Основная информация

Дата опубликования: 28 сентября 2005г.
Номер документа: В200504126
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0504126

В200504126

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.03.2006, N 3, СТР. 2

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28.09.2005 N 15-ПВ05

БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; НГР:Р9803726

НЕ УСТАНАВЛИВАЕТ ИСЧЕРПЫВАЮЩИЙ ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕПРЕДВИДЕННЫХ РАСХОДОВ, НА КОТОРЫЕ

ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СРЕДСТВА РЕЗЕРВНЫХ ФОНДОВ, СОЗДАВАЕМЫХ

ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Извлечение)

Абзацами 3 - 7 п. 3 Положения о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Республики Хакасия (утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 28 ноября 2001 г. N 238; далее - Положение) предусматривалось, что средства резервного фонда Правительства Республики Хакасия расходуются на финансирование:

- государственной поддержки общественных организаций и объединений;

- проведения встреч, симпозиумов, выставок и семинаров по проблемам общегосударственного значения;

- выплаты разовых премий и оказания разовой материальной помощи гражданам за заслуги перед республикой;

- издания сборников нормативных актов и законодательства Республики Хакасия;

- других мероприятий, проводимых в соответствии с постановлениями Президиума Правительства Республики Хакасия.

Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о признании указанных положений противоречащими федеральному законодательству, а именно ч. 4 ст. 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803726, согласно которой средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, а следовательно, по мнению заявителя, расходование средств резервных фондов возможно лишь в экстренных случаях, тогда как указанные в п. 3 Положения расходы не отвечают названным признакам, не являются непредвиденными, могут быть отнесены к текущим расходам бюджета.

Представитель Правительства Республики Хакасия возражал против удовлетворения требований прокурора, ссылаясь на то, что оспариваемые нормы п. 3 Положения не противоречат федеральному законодательству, разработаны по аналогии с действующим Положением о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 838; НГР:Р9703018.

Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 9 апреля 2004 г. в удовлетворении заявления прокурора Республики Хакасия отказано.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 июля 2004 г., вынесенным в кассационном порядке, решение Верховного Суда Республики Хакасия отменено и вынесено новое решение, которым заявление прокурора Республики Хакасия удовлетворено.

Определением судьи Верховного Суда РФ от 24 декабря 2004 г. отказано в истребовании дела по надзорной жалобе Правительства Республики Хакасия.

В повторной надзорной жалобе Правительства Республики Хакасия был поставлен вопрос об отмене определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 июля 2004 г. и оставлении в силе решения суда первой инстанции.

Определением заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 6 июня 2005 г. дело истребовано в Верховный Суд РФ, а определением от 4 июля 2005 г. - передано для рассмотрения по существу в Президиум Верховного Суда РФ.

Президиум Верховного Суда РФ 28 сентября 2005 г. определение кассационной инстанции отменил по следующим основаниям.

В п. 4 ст. 3 БК РФ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.

В соответствии с п. 1 ст. 81 БК РФ в расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления.

Согласно п. 4 ст. 81 БК РФ средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.

Подпунктом 4 п. 2 ст. 26\3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ; НГР:Р9904799 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов формирования и использования резервных фондов субъекта Российской Федерации для финансирования непредвиденных расходов.

Таким образом, Бюджетный кодекс Российской Федерации; НГР:Р9803726, Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определяют, что средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных, в том числе чрезвычайных, расходов. Следовательно, в Бюджетном кодексе Российской Федерации; НГР:Р9803726 не назван в качестве обязательного критерия расходования средств резервного фонда только чрезвычайный характер расходов. Расходы на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году, являются лишь частным случаем непредвиденных расходов, порядок расходования которых субъект Российской Федерации устанавливает самостоятельно (п. 5 ст. 81 БК РФ).

На это обращено внимание в решении суда первой инстанции, обоснованно полагавшего, что средства резервного фонда могут расходоваться на финансирование не только аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и т. д., но и других мероприятий, определяющим для которых должен быть такой фактор, как непредвиденность расходов, т. е. расходов, не предусмотренных в бюджете на текущий финансовый год. С учетом этого Правительство Республики Хакасия на основании п. 5 ст. 81 БК РФ было вправе установить порядок расходования средств резервного фонда, в том числе на цели, указанные в оспариваемых нормах Положения.

В связи с этим позицию кассационной инстанции, считавшей, что резервный фонд может быть использован только на цели, носящие чрезвычайный характер, следует признать ошибочной, основанной на неправильном применении норм материального права, что в соответствии со ст. 387 ГПК РФ; НГР:Р0205496 является основанием для отмены судебного постановления.

Кроме того, суд кассационной инстанции при вынесении определения допустил существенное нарушение норм процессуального права.

В соответствии с требованиями п. 6 ч. 2 ст. 366 ГПК РФ; НГР:Р0205496 в кассационном определении должны быть указаны мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался.

В определении суда кассационной инстанции от 7 июля 2004 г. не приведены мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, отсутствует и ссылка на законы, которыми суд руководствовался.

При таких обстоятельствах следует признать, что определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 июля 2004 г. принято с существенным нарушением норм материального и процессуального права, оно отменено с оставлением в силе решения суда первой инстанции.

[введено: 02.04.2006 оператор НЦПИ - Денисова Н.Н.]

[проверено: 10.05.2006 редактор НЦПИ - Антонова О.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 3 от 01.03.2006 Стр. 2
Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.060.000 Бюджеты субъектов Российской Федерации, 080.060.010 Общие положения, 080.060.030 Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, 180.000.000 Правосудие, 180.040.000 Гражданский процесс, 180.040.030 Производство в кассационной инстанции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать