Основная информация
Дата опубликования: | 28 сентября 2005г. |
Номер документа: | В200504126 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0504126
В200504126
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.03.2006, N 3, СТР. 2
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28.09.2005 N 15-ПВ05
БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; НГР:Р9803726
НЕ УСТАНАВЛИВАЕТ ИСЧЕРПЫВАЮЩИЙ ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕПРЕДВИДЕННЫХ РАСХОДОВ, НА КОТОРЫЕ
ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СРЕДСТВА РЕЗЕРВНЫХ ФОНДОВ, СОЗДАВАЕМЫХ
ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Извлечение)
Абзацами 3 - 7 п. 3 Положения о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Республики Хакасия (утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 28 ноября 2001 г. N 238; далее - Положение) предусматривалось, что средства резервного фонда Правительства Республики Хакасия расходуются на финансирование:
- государственной поддержки общественных организаций и объединений;
- проведения встреч, симпозиумов, выставок и семинаров по проблемам общегосударственного значения;
- выплаты разовых премий и оказания разовой материальной помощи гражданам за заслуги перед республикой;
- издания сборников нормативных актов и законодательства Республики Хакасия;
- других мероприятий, проводимых в соответствии с постановлениями Президиума Правительства Республики Хакасия.
Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о признании указанных положений противоречащими федеральному законодательству, а именно ч. 4 ст. 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803726, согласно которой средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, а следовательно, по мнению заявителя, расходование средств резервных фондов возможно лишь в экстренных случаях, тогда как указанные в п. 3 Положения расходы не отвечают названным признакам, не являются непредвиденными, могут быть отнесены к текущим расходам бюджета.
Представитель Правительства Республики Хакасия возражал против удовлетворения требований прокурора, ссылаясь на то, что оспариваемые нормы п. 3 Положения не противоречат федеральному законодательству, разработаны по аналогии с действующим Положением о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 838; НГР:Р9703018.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 9 апреля 2004 г. в удовлетворении заявления прокурора Республики Хакасия отказано.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 июля 2004 г., вынесенным в кассационном порядке, решение Верховного Суда Республики Хакасия отменено и вынесено новое решение, которым заявление прокурора Республики Хакасия удовлетворено.
Определением судьи Верховного Суда РФ от 24 декабря 2004 г. отказано в истребовании дела по надзорной жалобе Правительства Республики Хакасия.
В повторной надзорной жалобе Правительства Республики Хакасия был поставлен вопрос об отмене определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 июля 2004 г. и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Определением заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 6 июня 2005 г. дело истребовано в Верховный Суд РФ, а определением от 4 июля 2005 г. - передано для рассмотрения по существу в Президиум Верховного Суда РФ.
Президиум Верховного Суда РФ 28 сентября 2005 г. определение кассационной инстанции отменил по следующим основаниям.
В п. 4 ст. 3 БК РФ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.
В соответствии с п. 1 ст. 81 БК РФ в расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления.
Согласно п. 4 ст. 81 БК РФ средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.
Подпунктом 4 п. 2 ст. 26\3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ; НГР:Р9904799 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов формирования и использования резервных фондов субъекта Российской Федерации для финансирования непредвиденных расходов.
Таким образом, Бюджетный кодекс Российской Федерации; НГР:Р9803726, Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определяют, что средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных, в том числе чрезвычайных, расходов. Следовательно, в Бюджетном кодексе Российской Федерации; НГР:Р9803726 не назван в качестве обязательного критерия расходования средств резервного фонда только чрезвычайный характер расходов. Расходы на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году, являются лишь частным случаем непредвиденных расходов, порядок расходования которых субъект Российской Федерации устанавливает самостоятельно (п. 5 ст. 81 БК РФ).
На это обращено внимание в решении суда первой инстанции, обоснованно полагавшего, что средства резервного фонда могут расходоваться на финансирование не только аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и т. д., но и других мероприятий, определяющим для которых должен быть такой фактор, как непредвиденность расходов, т. е. расходов, не предусмотренных в бюджете на текущий финансовый год. С учетом этого Правительство Республики Хакасия на основании п. 5 ст. 81 БК РФ было вправе установить порядок расходования средств резервного фонда, в том числе на цели, указанные в оспариваемых нормах Положения.
В связи с этим позицию кассационной инстанции, считавшей, что резервный фонд может быть использован только на цели, носящие чрезвычайный характер, следует признать ошибочной, основанной на неправильном применении норм материального права, что в соответствии со ст. 387 ГПК РФ; НГР:Р0205496 является основанием для отмены судебного постановления.
Кроме того, суд кассационной инстанции при вынесении определения допустил существенное нарушение норм процессуального права.
В соответствии с требованиями п. 6 ч. 2 ст. 366 ГПК РФ; НГР:Р0205496 в кассационном определении должны быть указаны мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался.
В определении суда кассационной инстанции от 7 июля 2004 г. не приведены мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, отсутствует и ссылка на законы, которыми суд руководствовался.
При таких обстоятельствах следует признать, что определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 июля 2004 г. принято с существенным нарушением норм материального и процессуального права, оно отменено с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
[введено: 02.04.2006 оператор НЦПИ - Денисова Н.Н.]
[проверено: 10.05.2006 редактор НЦПИ - Антонова О.А.]
В0504126
В200504126
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.03.2006, N 3, СТР. 2
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28.09.2005 N 15-ПВ05
БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; НГР:Р9803726
НЕ УСТАНАВЛИВАЕТ ИСЧЕРПЫВАЮЩИЙ ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕПРЕДВИДЕННЫХ РАСХОДОВ, НА КОТОРЫЕ
ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СРЕДСТВА РЕЗЕРВНЫХ ФОНДОВ, СОЗДАВАЕМЫХ
ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Извлечение)
Абзацами 3 - 7 п. 3 Положения о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Республики Хакасия (утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 28 ноября 2001 г. N 238; далее - Положение) предусматривалось, что средства резервного фонда Правительства Республики Хакасия расходуются на финансирование:
- государственной поддержки общественных организаций и объединений;
- проведения встреч, симпозиумов, выставок и семинаров по проблемам общегосударственного значения;
- выплаты разовых премий и оказания разовой материальной помощи гражданам за заслуги перед республикой;
- издания сборников нормативных актов и законодательства Республики Хакасия;
- других мероприятий, проводимых в соответствии с постановлениями Президиума Правительства Республики Хакасия.
Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о признании указанных положений противоречащими федеральному законодательству, а именно ч. 4 ст. 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803726, согласно которой средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, а следовательно, по мнению заявителя, расходование средств резервных фондов возможно лишь в экстренных случаях, тогда как указанные в п. 3 Положения расходы не отвечают названным признакам, не являются непредвиденными, могут быть отнесены к текущим расходам бюджета.
Представитель Правительства Республики Хакасия возражал против удовлетворения требований прокурора, ссылаясь на то, что оспариваемые нормы п. 3 Положения не противоречат федеральному законодательству, разработаны по аналогии с действующим Положением о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 838; НГР:Р9703018.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 9 апреля 2004 г. в удовлетворении заявления прокурора Республики Хакасия отказано.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 июля 2004 г., вынесенным в кассационном порядке, решение Верховного Суда Республики Хакасия отменено и вынесено новое решение, которым заявление прокурора Республики Хакасия удовлетворено.
Определением судьи Верховного Суда РФ от 24 декабря 2004 г. отказано в истребовании дела по надзорной жалобе Правительства Республики Хакасия.
В повторной надзорной жалобе Правительства Республики Хакасия был поставлен вопрос об отмене определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 июля 2004 г. и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Определением заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 6 июня 2005 г. дело истребовано в Верховный Суд РФ, а определением от 4 июля 2005 г. - передано для рассмотрения по существу в Президиум Верховного Суда РФ.
Президиум Верховного Суда РФ 28 сентября 2005 г. определение кассационной инстанции отменил по следующим основаниям.
В п. 4 ст. 3 БК РФ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.
В соответствии с п. 1 ст. 81 БК РФ в расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления.
Согласно п. 4 ст. 81 БК РФ средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.
Подпунктом 4 п. 2 ст. 26\3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ; НГР:Р9904799 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов формирования и использования резервных фондов субъекта Российской Федерации для финансирования непредвиденных расходов.
Таким образом, Бюджетный кодекс Российской Федерации; НГР:Р9803726, Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определяют, что средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных, в том числе чрезвычайных, расходов. Следовательно, в Бюджетном кодексе Российской Федерации; НГР:Р9803726 не назван в качестве обязательного критерия расходования средств резервного фонда только чрезвычайный характер расходов. Расходы на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году, являются лишь частным случаем непредвиденных расходов, порядок расходования которых субъект Российской Федерации устанавливает самостоятельно (п. 5 ст. 81 БК РФ).
На это обращено внимание в решении суда первой инстанции, обоснованно полагавшего, что средства резервного фонда могут расходоваться на финансирование не только аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и т. д., но и других мероприятий, определяющим для которых должен быть такой фактор, как непредвиденность расходов, т. е. расходов, не предусмотренных в бюджете на текущий финансовый год. С учетом этого Правительство Республики Хакасия на основании п. 5 ст. 81 БК РФ было вправе установить порядок расходования средств резервного фонда, в том числе на цели, указанные в оспариваемых нормах Положения.
В связи с этим позицию кассационной инстанции, считавшей, что резервный фонд может быть использован только на цели, носящие чрезвычайный характер, следует признать ошибочной, основанной на неправильном применении норм материального права, что в соответствии со ст. 387 ГПК РФ; НГР:Р0205496 является основанием для отмены судебного постановления.
Кроме того, суд кассационной инстанции при вынесении определения допустил существенное нарушение норм процессуального права.
В соответствии с требованиями п. 6 ч. 2 ст. 366 ГПК РФ; НГР:Р0205496 в кассационном определении должны быть указаны мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался.
В определении суда кассационной инстанции от 7 июля 2004 г. не приведены мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, отсутствует и ссылка на законы, которыми суд руководствовался.
При таких обстоятельствах следует признать, что определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 июля 2004 г. принято с существенным нарушением норм материального и процессуального права, оно отменено с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
[введено: 02.04.2006 оператор НЦПИ - Денисова Н.Н.]
[проверено: 10.05.2006 редактор НЦПИ - Антонова О.А.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 3 от 01.03.2006 Стр. 2 |
Рубрики правового классификатора: | 080.000.000 Финансы, 080.060.000 Бюджеты субъектов Российской Федерации, 080.060.010 Общие положения, 080.060.030 Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, 180.000.000 Правосудие, 180.040.000 Гражданский процесс, 180.040.030 Производство в кассационной инстанции |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: