Основная информация
Дата опубликования: | 28 апреля 2009г. |
Номер документа: | RU43000200900108 |
Текущая редакция: | 9 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Москва |
Принявший орган: | Правительство Кировской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28.04.2009 № 9/94
О МЕРАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(в редакции постановлений Правительства Кировской области от 28.04.2010 № 49/171, от 21.09.2011 № 121/459, от 11.08.2015 № 53/445, от 07.10.2015 № 64/654, от 16.01.2017 № 40/14, от 13.04.2020 № 157-П, от 26.08.2020 № 474-П, от 07.12.2021 № 681-П)
В соответствии с федеральными законами от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» Правительство Кировской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
(преамбула в редакции Постановления Правительства области от 28.04.2010 № 49/171)
1. Утвердить Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), разрабатываемых органами исполнительной власти Кировской области. Прилагаются.
(пункт 1 в редакции постановлений Правительства области от 28.04.2010 № 49/171, от 07.12.2021 № 681-П)
2. Определить управление профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора и Правительства Кировской области уполномоченным органом по профилактике коррупционных правонарушений в Кировской области.
(пункт 2 в редакции постановлений Правительства Кировской области от 11.08.2015 № 53/445, от 13.04.2020 № 157-П, от 26.08.2020 № 474-П)
3. Администрации Губернатора и Правительства Кировской области:
(абзац первый в редакции постановления Правительства Кировской области от 26.08.2020 № 474-П)
3.1. Организовать прием обращений граждан о коррупционных проявлениях государственных служащих, должностных лиц государственных и муниципальных предприятий и учреждений через Интернет-приёмную Правительства области.
3.2. – пункт исключен постановлением Правительства области от 11.08.2015 № 53/445.
3.3. – пункт исключен постановлением Правительства области от 11.08.2015 № 53/445.
3–1. Органам исполнительной власти Кировской области разработать и утвердить в срок до 15.02.2022 порядок проведения антикоррупционной экспертизы издаваемых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) с учетом положений настоящих Правил.
(пункт 3–1 введен постановлением Правительства Кировской области от 07.12.2021 № 681-П)
4. Рекомендовать органам местного самоуправления области:
4.1. Разработать и принять муниципальные нормативные правовые акты по противодействию коррупции.
4.2. Привести муниципальные нормативные правовые акты и должностные регламенты муниципальных служащих в соответствие с действующим антикоррупционным законодательством.
4.3. Проводить на постоянной основе анализ жалоб и обращений граждан с целью выявления и проверки сведений о фактах коррупционного поведения муниципальных служащих.
4.4. Изучить проблемные направления деятельности, сформировать перечень коррупционно опасных функций в сфере ответственности каждого структурного подразделения и разработать механизмы противодействия коррупционным проявлениям.
5. Управлению массовых коммуникаций Кировской области обеспечить освещение в средствах массовой информации мероприятий антикоррупционной направленности, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления Кировской области.
(пункт 5 в редакции постановления Правительства Кировской области от 13.04.2020 № 157-П)
6. Контроль за выполнением постановления возложить на администрацию Губернатора и Правительства Кировской области.
(пункт 6 в редакции постановления Правительства Кировской области от 13.04.2020 № 157-П)
7. Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.
Губернатор
Кировской области
Н.Ю. Белых
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Кировской области
от 28.04.2009 № 9/94
П Р А В И Л А
проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых органами исполнительной власти Кировской области
(в редакции постановлений Правительства области от 28.04.2010 № 49/171, от 21.09.2011 № 121/459, от 11.08.2015 № 53/445, от 07.10.2015 № 64/654, от 16.01.2017 № 40/14 от 07.12.2021 № 681-П)
1. Общие положения
1.1. Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), разрабатываемых органами исполнительной власти Кировской области (далее – Правила), в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основе методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее – методика), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», определяют:
1.1.1. Основные задачи, цели, порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), разрабатываемых органами исполнительной власти Кировской области.
1.1.2. Органы, уполномоченные на проведение антикоррупционной экспертизы.
(пункт 1.1 в редакции постановления Правительства Кировской области от 07.12.2021 № 681-П)
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия:
коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица;
коррупциогенность – заложенная в правовых нормах возможность способствовать коррупционным проявлениям в процессе реализации содержащих такие нормы нормативных правовых актов. Коррупциогенность обуславливается наличием в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов;
коррупциогенные факторы – положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции;
(абзац четвертый в редакции постановления Правительства Кировской области от 07.12.2021 № 681-П)
дискреционные полномочия – совокупность прав и обязанностей органа государственной власти, должностных лиц, предоставляющих возможность органу государственной власти или должностному лицу по своему усмотрению определить вид и содержание (полностью или частично) принимаемого управленческого решения, либо предоставляющих возможность выбора по своему усмотрению одного из нескольких предусмотренных нормативным правовым актом вариантов управленческих решений.
(абзац пятый в редакции постановления Правительства Кировской области от 07.12.2021 № 681-П)
1.3. Основной задачей антикоррупционной экспертизы (далее – экспертиза) является выявление в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов и их последующее устранение.
(пункт 1.3 в редакции постановления Правительства Кировской области от 07.12.2021 № 681-П)
1.4. Пункт исключен постановлением Правительства Кировской области от 07.12.2021 № 681-П.
1.5. Экспертиза (за исключением независимой антикоррупционной экспертизы) проводится:
1.5.1. Государственно-правовым управлением министерства юстиции Кировской области в рамках предварительной правовой экспертизы в отношении представленных органами исполнительной власти Кировской области на правовую экспертизу проектов нормативных правовых актов Губернатора Кировской области, Правительства Кировской области, администрации Губернатора и Правительства Кировской области, а также в отношении проектов законов Кировской области, вносимых в Законодательное Собрание Кировской области Губернатором Кировской области и Правительством Кировской области в порядке законодательной инициативы.
1.5.2. Органами исполнительной власти Кировской области в отношении издаваемых ими нормативных правовых актов.
(пункт 1.5 в редакции постановления Правительства Кировской области от 07.12.2021 № 681-П)
1.5–1. Руководители органов исполнительной власти Кировской области, осуществляющих разработку проектов нормативных правовых актов, несут персональную ответственность за полноту, достоверность и соответствие проектов нормативных правовых актов антикоррупционным требованиям.
(пункт 1.5–1 введен постановлениемПравительства Кировской области от 07.12.2021 № 681-П)
1.6. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
(пункт введен Постановлением Правительства области от 21.09.2011 № 121/459)
2. Коррупциогенные факторы
Коррупциогенными факторами являются:
2.1. Факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил:
2.1.1. Широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти области, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц).
(подпункт 2.1.1 в редакции постановления Правительства области от 07.10.2015 № 64/654)
2.1.2. Определение компетенции по формуле "вправе" – диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти области, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций.
(подпункт 2.1.2 в редакции постановления Правительства области от 07.10.2015 № 64/654)
2.1.3. Выборочное изменение объема прав – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти области, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц).
(подпункт 2.1.3 в редакции постановления Правительства области от 07.10.2015 № 64/654)
2.1.4. Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества – наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти области, органов местного самоуправления или организаций, принявшего первоначальный нормативный правовой акт.
(подпункт 2.1.4 в редакции постановления Правительства области от 07.10.2015 № 64/654)
2.1.5. Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции – нарушение компетенции органов государственной власти области, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов.
(подпункт 2.1.5 в редакции постановления Правительства области от 07.10.2015 № 64/654)
2.1.6. Заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий – установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона.
2.1.7. Отсутствие или неполнота административных процедур – отсутствие порядка совершения органами государственной власти области, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.
(подпункт 2.1.7 в редакции постановления Правительства области от 07.10.2015 № 64/654)
2.1.8. Отказ от конкурсных (аукционных) процедур – закрепление административного порядка предоставления права (блага).
2.1.9. Нормативные коллизии – противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов государственной власти области, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
(подпункт 2.1.9 введен постановлением Правительства области от 07.10.2015 № 64/654)
2.2. Факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям:
2.2.1. Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, – установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.
2.2.2. Злоупотребление правом заявителя органами государственной власти области, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) – отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций.
(подпункт 2.2.2 в редакции постановления Правительства области от 07.10.2015 № 64/654)
2.2.3. Юридико-лингвистическая неопределенность – употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
3. Инструменты обнаружения коррупциогенных факторов
Для обнаружения коррупциогенных факторов в текстах нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) следует:
(абзац первый в редакции постановления Правительства Кировской области от 07.12.2021 № 681-П)
3.1. Проанализировать все полномочия органа государственной власти области.
3.2. Определить, какие полномочия диктуют ему единственный вариант, а какие предоставляют возможность выбора разных вариантов поведения, есть ли четкие разграничения выбора того или иного варианта.
3.3. Выявить причины коррупциогенности дискреционных полномочий.
3.4. Выявить конкретные действия, к которым могут прибегать государственные служащие для извлечения собственной выгоды, используя широту дискреционных полномочий.
3.5. Проанализировать полномочия, которые касаются юридических (физических) лиц и могут быть связаны с наложением на них некоторых ограничений (контрольные процедуры, требование представить информацию и т.п.). Выявить положения, накладывающие чрезмерные ограничения, запреты и обязанности.
3.6. Проанализировать все отсылочные нормы и положения. Выявить, в чем возможно преследование собственного интереса.
3.7. Для выявления нормативных коллизий проанализировать нормативные правовые акты, регулирующие аналогичные отношения или наиболее общие вопросы.
4. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов)
Антикоррупционная экспертиза проводится в три этапа.
4.1. Подготовительный этап – сбор и анализ информации.
На этом этапе необходимо провести мониторинг действующего законодательства, судебной практики, научных публикаций по теме проекта закона и иного нормативного правового акта.
4.2. Исследовательский этап – проведение самой экспертизы.
Опираясь на знание теории и практики, используя инструменты обнаружения коррупциогенных факторов, необходимо выявить в тексте нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) коррупциогенные нормы и положения, а также разработать рекомендации по их устранению.
Эффективность проведения антикоррупционной экспертизы определяется ее обоснованностью, объективностью и проверяемостью результатов.
Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупциогенных факторов.
4.3. Заключительный этап – визирование проекта нормативного правового акта должностным лицом, проводящим антикоррупционную экспертизу проекта нормативного правового акта, либо оформление заключения экспертизы в случае выявления в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) норм, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
4.4. Заключение экспертизы должно содержать:
4.4.1. Наименование и реквизиты нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта), представленного на экспертизу.
4.4.2. Основания для проведения экспертизы.
4.4.3. Наименование и реквизиты нормативных правовых актов, которые использовались для выявления коррупциогенных норм и положений права, определений судов, научной литературы и т.п.
4.4.4. Конкретные положения нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта), содержащие коррупциогенные нормы, с указанием структурных единиц нормативного правового акта либо проекта нормативного правового акта (разделов, глав, статьей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) и соответствующих коррупциогенных факторов.
Выявленные при проведении экспертизы положения, которые не относятся к коррупциогенным факторам, но могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются в заключении.
4.4.5. Рекомендации по изменению формулировок правовых норм либо предложения по исключению отдельных норм и положений для устранения коррупциогенности нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта).
В заключении экспертизы могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупциогенных факторов.
4.4.6. Вывод о наличии в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) признаков коррупциогенности.
4.5. В случае выявления в проекте нормативного правового акта государственно-правовым управлением министерства юстиции Кировской области коррупциогенных факторов проект возвращается исполнителю на доработку. В случае несогласия исполнителя с замечаниями сотрудника государственно-правового управления министерства юстиции Кировской области последним составляется заключение.
4.6. Орган исполнительной власти Кировской области, получив заключение экспертизы на подготовленный им проект нормативного правового акта, вносит в него изменения с учетом данного заключения экспертизы и направляет доработанный проект нормативного правового акта на повторную экспертизу.
(раздел 4 в редакции постановления Правительства Кировской области от 07.12.2021 № 681-П)
5. Порядок проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Кировской области
5.1. Независимой антикоррупционной экспертизе подлежат проекты нормативных правовых актов Губернатора Кировской области, Правительства Кировской области и иных органов исполнительной власти Кировской области (далее – проекты нормативных правовых актов).
(абзац первый в редакции постановления Правительства области от 16.01.2017 № 40/14)
В отношении проектов нормативных правовых актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, независимая антикоррупционная экспертиза не проводится.
5.2. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов разработчики проектов нормативных правовых актов обеспечивают их размещение в сети Интернет на официальном информационном сайте Правительства Кировской области (http://kirovreg.ru).
(абзац первый в редакции постановления Правительства области от 16.01.2017 № 40/14)
Одновременно с текстом проекта документа на официальном информационном сайте Правительства области должна быть размещена следующая информация:
наименование разработчика проекта документа;
дата начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы;
юридический адрес и адрес электронной почты для направления заключений.
Срок, устанавливаемый разработчиками проектов нормативных правовых актов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы, не может быть менее 14 календарных дней и исчисляется со дня размещения проекта нормативного правового акта на официальном сайте Правительства области.
(пункт 5.2 в редакции постановления Правительства области от 11.08.2015 № 53/445)
5.3. Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении по форме, утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации.
5.4. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению разработчиком проекта в течение 30 дней со дня получения его по почте или курьерским способом либо в виде электронного документа.
5.5. По результатам рассмотрения заключения разработчиком проекта нормативного правового акта принимается решение о доработке документа или отклонении заключения. О принятом решении независимому эксперту направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов
(раздел введен Постановлением Правительства области от 21.09.2011 № 121/459)
ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28.04.2009 № 9/94
О МЕРАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(в редакции постановлений Правительства Кировской области от 28.04.2010 № 49/171, от 21.09.2011 № 121/459, от 11.08.2015 № 53/445, от 07.10.2015 № 64/654, от 16.01.2017 № 40/14, от 13.04.2020 № 157-П, от 26.08.2020 № 474-П, от 07.12.2021 № 681-П)
В соответствии с федеральными законами от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» Правительство Кировской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
(преамбула в редакции Постановления Правительства области от 28.04.2010 № 49/171)
1. Утвердить Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), разрабатываемых органами исполнительной власти Кировской области. Прилагаются.
(пункт 1 в редакции постановлений Правительства области от 28.04.2010 № 49/171, от 07.12.2021 № 681-П)
2. Определить управление профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора и Правительства Кировской области уполномоченным органом по профилактике коррупционных правонарушений в Кировской области.
(пункт 2 в редакции постановлений Правительства Кировской области от 11.08.2015 № 53/445, от 13.04.2020 № 157-П, от 26.08.2020 № 474-П)
3. Администрации Губернатора и Правительства Кировской области:
(абзац первый в редакции постановления Правительства Кировской области от 26.08.2020 № 474-П)
3.1. Организовать прием обращений граждан о коррупционных проявлениях государственных служащих, должностных лиц государственных и муниципальных предприятий и учреждений через Интернет-приёмную Правительства области.
3.2. – пункт исключен постановлением Правительства области от 11.08.2015 № 53/445.
3.3. – пункт исключен постановлением Правительства области от 11.08.2015 № 53/445.
3–1. Органам исполнительной власти Кировской области разработать и утвердить в срок до 15.02.2022 порядок проведения антикоррупционной экспертизы издаваемых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) с учетом положений настоящих Правил.
(пункт 3–1 введен постановлением Правительства Кировской области от 07.12.2021 № 681-П)
4. Рекомендовать органам местного самоуправления области:
4.1. Разработать и принять муниципальные нормативные правовые акты по противодействию коррупции.
4.2. Привести муниципальные нормативные правовые акты и должностные регламенты муниципальных служащих в соответствие с действующим антикоррупционным законодательством.
4.3. Проводить на постоянной основе анализ жалоб и обращений граждан с целью выявления и проверки сведений о фактах коррупционного поведения муниципальных служащих.
4.4. Изучить проблемные направления деятельности, сформировать перечень коррупционно опасных функций в сфере ответственности каждого структурного подразделения и разработать механизмы противодействия коррупционным проявлениям.
5. Управлению массовых коммуникаций Кировской области обеспечить освещение в средствах массовой информации мероприятий антикоррупционной направленности, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления Кировской области.
(пункт 5 в редакции постановления Правительства Кировской области от 13.04.2020 № 157-П)
6. Контроль за выполнением постановления возложить на администрацию Губернатора и Правительства Кировской области.
(пункт 6 в редакции постановления Правительства Кировской области от 13.04.2020 № 157-П)
7. Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.
Губернатор
Кировской области
Н.Ю. Белых
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Кировской области
от 28.04.2009 № 9/94
П Р А В И Л А
проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых органами исполнительной власти Кировской области
(в редакции постановлений Правительства области от 28.04.2010 № 49/171, от 21.09.2011 № 121/459, от 11.08.2015 № 53/445, от 07.10.2015 № 64/654, от 16.01.2017 № 40/14 от 07.12.2021 № 681-П)
1. Общие положения
1.1. Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), разрабатываемых органами исполнительной власти Кировской области (далее – Правила), в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основе методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее – методика), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», определяют:
1.1.1. Основные задачи, цели, порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), разрабатываемых органами исполнительной власти Кировской области.
1.1.2. Органы, уполномоченные на проведение антикоррупционной экспертизы.
(пункт 1.1 в редакции постановления Правительства Кировской области от 07.12.2021 № 681-П)
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия:
коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица;
коррупциогенность – заложенная в правовых нормах возможность способствовать коррупционным проявлениям в процессе реализации содержащих такие нормы нормативных правовых актов. Коррупциогенность обуславливается наличием в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов;
коррупциогенные факторы – положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции;
(абзац четвертый в редакции постановления Правительства Кировской области от 07.12.2021 № 681-П)
дискреционные полномочия – совокупность прав и обязанностей органа государственной власти, должностных лиц, предоставляющих возможность органу государственной власти или должностному лицу по своему усмотрению определить вид и содержание (полностью или частично) принимаемого управленческого решения, либо предоставляющих возможность выбора по своему усмотрению одного из нескольких предусмотренных нормативным правовым актом вариантов управленческих решений.
(абзац пятый в редакции постановления Правительства Кировской области от 07.12.2021 № 681-П)
1.3. Основной задачей антикоррупционной экспертизы (далее – экспертиза) является выявление в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов и их последующее устранение.
(пункт 1.3 в редакции постановления Правительства Кировской области от 07.12.2021 № 681-П)
1.4. Пункт исключен постановлением Правительства Кировской области от 07.12.2021 № 681-П.
1.5. Экспертиза (за исключением независимой антикоррупционной экспертизы) проводится:
1.5.1. Государственно-правовым управлением министерства юстиции Кировской области в рамках предварительной правовой экспертизы в отношении представленных органами исполнительной власти Кировской области на правовую экспертизу проектов нормативных правовых актов Губернатора Кировской области, Правительства Кировской области, администрации Губернатора и Правительства Кировской области, а также в отношении проектов законов Кировской области, вносимых в Законодательное Собрание Кировской области Губернатором Кировской области и Правительством Кировской области в порядке законодательной инициативы.
1.5.2. Органами исполнительной власти Кировской области в отношении издаваемых ими нормативных правовых актов.
(пункт 1.5 в редакции постановления Правительства Кировской области от 07.12.2021 № 681-П)
1.5–1. Руководители органов исполнительной власти Кировской области, осуществляющих разработку проектов нормативных правовых актов, несут персональную ответственность за полноту, достоверность и соответствие проектов нормативных правовых актов антикоррупционным требованиям.
(пункт 1.5–1 введен постановлениемПравительства Кировской области от 07.12.2021 № 681-П)
1.6. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
(пункт введен Постановлением Правительства области от 21.09.2011 № 121/459)
2. Коррупциогенные факторы
Коррупциогенными факторами являются:
2.1. Факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил:
2.1.1. Широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти области, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц).
(подпункт 2.1.1 в редакции постановления Правительства области от 07.10.2015 № 64/654)
2.1.2. Определение компетенции по формуле "вправе" – диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти области, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций.
(подпункт 2.1.2 в редакции постановления Правительства области от 07.10.2015 № 64/654)
2.1.3. Выборочное изменение объема прав – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти области, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц).
(подпункт 2.1.3 в редакции постановления Правительства области от 07.10.2015 № 64/654)
2.1.4. Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества – наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти области, органов местного самоуправления или организаций, принявшего первоначальный нормативный правовой акт.
(подпункт 2.1.4 в редакции постановления Правительства области от 07.10.2015 № 64/654)
2.1.5. Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции – нарушение компетенции органов государственной власти области, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов.
(подпункт 2.1.5 в редакции постановления Правительства области от 07.10.2015 № 64/654)
2.1.6. Заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий – установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона.
2.1.7. Отсутствие или неполнота административных процедур – отсутствие порядка совершения органами государственной власти области, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.
(подпункт 2.1.7 в редакции постановления Правительства области от 07.10.2015 № 64/654)
2.1.8. Отказ от конкурсных (аукционных) процедур – закрепление административного порядка предоставления права (блага).
2.1.9. Нормативные коллизии – противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов государственной власти области, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
(подпункт 2.1.9 введен постановлением Правительства области от 07.10.2015 № 64/654)
2.2. Факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям:
2.2.1. Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, – установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.
2.2.2. Злоупотребление правом заявителя органами государственной власти области, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) – отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций.
(подпункт 2.2.2 в редакции постановления Правительства области от 07.10.2015 № 64/654)
2.2.3. Юридико-лингвистическая неопределенность – употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
3. Инструменты обнаружения коррупциогенных факторов
Для обнаружения коррупциогенных факторов в текстах нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) следует:
(абзац первый в редакции постановления Правительства Кировской области от 07.12.2021 № 681-П)
3.1. Проанализировать все полномочия органа государственной власти области.
3.2. Определить, какие полномочия диктуют ему единственный вариант, а какие предоставляют возможность выбора разных вариантов поведения, есть ли четкие разграничения выбора того или иного варианта.
3.3. Выявить причины коррупциогенности дискреционных полномочий.
3.4. Выявить конкретные действия, к которым могут прибегать государственные служащие для извлечения собственной выгоды, используя широту дискреционных полномочий.
3.5. Проанализировать полномочия, которые касаются юридических (физических) лиц и могут быть связаны с наложением на них некоторых ограничений (контрольные процедуры, требование представить информацию и т.п.). Выявить положения, накладывающие чрезмерные ограничения, запреты и обязанности.
3.6. Проанализировать все отсылочные нормы и положения. Выявить, в чем возможно преследование собственного интереса.
3.7. Для выявления нормативных коллизий проанализировать нормативные правовые акты, регулирующие аналогичные отношения или наиболее общие вопросы.
4. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов)
Антикоррупционная экспертиза проводится в три этапа.
4.1. Подготовительный этап – сбор и анализ информации.
На этом этапе необходимо провести мониторинг действующего законодательства, судебной практики, научных публикаций по теме проекта закона и иного нормативного правового акта.
4.2. Исследовательский этап – проведение самой экспертизы.
Опираясь на знание теории и практики, используя инструменты обнаружения коррупциогенных факторов, необходимо выявить в тексте нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) коррупциогенные нормы и положения, а также разработать рекомендации по их устранению.
Эффективность проведения антикоррупционной экспертизы определяется ее обоснованностью, объективностью и проверяемостью результатов.
Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупциогенных факторов.
4.3. Заключительный этап – визирование проекта нормативного правового акта должностным лицом, проводящим антикоррупционную экспертизу проекта нормативного правового акта, либо оформление заключения экспертизы в случае выявления в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) норм, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
4.4. Заключение экспертизы должно содержать:
4.4.1. Наименование и реквизиты нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта), представленного на экспертизу.
4.4.2. Основания для проведения экспертизы.
4.4.3. Наименование и реквизиты нормативных правовых актов, которые использовались для выявления коррупциогенных норм и положений права, определений судов, научной литературы и т.п.
4.4.4. Конкретные положения нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта), содержащие коррупциогенные нормы, с указанием структурных единиц нормативного правового акта либо проекта нормативного правового акта (разделов, глав, статьей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) и соответствующих коррупциогенных факторов.
Выявленные при проведении экспертизы положения, которые не относятся к коррупциогенным факторам, но могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются в заключении.
4.4.5. Рекомендации по изменению формулировок правовых норм либо предложения по исключению отдельных норм и положений для устранения коррупциогенности нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта).
В заключении экспертизы могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупциогенных факторов.
4.4.6. Вывод о наличии в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) признаков коррупциогенности.
4.5. В случае выявления в проекте нормативного правового акта государственно-правовым управлением министерства юстиции Кировской области коррупциогенных факторов проект возвращается исполнителю на доработку. В случае несогласия исполнителя с замечаниями сотрудника государственно-правового управления министерства юстиции Кировской области последним составляется заключение.
4.6. Орган исполнительной власти Кировской области, получив заключение экспертизы на подготовленный им проект нормативного правового акта, вносит в него изменения с учетом данного заключения экспертизы и направляет доработанный проект нормативного правового акта на повторную экспертизу.
(раздел 4 в редакции постановления Правительства Кировской области от 07.12.2021 № 681-П)
5. Порядок проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Кировской области
5.1. Независимой антикоррупционной экспертизе подлежат проекты нормативных правовых актов Губернатора Кировской области, Правительства Кировской области и иных органов исполнительной власти Кировской области (далее – проекты нормативных правовых актов).
(абзац первый в редакции постановления Правительства области от 16.01.2017 № 40/14)
В отношении проектов нормативных правовых актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, независимая антикоррупционная экспертиза не проводится.
5.2. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов разработчики проектов нормативных правовых актов обеспечивают их размещение в сети Интернет на официальном информационном сайте Правительства Кировской области (http://kirovreg.ru).
(абзац первый в редакции постановления Правительства области от 16.01.2017 № 40/14)
Одновременно с текстом проекта документа на официальном информационном сайте Правительства области должна быть размещена следующая информация:
наименование разработчика проекта документа;
дата начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы;
юридический адрес и адрес электронной почты для направления заключений.
Срок, устанавливаемый разработчиками проектов нормативных правовых актов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы, не может быть менее 14 календарных дней и исчисляется со дня размещения проекта нормативного правового акта на официальном сайте Правительства области.
(пункт 5.2 в редакции постановления Правительства области от 11.08.2015 № 53/445)
5.3. Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении по форме, утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации.
5.4. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению разработчиком проекта в течение 30 дней со дня получения его по почте или курьерским способом либо в виде электронного документа.
5.5. По результатам рассмотрения заключения разработчиком проекта нормативного правового акта принимается решение о доработке документа или отклонении заключения. О принятом решении независимому эксперту направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов
(раздел введен Постановлением Правительства области от 21.09.2011 № 121/459)
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 010.140.020 Порядок подготовки и рассмотрения проектов нормативных правовых актов (см. также 190.020.040, 190.020.050), 120.030.080 Предоставление информации. Информационные услуги (см. также 080.120.070, 110.010.050) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: