Основная информация

Дата опубликования: 23 ноября 2005г.
Номер документа: В200504389
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Ненормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0504389

В200504389

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.07.2006, N 7, СТР. 1, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

23.11.2005 N 252-ПВ05

СУДЕБНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПО ДЕЛУ О ВЗЫСКАНИИ

ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА, ВЫНЕСЕННОЕ В НАРУШЕНИЕ

ЕДИНСТВА СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ, ОТМЕНЕНО

(Извлечение)

Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) N 8 по г. Калининграду обратилась в суд с иском к К. о взыскании земельного налога за 2002 год в сумме 11 148 руб. и пени в размере 1989 руб. 50 коп.

В обоснование заявленных требований межрайонная инспекция МНС России указывала, что К. имеет в собственности земельный участок, который был ему предоставлен для строительства индивидуального жилого дома. На основании решения городского Совета депутатов Калининграда от 9 января 2002 г. N 6 "Об утверждении дифференцированных ставок земельного налога в городе Калининграде на 2002 год" ставка земельного налога составила 13,24 руб. за 1 кв. м. В соответствии со ст. 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю" уплата сумм налога должна производиться владельцами земельных участков в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября текущего года, о чем К. был проинформирован 6 мая 2002 г. налоговым уведомлением. На основании ст. 69 НК РФ ему были направлены требования об уплате налога за землю и пени, которые были им получены, но не исполнены. Задолженность ответчика по уплате налога на землю на 28 марта 2003 г. составила 11 148 руб., а пеня за период с 16 сентября 2002 г. по 25 июля 2003 г. - 1989 руб. 50 коп.

Решением мирового судьи 1-го судебного участка Гурьевского района Калининградской области от 11 сентября 2003 г. исковые требования удовлетворены: с К. в пользу межрайонной инспекции МНС России N 8 по г. Калининграду взыскана задолженность по уплате земельного налога в размере 11 148 руб. и пеня в сумме 1989 руб. 50 коп., а всего - 13 137 руб. 50 коп., а также государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 504 руб. 12 коп.

Апелляционным решением Гурьевского районного суда Калининградской области от 1 декабря 2003 г. решение мирового судьи отменено, вынесено новое решение, которым межрайонной инспекции МНС России N 8 г. Калининграда в иске отказано, на нее возложена обязанность произвести перерасчет суммы земельного налога в размере 3% от установленной ставки за земельный участок, принадлежащий К.

Президиум Калининградского областного суда 7 июня 2004 г. апелляционное решение районного суда отменил, оставил в силе решение мирового судьи.

В порядке ст. 389 ГПК РФ; НГР:Р0205496 заместителем Председателя Верховного Суда РФ внесено в Президиум Верховного Суда РФ представление о пересмотре определения президиума Калининградского областного суда от 7 июня 2004 г. в целях обеспечения единства судебной практики и законности.

Президиум Верховного Суда РФ 23 ноября 2005 г. определение президиума Калининградского областного суда отменил, указав следующее.

Согласно ч. 5 ст. 8 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 г. N 1738-1; НГР:Р9100792I "О плате за землю" (в ред. от 25 июля 2002 г.) налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 руб. за квадратный метр.

Удовлетворяя надзорную жалобу межрайонной инспекции МНС России и отменяя апелляционное решение районного суда, президиум областного суда указал на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм Закона Российской Федерации "О плате за землю". В частности, президиум исходил из того, что приведенное выше положение ч. 5 ст. 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" о льготном налогообложении земель 3% от ставки земельного налога, занятых жилищным фондом, применимо лишь к землям, на которых строительство жилых домов завершено, и, соответственно, неприменимо к землям, на которых строительство домов не завершено, дома не сданы в эксплуатацию.

Также президиум областного суда указал, что понятие "жилищный фонд", используемое в ч. 5 ст. 8 упомянутого Закона, следует применять в том значении, в каком оно используется в ст. 4 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент рассмотрения спора), в соответствии с которой жилищный фонд образуют находящиеся на территории Российской Федерации жилые дома, а также жилые помещения в других строениях (т. е. дома, строения, строительство которых завершено и осуществлена регистрация прав на построенный объект недвижимости). Следовательно, установленная в ч. 5 ст. 8 указанного Закона налоговая льгота, по мнению президиума, должна применяться лишь в отношении земель, на которых полностью завершено строительство объекта недвижимости и зарегистрированы права на этот объект.

В связи с этим президиум областного суда пришел к выводу о том, что налог на предназначенный под строительство жилого дома земельный участок, принадлежащий К., на котором расположен недостроенный жилой дом, не подлежит оплате в льготном порядке.

Однако в данном случае президиумом областного суда неправильно применены нормы материального права, поскольку понятие "жилищный фонд", закрепленное в ч. 5 ст. 8 Закона, использовано в специальном Законе Российской Федерации "О плате за землю".

Президиум Калининградского областного суда при применении ч. 5 ст. 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" ошибочно использовал понятие "жилищный фонд" в значении, в котором оно дано в ст. 4 Жилищного кодекса РСФСР.

Президиум Верховного Суда РФ в своем определении от 14 июля 2004 г. N 15-ПВ04ПР по делу по жалобе Ж. на действия инспекции МНС России по Курортному району г. Санкт-Петербурга разъяснил, что по смыслу и содержанию всей ч. 5 ст. 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" указанная норма Закона предусматривает 3% ставки налога за землю исходя из целевого назначения земли и напрямую не связывает право на нее со сроками сдачи дома в эксплуатацию и его регистрацией.

Таким образом, Гурьевским районным судом Калининградской области в апелляционном решении сделан правильный вывод о том, что размер ставки налога на земельный участок, имеющий целевое назначение - для строительства жилого дома, не должен зависеть от наличия либо отсутствия на данном земельном участке завершенного строительством жилого дома.

В связи с тем что определение президиума Калининградского областного суда существенно нарушает нормы материального права и единство судебной практики, оно отменено с оставлением в силе апелляционного решения Гурьевского районного суда.

[введено: 26.10.2006 оператор НЦПИ - Агуреева И.В.]

[проверено: 14.12.2006 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 7 от 01.07.2006 Стр. 1
Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.040 Местные налоги и сборы, 180.000.000 Правосудие, 180.040.000 Гражданский процесс, 180.040.040 Пересмотр решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать