Основная информация

Дата опубликования: 24 апреля 2020г.
Номер документа: RU18036805202000015
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: Администрация города Ижевска
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Администрация города Ижевска

Постановление

Об утверждении порядка мониторинга, взаимодействия и реагирования на предконфликтные ситуации и конфликты в сфере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений в муниципальном образовании «Город Ижевск»

От 24 апреля 2020 года                                                                              № 632

В целях своевременного выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, их раннего предупреждения и минимизации их последствий в соответствии с рекомендациями для органов местного самоуправления в Удмуртской Республике по порядку мониторинга этноконфессиональной ситуации и раннего выявления формирующихся конфликтов в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, их предупреждения, предотвращения эскалации данных конфликтов, утвержденными приказом Министра национальной политики Удмуртской Республики от 29.04.2014 г. № 01-02/036-1, руководствуясь Уставом муниципального образования «Город Ижевск», ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Порядок мониторинга, взаимодействия и реагирования на предконфликтные ситуации и конфликты в сфере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений в муниципальном образовании «Город Ижевск» (Прилагается).

2. Назначить ответственным за взаимодействие с правоохранительными органами в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, профилактики экстремизма, выявления формирующихся конфликтов в данной сфере начальника Управления муниципальной милиции Д.А. Шуклина.

3.  Назначить ответственным за взаимодействие со средствами массовой информации начальника Информационно-аналитического управления А.А. Сережникову.

4. Определить координатором мониторинга, реагирования на предконфликтные ситуации, конфликты в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений Заместителя Главы Администрации по социальной политике Д.А. Чистякова.

5. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.

6. Настоящее постановление вступает в силу с 24.04.2020 года.

             

Глава муниципального образования «Город Ижевск» –        О.Н. Бекмеметьев

Утвержден

       постановлением

     Администрации города Ижевска

              От 24.04.2020 г.№ 632

Порядок

мониторинга, взаимодействия и реагирования на предконфликтные ситуации и конфликты в сфере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений в муниципальном образовании «Город Ижевск»

I. Общие положения

              1.1. Настоящий Порядок мониторинга, взаимодействия и реагирования на предконфликтные ситуации и конфликты в сфере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений в муниципальном образовании «Город Ижевск» (далее – Порядок) разработан в целях организации и проведения мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, профилактики экстремизма, выявления формирующихся конфликтов в указанной сфере, определения порядка действий в ходе конфликтных ситуаций и при ликвидации их последствий.

1.2. Положения настоящего Порядка основаны на организации системы наблюдения, анализа, оценки и прогнозирования процессов, происходящих в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по раннему предупреждению и порядку действий по предотвращению конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.

1.3. Настоящий порядок определяет взаимодействие субъектов мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений при:

- мониторинге межнациональных и межконфессиональных отношений;

- выявлениипредконфликтных ситуаций;

- выявлении конфликта;

- ликвидации последствий предконфликтных ситуаций, конфликтов.

1.4. Мониторинг состояния конфликтности в межнациональных и межконфессиональных отношениях направлен на:

- выявление конфликтных ситуаций;

- предупреждение или ликвидацию столкновений социальных, политических, экономических, культурных интересов двух и более этнических общностей, принимающих форму гражданского, политического или вооруженного противостояния, то есть межнационального конфликта.

Мониторинг проводится в целях формирования объективной оценки состояния межнациональных отношений на территории муниципального образования «Город Ижевск», своевременного выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, их раннего предупреждения и минимизации их последствий.

1.5. Задачами Мониторинга состояния конфликтности в межнациональных и межконфессиональных отношениях являются:

- получение, обработка и анализ данных о состоянии межнациональных отношений, а также информации о деятельности общественных объединений, в том числе национальных, религиозных организаций, диаспор и т.д.;

- своевременное выявление и прогнозирование процессов, происходящих в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений;

- повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления, направленной на минимизацию неблагоприятного воздействия рисков и конфликтов, связанных с межнациональными и межконфессиональными отношениями.

1.6. Объектом Мониторинга является влияющая на состояние межнациональных отношений в муниципальном образовании «Город Ижевск» деятельность органов местного самоуправления, образовательных организаций, спортивных учреждений и учреждений культуры, средств массовой информации, коммерческих организаций, некоммерческих организаций, представляющих интересы национальных объединений, этнических общностей, казачьих обществ, религиозных организаций, групп лиц, представляющих интересы национальных диаспор, а также отдельных лиц, активно распространяющих информацию по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в сети Интернет.

1.7. Предметом мониторинга являются формирующиеся социальные конфликты, межнациональные и межконфессиональные конфликты, а также процессы, воздействующие на состояние межнациональных отношений (Приложение к Порядку):

- экономические (уровень и сферы занятости, уровень благосостояния, распределение собственности);

- политические (формы реализации политических прав);

- социальные (уровень воздействия на социальную инфраструктуру);

- культурные (удовлетворение языковых, образовательных, этнокультурных и религиозных потребностей);

- иные процессы, которые могут оказывать воздействие на состояние межнациональных отношений.

1.8. Мониторинг проводится путем:

- сбора и обобщения информации от объектов мониторинга;

- сбора и анализа оценок ситуации независимых экспертов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, других методов;

- иными методами, способствующими выявлению социальных конфликтов, конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.

1.9. К конфликтным ситуациям, требующим оперативного реагирования со стороны Администрации города Ижевска, относятся:

- социальные конфликты;

- межнациональные и межконфессиональные конфликты;

- общественные акции протеста на национальной или религиозной почве;

- открытые (публичные) проявления национальной, расовой или религиозной нетерпимости.

II. Основные понятия

Мониторинг состояния конфликтности в межнациональных отношениях - система наблюдения, анализа, оценки и прогнозирования процессов, происходящих в сфере межнациональных отношений с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по раннему предупреждению и порядку действий по предотвращению конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений и ликвидации их последствий.

Этническая общность – общность людей, исторически сложившаяся на основе происхождения, территории, языка и культуры (и осознающая себя таковой, т.е. обладающая самосознанием и самоназванием).

Новые этнические группы – этнокультурно отличимые от старожильческого населения республики группы, прибывшие в республику в последние два десятилетия (в основном – представители народов Северного Кавказа, государств Закавказья, Средней Азии, дальнего Зарубежья).

Межнациональный конфликт – столкновение интересов представителей двух и более этнических общностей, принимающее различные формы противостояния, в котором национальная принадлежность и национальные различия становятся доминирующей мотивацией их действий.

Конфликтная ситуация в сфере межнациональных отношений предполагает наличие скрытых противоречий и социальной напряженности, основанных на ущемлении законных интересов, потребностей и ценностей граждан, либо представляющих их интересы некоммерческих организаций; искаженной и непроверенной информации; неадекватном восприятии происходящих в обществе или отдельных социальных группах изменениях, проецируемых на этническую или религиозную почву.

К конфликтным ситуациям могут быть отнесены:

Публичные конфликтные ситуации между отдельными гражданами или их группами и представителями органов государственной власти и органов местного самоуправления;

Конфликтные ситуации между представителями одной или нескольких этнических общностей либо представляющими их интересы некоммерческими организациями и хозяйствующими субъектами, деятельность которых затрагивает экологические и этнокультурные интересы населения;

Общественные акции протеста на национальной и религиозной почве;

Открытые (публичные) проявления национальной, расовой или религиозной нетерпимости, в том числе в средствах массовой информации.

III. Выявление и раннее предупреждение конфликтных ситуаций

3.1. Предконфликтная ситуация – это ситуация, предполагающая наличие скрытых противоречий и социальной напряженности, основанных на ущемлении законных интересов, потребностей и ценностей граждан, либо представляющих их интересы некоммерческих организаций, искаженной и непроверенной информации, неадекватном восприятии происходящих в обществе или отдельных социальных группах изменениях, проецируемых на этническую или религиозную почву.

Управление муниципальной милиции Администрация города Ижевска совместно с другими структурными подразделениями и правоохранительными органами:

- регулярно изучает и анализирует информацию о состоянии общественно-политической и социально-экономической обстановки, складывающейся на территории города Ижевска, развитие которой может вызвать социальные конфликты, экстремистские проявления, межнациональные конфликты, вырабатывает необходимые предложения по устранению причин и условий, способствующих проявлению таких процессов;

- осуществляет ежедневный мониторинг оперативной обстановки на предмет наличия признаков правонарушений и преступлений, связанных с социальными, межнациональными и межконфессиональными конфликтами;

- постоянно проводит мониторинг средств массовой информации на предмет содержания в них материалов экстремистского и террористического характера, в случае выявления указанных материалов незамедлительно направляет информацию в правоохранительные органы;

- при поступлении в Администрацию города Ижевска заявлений граждан, юридических лиц, содержащих сведения о возможных конфликтах в указанной сфере, незамедлительно извещает об этом правоохранительные органы;

- в случае выявления нахождения на территории города Ижевска, в т.ч. в жилых и нежилых помещениях, нелегальных иностранных граждан незамедлительно сообщает в правоохранительные органы.

Информационно-аналитическое управление:

- проводит мониторинг средств массовой информации на предмет содержания в них материалов экстремистского и террористического характера;

- взаимодействует с руководителями средств массовой информации, действующими на территории города Ижевска, с целью информирования населения города, в том числе организует проведение пресс-конференций и брифингов, распространение пресс-релизов.

3.2. В случае выявления в результате мониторинга или взаимодействия с национальными общественными объединениями наличия скрытых противоречий и социальной напряженности Глава муниципального образования «Город Ижевск»:

- устанавливает связь с Главой Администрации того района, на территории которого возможна конфликтная ситуация, лидерами общественных объединений, в том числе этнокультурных, религиозных организаций и выясняет ситуацию;

- оперативно информирует Министерство национальной политики Удмуртской Республики о наличии скрытых противоречий и социальной напряженности, и действиях, предпринимаемых для их предотвращения (до полного урегулирования предконфликтной ситуации информирование осуществляется ежедневно);

- принимает решение о первоочередных мерах по предупреждению возможной конфликтной ситуации и направлении на место конфликтной ситуации уполномоченного лица по согласованию с Министерством национальной политики Удмуртской Республики или руководителем Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики;

- устанавливает связь с руководителями правоохранительных органов и, при необходимости, способствует их привлечению к анализу и урегулированию ситуации;

- взаимодействует с руководителями средств массовой информации, действующими на территории города Ижевска с целью информирования населения города, в том числе проводит пресс-конференции, распространяет пресс-релизы;

- взаимодействует в случае необходимости с федеральными территориальными органами исполнительной власти и органами государственной власти, участвующими в обеспечении правопорядка, национальной безопасности на территории муниципального образования;

- проводит встречи с руководителями национальных общественных объединений, лидерами религиозных организаций, пользующимися авторитетом, общественными и политическими деятелями, руководителями организаций и учреждений города;

- проводит внеочередное заседание Консультационного совета по межнациональным и межэтническим отношениям при Главе муниципального образования «Город Ижевск» с приглашением, при необходимости, представителей Постоянно действующего совещания при министре национальной политики Удмуртской Республики;

- организует выполнение иных мероприятий, направленных на создание необходимых условий для реализации первоочередных мероприятий по пресечению актов экстремизма.

IV. Порядок действий Администрации МО «Город Ижевск» в условиях конфликтной ситуации

4.1. В случае возникновения конфликтной ситуации на территории города Ижевска Глава муниципального образования:

- устанавливает связь с Главой Администрации района города Ижевска, на территории которого возникла конфликтная ситуация, правоохранительными органами, лидерами заинтересованных общественных объединений, в том числе национальных и религиозных организаций, и выясняет детали развития ситуации;

- информирует Министерство национальной политики Удмуртской Республики, руководителя Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики о возникновении конфликтной ситуации и действиях, предпринимаемых для ее предотвращения (до нейтрализации конфликта информирование о ситуации осуществляется ежедневно, в случае изменения ситуации – незамедлительно);

- совместно с Министерством национальной политики Удмуртской Республики принимает план первоочередных мероприятий;

- выезжает на место возникновения конфликтной ситуации;

- формирует рабочую группу (оперативный штаб) для комплексного рассмотрения возникшей ситуации на месте, организует участие в рассмотрении ситуации на месте представителей Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики, Министерства национальной политики Удмуртской Республики, правоохранительных органов, лидеров заинтересованных общественных объединений, в том числе этнокультурных и религиозных организаций;

- совместно с руководителями образовательных учреждений принимает меры предупредительно-профилактического характера (проводит собеседование вучащимися, дополнительные инструктажи сотрудников, ужесточение пропускного режим и т.д.);

4.2. В целях предотвращения искаженного информационного освещения конфликтной ситуации уполномоченные работники Администрации города Ижевска (Информационно-аналитическое Управление, Управление по культуре и туризму, Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства):

- оперативно доводят до населения через средства массовой информации сведения о развитии ситуации и деятельности Администрации города Ижевска по ликвидации конфликтной ситуации;

- организуют брифинги, пресс-конференции;

- организуют подготовку встречи Главы муниципального образования «Город Ижевск» с руководителями национальных общественных объединений, лидерами религиозных организаций, пользующимися авторитетом, общественными и политическими деятелями, руководителями организаций и учреждений.

V. Ликвидация последствий конфликтных ситуаций

В целях ликвидации последствий конфликтных ситуаций Глава муниципального образования «Город Ижевск» создает рабочую группу, в состав которой входят представители органов местного самоуправления, члены Консультационного совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Главе муниципального образования «Город Ижевск», представители Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики, Министерства национальной политики Удмуртской Республики, правоохранительных органов, объединений, в том числе этнокультурных, религиозных организаций, лидеров заинтересованных общественных  объединений, которая готовит предложения по:

- нейтрализации долгосрочных рисков и угроз ухудшения состояния межнациональных отношений, по профилактике и предотвращению повторного возникновения ситуации;

- по реализации профилактических мер, направленных на предотвращение появления аналогичных ситуаций.

Приложение

к Порядку мониторинга, взаимодействия и реагирования на предконфликтные ситуации и конфликты в сфере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений в муниципальном образовании «Город Ижевск»

                                                                                                 

Перечень индикаторов (маркёров) для оценки межэтнической ситуации в муниципальном образовании «город Ижевск»

Сферы

Маркёры для оценки ситуации

Динамика изменения численности этнических групп

Изменение соотношения численности этнических групп (численность и соотношение этнических групп: традиционно проживающие на территории МО / новые этнические группы)

Темпы прибытия / убывания, удельный вес молодежи в составе новых этнических групп

Способы территориального размещения приезжих

Изолированность трудовых мигрантов (наличие строек, подвалов, общежитий и прочих мест изолированного скопления мигрантов)

Риск анклавного типа расселения новых этнических групп – формирование т.н. «национальных кварталов»

Экономические интересы

Уровень безработицы в районе/городе среди местного населения и новых этнических групп

Основные сферы занятости местного населения и представителей новых этнических групп; есть ли отрасли, где существует разделение по этническому принципу (этническое разделение труда)

Этническое представительство в бизнесе – кто является собственником или контролирует экономически значимые для района (города) предприятия, торговые и досуговые заведения

Различия в уровне жизни (благосостояния) различных этнических групп, в том числе между местными жителями и представителями новых этнических групп

Динамика приобретения (долгосрочной аренды) представителями новых этнических групп объектов собственности, в т.ч. земельных участков; реакция местного населения

Наличие маргинальных слоев, «хронических» безработных, алко- и наркозависимых, случаи их «эксплуатации» со стороны работодателей из числа представителей новых этнических групп

Социально-политическая сфера

Представленность различных этнических групп в органах  местного самоуправления, правоохранительных структурах (этническое представительство в органах власти)

Наличие групповых требований и жалоб, связанных с недостаточной представленностью в органах местного самоуправления (диспропорции представительства в органах власти)

Случаи отказа в обслуживании и предоставлении услуг (в магазинах, кафе, больницах, транспорте и т.п.) по национальному/религиозному признаку, внешности, языку.

Случаи отказа в приеме на работу по национальному/религиозному признакам

Случаи отказа в приеме детей новых этнических групп в детские сады, школы, кружки, спортивные секции

Случаи индивидуальных или массовых антимигрантских выступлений и протестов

Случаи отъезда отдельных семей или групп населения из данной местности по причине оскорблений по национальному, религиозному, расовому признакам со стороны окружающих, притеснений со стороны органов власти, в т.ч. правоохранительных структур

Драки, потасовки и столкновения в общественных местах (школы, клубы, кафе) и на досуговых мероприятиях (дискотеки, корпоративы, свадьбы), где возникают провоцирующие ситуации из-за оскорбления национальных чувств

Социокультурная сфера

Изучение удмуртского, татарского, марийского, чувашского языков в муниципальных образовательных учреждениях (количество ДОУ и школ, численность изучающих соответствующие языки в динамике)

Наличие курсов изучения языка своей национальности для всех желающих

Паритетность использования двух государственных языков Удмуртской Республики в публичном пространстве (информационных сообщениях и социальной рекламе, дорожных указателях с топонимическими наименованиями, вывесках и режимах работы, афишах, оформлении публичных мероприятий, официальных сайтах органов местного самоуправления в сети Интернет)

Сферы использования соответствующих языков в местах компактного проживания представителей татарского, марийского, чувашского народов

Доля поселений (от общего количества поселений МО), где организована продажа издательской продукции на удмуртском, татарском, марийском, чувашском языках (в языковом разрезе)

Языки местных СМИ: разовый тираж, периодичность, объем одного номера (в языковом разрезе)

Частота размещения материалов в местных СМИ, посвящённых вопросам этнической культуры, изучению миноритарных языков, межнациональных отношений

Публичная негативная риторика, т.е. распространение среди широких слоев населения таких идей и взглядов, которые подрывают доверие и уважение к определенной национальности или расе либо религиозному вероисповеданию, а также вызывают неприязнь или чувство ненависти к образу жизни, культуре, традициям, религиозным обрядам граждан данной национальности или расы.

Эти действия должны быть совершены публично, например, на митинге, собрании, либо с использованием средств массовой информации, в т.ч. и интернет-ресурсов. Публичными следует считать также и надписи, граффити в общественных местах (заборы, стены домов, гаражей и т.п.)

Оправдание геноцида, репрессий, депортаций по национальному признаку

Требования переселения, вытеснения из различных сфер деятельности лиц определенной национальности

Угрозы в отношении лиц той или иной национальности, конфессиональной принадлежности

Приписывание враждебных действий и намерений одной группе людей, нации, расе, религии по отношению к другим

Формирование и подкрепление негативного этнического стереотипа, отрицательного образа нации, расы, религии

Перенос различного рода негативных характеристик и пороков отдельных представителей на всю этническую или религиозную группу

Распространении ложных измышлений, тенденциозно подобранных сведений об истории, культуре, обычаях, психологическом складе людей, их верованиях, идеях, о событиях, памятниках, документах, входящих в число национальных или религиозных ценностей, позорящих или оскорбляющих этническую или конфессиональную группу либо ее отдельных представителей, заключающих в себе издевку, отвращение или презрение к ним

Утверждения об изначальной враждебности определенной нации, религиозной группы по отношению к другим

Объяснение бедствий и неблагополучия в прошлом, настоящем будущем существованием и целенаправленной деятельностью определенных этнических, расовых, религиозных групп

Побуждение к действиям против представителей какой-либо нации, конфессии

Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.

Под национальной, религиозной, расовой исключительностью или превосходством следует понимать преобладание одной группы людей над другими в силу несовершенства последних, т.е. якобы их природной, биологической, социальной, культурной, нравственной ущербности или порочности

Национализм / расизм

Наличие и активность неформальных националистических групп, в т. ч. представленность в сети Интернет (наличие интернет-сайтов, групп в социальных сетях, публикации, дискуссии на интернет-сайтах, в социальных сетях)

Появление соответствующих надписей и граффити (графических изображений, чис­ловых сочетаний, аббревиатур) в общественных местах (заборы, стены домов, гаражей и т.п.). Примеры такого рода изображений направляются Министерством национальной политики Удмуртской Республики в адрес муниципального образования по запросу уполномоченного органа

Выпуск и реализация товаров широкого потребления, содержащих информацию или символику неонацистского содержания (футболки, значки, кружки, календари и т.п.)

Проявление вандализма (погромы, поджоги) по отношению к объектам материальной культуры национального содержания (исторические памятники, культовые сооружения, кладбища, мемориальные знаки и т.п.)

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Сетевое издание "Ижевский вестник" № 2002240420200489 от 24.04.2020
Рубрики правового классификатора: 010.270.010 Взаимодействие с общественными и религиозными объединениями, некоммерческими организациями, 110.010.000 Профилактика терроризма и экстремизма. Ликвидация последствий террористических актов

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать