Основная информация
Дата опубликования: | 26 октября 2005г. |
Номер документа: | В200504426 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0504426
В200504426
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.05.2006, N 5, СТР. 1, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26.10.2005 N 6-ПВ05
ОБЪЕМ ГАРАНТИЙ ТРУДОВЫХ ПРАВ ДЕПУТАТОВ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ДОЛЖЕН ОПРЕДЕЛЯТЬСЯ ЗАКОНОДАТЕЛЕМ СУБЪЕКТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
(Извлечение)
В ст. 24 Закона Республики Коми от 16 июня 1998 г. N 25-РЗ "О местном самоуправлении в Республике Коми" (в ред. Закона от 16 июля 2002 г. N 75-РЗ) предусмотрены гарантии трудовых прав депутата представительного органа местного самоуправления.
Согласно положениям данной статьи депутат в период исполнения своих полномочий не может быть уволен с работы по инициативе администрации организации без согласия соответствующего представительного органа местного самоуправления, за исключением случаев ликвидации организации.
Депутату в период его полномочий не могут быть существенно изменены условия труда по инициативе администрации организации без согласия соответствующего представительного органа местного самоуправления.
Прокурор Республики Коми обратился в суд с заявлением о признании этой нормы недействующей и не подлежащей применению, ссылаясь на ее противоречие федеральному законодательству.
Представитель Государственного Совета Республики Коми возражал против удовлетворения заявления прокурора.
Решением Верховного Суда Республики Коми от 26 февраля 2003 г., оставленным без изменения Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ 18 апреля 2003 г., в удовлетворении заявления прокурору отказано.
В связи с подачей заместителем Генерального прокурора РФ представления на судебные постановления и сомнениями в их законности дело было истребовано и после изучения передано определением судьи Верховного Суда РФ от 18 марта 2005 г. в суд надзорной инстанции - Президиум Верховного Суда РФ для рассмотрения по существу.
В представлении поставлен вопрос об отмене судебных постановлений, поскольку судом были допущены существенные нарушения норм материального права, и вынесении по делу нового решения об удовлетворении заявления прокурора.
Президиум Верховного Суда РФ 26 октября 2005 г. отменил судебные постановления, указав следующее.
Согласно пп. "к", "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 трудовое законодательство и установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения (чч. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853).
Из приведенных положений Конституции Российской Федерации следует, что законодатель субъекта Российской Федерации, устанавливая общие принципы организации системы государственной власти и местного самоуправления, в том числе и принципы, касающиеся статуса депутата представительного органа местного самоуправления, включая права, обязанности, гарантии, ответственность и ограничения, в связи с осуществлением принадлежащих депутату полномочий, обязан соблюдать нормы федерального законодательства, в данном случае - трудового.
Судебные инстанции правильно указали на то, что в настоящее время отсутствует федеральный закон, регулирующий вопросы, связанные со статусом депутата представительного органа местного самоуправления, а поэтому исходя из природы совместного ведения законодательный орган Республики Коми был вправе принять собственный нормативный акт по данному вопросу.
Однако с выводом судов о праве законодателя Республики Коми установить для депутата представительного органа местного самоуправления объем гарантий, предусмотренных ст. 24 Закона Республики Коми, согласиться нельзя, поскольку такой вывод основан на неправильном толковании норм материального права и является ошибочным.
В силу ч. 1 ст. 6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в числе прочего, порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров.
В ч. 2 ст. 6 ТК РФ предусматривается возможность принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, но по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти.
Таким образом, порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров установлен нормами федерального законодательства, поэтому субъект Российской Федерации не вправе осуществлять правовое регулирование в этой сфере.
Законодатель Республики Коми, принимая специальный закон о статусе депутата представительного органа местного самоуправления, ввел не содержащуюся в Трудовом кодексе Российской Федерации; НГР:Р0102414 норму, которая регулирует порядок изменения и расторжения трудового договора, а именно, предусмотрел особый порядок изменения существенных условий труда и увольнения депутата, тем самым превысил свои полномочия в области регулирования вопросов трудового законодательства и вторгся в компетенцию федеральных органов государственной власти.
Вывод судебных инстанций о праве законодательного органа Республики Коми на основании пп. 1, 6 ст. 18 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ; НГР:Р9503508 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принять норму, направленную на усиление гарантий депутата представительного органа местного самоуправления для беспрепятственного осуществления его полномочий, ошибочен, поскольку конкретный объем гарантий защиты прав депутатов должен быть определен законодателем субъекта Российской Федерации с соблюдением требований федерального законодательства.
Нельзя также согласиться с выводом суда о том, что оспариваемая норма согласуется с положениями ст.ст. 6, 11, 164, 165, 172 ТК РФ и не противоречит федеральному законодательству.
Президиум Верховного Суда РФ решение Верховного Суда Республики Коми и определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ отменил; не передавая дело на новое рассмотрение, вынес новое решение об удовлетворении заявления прокурора Республики Коми; признал противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению с момента вынесения настоящего постановления ст. 24 Закона Республики Коми от 16 июня 1998 г. N 25-РЗ "О местном самоуправлении в Республике Коми" (в ред. Закона от 16 июля 2002 г. N 75-РЗ).
[введено: 26.10.2006 оператор НЦПИ - Агуреева И.В.]
[проверено: 14.12.2006 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
В0504426
В200504426
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.05.2006, N 5, СТР. 1, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26.10.2005 N 6-ПВ05
ОБЪЕМ ГАРАНТИЙ ТРУДОВЫХ ПРАВ ДЕПУТАТОВ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ДОЛЖЕН ОПРЕДЕЛЯТЬСЯ ЗАКОНОДАТЕЛЕМ СУБЪЕКТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
(Извлечение)
В ст. 24 Закона Республики Коми от 16 июня 1998 г. N 25-РЗ "О местном самоуправлении в Республике Коми" (в ред. Закона от 16 июля 2002 г. N 75-РЗ) предусмотрены гарантии трудовых прав депутата представительного органа местного самоуправления.
Согласно положениям данной статьи депутат в период исполнения своих полномочий не может быть уволен с работы по инициативе администрации организации без согласия соответствующего представительного органа местного самоуправления, за исключением случаев ликвидации организации.
Депутату в период его полномочий не могут быть существенно изменены условия труда по инициативе администрации организации без согласия соответствующего представительного органа местного самоуправления.
Прокурор Республики Коми обратился в суд с заявлением о признании этой нормы недействующей и не подлежащей применению, ссылаясь на ее противоречие федеральному законодательству.
Представитель Государственного Совета Республики Коми возражал против удовлетворения заявления прокурора.
Решением Верховного Суда Республики Коми от 26 февраля 2003 г., оставленным без изменения Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ 18 апреля 2003 г., в удовлетворении заявления прокурору отказано.
В связи с подачей заместителем Генерального прокурора РФ представления на судебные постановления и сомнениями в их законности дело было истребовано и после изучения передано определением судьи Верховного Суда РФ от 18 марта 2005 г. в суд надзорной инстанции - Президиум Верховного Суда РФ для рассмотрения по существу.
В представлении поставлен вопрос об отмене судебных постановлений, поскольку судом были допущены существенные нарушения норм материального права, и вынесении по делу нового решения об удовлетворении заявления прокурора.
Президиум Верховного Суда РФ 26 октября 2005 г. отменил судебные постановления, указав следующее.
Согласно пп. "к", "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 трудовое законодательство и установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения (чч. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853).
Из приведенных положений Конституции Российской Федерации следует, что законодатель субъекта Российской Федерации, устанавливая общие принципы организации системы государственной власти и местного самоуправления, в том числе и принципы, касающиеся статуса депутата представительного органа местного самоуправления, включая права, обязанности, гарантии, ответственность и ограничения, в связи с осуществлением принадлежащих депутату полномочий, обязан соблюдать нормы федерального законодательства, в данном случае - трудового.
Судебные инстанции правильно указали на то, что в настоящее время отсутствует федеральный закон, регулирующий вопросы, связанные со статусом депутата представительного органа местного самоуправления, а поэтому исходя из природы совместного ведения законодательный орган Республики Коми был вправе принять собственный нормативный акт по данному вопросу.
Однако с выводом судов о праве законодателя Республики Коми установить для депутата представительного органа местного самоуправления объем гарантий, предусмотренных ст. 24 Закона Республики Коми, согласиться нельзя, поскольку такой вывод основан на неправильном толковании норм материального права и является ошибочным.
В силу ч. 1 ст. 6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в числе прочего, порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров.
В ч. 2 ст. 6 ТК РФ предусматривается возможность принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, но по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти.
Таким образом, порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров установлен нормами федерального законодательства, поэтому субъект Российской Федерации не вправе осуществлять правовое регулирование в этой сфере.
Законодатель Республики Коми, принимая специальный закон о статусе депутата представительного органа местного самоуправления, ввел не содержащуюся в Трудовом кодексе Российской Федерации; НГР:Р0102414 норму, которая регулирует порядок изменения и расторжения трудового договора, а именно, предусмотрел особый порядок изменения существенных условий труда и увольнения депутата, тем самым превысил свои полномочия в области регулирования вопросов трудового законодательства и вторгся в компетенцию федеральных органов государственной власти.
Вывод судебных инстанций о праве законодательного органа Республики Коми на основании пп. 1, 6 ст. 18 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ; НГР:Р9503508 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принять норму, направленную на усиление гарантий депутата представительного органа местного самоуправления для беспрепятственного осуществления его полномочий, ошибочен, поскольку конкретный объем гарантий защиты прав депутатов должен быть определен законодателем субъекта Российской Федерации с соблюдением требований федерального законодательства.
Нельзя также согласиться с выводом суда о том, что оспариваемая норма согласуется с положениями ст.ст. 6, 11, 164, 165, 172 ТК РФ и не противоречит федеральному законодательству.
Президиум Верховного Суда РФ решение Верховного Суда Республики Коми и определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ отменил; не передавая дело на новое рассмотрение, вынес новое решение об удовлетворении заявления прокурора Республики Коми; признал противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению с момента вынесения настоящего постановления ст. 24 Закона Республики Коми от 16 июня 1998 г. N 25-РЗ "О местном самоуправлении в Республике Коми" (в ред. Закона от 16 июля 2002 г. N 75-РЗ).
[введено: 26.10.2006 оператор НЦПИ - Агуреева И.В.]
[проверено: 14.12.2006 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 5 от 01.05.2006 Стр. 1 |
Рубрики правового классификатора: | 010.000.000 Конституционный строй, 010.150.000 Местное самоуправление, 010.150.040 Глава муниципального образования. Местная администрация, 060.000.000 Труд и занятость населения, 060.010.000 Трудоустройство и занятость населения (см. также 200.160.020), 060.010.020 Управление в сфере трудоустройства и занятости населения (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 060.020.000 Труд (см. также 200.160.020), 060.020.010 Общие положения |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: