых ценах составляет 103,8 %.

Инвестиции в основной капитал в 2019 году по полному кругу предприятий составили 1334,5млн.руб., или 99% к 2018г., в том числе по крупным и средним предприятиям 915,739 млн.руб. Объем инвестиций по субъектам малого предпринимательства за 2019г. составил –1093,94млн.руб. Основной источник инвестиций в экономику района – капитальные вложения частных предприятий, функционирующих на территории района. Наибольшие суммы инвестиций наблюдалось по отрасли «сельское хозяйство» (402,014 млн.руб.), ООО «ПСП-2» - 300,1 млн.руб., ООО Агрофирма Нижегородская 76,1 млн.руб. и «обрабатывающие производства» (525,786 млн.руб.) АО «Сергачский сахарный завод» - 516,7 млн.руб.

2. Оценка социально-экономического развития Сергачского муниципального района Нижегородской области в 2020 году

(см.таблицу 2)

В целом по 2020 году предполагается, что динамика развития экономики за январь-июнь 2020 года сохранится до конца текущего года и ожидается завершить год со следующими основными результатами:

1. Объем отгруженной продукции по полному кругу организаций по оценке составит 5549,6 млн.руб. или 122% в сопоставимых ценах к 2019 году.

2. Численность работающих оценивается в количестве 8,753 тыс.чел., что больше уровня 2019 г. на 136 чел. или на 1,6%.

3. Фонд заработной платы оценивается в сумме 2439,7 млн.руб. – 102,8% к уровню 2019 г.

4. Среднемесячная заработная плата – 23227,3 руб., а уровень реальной зарплаты по оценке 2020 г. составит 95,6% к 2019 г.

5. Прибыль прибыльных организаций по кругу крупных и средних предприятий оценивается в сумме 90,0 млн.руб.

6. Инвестиции в основной капитал (по полному кругу предприятий) по оценке составят 1754,6 млн.руб. или 130% в сопоставимых ценах к прошлому году.

3. Прогноз социально-экономического развития Сергачского муниципального района Нижегородской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов

(см.таблицу 2)

Прогноз социально-экономического развития Сергачского муниципального района Нижегородской области на 2021-2023 гг. разработан на основе основных - параметров прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период, а также с учетом сложившейся текущей ситуации социально-экономического развития района .

Информационная база формирования Прогноза социально-экономического развития района:

- данные статистического и налогового учета за 2019 год и 1 полугодие
2020 года;

- прогнозы хозяйствующих субъектов.

Прогноз основных социально-экономических показателей на 2021-2023 годы по Сергачскому муниципальному району Нижегородской области

Таблица 2

Показатели

2020

оценка

2021

прогноз

2022

прогноз

2023

прогноз

1. Население

Численность постоянного

населения (среднегодовая),чел.

27319

27039

26819

26639

Естественный прирост (убыль) населения

-257

-237

-221

-205

Общий коэффициент

рождаемости на 1000 населения

8,2

8,7

9,1

9,6

Общий коэффициент

смертности на 1000 населения

17,6

17,5

17,4

17,3

Коэффициент естественного прироста (убыли) населения на 1000 населения

-9,5

-8,8

-8,2

-7,7

Коэффициент миграционного прироста на 10000 населения

-22

-20,3

-18,6

-16,9

2. Производство товаров и услуг

2.1Промышленное производство

Объем отгруженных товаров собственного производства выполненных работ и услуг собственными силами по полному кругу организаций, млн.руб.

5549,6

5911,8

6295,2

6743,2

в сопоставимых ценах %

121,8

102,5

102,4

103

Объем отгруженных товаров собственного производства выполненных работ и услуг собственными силами по крупным и средним предприятиям, млн.руб.

4107,1

4368,3

4643,6

4976

в сопоставимых ценах %

134

102,4

102,2

103

Объем отгруженной продукции по обрабатывающим производ-

ствам по крупным и средним

организациям, млн.руб.

2050

2204,5

2363,8

2566,5

в сопоставимых ценах %

204,3

102,8

102,8

103,9

2.2 Сельское хозяйство

Валовая продукция сельского хозяйства, млн.руб.

1832

1941,8

2060,3

2196,3

в сопоставимых ценах

101

102,1

102,2

102,2

2.3 Строительство

ИФО по виду деятельности «Строительство» ,

% к предыдущему году

98

103,5

103,6

103,7

Ввод в действие жилых домов, тыс.кв.м общей площади

12,4

12,5

12,6

12,7

Темп роста , в % к предыдущему году

100,2

100,8

100,8

100,8

Торговля и услуги населению

Объем розничного товарооборо

та, млн.руб.

3613,0

3915,33

4181,98

4466,73

ИФО оборота розничной торговли, % к предыдущему году

94

104,2

102,9

102,8

Объем платных услуг населению (по крупным и средним организациям)

219,3

241,7

259,9

279,3

ИФО объема платных услуг населению, % к предыдущему году

89,7

106,1

103,1

103

Количество малых и микропредприятий

136

137

138

139

Среднесписочная численность работников (без внешних

совместителей) по малым и микропредприятиям, чел.

1875

1875

1875

1875

Прибыль прибыльных организаций (по кругу крупных и средних организаций), млн.руб.

90

94,5

101,5

108,8

Инвестиции

Инвестиции в основной капитал, млн.руб.

1754,6

1914,2

1416,9

350

в сопоставимых ценах

125

105

70

25

Труд и занятость

Численность занятых в экономике, чел.

9177

9178

9177

9176

Численность работников по территории, формирующих

ФОТ, чел.

8753

8785

8837

8881

Фонд начисленной заработной платы, млн.руб.

2439,7

2600,3

2774,5

2974,3

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб.

23227,3

24666,1

26163,7

27908,8

Реальная заработная плата,руб.

99,4

102,3

102

102,6

Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) ,%

0,99

0,66

0,53

0,4

Численность безработных,

зарегистрированных в службе занятости (на конец года) чел.

150

100

80

60

2.1 Демография

Демографическая ситуация в Сергачском муниципальном районе характеризуется как неблагополучная. На протяжении последнего времени численность населения района снижается более быстрыми темпами, чем в целом по области. Оценка демографических показателей за 2019 год рассчитана с учетом 5 месяцев текущего года, фактических данных по численности населения на начало 2020 года. По оценке в 2020 году коэффициент естественной убыли населения составит -9,5 промилле, в 2021 году сократиться до -8,8 промилле, а к 2023 году – 7,7 промилле.

Сохраняя положительную тенденцию, планируется снижение отрицательного сальдо миграции населения района до 2023 года со значением -45 чел. в 2023 г.

По оценке 2020 года коэффициент рождаемости по сравнению с 2019 годом увеличиться с 7,6 до 8,2 промилле, коэффициент смертности останется на уровне 2019г. – 17,6 промилле, коэффициент миграционного прироста составит – 60 чел. В прогнозном периоде не планируется значительного роста рождаемости, что обусловлено сокращением числа женщин репродуктивного возраста, а также тенденцией откладывания рождения первого ребёнка на более поздний срок. Так, в 2021 году коэффициент рождаемости составит 8,7 промилле, к 2023 году он достигнет 9,6 промилле.

Среднегодовая численность населения района в 2020 году по оценке составит 27319 человек. Величина естественной убыли – 257 человек, что меньше 2019 года на 5,8%.

Прогноз демографических показателей на 2021-2023 годы хотя и предусматривает незначительный рост рождаемости при снижении уровня смертности, но в общем прогнозируется дальнейшее уменьшение численности постоянного населения района. В 2023 году среднегодовая численность населения Сергачского района может составить 26639 чел.

Реализация мероприятий, направленных на повышение рождаемости, улучшения состояния здоровья и увеличение продолжительности жизни населения, а также регулирование миграционных потоков могут способствовать улучшению демографических показателей.

2.2 Производство товаров и услуг

По оценке, в 2020 году объём отгруженной продукции по полному кругу предприятий ожидается в сумме 5549,5 млн.руб., что в сопоставимых ценах составит 121,8%, прогноз 2021г. – 5911,8 млн.руб. (ИФО - 102,5%), 2022 г. – 6295,2 млн.руб (ИФО – 102,4%), 2023г.- 6743,2 млн.руб. (ИФО – 103,0%).

Ежегодные темпы роста объёма отгруженных товаров собственного производства по полному кругу предприятий в сопоставимых ценах в среднесрочной перспективе прогнозируется на уровне 102,5-103,0%.

Объем отгруженной продукции крупных и средних предприятий по всем видам деятельности по оценке 2020 года составит 4107,1 млн.руб. или 134% в сопоставимых ценах к прошлому году.

В структуре объема отгруженных товаров собственного производства по полному кругу предприятий по видам экономической деятельности существенных изменений не прогнозируется. Наибольшая величина объема отгруженных товаров собственного производства по полному кругу будет, по-прежнему, приходиться на долю обрабатывающего производства - около 37% и сельского хозяйства около 23%.

2.3 Промышленное производство

Исходя из текущей динамики, индекс промышленного производства по оценке 2020 года составит 105,4%.

Ключевая отрасль экономики района - обрабатывающее производство, на долю которой приходится 2056,0 млн. руб. или 37% от общего объема отгруженной продукции по району (по полному кругу организаций).

Ключевые предприятия данной отрасли: АО «Сергачский сахарный завод», ООО «Эркон», ПО Сергачский хлебокомбинат, ООО Сергачский завод полимеров, ООО Полипром, ООО «Сергачская швейная фабрика»и др.

В производстве пищевых продуктов темпы роста производства в 2021-2023 годах составят 103,8-104,2% ежегодно. Росту производства будет способствовать реализация проекта по модернизации производства крупного предприятия отрасли – АО «Сергачский сахарный завод».

Прогнозируется, что в целом объем отгруженной продукции по обрабатывающим производствам по крупным и средним предприятиям к 2023году достигнет 2566,5 млн.руб.

2.4 Сельскохозяйственное производство

Прогноз по производству сельхозпродукции рассчитан, исходя из сложившейся текущей ситуации, с учетом планируемых мероприятий по развитию отрасли.

В структуре сельскохозяйственного производства наибольшая доля по-прежнему будет приходиться на сельхозпредприятия.

С учетом планов по сбору урожая, ожидается, что по итогам 2020 года объём сельхозпродукции составит 1832,0 млн.руб. или 101,0% к уровню 2019 года в сопоставимых ценах.

Сельскохозяйственное производство в 2021-2023 годах будет прирастать на 2,1-2,2 ежегодно.

В 2020 году прогнозируется :

- в растениеводстве собрать зерна 69,66 тыс.тонн, сахарной свеклы – 184,73тыс.тонн, картофеля – 69,85тыс.тонн;

- в животноводстве реализовать на убой (в живом весе) во всех категориях хозяйствах скота и птицы – 221 тонн, произвести -6,5тыс.тонн молока.

Достижению прогнозируемых показателей в 2020-2023 годах будет способствовать реализация муниципальной программы «Развитие агропромышленного комплекса Сергачского муниципального района Нижегородской области», утвержденной постановлением Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области от 27.03.2019 года № 98.

Увеличению объемов производства в растениеводстве будет способствовать внедрение новых сортов зерновых культур, расширение площадей зерновых культур, засеваемых оригинальными семенами и элитными сортами, производство посевов ягодных культур и картофеля.

Государственной программой «Развития агропромышленного комплекса», утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.04.2014 N 280 (с изменениями от 14.05.2020 № 386), предусмотрен ряд мер поддержки сельхозтоваропроизводителей :

- Предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.

Субсидии на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей

-Субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока

-Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.

- Возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования

- Возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

- Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств:

- Субсидии за счет средств областного бюджета в виде субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях

Реструктуризация долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей

- Субсидии на стабилизацию и увеличение поголовья крупного рогатого скота

- Субсидия на поддержку племенного животноводства и др.

Программой «Комплексное развитие сельских территорий на 2020-2025 гг» в рамках программы строительства жилья для населения проживающего в сельской местности ведется работа:

1) по формированию списков претендентов на жилье по программе софинансирования 70 % (бюджет) на 30 % (застройщик или приобретатель жилья в сельской местности).

Приняты заявки на строительство жилых домов в количестве 2-х домов:

с. Яново – 1 дом;

с. Пожарки – 1 дом;

             

2.5 Строительство

По оценке, по итогам 2020 г. ИФО объёма строительства составит 98%.

В 2021-2023 годах объём строительных работ будет составлять в среднем 3,5% ежегодно. Таким образом, заложенные в Прогнозе области до 2023 года темпы роста сохранены.

В 2021-2023 гг. в рамках ГП «Комплексное развитие сельских территорий запланировано:

1. Газоснабжение с.Толба 2-я очередь – общая сумма средств 25,5 млн.руб.;

2. Газоснабжение с.Кошкарово – общая сумма средств – 18,7 млн.руб.

3. Газоснабжение с.Вязовка, с.Акузово, с.Новая Березовка, с.Ст.Березовка, с.Каменка. Общая сумма средств – 92 млн.руб.

В 2020 году за счет всех источников финансирования планируется ввести 12,4 тыс.кв. метров общей площади жилья. К концу прогнозируемого периода ввод жилья достигнет 12,7 тыс. кв. метров.

Обеспечению роста объемов строительства жилья будет способствовать развитие малоэтажного строительства и оказание мер государственной поддержки отдельным категориям граждан для улучшения жилищных условий (детям-сиротам и др.).

2.6 Торговля и услуги населению

Развитие потребительского рынка и оказания услуг населению в среднесрочном периоде будет определятся ростом реальных денежных доходов населения. В 2020 году на потребительском рынке района ожидается замедление розничного товарооборота, по оценке темп роста в сопоставимых ценах составит 94%. К концу года оборот достигнет 3613,0 млн.руб. В 2022-2023 гг. сумма товарооборота запланирована соответственно 4181,98млн.руб. и 4466,73млн.руб. В 2021-2023 годах ИФО оборота розничной торговли прогнозируется на уровне 104,2 до 102,8% ежегодно.

Объем платных услуг населению, оказываемых крупными и средними предприятиями района, по оценке в 2020 году запланирован в сумме 235,8 млн.руб. (в сопоставимых ценах 89,7% к 2019 году); в 2021г. 241,75млн.руб. (ИФО 106,1%), в 2023 г. 279,27млн.руб.(103% в сопоставимых ценах к 2022 г.). В прогнозном периоде не произойдет значительного изменения структуры платных услуг. По прежнему, более 60% услуг будет приходиться на услуги жилищно-коммунального комплекса.

2.7 Малое предпринимательство

По оценке 2020г. количество малых предприятий составит 153 единицы. Численность работников составит 1,8 тыс.чел., оборот -1663,64млн.руб.. В 2021-2023 гг. темп роста оборота малых предприятий прогнозируется на уровне 103,0%. Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях прогнозируется на уровне 2020 года и составит 1,8 тыс.чел.

Вклад малого бизнеса в экономику Сергачского муниципального района в 2019 году, %

Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства в среднесрочном периоде будет осуществляться в соответствии с государственной программой «Развитие предпринимательства и туризма Нижегородской области», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2014 № 290. В целях создания оптимальных экономических, правовых и организационных условий для устойчивого развития предпринимательской деятельности в районе принята "Программа поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на 2018-2020 годы". В 2020 году наша работа по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности будет продолжена.

Развитию малого бизнеса будет способствовать:

- проведение мероприятий, способствующих созданию благоприятных условий для ведения малого бизнеса;

- финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства;

- создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства и др.

2.8 Прибыль прибыльных организаций

Прогноз по данному показателю формировался с учетом планов и намерений организаций района и темпов роста прибыли прибыльных организаций, заложенных в основных параметрах прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период. В 2020 году крупными и средними организациями района ожидается получение 90,0 млн.руб. прибыли (увеличение планируется за счет нового предприятия на территории района ООО «Эркон»). В 2021-2023гг прибыль прибыльных предприятий составит соответственно 102,3млн.руб. (105,1%к 2020г.) и 108,8 млн.руб. (107,2% к 2022г.). Достижение указанных объемов обеспечат обрабатывающие производства (АО «Сергачский сахарный завод», ООО «Эркон»), сельское хозяйство (ООО «Агрофирма Нижегородская») и др.

2.9 Инвестиции в основной капитал

При разработке прогноза по инвестициям были учтены инвестиционные проекты крупных предприятий, которые будут реализованы в среднесрочном периоде, в т.ч. планируемые к реализации в рамках инвестиционного плана Сергачского муниципального района на 2019-2024 годы.

Объём инвестиций в 2020 году оценивается в размере 1754,6млн.руб. или в сопоставимых ценах 125,0%, наибольший объём инвестиций придется на сельское хозяйство за счет ООО «ПСП-2» строительства свинодческого комплекса (1030,9 млн.руб.) и обрабатывающее производство за счет АО «Сергачский сахарный завод» (по данным предприятия на 2020 г. запланирован объем инвестиций в сумме 200млн.руб.) , также ОАО «Земля Сергачская» - 43,2 млн.руб., ООО «Полипром» -4,5 млн.руб., ООО Агрофирма Нижегородская – 10,0 млн.руб., ООО «Девис» - 25,1 млн.руб. и др.

На прогнозные 2021-2023 годы включены объёмы инвестиций запланированные предприятиями района.

Основные проекты, которые планируются к реализации в 2021-2023 годах:

- строительство свиноводческого комплекса;

- реконструкция свеклоперерабатывающего завода с увеличением мощности до 4 тысяч тонн в сутки на АО «Сергачский сахарный завод»;

- ягодный сад г.Сергач;

- программа технического перевооружения отрасли сельского хозяйства. По данному направлению планируется привлечь порядка 40 млн. рублей на технику и с/х оборудование (ООО Агрофирма Нижегородская);

- инвестпроект по разведению лошадей в количестве 100 голов и страусов в количестве 50 голов на строящейся ферме в с. Луговое. По состоянию на 01.01.2020 часть животноводческих помещений введено в эксплуатации, на фермах содержится 30 голов лошадей породы « Владимирский тяжеловоз».Общий объем инвестиций данного проекта порядка 70 млн. рублей.

- производство машин и оборудования для предприятий ВПК, химической промышленности и пищевых производств на ООО «ПолиПром»;

2.10 Фонд оплаты труда и среднемесячная заработная плата

По оценке 2020 года ожидается, что заработная плата работников в целом по району сложится на уровне 23227,3 руб. в реальном выражении темп роста составит 95,6%. В 2021-2023 гг. уровень зарплаты достигнет 224666,1-27908,8 руб. (в реальном выражении – 102,7-102,6% ежегодно) .

Одним из основных бюджетообразующих показателей является «фонд оплаты труда» который по прогнозу составит - 2600,3 млн.руб., увеличение на 6,6%, в 2022 г.- 2774,5 млн.руб., в 2023г. – 2974,3 млн.руб. – с увеличением на 7,2%. Из общего объёма фонда оплаты труда по району фонд оплаты труда работников бюджетной сферы, финансируемых из бюджетов всех уровней, составляет 38,5 %, а фонд категорий работников бюджетной сферы, которым предусмотрено повышение зарплаты в соответствии с Указами Президента РФ 12,6%. Среднемесячная заработная плата на 2021-2023 рассчитана для указников исходя из среднеобластных темпов роста, для остальных бюджетников по темпу роста инфляции.

Численность работников по территории, формирующих ФОТ в 2020 году составит 8753 чел., в прогнозном периоде планируется незначительное увеличение численности работающих на уровне 100,3-100,5%.

2.11 Труд и занятость

Ситуацию на рынке труда Сергачского муниципального района в целом можно охарактеризовать как стабильную. В 1 полугодии 2020г. произошло резкое увеличение количества зарегистрированных граждан в ЦЗН Сергачского района. Такая ситуация связана с введением временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением правительства РФ от 08.04.2020 №460.В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

Ожидается, что к концу 2020 года численность официально зарегистрированных безработных составит 150 чел., уровень официально зарегистрированной безработицы – 0,99%.

С учетом тенденций в области занятости населения и прогнозируемого роста потребности экономики в рабочей силе в 2021-2023 годах в Сергачском муниципальном районе роста безработицы не ожидается. Уровень зарегистрируемой безработицы будет иметь положительную динамику на протяжении всего прогнозируемого периода. Этому будет способствовать реализация мероприятий, направленных на совершенствование государственных услуг, оказываемых гражданам и работодателям в соответствии с законодательством о занятости населения, и обеспечение прав граждан на защиту от безработицы.

В 2021-2023 гг. численность официально зарегистрированных безработных ожидается на уровне 100-60 чел., и уменьшится к уровню 2020 года на 53%.

По оценке численность занятого населения в 2020 году составит 9,225тыс.чел., что ниже уровня 2019 гна 96 чел.(на 1,0п.п).

В прогнозном периоде ожидается ежегодное сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, обусловленное достижением трудоспособного возраста малочисленного поколения родившихся в 1990-е годы и продолжающимся старением населения.

2.12 Развитие социальной сферы

В 2021-2023 годах в Сергачском муниципальном районе продолжится дальнейшее развитие отраслей социальной сферы – образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта и других, обеспечивающих повышение уровня и качества жизни населения.

Развитие отраслей социальной сферы в среднесрочной перспективе будет происходить в рамках реализации ряда социально значимых государственных программ, таких как:

- «Развитие образования Нижегородской области», утверждена постановлением Правительства нижегородской области от 30 апреля 2014 года №301 (с изменениями от 22.06.2020);

- «Развитие здравоохранения Нижегородской области на 2013-2020 годы», утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 26 апреля 2013 года №274 (Постановление Правительства Нижегородской области от 26.04.2013 №274 (с изменениями от

29.05.2020);

- «Социальная поддержка граждан Нижегородской области», утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года №298 (с изменениями от 18.06.2020);

- «Развитие физической культуры, спорта и молодёжной политики Нижегородской области», утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 года №285 (с изменениями от 10.04.2020);

- «Развитие культуры Нижегородской области», утверждена постановлением правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 299 (с изменениями от 07.05.2020).

Для дальнейшего социально-экономического развития района необходимо:

- сохранение объемов производства продукции, выполненных работ и услуг как основа для роста заработной платы и платежей в бюджет;

- продолжение работы по привлечению дополнительных доходов в бюджет района и сокращение недоимки по налоговым платежам во все уровни бюджета;

- привлечение в район инвестиций и инвесторов. Экономический рост невозможно обеспечить, не инвестируя в развитие.

- наращивание собственных источников формирования местного бюджета за счет развития экономики, эффективного использования земель и муниципальной собственности, решение экологических проблем;

- создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, обеспечивающего новые рабочие места, стабилизацию цен, снижение социальной напряженности; Существенный резерв для увеличения темпов роста экономики Сергачского района – это развитие предпринимательской инициативы, малого и среднего бизнеса. Как еще один серьезный шаг финансовой поддержки бизнеса мы рассматриваем закупочные процедуры.

- повышение качества жилищно-коммунальных услуг за счет модернизации инфраструктуры ЖКХ;

- повышение реальных доходов, уровня жизни и занятости населения;

- создание условий для развития сельскохозяйственного производства, поддержка малого и среднего предпринимательства в области сельского хозяйства; Инвестиции в сельское хозяйство - ключевой фактором развития. Но самый главный ресурс – это люди, способные грамотно работать в данной отрасли, и чей труд достоин глубокого уважения

- укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений.

- Жильё. Создание современной среды для жизни. Благоустройство.

- Образование. Главная стратегическая цель – повышение качества и конкурентоспособности образования на всех его уровнях. Задача образования- обеспечить возможности для самореализации и раскрытия личности каждого человека на всех этапах его жизни.

- Культурная составляющая качества жизни. Качество жизни имеет и культурное измерение. Инвестируя в качество культурной среды через совершенствование инфраструктуры, увеличивая доступность культурных благ, создавая творческие проекты, мы создаем условия для повышения качества жизни населения нашего района.

- Еще одно большое направление нашей совместной работы связано с участием района в областных и федеральных проектах и программах.

- 2021-2023 год – это период реализации национальных проектов. Это инвестиции во все сферы, определяющие уровень благополучия, здоровья, безопасности граждан, в создание среды для образования и развития, самореализации человека. Но вместе с инвестициями это большая ответственность – за качество выполнения проектов, за результат, который должен быть. Национальные проекты предполагает консолидацию усилий всех уровней власти, представителей гражданского общества и бизнеса.

Таким образом, прогноз социально-экономического развития Сергачского муниципального района Нижегородской области на 2021-2023 гг. предполагает сохранения в 2021 году развития, сложившегося в последний период, в 2022-2023 относительную стабилизацию и создание условий для более устойчивого долгосрочного роста.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Официальный сайт органов местного самоуправления Сергачского муниципального района Нижегородской области www.sergach.omsu-nnov.ru от 20.10.2020
Рубрики правового классификатора: 020.000.000 БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, 080.000.000 Финансы, 080.070.000 Местные бюджеты

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать