Основная информация

Дата опубликования: 27 июня 2001г.
Номер документа: В200104418
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0104418

В200104418

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, N 12, СТР. 5, 2001г.

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                            27.06.2001

ОСВОБОЖДЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫМ ОРГАНОМ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЭТОГО ОРГАНА

ОТ ДОЛЖНОСТИ НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

(Извлечение)

21 апреля 1997 г. на 4-й сессии Долинского районного Собрания первого созыва депутат М. избран председателем районного Собрания.

29 января 1999 г. на 30-й внеочередной сессии Долинского районного Собрания он освобожден от этой выборной должности.

12 февраля 1999 г. на 31-й сессии Долинского районного Собрания депутатами принято решение N 234/31, которым признаны недействительными выборы председателя районного Собрания М., проведенные 21 апреля 1997 г. (по основанию нарушения процедуры заседания); решение N 236/31 "О структуре и штатном расписании Долинского районного Собрания на 1999 год" и решение N 232/31.

Считая названные акты незаконными, М. обратился в суд с жалобой на эти решения, указывая на нарушение депутатами Закона Сахалинской области "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления", Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 4 августа 2000 г.) и одноименного Закона Сахалинской области, положений Устава Долинского района. Одновременно он просил восстановить его в прежней должности председателя Долинского районного Собрания.

Решением Долинского районного суда Сахалинской области от 8 апреля 1999 г. М. в удовлетворении требований отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 1 июня 1999 г. решение суда первой инстанции в части отказа М. в удовлетворении жалобы о признании незаконным решения Долинского районного Собрания N 234/31 от 12 февраля 1999 г. отменено, дело в этой части направлено на новое рассмотрение, в остальной части решение оставлено без изменения.

При новом рассмотрении Долинский районный суд 4 октября 1999 г. удовлетворил жалобу М. на решение Долинского районного Собрания, которым проведенные 21 апреля 1997 г. выборы председателя Долинского районного Собрания признаны недействительными.

Решение в кассационном порядке не обжаловалось.

Постановлением президиума Сахалинского областного суда от 10 марта 2000 г. отменены: решение Долинского районного суда от 8 апреля 1999 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 1 июня 1999 г. в части отказа М. в удовлетворении жалобы на решение 30-й внеочередной сессии Долинского районного Собрания от 29 января 1999 г. N 220/30 "Об освобождении М. - депутата по избирательному округу N 1 от занимаемой должности председателя районного Собрания". В этой части вынесено новое решение о признании недействительным решения Долинского районного Собрания от 29 января 1999 г. N 220/30 и восстановлении М. в должности председателя Долинского районного Собрания.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 июня 2000 г. оставлен без удовлетворения протест заместителя Генерального прокурора РФ об отмене постановления президиума Сахалинского областного суда.

Президиум Верховного Суда РФ протест заместителя Председателя Верховного Суда РФ, в котором ставился вопрос об отмене постановлений судов надзорных инстанций и оставлении в силе постановлений суда первой инстанции и кассационной инстанции, 27 июня 2001 г. удовлетворил, указав следующее.

Признавая недействительным решение Долинского районного Собрания от 29 января 1999 г. об освобождении М. от занимаемой должности и восстанавливая его в должности, обе судебные инстанции исходили из того, что в соответствии с решением Долинского районного Собрания от 21 апреля 1997 г. об избрании М. председателем Долинского районного Собрания и п. 1 ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат М. является должностным лицом, избранным представительным органом местного самоуправления из своего состава председателем районного Собрания.

Порядок наделения депутата полномочиями председателя представительного органа определен в Уставе Долинского района, а порядок и основания досрочного освобождения указанного выборного должностного лица от своих обязанностей в этом акте отсутствуют. Поэтому президиум областного суда и Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ пришли к выводу о том, что решение представительного органа об освобождении М. от обязанностей председателя Долинского районного Собрания на основании положений Временного регламента лишено правового основания.

Однако с таким выводом надзорных инстанций согласиться нельзя.

В силу п. 6 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

В пп. 3, 4, 7 ст. 17 Закона Сахалинской области "Об общих принципах организации местного самоуправления в Сахалинской области" и в п. 1 ст. 16 Устава Долинского района приведен исчерпывающий перечень выборных органов и должностных лиц местного самоуправления, к которым относятся:

районное Собрание - выборный, коллегиальный, представительный орган районного самоуправления;

глава муниципального образования (мэр) Долинского района выборное должностное лицо местного самоуправления.

Другие выборные органы и выборные должностные лица местного самоуправления Уставом Долинского района не предусмотрены.

Указывая в надзорных постановлениях на то, что М. является должностным лицом, избранным представительным органом местного самоуправления из своего состава, президиум Сахалинского областного суда и Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ признали его выборным должностным лицом местного самоуправления.

Вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выборным должностным лицом местного самоуправления признается должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения.

В п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 6 того же Закона, в ст. 9 одноименного Закона Сахалинской области, в главе 3 Устава муниципального образования определено, что к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования, в частности принятие, изменение уставов муниципальных организаций, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, местные финансы и т.д.

Заявитель же в силу п. 1.2 ст. 22.1 Устава Долинского района Сахалинской области избран районным Собранием из своего состава, но наделен лишь полномочиями по решению организационных вопросов (созывает сессии районного Собрания, руководит работой аппарата и т.д ).

Следовательно, не обладая собственной компетенцией по решению вопросов местного значения (п. 3 ст. 14, п. 3 ст. 16 указанного Федерального закона), председатель районного Собрания не может быть признан выборным должностным лицом местного самоуправления.

Председатель районного Собрания избирается из числа депутатов не как должностное лицо местного самоуправления для решения вопросов местного значения, а как должностное лицо представительного органа местного самоуправления, в компетенцию которого входит лишь организация деятельности районного Собрания в соответствии со ст. 22.1 Устава Долинского района.

При этом ни названный выше Федеральный закон, ни законы Сахалинской области по вопросам местного самоуправления не устанавливают порядок образования внутренней структуры и штата выборных органов местного самоуправления, так как эти вопросы отнесены к компетенции самих выборных представительных органов местного самоуправления, т.е. к компетенции депутатов районного Собрания (ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Уставом Долинского района предусмотрено, что районное Собрание самостоятельно определяет свою структуру, создает аппарат районного Собрания, штаты, расходы на содержание которых утверждает своим решением (ст. 22); избирает из своего состава председателя районного Собрания (ст. 22.1); по вопросам организации своей деятельности принимает регламент (ст. 24) и т.д.

Следовательно, решение 30-й внеочередной сессии Долинского районного Собрания от 29 января 1999 г. N 220/30 об освобождении М. от должности председателя районного Собрания не противоречит действующему законодательству, на что обоснованно обращали внимание суды первой и кассационной инстанций.

Согласно пп. 9, 10 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" в уставе муниципального образования должны быть указаны порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, а также статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий.

В соответствии с требованиями названного Федерального закона Уставом Долинского района предусмотрен порядок избрания и прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления (мэра), выборного коллегиального органа районного Собрания и депутата.

При этом Федеральный закон не содержит обязательного требования о регулировании в уставе муниципального образования оснований и порядка освобождения от должности председателя районного Собрания.

Вместе с тем в п. "ж" ст. 9 Закона Сахалинской области "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Сахалинской области" предусмотрено право депутата на заседании представительного органа местного самоуправления ставить вопрос о доверии составу образованных или избранных представительным органом местного самоуправления органам или избранным, назначенным или утвержденным им должностным лицам. Порядок реализации этого права устанавливается Регламентом представительного органа местного самоуправления.

В связи с этим освобождение М. от должности в соответствии с Временным регламентом районного Собрания не противоречит действующему законодательству (фактические основания освобождения от должности не являлись предметом рассмотрения по данному делу).

Таким образом, надзорными инстанциями неправильно применены нормы материального права, что является основанием к отмене судебных постановлений в порядке надзора.

Президиум Верховного Суда РФ постановление президиума Сахалинского областного суда от 10 марта 2000 г. и определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 июня 2000 г. отменил, оставил в силе решение Долинского районного суда от 8 апреля 1999 г. в части отказа М. в удовлетворении жалобы на решения Долинского районного Собрания от 29 января 1999 г. N 220/30 и от 12 февраля 1999 г. N 236/31, N 232/31, определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 1 июня 1999 г. и решение Долинского районного суда от 4 октября 1999 г.

[введено: 19.02.2002 оператор НЦПИ - Батунина М.А.]

[проверено: 27.02.2002 редактор НЦПИ - Вендер О.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 12 от 27.06.2001 Стр. 5
Рубрики правового классификатора: 010.000.000 Конституционный строй, 010.150.000 Местное самоуправление, 010.150.010 Общие положения, 010.150.030 Представительные органы местного самоуправления, 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.020 Федеральные суды Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать