Основная информация

Дата опубликования: 24 марта 2020г.
Номер документа: RU86046110202000010
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Принявший орган: Администрация сельского поселения Красноленинский Ханты-Мансийского района
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Проект

1

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Ханты-Мансийский район

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ КРАСНОЛЕНИНСКИЙ

АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от 24.03.2020 № 18

п. Красноленинский

О Порядке оценки налоговых расходов сельского поселения Красноленинский

В соответствии с пунктом 2 статьи 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года № 796 «Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»:

1. Утвердить прилагаемый Порядок оценки налоговых расходов сельского поселения Красноленинский.

2. Признать утратившим силу постановление администрации сельского поселения Красноленинский от 15.08.2018 № 47 «О порядке оценки бюджетной, социальной и экономической эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот».

3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

4. Контроль за выполнением постановления возложить на финансово-экономический сектор администрации сельского поселения Красноленинский.

Глава

сельского поселения Красноленинский О.Б.Шаманова

Приложение

к постановлению администрации

сельского поселения Красноленинский

от 24.03.2020 № 18

ПОРЯДОК

ОЦЕНКИ НАЛОГОВЫХ РАСХОДОВ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ КРАСНОЛЕНИНСКИЙ

I. Общие положения

1. Порядок оценки налоговых расходов сельского поселения Красноленинский (далее также-Порядок, сельское поселение) определяет процедуру проведения оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых расходов сельского поселения (далее-налоговые расходы), правила формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов, порядок обобщения результатов оценки эффективности налоговых расходов.

2. Понятия, используемые в Порядке, соответствуют терминам и определениям, установленным общими требованиями к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года № 796 (далее-Общие требования).

3. Оценка налоговых расходов направлена на оптимизацию перечня налоговых преференций и обеспечение оптимального выбора объектов для предоставления муниципальной поддержки в виде налоговых льгот.

Результаты рассмотрения оценки налоговых расходов учитываются при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики сельского поселения, а также при проведении оценки эффективности реализации муниципальных программ сельского поселения.

4. Оценка эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых расходов осуществляется с использованием:

показателей, предоставляемых налогоплательщиками-организациями, являющимися юридическими лицами, осуществляющими деятельность на территории сельского поселения и входящими в льготную категорию налогоплательщиков (далее-налогоплательщики-организации);

данных статистической налоговой отчетности;

статистических данных о целевых индикаторах муниципальных программ сельского поселения.

Указанная информация предоставляется налогоплательщиками-организациями в разрезе предоставляемых налоговых льгот за прошедший налоговый период; по налоговым льготам, планируемым к предоставлению,-за текущий налоговый период и 2 налоговых периода, предшествующих текущему налоговому периоду.

5. Оценка эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых расходов осуществляется в отношении налоговых льгот, пониженных ставок и иных преференций для:

1) налогоплательщиков-организаций по земельному налогу;

2) налогоплательщиков-физических лиц (далее-налогоплательщики-физические лица) по следующим налогам:

налогу на имущество физических лиц;

земельному налогу;

3) физических лиц, являющихся в соответствии с законодательством о налогах и сборах индивидуальными предпринимателями, по следующим налогам:

налогу на имущество физических лиц;

земельному налогу.

II. Правила формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов

6. В целях обеспечения сбора информации для оценки эффективности предоставленных налоговых расходов финансово-экономический сектор администрации сельского поселения Красноленинский (далее-уполномоченный орган) осуществляет учет информации о налоговых расходах в электронном виде (в формате электронной таблицы) в разрезе показателей, входящих в перечень информации, включаемый в паспорт налогового расхода сельского поселения (далее-паспорт налогового расхода), приведенный в приложении 1 к Порядку.

7. Для сбора и учета информации о нормативных и целевых характеристиках налоговых расходов кураторы налоговых расходов представляют в электронном виде в уполномоченный орган информацию по пунктам 17, 18 паспорта налогового расхода ежегодно до 15 апреля.

8. Информацию по пунктам 19, 21, 22, 23, 24 паспорта налогового расхода уполномоченный орган использует на основании данных Межрайонной ИФНС России № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее-МИФНС России № 1 по автономному округу) в порядке, указанном в соглашении между МИФНС России № 1 по автономному округу и администрацией сельского поселения Красноленинский.

9. В целях проведения оценки эффективности предоставленных налоговых расходов уполномоченный орган направляет кураторам налоговых расходов информацию по пунктам 19-22 паспорта налогового расхода ежегодно до 1 мая.

10. Уполномоченный орган ежегодно до 1 мая размещает информацию о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов, включенных в перечень налоговых расходов (информацию по пунктам 1-20 паспорта налогового расхода), на официальном сайте администрации Ханты-Мансийского района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее-официальный сайт) в разделе «СП Красноленинский».

III. Оценка эффективности предоставляемых налоговых расходов

11. Оценку эффективности предоставляемых налоговых расходов проводят кураторы налоговых расходов.

Оценку совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов проводит уполномоченный орган в соответствии с пунктами 33, 34 Порядка.

12. Перечень налоговых расходов и кураторов налоговых расходов, ответственных за проведение оценки эффективности налоговых расходов, утверждается распоряжением администрации сельского поселения Красноленинский.

13. Кураторы налоговых расходов проводят оценку эффективности предоставленных налоговых расходов за отчетный период и направляют в уполномоченный орган отчет об оценке эффективности предоставленных налоговых расходов до 1 июня по форме согласно приложению 2 к Порядку с приложением произведенных расчетов и аналитической записки, содержащей:

заключение о признании налоговых расходов эффективными (неэффективными) на основе результатов оценки их эффективности;

заключение о значимости вклада налоговых расходов в достижение соответствующих показателей (индикаторов);

заключение о наличии (отсутствии) более результативных (менее затратных) альтернативных механизмов достижения поставленных целей и задач;

предложения о необходимости сохранения, корректировки или отмены налоговых расходов.

IV. Порядок обобщения результатов оценки эффективности предоставляемых налоговых расходов

14. Уполномоченный орган рассматривает отчеты кураторов налоговых расходов об оценке эффективности предоставленных налоговых расходов (далее-отчеты кураторов налоговых расходов), подготовленные в соответствии с пунктом 13 Порядка, ежегодно до 15 июня.

По результатам рассмотрения уполномоченный орган согласовывает отчеты кураторов налоговых расходов в случае отсутствия замечаний и предложений либо направляет на доработку с замечаниями и предложениями.

В случае возвращения указанного отчета на доработку куратор налогового расхода в течение 5 рабочих дней, следующих за днем его возвращения, устраняет замечания и направляет его на повторное рассмотрение.

15. На основе полученных результатов оценки самоокупаемости налоговых расходов и согласованных отчетов кураторов налоговых расходов уполномоченный орган готовит сводный отчет об оценке эффективности предоставленных налоговых расходов за отчетный период (далее-Сводный отчет).

16. По результатам подготовки Сводного отчета уполномоченный орган готовит аналитическую записку об оценке эффективности предоставленных налоговых расходов за отчетный период (далее-аналитическая записка).

Аналитическую записку уполномоченный орган направляет в Бюджетную комиссию (далее-Комиссия) на очередной финансовый год и плановый период до 25 июля.

После рассмотрения Комиссией уполномоченный орган до 15 августа направляет Аналитическую записку с учетом замечаний, предложений Комиссии главе сельского поселения Красноленинский.

17. Уполномоченный орган размещает Аналитическую записку на официальном сайте в течение 3 рабочих дней со дня ее рассмотрения главой сельского поселения.

V. Оценка эффективности планируемых к предоставлению налоговых расходов

18. Субъектами оценки эффективности планируемых к предоставлению налоговых расходов выступают органы администрации сельского поселения Красноленинский согласно полномочиям, установленным нормативными правовыми актами сельского поселения, за достижение соответствующих налоговым расходам целей муниципальных программ сельского поселения и (или) целей социально-экономической политики сельского поселения, не относящихся к муниципальным программам сельского поселения, на основании обращений о предоставлении налоговых расходов, поступивших от заинтересованных лиц.

19. В случае внесения кураторами налоговых расходов предложений об установлении новых налоговых расходов оценку эффективности планируемых к предоставлению налоговых расходов осуществляют указанные кураторы налоговых расходов.

20. Оценка эффективности планируемых к предоставлению налоговых расходов осуществляется в следующем порядке:

1) определяются цели (целевые индикаторы) предлагаемого к введению налогового расхода, которые должны:

соответствовать целям муниципальных программ сельского поселения и (или) целям социально-экономической политики сельского поселения, не относящимся к муниципальным программам сельского поселения, при которых допустимо предоставление предлагаемых к введению налоговых расходов;

иметь информационную базу для оценки (данные за период не менее чем за 3 последних налоговых периода, содержащиеся в статистической, налоговой отчетности и характеризующие динамику развития и (или) ситуацию, процессы в отношении субъектов и (или) объектов налогообложения, в отношении которых планируется установить налоговый расход);

подлежать оценке по истечении отчетного периода;

2) проводится сравнительный анализ результативности применения альтернативных механизмов путем сопоставления, планируемого к предоставлению налогового расхода для бюджета сельского поселения и возможного бюджетного эффекта в результате применения определенных альтернативных механизмов, в том числе мер прямого финансирования (субсидирования) из местного бюджета для достижения определенного уровня целевого индикатора;

3) определяется механизм предоставления налогового расхода, подтверждения права на его применение, особенности его будущего администрирования;

4) выполняется анализ и выявление индикаторов, на основе которых будет производиться мониторинг и оценка критериев эффективности предлагаемого к введению налогового расхода;

5) определяется ожидаемый период достижения целевых индикаторов предлагаемого к введению налогового расхода;

6) проводится оценка эффективности планируемых к предоставлению налоговых расходов на основе критериев, приведенных в пунктах 39, 40 Порядка;

7) определяется возможный источник компенсации выпадающих доходов бюджета сельского поселения в связи с предоставлением налоговых расходов.

21. По результатам оценки эффективности планируемых к предоставлению налоговых расходов кураторы налоговых расходов подготавливают аналитический материал о результатах оценки эффективности планируемых к предоставлению налоговых расходов и их целесообразности (далее-аналитический материал), который направляют в уполномоченный орган не позднее 1 мая текущего года по форме согласно приложению 3 к Порядку.

22. Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней, следующих за днем получения аналитического материала, готовит заключение о целесообразности (нецелесообразности) предоставления рассматриваемых налоговых расходов (далее-заключение).

23. Заключение содержит:

предложения о внесении изменений в нормативные правовые акты сельского поселения, предусматривающее предоставление на территории сельского поселения представленных к рассмотрению налоговых расходов;

цель, основания и порядок предоставления предлагаемых к введению налоговых расходов;

ожидаемый результат от предоставления налоговых расходов;

вид, размер и срок действия предлагаемых к предоставлению налоговых расходов;

расчет прогнозного объема выпадающих доходов бюджета сельского поселения в связи с предоставлением налоговых расходов;

наличие или отсутствие более эффективных (менее затратных) альтернативных механизмов достижения планируемого результата от предоставления налоговых расходов;

преимущества предлагаемых к предоставлению налоговых расходов относительно доступных альтернативных механизмов муниципальной поддержки.

24. В случае принятия решения о целесообразности предоставления рассматриваемых налоговых расходов по результатам подготовки заключения уполномоченный орган вносит предложения для рассмотрения на Комиссии.

25. В случае принятия решения о нецелесообразности предоставления рассматриваемых налоговых расходов по результатам подготовки заключения уполномоченный орган направляет инициатору соответствующее уведомление с приложением обоснований.

26. Предложения, поступившие после даты, указанной в пункте 21 Порядка, уполномоченный орган рассматривает и направляет в Комиссию в очередном финансовом году.

VI. Критерии оценки эффективности предоставляемых налоговых расходов

27. Оценка эффективности предоставляемых налоговых расходов включает:

1) оценку целесообразности предоставляемых налоговых расходов;

2) оценку результативности предоставляемых налоговых расходов.

28. Критериями целесообразности предоставляемых налоговых расходов являются:

их соответствие целям муниципальных программ сельского поселения и (или) целям социально-экономической политики сельского поселения, не относящимся к муниципальным программам сельского поселения;

востребованность плательщиками предоставленных налоговых расходов, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на применение налоговых расходов, и общей численности плательщиков, относящихся к данной категории, за 5-летний период.

29. В случае несоответствия предоставляемых налоговых расходов целям муниципальных программ сельского поселения и (или) целям социально-экономической политики сельского поселения, не относящимся к муниципальным программам сельского поселения, хотя бы одному из критериев, указанных в пункте 28 Порядка, куратор налогового расхода представляет в уполномоченный орган предложения о сохранении (уточнении, отмене) налогового расхода.

30. Оценка результативности предоставляемых налоговых расходов включает:

оценку бюджетной эффективности предоставляемых налоговых расходов;

оценку вклада предусмотренного налогового расхода в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей муниципальных программ сельского поселения и (или) целей социально-экономической политики сельского поселения, не относящихся к муниципальным программам сельского поселения.

31. В целях оценки бюджетной эффективности предоставляемых налоговых расходов осуществляются:

сравнительный анализ результативности предоставления налоговых расходов и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей муниципальных программ сельского поселения, и (или) целей социально-экономической политики сельского поселения, не относящихся к муниципальным программам сельского поселения;

оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов.

32. Сравнительный анализ включает сопоставление объемов расходов бюджета сельского поселения в случае применения альтернативных механизмов достижения целей муниципальных программ сельского поселения и (или) целей социально-экономической политики сельского поселения, не относящихся к муниципальным программам сельского поселения, и объемов предоставленных налоговых расходов (расчет прироста показателя (индикатора) достижения целей муниципальных программ сельского поселения и (или) целей социально-экономической политики сельского поселения, не относящихся к муниципальным программам сельского поселения, на 1 рубль налоговых расходов и на 1 рубль расходов бюджета сельского поселения для достижения того же показателя (индикатора) в случае применения альтернативных механизмов) по следующим формулам:

,

где:

-коэффициент бюджетной результативности для налогового расхода;

фактический вклад налогового расхода в достижение целей муниципальных программ сельского поселения и (или) целей социально-экономической политики сельского поселения, не относящихся к муниципальным программам сельского поселения;

объем предоставленных налоговых расходов.

где:

коэффициент бюджетной результативности для альтернативных механизмов достижения целей муниципальных программ сельского поселения и (или) целей социально-экономической политики сельского поселения, не относящихся к муниципальным программам сельского поселения;

вклад расходов бюджета сельского поселения (альтернативных механизмов) для достижения целей муниципальных программ сельского поселения и (или) целей социально-экономической политики сельского поселения, не относящихся к муниципальным программам сельского поселения;

Объем РасхАльт-объем расходов бюджета сельского поселения в рамках соответствующего альтернативного механизма финансирования для достижения целей муниципальных программ сельского поселения и (или) целей социально-экономической политики сельского поселения, не относящихся к муниципальным программам сельского поселения.

В качестве альтернативных механизмов достижения целей муниципальных программ сельского поселения и (или) целей социально-экономической политики сельского поселения, не относящихся к муниципальным программам сельского поселения, могут учитываться в том числе:

а) субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на льготы по налогам, за счет средств бюджета сельского поселения;

б) предоставление муниципальных гарантий по обязательствам плательщиков, имеющих право на льготы по налогам;

в) совершенствование нормативного регулирования и (или) порядка осуществления контрольно-надзорных функций в сфере деятельности плательщиков, имеющих право на льготы по налогам.

33. Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов, обусловленных льготами отдельно по каждому налоговому расходу.

Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов определяется за период с начала действия для плательщиков соответствующих льгот или за 5 отчетных лет (в случае, если указанные льготы действуют более 6 лет на день проведения оценки эффективности налогового расхода) по следующей формуле:

где:

E-совокупный бюджетный эффект (самоокупаемость) стимулирующих налоговых расходов;

i-порядковый номер года, имеющий значение от 1 до 5;

mi-количество плательщиков, воспользовавшихся льготой в i-м году;

j - порядковый номер плательщика, имеющий значение от 1 до m;

Nij-объем налогов, подлежащих уплате в бюджет сельского поселения j-м плательщиком в i-м году.

При определении объема налогов, задекларированных плательщиками для уплаты в бюджет сельского поселения, учитываются начисления по налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, налогам, подлежащим уплате в связи с применением специальных налоговых режимов и земельному налогу;

Boj-базовый объем налогов, для уплаты в бюджет сельского поселения j-м плательщиком в базовом году;

gi-номинальный темп прироста налоговых доходов бюджета сельского поселения в i-м году по отношению к показателям базового года;

r-расчетная стоимость среднесрочных рыночных заимствований, которая рассчитывается по формуле:

r = iинф + p + c,

где:

iинф-целевой уровень инфляции, определяемый Центральным банком Российской Федерации на среднесрочную перспективу;

p-реальная процентная ставка, определяемая Правительством Российской Федерации;

c-кредитная премия за риск, рассчитываемая для целей Порядка зависимости от отношения муниципального долга сельского поселения по состоянию на 1 января текущего финансового года к доходам (без учета безвозмездных поступлений) за отчетный период.

34. Базовый объем налогов для уплаты в бюджет сельского поселения j-м плательщиком в базовом году (B0j) рассчитывается по формуле:

,

где:

N0j-объем налогов для уплаты в бюджет сельского поселения j-м плательщиком в базовом году;

L0j - объем льгот, предоставленных j-му плательщику в базовом году.

Под базовым годом в Порядке понимается год, предшествующий году начала получения j-м плательщиком льготы по налогу, либо 6-й год, предшествующий отчетному году, если льгота предоставляется плательщику более 6 лет.

35. Оценка вклада предусмотренных для плательщиков льгот по налогам в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей муниципальных программ сельского поселения и (или) целей социально-экономической политики сельского поселения, не относящихся к муниципальным программам сельского поселения, определяется как разница между значением указанного показателя (индикатора) с учетом льгот по налогам и значением указанного показателя (индикатора) без учета льгот по налогам путем расчета коэффициента эффективности вклада налогового расхода в достижение целей:

,

где:

коэффициент эффективности вклада налогового расхода в отчетном периоде;

планируемый вклад налогового расхода в достижение целей муниципальных программ сельского поселения и (или) целей социально-экономической политики сельского поселения, не относящихся к муниципальным программам сельского поселения;

фактический вклад налогового расхода в достижение целей муниципальных программ сельского поселения и (или) целей социально-экономической политики сельского поселения, не относящихся к муниципальным программам сельского поселения.

При значении коэффициента эффективности вклада налогового расхода не ниже 75 процентов налоговый расход расценивается как эффективный.

Запланированное значение показателя (индикатора) достижения целей муниципальных программ сельского поселения и (или) целей социально-экономической политики сельского поселения, не относящихся к муниципальным программам сельского поселения, определяет куратор налогового расхода до начала отчетного периода как ожидаемый вклад непосредственно налоговых расходов в изменение целевого индикатора по формуле:

,

где:

планируемое значение целевого индикатора в отчетном периоде;

значение целевого индикатора в базовом периоде;

запланированный вклад прочих (неналоговых) факторов в изменение значения целевого индикатора.

Планируемый вклад прочих факторов определяет куратор налогового расхода на основе экспертного прогноза вклада постоянных ключевых факторов, влияющих на изменение целевого индикатора, отдельно по каждой категории налоговых расходов.

Вклад прочих факторов численно выражается в коэффициенте-мультипликаторе, который может принимать любые значения, как положительные, так и отрицательные, в зависимости от того, ожидается ли, что совокупность прочих факторов окажет положительное или отрицательное влияние на изменение целевого индикатора.

Определяются вклады следующих типов прочих факторов в изменение целевых индикаторов:

экономических факторов,

факторов бюджетных расходов,

фактора нормативного регулирования.

Фактическое значение показателя (индикатора) вклада налогового расхода в достижение целей муниципальных программ сельского поселения и (или) целей социально-экономической политики сельского поселения, не относящихся к муниципальным программам сельского поселения, определяется по формуле:

,

где:

фактическое значение целевого индикатора в отчетном периоде;

значение целевого индикатора в базовом периоде;

фактический вклад уникальных фактов и обстоятельств, характерных для конкретного отчетного периода, определяемый куратором налогового расхода на основе экспертного анализа и мониторинга показателей в рассматриваемом периоде.

36. Кураторы налоговых расходов вправе предусматривать дополнительные критерии оценки эффективности предоставляемых налоговых расходов. Рекомендуемый перечень критериев оценки бюджетной, экономической и социальной эффективности предоставляемых налоговых расходов и алгоритм их расчета приведен в приложении 4 к Порядку.

37. Совокупность значений всех критериев, включая рекомендуемые, при которых предоставляемые налоговые расходы считаются эффективными, должна соответствовать значениям, приведенным в приложении 5 к Порядку.

VII. Критерии оценки эффективности планируемых к предоставлению налоговых расходов

38. Оценка эффективности планируемых к предоставлению налоговых расходов осуществляется с использованием метода экстраполяции, который предусматривает предположение о продолжении в будущем периоде (периодах) существующих экономических тенденций.

39. Оценка эффективности планируемых к предоставлению налоговых расходов осуществляется по следующим критериям:

соответствие предоставляемых налоговых расходов целям муниципальных программ сельского поселения и (или) целям социально-экономической политики сельского поселения, не относящимся к муниципальным программам сельского поселения;

сравнительный анализ результативности предоставления налоговых расходов и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей муниципальных программ сельского поселения и (или) целей социально-экономической политики сельского поселения, не относящихся к муниципальным программам сельского поселения, проводится в соответствии с пунктом 32 Порядка;

ожидаемая бюджетная эффективность планируемых к предоставлению налоговых расходов для отдельной категории налогоплательщиков.

40. Оценка бюджетной эффективности планируемых к предоставлению налоговых расходов на основе показателя ожидаемого бюджетного эффекта производится по следующей формуле:

где:

-бюджетная эффективность планируемой к введению налоговой льготы;

-ожидаемая сумма налоговых поступлений в бюджет сельского поселения в текущем финансовом году для j-ой категории налогоплательщиков;

-прогнозируемая сумма налоговых поступлений в бюджет сельского поселения на очередной финансовый год, с которого планируется предоставление льготы для j-ой категории налогоплательщиков;

-прогнозируемая сумма налоговых поступлений в бюджет сельского поселения на финансовый год, следующий за годом, с которого планируется предоставление льготы для j-ой категории налогоплательщиков;

-прогнозируемая сумма налоговых поступлений в бюджет сельского поселения на второй финансовый год, следующий за годом, с которого планируется предоставление льготы для j-ой категории налогоплательщиков;

сумма налоговых льгот, планируемых к предоставлению j-й категории налогоплательщиков в планируемом году, с которого планируется предоставление льготы;

сумма налоговых льгот, планируемых к предоставлению j-й категории налогоплательщиков в году, следующем за годом, с которого планируется предоставление льготы;

сумма налоговых льгот, планируемых к предоставлению j-й категории налогоплательщиков во втором году, следующем за годом, с которого планируется предоставление льготы.

В случае, если полученное значение выше 1, то планируемую к введению льготу следует рассматривать как эффективную с бюджетной точки зрения. В случае значения данного показателя, которое меньше 1, планируемую к введению льготу следует расценивать как неэффективную для бюджета сельского поселения.

41. Совокупность значений всех критериев, при которых планируемые к предоставлению налоговые расходы считаются эффективными, должна соответствовать значениям, приведенным в приложении 6 к Порядку.

1

Приложение 1

к Порядку оценки налоговых расходов

сельского поселения Красноленинский

Перечень

информации, включаемой в паспорт налогового расхода сельского поселения Красноленинский

№ п/п

Информация

Источник данных

I. Нормативные характеристики налогового расхода

1.

Нормативные правовые акты, которыми предусматриваются налоговые льготы, освобождения и иные преференции по налогам

перечень налоговых расходов

2.

Условия предоставления налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов

уполномоченный орган

3.

Целевая категория плательщиков налогов, для которых предусмотрены налоговые льготы, освобождения и иные преференции

перечень налоговых расходов

4.

Даты вступления в силу нормативных правовых актов, устанавливающих налоговые льготы, освобождения и иные преференции для плательщиков налогов

уполномоченный орган

5.

Даты начала действия предоставленных нормативными правовыми актами права на налоговые льготы, освобождения и иные преференции по налогам

уполномоченный орган

6.

Период действия налоговых льгот, освобождений и иных преференций по налогам, предоставленным нормативными правовыми актами

уполномоченный орган

7.

Дата прекращения действия налоговых льгот, освобождений и иных преференций по налогам, установленная нормативными правовыми актами

уполномоченный орган

II. Целевые характеристики налогового расхода

8.

Наименование налоговых льгот, освобождений и иных преференций по налогам

уполномоченный орган

9.

Целевая категория налоговых расходов

уполномоченный орган

10.

Цели предоставления налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов

перечень налоговых расходов

11.

Наименование налогов, по которым предусматриваются налоговые льготы, освобождения и иные преференции

перечень налоговых расходов

12.

Вид налоговых льгот, освобождений и иных преференций, определяющий особенности предоставленных отдельным категориям плательщиков налогов преимуществ по сравнению с другими плательщиками

уполномоченный орган

13.

Размер налоговой ставки, в пределах которой предоставляются налоговые льготы, освобождения и иные преференции по налогам

уполномоченный орган

14.

Наименование муниципальной программы сельского поселения, наименования нормативных правовых актов, определяющих цели социально-экономической политики сельского поселения, не относящихся к муниципальным программам сельского поселения, для реализации которых предоставляются налоговые льготы, освобождения и иные преференции

перечень налоговых расходов

15.

Наименования структурных элементов муниципальных программ сельского поселения, в целях реализации которых предоставляются налоговые льготы, освобождения и иные преференции для плательщиков налогов

перечень налоговых расходов

16.

Показатели (индикаторы) достижения целей муниципальных программ сельского поселения и (или) целей социально-экономической политики сельского поселения, не относящихся к муниципальным программам сельского поселения, в связи с предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов

перечень налоговых расходов

17.

Значения показателей (индикаторов) достижения целей муниципальных программ сельского поселения и (или) целей социально-экономической политики сельского поселения, не относящихся к муниципальным программам сельского поселения, в связи с предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов

куратор налогового расхода

18.

Прогнозные (оценочные) значения показателей (индикаторов) достижения целей муниципальных программ сельского поселения и (или) целей социально-экономической политики сельского поселения, не относящихся к муниципальным программам сельского поселения, в связи с предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период

куратор налогового расхода

III. Фискальные характеристики налогового расхода

19.

Объем налоговых льгот, освобождений и иных преференций, предоставленных для плательщиков налогов за отчетный финансовый год (тыс. рублей)

МИФНС России № 1 по автономному округу

(по согласованию),

уполномоченный орган

20.

Оценка объема предоставленных налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период (тыс. рублей)

уполномоченный орган

21.

Общая численность плательщиков налогов в отчетном финансовому году (единиц)

МИФНС России № 1 по автономному округу

(по согласованию)

22.

Численность плательщиков налогов, воспользовавшихся правом на получение налоговых льгот, освобождений и иных преференций в отчетном финансовом году (единиц)

МИФНС России № 1 по автономному округу

(по согласованию),

уполномоченный орган

23.

Базовый объем налогов для уплаты в бюджет сельского поселения плательщиками налогов, имеющими право на налоговые льготы, освобождения, иные преференции (тыс. рублей)

МИФНС России № 1 по автономному округу

(по согласованию)

24.

Объем налогов для уплаты в бюджет сельского поселения плательщиками налогов, имеющими право на налоговые льготы, освобождения и иные преференции, за 6 лет, предшествующих отчетному финансовому году (тыс. рублей)

МИФНС России № 1 по автономному округу (по согласованию)

1

Приложение 2

к Порядку оценки налоговых расходов

сельского поселения Красноленинский

Отчет об оценке эффективности предоставленного налогового расхода

в 20__ году

Общие положения

Наименование куратора налогового расхода:

____________________________________________________________________________________________________________________________________.

2. Наименование налога, по которому предоставляется налоговая льгота: __________________________________________________________________.

3. Реквизиты нормативного правового акта сельского поселения Красноленинский, устанавливающего налоговые расходы __________________________________________________________________

__________________________________________________________________.

(с указанием статьи, части, пункта, подпункта, абзаца)

4. Категории плательщиков налогов, для которых предусмотрены налоговые расходы:

____________________________________________________________________________________________________________________________________.

5. Наименование муниципальной программы сельского поселения Красноленинский, наименования нормативных правовых актов, определяющих цели социально-экономической политики сельского поселения Красноленинский, не относящиеся к муниципальным программам сельского поселения Красноленинский, для реализации которых предоставляется налоговый расход:

____________________________________________________________________________________________________________________________________.

(с указанием реквизитов, статьи, части, пункта, подпункта, абзаца)

6. Наименование структурного элемента муниципальной программы сельского поселения Красноленинский, в целях реализации которого предоставляется налоговый расход:

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________.

7. Цели предоставления налогового расхода:

____________________________________________________________________________________________________________________________________.

8. Показатели (индикаторы) достижения целей муниципальных программ сельского поселения Красноленинский и (или) целей социально-экономической политики сельского поселения Красноленинский, не относящихся к муниципальным программам сельского поселения Красноленинский, в связи с предоставлением налогового расхода:

1) _____________________________________;

2) _____________________________________;

3) _____________________________________.

и т.д.

9. Срок действия налогового расхода:

__________________________________________________________________.

10. Количество налогоплательщиков, пользующихся налоговым расходом: _________________________________________________________.

II. Критерии оценки эффективности предоставленного налогового расхода в 20__ году

11. Оценка эффективности предоставленного налогового расхода в 20__ году проведена на основе показателей, приведенных в таблице 1.

Таблица 1

Показатели, использованные при оценке эффективности предоставленного налогового расхода в 20__ году



п/п

Наименование показателя

Единица измерения

Значение

12. По результатам расчетов получены следующие значения критериев оценки эффективности предоставленного налогового расхода в 20__ году, которые приведены в таблице 2.

Таблица 2

Значения критериев оценки эффективности предоставленного налогового расхода в 20__ году



п/п

Наименование критерия

Единица измерения

Значение

1.

Соответствие предоставляемого налогового расхода целям муниципальных программ сельского поселения и (или) целям социально-экономической политики сельского поселения, не относящимся к муниципальным программам сельского поселения

да/нет

2.

Востребованность плательщиками предоставленных льгот, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и общей численности плательщиков, относящихся к данной категории, за 5-летний период

коэффициент

3.

Коэффициент бюджетной результативности (сравнительный анализ результативности предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы)

процентов на 1 рубль

4.

Коэффициент эффективности вклада налогового расхода в отчетном периоде

коэффициент

5.

Иные критерии, используемые куратором налогового расхода для оценки эффективности предоставленного налогового расхода

13. Из значений критериев оценки эффективности предоставленного налогового расхода в 20__ году следует, что:

________________________________________________________________;

________________________________________________________________;

________________________________________________________________;

________________________________________________________________.

(приводится описание результатов расчета критериев)

14. Более результативные (менее затратные) альтернативные механизмы достижения результата от предоставления налоговых расходов __________________________________________________________________.

(отсутствуют или имеются) (при наличии альтернативных механизмов необходимо их привести, при отсутствии-обосновать)

15. Преимуществами предоставленного налогового расхода относительно доступных альтернативных механизмов муниципальной поддержки являются:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

III. Выводы и предложения

16. Результаты оценки эффективности предоставленного налогового расхода в 20__ году выявили, что налоговый расход признается __________________________________________________________________.

(эффективным или неэффективным)

17. Исходя из оценки эффективности предоставленного налогового расхода в 20__ году, предлагается _____________________________________

__________________________________________________________________

(сохранить, продлить, корректировать или отменить)

налоговый расход.

В случае продления налогового расхода необходимо привести срок продления и обоснование, в случае корректировки-порядок изменения и обоснование.

Приложение: расчеты к настоящему отчету на ___ листах (приводятся расчеты к отчету).

1

Приложение 3

к Порядку оценки налоговых расходов

сельского поселения Красноленинский

Отчет об оценке эффективности планируемого к предоставлению налогового расхода

I. Общие положения

Наименование инициатора предоставления планируемого налогового расхода:

____________________________________________________________________________________________________________________________________.

2. Наименование налога, по которому планируется предусмотреть налоговый расход: _________________________________________________.

3. Вид и размер планируемого к предоставлению налогового расхода __________________________________________________________________

__________________________________________________________________.

4. Категории плательщиков налогов, для которых планируется предусмотреть налоговый расход:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________.

5. Наименование муниципальной программы сельского поселения Красноленинский, наименования нормативных правовых актов, определяющих цели социально-экономической политики сельского поселения Красноленинский, не относящиеся к муниципальным программам сельского поселения Красноленинский, для реализации которых планируется предусмотреть налоговый расход

____________________________________________________________________________________________________________________________________.

(с указанием реквизитов, статьи, части, пункта, подпункта, абзаца)

6. Наименование структурного элемента муниципальной программы сельского поселения Красноленинский, в целях реализации которого планируется предусмотреть налоговый расход:

____________________________________________________________________________________________________________________________________.

7. Цели предоставления планируемого налогового расхода:

____________________________________________________________________________________________________________________________________.

8. Ожидаемый период достижения целевых индикаторов предлагаемого к введению налогового расхода: ______________________________________.

9. Показатели (индикаторы) достижения целей муниципальных программ сельского поселения Красноленинский и (или) целей социально-экономической политики сельского поселения Красноленинский, не относящихся к муниципальным программам сельского поселения Красноленинский, в связи с планируемым предоставлением налогового расхода:

1) _____________________________________;

2) _____________________________________;

3) _____________________________________;

и т.д.

10. Планируемый срок действия налогового расхода:

__________________________________________________________________.

11. Планируемое количество потенциальных налогоплательщиков, которые будут пользоваться налоговым расходом:

__________________________________________________________________.

12. Сведения о сумме исчисленного налога налогоплательщиками-потенциальными получателями планируемого налогового расхода по налогу, в отношении которого планируется предусмотреть налоговую льготу, за 3 года, предшествующих текущему периоду:

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________.

13. Реквизиты нормативных правовых актов сельского поселения Красноленинский, в которые планируется внесение изменений в связи с установлением планируемого налогового расхода

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________.

(с указанием статьи, части, пункта, подпункта, абзаца, а также с приложением проекта изменений в нормативные правовые акты)

II. Критерии оценки эффективности планируемого к предоставлению налогового расхода

14. Информационной базой для расчета оценки эффективности планируемого к предоставлению налогового расхода являются следующие источники:

1) _____________________________________;

2) _____________________________________;

3) _____________________________________;

и т.д.

15. Оценка эффективности планируемого к предоставлению налогового расхода проведена на основе следующих показателей, приведенных в таблице 1.

Таблица 1

Показатели, использованные при оценке эффективности планируемого к предоставлению налогового расхода



п/п

Наименование показателя

Единица измерения

Значение

16. По результатам проведенных расчетов получены следующие значения критериев оценки эффективности планируемого к предоставлению налогового расхода, которые приведены в таблице 2.

Таблица 2

Значения критериев оценки эффективности планируемого к предоставлению налогового расхода



п/п

Наименование критерия

Единица измерения

Значение

1.

Соответствие предоставляемого налогового расхода целям муниципальных программ сельского поселения и (или) целям социально-экономической политики сельского поселения, не относящимся к муниципальным программам сельского поселения

да/нет

2.

Коэффициент бюджетной результативности (сравнительный анализ результативности предоставления льгот по налогу и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы)

процентов на 1 рубль

3.

Ожидаемая оценка бюджетной эффективности планируемого к предоставлению налогового расхода

рублей

17. Из значений критериев оценки эффективности планируемого к предоставлению налогового расхода следует, что:

__________________________________________________________________;

__________________________________________________________________;

__________________________________________________________________.

(приводится описание результатов расчета критериев)

18. Ожидаемый результат от предоставления планируемого к предоставлению налогового расхода заключается в

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________.

19. Механизм предоставления налогового расхода, подтверждения права и особенности его будущего администрирования заключается в следующем: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

20. Прогнозный объем выпадающих доходов бюджета сельского поселения Красноленинский в связи с предоставлением налогового расхода составит _____________ тыс. рублей, в том числе: в 20__-___ тыс. рублей; в 20__-___ тыс. рублей; в 20__- ___ тыс. рублей.

Источниками компенсации выпадающих доходов бюджета сельского поселения Красноленинский в связи с предоставлением налогового расхода являются:

__________________________________________________________________;

__________________________________________________________________;

__________________________________________________________________.

21. Более эффективные (менее затратные) альтернативные механизмы достижения планируемого результата от предоставления налогового расхода __________________________________________________________________.

(отсутствуют или имеются)

При наличии альтернативных механизмов необходимо их привести, при отсутствии-обосновать.

22. Преимуществами предоставления планируемого к предоставлению налогового расхода относительно доступных альтернативных механизмов муниципальной поддержки являются:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

III. Выводы и предложения

23. Результаты оценки эффективности планируемого к предоставлению налогового расхода выявили, что налоговый расход признается __________________________________________________________________.

(эффективным или неэффективным)

24. Исходя из оценки эффективности планируемого к предоставлению налогового расхода в 20__ году, предлагается внести его в перечень налоговых расходов сельского поселения Красноленинский.

Приложение: расчеты к настоящему отчету на ___ листах (приводятся расчеты к отчету).

1

Приложение 4

к Порядку оценки налоговых расходов

сельского поселения Красноленинский

Рекомендуемый перечень критериев оценки бюджетной эффективности предоставляемых налоговых расходов и алгоритм их расчета

1. Для оценки бюджетной эффективности предоставляемых налоговых расходов кураторам налоговых расходов предлагается использовать следующие критерии.

2. Результативность предоставляемых налоговых расходов, не распределенных по муниципальным программам, определяется на основе следующих критериев:

коэффициент бюджетной эффективности;

коэффициент экономической эффективности;

коэффициент социальной эффективности.

Расчет коэффициентов бюджетной, социальной, экономической эффективности определяется по каждому налогу применительно к категории налогоплательщиков, применяющих льготу по налогу.

Коэффициент бюджетной эффективности определяется по формуле:

где:

коэффициент бюджетной эффективности применения пониженных налоговых ставок;

объем поступившего налога в отчетном периоде;

объем поступившего налога за налоговый период, предшествующий отчетному;

объем налога, не поступившего в бюджет сельского поселения в связи с предоставлением налоговой льготы.

Предоставляемые на территории сельского поселения налоговые расходы следует считать эффективным при значении большем или равном 1.

3. Экономическая эффективность предоставляемых налоговых расходов выражается в положительной динамике финансово-экономических показателей деятельности категорий налогоплательщиков-организаций.

Экономическая эффективность предоставляемых налоговых расходов () рассчитывается по следующей формуле:

где:

количество показателей, по которым произошел рост (или уровень остался неизменным);

количество показателей, по которым произошло снижение.

При значении больше 0 налоговый расход следует расценивать как эффективный.

Показатели для целей оценки экономической эффективности налоговых расходов:

ССЧ-среднесписочная численность работников;

V-объем отгруженных или отпущенных в порядке продажи, а также прямого обмена (по договору мены), товарного кредита всех товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами в фактических отпускных (продажных) ценах (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей);

ИОК-сумма инвестиций в основной капитал на территории сельского поселения;

ЭМ-расходы на энергосберегающие мероприятия на территории сельского поселения;

СГС-среднегодовая стоимость основных фондов на территории сельского поселения;

КС-кадастровая стоимость основных фондов на территории сельского поселения;

ФЗП-фонд начисленной заработной платы на территории сельского поселения;

ПТ-производительность труда на территории сельского поселения, рассчитываемая как отношение объема выручки к произведению среднесписочной численности работников и количества отработанных часов.

Показатели для целей оценки экономической эффективности налоговых расходов для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения:

СЗП-средний размер годовой заработной платы на 1 работника;

ССЧ-среднесписочная численность работников категории налогоплательщиков, пользующихся льготой по налогу;

Д-доходы;

ДР-доходы, уменьшенные на величину расходов;

ЕСН-сумма налога по единому сельскохозяйственному налогу;

ПС-сумма налога по патентной системе налогообложения.

4. Под социальной эффективностью понимаются социальные последствия налогового расхода, определяемого показателями, отражающими значимость деятельности категорий налогоплательщиков-организаций, поддерживаемой с помощью налоговой льготы.

Социальная эффективность предоставляемых налоговых расходов () рассчитывается по следующей формуле:

,

где:

коэффициент социальной эффективности налогового расхода;

i-налог, по которому предоставлена льгота;

j-категория налогоплательщиков, для которой предусмотрена налоговая льгота;

t-отчетный финансовый год;

t-1-финансовый год, предшествующий отчетному;

К1, К2, К3-коэффициент социальной весомости показателя. Величину коэффициента следует определить, исходя из значимости применяемых показателей. Рекомендуется использовать следующие значения весового коэффициента: высокий-0,1; средний-0,3; низкий-0,6.

Налоговый расход по i-у налогу для j-й категории налогоплательщиков следует считать эффективным, если значение больше или равно 1. В случае, если значение данного показателя составляет менее 1, то налоговый расход следует считать низкоэффективным.

5. Показатели для целей оценки социальной эффективности налоговых расходов:

ССЧ-среднесписочная численность работников;

СЗП-среднемесячная заработная плата работников;

V-объем отгруженных или отпущенных в порядке продажи, а также прямого обмена (по договору мены), товарного кредита всех товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами в фактических отпускных (продажных) ценах (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей);

ТЛ-трудоустройство лиц, нуждающихся в социальной защите;

ЗТ-затраты на улучшение условий и охраны труда в расчете на 1 работника;

ЗБ-затраты на благотворительные цели на 1 руб. валовой прибыли (расходы на благотворительность/валовая прибыль);

ЗЭБ-затраты на повышение экологической безопасности в расчете на 1 работника;

ЗКР-затраты на повышение квалификации сотрудников в расчете на 1 работника;

ЗМТБ-затраты на развитие материально-технической базы;

РМ-затраты на создание новых рабочих мест.

Коэффициент социальной эффективности налоговых расходов для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения, рассчитывается по формуле:

где:

СЗП-средний размер годовой заработной платы на 1 работника;

НЛ-сумма налога, не поступившего в бюджет сельского поселения в связи с использованием пониженной ставки налога;

ССЧ-среднесписочная численность работников.

При значении , равном или превышающем 1, налоговый расход следует расценивать как эффективный.

1

Приложение 5

к Порядку оценки налоговых расходов

сельского поселения Красноленинский

Совокупность значений критериев, при которой предоставляемые налоговые расходы считаются эффективными

№ п/п

Наименование критерия

Единица измерения

Значение критерия, при котором предоставляемые налоговые расходы считаются эффективными

1.

Критерии, используемые для оценки эффективности предоставленных налоговых расходов

1.1.

Соответствие предоставляемого налогового расхода целям муниципальных программ сельского поселения и (или) целям социально-экономической политики сельского поселения, не относящимся к муниципальным программам сельского поселения

да/нет

да

1.2.

Востребованность плательщиками предоставленной льготы, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготу, и общей численности плательщиков, относящихся к данной категории, за 5-летний период

коэффициент

не менее 0,3

1.3.

Коэффициент бюджетной результативности (сравнительный анализ результативности предоставления льготы и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы)

процентов на 1 рубль

не менее 5

1.4.

Совокупный бюджетный эффект (самоокупаемость)

рублей

больше 0

1.5.

Коэффициент эффективности вклада налогового расхода в отчетном периоде

коэффициент

от 0 до 1

2.

Рекомендуемые критерии, используемые для оценки эффективности предоставленных налоговых расходов

3.

Коэффициенты бюджетной эффективности предоставляемых налоговых расходов *

коэффициент

не менее 1

4.

Коэффициент экономической эффективности предоставляемых налоговых расходов*

коэффициент

больше 0

5.

Коэффициент социальной эффективности предоставляемых налоговых расходов*

коэффициент

не менее 1

* Применяется в отношении налоговых расходов, не распределенных по муниципальным программам.

1

Приложение 6

к Порядку оценки налоговых расходов

сельского поселения Красноленинский

Совокупность значений критериев, при которой планируемые к предоставлению налоговые расходы считаются эффективными

№ п/п

Наименование критерия

Единица измерения

Значение критерия, при котором предоставляемые налоговые расходы считаются эффективными

1.

Соответствие предоставляемого налогового расхода целям муниципальных программ сельского поселения и (или) целям социально-экономической политики сельского поселения, не относящимся к муниципальным программам сельского поселения

да/нет

да

2.

Коэффициент бюджетной результативности (сравнительный анализ результативности предоставления льготы и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы)

процентов на 1 рубль

не менее 5

3.

Ожидаемая оценка бюджетной эффективности планируемого к предоставлению налогового расхода

рублей

больше 0

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: на информационном стенде с/п Красноленинский Ханты-Мансийский район № б/н от 24.03.2020
Рубрики правового классификатора: 010.150.000 Местное самоуправление

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать