Основная информация

Дата опубликования: 24 ноября 2015г.
Номер документа: RU29000201501093
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Архангельская область
Принявший орган: ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПУБЛИКОВАНО: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.11.2015

ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 ноября 2015 г. № 473-пп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (В ТОМ ЧИСЛЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015 – 2021 ГОДЫ

(В редакции постановления Правительства Архангельской области от 01.12.2020 №801-пп)

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пунктом «а» статьи 31.2 Устава Архангельской области, пунктом 1 статьи 22 областного закона от 20 мая 2009 года № 19-3-ОЗ «О Правительстве Архангельской области и иных исполнительных органах государственной власти Архангельской области» Правительство Архангельской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе инклюзивного образования) в Архангельской области на 2015 – 2021 годы (далее – Концепция).

2. Исполнительным органам государственной власти Архангельской области при реализации государственной политики в соответствующих сферах руководствоваться Концепцией.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области при подготовке и принятии решений в сфере образования руководствоваться Концепцией.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Исполняющий обязанности

Губернатора

Архангельской области

А.П. Гришков

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Архангельской области

от 24 ноября 2015 г. № 473-пп

КОНЦЕПЦИЯ

развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе инклюзивного образования) в Архангельской области на 2015 – 2021 годы

I. Основные положения

Концепция развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе инклюзивного образования) в Архангельской области на 2015 – 2021 годы (далее – Концепция) разработана в соответствии с необходимостью определения ключевых ориентиров для исполнительных органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (далее соответственно – исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления), общественных объединений, иных организаций, действующих в сфере организации специальных условий обучения и воспитания для лиц с ограниченными возможностями здоровья в государственных образовательных организациях Архангельской области и муниципальных образовательных организациях муниципальных образований Архангельской области (далее – образовательные организации) с целью обеспечения доступности образования.

Правовой основой разработки Концепции являются:

Конвенция ООН о правах инвалидов, принятая 13 декабря 2006 года Резолюцией 61/106 на 76-м заседании 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (далее – Конвенция);

Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, принятая на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями, организованной при участии ЮНЕСКО в 1994 году (далее – Саламанкская декларация);

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании»);

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О социальной защите инвалидов»);

областной закон от 02 июля 2013 года № 712-41-ОЗ «Об образовании в Архангельской области»;

областной закон от 29 ноября 2005 года № 119-7-ОЗ «О социальной поддержке инвалидов в Архангельской области».

II. Обоснование необходимости принятия и реализации Концепции

В настоящее время на территории Архангельской области проживает 4532 ребенка-инвалида (в 2014 году – 4378 детей), что составляет 1,9 процента от общего количества детского населения Архангельской области (235 000 детей).

Более 70 процентов детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в общеобразовательных организациях в Архангельской области (далее – общеобразовательные организации).

В Архангельской области 60 общеобразовательных организаций (13,5 процента от общего количества общеобразовательных организаций) имеют лицензии на право реализации специальных (коррекционных) программ.

Система образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Архангельской области представлена:

17 государственными образовательными организациями Архангельской области, реализующими адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

более 400 группами и классами в общеобразовательных организациях для детей с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, нарушением интеллекта, множественными нарушениями развития, дошкольными и школьными логопедическими пунктами;

10 центрами для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

14 психолого-медико-педагогическими комиссиями;

образовательными организациями высшего образования, осуществляющими на территории Архангельской области работу по подготовке, переподготовке, повышению квалификации педагогических кадров.

В указанную систему включены также исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.

Детям, обучающимся на дому, не имеющим нарушений в интеллектуальном развитии, при согласии родителей предоставлена возможность обучаться дистанционно. На период получения образования в дистанционной форме обучающимся предоставляется компьютерное оборудование и обеспечивается доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Количество детей-инвалидов, обучающихся при помощи дистанционных образовательных технологий, ежегодно растет. Если в 2009 году в реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» приоритетного национального проекта «Образование» участвовало 6 обучающихся, то с 1 сентября 2015 года в данной форме приступили к обучению 72 ребенка-инвалида.

В Архангельской области расширяется практика участия детей с инвалидностью в едином государственном экзамене. Созданы особые условия при проведении единого государственного экзамена (выделение отдельной аудитории, присутствие ассистентов, наличие специального оборудования, предоставление возможности увеличить продолжительность экзамена на 1,5 часа): в 2011 году – 10 выпускникам, в 2012 году – 18 выпускникам, в 2013 году – 14 выпускникам, в 2014 году – 22 выпускникам, 2015 году – 26 выпускникам.

На территории Архангельской области на базе пяти государственных образовательных организаций Архангельской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, а также трех государственных профессиональных образовательных организаций Архангельской области функционируют ресурсные центры сопровождения инклюзивного образования (города Архангельск, Северодвинск, Новодвинск, Котлас, Няндома).

Педагогические работники данных государственных образовательных организаций Архангельской области оказывают консультативную помощь работникам муниципальных образовательных организаций, родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, проводят обучающие семинары с привлечением научных сотрудников ведущих образовательных организаций высшего образования страны, выпускают сборники об опыте работы в данной сфере деятельности.

В целях создания условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья на протяжении нескольких лет издан ряд нормативных правовых актов Архангельской области, регламентирующих создание условий для получения образования.

В областной закон от 02 июля 2013 года № 712-41-ОЗ «Об образовании в Архангельской области» включены положения, регламентирующие реализацию прав граждан на инклюзивное образование в Архангельской области, а также образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В целях социальной адаптации и создания условий для приобретения навыков, необходимых для выполнения определенной работы, выпускники общеобразовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья, не получившие основного общего образования, вправе однократно получить профессиональную подготовку в государственных профессиональных образовательных организациях Архангельской области за счет бюджетных ассигнований областного бюджета.

Финансирование расходов местных бюджетов муниципальных районов и городских округов Архангельской области на организацию предоставления детям-инвалидам бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях муниципальных образований Архангельской области осуществляется за счет средств областного бюджета путем выделения субвенций местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области. В 2014 году на эти цели перечислено 210 383,0 тыс. рублей, в 2015 году перечислена субвенция в размере 224 240,9 тыс. рублей. Данные средства расходуются на приобретение учебников, специальной учебной литературы, технических средств для обучения и воспитания детей-инвалидов.

В 2014 году в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 297, в 20 общеобразовательных организациях, расположенных в 15 муниципальных образованиях Архангельской области, создана универсальная безбарьерная среда и приобретено специальное, в том числе учебное, реабилитационное и компьютерное оборудование. В 2015 году создается доступная среда в 50 общеобразовательных организациях.

В федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» (далее – Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова) осуществляется подготовка специалистов в системе бакалавриата и магистратуры для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. По направлению «Специальное (дефектологическое) образование» в рамках бакалавриата студенты обучаются по следующим профилям: олигофренопедагогика, логопедия, дошкольная дефектология. Кроме того, в учебные планы подготовки студентов по педагогическим направлениям включен курс «Инклюзивное обучение», который знакомит студентов с особенностями разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и освещает вопросы организации инклюзивного обучения детей.

В Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова осуществляется подготовка магистров по программе «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в Приарктическом регионе», а также открыт ресурсный центр инклюзивного образования, оснащенный инновационным специализированным оборудованием, который играет важную роль в подготовке специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В целях подготовки педагогических кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в государственном автономном образовательном учреждении «Архангельский областной институт открытого образования» (далее – Архангельский областной институт открытого образования) реализуется модуль, содержащий изучение особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, который включен в курсовую подготовку всех педагогических работников.

В Архангельском областном институте открытого образования реализуются следующие программы профессиональной переподготовки
по данному направлению деятельности:

«Подготовка педагогов для реализации дифференцированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»;

«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании»;

«Логопедия».

Вместе с тем реализация инклюзивного подхода на территории Архангельской области не приобрела полномасштабного характера в силу существующего ряда проблем.

Охват детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста мероприятиями, направленными на профилактику и выявление особенностей в развитии, оказание услуг раннего вмешательства, не является полным.

Отсутствует преемственность в создании условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья при переходе с одной ступени образования на другую.

Возможности в получении профессионального образования, трудоустройстве обучающихся с особыми образовательными потребностями ограничены. Спектр профессий, доступных людям с ограниченными возможностями здоровья, остается узким.

Реализация инклюзивного образования на территории Архангельской области носит стихийный характер в связи с существующей неравномерностью ресурсной обеспеченности образовательных организаций (кадровые, архитектурные, методические условия, транспортная доступность, услуги ассистента (помощника).

Существует потребность в расширении охвата услугами дополнительного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Трудности в предоставлении образовательных услуг детям с множественными нарушениями развития связаны с необходимостью реализации целостного комплексного подхода, учитывающего системный характер нарушений.

Образовательные организации недостаточно привлекают родителей (законных представителей) к формированию и реализации индивидуального образовательного маршрута лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Отмечается недостаточное количество педагогических работников общеобразовательных организаций, имеющих специальную подготовку, несовершенство программно-методического обеспечения инклюзивного образования.

Наблюдается низкий уровень толерантности участников образовательного процесса к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (в том числе обучающимся инклюзивно).

На федеральном уровне принято недостаточное количество нормативных правовых актов, методических рекомендаций и разъяснений по вопросам внедрения инклюзивного образования.

Все это определяет неподготовленный, стихийный характер включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду сверстников, не имеющих особенностей в развитии.

Изложенные обстоятельства требуют нового концептуального подхода и формирования системных ориентиров в сфере организации специальных условий обучения и воспитания для лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях.

Концепция предполагает поэтапное формирование организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного высшего образования в образовательных организациях на основе принципов включающего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья на всех уровнях системы образования и ступенях обучения в общеобразовательных организациях.

Концепция предусматривает разработку нормативного, программного, учебно-методического обеспечения процесса инклюзивного образования, подготовку педагогических и управленческих кадров, придание новых организационно-методических функций государственным образовательным организациям Архангельской области, реализующим адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Концепция не предполагает реорганизации на территории Архангельской области государственных образовательных организаций Архангельской области, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Государственные образовательные организации Архангельской области, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, вправе наравне с другими образовательными организациями участвовать в развитии инклюзивного образования, в формировании соответствующих моделей и форм организации специальных условий получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

III. Цель, основные задачи и принципы Концепции

Целью Концепции является создание вариативной, целостной, эффективно действующей системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Архангельской области посредством расширения доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Архангельской области, совершенствования организационных, методических, экономических условий для включения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в систему образования на всех уровнях и на протяжении всей жизни.

Приоритетными задачами деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления по достижению поставленной цели являются:

1) внедрение эффективных механизмов, обеспечивающих профилактику инвалидности, комплексную диагностику, реабилитационную и социальную помощь детям с отклонениями в развитии, а также оказание необходимой помощи их семьям;

2) обеспечение равного доступа к качественному общему и дополнительному образованию независимо от места жительства, социально-экономического положения и состояния здоровья;

3) создание условий для обеспечения прав на получение профессиональной подготовки и профессионального образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с обеспечением возможности их трудоустройства;

4) повышение профессиональных компетенций педагогических, медицинских работников и вспомогательного персонала, связанных с сопровождением обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

5) разработка и практическое внедрение алгоритма сетевого и межведомственного взаимодействия организаций, обеспечивающих возможность освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ в условиях общеобразовательной организации;

6) методическое обеспечение инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях;

7) расширение информационно-просветительской и методической работы по разъяснению вопросов организации процесса обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья при включении их в образовательное пространство общеобразовательной организации.

Реализация Концепции направлена на обеспечение реализации государственной политики в сфере образования, определенной Федеральным законом «Об образовании», в частности, следующих ее принципов:

1) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

2) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

3) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

4) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

IV. Основные направления деятельности (задачи) исполнительных органов государственной власти

Основные направления деятельности (задачи) исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере организации специальных условий обучения и воспитания для лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях:

1) обеспечение координации деятельности исполнительных органов государственной власти в сфере защиты прав детей с ограниченными возможностями здоровья;

2) создание нормативной правовой основы, обеспечивающей реализацию принципов инклюзивного образования;

3) разработка модели непрерывного инклюзивного образования и формирование непрерывной системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

4) развитие системы дополнительного образования, построенного на принципах инклюзии, направленной на развитие процессов социальной адаптации и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья;

5) ведение системной разъяснительной работы среди родительской и педагогической общественности по обеспечению образовательных прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

6) развитие сети ресурсных центров поддержки инклюзивного образования с привлечением профессионального психолого-педагогического опыта российской и зарубежной систем образования;

7) модернизация системы подготовки и переподготовки педагогических кадров и решение кадровых проблем инклюзивного образования;

8) вовлечение в процесс развития механизмов реализации инклюзивного образования общественных объединений, родительских групп, профессионалов из системы специального образования и других заинтересованных участников;

9) привлечение государственных образовательных организаций Архангельской области, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, к созданию специальных условий получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях в Архангельской области;

10) расширение организационных форм ранней комплексной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;

11) реализация мероприятий, направленных на создание архитектурной доступности общеобразовательных организаций для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

12) создание системы непрерывного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе освоение основных и дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных технологий, расширение спектра доступных профессий;

13) организация комплексного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в период получения образования.

V. Механизмы и основные меры реализации Концепции

Инструментами реализации Концепции на уровне Архангельской области являются:

государственная программа Архангельской области «Развитие образования и науки Архангельской области», утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 года № 463-пп;

(В редакции постановления Правительства Архангельской области от 01.12.2020 №801-пп)

государственная программа Архангельской области «Социальная поддержка граждан в Архангельской области», утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 года № 464-пп.

(В редакции постановления Правительства Архангельской области от 01.12.2020 №801-пп)

Инструментом реализации Концепции на уровне муниципальных образований Архангельской области являются муниципальные программы муниципальных образований Архангельской области и их мероприятия в части создания условий для инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация Концепции осуществляется министерством образования и науки Архангельской области совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти в пределах их компетенции, а также совместно с органами местного самоуправления на основе плана реализации Концепции, утверждаемого распоряжением министерства образования и науки Архангельской области.

VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Ожидаемыми результатами реализации Концепции являются:

1. Обеспечение координации деятельности исполнительных органов государственной власти в сфере защиты прав детей с ограниченными возможностями здоровья.

Межведомственное взаимодействие позволит обеспечить получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного высшего образования в образовательных организациях на основе принципов включающего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья на всех уровнях системы образования и ступенях обучения в общеобразовательных организациях. Межведомственное взаимодействие обеспечит расширение вариативности оказываемых образовательных услуг обучающимся, имеющим множественные нарушения развития.

2. Повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Обновление форм и содержания дополнительного образования позволит обеспечить занятость детей с ограниченными возможностями здоровья, возможность для самореализации, социальной адаптации и интеграции в общество.

3. Создание условий для реализации права обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на инклюзивное образование.

Разработка нормативного, программного, учебно-методического обеспечения процесса инклюзивного образования, подготовка педагогических и управленческих кадров, придание государственным образовательным организациям Архангельской области, реализующим адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, новых организационно-методических функций позволят расширить практику реализации инклюзивного образования.

4. Создание системы мероприятий, направленных на формирование толерантного отношения участников образовательного процесса к лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Обеспечение информационной поддержки внедрения моделей инклюзивного образования с помощью средств массовой информации позволит сформировать в обществе терпимое и уважительное отношение к лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 04.01.2019
Рубрики правового классификатора: 130.010.020 Управление системой образования (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать