Основная информация

Дата опубликования: 23 мая 2001г.
Номер документа: В200105052
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0105052

В200105052

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, N 2, СТР. 7, 2002г.

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                            23.05.2001

[Наложение на организацию, занимающуюся

розничной торговлей, штрафа за хранение

алкогольной продукции без лицензии признано

неправильным]

(Извлечение)

Постановлением руководителя управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Магаданской области от 15 октября 1999 г. N 36 на общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Ронк" в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 143-ФЗ "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" наложен административный штраф в размере 41 745 руб. (пятьсот минимальных размеров оплаты труда).

ООО "Ронк" привлечено к административной ответственности за то, что с 22 сентября 1999 г. в нарушение ст. 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в ред. Федерального закона от 7 января 1999 г.) осуществляло без лицензии хранение алкогольной продукции в количестве 41 405 бутылок на складе по ул. Транспортная, 6, в г.Магадане.

ООО "Ронк" обратилось в суд с жалобой на действия административного органа, так как, по его мнению, на хранение алкогольной продукции лицензии не требовалось, поскольку таким видом хозяйственной деятельности оно не занимается. В помещении склада по указанному адресу хранится алкогольная продукция, приобретенная организацией для розничной продажи в своих магазинах. Лицензия на розничную торговлю алкогольной продукции имеется. При вынесении постановления не учтено, что алкогольная продукция 22 сентября 1999 г. изъята должностным лицом управления внутренних дел по Магаданской области и оставлена на ответственное хранение директору ООО "Ронк" по месту ее изъятия.

Решением Магаданского городского суда от 22 февраля 2000 г. заявителю в удовлетворении жалобы отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 21 марта 2000 г. решение суда первой инстанции отменено и постановлено новое: жалобу ООО "Ронк" на действия управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Магаданской области удовлетворить, постановление о привлечении ООО "Ронк" к административной ответственности в виде штрафа отменить.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ по протесту заместителя Генерального прокурора РФ 22 декабря 2000 г. отменила определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда и оставила в силе решение Магаданского городского суда.

Президиум Верховного Суда РФ 23 мая 2001 г. протест заместителя Председателя Верховного Суда РФ, в котором поставлен вопрос об отмене определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и оставлении в силе определения судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда, удовлетворил, указав следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" деятельность юридического лица (организации) по промышленному производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществляемая без соответствующей лицензии, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции" лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности:

производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта;

производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

закупка, хранение и экспорт этилового спирта и алкогольной продукции;

хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

экспорт алкогольной продукции;

импорт, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции, а также другие виды производственной деятельности, при осуществлении которых в качестве сырья или вспомогательного материала используется этиловый спирт;

розничная продажа алкогольной продукции.

Отменяя определение Магаданского областного суда, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ исходила из того, что оно вынесено в нарушение приведенной нормы о видах лицензируемой деятельности. Хранение алкогольной продукции, как и розничная продажа алкогольной продукции являются самостоятельными видами деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Поэтому управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Магаданской области было вправе привлечь ООО "Ронк" к административной ответственности, поскольку оно осуществляло деятельность по хранению алкогольной продукции без соответствующей лицензии.

Между тем кассационной инстанцией областного суда нарушения указанной нормы материального закона не допущено.

По смыслу ст. 18 упомянутого Федерального закона, регулирующей подлежащие лицензированию виды деятельности, хранение алкогольной продукции подлежит лицензированию, если оно осуществляется как самостоятельный вид деятельности.

Из материалов дела следует, что основным видом хозяйственной уставной деятельности ООО "Ронк" является торговля алкогольной продукцией, хранение же ее к предмету предпринимательской деятельности общества не относится. Алкогольная продукция, находившаяся в помещении склада по улице Транспортной, получена организацией по договорам поставки от 15 июня 1999 г. и от 18 июня 1999 г. и предназначалась для реализации в розничной торговле. На осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции ООО "Ронк" имеет две лицензии, выданные мэрией г. Магадана, которые дают право осуществлять торговлю винно-водочными изделиями в специализированных отделах магазинов в г. Магадане по улице Портовой, 7, и по улице Гагарина, 38.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда пришла к правильному выводу о том, что хранение алкогольной продукции - не самостоятельный вид лицензируемой деятельности ООО "Ронк", а неотъемлемая часть деятельности по розничной продаже, и отдельной лицензии на это не требуется.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, отменяя определение Магаданского областного суда, сослалась также на п. 5 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ, в соответствии с которым организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. м, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, кассовые аппараты.

В силу п. 5 Положения о лицензировании розничной торговли алкогольной продукции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1996 г. N 987*, для получения лицензии на розничную торговлю необходимо, помимо иных документов, представить характеристику объекта лицензирования (вид объекта, специализация, занимаемая площадь), а также заключение органов санитарно-эпидемиологической службы и Государственной противопожарной службы о соответствии торговых и складских помещений предъявляемым требованиям.

   _______________

* Положение утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1999 г. N 1150 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5053).

Следовательно, хранение товарного запаса при розничной продаже алкогольной продукции может осуществляться только на складе, прошедшем установленное законом освидетельствование.

При прохождении процедуры лицензирования ООО "Ронк" не указало складское помещение по улице Транспортной и не представило документы в подтверждение обследования данного помещения на возможность хранения в нем алкогольной продукции.

Кроме того, по мнению Судебной коллегии Верховного Суда РФ, если согласиться с выводом кассационной инстанции областного суда о том, что хранение продукции является частью процесса розничной торговли, то и в этом случае необходимо наличие лицензии на данное помещение. Такой вывод следует из правила п. 8 упомянутого выше Положения, согласно которому в случае, если лицензируемый вид деятельности осуществляется на нескольких территориально обособленных объектах, лицензиату одновременно с лицензией выдаются ее заверенные копии на каждый объект c указанием его местоположения. При таких обстоятельствах наличие лицензий на розничную торговлю в помещениях по улице Портовой и улице Гагарина еще не свидетельствует о праве хранения продукции в арендованном складском помещении по улице Транспортной.

Вышеприведенные доводы Судебной коллегии Верховного Суда РФ о нарушении ООО "Ронк" законодательства при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции не могли быть основанием к отмене определения Магаданского областного суда, поскольку при наложении административного взыскания ООО "Ронк" вменялись в вину лишь неправомерные действия при осуществлении деятельности по хранению алкогольной продукции. Другие правонарушения в вину не ставились.

В п. 1 ст. 2 Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 143-ФЗ предусматривается ответственность юридического лица (организации) лишь за виновные действия в сфере оборота алкогольной продукции.

Материалами дела установлено, что в отношении ООО "Ронк" должностным лицом органа внутренних дел по Магаданской области 22 сентября 1999 г. был составлен протокол о другом административном правонарушении - хранении на складе по улице Транспортной, 6, алкогольной продукции без маркировки. Обнаруженная при осмотре склада алкогольная продукция была изъята и оставлена на ответственное хранение директору ООО "Ронк" С. по месту ее изъятия, о чем сделана соответствующая запись в протоколе осмотра.

Поскольку с 22 сентября 1999 г. хранение алкогольной продукции на указанном складе вызвано мерами обеспечения производства по делу о ранее выявленном административном правонарушении, хранение алкогольной продукции без лицензии в тот период не могло быть поставлено в вину ООО "Ронк". Это обстоятельство правильно учтено Магаданским областным судом.

Поэтому следует согласиться с выводом областного суда о том, что хранение алкогольной продукции на складе с 22 сентября 1999 г. являлось вынужденным, так как согласно протоколу осмотра от 22 сентября 1999 г. вывоз алкогольной продукции со склада и ее перемещение были запрещены.

Ссылка Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ на отсутствие в данном документе запрета на вывоз алкогольной продукции неосновательна.

Согласно ст. 244 КоАП РСФСР изъятые вещи должны храниться впредь до рассмотрения дела об административном правонарушении в местах, определяемых органами (должностными лицами), которым предоставлено право производить изъятие вещей. Поэтому запись в протоколе осмотра об изъятии алкогольной продукции и передаче ее на ответственное хранение директору ООО "Ронк" С. означает и запрет вывоза этой продукции с места хранения.

При таких обстоятельствах определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ подлежит отмене, а определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда - оставлению в силе.

[введено: 17.04.2002 редактор НЦПИ - Батунина Г.П.]

[проверено: 19.04.2002 редактор НЦПИ - Юрченко М.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 2 от 23.05.2001 Стр. 7
Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.050.000 Федеральный бюджет, 080.050.070 Государственный финансовый контроль (см. также 010.100.040, 020.010.040), 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.080 Налоговая отчетность и налоговый контроль (см. также 090.100.060), 090.000.000 Хозяйственная деятельность, 090.100.000 Торговля, 090.100.050 Розничная торговля (см. также 030.120.010), 090.100.060 Применение контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (см. также 080.100.080), 090.100.130 Контроль за качеством и безопасностью товаров, за соблюдением норм и правил торговли. Ответственность за нарушение правил торговли, 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.020 Федеральные суды Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать