Основная информация
Дата опубликования: | 16 октября 2020г. |
Номер документа: | RU52001905202000365 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Нижегородская область |
Принявший орган: | Администрация Арзамасского муниципального района Нижегородской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты муниципальных образований |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
АДМИНИСТРАЦИЯ АРЗАМАССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
16.10.2020 № 1609
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В АРЗАМАССКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ НА 2021 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ
В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях разработки проекта решения Земского собрания Арзамасского муниципального района Нижегородской области «О районном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» и прогноза социально-экономического развития Арзамасского района на среднесрочный период (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов):
1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики в Арзамасском муниципальном районе на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
2. Руководителям отраслевых (функциональных) органов, структурных подразделений администрации Арзамасского муниципального района при планировании бюджетных ассигнований на 2021 год и на плановый период 2021 и 2022 годов руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики в Арзамасском муниципальном районе на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
3. Контроль за выполнением данного постановления оставляю за собой.
Глава местного самоуправления
В.В. Ершов
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением администрации
Арзамасского муниципального района
Нижегородской области
от 16.10.2020 № 1609
Основные направления бюджетной и налоговой политики в Арзамасском муниципальном районе на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики в Арзамасском муниципальном районе на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов разработаны в соответствии со статьей 21 решения Земского собрания Арзамасского муниципального района Нижегородской области от 9 апреля 2020 г. № 12 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Арзамасском муниципальном районе Нижегородской области» с целью определения условий и основных подходов к формированию проекта районного бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, обеспечения прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Бюджетная и налоговая политика Арзамасского муниципального района (далее – Арзамасского района) на среднесрочную перспективу сохраняет преемственность бюджетной и налоговой политики предыдущего планового периода и ориентирована в первую очередь на реализацию основных задач, определенных посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г., Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. и Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Стратегией социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018г. №889 и муниципальной программой «Управление муниципальными финансами Арзамасского муниципального района», утвержденной постановлением администрации Арзамасского муниципального района от 23 октября 2019 г. № 1954.
1.Основные итоги реализации бюджетной и налоговой политики в Арзамасском муниципальном районе в 2017 - 2020 годах
Бюджетная и налоговая политика Арзамасского района в 2017-2019 годах была направлена на решение задач бюджетной консолидации в целях обеспечения устойчивости и сбалансированности консолидированного бюджета Арзамасского района.
Реализации основных направлений бюджетной политики способствовало исполнение Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Арзамасского муниципального района на 2019-2021 годы, утвержденного распоряжением администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области от 7 июня 2019 г. № 2551-р.
Динамика основных показателей консолидированного бюджета Арзамасского района за 2017-2019 годы
млн. рублей
2017 год
темп роста,%
2018 год
темп роста,%
2019 год
темп роста,%
Доходы
1147,5
105,1
1297,4
113,1
1708,5
131,7
в том числе: налоговые и неналоговые доходы
420,0
104,1
471,9
112,4
492,9
104,5
Безвозмездные поступления
727,5
105,6
825,5
113,5
1215,6
147,2
Расходы
1135,6
101,8
1301,6
114,6
1703,8
130,9
Дефицит (-), профицит(+)
-11,9
-4,2
-4,7
Доходы консолидированного бюджета Арзамасского района в 2019 году получены в объеме 1708,5 млн. рублей и увеличились за 2017-2019 годы на 561,0 млн. рублей или на 48,9%.
Расходы консолидированного бюджета Арзамасского муниципального района в 2019 году исполнены в объеме 1703,8 млн. рублей и увеличились за 2017-2019 годы на 568,2 млн. рублей или на 50,0%.
Наибольший удельный вес в расходах консолидированного бюджета занимают расходы на отрасли социальной сферы - более 61% в общем объеме расходов.
Администрацией Арзамасского муниципального района обеспечено своевременное и в полном объеме исполнение всех принятых расходных обязательств, в том числе в части повышения заработной платы работникам бюджетной сферы в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
Начиная с 2019 года, реализуются мероприятия в рамках 4 национальных проектов, на которые было направлено 332,9 млн. руб.
Кроме того, с привлечением средств федерального и областного бюджетов реализованы мероприятия по развитию образования, сельского хозяйства, реализованы программы обеспечения жильем отдельных категорий граждан.
Реализуется эффективная долговая политика.
В целях повышения качества бюджетного планирования, повышения результативности и эффективности использования средств в 2017 – 2019 годах проводилась работа по следующим направлениям:
-формирование и исполнение районного бюджета в программном формате на основе муниципальных программ Арзамасского муниципального района;
-формирование и исполнение районного бюджета осуществляется с использованием единой комплексной системы управления бюджетными процессами «Государственная информационная система управления общественными финансами министерства финансов Нижегородской области»;
-ежегодно разрабатываются муниципальные задания в отношении муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями Арзамасского муниципального района;
-реализация комплекса мероприятий по оптимизации и реструктуризации сети муниципальных учреждений в целях выявления и ликвидации неэффективных расходов;
-обеспечение открытости и прозрачности информации о бюджетном процессе, об исполнении районного бюджета, о бюджетных и социально-экономических показателях Арзамасского района посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
-ежегодное проведение публичных слушаний по годовому отчету об исполнении районного бюджета и по проекту районного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в целях повышения информационной открытости деятельности администрации Арзамасского муниципального района и выявления общественного мнения по вопросам формирования и исполнения районного бюджета.
С 2019 года применяется новый подход к формированию межбюджетных отношений с бюджетами поселений, основанный на модельном бюджетировании, максимально учитывающем их специфику и оценивающем объем средств, необходимых для полноценного исполнения органами местного самоуправления собственных полномочий.
Исполнение районного и консолидированного бюджета Арзамасского района в 2020 году осуществляется в условиях ухудшения экономической ситуации, связанной с введением ограничительных мер, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции, оказывает влияние на исполнение налоговых и неналоговых доходов.
Исполнение консолидированного бюджета Арзамасского муниципального района за январь-август 2020 года составило по доходам 781,3 млн. рублей или 54,5% к годовому плану, что ниже уровня 2019 года на 168,1 млн. рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы получены в объеме 266,9 млн. рублей, что составляет 57,0% к годовому плану и ниже уровня 2019 года на 20,4 млн. рублей.
Доходы районного бюджета в январе-августе 2020 года получены в сумме 752,1 млн. рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы получены в сумме 213,0 млн. рублей, что на 2,4 млн. рублей или 1,1% ниже поступлений за январь-август 2019 года.
За 8 месяцев 2020 года налоговые и неналоговые доходы недополучены к уточненному плану в сумме 2,4 млн. рублей.
До конца 2020 существует риск дальнейшего неисполнения бюджета Арзамасского района, обусловленный сложившейся экономической ситуацией.
2. Основные направления налоговой политики
Налоговая политика Арзамасского района в 2021-2023 годах, как и в предыдущие годы, будет направлена на обеспечение поступления в консолидированный бюджет Арзамасского района всех доходных источников в запланированных объемах, а также дополнительных доходов, в том числе за счет погашения налогоплательщиками задолженности по обязательным платежам в консолидированный бюджет Арзамасского района.
Приоритетами налоговой политики в ближайшие три года будут являться эффективное и стабильное функционирование налоговой системы, обеспечивающее бюджетную устойчивость в среднесрочной перспективе.
Основными направлениями налоговой политики в Арзамасском районе на 2021-2023 годы определены:
-продолжение политики обоснованности и эффективности применения налоговых льгот, отмена неэффективных и невостребованных льгот;
-взаимовыгодное сотрудничество с организациями, формирующими налоговый потенциал района;
-конструктивная работа, направленная на формирование благоприятного налогового и инвестиционного климата в районе;
-дальнейшее совершенствование администрирования, повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за качественное прогнозирование доходов консолидированного бюджета и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам районного бюджета и бюджетов поселений на территории района, активизация претензионно-исковой работы;
-проведение мероприятий по повышению эффективности управления муниципальной собственностью, в том числе выявление земельных участков, используемых не по целевому назначению, а также невостребованных земельных участков (долей, паев) из земель сельскохозяйственного назначения для принятия мер по оформлению их в муниципальную собственность.
Принимаемые на региональном уровне меры в части совершенствования налоговой политики и администрирования доходов позволят в 2021 году выйти на докризисный уровень и с 2022 года обеспечить устойчивый рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Арзамасского района.
Формирование налоговых и неналоговых доходов будет основываться на вступающих в силу на федеральном и региональном уровне, а также планируемых в принятию с 2021 года следующих изменениях законодательства:
-с 1 января 2021 г. устанавливаются особенности налогообложения НДФЛ доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках.
При определении налоговой базы в отношении таких доходов будет исключаться доход в виде процентов, рассчитанный как произведение одного миллиона рублей и ключевой ставки Банка России, действующей на первое число налогового периода. Также при определении налоговой базы не будут учитываться процентные доходы по вкладам (остаткам на счетах), процентная ставка по которым в течении всего налогового периода не превышала 1 процент годовых, а также по счетам эскроу;
- с 1 января 2021 г. увеличиваются ставки акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо и моторные масла на 4,0%;
-с 1 января 2021 г. увеличивается с 66,6 процента до 74,9% норматив зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
-с 1 января 2021 г. прекращает действие система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;
-с 1 января 2021 г. увеличиваются лимиты по доходам и численности работников, дающие право применения упрощенной системы налогообложения.
С 2021 года упрощенную систему налогообложения смогут применять налогоплательщики, доходы которых в отчетном году не превысили 200 млн. рублей, а средняя численность сотрудников – не более 130 человек (по действующему законодательству 150 млн. рублей и 100 человек соответственно).
При этом, начиная с квартала, в котором доходы превысили 150 млн. рублей, но не превысили 200 млн. рублей, и (или) средняя численность сотрудников превысила 100 человек, но сложилась ниже 130 человек, применяются повышенные ставки:
-8 % (вместо 6 %), если объектом налогообложения являются доходы;
-20% (вместо 15 %), для объекта налогообложения «доходы-расходы».
Также в соответствии с планируемыми изменениями законодательства предусматривается:
-с 1 января 2021 г. уточнение видов деятельности, в отношении которых разрешается применение патентной системы; увеличение с 50 до 150 кв. метров площади торгового зала (зала обслуживания посетителей) при осуществлении розничной торговли (услуг общественного питания); уменьшение (не более чем на 50 %) суммы исчисленного налога по патентной системе на сумму уплаченных страховых взносов во внебюджетные фонды;
-с 2021 года (срок вступления закона в силу в случае его принятия – по истечении 180 дней со дня его опубликования) наделение органов местного самоуправления полномочиями по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости и направление сведений для внесения их в Единый государственный реестр недвижимости;
-установление на 2021 год коэффициента, используемого для расчета суммы фиксированного авансового платежа по налогу на доходы физических лиц для иностранных граждан в Нижегородской области, в размере 2,13;
-вступление с 2021 года в силу результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности и иного специального назначения, лесного фонда, земель запаса, а также объектов недвижимости;
-зачисление с 2021 года в областной бюджет доходов от государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в МФЦ в части, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации (50 %), в связи с передачей многофункциональных центров предоставления государственных муниципальных услуг на региональный уровень;
-установление на соответствующий год коэффициентов индексации арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Арзамасского района, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также арендной платы за объекты нежилого фонда муниципальной собственности на уровне планируемого среднегодового индекса потребительских цен.
3. Основные направления бюджетной политики
Учитывая высокую неопределенность в оценки последствий сложной экономической ситуации в 2020 году, связанной с введением ограничительных мер, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции, основной задачей бюджетной политики на 2021-2023 годы будет обеспечение сбалансированности и устойчивости консолидированного и районного бюджетов Арзамасского муниципального района, в том числе за счет:
-формирования реалистичного прогноза поступления доходов, основанного на прогнозе социально-экономического развития Арзамасского муниципального района на среднесрочный период (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов);
-недопущения принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования;
-проведение взвешенной долговой политики.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов следующей задачей бюджетной политики является осуществление мер по повышению эффективности использования бюджетных средств, в том числе за счет:
-проведения в 2021 году фронтальной оптимизации расходов районного бюджета, в том числе путем сокращения расходов районного бюджета, за исключением расходов на оплату труда и предоставление мер социальной поддержки населения, до 10 % к уровню предыдущего года;
-концентрации финансовых ресурсов на достижение целей и результатов муниципальных проектов, направленных на реализацию национальных проектов;
-уточнения параметров, сроков и приоритетов реализации муниципальных проектов в зависимости от изменения объемов федеральных и областных средств, направляемых на их реализацию, и в связи с удлинением срока реализации национальных проектов до 2030 года;
-оптимизации расходов, осуществляемых в рамках муниципальной программы «Бюджетные инвестиции в объекты муниципальной собственности на территории Арзамасского муниципального района»;
-повышения операционной эффективности использования бюджетных средств;
-повышения качества оказываемых муниципальных услуг (выполнения работ).
Особое внимание будет уделяться повышению эффективности муниципального управления, а именно:
-совершенствованию инструментов программного планирования, развития механизмов проектного управления;
-повышению качества финансового менеджмента;
-реализации принципов открытости и прозрачности управления муниципальными финансами.
4. Основные подходы к формированию районного бюджета
В основу формирования бюджетных назначений по доходным источникам консолидированного бюджета Арзамасского муниципального района будет принят прогноз социально-экономического развития Арзамасского муниципального района на среднесрочный период (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов), предусматривающий динамику развития экономики Арзамасского муниципального района в среднесрочной перспективе.
Бюджетная политика в части расходов на 2021-2023 годы в первую очередь будет ориентирована на безусловное достижение приоритетов и целей, определенных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
В среднесрочной перспективе сохраняются следующие приоритеты бюджетных расходов:
-обеспечение сохранения параметров по уровню заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы, установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
-реализация муниципальных программ, направленных на содействие устойчивому развитию экономики Арзамасского муниципального района, с учетом мер финансовой поддержки организаций, пострадавших от распространения коронавирусной инфекции;
-софинансирование социально-значимых расходов органов местного самоуправления муниципального района.
Основные параметры районного бюджета будут определены исходя из ожидаемого прогноза поступления доходов.
Расходы на выплату заработной платы с начислениями работникам социальной сферы будут формироваться с учетом уточнения штатной численности работников муниципальных учреждений Арзамасского муниципального района, контингента получателей и установленного на федеральном уровне минимального размера оплаты труда.
Расходы инвестиционного характера будут осуществляться в рамках муниципальных программ Арзамасского муниципального района и в соответствии с Адресной инвестиционной программой Нижегородской области.
Осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства будет производиться с учетом необходимости финансового обеспечения в первую очередь объектов, имеющих высокую степень готовности, объектов в рамках реализации национальных проектов, объектов, строящихся с привлечением средств федерального и областного бюджетов, переходящих объектов.
5. Политика в области формирования межбюджетных отношений
Формирование межбюджетных отношений с поселениями района в 2021-2023 годах будет осуществляться в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Нижегородской области от 6 декабря 2011 г. № 177-З «О межбюджетных отношениях в Нижегородской области» и Решением Земского собрания Арзамасского района от 9 апреля 2020 г. № 12 «Об утверждении Положения о межбюджетных отношениях в Арзамасском муниципальном районе Нижегородской области».
В целях повышения эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности поселений планируется продолжить практику распределение межбюджетных трансфертов на 2021–2023 годы с учетом модельных расходов муниципальных образований, представляющих собой расчетный объем расходов, максимально учитывающих специфику муниципальных образований и оценивающих объем средств, необходимых для полноценного исполнения собственных полномочий.
Оказание дополнительной финансовой помощи бюджетам поселений Арзамасского района будет осуществляться через предоставление иных межбюджетных трансфертов в соответствии с муниципальными правовыми актами.
6. Политика в области управления муниципальным долгом Арзамасского муниципального района
Долговая политика администрации Арзамасского муниципального района в 2021-2023 годах будет строиться в соответствии с решением Земского собрания Арзамасского района от 28 ноября 2006 г. №82 «Об утверждении Положения о муниципальном долге Арзамасского района» и направлена на обеспечение устойчивого и сбалансированного исполнения районного бюджета и нацелена на сохранение долговой нагрузки.
Основными задачами реализации долговой политики являются:
-поддержание объема муниципального долга на экономически безопасном уровне долговой устойчивости (с учетом всех возможных рисков);
-поддержание объема дефицита, объема муниципального долга в пределах ограничений, установленных соглашением с Министерством финансов Нижегородской области;
-обеспечение открытости и прозрачности информации о муниципальном долге Арзамасского муниципального района.
7. Повышение эффективности управления исполнением
районного бюджета
В рамках повышения эффективности управления исполнением районного бюджета основные мероприятия будут ориентированы на совершенствование процедуры кассового исполнения районного бюджета, в том числе:
-дальнейшее применение механизма казначейского сопровождения по целевым средствам;
-повышение качества прогнозирования кассового плана, направленное на обеспечение непрерывности и своевременности кассовых выплат, за счет использования принципа сбалансированности поступлений и перечислений из районного бюджета;
-повышение эффективности управления ликвидностью районного бюджета;
-обеспечение ритмичности исполнения районного бюджета в течение финансового года и недопущение на конец текущего года неиспользованных лимитов бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг;
-совершенствование системы учета и отчетности в муниципальном секторе;
-обеспечение доступности к информации о финансовой деятельности органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, результатах использования бюджетных средств.
8. Политика в сфере финансового контроля и контроля в сфере закупок
Деятельность администрации Арзамасского муниципального района в сфере финансового контроля и контроля в сфере закупок будет направлена на:
-осуществление контрольной деятельности в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и правоотношения в сфере закупок, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам, а также соблюдения условий муниципальных контрактов и договоров (соглашений);
-стандартизацию контрольной деятельности в соответствии с федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, предусматривающую единые принципы контрольной деятельности, правила планирования контрольных мероприятий, оформления и реализации их результатов и правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности;
-проведение контрольных мероприятий, направленных на предупреждение и предотвращение нарушений бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в том числе при реализации национальных и муниципальных программ;
-проведение профилактической работы по предупреждению нарушений бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе.
АДМИНИСТРАЦИЯ АРЗАМАССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
16.10.2020 № 1609
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В АРЗАМАССКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ НА 2021 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ
В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях разработки проекта решения Земского собрания Арзамасского муниципального района Нижегородской области «О районном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» и прогноза социально-экономического развития Арзамасского района на среднесрочный период (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов):
1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики в Арзамасском муниципальном районе на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
2. Руководителям отраслевых (функциональных) органов, структурных подразделений администрации Арзамасского муниципального района при планировании бюджетных ассигнований на 2021 год и на плановый период 2021 и 2022 годов руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики в Арзамасском муниципальном районе на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
3. Контроль за выполнением данного постановления оставляю за собой.
Глава местного самоуправления
В.В. Ершов
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением администрации
Арзамасского муниципального района
Нижегородской области
от 16.10.2020 № 1609
Основные направления бюджетной и налоговой политики в Арзамасском муниципальном районе на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики в Арзамасском муниципальном районе на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов разработаны в соответствии со статьей 21 решения Земского собрания Арзамасского муниципального района Нижегородской области от 9 апреля 2020 г. № 12 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Арзамасском муниципальном районе Нижегородской области» с целью определения условий и основных подходов к формированию проекта районного бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, обеспечения прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Бюджетная и налоговая политика Арзамасского муниципального района (далее – Арзамасского района) на среднесрочную перспективу сохраняет преемственность бюджетной и налоговой политики предыдущего планового периода и ориентирована в первую очередь на реализацию основных задач, определенных посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г., Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. и Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Стратегией социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018г. №889 и муниципальной программой «Управление муниципальными финансами Арзамасского муниципального района», утвержденной постановлением администрации Арзамасского муниципального района от 23 октября 2019 г. № 1954.
1.Основные итоги реализации бюджетной и налоговой политики в Арзамасском муниципальном районе в 2017 - 2020 годах
Бюджетная и налоговая политика Арзамасского района в 2017-2019 годах была направлена на решение задач бюджетной консолидации в целях обеспечения устойчивости и сбалансированности консолидированного бюджета Арзамасского района.
Реализации основных направлений бюджетной политики способствовало исполнение Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Арзамасского муниципального района на 2019-2021 годы, утвержденного распоряжением администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области от 7 июня 2019 г. № 2551-р.
Динамика основных показателей консолидированного бюджета Арзамасского района за 2017-2019 годы
млн. рублей
2017 год
темп роста,%
2018 год
темп роста,%
2019 год
темп роста,%
Доходы
1147,5
105,1
1297,4
113,1
1708,5
131,7
в том числе: налоговые и неналоговые доходы
420,0
104,1
471,9
112,4
492,9
104,5
Безвозмездные поступления
727,5
105,6
825,5
113,5
1215,6
147,2
Расходы
1135,6
101,8
1301,6
114,6
1703,8
130,9
Дефицит (-), профицит(+)
-11,9
-4,2
-4,7
Доходы консолидированного бюджета Арзамасского района в 2019 году получены в объеме 1708,5 млн. рублей и увеличились за 2017-2019 годы на 561,0 млн. рублей или на 48,9%.
Расходы консолидированного бюджета Арзамасского муниципального района в 2019 году исполнены в объеме 1703,8 млн. рублей и увеличились за 2017-2019 годы на 568,2 млн. рублей или на 50,0%.
Наибольший удельный вес в расходах консолидированного бюджета занимают расходы на отрасли социальной сферы - более 61% в общем объеме расходов.
Администрацией Арзамасского муниципального района обеспечено своевременное и в полном объеме исполнение всех принятых расходных обязательств, в том числе в части повышения заработной платы работникам бюджетной сферы в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
Начиная с 2019 года, реализуются мероприятия в рамках 4 национальных проектов, на которые было направлено 332,9 млн. руб.
Кроме того, с привлечением средств федерального и областного бюджетов реализованы мероприятия по развитию образования, сельского хозяйства, реализованы программы обеспечения жильем отдельных категорий граждан.
Реализуется эффективная долговая политика.
В целях повышения качества бюджетного планирования, повышения результативности и эффективности использования средств в 2017 – 2019 годах проводилась работа по следующим направлениям:
-формирование и исполнение районного бюджета в программном формате на основе муниципальных программ Арзамасского муниципального района;
-формирование и исполнение районного бюджета осуществляется с использованием единой комплексной системы управления бюджетными процессами «Государственная информационная система управления общественными финансами министерства финансов Нижегородской области»;
-ежегодно разрабатываются муниципальные задания в отношении муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями Арзамасского муниципального района;
-реализация комплекса мероприятий по оптимизации и реструктуризации сети муниципальных учреждений в целях выявления и ликвидации неэффективных расходов;
-обеспечение открытости и прозрачности информации о бюджетном процессе, об исполнении районного бюджета, о бюджетных и социально-экономических показателях Арзамасского района посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
-ежегодное проведение публичных слушаний по годовому отчету об исполнении районного бюджета и по проекту районного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в целях повышения информационной открытости деятельности администрации Арзамасского муниципального района и выявления общественного мнения по вопросам формирования и исполнения районного бюджета.
С 2019 года применяется новый подход к формированию межбюджетных отношений с бюджетами поселений, основанный на модельном бюджетировании, максимально учитывающем их специфику и оценивающем объем средств, необходимых для полноценного исполнения органами местного самоуправления собственных полномочий.
Исполнение районного и консолидированного бюджета Арзамасского района в 2020 году осуществляется в условиях ухудшения экономической ситуации, связанной с введением ограничительных мер, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции, оказывает влияние на исполнение налоговых и неналоговых доходов.
Исполнение консолидированного бюджета Арзамасского муниципального района за январь-август 2020 года составило по доходам 781,3 млн. рублей или 54,5% к годовому плану, что ниже уровня 2019 года на 168,1 млн. рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы получены в объеме 266,9 млн. рублей, что составляет 57,0% к годовому плану и ниже уровня 2019 года на 20,4 млн. рублей.
Доходы районного бюджета в январе-августе 2020 года получены в сумме 752,1 млн. рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы получены в сумме 213,0 млн. рублей, что на 2,4 млн. рублей или 1,1% ниже поступлений за январь-август 2019 года.
За 8 месяцев 2020 года налоговые и неналоговые доходы недополучены к уточненному плану в сумме 2,4 млн. рублей.
До конца 2020 существует риск дальнейшего неисполнения бюджета Арзамасского района, обусловленный сложившейся экономической ситуацией.
2. Основные направления налоговой политики
Налоговая политика Арзамасского района в 2021-2023 годах, как и в предыдущие годы, будет направлена на обеспечение поступления в консолидированный бюджет Арзамасского района всех доходных источников в запланированных объемах, а также дополнительных доходов, в том числе за счет погашения налогоплательщиками задолженности по обязательным платежам в консолидированный бюджет Арзамасского района.
Приоритетами налоговой политики в ближайшие три года будут являться эффективное и стабильное функционирование налоговой системы, обеспечивающее бюджетную устойчивость в среднесрочной перспективе.
Основными направлениями налоговой политики в Арзамасском районе на 2021-2023 годы определены:
-продолжение политики обоснованности и эффективности применения налоговых льгот, отмена неэффективных и невостребованных льгот;
-взаимовыгодное сотрудничество с организациями, формирующими налоговый потенциал района;
-конструктивная работа, направленная на формирование благоприятного налогового и инвестиционного климата в районе;
-дальнейшее совершенствование администрирования, повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за качественное прогнозирование доходов консолидированного бюджета и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам районного бюджета и бюджетов поселений на территории района, активизация претензионно-исковой работы;
-проведение мероприятий по повышению эффективности управления муниципальной собственностью, в том числе выявление земельных участков, используемых не по целевому назначению, а также невостребованных земельных участков (долей, паев) из земель сельскохозяйственного назначения для принятия мер по оформлению их в муниципальную собственность.
Принимаемые на региональном уровне меры в части совершенствования налоговой политики и администрирования доходов позволят в 2021 году выйти на докризисный уровень и с 2022 года обеспечить устойчивый рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Арзамасского района.
Формирование налоговых и неналоговых доходов будет основываться на вступающих в силу на федеральном и региональном уровне, а также планируемых в принятию с 2021 года следующих изменениях законодательства:
-с 1 января 2021 г. устанавливаются особенности налогообложения НДФЛ доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках.
При определении налоговой базы в отношении таких доходов будет исключаться доход в виде процентов, рассчитанный как произведение одного миллиона рублей и ключевой ставки Банка России, действующей на первое число налогового периода. Также при определении налоговой базы не будут учитываться процентные доходы по вкладам (остаткам на счетах), процентная ставка по которым в течении всего налогового периода не превышала 1 процент годовых, а также по счетам эскроу;
- с 1 января 2021 г. увеличиваются ставки акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо и моторные масла на 4,0%;
-с 1 января 2021 г. увеличивается с 66,6 процента до 74,9% норматив зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
-с 1 января 2021 г. прекращает действие система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;
-с 1 января 2021 г. увеличиваются лимиты по доходам и численности работников, дающие право применения упрощенной системы налогообложения.
С 2021 года упрощенную систему налогообложения смогут применять налогоплательщики, доходы которых в отчетном году не превысили 200 млн. рублей, а средняя численность сотрудников – не более 130 человек (по действующему законодательству 150 млн. рублей и 100 человек соответственно).
При этом, начиная с квартала, в котором доходы превысили 150 млн. рублей, но не превысили 200 млн. рублей, и (или) средняя численность сотрудников превысила 100 человек, но сложилась ниже 130 человек, применяются повышенные ставки:
-8 % (вместо 6 %), если объектом налогообложения являются доходы;
-20% (вместо 15 %), для объекта налогообложения «доходы-расходы».
Также в соответствии с планируемыми изменениями законодательства предусматривается:
-с 1 января 2021 г. уточнение видов деятельности, в отношении которых разрешается применение патентной системы; увеличение с 50 до 150 кв. метров площади торгового зала (зала обслуживания посетителей) при осуществлении розничной торговли (услуг общественного питания); уменьшение (не более чем на 50 %) суммы исчисленного налога по патентной системе на сумму уплаченных страховых взносов во внебюджетные фонды;
-с 2021 года (срок вступления закона в силу в случае его принятия – по истечении 180 дней со дня его опубликования) наделение органов местного самоуправления полномочиями по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости и направление сведений для внесения их в Единый государственный реестр недвижимости;
-установление на 2021 год коэффициента, используемого для расчета суммы фиксированного авансового платежа по налогу на доходы физических лиц для иностранных граждан в Нижегородской области, в размере 2,13;
-вступление с 2021 года в силу результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности и иного специального назначения, лесного фонда, земель запаса, а также объектов недвижимости;
-зачисление с 2021 года в областной бюджет доходов от государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в МФЦ в части, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации (50 %), в связи с передачей многофункциональных центров предоставления государственных муниципальных услуг на региональный уровень;
-установление на соответствующий год коэффициентов индексации арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Арзамасского района, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также арендной платы за объекты нежилого фонда муниципальной собственности на уровне планируемого среднегодового индекса потребительских цен.
3. Основные направления бюджетной политики
Учитывая высокую неопределенность в оценки последствий сложной экономической ситуации в 2020 году, связанной с введением ограничительных мер, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции, основной задачей бюджетной политики на 2021-2023 годы будет обеспечение сбалансированности и устойчивости консолидированного и районного бюджетов Арзамасского муниципального района, в том числе за счет:
-формирования реалистичного прогноза поступления доходов, основанного на прогнозе социально-экономического развития Арзамасского муниципального района на среднесрочный период (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов);
-недопущения принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования;
-проведение взвешенной долговой политики.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов следующей задачей бюджетной политики является осуществление мер по повышению эффективности использования бюджетных средств, в том числе за счет:
-проведения в 2021 году фронтальной оптимизации расходов районного бюджета, в том числе путем сокращения расходов районного бюджета, за исключением расходов на оплату труда и предоставление мер социальной поддержки населения, до 10 % к уровню предыдущего года;
-концентрации финансовых ресурсов на достижение целей и результатов муниципальных проектов, направленных на реализацию национальных проектов;
-уточнения параметров, сроков и приоритетов реализации муниципальных проектов в зависимости от изменения объемов федеральных и областных средств, направляемых на их реализацию, и в связи с удлинением срока реализации национальных проектов до 2030 года;
-оптимизации расходов, осуществляемых в рамках муниципальной программы «Бюджетные инвестиции в объекты муниципальной собственности на территории Арзамасского муниципального района»;
-повышения операционной эффективности использования бюджетных средств;
-повышения качества оказываемых муниципальных услуг (выполнения работ).
Особое внимание будет уделяться повышению эффективности муниципального управления, а именно:
-совершенствованию инструментов программного планирования, развития механизмов проектного управления;
-повышению качества финансового менеджмента;
-реализации принципов открытости и прозрачности управления муниципальными финансами.
4. Основные подходы к формированию районного бюджета
В основу формирования бюджетных назначений по доходным источникам консолидированного бюджета Арзамасского муниципального района будет принят прогноз социально-экономического развития Арзамасского муниципального района на среднесрочный период (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов), предусматривающий динамику развития экономики Арзамасского муниципального района в среднесрочной перспективе.
Бюджетная политика в части расходов на 2021-2023 годы в первую очередь будет ориентирована на безусловное достижение приоритетов и целей, определенных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
В среднесрочной перспективе сохраняются следующие приоритеты бюджетных расходов:
-обеспечение сохранения параметров по уровню заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы, установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
-реализация муниципальных программ, направленных на содействие устойчивому развитию экономики Арзамасского муниципального района, с учетом мер финансовой поддержки организаций, пострадавших от распространения коронавирусной инфекции;
-софинансирование социально-значимых расходов органов местного самоуправления муниципального района.
Основные параметры районного бюджета будут определены исходя из ожидаемого прогноза поступления доходов.
Расходы на выплату заработной платы с начислениями работникам социальной сферы будут формироваться с учетом уточнения штатной численности работников муниципальных учреждений Арзамасского муниципального района, контингента получателей и установленного на федеральном уровне минимального размера оплаты труда.
Расходы инвестиционного характера будут осуществляться в рамках муниципальных программ Арзамасского муниципального района и в соответствии с Адресной инвестиционной программой Нижегородской области.
Осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства будет производиться с учетом необходимости финансового обеспечения в первую очередь объектов, имеющих высокую степень готовности, объектов в рамках реализации национальных проектов, объектов, строящихся с привлечением средств федерального и областного бюджетов, переходящих объектов.
5. Политика в области формирования межбюджетных отношений
Формирование межбюджетных отношений с поселениями района в 2021-2023 годах будет осуществляться в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Нижегородской области от 6 декабря 2011 г. № 177-З «О межбюджетных отношениях в Нижегородской области» и Решением Земского собрания Арзамасского района от 9 апреля 2020 г. № 12 «Об утверждении Положения о межбюджетных отношениях в Арзамасском муниципальном районе Нижегородской области».
В целях повышения эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности поселений планируется продолжить практику распределение межбюджетных трансфертов на 2021–2023 годы с учетом модельных расходов муниципальных образований, представляющих собой расчетный объем расходов, максимально учитывающих специфику муниципальных образований и оценивающих объем средств, необходимых для полноценного исполнения собственных полномочий.
Оказание дополнительной финансовой помощи бюджетам поселений Арзамасского района будет осуществляться через предоставление иных межбюджетных трансфертов в соответствии с муниципальными правовыми актами.
6. Политика в области управления муниципальным долгом Арзамасского муниципального района
Долговая политика администрации Арзамасского муниципального района в 2021-2023 годах будет строиться в соответствии с решением Земского собрания Арзамасского района от 28 ноября 2006 г. №82 «Об утверждении Положения о муниципальном долге Арзамасского района» и направлена на обеспечение устойчивого и сбалансированного исполнения районного бюджета и нацелена на сохранение долговой нагрузки.
Основными задачами реализации долговой политики являются:
-поддержание объема муниципального долга на экономически безопасном уровне долговой устойчивости (с учетом всех возможных рисков);
-поддержание объема дефицита, объема муниципального долга в пределах ограничений, установленных соглашением с Министерством финансов Нижегородской области;
-обеспечение открытости и прозрачности информации о муниципальном долге Арзамасского муниципального района.
7. Повышение эффективности управления исполнением
районного бюджета
В рамках повышения эффективности управления исполнением районного бюджета основные мероприятия будут ориентированы на совершенствование процедуры кассового исполнения районного бюджета, в том числе:
-дальнейшее применение механизма казначейского сопровождения по целевым средствам;
-повышение качества прогнозирования кассового плана, направленное на обеспечение непрерывности и своевременности кассовых выплат, за счет использования принципа сбалансированности поступлений и перечислений из районного бюджета;
-повышение эффективности управления ликвидностью районного бюджета;
-обеспечение ритмичности исполнения районного бюджета в течение финансового года и недопущение на конец текущего года неиспользованных лимитов бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг;
-совершенствование системы учета и отчетности в муниципальном секторе;
-обеспечение доступности к информации о финансовой деятельности органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, результатах использования бюджетных средств.
8. Политика в сфере финансового контроля и контроля в сфере закупок
Деятельность администрации Арзамасского муниципального района в сфере финансового контроля и контроля в сфере закупок будет направлена на:
-осуществление контрольной деятельности в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и правоотношения в сфере закупок, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам, а также соблюдения условий муниципальных контрактов и договоров (соглашений);
-стандартизацию контрольной деятельности в соответствии с федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, предусматривающую единые принципы контрольной деятельности, правила планирования контрольных мероприятий, оформления и реализации их результатов и правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности;
-проведение контрольных мероприятий, направленных на предупреждение и предотвращение нарушений бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в том числе при реализации национальных и муниципальных программ;
-проведение профилактической работы по предупреждению нарушений бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Официальный сайт Арзамасского муниципального района Нижегородской области arz.omsu-nnov.ru от 16.10.2020 |
Рубрики правового классификатора: | 020.000.000 БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, 030.000.000 МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ. НЕНАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ, 080.000.000 Финансы |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: