Основная информация

Дата опубликования: 19 октября 2020г.
Номер документа: RU35026505202000046
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Вологодская область
Принявший орган: администрация города Сокола
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СОКОЛА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от

19.10.2020



468

г. Сокол

Об обеспечении первичных

мер пожарной безопасности

в границах города Сокола

В соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законом Вологодской области от 07.05.2007 года № 1593-ОЗ «О пожарной безопасности в Вологодской области», администрация ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить Положение об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах города Сокола (прилагается).

Признать утратившим силу постановление администрации города Сокола от 04.07.2011 года № 155 «Об обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории города Сокола».

Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете «Сокольская правда» и размещению на официальном сайте администрации города Сокола в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Руководитель администрации города                                                    С.К. Мазаев

УТВЕРЖДЕНО

постановлением администрации

города Сокола

от 19.10.2020 № 468

ПОЛОЖЕНИЕ

об обеспечении первичных мер пожарной безопасности

в границах города Сокола

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регламентирует мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, а также регулирует организационно-правовое, финансовое и материально-техническое обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах города Сокола.

1.2. Организация обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории города Сокола осуществляется администрацией города Сокола.

1.3. К полномочиям администрации города Сокола в границах города Сокола по обеспечению первичных мер пожарной безопасности относятся:

– создание условий для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности;

– создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории города Сокола;

– оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

– включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территории города Сокола;

– оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности;

– установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности;

– разработка и организация выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

– обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

– обеспечение связи и оповещения населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

– социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в борьбе с пожарами.

1.4. Вопросы организационно-правового, материально-технического и финансового обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах города Сокола регулируются муниципальными нормативными правовыми актами, издаваемыми в пределах предоставленных полномочий.

2. Создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории города Сокола

2.1. Администрацией города Сокола с целью создания в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории города Сокола, а также обеспечения надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения:

2.1.1. Утверждается Перечень источников наружного водоснабжения и мест для забора воды в целях пожаротушения в любое время года из источников наружного водоснабжения на территории города Сокола;

2.1.2. Ведется учет и проверка источников наружного водоснабжения и мест для забора воды в целях пожаротушения на территории города Сокола в соответствии с Правилами (приложение № 1 к настоящему Положению).

3. Организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре

3.1. Администрация города Сокола с целью организации и принятия мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре на территории города Сокола:

3.1.1. Утверждает Порядок оповещения населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре на территории города Сокола (приложение № 2 к настоящему Положению);

3.1.2. Рекомендует руководителям организаций, независимо от форм собственности, расположенных на территории города Сокола, организовать создание и обеспечить содержание в исправном состоянии систем оповещения работников, при угрозе возникновения и (или) возникновении пожаров. При наличии угрозы возникновения и (или) возникновении, обеспечить оповещение рабочих и служащих подведомственных организаций посредством использования звуковых сигналов или передачи речевого сообщения по громкоговорящей связи.

4. Включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территории города Сокола

4.1. Включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территории города Сокола осуществляется на основании:

заявок муниципальных учреждений, а также организаций, обслуживающих муниципальное имущество;

предписаний и других документов надзорных органов;

результатов муниципального контроля;

обращений граждан.

4.2. Планы, схемы и программы развития территории города Сокола по обеспечению пожарной безопасности утверждаются муниципальными правовыми актами.

4.3. В планы, схемы и программы развития территории города Сокола по обеспечению пожарной безопасности включаются вопросы:

- проведения работ по противопожарному обустройству города Сокола;

- по обеспечению пожарной безопасности муниципальных учреждений, объектов муниципального жилого фонда, оснащения их противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;

- оборудование города Сокола источниками наружного противопожарного водоснабжения, а также поддержание их в исправном состоянии;

- по содержанию дорог местного значения, мостов и иных транспортных сооружений и обеспечению беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

- организации обучения населения мерам пожарной безопасности;

- организации информационного обеспечения и противопожарной пропаганды для распространения пожарно-технических знаний, информирования населения о принятых органами местного самоуправления решениях по обеспечению пожарной безопасности, о правилах пожарной безопасности в быту.

5. Оказание содействия Правительству Вологодской области в информировании населения о мерах пожарной безопасности

5.1. Содействие распространению пожарно-технических знаний на территории города Сокола организуется в соответствии с «Положением об организации обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганды в области пожарной безопасности, содействия распространению пожарно-технических знаний на территории города Сокола».

5.2. Администрация города Сокола информирует население о принятых ею решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействует распространению пожарно-технических знаний.

Содействие распространению пожарно-технических знаний проводится для подготовки населения к предупреждению пожаров и действиям в случае их возникновения.

5.3. Противопожарная пропаганда осуществляется через средства массовой информации, а также посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, оборудования противопожарных уголков и стендов, устройства тематических выставок, смотров, конкурсов и использования других, не запрещенных законодательством форм информирования населения городского округа.

6. Установление на территории города Сокола особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности

6.1. Особый противопожарный режим на территории города Сокола устанавливается в соответствии с «Порядком установления особого противопожарного режима на территории города Сокола».

6.2. Особый противопожарный режим в границах города Сокола устанавливает руководитель администрации города Сокола.

7. Разработка и организация выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности

7.1. Целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности (далее – Программа) разрабатывается с целью обеспечения необходимых условий для укрепления пожарной безопасности, защиты жизни и здоровья населения, сокращения материальных потерь от пожаров и улучшения пожарной безопасности на территории города Сокола.

7.2. Задачи Программы:

- создать систему организационных и практических мер по предупреждению ЧС, связанных с пожарами на территории города Сокола;

- повысить   противопожарную    устойчивость    на   объектах    с    массовым пребыванием людей и в жилом секторе;

- совершенствовать противопожарную пропаганду при использовании средств массовой информации, наглядной агитации, листовок и памяток, личных бесед с гражданами о правилах пожарной безопасности в быту;

- проводить мероприятия по профилактике и предупреждению возникновения пожаров на территории города Сокола.

7.3. Разработка Программы включает:

– обоснование каждого предлагаемого для включения в проект Программы мероприятия, обеспечивающего сводимость показателей различных программных мероприятий в рамках проекта Программы в целом;

– оценка результативности и эффективности предлагаемых мероприятий;

– этапность реализации программных мероприятий;

– обязательность и полнота информации по всем установленным показателям, характеризующих результативность и эффективность программных мероприятий.

7.4. Программа утверждается муниципальным правовым актом администрации города Сокола.

8. Обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара

8.1 Администрацией               города Сокола с целью обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара на территории города Сокола:

8.1.1. Утверждается Положение об обеспечении беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара на территории города Сокола (приложение № 3 к настоящему Положению).

9. Организационно-правовое обеспечение первичных мер пожарной безопасности

9.1. Администрацией города Сокола принимаются муниципальные правовые акты по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах города Сокола на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами Вологодской области.

9.2. Администрация города Сокола вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции муниципальные правовые акты по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Вологодской области.

9.3. Муниципальные правовые акты по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, принятые администрацией города Сокола, подлежат обязательному исполнению на всей территории города Сокола.

10. Финансовое обеспечение

10.1. Финансовое обеспечение мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности городского округа осуществляется за счет средств местного бюджета.

10.2. Финансовое обеспечение первичных мер пожарной безопасности предусматривает:

- разработку, утверждение и исполнение местного бюджета в части расходов на пожарную безопасность и проведение противопожарной пропаганды среди населения;

- осуществление социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности.

10.3. Финансовое обеспечение мероприятий по обеспечению требований пожарной безопасности на объектах муниципальной собственности, переданных в аренду, оперативное управление или безвозмездное пользование осуществляется за счет средств предприятий (учреждений, организаций), если иное не предусмотрено соответствующим договором.

Приложение № 1

к Положению

ПРАВИЛА

учёта и проверки источников наружного водоснабжения и мест для забора воды в целях пожаротушения на территории города Сокола

1. Общие положения

              1.1. Настоящие Правила действуют на всей территории города Сокола и обязательны для исполнения всеми абонентами, имеющими источники противопожарного водоснабжения независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.

              1.2. Здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.

              На территории города Сокола должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.

              1.3. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

              К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:

              1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;

              2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

              3) противопожарные резервуары.

              Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

              1.4. Муниципальным образованием город Сокол для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в городе Сокол в соответствии со № 69-ФЗ.

              При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

              1.5. Ответственность за состояние источников противопожарного водоснабжения и установку указателей несёт Администрация города Сокола или абонент, в ведении которого они находятся.

              1.6. Подразделения Государственной противопожарной охраны имеют право на беспрепятственный въезд на территорию предприятий и организаций для заправки водой, необходимой для тушения пожаров, а также для осуществления проверки технического состояния источников противопожарного водоснабжения.

2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах

2.1. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

2.1.1. Источники наружного противопожарного водоснабжения – наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами, противопожарные резервуары и водные объекты, используемые для целей пожаротушения;

2.1.2. Пожарный гидрант – устройство для отбора воды из водопроводной сети на цели пожаротушения с помощью пожарной колонки;

2.1.3. Противопожарное водоснабжение – комплекс инженерно-технических сооружений, предназначенных для забора и транспортировки воды, хранения ее запасов и использования для целей пожаротушения;

2.1.4. Пожаротушение – тушение пожаров, заправка пожарных автоцистерн, пожарно­-тактические учения и занятия, оперативно-тактическое изучение района выезда, проверка (обследование) работоспособности источников ППВ.

3. Техническое состояние, эксплуатация и требования к источникам противопожарного водоснабжения.

              3.1. Содержание и эксплуатация источников наружного противопожарного водоснабжения – комплекс организационно-правовых, финансовых и инженерно-технических мер, предусматривающих:

              – эксплуатацию источников наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности;

              – финансирование мероприятий по содержанию и ремонтно-профилактическим работам;

              – возможность беспрепятственного доступа к источникам наружного противопожарного водоснабжения сил и средств Государственной противопожарной службы или других организаций, осуществляющих тушение пожаров;

              – проверку работоспособности и поддержание в исправном состоянии, позволяющем использовать источники наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения в любое время года;

              – установку соответствующих указателей источников наружного противопожарного водоснабжения согласно требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;

              – наружное освещение указателей в темное время суток для быстрого нахождения источников наружного противопожарного водоснабжения (если указатели выполнены не в светоотражающем исполнении);

              – очистку мест размещения источников наружного противопожарного водоснабжения от мусора, снега и наледи;

              – проведение мероприятий по подготовке источников наружного противопожарного водоснабжения к эксплуатации в условиях отрицательных температур;

              – немедленное уведомление подразделений Государственной противопожарной службы о невозможности использования источников наружного противопожарного водоснабжения из-за отсутствия или недостаточного давления воды в водопроводной сети и других случаях (в том числе и из-за неисправности) невозможности забора воды из источников наружного противопожарного водоснабжения.

              Администрация города Сокола, абоненты, организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении источники наружного противопожарного водоснабжения, осуществляют комплекс организационно-правовых, финансовых и инженерно-технических мер по их содержанию и эксплуатации.

              3.2. Администрация города Сокола и абоненты, имеющие источники наружного противопожарного водоснабжения независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, обеспечивают исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения.

              Постоянная готовность источников противопожарного водоснабжения для успешного использования их при тушении пожаров обеспечивается проведением основных подготовительных мероприятий:

              – качественной приемкой всех систем водоснабжения по окончании их строительства, реконструкции и ремонта;

              – точным учетом всех источников противопожарного водоснабжения;

              – систематическим контролем за состоянием водоисточников;

              – периодическим испытанием водопроводных сетей на водоотдачу (1 раз в год);

              – своевременной подготовкой источников противопожарного водоснабжения к условиям эксплуатации в весенне-летний и осенне-зимний периоды.

              3.3.              Источники противопожарного водоснабжения должны находиться в исправном состоянии  и оборудоваться указателями, установленными на видных местах, в соответствии с нормами пожарной безопасности (НПБ 160-97 Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования (таблица1).

Таблица 1

№ п/п

Знак

Смысловое

значение

Внешний вид

Порядок

применения

1

пожарный водоисточник

форма: КВАДРАТ

фон: КРАСНЫЙ

символ: БЕЛЫЙ

используется для обозначения места нахождения пожарного водоема или пирса для пожарных машин

2

пожарный

сухотрубный стояк

форма: КВАДРАТ

фон: КРАСНЫЙ

символ: БЕЛЫЙ

используется для обозначения места нахождения пожарного

сухотрубного стояка

3

пожарный

гидрант

форма: КВАДРАТ

фон: БЕЛЫЙ

символ: КРАСНЫЙ

используется для обозначения места нахождения подземного пожарного гидранта. На знаке должны быть цифры, обозначающие расстояние до гидранта в метрах

              Направление движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

              3.4. Ко всем источникам противопожарного водоснабжения должен быть обеспечен подъезд.

              3.5. Пожарные водоемы должны быть наполнены водой. К водоему должен быть обеспечен подъезд с твердым покрытием.

              3.6. Администрация города Сокола и абоненты, имеющие источники наружного противопожарного водоснабжения независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов и резервуаров, являющихся источником противопожарного водоснабжения, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, а также доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года.

              При наличии «сухого» и «мокрого» колодцев крышки их люков должны быть обозначены указателями. В «сухом» колодце должна быть установлена задвижка, штурвал которой должен быть выведен под крышку люка.

Водонапорные башни должны быть оборудованы патрубком с пожарной полугайкой (диаметром 77 мм) для забора воды пожарной техникой и иметь подъезд с твердым покрытием шириной не менее 3,5 м.

              3.7. Пирсы должны иметь прочное боковое ограждение высотой 0,7 – 0,8 м. Со стороны водоисточника на площадке укрепляется упорный брус толщиной 25 см. Ширина пирса должна обеспечивать свободную установку двух пожарных автомобилей.

              Для разворота их перед пирсом устраивают площадку с твердым покрытием размером 12 х12 м. Высота площадки пирса над самым низким уровнем воды не должна превышать 5 м. Глубина воды у пирса должна быть не менее 1 м.

              В зимнее время при замерзании воды прорубается прорубь размером                          1 х 1 м, а пирс очищается от снега и льда.

              3.8. Источники противопожарного водоснабжения допускается использовать только при тушении пожаров, проведении занятий, учений и проверке их работоспособности.

              3.9. Администрация города Сокола при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, а также при уменьшении давления в водопроводной сети ниже требуемого извещает об этом подразделение пожарной охраны.

4. Учет и порядок проверки противопожарного водоснабжения

              4.1. Администрация города Сокола и абоненты, имеющие источники наружного противопожарного водоснабжения независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, обязаны вести строгий учет и проводить плановые совместные с подразделениями Государственной противопожарной службы проверки имеющихся в их ведении источников противопожарного водоснабжения.

              4.2. Проверка работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения проводится ежегодно не реже 2 раз в год (весной и осенью) при устойчивых плюсовых температурах воздуха в дневное время с составлением соответствующих актов.

4.3. При проверке пожарного гидранта проверяется:

              – наличие на видном месте указателя установленного образца;

              – возможность беспрепятственного подъезда к пожарному гидранту;

              – степень заполнения водой и возможность его заполнения;

              – герметичность задвижек (при наличии);

              – состояние колодца и люка пожарного гидранта, производится очистка его от грязи, льда и снега;

              – работоспособность пожарного гидранта посредством пуска воды с установкой пожарной колонки;

              – герметичность и смазка резьбового соединения и стояка;

              – работоспособность сливного устройства;

              – наличие крышки гидранта.

              4.4. При проверке пожарных гидрантов устанавливаются следующие неисправности (недостатки):

              4.4.1. Неисправности (недостатки), исключающие забор воды:

              1) отсутствие указателя, либо нечёткие надписи на ней:

              – отсутствие указателя (координатной таблички);

              – не чётко нанесены надписи, цифры на указателе (координатной табличке).

              2) невозможность подъезда:

              – невозможность беспрепятственного подъезда к гидранту;

              – отсутствие подъезда.

              3) невозможность обнаружения пожарного гидранта:

              – засыпан грунтом (мусором и т.п.);

              – завален оборудованием, иными предметами (загромождён автотранспортом и т.п.);

              – под слоем льда (снега);

              – заасфальтирован.

              4) невозможность установить пожарную колонку:

              – сдвинут колодец;

              – колодец завален грунтом;

              – колодец заплыл грязью;

              – стояк низко расположен;

              – сбита резьба на стояке;

              – смещён стояк;

              – сужены проушины на верхнем фланце;

              – мешают болты на верхнем фланце.

              4) наличие технических дефектов:

              – заглушен;

              – нет стояка;

              – не закреплён стояк;

              – стояк забит грунтом;

              – трещина в стояке;

              – нет штока;

              – проворачивается (сорван) шток;

              – шток не провернуть;

              – погнут шток;

              – длинный шток;

              – короткий шток;

              – малый квадрат штока;

              – большой квадрат штока;

              – стёрты грани штока;

              – разбит фланец.

              6) отключение от магистрали:

              – отключение от магистрали.

              7) заморожен:

              – заморожен.

              4.4.2. Неисправности (недостатки), не исключающие забор воды:

              1) дефекты:

              – указатель (табличка), не соответствует действительности:

              а) номер дома;

              б) тип гидранта;

              в) тип сети;

              г) диаметр сети;

              д) координаты;

              е) плохо видны надписи;

              ж) цвет таблички;

              – указатель (табличка) выполнен не по ГОСТу;

              – не закрывается (течёт);

              – низкое давление в сети;

              – отсутствует дренаж колодца;

              – нет комплекта;

              – сдвинуто кольцо колодца;

              – нет крышки колодца;

              – нет крышки стояка гидранта;

              – в стояке нет затравки (пробки);

              – течь под верхним фланцем;

              – течь под нижним фланцем;

              – вода в стояке (не работает сливное устройство);

              – вода в колодце (нарушена герметичность колодца от проникновения грунтовых вод).

              8) отсутствие утепления колодца, в котором установлен пожарный гидрант, при эксплуатации в условиях пониженных температур;

              9) указатель (табличка) пожарного гидранта установлен не на видном месте, и (или) не освещен в темное время суток (либо выполнен не в светоотражающем исполнении).

              4.5. Обследование (проверка) пожарных гидрантов должна проводиться при выполнении условий:

              1) опробование гидрантов с пуском воды разрешается только при плюсовых температурах наружного воздуха;

              2) при отрицательных температурах от 0 до минус 15 градусов допускается только внешний осмотр гидранта без пуска воды;

              3) не допускается открытие крышек колодца для внешнего осмотра гидрантов при температурах ниже минус 15 градусов во избежание потерь тепла из колодца.

              4.5. При проверке пожарного водоема проверяется:

              – наличие на видном месте указателя установленного образца;

              – возможность беспрепятственного подъезда к пожарному водоему;

              – степень заполнения водоема водой и возможность его пополнения;

              – наличие площадки перед водоемом для забора воды;

наличие проруби при отрицательной температуре воздуха (для открытых водоемов).

              4.6. При проверке водоемов, используемых для забора воды в целях пожаротушения, устанавливаются следующие неисправности (недостатки):

              – отсутствует возможность беспрепятственного подъезда к водоему;

              – отсутствие указателя (координатной таблички);

              – не чётко нанесены надписи, цифры на указателе (координатной табличке);

              – отсутствует площадка перед водоемом для установки пожарных автомобилей для забора воды;

              – низкий уровень воды в водоеме (в том числе отсутствует приямок);

              – не герметичен (не держит воду);

              – отсутствует упорный брус;

              – не закреплён упорный брус;

              – неисправен (отсутствует) самотёчный колодец;

              – наличие проруби при отрицательной температуре воздуха (для открытых водоемов) и приспособлений по их незамерзанию.

              4.7. При проверке пожарного пирса проверяется:

              – наличие на видном месте указателя установленного образца;

              – возможность беспрепятственного подъезда к пожарному пирсу;

              – наличие площадки перед пирсом для разворота пожарной техники;

              – визуальным осмотром состояние несущих конструкций, покрытия, ограждения, упорного бруса и наличие приямка для забора воды.

              4.8. При проверке пирсов с твердым покрытием на водоемах, устанавливаются следующие неисправности (недостатки):

              – отсутствие указателя (координатной таблички) пирса;

              – не чётко нанесены надписи, цифры на указателе (координатной табличке);

              – неисправное состояние несущих конструкций, покрытия (настила), ограждения, – упорного бруса и наличие приямка для забора воды;

              – невозможность беспрепятственного подъезда к пирсу;

              – отсутствие площадки перед пирсом для разворота пожарной техники.

              4.9. При проверке других приспособленных для целей пожаротушения источников водоснабжения проверяется наличие подъезда и возможность забора воды в любое время года.

              4.10. Под испытанием источников наружного противопожарного водоснабжения подразумевается проверка их работоспособности путем технического осмотра и пуска воды с последующим сравнением фактического расхода с требуемым по нормам на цели пожаротушения. Испытания должны проводиться в часы максимального водопотребления на хозяйственно-питьевые и производственные нужды.

              4.11. Испытание источников наружного противопожарного водоснабжения проводится в соответствии с установленными методиками.

5. Инвентаризация противопожарного водоснабжения

             

              5.1. С целью учета всех источников наружного противопожарного водоснабжения, Администрация города Сокола и абоненты, имеющие источники наружного противопожарного водоснабжения независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, совместно с Государственной противопожарной службой не реже одного раза в пять лет проводят инвентаризацию источников наружного противопожарного водоснабжения.

              5.2. Инвентаризация источников наружного противопожарного водоснабжения проводится не реже одного раза в пять лет.

              5.3. Инвентаризация проводится с целью учета всех водоисточников, которые могут быть использованы для тушения пожаров и выявления их состояния и характеристик.

              5.4. Для проведения инвентаризации водоснабжения постановлением (распоряжением) руководителя администрации города Сокола создается межведомственная комиссия, в состав которой входят представители органов местного самоуправления, Государственной противопожарной службы, организации водопроводно-канализационного хозяйства, абоненты.

              5.5. Комиссия путем детальной проверки каждого источника наружного противопожарного водоснабжения уточняет:

              – вид, численность и состояние источников противопожарного водоснабжения, наличие подъездов к ним;

              – причины сокращения количества источников наружного противопожарного водоснабжения;

              – диаметры водопроводных магистралей, участков, характеристики сетей, количество водопроводных вводов;

              – выполнение планов замены пожарных гидрантов (пожарных кранов), строительства новых водоемов, пирсов, колодцев.

              5.6. При проведении инвентаризации пожарных гидрантов осуществляется визуальный осмотр колодца и люка пожарного гидранта, а также проверяется:

              – наличие на видном месте указателя пожарного гидранта;

              – возможность беспрепятственного подъезда к пожарному гидранту;

              – очищенность пожарного гидранта от грязи, льда и снега;

              – возможность свободного открывания крышки люка пожарного гидранта;

              – пожарного гидранта посредством пуска воды с установкой пожарной колонки;

              – герметичность и смазка резьбового соединения и стояка;

              – работа сливного устройства;

              – наличие крышки гидранта.

              5.7. При проведении инвентаризации пожарных водоемов проверяется:

              – наличие на видном месте указателя пожарного водоема;

              – возможность беспрепятственного подъезда к пожарным водоемам и приемным колодцам для пожарной техники, по твердогрунтовым покрытиям, а также свободного подхода пожарных;

              – поддержание в технически исправном состоянии элементов пожарных водоемов (горловины, конуса, таблички, крышек и т.п.);

              – обеспечение свободного открывания нижней и верхней крышек (люков) приемных колодцев;

              – поддержание нормативного уровня воды в резервуаре, на уровне верхней границы резервуара каждого пожарного водоема;

              – качество воды пожарного водоема, обеспечивающего возможность ее беспрепятственного забора всасывающими устройствами пожарного оборудования;

              – наличие утепления приемных колодцев и резервуаров пожарных водоемов, исключающих примерзание крышек, а также замерзание воды в резервуарах;

              – наличие проруби при замерзании воды (для открытых водоемов).

              5.8. При проведении инвентаризации пирсов осуществляется визуальный осмотр состояния несущих конструкций, покрытия, ограждения, упорного бруса, а также проверяется:

              – наличие на видном месте указателя пожарного пирса;

              – возможность беспрепятственного подъезда к пожарному пирсу;

              – наличие площадки перед пирсом для разворота пожарной техники;

              – наличие приямка для забора воды;

              – наличие проруби при замерзании воды.

              5.9. При проверке других приспособленных для целей пожаротушения источников водоснабжения проверяется наличие подъезда и возможность забора воды в любое время года.

              5.10. По результатам инвентаризации составляется акт инвентаризации, ведомость учета состояния источников наружного противопожарного водоснабжения, а также актуализируется Перечень источников наружного водоснабжения и мест для забора воды в целях пожаротушения в любое время года из источников наружного водоснабжения на территории города Сокола.

              Актуализированный Перечень источников наружного водоснабжения и мест для забора воды в целях пожаротушения в любое время года из источников наружного водоснабжения на территории города Сокола направляется в подразделения Государственной противопожарной службы.

6. Ремонт и реконструкция источников наружного противопожарного водоснабжения

              6.1. Администрация города Сокола и абоненты, в ведении которых находится неисправный источник наружного противопожарного водоснабжения, обязаны в течение 10 дней после получения сообщения о неисправности произвести его ремонт.

              В случае проведения капитального ремонта или замены источника наружного противопожарного водоснабжения сроки согласовываются с Государственной противопожарной службой.

              6.2. Заблаговременно, за сутки до отключения пожарных гидрантов или участков водопроводной сети для проведения ремонта или реконструкции руководители организаций водопроводно-канализационного хозяйства или абоненты, в ведении которых они находятся, обязаны в установленном порядке уведомить администрацию города Сокола и подразделения Государственной противопожарной службы о невозможности использования пожарных гидрантов из-за отсутствия или недостаточности напора воды, при этом предусматривать дополнительные мероприятия, компенсирующие недостаток воды на отключенных участках.

              6.3.  После реконструкции водопровода производится его приемка комиссией и испытание на водоотдачу.

7. Особенности эксплуатации источников наружного противопожарного водоснабжения в зимних условиях.

              7.1. Ежегодно в октябре – ноябре производится подготовка источников наружного противопожарного водоснабжения к работе в зимних условиях, для чего необходимо:

              – произвести откачку воды из колодцев и гидрантов;

              -  проверить исправность теплоизоляции и запорной арматуры;

              – проверить уровень воды в водоемах;

              – произвести очистку от снега и льда подъездов к источникам наружного противопожарного водоснабжения;

              – осуществить смазку стояков пожарных гидрантов.

              7.2. В случае замерзания стояков пожарных гидрантов необходимо принимать меры к их отогреванию и приведению в рабочее состояние.

              В случае замерзания пожарных водоемов необходимо прорубить проруби и поддерживать их в незамерзающем состоянии.

Приложение № 2

к Положению

ПОРЯДОК

оповещения населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре на территории города Сокола

1. Общие положения

1.1. Порядок организации и принятия мер по оповещению населения в границах территории города Сокола и подразделений государственной противопожарной службы, дислоцирующихся на территории города Сокола, о пожаре (далее – Порядок) разработан в соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

1.2. Своевременное оповещение населения города Сокола, и подразделений государственной противопожарной службы, дислоцирующихся на территории города Сокола, о возникновении пожара или угрозе возникновения пожара, является важнейшим мероприятием по предупреждению и предотвращению причинения вреда здоровью человека или его гибели, а также минимизации материального ущерба, причиненного пожаром, и укреплению пожарной безопасности населенных пунктов.

Оповещение организуется на основе использования ресурса и технических средств оповещения и связи города Сокола.

1.3. Настоящий Порядок определяет организацию, задачи и механизм реализации мероприятий по оповещению населения и подразделений государственной противопожарной службы, дислоцирующихся на территории города Сокола, о возникших пожарах или их угрозе и регулирует порядок организации и принятия мер по оповещению населения в границах города Сокола.

2. Организация и задачи оповещения населения

2.1. Основными задачами оповещения являются:

– обеспечение своевременного доведения до организаций и населения, которым угрожает опасность, сигналов и информации о пожаре;

– информирование сил подразделений пожарной охраны для тушения пожаров в границах территории города Сокола;

– предоставление населению информации по порядку эвакуации в конкретной пожароопасной ситуации.

2.2. Организация оповещения населения города Сокола при угрозе возникновения пожаров и (или) возникновении пожаров возлагается на отдел по делам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности населения Администрации СМР, с использованием звуковых сигналов или передачи речевого сообщения по громкоговорящей связи.

2.3. Организация оповещения работников организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории города Сокола, при угрозе возникновения и (или) возникновении пожаров возлагается на руководителей соответствующих организаций, индивидуальных предпринимателей независимо от форм собственности, с использованием звуковых сигналов или передачи речевого сообщения по громкоговорящей связи, а также посредством использования механических средств оповещения, предусмотренных настоящим Порядком.

При этом тексты речевой информации о возникновении пожара и (или) угрозе его возникновения, передаваемой по объектовым (локальным) системам оповещения, подписываются руководителем организации.

2.4. Создание, совершенствование и поддержание в готовности объектовых систем оповещения осуществляется за счет средств объектов экономики, расположенных на территории города Сокола.

2.5. Основным способом оповещения населения на территории города Сокола об опасностях, возникающих при пожарах, считается сигнал звуковой сирены, что означает подачу предупредительного сигнала «Внимание всем!», с последующей передачей речевой информации с использованием громкоговорящей связи в общей системе оповещения населения города Сокола.

2.6. Предупреждение организаций и населения о непосредственной угрозе пожаров, о принятии своевременных мер защиты проводит отдел по делам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности населения Администрации СМР на основании информации, полученной от лиц, обнаруживших пожар.

2.7. Оповещение о начале эвакуации населения организуется по месту нахождения в кратчайшие сроки.

3. Сигналы оповещения населения

3.1. Оповещение населения и организаций, расположенных на территории города Сокола, о непосредственной угрозе пожара или его возникновении, о принятии своевременных мер по защите от пожара осуществляется одним из следующих способов:

1) путем передачи звуковых сигналов (сирен) по техническим каналам связи;

2) передачей речевого сообщения по громкоговорящей связи;

3) передачей речевых сообщений по сетям вещания.

3.2. Технические средства и сети связи для передачи информации включают в себя:

1) технические средства и сети эфирного радиовещания;

2) технические средства и сети телефонной связи, персонального радиовызова;

3) подвижные и стационарные средства вещания;

4) технические средства оповещения и связи организаций.

3.3. Сигнал оповещения – это условный сигнал, передаваемый в системе оповещения, являющийся командой для проведения определенных мероприятий администрацией города Сокола, руководителями предприятий, учреждений и организаций, а также населением города Сокола.

Для привлечения внимания населения города Сокола перед передачей информации производится включение электросирены, что означает подачу предупредительного сигнала «Внимание всем!».

Во всех случаях задействования системы оповещения города Сокола, с включением электросирен до населения немедленно доводятся соответствующие сообщения с помощью подвижных средств оповещения.

4. Порядок оповещения населения

4.1. При обнаружении очага возгорания или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) жители города Сокола, обязаны:

1) немедленно сообщать об этом в подразделение государственной противопожарной службы (телефоны 01, с мобильного 112) и в Единую дежурно-диспетчерскую службу (телефон: 2-25-75) при этом называть адрес (название улицы, номер дома, квартиры, участка лесного массива);

2) кратко и четко докладывать, что горит (дом, квартира, чердак, подвал, баня, гараж, сарай, дровяник, участок лесного массива).

4.2. О возникновении пожара или угрозе возникновения пожара ответственные лица организуют и осуществляют оповещение населения с использованием средств звуковой сигнализации, либо громкоговорящей связи с доведением речевой информации о порядке действия населения по мерам пожарной безопасности, в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.

Полученную информацию сообщают в Государственную противопожарную службу и оперативному дежурному единой дежурно-диспетчерской службы (по телефону: 2-25-75).

5. Порядок оповещения Государственной противопожарной службы

5.1. Доведение сообщения о возникновении пожара или угрозе возникновения пожара на территории города Сокола до подразделений Государственной противопожарной службы осуществляется населением, работниками администрации города Сокола, самостоятельно, по средствам телефонной связи по номеру телефона «01», с мобильного «112», либо через единую дежурно-диспетчерскую службу.

5.2. Доведение сообщения о возникновении пожара осуществляется с использованием всех видов телефонной и сотовой связи.

Приложение № 3

к Положению

ПОЛОЖЕНИЕ

об обеспечении беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара на территории города Сокола

1. Общие положения

1.1. Положение об обеспечении беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара на территории города Сокола разработано в соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Сокола в целях обеспечения свободного проезда и установки пожарной и специальной техники возле жилых домов и объектов на территории города Сокола в случае возникновения пожаров и чрезвычайных ситуаций, повышения уровня противопожарной защиты населенных пунктов, организаций (объектов), а также предотвращения гибели и травматизма людей на пожарах.

1.2. Объемно-планировочные и конструктивные решения, направленные на ограничение распространения пожара при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов защиты должны предусматривать устройство проходов, проездов, подъездов для пожарной техники и обеспечение деятельности пожарных подразделений по тушению пожара на объектах защиты.

1.3. Планировочные решения проездов, подъездов принимаются исходя из габаритных размеров мобильных средств пожаротушения, а также высоты объекта защиты для обеспечения возможности развертывания и требуемого вылета стрелы пожарной автолестницы и пожарного автоподъемника.

1.4. При наличии отступлений от требований нормативных документов в части устройства пожарных проездов, подъездов и обеспечения доступа пожарных для проведения пожарно-спасательных мероприятий, возможность обеспечения деятельности пожарных подразделений на объекте защиты должна подтверждаться в документах предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, разрабатываемых в установленном порядке.

1.5. Администрация города Сокола, руководители организаций обеспечивают исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам.

2. Основные понятия, используемые в настоящем Положении

2.1. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:

2.1.1. Проезд для пожарных автомобилей – участок территории или сооружения (моста, эстакады и др.), по которому возможно передвижение пожарных автомобилей с соблюдением нормативных требований по безопасности движения транспортных средств.

2.1.2. Подъезд для пожарных автомобилей – участок территории или сооружения, по которому возможно как указанное передвижение пожарных автомобилей, так и стоянка с возможностью приведения в рабочее состояние всех механизмов и выполнения действий по тушению пожара и проведению спасательных работ.

3. Обеспечение беспрепятственного проезда к жилым многоквартирным домам, а также к зданиям, сооружениям и строениям

3.1. Подъезд пожарных автомобилей к жилым и общественным зданиям, сооружениям должен быть обеспечен по всей длине:

а) с двух продольных сторон – к зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой 28 и более метров, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3, Ф4.2, Ф4.3, Ф.4.4 высотой 18 и более метров;

б) с одной продольной стороны – к зданиям и сооружениям вышеуказанных классов с меньшей высотой при выполнении одного из следующих условий:

– оконные проемы всех помещений или квартир выходят на сторону пожарного подъезда, либо все помещения или квартиры имеют двустороннюю ориентацию;

– при устройстве со стороны здания, где пожарный подъезд отсутствует наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой;

– при устройстве наружных лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий;

в) со всех сторон – к зданиям и сооружениям классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1.

3.2. Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее:

– 3,5 метров – при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно;

– 4,2 метра – при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно;

– 6,0 метров –  при высоте здания более 46 метров.

3.3. В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.

3.4. Расстояние от внутреннего края подъезда до наружных стен или других ограждающих конструкций жилых и общественных зданий, сооружений должно составлять:

– для зданий высотой до 28 метров включительно: 5 – 8 метров;

– для зданий высотой более 28 метров: 8 –10 метров.

3.5. Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.

Ширина ворот автомобильных въездов на огражденные территории должна обеспечивать беспрепятственный проезд пожарных автомобилей.

Въезды (выезды) на территорию микрорайонов и кварталов следует предусматривать на расстоянии не более 300 м один от другого.

3.6 В замкнутых и полузамкнутых дворах необходимо предусматривать проезды для пожарных автомобилей.

3.7. Сквозные проезды (арки) в зданиях и сооружениях должны быть шириной не менее 3,5 метра, высотой не менее 4,5 метра и располагаться не более чем через каждые 300 метров, а в реконструируемых районах при застройке по периметру - не более чем через 180 метров.

3.8. Тупиковые проезды (подъезды) должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15x15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.

3.9. В случае, когда длина проезда для пожарных автомобилей превышает указанный размер необходимо предусмотреть еще одну или несколько площадок для разворота, расположенных на расстояниях не более 150 м друг от друга.

3.10. Планировочные решения малоэтажной жилой застройки домами класса функциональной пожарной опасности Ф1.4 (до 3 этажей включительно), а также садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ должны обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям на расстояние не более 50 метров.

3.11. Запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники.

3.12. На территории садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ ширина проездов для пожарной техники должна быть не менее 3,5 метра.

4. Обеспечение беспрепятственного проезда к источникам противопожарного водоснабжения

4.1. К рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды пожарной техникой в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

4.2. К водоемам, являющимся источниками противопожарного водоснабжения и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками для разворота пожарных автомобилей, их установки и забора воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12 x 12 метров.

4.3. Пожарные гидранты надлежит располагать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 метра от края проезжей части, но не менее 5 метров от стен здания.

5. Обеспечение беспрепятственного проезда в условиях выпадения осадков и выполнения земляных работ

5.1. В целях беспрепятственного проезда в случаях выпадения снега выполнять очистку дорог.

5.2. При проведении ремонтных работ дорог или проездов, связанных с их закрытием, администрация города Сокола, руководитель организации, осуществляющей ремонт (строительство), предоставляет в подразделение пожарной охраны соответствующую информацию о сроках проведения этих работ и обеспечивает установку знаков, обозначающих направление объезда, или устраивает переезды через ремонтируемые участки дорог и проездов.

5.3. Выполнение земляных работ должно предусматривать обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

6. Мероприятия, осуществляемые администрацией города Сокола,

организациями, индивидуальными предпринимателями и гражданами

6.1. Администрация города Сокола, в рамках обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара на территории города Сокола в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации:

6.1.2. Через средства массовой информации, агитационно-пропагандистские мероприятия, издание и распространение специальной литературы, другими формами и способами осуществляет информирование населения о мерах, необходимых для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

6.1.2. При выявлении случаев нарушения законодательства Российской Федерации в области обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара незамедлительно информирует об этом государственные органы, выполняющие контрольные и надзорные функции в данной области.

6.1.3. Проводит мероприятия по освобождению от препятствий проездов для пожарной техники к месту пожара в рамках своих полномочий.

6.2. Руководители предприятий и организаций, индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории города Сокола:

6.2.1. Организуют работу подчиненных подразделений по выявлению фактов несанкционированного перекрытия проездов и подъездов пожарной техники к жилым домам и другим зданиям и сооружениям на территории города Сокола, а также мест установки пожарной техники и принятию экстренных мер к нарушителям, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

6.2.2. В случае перекрытия проездов или подъездов пожарной техники, а также мест установки пожарной и специальной техники при следовании по вызову к месту пожара, информируют территориальные подразделения надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области для принятия мер административного воздействия.

В случае перекрытия проездов или подъездов пожарной техники, а также мест их установки, подвижным составом (автотранспортом) дополнительно информируют территориальный отдел полиции для организации быстрой эвакуации транспортного средства, служащего помехой, с мест проезда, подъезда и установки специальной техники пожарных подразделений.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: "Официальный вестник" приложение к газете "Сокольская правда" от 23.10.2020, Официальный сайт от 23.10.2020
Рубрики правового классификатора: 010.150.000 Местное самоуправление

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать