Основная информация
Дата опубликования: | 06 октября 2010г. |
Номер документа: | RU54000201000658 |
Текущая редакция: | 3 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Новосибирская область |
Принявший орган: | Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРИКАЗ
ПРИКАЗ
МИНИСТЕРСТВА ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ТОРГОВЛИ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
от 06.10.2010 № 79
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Изменения и дополнения:
Приказ Минпромторга
Новосибирской области от 29.04.2011 № 96
Приказ Минпромторга
Новосибирской области от 19.01.2012 № 9
В соответствии с постановлением администрации Новосибирской области от 24.03.2008 № 70-па "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Новосибирской области", распоряжением администрации Новосибирской области от 22.10.2009 № 459-ра «О расширении практики применения ведомственных и долгосрочных целевых программ как основных инструментов программно-целевого планирования бюджетных расходов Новосибирской области» приказываю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Новосибирской области на период 2011-2013 годов».
2. Государственному казенному учреждению Новосибирской области «Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области» (Конев А.П.) обеспечить исполнение программных мероприятий ведомственной целевой программы. (в ред. Приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Министр
С.Н. Семка
Утверждена приказом
министра промышленности, торговли
и развития предпринимательства
Новосибирской области
от 06.10.2010 г. №79
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2011 - 2013 ГОДОВ"
(в ред. приказов Минпромторга Новосибирской области от 29.04.2011 № 96, от 19.01.2012 № 9)
1. Паспорт
Наименование
Программы
Ведомственная целевая программа "Снижение рисков
и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера в Новосибирской области
на период 2011 - 2013 годов" (далее - Программа)
Разработчик
Программы
Министерство промышленности, торговли и развития
предпринимательства Новосибирской области
Руководитель
Программы
Министр промышленности, торговли и развития
предпринимательства Новосибирской области Семка Сергей
Николаевич
Цель и задачи
Программы.
Важнейшие
целевые
индикаторы
Цель Программы: снижение рисков и смягчение последствий
чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) природного
и техногенного характера в Новосибирской области.
Задачи: повышение эффективности технических систем
управления гражданской обороны и систем оповещения
населения Новосибирской области; обеспечение круглогодичного проведения воздушной и наземной разведки для поиска людей, ледовой, паводковой, лесопожарной обстановки на территории Новосибирской области; обеспечение безопасности на водных объектах Новосибирской области; повышение готовности
к применению средств индивидуальной защита населения Новосибирской области от опасностей, обусловленных ЧС радиационного, химического и биологического характера.
Целевые индикаторы: доля реконструированных элементов системы оповещения территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения гражданской обороны
(от потребности); охват населения Новосибирской области
при оповещении о ЧС за счет проведения реконструкции
технических средств; уровень оснащенности техническими средствами аварийно-спасательной службы; доля средств
индивидуальной защиты населения, прошедших обновление
Исполнители
основных
мероприятий
Государственное казенное учреждение Новосибирской области "Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области"«(далее - ГКУ НСО «Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области»)
Объемы
финансирования
(с расшифровкой
по годам
и источникам
финансирования)
Прогнозные объемы финансирования Программы за счет
средств областного бюджета в 2011 - 2013 годах
составляют: всего - 164,698 млн. рублей, из них:
2011 год - 28,319 млн. рублей,
2012 год - 102,883 млн. рублей,
2013 год - 33,496 млн. рублей
Ожидаемые
конечные
результаты
реализации
Программы,
выраженные в
соответствующих
показателях,
поддающихся
количественной
оценке
В результате выполнения мероприятий Программы будет
достигнуто: повышение защищенности населения, объектов
экономики Новосибирской области и территории Новосибирской области от угроз природного и техногенного характера, создание необходимых условий для безопасной жизнедеятельности; обеспечение повышения эффективности системы оперативного управления и экстренного реагирования в кризисных и чрезвычайных
ситуациях, своевременного принятия решений по защите
населения и территории, ликвидации последствий ЧС; гарантированное обеспечение защиты Новосибирской области от опасностей, обусловленных ЧС радиационного,
химического и биологического характера; сохранение
обеспеченности установленных групп населения средствами
индивидуальной защиты на уровне 71 процентов; повышение
процента охвата населения Новосибирской области
при оповещении о ЧС мирного и военного времени за счет
реконструкции технических средств оповещения; повышение
готовности служб спасения для организации поиска
и спасания людей на водных объектах до 33,3%
2. Общие положения
Программа содержит комплекс мероприятий по решению приоритетных задач в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Новосибирской области, осуществление которых направлено на последовательное снижение и смягчение последствий рисков ЧС природного и техногенного характера, что позволит снизить социальную напряженность в обществе, сохранить жизни и здоровье людей, сократить материальный ущерб.
Объект Программы - система обеспечения безопасности жизнедеятельности населения на территории Новосибирской области.
Предмет регулирования Программы - повышение безопасности населения и защита территории области от угроз природного и техногенного характера.
Сфера действия Программы - защита населения и экономики Новосибирской области от ЧС.
Основанием для разработки Программы являются следующие нормативные правовые акты:
Федеральный закон от 21.12.94 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Федеральный закон от 12.02.98 № 28-ФЗ "О гражданской обороне";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2003 № 1544-р "Об обеспечении своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время";
Закон Новосибирской области от 13.12.2006 № 63-ОЗ "О защите населения и территории Новосибирской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера";
постановление СЗ администрации Новосибирской области от 19.09.2006 № 13с-п "О мерах по накоплению и использованию средств индивидуальной защиты для населения Новосибирской области".
3. Характеристика сферы действия Программы
(в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
Анализ имеющих место на территории Новосибирской области ЧС свидетельствует, что основными их источниками являются стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями, пожары, техногенные аварии, представляющие существенную угрозу для безопасности граждан, объектов экономики, территории и в целом для устойчивого социально-экономического развития Новосибирской области. (в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
Всего в ЧС, на пожарах, на воде и в других кризисных ситуациях в Новосибирской области в год погибает в среднем 260 человек, 450 человек получают травмы, прямой экономический ущерб составляет 40 - 60 млн. рублей.
Социальную напряженность в обществе вызывают ЧС, вызываемые авариями на объектах жилищно-коммунального хозяйства и других объектах жизнеобеспечения населения; подтопления территорий населенных пунктов в период паводка; лесные пожары, угрожающие переходом на населенные пункты. (в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
Действующая на территории Новосибирской области система оповещения гражданской обороны в целом обеспечивает оперативное доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения до органов управления и населения. Вместе с тем существует ряд факторов, снижающих эффективность функционирования системы. К этим факторам относятся:
невозможность работы аппаратуры старого парка по современным цифровым линиям связи и сопряжения ее с современной аппаратурой связи;
снижение надежности системы оповещения гражданской обороны всех уровней за счет использования морально устаревшей и технически изношенной аппаратуры оповещения (аппаратура отработала по 2 срока эксплуатации);
снижение охвата населения Новосибирской области средствами оповещения за счет интенсивного сокращения сетей проводного вещания, количества электросирен и громкоговорителей в местах массового скопления. (в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
Создание автоматизированной системы централизованного оповещения населения Новосибирской области позволит решить проблему обеспечения безопасности населения Новосибирской области. Использование современных технических средств, а именно аппаратуры оповещения нового поколения П-166, средств сотовой связи, современных цифровых систем коммуникации и т.д., позволит реконструировать систему оповещения и поднять ее на уровень, отвечающий требованиям настоящего времени. (в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
Использование современных технических средств, аппаратуры нового поколения обеспечит:
эффективное использование каналов звукового сопровождения телерадиовещания, кабельного телевидения, сетей передачи данных, мощных звукоизлучающих устройств, возможностей цифровых сетей и станций связи;
доведение информации речевыми фразами через технические средства связи, а также через современные средства информации в местах массового пребывания людей;
снижение финансовых затрат на проведение эксплуатационно-технических мероприятий при эксплуатации и обслуживании системы оповещения.
Ежегодно подвергаемые проверке средства индивидуальной защиты списываются в связи с истечением нормативных сроков хранения. Для замены (освежения) средств индивидуальной защиты, предназначенных для обеспечения защиты в особый период неработающего населения, детей различного возраста (в том числе и младенцев) от опасностей радиационного, химического и биологического характера, возникает необходимость в систематическом восполнении их некомплекта.
Проведение комплекса мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения, требует наличия материально-технической базы. (в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
Для предупреждения и ликвидации ЧС необходимо круглогодичное проведение воздушной и наземной разведки для поиска людей, ледовой, паводковой, лесопожарной обстановки; обеспечение поиска и спасания людей на водных объектах. (в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
Приобретение беспилотного летательного аппарата - мультикоптера, болотохода, катера на воздушной подушке позволит предотвратить или максимального снизить людские потери и ущерб для объектов экономики, возникающие при ЧС. (в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
Эффективное противодействие ЧС не может быть обеспечено только в рамках основной деятельности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления Новосибирской области. Характер проблемы требует долговременной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов объектов экономики и институтов общества. Для предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их негативных последствий существенное значение имеет система мер и их технологическое обеспечение, то есть для решения проблемы целесообразно использовать программно-целевой метод. (в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
4. Цели и задачи ведомственной целевой программы
Целью Программы является снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в Новосибирской области.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
1. Повышение эффективности технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения Новосибирской области. Для решения задачи требуется перевод системы оповещения на оборудование нового парка для сопряжения с межрегиональной системой оповещения (перевод оконечных пунктов оповещения из районных отделов внутренних дел ГУВД Новосибирской области в ЕДДС муниципальных образований Новосибирской области). (в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
2. Обеспечение круглогодичного проведения воздушной и наземной разведки для поиска людей, ледовой, паводковой, лесопожарной обстановки на территории Новосибирской области. Для решения задачи требуется приобретение авиационных средств и наземных средств для работы в труднодоступных местностях. (в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
3. Обеспечение безопасности на водных объектах Новосибирской области. Для решения задачи требуется приобретение эффективных в применении технических средств (катер на воздушной подушке). (в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
4. Повышение готовности к применению средств индивидуальной защиты населения Новосибирской области от опасностей, обусловленных ЧС радиационного, химического и биологического характера, для чего требуется замена (освежение) средств индивидуальной защиты с истекшими сроками хранения. (в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
Цели и задачи Программы
(в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
Таблица 1
Цель/задачи, требующие решения для достижения цели
Показатель
Единица измерения
Период реализации Программы
Примечание
2011
2012
2013
Цель: снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в Новосибирской области
Задача 1.
Повышение
эффективности
технических систем
управления
гражданской
обороны и систем
оповещения
населения
Новосибирской
области
Доля
реконструироваиных элементов
системы
оповещения
территориальной
автоматизирова иной системы централизованного оповещения гражданской обороны (от потребности)
(в
процентах нарастающим итогом)
10,1
80,6
100
Охват населения Новосибирской области при оповещении о ЧС за счет проведения реконструкции технических средств систем оповещения
(в
процентах нарастающим итогом)
55,51
63,44
69,5
Задача 2.
Обеспечение
круглогодичного
проведения
воздушной и
наземной разведки
для поиска людей,
ледовой,
паводковой,
лесопожарной
обстановки на
территории
Новосибирской
области
Уровень оснащенности техническими средствами аварийно-спасательной службы1
(в
процентах от общей потребное ти)
100
100
100
Задача 3. Обеспечение безопасности на водных объектах Новосибирской области
Уровень оснащенности техническими средствами аварийно-спасательной службы
(в
процентах от общей потребности)
33,3
33,3
33,3
Задача 4. Повышение готовности к применению средств индивидуальной защиты населения Новосибирской области от опасностей, обусловленных ЧС радиационного, химического и биологического характера
Доля средств
индивидуальной
защиты
населения,
прошедших
обновление
(в
процентах с
нарастаю
щим
итогом)
30
47
71
«1» От необходимого уровня оснащенности техническими средствами для проведения воздушной и наземной разведки
«2» От необходимого уровня оснащенности техническими средствами для обеспечения поиска и спасания людей на водных объектах Новосибирской области
5. Перечень программных мероприятий ведомственной целевой программы
Таблица 2
(в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
Цель / Задачи, требующие решения для
Показатель
Единица измерения
Период
реализации
программы
Ответственный
исполнитель
Ожидаемый результат
достижения цели
2011
2012
2013
1. Снижение рисков и смягчение последствий ЧС
природного и техногенного характера в Новосибирской области
1.1. Повышение эффективности технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения Новосибирской области
1.1.1.
Реконструкция
элементов
системы
оповещения
территориально
й
автоматизирова иной системы централизованн ого
оповещения
гражданской
обороны
(ТАСЦО ГО)
Новосибирской
области:
Количество
шт.
ГКУ
НСО
«Цент
рГО,
ЧСи
ПБ
Новое
ибирс
кой
облас
ти»
Обеспе
чение
оповещ
ения
населе
ния об
угрозах
ЧС
Стоимость единицы
млн. руб.
Сумма затрат
млн. руб.
- на пункте управления ГКУ НСО «Центр ГО ЧС и ПБ НСО»,
Количество
шт.
1
-
-
Стоимость единицы
млн. руб.
9,005
-
-
Сумма затрат
млн. руб.
9,005
-
-
ЕДДС, ГЗПУ г. Новосибирска
- р.п. Коченево
Количество
шт.
1
-
Стоимость единицы
млн. руб.
5,564
-
-
Сумма затрат
млн. руб.
5,564
-
-
- г.
Новосибирск
Количество
шт.
-
1
-
Стоимость единицы
млн. руб.
-
102, 483
-
Сумма затрат
млн. руб.
-
102, 483
-
- г. Бердск
Количество
шт.
-
-
1
Стоимость единицы
млн. руб.
-
-
14,57 2
Сумма затрат
млн. руб.
-
-
14,57 2
- г. Искитим
Количество
шт.
-
-
1
Стоимость единицы
млн. руб.
-
-
13,64 9
Сумма затрат
млн. руб.
-
-
13,64 9
Итого затрат на решение задачи 1
млн. руб.
14,56 9
102, 483
28,22 1
X
X
1.2. Обеспечение круглогодичного проведения воздушной и наземной разведки для поиска людей, ледовой, паводковой, лесопожарной обстановки на территории Новосибирской области
1.2.1.
Приобретение
мультикоптера
(БПЛА)
Количество
шт.
1
-
-
ГКУ
нсо
«Цент рГО, ЧСи ПБ
Новое
ибирс
кой
облас
ти»
Обеспе
чение
провед
ения
воздуш
ной и
наземн
ой
разведк и,
поиска и
спасен ия
людей
Стоимость единицы
млн. руб.
0,3
-
-
Сумма затрат
млн. руб.
0,3
-
-
1.2.2.
Приобретение болотохода
Количество
шт.
1
-
-
Стоимость единицы
млн. руб.
2,3
-
-
Сумма затрат
млн. руб.
2,3
Итого затрат на решение задачи 2
млн. руб.
2,6
-
-
X
X
1.3. Обеспечение поиска и спасания людей на водных объектах Новосибирской области
1.3.1.
Количество
шт.
1
-
-
ГКУ
НСО
«Цент
рГО,
ЧСи
ПБ
Новое
ибирс
кой
облас
ти»
Обеспечение поиска и
спасения
людей на
водных
объект
ах
Приобретение катера на
Стоимость единицы
млн. руб.
2,8
-
-
воздушной подушке
Сумма затрат
млн. руб.
2,8
1.3.2
Приобретение
боновых
заграждении
Количество
шт.
1
-
-
ГКУ
НСО
«Цент
рГО,
ЧСи
ПБ
Новосибирской
области»
Обеспе
чение
подраз
делени
й
аварий но-
спасательной службы
оборуд
ование
м для
ликвид
ации
розлив
ов
нефтепродуктов
Стоимость единицы
млн. руб.
0,8
-
-
Сумма затрат
млн. руб.
0,8
Итого затрат на решение задачи 3
млн. руб.
3,6
-
-
X
X
1.4.Повышение готовности к применению средств индивидуальной защиты населения Новосибирской области от опасностей, обусловленных ЧС радиационного, химического и биологического характера
1.4.1.
Приобретение камер детских защитных (КЗД-6)
Количество
шт.
200
-
100
Повышение
готовности к
применению
Стоимость единицы
млн. руб.
0,015
-
0,015
Сумма затрат
млн. руб.
3,0
-
1,5
ГКУ НСО
1.4.2.
Количество
шт.
300
-
150
«Цент
населе
Приобретение противогазов детских (ПДФ-2Д)
Стоимость единицы
млн. руб.
0,003 5
-
0,003 5
рГО, ЧСи ПБ
Новое
ибирс
кой
области»
нием
средств
индивидуальной
защиты
Сумма затрат
млн. руб.
1,05
-
0,525
1.4.3.
Приобретение
противогазов
ГП-7В
Количество
шт.
1400
160
1300
Стоимость единицы
млн. руб.
0,002 5
0,00 25
0,002 5
Сумма затрат
млн. руб-
3,5
0,40 0
3,25
Итого затрат на решение задачи 4
или, руб.
7,55
0,40 0
5,275
X
X
Итого затрат по Программе
млн. руб.
28,31
9
102, 883
33,49 6
X
X
Применяемые сокращения:
ЕДДС - единая дежурно-диспетчерская служба
ГЗПУ г. Новосибирска городской защищенный пункт управления города Новосибирска
6. Механизм реализации Программы
(в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
Реализация программных мероприятий и отбор их участников производится в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и постановлением Губернатора Новосибирской области от 11.04.2008 № 144 «О распределении полномочий по вопросам, связанным с государственными закупками Новосибирской области». (в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
По результатам исполнения программных мероприятий за 1 полугодие и за 9 месяцев текущего года финансовые ресурсы между программными мероприятиями могут перераспределяться путем внесения изменений в Программу.
Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области информацию о ходе исполнения Программы за счет средств областного бюджета Новосибирской области в разрезе программных мероприятий с приложением аналитической записки. (в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области в течение года представляет информацию о ходе выполнения Программы в министерство экономического развития Новосибирской области в составе информации о ходе выполнения плана социально-экономического развития Новосибирской области на очередной календарный год и плановый период в сроки, установленные соответствующим нормативным правовым актом.
Годовой отчет об исполнении Программы министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области представляет в министерство экономического развития Новосибирской области до 15 февраля года, следующего за отчетным с приложением аналитической записки, содержащей качественные и количественные результаты выполнения Программы, анализ возникающих проблем и предложения по их устранению.
Контроль за выполнением Программы осуществляет министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области. (в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
7. Эффективность реализации Программы
(в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
Критерием оценки эффективности реализации Программы является достижение запланированных значений целевых индикаторов.
Общая социально-экономическая эффективность реализации Программы оценивается с использованием следующих основных показателей:
снижение численности погибших и пострадавших людей в ЧС;
снижение экономического ущерба от ЧС;
сохранение обеспеченности установленных групп населения средствами индивидуальной защиты на уровне 71 процентов; (в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
повышение охвата населения Новосибирской области при оповещении о ЧС территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения гражданской обороны.
В результате выполнения программных мероприятий обеспечивается:
снижение рисков ЧС и потерь человеческого, природного и экономического потенциала, создание условий безопасной жизнедеятельности населения Новосибирской области;
повышение готовности технических средств защиты населения от ЧС радиационного, химического и биологического характера, что обеспечит в особый период сохранение жизни и здоровья тысячам людей и прежде всего детям;
повышение готовности служб спасения для организации поиска и спасания людей на водных объектах.
8. Источники финансирования Программы
(в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
Общий прогнозный объем финансирования Программы в 2011 - 2013 годах за счет средств областного бюджета составит 164,698 млн. рублей, из них:
2011 год - 28,319 млн. рублей,
2012 год - 102,883 млн. рублей,
2013 год - 33,496 млн. рублей.
ПРИКАЗ
ПРИКАЗ
МИНИСТЕРСТВА ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ТОРГОВЛИ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
от 06.10.2010 № 79
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Изменения и дополнения:
Приказ Минпромторга
Новосибирской области от 29.04.2011 № 96
Приказ Минпромторга
Новосибирской области от 19.01.2012 № 9
В соответствии с постановлением администрации Новосибирской области от 24.03.2008 № 70-па "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Новосибирской области", распоряжением администрации Новосибирской области от 22.10.2009 № 459-ра «О расширении практики применения ведомственных и долгосрочных целевых программ как основных инструментов программно-целевого планирования бюджетных расходов Новосибирской области» приказываю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Новосибирской области на период 2011-2013 годов».
2. Государственному казенному учреждению Новосибирской области «Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области» (Конев А.П.) обеспечить исполнение программных мероприятий ведомственной целевой программы. (в ред. Приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Министр
С.Н. Семка
Утверждена приказом
министра промышленности, торговли
и развития предпринимательства
Новосибирской области
от 06.10.2010 г. №79
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2011 - 2013 ГОДОВ"
(в ред. приказов Минпромторга Новосибирской области от 29.04.2011 № 96, от 19.01.2012 № 9)
1. Паспорт
Наименование
Программы
Ведомственная целевая программа "Снижение рисков
и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера в Новосибирской области
на период 2011 - 2013 годов" (далее - Программа)
Разработчик
Программы
Министерство промышленности, торговли и развития
предпринимательства Новосибирской области
Руководитель
Программы
Министр промышленности, торговли и развития
предпринимательства Новосибирской области Семка Сергей
Николаевич
Цель и задачи
Программы.
Важнейшие
целевые
индикаторы
Цель Программы: снижение рисков и смягчение последствий
чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) природного
и техногенного характера в Новосибирской области.
Задачи: повышение эффективности технических систем
управления гражданской обороны и систем оповещения
населения Новосибирской области; обеспечение круглогодичного проведения воздушной и наземной разведки для поиска людей, ледовой, паводковой, лесопожарной обстановки на территории Новосибирской области; обеспечение безопасности на водных объектах Новосибирской области; повышение готовности
к применению средств индивидуальной защита населения Новосибирской области от опасностей, обусловленных ЧС радиационного, химического и биологического характера.
Целевые индикаторы: доля реконструированных элементов системы оповещения территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения гражданской обороны
(от потребности); охват населения Новосибирской области
при оповещении о ЧС за счет проведения реконструкции
технических средств; уровень оснащенности техническими средствами аварийно-спасательной службы; доля средств
индивидуальной защиты населения, прошедших обновление
Исполнители
основных
мероприятий
Государственное казенное учреждение Новосибирской области "Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области"«(далее - ГКУ НСО «Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области»)
Объемы
финансирования
(с расшифровкой
по годам
и источникам
финансирования)
Прогнозные объемы финансирования Программы за счет
средств областного бюджета в 2011 - 2013 годах
составляют: всего - 164,698 млн. рублей, из них:
2011 год - 28,319 млн. рублей,
2012 год - 102,883 млн. рублей,
2013 год - 33,496 млн. рублей
Ожидаемые
конечные
результаты
реализации
Программы,
выраженные в
соответствующих
показателях,
поддающихся
количественной
оценке
В результате выполнения мероприятий Программы будет
достигнуто: повышение защищенности населения, объектов
экономики Новосибирской области и территории Новосибирской области от угроз природного и техногенного характера, создание необходимых условий для безопасной жизнедеятельности; обеспечение повышения эффективности системы оперативного управления и экстренного реагирования в кризисных и чрезвычайных
ситуациях, своевременного принятия решений по защите
населения и территории, ликвидации последствий ЧС; гарантированное обеспечение защиты Новосибирской области от опасностей, обусловленных ЧС радиационного,
химического и биологического характера; сохранение
обеспеченности установленных групп населения средствами
индивидуальной защиты на уровне 71 процентов; повышение
процента охвата населения Новосибирской области
при оповещении о ЧС мирного и военного времени за счет
реконструкции технических средств оповещения; повышение
готовности служб спасения для организации поиска
и спасания людей на водных объектах до 33,3%
2. Общие положения
Программа содержит комплекс мероприятий по решению приоритетных задач в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Новосибирской области, осуществление которых направлено на последовательное снижение и смягчение последствий рисков ЧС природного и техногенного характера, что позволит снизить социальную напряженность в обществе, сохранить жизни и здоровье людей, сократить материальный ущерб.
Объект Программы - система обеспечения безопасности жизнедеятельности населения на территории Новосибирской области.
Предмет регулирования Программы - повышение безопасности населения и защита территории области от угроз природного и техногенного характера.
Сфера действия Программы - защита населения и экономики Новосибирской области от ЧС.
Основанием для разработки Программы являются следующие нормативные правовые акты:
Федеральный закон от 21.12.94 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Федеральный закон от 12.02.98 № 28-ФЗ "О гражданской обороне";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2003 № 1544-р "Об обеспечении своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время";
Закон Новосибирской области от 13.12.2006 № 63-ОЗ "О защите населения и территории Новосибирской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера";
постановление СЗ администрации Новосибирской области от 19.09.2006 № 13с-п "О мерах по накоплению и использованию средств индивидуальной защиты для населения Новосибирской области".
3. Характеристика сферы действия Программы
(в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
Анализ имеющих место на территории Новосибирской области ЧС свидетельствует, что основными их источниками являются стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями, пожары, техногенные аварии, представляющие существенную угрозу для безопасности граждан, объектов экономики, территории и в целом для устойчивого социально-экономического развития Новосибирской области. (в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
Всего в ЧС, на пожарах, на воде и в других кризисных ситуациях в Новосибирской области в год погибает в среднем 260 человек, 450 человек получают травмы, прямой экономический ущерб составляет 40 - 60 млн. рублей.
Социальную напряженность в обществе вызывают ЧС, вызываемые авариями на объектах жилищно-коммунального хозяйства и других объектах жизнеобеспечения населения; подтопления территорий населенных пунктов в период паводка; лесные пожары, угрожающие переходом на населенные пункты. (в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
Действующая на территории Новосибирской области система оповещения гражданской обороны в целом обеспечивает оперативное доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения до органов управления и населения. Вместе с тем существует ряд факторов, снижающих эффективность функционирования системы. К этим факторам относятся:
невозможность работы аппаратуры старого парка по современным цифровым линиям связи и сопряжения ее с современной аппаратурой связи;
снижение надежности системы оповещения гражданской обороны всех уровней за счет использования морально устаревшей и технически изношенной аппаратуры оповещения (аппаратура отработала по 2 срока эксплуатации);
снижение охвата населения Новосибирской области средствами оповещения за счет интенсивного сокращения сетей проводного вещания, количества электросирен и громкоговорителей в местах массового скопления. (в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
Создание автоматизированной системы централизованного оповещения населения Новосибирской области позволит решить проблему обеспечения безопасности населения Новосибирской области. Использование современных технических средств, а именно аппаратуры оповещения нового поколения П-166, средств сотовой связи, современных цифровых систем коммуникации и т.д., позволит реконструировать систему оповещения и поднять ее на уровень, отвечающий требованиям настоящего времени. (в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
Использование современных технических средств, аппаратуры нового поколения обеспечит:
эффективное использование каналов звукового сопровождения телерадиовещания, кабельного телевидения, сетей передачи данных, мощных звукоизлучающих устройств, возможностей цифровых сетей и станций связи;
доведение информации речевыми фразами через технические средства связи, а также через современные средства информации в местах массового пребывания людей;
снижение финансовых затрат на проведение эксплуатационно-технических мероприятий при эксплуатации и обслуживании системы оповещения.
Ежегодно подвергаемые проверке средства индивидуальной защиты списываются в связи с истечением нормативных сроков хранения. Для замены (освежения) средств индивидуальной защиты, предназначенных для обеспечения защиты в особый период неработающего населения, детей различного возраста (в том числе и младенцев) от опасностей радиационного, химического и биологического характера, возникает необходимость в систематическом восполнении их некомплекта.
Проведение комплекса мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения, требует наличия материально-технической базы. (в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
Для предупреждения и ликвидации ЧС необходимо круглогодичное проведение воздушной и наземной разведки для поиска людей, ледовой, паводковой, лесопожарной обстановки; обеспечение поиска и спасания людей на водных объектах. (в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
Приобретение беспилотного летательного аппарата - мультикоптера, болотохода, катера на воздушной подушке позволит предотвратить или максимального снизить людские потери и ущерб для объектов экономики, возникающие при ЧС. (в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
Эффективное противодействие ЧС не может быть обеспечено только в рамках основной деятельности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления Новосибирской области. Характер проблемы требует долговременной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов объектов экономики и институтов общества. Для предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их негативных последствий существенное значение имеет система мер и их технологическое обеспечение, то есть для решения проблемы целесообразно использовать программно-целевой метод. (в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
4. Цели и задачи ведомственной целевой программы
Целью Программы является снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в Новосибирской области.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
1. Повышение эффективности технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения Новосибирской области. Для решения задачи требуется перевод системы оповещения на оборудование нового парка для сопряжения с межрегиональной системой оповещения (перевод оконечных пунктов оповещения из районных отделов внутренних дел ГУВД Новосибирской области в ЕДДС муниципальных образований Новосибирской области). (в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
2. Обеспечение круглогодичного проведения воздушной и наземной разведки для поиска людей, ледовой, паводковой, лесопожарной обстановки на территории Новосибирской области. Для решения задачи требуется приобретение авиационных средств и наземных средств для работы в труднодоступных местностях. (в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
3. Обеспечение безопасности на водных объектах Новосибирской области. Для решения задачи требуется приобретение эффективных в применении технических средств (катер на воздушной подушке). (в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
4. Повышение готовности к применению средств индивидуальной защиты населения Новосибирской области от опасностей, обусловленных ЧС радиационного, химического и биологического характера, для чего требуется замена (освежение) средств индивидуальной защиты с истекшими сроками хранения. (в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
Цели и задачи Программы
(в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
Таблица 1
Цель/задачи, требующие решения для достижения цели
Показатель
Единица измерения
Период реализации Программы
Примечание
2011
2012
2013
Цель: снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в Новосибирской области
Задача 1.
Повышение
эффективности
технических систем
управления
гражданской
обороны и систем
оповещения
населения
Новосибирской
области
Доля
реконструироваиных элементов
системы
оповещения
территориальной
автоматизирова иной системы централизованного оповещения гражданской обороны (от потребности)
(в
процентах нарастающим итогом)
10,1
80,6
100
Охват населения Новосибирской области при оповещении о ЧС за счет проведения реконструкции технических средств систем оповещения
(в
процентах нарастающим итогом)
55,51
63,44
69,5
Задача 2.
Обеспечение
круглогодичного
проведения
воздушной и
наземной разведки
для поиска людей,
ледовой,
паводковой,
лесопожарной
обстановки на
территории
Новосибирской
области
Уровень оснащенности техническими средствами аварийно-спасательной службы1
(в
процентах от общей потребное ти)
100
100
100
Задача 3. Обеспечение безопасности на водных объектах Новосибирской области
Уровень оснащенности техническими средствами аварийно-спасательной службы
(в
процентах от общей потребности)
33,3
33,3
33,3
Задача 4. Повышение готовности к применению средств индивидуальной защиты населения Новосибирской области от опасностей, обусловленных ЧС радиационного, химического и биологического характера
Доля средств
индивидуальной
защиты
населения,
прошедших
обновление
(в
процентах с
нарастаю
щим
итогом)
30
47
71
«1» От необходимого уровня оснащенности техническими средствами для проведения воздушной и наземной разведки
«2» От необходимого уровня оснащенности техническими средствами для обеспечения поиска и спасания людей на водных объектах Новосибирской области
5. Перечень программных мероприятий ведомственной целевой программы
Таблица 2
(в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
Цель / Задачи, требующие решения для
Показатель
Единица измерения
Период
реализации
программы
Ответственный
исполнитель
Ожидаемый результат
достижения цели
2011
2012
2013
1. Снижение рисков и смягчение последствий ЧС
природного и техногенного характера в Новосибирской области
1.1. Повышение эффективности технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения Новосибирской области
1.1.1.
Реконструкция
элементов
системы
оповещения
территориально
й
автоматизирова иной системы централизованн ого
оповещения
гражданской
обороны
(ТАСЦО ГО)
Новосибирской
области:
Количество
шт.
ГКУ
НСО
«Цент
рГО,
ЧСи
ПБ
Новое
ибирс
кой
облас
ти»
Обеспе
чение
оповещ
ения
населе
ния об
угрозах
ЧС
Стоимость единицы
млн. руб.
Сумма затрат
млн. руб.
- на пункте управления ГКУ НСО «Центр ГО ЧС и ПБ НСО»,
Количество
шт.
1
-
-
Стоимость единицы
млн. руб.
9,005
-
-
Сумма затрат
млн. руб.
9,005
-
-
ЕДДС, ГЗПУ г. Новосибирска
- р.п. Коченево
Количество
шт.
1
-
Стоимость единицы
млн. руб.
5,564
-
-
Сумма затрат
млн. руб.
5,564
-
-
- г.
Новосибирск
Количество
шт.
-
1
-
Стоимость единицы
млн. руб.
-
102, 483
-
Сумма затрат
млн. руб.
-
102, 483
-
- г. Бердск
Количество
шт.
-
-
1
Стоимость единицы
млн. руб.
-
-
14,57 2
Сумма затрат
млн. руб.
-
-
14,57 2
- г. Искитим
Количество
шт.
-
-
1
Стоимость единицы
млн. руб.
-
-
13,64 9
Сумма затрат
млн. руб.
-
-
13,64 9
Итого затрат на решение задачи 1
млн. руб.
14,56 9
102, 483
28,22 1
X
X
1.2. Обеспечение круглогодичного проведения воздушной и наземной разведки для поиска людей, ледовой, паводковой, лесопожарной обстановки на территории Новосибирской области
1.2.1.
Приобретение
мультикоптера
(БПЛА)
Количество
шт.
1
-
-
ГКУ
нсо
«Цент рГО, ЧСи ПБ
Новое
ибирс
кой
облас
ти»
Обеспе
чение
провед
ения
воздуш
ной и
наземн
ой
разведк и,
поиска и
спасен ия
людей
Стоимость единицы
млн. руб.
0,3
-
-
Сумма затрат
млн. руб.
0,3
-
-
1.2.2.
Приобретение болотохода
Количество
шт.
1
-
-
Стоимость единицы
млн. руб.
2,3
-
-
Сумма затрат
млн. руб.
2,3
Итого затрат на решение задачи 2
млн. руб.
2,6
-
-
X
X
1.3. Обеспечение поиска и спасания людей на водных объектах Новосибирской области
1.3.1.
Количество
шт.
1
-
-
ГКУ
НСО
«Цент
рГО,
ЧСи
ПБ
Новое
ибирс
кой
облас
ти»
Обеспечение поиска и
спасения
людей на
водных
объект
ах
Приобретение катера на
Стоимость единицы
млн. руб.
2,8
-
-
воздушной подушке
Сумма затрат
млн. руб.
2,8
1.3.2
Приобретение
боновых
заграждении
Количество
шт.
1
-
-
ГКУ
НСО
«Цент
рГО,
ЧСи
ПБ
Новосибирской
области»
Обеспе
чение
подраз
делени
й
аварий но-
спасательной службы
оборуд
ование
м для
ликвид
ации
розлив
ов
нефтепродуктов
Стоимость единицы
млн. руб.
0,8
-
-
Сумма затрат
млн. руб.
0,8
Итого затрат на решение задачи 3
млн. руб.
3,6
-
-
X
X
1.4.Повышение готовности к применению средств индивидуальной защиты населения Новосибирской области от опасностей, обусловленных ЧС радиационного, химического и биологического характера
1.4.1.
Приобретение камер детских защитных (КЗД-6)
Количество
шт.
200
-
100
Повышение
готовности к
применению
Стоимость единицы
млн. руб.
0,015
-
0,015
Сумма затрат
млн. руб.
3,0
-
1,5
ГКУ НСО
1.4.2.
Количество
шт.
300
-
150
«Цент
населе
Приобретение противогазов детских (ПДФ-2Д)
Стоимость единицы
млн. руб.
0,003 5
-
0,003 5
рГО, ЧСи ПБ
Новое
ибирс
кой
области»
нием
средств
индивидуальной
защиты
Сумма затрат
млн. руб.
1,05
-
0,525
1.4.3.
Приобретение
противогазов
ГП-7В
Количество
шт.
1400
160
1300
Стоимость единицы
млн. руб.
0,002 5
0,00 25
0,002 5
Сумма затрат
млн. руб-
3,5
0,40 0
3,25
Итого затрат на решение задачи 4
или, руб.
7,55
0,40 0
5,275
X
X
Итого затрат по Программе
млн. руб.
28,31
9
102, 883
33,49 6
X
X
Применяемые сокращения:
ЕДДС - единая дежурно-диспетчерская служба
ГЗПУ г. Новосибирска городской защищенный пункт управления города Новосибирска
6. Механизм реализации Программы
(в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
Реализация программных мероприятий и отбор их участников производится в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и постановлением Губернатора Новосибирской области от 11.04.2008 № 144 «О распределении полномочий по вопросам, связанным с государственными закупками Новосибирской области». (в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
По результатам исполнения программных мероприятий за 1 полугодие и за 9 месяцев текущего года финансовые ресурсы между программными мероприятиями могут перераспределяться путем внесения изменений в Программу.
Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области информацию о ходе исполнения Программы за счет средств областного бюджета Новосибирской области в разрезе программных мероприятий с приложением аналитической записки. (в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области в течение года представляет информацию о ходе выполнения Программы в министерство экономического развития Новосибирской области в составе информации о ходе выполнения плана социально-экономического развития Новосибирской области на очередной календарный год и плановый период в сроки, установленные соответствующим нормативным правовым актом.
Годовой отчет об исполнении Программы министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области представляет в министерство экономического развития Новосибирской области до 15 февраля года, следующего за отчетным с приложением аналитической записки, содержащей качественные и количественные результаты выполнения Программы, анализ возникающих проблем и предложения по их устранению.
Контроль за выполнением Программы осуществляет министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области. (в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
7. Эффективность реализации Программы
(в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
Критерием оценки эффективности реализации Программы является достижение запланированных значений целевых индикаторов.
Общая социально-экономическая эффективность реализации Программы оценивается с использованием следующих основных показателей:
снижение численности погибших и пострадавших людей в ЧС;
снижение экономического ущерба от ЧС;
сохранение обеспеченности установленных групп населения средствами индивидуальной защиты на уровне 71 процентов; (в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
повышение охвата населения Новосибирской области при оповещении о ЧС территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения гражданской обороны.
В результате выполнения программных мероприятий обеспечивается:
снижение рисков ЧС и потерь человеческого, природного и экономического потенциала, создание условий безопасной жизнедеятельности населения Новосибирской области;
повышение готовности технических средств защиты населения от ЧС радиационного, химического и биологического характера, что обеспечит в особый период сохранение жизни и здоровья тысячам людей и прежде всего детям;
повышение готовности служб спасения для организации поиска и спасания людей на водных объектах.
8. Источники финансирования Программы
(в ред. приказа Минпромторга Новосибирской области от 19.01.2012 № 9)
Общий прогнозный объем финансирования Программы в 2011 - 2013 годах за счет средств областного бюджета составит 164,698 млн. рублей, из них:
2011 год - 28,319 млн. рублей,
2012 год - 102,883 млн. рублей,
2013 год - 33,496 млн. рублей.
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 160.040.010 Общие положения, 160.040.000 Безопасность общества, 020.040.040 Режим чрезвычайных ситуаций (см. также 110.010.150), 020.030.020 Государственные программы. Концепции |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: