Основная информация

Дата опубликования: 14 октября 2020г.
Номер документа: RU43012108202000059
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Кировская область
Принявший орган: Администрация Кикнурского муниципального района Кировской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



1

АДМИНИСТРАЦИЯ КИКНУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

14.10.2020 № 277

пгт Кикнур

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИКНУРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ «УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ» НА 2021-2025 ГОДЫ

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:

Постановление администрации от 10.02.2021 № 95

В соответствии с постановлением администрации Кикнурского муниципального района Кировской области от 24.07.2020 №182 «О разработке, реализации и оценке эффективности реализации муниципальных программ муниципального образования Кикнурский муниципальный округ Кировской области», администрация Кикнурского района Кировской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить муниципальную Программу муниципального образования Кикнурский муниципальный округ Кировской области «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами» на 2021 – 2025 годы согласно приложению.

2. Признать утратившими силу постановления администрации Кикнурского муниципального района Кировской области:

2.1. от 15.10.2013 № 186 «Об утверждении муниципальной Программы Кикнурского района «Управление муниципальным имуществом»;

2.2. от 05.03.2014 № 142 «О внесении изменений в постановление администрации Кикнурского муниципального района Кировской области от 15.10.2013 № 186»;

2.3. от 18.09.2014 № 565 «О внесении изменений в постановление администрации Кикнурского муниципального района Кировской области от 15.10.2013 № 186»;

2.4. от 30.12.2014 № 795 «О внесении изменений и дополнений в постановление администрации Кикнурского муниципального района Кировской области от 15.10.2013 № 186»;

2.5. от 29.05.2015 № 209 «О внесении изменений и дополнений в постановление администрации Кикнурского муниципального района Кировской области от 15.10.2013 № 186»;

2.6. от 06.07.2015 № 240 «О внесении изменений и дополнений в постановление администрации Кикнурского муниципального района Кировской области от 15.10.2013 № 186»;

2.7. от 23.10.2015 № 331 «О внесении изменений и дополнений в постановление администрации Кикнурского муниципального района Кировской области от 15.10.2013 № 186»;

2.8. от 21.01.2016 № 20 «О внесении изменений и дополнений в постановление администрации Кикнурского муниципального района Кировской области от 15.10.2013 № 186»;

2.9. от 31.05.2016 № 221 «О внесении изменений и дополнений в постановление администрации Кикнурского муниципального района Кировской области от 15.10.2013 № 186»;

2.10. от 14.10.2016 № 387 «О внесении изменений в постановление администрации Кикнурского муниципального района Кировской области от 15.10.2013 № 186»;

2.11. от 24.01.2017 № 35 «О внесении изменений в постановление администрации Кикнурского муниципального района Кировской области от 15.10.2013 № 186»;

2.12. от 26.04.2017 № 176 «О внесении изменений в постановление администрации Кикнурского муниципального района Кировской области от 15.10.2013 № 186»;

2.13. от 27.12.2017 № 469 «О внесении изменений в постановление администрации Кикнурского муниципального района Кировской области от 15.10.2013 № 186»;

2.14. от 03.04.2018 № 141 «О внесении изменений в постановление администрации Кикнурского муниципального района Кировской области от 15.10.2013 № 186»;

2.15. от 04.09.2018 № 303 «О внесении изменений в постановление администрации Кикнурского муниципального района Кировской области от 15.10.2013 № 186»;

2.16. от 27.09.2018 № 356 «О внесении изменений в постановление администрации Кикнурского муниципального района Кировской области от 15.10.2013 № 186»;

2.17. от 21.11.2018 № 436 «О внесении изменений в постановление администрации Кикнурского муниципального района Кировской области от 15.10.2013 № 186»;

2.18. от 24.12.2018 № 504 «О внесении изменений в постановление администрации Кикнурского муниципального района Кировской области от 15.10.2013 № 186»;

2.19. от 11.03.2019 № 79 «О внесении изменений в постановление администрации Кикнурского муниципального района Кировской области от 15.10.2013 № 186»;

2.20. от 07.06.2019 № 198 «О внесении изменений в постановление администрации Кикнурского муниципального района Кировской области от 15.10.2013 № 186»;

2.21. от 19.07.2019 № 279 «О внесении изменений в постановление администрации Кикнурского муниципального района Кировской области от 15.10.2013 № 186»;

2.22. от 02.10.2019 № 345 «О внесении изменений в постановление администрации Кикнурского муниципального района Кировской области от 15.10.2013 № 186»;

2.23. от 19.11.2019 № 396 «О внесении дополнений в постановление администрации Кикнурского муниципального района Кировской области от 15.10.2013 № 186»;

2.24. от 18.12.2019 № 448 «О внесении изменений в постановление администрации Кикнурского муниципального района Кировской области от 15.10.2013 № 186»;

2.25. от 28.02.2020 № 47 «О внесении изменений в постановление администрации Кикнурского муниципального района Кировской области от 15.10.2013 № 186»;

2.26. от 25.05.2020 № 118 «О внесении изменений в постановление администрации Кикнурского муниципального района Кировской области от 15.10.2013 № 186».

3. Настоящее постановление подлежит размещению в Сборнике муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Кикнурский муниципальный район Кировской области.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2021 года.

Первый заместитель главы

администрации района

А.Г. Дегтярев

Приложение

УТВЕРЖДЕНА

постановлением администрации

Кикнурского муниципального

района Кировской области

от 14.10.2020 № 277

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

муниципального образования Кикнурский муниципальный округ Кировской области «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами» на 2021 -2025 годы

ПАСПОРТ

муниципальной программы муниципального образования Кикнурский муниципальный округ Кировской области «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами» на 2021-2025 годы

Ответственный исполнитель муниципальной программы

Отдел по муниципальному имуществу и земельным ресурсам администрации Кикнурского муниципального округа Кировской области

Соисполнители муниципальной программы

Отсутствуют

Наименование подпрограмм

Отсутствуют

Программно – целевой инструмент муниципальной программы

Отсутствует

Цели муниципальной программы

Повышение эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами, пополнение доходной части бюджета муниципального округа от использования муниципального имущества

Задачи муниципальной программы

Совершенствование учета муниципального имущества и актуализации данных о муниципальном имуществе;

- оптимизация существующей сети муниципальных предприятий и учреждений;

- обеспечение полноты и своевременности поступления в бюджет округа части чистой прибыли муниципальных унитарных предприятий;

- приватизация муниципального имущества, не участвующего в обеспечении исполнения полномочий органов местного самоуправления и осуществлении деятельности муниципальных учреждений;

- максимальное вовлечение в оборот муниципального имущества муниципального округа;

- предоставление свободного имущества через проведение процедуры торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества муниципального округа;

- обеспечение контроля за использованием и сохранностью муниципального имущества, закрепленного за органами местного самоуправления, за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями;

- государственная регистрация права собственности муниципального образования Кикнурский муниципальный округ Кировской области на объекты недвижимости и земельные участки;

- оформление невостребованных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения в муниципальную собственность,

- формирование земельных участков под объектами муниципальной собственности и постановка их на государственный кадастровый учет;

- увеличение количества объектов недвижимости, в том числе земельных участков, в перечне муниципального имущества свободного от прав третьих лиц и предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы

- количество муниципальных унитарных предприятий;

- доля объектов недвижимости, в отношении которых проведена техническая инвентаризация, в общем количестве объектов недвижимости, учитываемых в реестре муниципального имущества муниципального образования Кикнурский муниципальный округ Кировской области и подлежащих технической инвентаризации;

- доля объектов недвижимости, на которые зарегистрировано право собственности муниципального образования Кикнурский муниципальный округ Кировской области (хозяйственного ведения, оперативного управления), в общем количестве объектов недвижимости, учитываемых в реестре муниципального имущества и подлежащих государственной регистрации;

- выполнение плановых показателей поступления в бюджет округа доходов от управления и распоряжения муниципальным имуществом Кикнурского муниципального округа;

- удельный вес земельных участков, на которые зарегистрировано право собственности муниципального образования Кикнурский муниципальный округ Кировской области, по отношению к общему количеству земельных участков, обладающих признаком муниципальной собственности;

- доля объектов, включаемых в перечни муниципального имущества свободного от прав третьих лиц и предназначенного во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Этапы и сроки реализации муниципальной программы

2021 – 2025 годы.

Разделение реализации муниципальной программы на этапы не предусматривается

Объемы ассигнований муниципальной программы

(строка в редакции Постановления администрации от 10.02.2021 № 95)

Общий объем ассигнований муниципальной программы за счет средств муниципального округа составит 10 011 300 рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы

В процессе реализации муниципальной программы к 2025 году планируется достижение следующих показателей:

- сокращение количества муниципальных унитарных предприятий до 1;

- увеличение доли объектов недвижимости, в отношении которых проведена техническая инвентаризация, в общем количестве объектов недвижимости, учитываемых в реестре муниципального имущества муниципального образования Кикнурский муниципальный округ Кировской области и подлежащих технической инвентаризации, до 40 %;

- увеличение доли объектов недвижимости, на которые зарегистрировано право собственности муниципального образования Кикнурский муниципальный округ Кировской области (хозяйственного ведения, оперативного управления), в общем количестве объектов недвижимости, учитываемых в реестре муниципального имущества муниципального образования Кикнурский муниципальный округ Кировской области и подлежащих государственной регистрации, до 40 %;

- обеспечение ежегодных поступлений в бюджет округа доходов от управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования Кикнурский муниципальный округ Кировской области к 2025 году в размере не менее 3048,7 тыс. рублей;

- увеличение удельного веса земельных участков, на которые зарегистрировано право собственности муниципального образования Кикнурский муниципальный округ Кировской области, по отношению к общему количеству земельных участков, обладающих признаком муниципальной собственности, до 40 %;

- увеличение количества объектов недвижимости, в том числе земельных участков, в перечне муниципального имущества свободного от прав третьих лиц и предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно, не менее чем на 10%

1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Одним из основных стратегий развития муниципального образования Кикнурский муниципальный округ Кировской области является эффективное управление муниципальными ресурсами.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» одной из функций органов местного самоуправления является владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального округа.

Согласно Положения об отделе по муниципальному имуществу и земельным ресурсам администрации Кикнурского района, утвержденного постановлением администрации Кикнурского муниципального района Кировской области от 01.03.2017 №110 (далее - Отдел), указанные вопросы являются предметом деятельности Отдела.

По итогам 2019 года муниципальное имущество Кикнурского района представлено 1 муниципальным унитарным предприятием и 10 муниципальными учреждениями, в том числе бюджетных учреждений – 2.

В Реестре муниципального имущества муниципального образования Кикнурский муниципальный район Кировской области числится 173 объекта недвижимости - из них: жилых - 8,- нежилых - 43, сооружений – 83; земельных участков – 39, также 1906 единиц движимого имущества из них транспортных средств-9 единиц;

По сравнению с 2018 годом количество объектов муниципальной собственности не увеличилось, но доля неиспользуемых объектов растет ежегодно по причине ликвидации учреждений и передачи их в областную собственность.

В течение года количество муниципальных учреждений уменьшилось на 4 в связи с передачей 1 образовательной организации района в государственную собственность и 3 ликвидируемых учреждений в порядке присоединения.

С целью повышения эффективности распоряжения муниципальным имуществом осуществляются следующие мероприятия:

1.Аренда муниципального имущества.

По состоянию на 01.01.2020 действуют 4 договора аренды недвижимого имущества на площади 116,8 кв. м. За последние 3 года количество договоров аренды уменьшилось на 3, соответственно поступление доходов в бюджет района от арендованного имущества сократилось.

Для передачи в аренду муниципального имущества необходимо проведение торгов с определением рыночного размера арендной платы в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и приказа ФАС Российской Федерации от 10.02.2010 №67.

2. Приватизация объектов муниципальной собственности осуществляется в соответствии с прогнозным Планом приватизации муниципального имущества, который разрабатывается ежегодно на основании Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества с учетом положений Федерального закона от 22.07.2008 №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с Планом приватизации муниципального имущества на 2019 год по результатам торгов, посредством проведения аукциона были реализованы 2 объекта недвижимого имущества, что позволило дополнительно пополнить бюджет района на 776 тыс. рублей. В 2018 году приватизация муниципального имущества не осуществлялась и на 2020 год план приватизации объектов муниципальной собственности не утверждался. Причина – отсутствие ликвидного имущества и прогноз доходов, ожидаемых от продажи имущества, превышает объем расходов, связанных с подготовкой объекта для приватизации.

3. Передача имущества в безвозмездное пользование.

В основном муниципальное имущество в безвозмездное пользование передается государственным органам и учреждениям, некоммерческим организациям. Всего заключено 29 договоров. Количество объектов муниципального имущества, переданных в безвозмездное пользование - 16 на площади 5110 кв. м., что составляет 28% от общей площади объектов недвижимости, закрепленных за муниципальными организациями и предприятиями. В 2019 году площадь объектов недвижимого имущества, переданная по договорам безвозмездного пользования, выросла в 2 раза.

4. Аренда земельных участков и передача в собственность земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Общая площадь земель района 168428 га, из них земли сельскохозяйственного назначения 65427 га (38,85%), земли лесного фонда - 73982 га (43,93%), земли населенных пунктов – 4959 га (2,9%).

По состоянию на 01.01.2020 действует 3065 договоров аренды земельных участков, в том числе 5 договоров заключены на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности. Общая площадь арендуемых земельных участков 626 га.

В течение 2019 года в районный бюджет по договорам аренды земельных участков поступило 1034,1 тыс. рублей (на 1 % меньше, чем в 2018 году).

В течение 2019 года продолжалась работа по передаче в собственность бесплатно земельных участков многодетным семьям. Всего за период действия областного закона предоставлено 24 участка, сохраняется потребность в 48. Обеспеченность составила 33%. Низкий уровень показателя из-за отсутствия свободной земли в черте пгт Кикнур.

Отделом в 2019 году и в первом полугодии 2020 года велась претензионная исковая работа с недобросовестными арендаторами муниципального имущества. Всего направлено 49 претензий на сумму 83,4 тыс. рублей, в районный бюджет возвращена задолженность в сумме 30,9 тыс. рублей.

По состоянию на 01.09.2020 года задолженность прошлых лет по арендной плате за земельные участки и муниципальное имущество отсутствует.

5.Учет муниципального имущества и ведение его реестра осуществляется отделом по муниципальному имуществу и земельным ресурсам администрации Кикнурского района с использованием автоматизированной системы управления муниципальным имуществом «Имущество Вятки».

Помимо объектов недвижимого имущества, включая земельные участки, в автоматизированной системе управления «Имущество Вятки» учитывается муниципальное движимое имущество балансовой стоимостью свыше 3 тыс. рублей.

Необходимо отметить, что в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью имеется ряд проблем, которые необходимо решить в ближайшей перспективе:

1.1.Отсутствие технической документации на большую часть объектов недвижимого имущества.

Данное обстоятельство сдерживает процессы по государственной регистрации прав собственности муниципального образования Кикнурский муниципальный район Кировской области (хозяйственного ведения, оперативного управления) на объекты недвижимого имущества, соответственно отрицательно сказывается на вовлечении таких объектов в экономический оборот, на принятии решений о приватизации, разделе земельных участков.

По состоянию на 01.09.2020 из 173 объектов (здания, строения, сооружения, земельные участки), внесенных в реестр муниципального имущества муниципального образования Кикнурский муниципальный район Кировской области, государственная регистрация права осуществлена по 68 объектам, что составляет 39 %, в том числе:

–здания, помещения, строения – 66%;

– сооружения – 20%;

– земельные участки – 43 %.

В целях решения этой проблемы программой предусмотрено мероприятие по технической инвентаризации объектов недвижимого имущества, а также осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости и оформлению прав на них, что проводится в рамках Федеральных законов от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». .

Ожидаемые результаты выполнения мероприятия: проведение технической инвентаризации муниципального имущества от общего количества объектов имущества: в 2021 году – 32%, в 2022 году – 34%, в 2023 году – 36%, в 2024 году - 38%, в 2025 году – 40% и проведение государственной регистрации права от общего количества объектов имущества: в 2021 году – 32%, в 2022 году – 34%, в 2023 году – 36%, в 2024 году – 38%, в 2025 году – 40%

Показатель планируется меньше достигнутого в связи с тем, что в поселениях техническая инвентаризация и регистрация права составляют менее 5%.

1.2. Неэффективное использование отдельных объектов муниципальной собственности Кикнурского района.

По состоянию на 01.09.2020 12 объектов недвижимого имущества находится в муниципальной имущественной казне, данные объекты не используются в настоящее время и не планируются к использованию для нужд Кикнурского муниципального округа по причине не ликвидности данных объектов и, соответственно, проблематичностью дальнейшего использования (сдачи в аренду, безвозмездное пользование, продажи на аукционных торгах).

С 01.01.2021 года количество пустующих зданий и помещений в муниципальной имущественной казне Кикнурского муниципального округа значительно возрастет.

1.3. Нестабильность и снижение уровня неналоговых доходов в районный бюджет от управления муниципальным имуществом Кикнурского района.

Сумма поступлений неналоговых доходов в районный бюджет в 2019 году составила 2376,5 тыс. рублей, в 2018 году- 1509 тыс. рублей, в 2017 году- 1583, 3 тыс. рублей.

2019 год не является примером, потому что уровень доходов от продажи имущества и земельных участков является непрогнозируемым и доход по нему определяется наличием интереса со стороны населения и землепользователей.

Снижение поступлений обусловлено рядом следующих объективных факторов:

отсутствием в муниципальной собственности Кикнурского района большого количества высоколиквидного имущества, не используемого для обеспечения исполнения полномочий органов местного самоуправления и, соответственно, подлежащего приватизации или сдаче в аренду;

изменением кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов;

низким использованием земель сельскохозяйственного назначения;

сокращением количества заключенных договоров аренды на муниципальное имущество и земельные участки.

В целях решения этой проблемы планируется увеличить эффективность использования муниципального имущества с проведением работы по оформлению земель сельскохозяйственного назначения с целью вовлечения в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий муниципального округа

1.4. Наличие в структуре муниципальной собственности Кикнурского района муниципальных унитарных предприятий.

Общепризнанным фактом является то, что положительной считается динамика изменения количества муниципальных унитарных предприятий в сторону снижения.

Доля убыточных в общем количестве предприятий района по состоянию на 01.01.2020 составляет 50%.

Цели управления имуществом муниципальных предприятий заключаются в оптимизации состава муниципальных предприятий исходя из их социальной значимости для муниципального образования, получении прибыли в результате хозяйственной деятельности, контроля за эффективным использованием муниципального имущества.

В целях реализации Федерального закона от 27.12.2019 №485 –ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» к 2025 году планируется сохранить МУП «Коммунальщик», так как осуществляет деятельность в сфере естественных монополий, доля на рынке предоставления услуг теплоснабжения, водоотведения, водоснабжения, услуги по захоронению ТКО на полигоне в муниципальном образовании составляют 100%.

К 2024 году планируется провести реорганизацию в ООО МУП «Кикнурская ЛТСС», так как данное предприятие не является социально-значимым для муниципального образования Кикнурский муниципальный округ Кировской области.

1.5. Содержания имущества казны Кикнурского муниципального округа:

В 2021 году предстоит изготовить сметную документацию для проведения капитального ремонта кровли жилого дома, расположенного по адресу: Кировская область, пгт Кикнур, ул. Первомайская д.1.

В квартире №11 дома №64 по ул. Ленина пгт Кикнур предстоит замена оборудования (электрического, водопроводного), замена окон, кладка печи, также расходы по оплате ТКО и электроэнергии по общедомовому прибору учета.

1.6. Внедрение целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности на территории Кировской области, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 147- р.

Предстоит разработать и принять генеральный план, правила землепользования и застройки, включая размещение их на сайте муниципального образования и в ФГИС ТП, провести землеустроительные работы по описанию местоположения территориальных зон, мероприятия, направленные на внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов, входящих в состав Кикнурского муниципального округа - в том числе подготовка в электронной форме текстового и графического местоположения границ и перечня координат характерных точек.

2. Приоритеты муниципальной политики в сфере социально-экономического развития, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы, описание ожидаемых конечных результатов муниципальной программы, сроков и этапов реализации муниципальной программы

В сфере реализации муниципальной программы действуют:

федеральное и региональное законодательство в сфере управления муниципальным имуществом, в том числе Федеральные законы от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества с учетом положений Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», Закон Кировской области от 06.10.2008 № 287-ЗО "О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Кировской области";

муниципальные правовые акты в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе решения Кикнурской районной Думы Кировской области от 30.05.2007 № 126 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом муниципального образования Кикнурский муниципальный район Кировской области», от 10.12.2018 №179 «О стратегии социально - экономического развития муниципального образования Кикнурский муниципальный район Кировской области на период до 2030 года».

Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы определены Положением о порядке управления и распоряжения имуществом муниципального образования Кикнурский муниципальный район Кировской области (далее – Положение), утвержденным решением Кикнурской районной Думы Кировской области от 30.05.2007 № 126, Стратегией социально-экономического развития муниципального образования Кикнурский муниципальный район Кировской области на период до 2030 года (далее - Стратегия), принятой решением Кикнурской районной Думы Кировской области от 10.12.2018 № 179.

Согласно Положения целями управления муниципальным имуществом являются обеспечение реализации органами местного самоуправления их полномочий, обеспечение поступления доходов в бюджет округа от использования муниципального имущества, создание условий для социально-экономического развития муниципального образования Кикнурский муниципальный округ Кировской области.

Стратегией в качестве приоритетной (основной) цели управления муниципальным имуществом установлено его эффективное использование для функционирования органов местного самоуправления и решения задач в сфере социально - экономического развития муниципального округа.

Исходя из обозначенных приоритетов муниципальной политики в сфере управления муниципальным имуществом муниципального образования Кикнурский муниципальный округ Кировской области целями муниципальной программы являются:

Повышение эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами.

Пополнение доходной части бюджета муниципального округа от использования муниципального имущества.

Достижение поставленных целей возможно при условии решения следующих задач:

для достижения цели «Повышение эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами» ставятся следующие задачи:

- совершенствование учета муниципального имущества и актуализации данных о муниципальном имуществе;

- оптимизация существующей сети муниципальных предприятий и учреждений;

- обеспечение контроля за использованием и сохранностью муниципального имущества, закрепленного за органами местного самоуправления, за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями;

- государственная регистрация права собственности муниципального образования Кикнурский муниципальный округ Кировской области на объекты недвижимости и земельные участки;

- формирование земельных участков под объектами муниципальной собственности и постановка их на государственный кадастровый учет;

- увеличение количества объектов недвижимости, в том числе земельных участков, в перечне муниципального имущества свободного от прав третьих лиц и предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Для достижения цели «Пополнение доходной части бюджета муниципального округа от использования муниципального имущества» ставятся следующие задачи:

- обеспечение полноты и своевременности поступления в бюджет округа части чистой прибыли муниципальных унитарных предприятий;

- приватизация муниципального имущества, не участвующего в обеспечении исполнения полномочий органов местного самоуправления и осуществлении деятельности муниципальных учреждений;

- максимальное вовлечение в оборот муниципального имущества муниципального округа;

- предоставление свободного имущества через проведение процедуры торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества муниципального округа;

- оформление невостребованных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения в муниципальную собственность.

Целевыми показателями эффективности реализации муниципальной программы являются:

2.1. Количество муниципальных унитарных предприятий.

Показатель определяется путем прямого подсчета на основании сведений реестра муниципального имущества Кикнурского муниципального округа.

2.2. Доля объектов недвижимости, в отношении которых проведена техническая инвентаризация, в общем количестве объектов недвижимости, учитываемых в реестре муниципального имущества муниципального образования Кикнурский муниципальный округ Кировской области и подлежащих технической инвентаризации.

Показатель определяется на основании сведений реестра муниципального имущества Кикнурского муниципального округа.

Показатель исчисляется по следующей формуле:

ОБ% = ОБтех/ОБобщ*100%, где:

ОБ% – доля объектов недвижимости, в отношении которых проведена техническая инвентаризация, в общем количестве объектов недвижимости, учитываемых в реестре муниципального имущества Кикнурского муниципального округа и подлежащих технической инвентаризации;

ОБтех – количество объектов недвижимости, в отношении которых проведена техническая инвентаризация;

ОБобщ – общее количество объектов недвижимости, учитываемых в реестре муниципального имущества Кикнурского муниципального округа и подлежащих технической инвентаризации.

2.3. Доля объектов недвижимости, на которые зарегистрировано право собственности муниципального образования Кикнурский муниципальный округ Кировской области (хозяйственного ведения, оперативного управления), в общем количестве объектов недвижимости, учитываемых в реестре муниципального имущества Кикнурского муниципального округа и подлежащих государственной регистрации.

Показатель определяется на основании сведений реестра муниципального имущества муниципального образования Кикнурский муниципальный округ Кировской области.

Показатель исчисляется по следующей формуле:

ОБ% = ОБзр/ОБобщ*100%, где:

ОБ% – доля объектов недвижимости, на которые зарегистрировано право собственности муниципального образования Кикнурский муниципальный округ Кировской области (хозяйственного ведения, оперативного управления), в общем количестве объектов недвижимости, учитываемых в реестре муниципального имущества Кикнурского муниципального округа и подлежащих государственной регистрации;

ОБзр – количество объектов недвижимости, в отношении которых зарегистрировано право собственности муниципального образования Кикнурский муниципальный округ Кировской области (хозяйственного ведения, оперативного управления);

ОБобщ – общее количество объектов недвижимости, учитываемых в реестре муниципального имущества Кикнурского муниципального округа и подлежащих государственной регистрации.

2.4. Поступление в бюджет округа доходов от управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования Кикнурский муниципальный округ Кировской области.

Показатель определяется на основании данных Управления Федерального казначейства по Кировской области.

2.5. Удельный вес земельных участков, на которые зарегистрировано право собственности муниципального образования Кикнурский муниципальный округ Кировской области, по отношению к общему количеству земельных участков, обладающих признаком муниципальной собственности.

Показатель исчисляется по следующей формуле:

ЗУ% = ЗУзп/ЗУпс*100%, где:

ЗУ% – удельный вес земельных участков, на которые зарегистрировано право собственности муниципального образования Кикнурский муниципальный округ Кировской области, по отношению к общему количеству земельных участков, обладающих признаком муниципальной собственности;

ЗУзп – количество земельных участков, на которые зарегистрировано права собственности муниципального образования Кикнурский муниципальный округ Кировской области;

ЗУпс – количество земельных участков, обладающих признаком муниципальной собственности.

2.6. Доля объектов, включаемых в перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц и предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Показатель определяется на основании сведений реестра муниципального имущества Кикнурского муниципального округа и исчисляется по следующей формуле:

ОБ% = ОБвкл/ОБобщ*100%, где:

ОБ% – доля объектов, включаемых в перечни муниципального имущества в общем количестве объектов недвижимости, учитываемых в реестре муниципального имущества муниципального образования Кикнурский муниципальный округ Кировской области;

ОБвкл – количество объектов, включая земельные участки, включенных в перечни муниципального имущества;

ОБобщ – общее количество объектов недвижимости, учитываемых в реестре муниципального имущества муниципального образования Кикнурский муниципальный округ Кировской области.

Целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы приведены в приложении №1.

Основными ожидаемыми результатами муниципальной программы в качественном выражении должны стать:

2.1.1. Сокращение количества муниципальных унитарных предприятий к 2025 году до 1.

2.2.2. Увеличение доли объектов недвижимости, в отношении которых проведена техническая инвентаризация, в общем количестве объектов недвижимости, учитываемых в реестре муниципального имущества муниципального образования Кикнурский муниципальный округ Кировской области и подлежащих технической инвентаризации, до 40%.

2.2.3. Увеличение доли объектов недвижимости, на которые зарегистрировано право собственности муниципального образования Кикнурский муниципальный округ Кировской области (хозяйственного ведения, оперативного управления), в общем количестве объектов недвижимости, учитываемых в реестре муниципального имущества Кикнурского муниципального округа и подлежащих государственной регистрации до 40%.

2.2.4. Обеспечение поступлений в бюджет округа доходов от управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования Кикнурский муниципальный округ Кировской области к 2025 году в размере не менее 3048,7 тыс. рублей.

2.2.5. Увеличение удельного веса земельных участков, на которые зарегистрировано право муниципального образования Кикнурский муниципальный округ Кировской области, по отношению к общему количеству земельных участков, обладающих признаком муниципальной собственности, до 40%.

2.2.6. Увеличение доли объектов, включаемых в перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц и предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно не менее, чем на 10%.

Срок реализации муниципальной программы – 2021 – 2025 годы.

Деление реализации муниципальной программы на этапы не предусматривается.

3. Обобщенная характеристика мероприятий муниципальной программы

Для реализации данной Программы будут осуществляться следующие мероприятия:

по организации учета муниципального имущества, актуализации данных о муниципальном имуществе, изготовлении технической документации на объекты муниципальной собственности, а также осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости;

по регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества и земельные участки;

по проведению независимой оценки размера арендной платы, рыночной стоимости муниципального имущества;

по обеспечению сохранности муниципального имущества, составляющего казну района, на период до передачи в оперативное управление, хозяйственное ведение, аренду или приватизацию;

по размещению информации о муниципальном имуществе Кикнурского района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

по организации и проведению продаж приватизируемого муниципального имущества;

по формированию земельных участков и их государственного кадастрового учета,

по оформлению невостребованных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения в муниципальную собственность.

4. Основные меры правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы

В настоящее время сформирована и утверждена нормативная правовая основа, необходимая для реализации муниципальной программы. В дальнейшем разработка и утверждение нормативных правовых актов будут обусловлены:

изменениями федерального законодательства;

изменениями регионального законодательства;

принятыми управленческими решениями.

В случае изменения законодательства Российской Федерации в сфере управления имуществом, также изменения отделом по муниципальному имуществу и земельным ресурсам незамедлительно будут разработаны проекты нормативных правовых актов администрации Кикнурского муниципального округа Кировской области в целях приведения действующих муниципальных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством.

5. Ресурсное обеспечение муниципальной программы

Финансовое обеспечение реализации муниципальной программы осуществляется за счет средств бюджета Кикнурского муниципального округа.

Общий объем ассигнований на реализацию муниципальной программы за счет средств бюджета округа составит 10 011 300 рублей

(абзац 2 в редакции Постановления администрации от 10.02.2021 № 95)

Обоснование и расчеты планируемых объёмов финансовых ресурсов, необходимых для реализации данной программы одновременно с проектом предоставляются в финансовое управление администрации района.

Прогнозная (справочная) оценка ресурсного обеспечения реализации муниципальной программы за счет всех источников финансирования приведена в приложении № 3.

Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением муниципальной программы, устанавливается решением Думы муниципального образования Кикнурский муниципальный округ Кировской области о бюджете округа на очередной финансовый год и плановый период.

Объемы финансирования муниципальной программы уточняются ежегодно при формировании бюджета округа на очередной финансовый год и плановый период.

(абзац 6 в редакции Постановления администрации от 10.02.2021 № 95)

Объёмы финансирования по основным направлениям

Основные направления финансирования

Объёмы финансирования в 2021 – 2025 годах тыс. руб.

всего

в том числе по годам

2021

год

2022

год

2023

год

2024

год

2025

год

Муниципальная программа

10 011,3

3 420,6

1 545,0

1 442,1

1 801,8

1 801,8

(таблица в редакции Постановления администрации от 10.02.2021 № 95)

Расходы на реализацию муниципальной программы за счет средств бюджета округа приведены в приложении № 2.

6. Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками

Для успешной реализации поставленных задач муниципальной программы необходимо проводить анализ рисков, которые могут повлиять на ее выполнение.

К рискам реализации муниципальной программы следует отнести следующие:

6.1. Макроэкономические риски связаны с возможностями снижения темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности, с финансовым кризисом. Указанные риски могут отразиться на покупательской способности субъектов экономической деятельности, являющихся потенциальными покупателями муниципального имущества в рамках процесса приватизации.

6.2. Риск финансового обеспечения связан с недофинансированием основных мероприятий муниципальной программы, в связи с потенциально возможным дефицитом бюджета Кикнурского муниципального округа.

6.3. К правовым рискам реализации муниципальной программы можно отнести:

- риски, связанные с изменениями законодательства (на федеральном и региональном уровне);

- риски, связанные с судебными спорами - право притязания третьих лиц на объекты управления муниципальным имуществом.

6.4. Непредвиденные риски. Данные риски связаны с природными и техногенными катастрофами и катаклизмами, которые могут привести к увеличению расходов бюджета округа и снижению расходов на муниципальную программу. Немаловажное значение имеют организационные риски, связанные с ошибками управления, неверными действиями и суждениями людей, непосредственно задействованных в реализации муниципальной программы.

Меры по минимизации непредвиденных рисков будут предприниматься в ходе оперативного управления.

Указанные риски могут повлиять на количественный и качественный состав юридических лиц и имущества, входящих в состав муниципального имущественного комплекса, которые необходимы для реализации возложенных на муниципальное образование Кикнурский муниципальный округ Кировской области полномочий. Это в свою очередь повлияет на показатели оптимизации состава муниципального имущества (количество муниципальных организаций, муниципального имущества), на показатели повышения эффективности управления муниципальным имуществом (проведение проверок, величины доходов, перечисляемых в бюджет Кикнурского муниципального округа).

В качестве мер управления указанными рисками в целях минимизации отрицательных последствий в процессе реализации муниципальной программы предусматриваются следующие мероприятия:

- проведение мониторинга действующего законодательства, влияющего на выполнение программных мероприятий, достижение поставленной цели и решение задач;

- совершенствование механизмов управления муниципальным имуществом посредством нормативного правового регулирования;

- проведение ежегодной корректировки показателей и мероприятий муниципальной программы по результатам мониторинга изменений внешних факторов, влияющих на реализацию муниципальной программы.

7. Методика оценки эффективности реализации муниципальной программы

Оценка эффективности реализации муниципальной программы проводится ежегодно на основе оценки достижения показателей эффективности реализации муниципальной программы, а также с учетом объема ресурсов, направленных на реализацию муниципальной программы.

Оценка достижения показателей эффективности реализации муниципальной программы осуществляется путем сопоставления фактически достигнутых и плановых значений показателей эффективности реализации муниципальной программы за отчетный период и рассчитывается по формуле:

Пэф =

n

SUM Пi

i=1

, где:

n

Пэф– степень достижения показателей эффективности реализации муниципальной программы (в долях единицы);

Пi– степень достижения i-того показателя эффективности реализации муниципальной программы (в долях единицы);

n –количество показателей эффективности реализации муниципальной программы.

Степень достижения i-того показателя эффективности реализации муниципальной программы рассчитывается по следующим формулам:

для показателей, желаемой тенденцией развития которых является рост значений:

Пi= Пфi/Пплi;

для показателей, желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:

Пi= Пплi/ Пфi, где:

Пi– степень достижения i-того показателя эффективности реализации муниципальной программы (в долях единицы);

Пфi– фактическое значение i-того показателя эффективности реализации муниципальной программы (в соответствующих единицах измерения);

Пплi– плановое значение i-того показателя эффективности реализации муниципальной программы (в соответствующих единицах измерения).

В случае, если значения показателей эффективности являются относительными (выражаются в процентах), то при расчете эти показатели отражаются в долях единицы.

Оценка объема ресурсов, направленных на реализацию муниципальной программы, определяется путем сопоставления фактических и плановых объемов финансирования муниципальной программы в целом за счет всех источников финансирования за отчетный период по формуле:

Фкоэф = Фф / Фпл, где:

Фкоэф – оценка объема ресурсов, направленных на реализацию муниципальной программы в целом (в долях единицы);

Фф – фактический объем финансовых ресурсов за счет всех источников финансирования, направленный в отчетном периоде на реализацию мероприятий муниципальной программы (тыс. рублей);

Фпл – плановый объем финансовых ресурсов за счет всех источников финансирования на реализацию мероприятий муниципальной программы на соответствующий отчетный период, установленный муниципальной программой (тыс. рублей).

Оценка эффективности реализации муниципальной программы рассчитывается по формуле:

Эпр = Пэф / Фкоэф, где:

Эпр – оценка эффективности реализации муниципальной программы (в долях единицы);

Пэф– степень достижения показателей эффективности реализации муниципальной программы (в долях единицы);

Фкоэф – уровень финансирования муниципальной программы в целом (в долях единицы).

В целях оценки эффективности реализации муниципальной программы устанавливаются следующие критерии:

если значение показателя Эпр от 0,8 до 1,0 и выше, то эффективность реализации муниципальной программы оценивается как высокая;

если значение показателя Эпр от 0,7 до 0,8, то такая эффективность реализации муниципальной программы оценивается как средняя;

если значение показателя Эпр ниже 0,7, то такая эффективность реализации муниципальной программы оценивается как низкая.

Ожидаемый бюджетный эффект от реализации муниципальной программы выражается в повышении эффективности расходования бюджетных средств в области управления имуществом муниципального округа за счет сокращения неэффективных расходов.

Сокращение неэффективных расходов планируется достичь за счет координирующей деятельности отдела по муниципальному имуществу и земельным ресурсам администрации Кикнурского муниципального округа.

Приложение № 1

к муниципальной программе

СВЕДЕНИЯ О ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

N

п/п

Наименование программы, наименование показателя

Единица измерения

Значение показателей эффективности

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

Муниципальная программа "Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами»

1

Количество муниципальных унитарных предприятий

ед.

0

2

2

2

1

1

2

Доля объектов недвижимости, в отношении которых проведена техническая инвентаризация, в общем количестве объектов недвижимости, учитываемых в реестре муниципального имущества и подлежащих технической инвентаризации

%

0

32

34

36

38

40

3

Доля объектов недвижимости, на которые зарегистрировано право собственности муниципального округа (хозяйственного ведения, оперативного управления), в общем количестве объектов недвижимости, учитываемых в реестре муниципального имущества и подлежащих государственной регистрации;

%

0

32

34

36

38

40

4

Поступление в бюджет округа доходов от управления и распоряжения муниципальным имуществом, итого

тыс. руб.

0

2860,3

2979,5

3048,7

3048,7

3048,7

4.1

Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества

тыс. руб.

0

408,4

427,6

446,8

446,8

446,8

4.2.

Доходы, от продажи муниципального имущества

тыс. руб.

0

0

0

0

0

0

4.3.

Доходы, получаемые в виде арендной платы за не разграниченные земельные участки

тыс. руб.

0

1568

1568

1568

1568

1568

4.4.

Поступления от продажи земельных участков

тыс. руб.

0

20

20

20

20

20

4.5.

Доходы от перечисления части прибыли МУП

тыс. руб.

0

150

250

300

300

300

4.6.

Доходы, получаемые в виде арендной платы за разграниченные земельные участки

тыс. руб.

0

35,7

35,7

35,7

35,7

35,7

4.7.

Прочие доходы от использования муниципального имущества (наем жилья)

тыс. руб.

0

273

273

273

273

273

4..8.

Прочие неналоговые доходы (реклама, рынок)

тыс. руб.

0

405,2

405,2

405,2

405,2

405,2

5

Доля земельных участков, на которые зарегистрировано право собственности муниципального округа в общем количестве земельных участков, учитываемых в реестре муниципального имущества и подлежащих государственной регистрации права

шт.

0

32

34

36

38

40

6

Доля объектов, включаемых в перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц и предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно не менее, чем на 10%.

%

0

0,019

0,019

0,02

0,02

0,02

Приложение №2

к муниципальной программе

Расходы на реализацию муниципальной программы за счет средств бюджета муниципального округа

(приложение в редакции Постановления администрации от 10.02.2021 № 95)



п/п

Статус

Наименование муниципальной программы

Главный распорядитель бюджетных средств

Расходы (рублей)

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

Итого

1

Муниципальная программа

Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами

Ответственный исполнитель муниципальной программы

3 420,6

1 545,0

1 442,1

1801,8

1801,8

10 011,3

1.1.

Мероприятие

Техническая паспортизация объектов недвижимого имущества

Администрация Кикнурского муниципального округа

55

0

0

60

60

175

1.2.

Мероприятие

Оплата услуг по проведению независимой оценки рыночной стоимости муниципального имущества

Администрация Кикнурского муниципального округа

5

0

0

15

15

35

1.3

Мероприятие

Работы, связанные с межеванием земельных участков

Администрация Кикнурского муниципального округа

128

0

0

128

128

384

1.4

Мероприятие

Расходы, связанные с содержанием объектов недвижимого имущества, в том числе специализированного жилищного фонда

Администрация Кикнурского муниципального округа

3 061,2

1 442

1339,1

1 412,0

1 412

8 666,3

1.5

Мероприятие

Арендная плата за служебное жилье

Администрация Кикнурского муниципального округа

68,4

0

0

68,4

68,4

205,2

1.6

Мероприятие

Уплата налогов

Администрация Кикнурского муниципального округа

103

103

103

118,4

118,4

545,8

Приложение № 3

к Программе

Прогнозная (справочная) оценка ресурсного обеспечения реализации муниципальной программы за счет всех источников финансирования

(приложение в редакции Постановления администрации от 10.02.2021 № 95)



п/п

Статус

Наименование муниципальной программы

Источники финансирования

Расходы (рублей)

2021 год

2022 год

2032 год

2024 год

2025 год

Итого

1

Муниципальная программа Кикнурского муниципального округа

Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами

Всего

3 420,6

1 545,0

1442,1

1801,8

1801,8

10 011,3

Федеральный бюджет

0

0

0

0

0

0

Областной бюджет

0

0

0

0

0

0

Бюджет округа

3 420,6

1 545,0

1442,1

1801,8

1801,8

10 011,3

Внебюджетные источники

0

0

0

0

0

0

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Сборник НПА органов местного самоуправления № 29 (144) от 19.10.2020
Рубрики правового классификатора: 020.020.000 Расходы местных бюджетов, 060.030.000 Право муниципальной собственности. Владение, пользование, распоряжение

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать