Основная информация

Дата опубликования: 29 декабря 2014г.
Номер документа: RU29000201401543
Текущая редакция: 3
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Архангельская область
Принявший орган: ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ОПУБЛИКОВАНО: В данной редакции документ опубликован не был. Первоначально текст документа был опубликован на региональном интернет-портале правовой информации Архангельской области: www.pravo.dvinaland.ru, 06.01.2015

ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

29 декабря 2014 г. № 611-пп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО И ШКОЛЬНОГО СПОРТА В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015 - 2020 ГОДЫ

(В редакции постановлений Правительства Архангельской области от 16.05.2017 №202-пп, от 08.12.2020 №834-пп)

В соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», областным законом от 19 октября 2006 года № 250-внеоч.-ОЗ «О физической культуре и спорте в Архангельской области» и пунктом 6 поручения Губернатора Архангельской области от 24 января 2014 года Правительство Архангельской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития детско-юношеского и школьного спорта в Архангельской области на 2015 - 2020 годы.

2. исключен.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области разработать меры по содействию развитию детско-юношеского и школьного спорта с учетом положений Концепции развития детско-юношеского и школьного спорта в Архангельской области на 2015 - 2020 годы.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор

Архангельской области

И.А.ОРЛОВ

Утверждена

постановлением Правительства

Архангельской области

от 29.12.2014 № 611-пп

КОНЦЕПЦИЯ

РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО И ШКОЛЬНОГО СПОРТА В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015 - 2020 ГОДЫ

Концепция развития детско-юношеского и школьного спорта в Архангельской области на 2015 - 2020 годы (далее - Концепция), разработанная в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и областным законом от 19 октября 2006 года № 250-внеоч.-ОЗ «О физической культуре и спорте в Архангельской области», представляет собой систему взглядов, подходов, принципов и приоритетов Архангельской области по развитию детско-юношеского и школьного спорта в Архангельской области.

Концепция определяет ключевые ориентиры для исполнительных органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (далее соответственно - исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления) и общественных объединений, иных организаций спортивной направленности при решении вопросов, касающихся укрепления системы физического воспитания и развития детско-юношеского и школьного спорта, формирования здорового образа жизни детей и подростков.

Правовой основой разработки Концепции являются:

Федеральный закон от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года № 1101-р;

областной закон от 19 октября 2006 года № 250-внеоч.-ОЗ «О физической культуре и спорте в Архангельской области».

I. Общие положения

Детско-юношеский спорт - спортивные занятия девочек и мальчиков (лиц, не достигших возраста 14 лет) (далее - дети), девушек и юношей (лиц, не достигших возраста 18 лет) (далее - подростки).

Школьный спорт - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в общеобразовательных организациях, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях.

Система физического воспитания - совокупность учебно-тренировочного процесса по программам и государственным образовательным стандартам различного уровня и направленности, сети реализующих организаций независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов органов.

Субъекты детско-юношеского и школьного спорта:

образовательные организации;

организации дополнительного образования, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта: детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские спортивно-адаптивные школы;

специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва;

центры спортивной подготовки;

спортивные клубы по месту жительства;

спортивные клубы при общеобразовательных организациях;

спортивные федерации по видам спорта;

общероссийская общественная организация «Всероссийская федерация спорта лиц с интеллектуальными нарушениями», общероссийская общественная организация «Всероссийское общество инвалидов», общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское общество глухих», общероссийская общественная организация «Всероссийская Федерация спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата», общероссийская общественная физкультурно-спортивная организация «Федерация спорта слепых», общероссийская спортивная федерация спорта глухих, общероссийская общественная благотворительная организация помощи инвалидам с умственной отсталостью «Специальная Олимпиада России», общероссийская общественная физкультурно-спортивная организация «Всероссийская федерация школьного спорта»;

медицинские организации.

II. Цели, задачи и основные принципы развития детско-юношеского и школьного спорта

Целью развития детско-юношеского и школьного спорта является физическое и нравственное воспитание, укрепление здоровья детей, подростков путем совершенствования системы физического воспитания в образовательных организациях, развития инфраструктуры детско-юношеского и школьного спорта и детско-юношеского адаптивного спорта и приобщения детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также создания необходимых условий для самореализации спортивно одаренных детей и подростков.

Основными задачами в сфере развития детско-юношеского и школьного спорта являются:

совершенствование мер поддержки развития детско-юношеского и школьного спорта, детско-юношеского адаптивного спорта;

совершенствование системы физического воспитания в образовательных организациях и по месту жительства (создание спортивных клубов);

содействие деятельности физкультурно-спортивных организаций в области детско-юношеского и школьного спорта;

повышение качества работы детско-юношеских спортивных школ (неукоснительное выполнение федеральных стандартов спортивной подготовки);

развитие системы государственных учреждений спортивной подготовки для спортивно-одаренных детей и подростков;

создание необходимых условий для обеспечения подготовки спортивного резерва;

повышение эффективности обязательных уроков физической культуры посредством придания им целевой направленности учебно-тренировочного процесса на овладение техническими элементами игровых видов спорта, развитие физических качеств, подготовку к соревновательной деятельности;

развитие сети доступных спортивных сооружений для детей и подростков;

укрепление материально-технической базы, обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием общеобразовательных организаций, детско-юношеских школ, спортивных клубов;

подготовка кадров по реализации комплекса мер в области детско-юношеского и школьного спорта, детско-юношеского адаптивного спорта;

реализация всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО;

профилактика беспризорности и правонарушений детей и подростков.

Реализация Концепции основывается на следующих принципах:

взаимодействие исполнительной органов государственной власти, органов законодательной власти всех уровней, организаций и общественных объединений спортивной направленности, подготовка правовой базы для осуществления данного взаимодействия, единого понимания целей и задач в вопросах развития детско-юношеского и школьного спорта в Архангельской области;

доступность занятий физической культурой и спортом для всех категорий детей и подростков;

массовость физической культуры (реализация принципа «спорт для всех»);

использование современных технологий, научно-исследовательских разработок при планировании и реализации комплекса мер;

сохранение и укрепление здоровья детей и подростков при занятиях физической культурой и спортом;

проведение систематического мониторинга эффективности реализации Концепции и возможность корректировки программ.

III. Основные направления деятельности по развитию детско-юношеского и школьного спорта

Приоритетными направлениями в развитии детско-юношеского и школьного спорта являются:

развитие физической культуры и массового детско-юношеского спорта;

развитие системы подготовки спортивного резерва;

развитие школьного спорта.

Для обеспечения равных условий для занятий физической культурой и спортом необходимо особое внимание обратить на следующие группы населения:

на детей дошкольного возраста, так как не все дети посещают дошкольные образовательные организации, а государственные стандарты по видам спорта разрешают заниматься данным видом спорта только со школьного возраста;

на детей и подростков с ограниченными возможностями и имеющих инвалидность;

на детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей из малообеспеченных семей (состоящих на учете в органах внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних);

на детей и подростков, имеющих особые успехи в обучении и спорте.

Программы, ориентированные на указанные группы населения, должны отражать специфику группы, учитывать современные методики и технологии, позволяющие осуществлять полноценное физическое воспитание.

Приоритетные направления должны быть отражены в муниципальных и иных программах развития детско-юношеского и школьного спорта также с учетом имеющихся специфики и возможностей муниципальных образований Архангельской области.

Целевые индикаторы и показатели по основным направлениям Концепции развития детско-юношеского и школьного спорта в Архангельской области на 2015 - 2020 годы приведены в приложении к настоящей Концепции.

IV. Состояние детско-юношеского и школьного спорта в Архангельской области

Численность детей в Архангельской области в возрасте до 18 лет составила на 1 января 2014 года 182 326 человек, или 15,2 процента от общей численности населения Архангельской области.

В Архангельской области не менее 60 процентов молодежи имеют нарушения здоровья. Более 80 процентов населения Архангельской области, в том числе 40 процентов молодежи, не занимаются систематически физической культурой и спортом.

Результаты мониторинга состояния здоровья обучающихся позволяют сделать вывод о том, что 53 процента обучающихся имеют ослабленное здоровье, две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания, лишь 10 процентов выпускников общеобразовательных организаций могут быть отнесены к категории здоровых.

Важными факторами, негативно влияющими на формирование здоровья детей и рост заболеваемости, являются низкая двигательная активность и неэффективное физическое воспитание детей, в том числе с отклонениями в состоянии здоровья. Уроки физической культуры не компенсируют недостаточность двигательной активности обучающихся. Низкая физическая активность, по данным исследований, выявляется у 80 процентов обучающихся общеобразовательных организаций, что способствует росту числа заболеваний сердечно-сосудистой системы, формированию патологии костно-мышечной системы, увеличению травматизма.

Во многом этих негативных последствий можно избежать, если эффективно и целенаправленно осуществлять внедрение физической культуры и спорта в образ жизни детей, подростков и молодежи.

В настоящее время отмечается недостаточное количество спортивных школ, подростковых и детско-юношеских клубов физической подготовки, спортивных клубов в общеобразовательных организациях и по месту жительства.

В системе подготовки спортивного резерва в Архангельской области насчитывается 63 учреждения спортивной направленности, 23 из которых - детско-юношеские спортивные школы, в которых занимается 38 496 тыс. человек по 46 видам спорта, в том числе 27 олимпийским. В подготовке юных спортсменов задействовано 809 тренеров-преподавателей.

В 2013 году количество детей и подростков в возрасте 6 - 15 лет, регулярно занимающихся спортом, составило 35,9 процента от указанной категории жителей Архангельской области. Социальный норматив охвата занимающихся в детских и юношеских спортивных школах, установленный распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 года № 1063-р, составляет 20 процентов.

Вместе с тем необходимо отметить, что за последние годы наблюдается устойчивый прогресс в сфере развития детско-юношеского спорта.

Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» определена задача дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», в объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных организаций всех видов и типов вводится третий час физической культуры.

Несмотря на положительные моменты в организации массового детско-юношеского спорта, детского отдыха и оздоровления, комплекс мер, реализуемых государством и обществом, сохраняется немало проблем, прежде всего связанных:

с отсутствием единой программы действий развития детско-юношеского и школьного спорта, активного отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи;

с обеспеченностью кадрами для организации работы в сфере физической культуры и спорта;

с недостаточно развитой инфраструктурой и обеспечением доступности объектов спорта для всех категорий населения.

Органы местного самоуправления, на которые возложены полномочия в развитии детско-юношеского и школьного спорта, организации активного отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи не имеют достаточного объема бюджетных средств, а материальная база отличается существенной изношенностью. Проблема дефицита финансирования организаций спортивной направленности приводит к росту платных услуг в детско-юношеском спорте, что также снижает возможности детей из социально необеспеченных семей заниматься спортом.

Уровень эффективности спортивных школ по подготовке спортсменов высокого класса зависит от отбора перспективных для занятий спортом детей и подростков, их состояния здоровья, психологической и физической готовности к высоким нагрузкам.

Для более эффективной работы по достижению задач, направленных на укрепление системы физического воспитания и развития детско-юношеского и школьного спорта, необходимо формирование единой системы мер, участниками которой будут органы исполнительной и законодательной власти различных уровней, а также общественность.

V. Развитие физической культуры и массового детско-юношеского и школьного спорта

В Концепции особое внимание уделено развитию детско-юношеского спорта в образовательных организациях.

Во исполнение поручения Губернатора Архангельской области от 24 января 2014 года в части создания на базе образовательных организаций спортивных клубов планируется довести долю образовательных организаций, на базе которых будут созданы клубы, до 100 процентов к 2017 году.

В данном направлении определены следующие приоритеты:

создание условий функционирования детско-юношеских спортивных клубов, детско-юношеских спортивно-адаптивных клубов и спортивных команд на базе общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организациях и других;

создание условий функционирования детско-юношеских спортивных клубов, спортивных клубов образовательных организаций детско-юношеских спортивно-адаптивных клубов и спортивных команд по месту жительства детей и подростков на территории муниципальных образований Архангельской области;

с учетом внедрения третьего урока физической культуры в образовательных организациях обеспечение повышения эффективности обязательных уроков физической культуры посредством придания им целевой направленности учебно-тренировочного процесса на овладение техническими элементами игровых видов спорта, развитие физических качеств, подготовку к соревновательной деятельности;

активное внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» на территории Архангельской области;

обеспечение повышения квалификации тренеров-преподавателей не реже одного раза в пять лет для поддержания необходимого профессионального уровня;

укрепление материально-технической базы посредством включения в программы развития образовательных организаций оснащения их современным спортивным инвентарем и оборудованием, а в программы развития муниципальных образований - реконструкции стадионов и спортивных залов образовательных организаций;

организация медицинского обеспечения детей и подростков, занимающихся физкультурой и спортом.

Результатами реализации комплекса мер по развитию физической культуры и массового детско-юношеского и школьного спорта станут:

обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для всех категорий обучающихся;

увеличение числа детей, регулярно занимающихся спортом;

рост физической подготовленности детей и снижение заболеваемости, преступности, а также иных негативных проявлений;

снижение количества обучающихся, освобожденных от занятий физической культурой, и лиц, отнесенных к специальным медицинским группам.

VI. Развитие системы подготовки спортивного резерва

В области развития системы подготовки спортивного резерва определены следующие приоритеты:

создание условий для улучшения качества подготовки спортивного резерва, паралимпийского резерва, сурдлимпийского резерва и резерва Специальной Олимпиады России;

повышение уровня самостоятельности и ответственности за результаты работы организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, и прежде всего муниципальных детско-юношеских спортивных школ;

развитие государственных учреждений спортивной подготовки Архангельской области (центров спортивной подготовки, центров развития адаптивного спорта), создание необходимых условий для профессионального обучения и спортивной подготовки спортивно одаренных детей и молодых людей;

разработка и внедрение механизма по трудоустройству и обязательной отработки (до трех лет) в образовательных организациях, в том числе инклюзивного образования специалистов в области адаптивного спорта, адаптивной физической культуры из числа выпускников института физической культуры, спорта и здоровья федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова»;

разработка механизма предоставления государственной поддержки в виде субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на деятельность спортивных школ и других муниципальных учреждений, осуществляющих учебно-тренировочный процесс.

Результатами реализации комплекса мер по развитию системы подготовки спортивного резерва станут:

повышение уровня спортивных результатов в системе подготовки спортивного резерва;

обеспечение непрерывного пополнения спортсменами высокого класса сборных команд Архангельской области по видам спорта;

обеспечение оптимального уровня расходов на финансирование спортивных школ, центров спортивной подготовки и центров развития адаптивного спорта.

VII. Механизмы и основные меры по реализации Концепции

Реализация Концепции предполагает разработку комплекса мероприятий, направленных:

на совершенствование нормативного правового обеспечения детско-юношеского и школьного спорта, принятие необходимых изменений и дополнений в нормативные правовые акты Архангельской области;

на совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для учреждений и организаций детско-юношеского и школьного спорта;

на совершенствование межведомственного взаимодействия по вопросам оказания медицинской помощи при занятиях физической культурой и массовым спортом.

Инструментами реализации Концепции на уровне Архангельской области являются:

государственная программа Архангельской области “Патриотическое воспитание, развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики в Архангельской области”, утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 19 июля 2013 года № 330-пп (далее – государственная программа “Патриотическое воспитание, развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики в Архангельской области”);

государственная программа Архангельской области “Развитие образования и науки Архангельской области)”, утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 года № 463-пп (далее – государственная программа “Развитие образования и науки Архангельской области).

(абзацы 6 и 7 в редакции постановления Правительства Архангельской области от 08.12.2020 №834-пп)

На уровне муниципальных образований Архангельской области инструментом реализации Концепции являются муниципальные программы муниципальных образований Архангельской области по развитию физической культуры и спорта.

Реализация Концепции осуществляется министерством по делам молодежи и спорту Архангельской области совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти, а также совместно с органами местного самоуправления.

(в редакции постановления Правительства Архангельской области от 08.12.2020 №834-пп)

VIII. Ресурсное обеспечение Концепции

Финансирование реализации Концепции осуществляется за счет средств областного бюджета по государственным программам «Патриотическое воспитание, развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики в Архангельской области», «Развитие образования и науки Архангельской области», за счет местных бюджетов, а также за счет внебюджетных источников.

(в редакции постановления Правительства Архангельской области от 08.12.2020 №834-пп

Приложение

к Концепции развития

детско-юношеского

и школьного спорта

в Архангельской области

на 2015 - 2020 годы

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ

и показатели по основным направлениям Концепции развития детско-юношеского и школьного спорта в Архангельской области на 2015 - 2020 годы

Основные направления деятельности

Показатели (индикаторы)

1

2

1. Развитие эффективной формы воспитания средствами спорта, включая соревнования и тренировочные нагрузки

доля детей 6 - 15 лет, регулярно занимающихся физической культурой и спортом

2. Создание условий функционирования детско-юношеских спортивных клубов и команд на базе образовательных организаций по месту жительства

доля образовательных учреждений, имеющих спортивные клубы и команды

3. Создание многоуровневой и разновариантной системы спортивных соревнований для команд образовательных организаций

доля образовательных учреждений, участвующих в спартакиадах обучающихся

4. Укрепление материально-технической базы, обеспеченность инвентарем, наличие квалифицированных педагогических кадров

доля расходов на развитие учебно-методической и материальной базы детско-юношеского и школьного спорта в учреждении (в процентах от общих затрат на реализацию образовательных программ в динамике по годам);

количество квалифицированных (имеющих высшее физкультурное образование) кадров, задействованных в системе детско-юношеского и школьного спорта в образовательных организациях

5. Развитие сети муниципальных учреждений, осуществляющих организацию физкультурно-спортивной, туристской работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства

количество учреждений, осуществляющих организацию физкультурно-спортивной, туристской работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства, на 1000 жителей

6. Достижение обеспеченности населения Архангельской области плоскостными и крытыми физкультурно-спортивными объектами (социально гарантированного) уровня в соответствии с действующим социальным нормативом

количество плоскостных и крытых физкультурно-спортивных объектов на 1000 жителей

7. Обеспечение равных условий для занятий физической культурой и спортом детям и подросткам с ограниченными возможностями и имеющим инвалидность

доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в возрасте от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 021.000.000 Образование. Наука. Культура. Спорт. Туризм.

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать