Основная информация

Дата опубликования: 09 июня 2011г.
Номер документа: RU57000201100395
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Орловская область
Принявший орган: Департамент образования, культуры и спорта Орловской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 09 июня 2011 № 1188

г. Орел

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Во исполнение пункта 11 перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года, а также в целях поддержки развития вариативных форм дошкольного образования, в том числе негосударственных детских организаций и, семейных детских садов, приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Методические рекомендации по организации вариативного дошкольного образования в Орловской области (приложение 1);

1.2. Рекомендации по открытию негосударственного детского сада как юридического лица (приложение 2).

2 Отделу дошкольного и общего образования управления образования и молодежной политики (В. В. Гомозов) довести данный приказ до сведения руководителей муниципальных органов управления образованием.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника управления образования и молодежной политики Т. В. Мартынову.

Руководитель Департамента

Г. А. Казначеева

Приложение 1

к приказу Департамента

образования, культуры и спорта

Орловской области

от 09.06.2011 г. №1188

Методические рекомендации

по организации вариативного дошкольного образования

в Орловской области

С целью координации действий по развитию системы дошкольного образования в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, для обеспечения доступного качественного дошкольного образования ключевое значение имеет наличие у каждого ребенка равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе. Адекватное возрастным и индивидуальным возможностям гармоничное развитие ребенка-дошкольника позволит ему быть успешным в школе. Именно поэтому достижение равных стартовых возможностей - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования з Орловской области. Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования, которая обеспечивает конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

Нехватка мест в дошкольных учреждениях - одна из серьезнейших проблем в регионе, которая находится на особом контроле Правительства Орловской области. Вместе с тем, ситуация недоступности дошкольного образования для всех категорий граждан, имеющих детей дошкольного возраста, может быть значительно улучшена за счет использования внутренних резервов системы образования, в том числе развития различных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» определены видовое разнообразие дошкольных образовательных учреждений, направленности групп детей дошкольного возраста, а также различные режимы пребывания детей.

Создание различного вида групп для детей в возрастном диапазоне от 2 месяцев до 7 лет в дошкольных образовательных учреждениях, на базе разных культурно-образовательных центров и центров дополнительного образования детей (библиотек, музеев, клубов, домов детского творчества и т.п.), а также на базе добровольных родительских сообществ, работающих в разных временных режимах (с полным или неполным днем пребывания, каждодневные или несколько дней в неделю), позволяет в значительной мере приблизить рынок образовательных услуг к многообразным запросам населения, более полно использовать культурный потенциал социума в образований детей дошкольного возраста.

В целях расширения спектра дошкольных образовательных услуг в настоящее время реализуются три основные модели обеспечения равных стартовых возможностей получения образования для детей из разных социальных групп и слоев населения:

традиционное дошкольное образование полного дня осуществляется а группах полного дня на базе образовательных учреждений, осуществляющих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

дошкольное образование на основе кратковременного пребывания реализуется в группах кратковременного пребывания на базе образовательных учреждений разных типов и видов, учреждений культуры, здравоохранения, социальных служб и родительских сообществ;

общественно-семейная модель дошкольного образования может быть организована в условиях семейного воспитания в форме собственно семейного образования, осуществляемого родителями (лицами, их заменяющими), образования на дому (в т. ч. в форме гувернерства).

Модель 1. Традиционное дошкольное образование полного дня

Данная модель может реализовываться в различных режимах (полного дня (12-часового пребывания), сокращенного дня (8-10-часового пребывания), продленного дня (14-часового пребывания); функционировать в режиме 5-дневной и 6-дневной рабочей недели, по запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы таких групп в выходные и праздничные дни.

В рамках данной модели приветствуется функционирование негосударственных дошкольных образовательных учреждений производителей комплексных дошкольных услуг, представленных в виде синтеза услуг жизнеобеспечения и развития личности ребенка и консультативных услуг родителям (уход, присмотр, питание, образование, развитие и пр.). Кроме основной образовательной услуга предлагается широкий спектр дополнительных и сопутствующих. Данный вид учреждения может располагаться как в отдельно стоящем здании, так и на первых зтажах офисных и жилых комплексов.

Разновидностью группы полного дня, имеющей свою специфику, является дошкольная образовательная группа на базе детского оздоровительного пришкольного лагеря или пришкольной площадки. Основной целью создания подобной группы является организация периода адаптации будущих первоклассников к обучению в школе. В условиях пришкольного лагеря для достижения данной цели возможно решить ряд задач:

организация знакомства будущих первоклассников с ломешением школы;

знакомство со школой как вместилищем определенных традиций, выработка правил взаимодействия детей и взрослых:

организация педагогического наблюдения за детьми;

построение конструктивных и продуктивных взаимоотношений между участниками образовательного процесса;

повышение уровня готовности будущих первоклассников к осуществлению учебной деятельности;

оказание помощи детям в формировании умения продуктивно выражать себя.

Ряд новых задач работы пришкольного лагеря, связанных с открытием дошкольной образовательной группы, становятся дополнением к его традиционным направлениям деятельности:

осуществление попечения детей в летний период, организация их отдыха и рационального использования каникулярного времени;

проведение комплексных оздоровительных мероприятий, формирование потребности к физическому совершенствованию, сохранению здоровья, общей культуры и навыков здорового образа жизни;

организация досуга детей, формирование потребности и умения творчески, активно, продуктивно проводить свободное время.

Различают варианты функционирования таких образовательных групп:

по срокам (круглогодичные, каникулярные, летние);

по базовому учреждению (на базе сельских или городских общеобразовательных школ, комплексов «Школа-сад», «Начальная школа-детский сад», учреждений дополнительного образования, выездных детский оздоровительных лагерей);

по соотношению условно очных и заочных форм работы с воспитанниками и их родителями:

по логике построения воспитательной и образовательной работы (предметно-кружковая, проектная и другие модели).

Предметно-кружковая модель отражает привычный для учителей подход, позволяет обеспечить преемственность традиционных направлений работы школы и дошкольного образовательного учреждения, анонс и пропедевтику школьных предметов. В данной модели каждое направление (учебный предмет, кружок, секция) решает одни и те же задачи воспитания, обучения, формируется единая группа навыков.

Проектная модель в большой мере соответствует традиционным формам работы в детском лагере. Метод проектов позволяет детям научиться самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Модель 2. Дошкольное образование на основе кратковременного пребывания

Группы кратковременного пребывания детей (режим пребывания детей от 3 до 5 часов в день) ставят своей целью обеспечить всестороннее (физическое, интеллектуальное, социальное, эстетическое и другое) развитие дошкольников, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, оормирсванне у них основ готовности к школьному обучению. Традиционно рассматривают следующие виды групп кратковременного пребывания.

«Адаптационная группа» - для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет. Группа создается в целях обеспечения ранней социализации детей и адаптации их к поступлению в дошкольные образовательные учреждения.

«Группа развития» - для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Группа создается с целью всестороннего развития детей, их социализации в коллективе сверстников и взрослых.

«Будущий первоклассник» - для детей в возрасте 5-6 лет. Группа создается с целью подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.

«Группа для детей, у которых русский язык не является родным» для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Группа создается с целью обеспечения адаптации ребенка з русскоязычной среде, овладения навыками русской речи, формирования основ готовности к школьному обучению.

«Группа для детей с отклонениями в развитии» - для детей в возрасте от 2 до 7 лет. Группа создается с целью оказания систематической психолого-медико-педагогической помощи летям с отклонениями в развитии, их воспитания и обучения, консультативно-методической поддержки родителей.

«Особый ребенок» - для детей-инвалидов в возрасте от 2 до 7 лет. Группа создается с целью оказания систематической психолого-медико-педагогической помощи детям-инвалидам, формирования у них предпосылок к учебной. деятельности, социальной адаптации, содействия родителям в организации воспитания и обучения детей.

«Играя, обучаюсь» - для детей от 1,5 до 7 лет. Группа создается для обеспечения освоения ребенком социального опыта, общения со сверстниками и взрослыми в совместной игровой деятельности, формирования основ готовности к школьному обучению.

«Группы вечернего пребывания, выходного и праздничного дня» - для детей от 2 до 7 лет. Группа создается с целью оказания помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей, организации присмотра и ухода за детьми.

Группы кратковременного пребывания функционируют по гибкому режиму: от 2 до 5 раз в неделю, от 2 до 5 часов в день в зависимости от потребностей родителей (законных представителей). Группы могут открываться в течение учебного года, по мере комплектования.

Дошкольное образовательное учреждение, имеющее в своем составе lpynny кратковременного пребывания, несет ответственность во время образовательного процесса за жизнь и здоровье детей, работников группы, за соответствие форм, методов и средств его организации возрастным и психофизиологическим возможностям детей.

Главной особенностью функционирования группы кратковременного пребывания является организация взаимодействия педагогов и родителей. Сотрудничество с родителями зключает несколько традиционных направлений: психолого-педагогическое просвещение родителей, привлечение их к активному участию в образовательном процессе, выявление и распространение позитивного опыта оздоровления и образования детей в условиях семьи.

Особое внимание в работе с семьей в условиях группы кратковременного пребывания уделяется формированию готовности родителей к организации совместной деятельности с детьми в семье.

Для обеспечения охвата различных категорий детей дошкольного возраста Орловской области, традиционно не получающих дошкольные образовательные услуги, а также с целью обеспечения качественной подготовки детей различных категорий к школе рекомендуется рассмотреть вопрос об открытии группы кратковременного пребывания для часто и длительно болеющих детей.

Такая группа функционирует по определенному графику. В период выздоровления, с 7-го по 14-й дни от начала заболевания, осуществляется патронаж детей на дому, предполагающий проведение занятий с ребенком и оказание консультативной помощи родителям с предоставлением методических материалов. В случае перевода ребенка на домашний режим (через 2 недели после заболевания) организуются оздоровительно-образовательные мероприятия на базе дошкольного образовательного учреждения. В этот период дети посещают учреждение 3 раза в неделю в утренние (11.00 - 13.00) или вечерние (15.00 — 17.00) часы. С учетом физического состояния детей и ограниченного времени их пребывания в группе образовательный процесс строится максимально компактно и предусматривает рациональное чередование лечебно-оздоровительных мероприятий (ЛФК, массаж, физиопроцедуры по назначению врача) и развивающих занятий, направленных на решение разноплановых образовательных задач.

Модель 3. Общественно-семейная модель дошкольного образования

Данная модель основана на идее взаимосвязи общественного и семейного воспитания, которая предполагает взаимную ответственность родителей, педагогов, представителей социума в процессе образования детей дошкольного возраста.

Модель представлена, прежде всего, семейными дошкольными группами, которые обеспечивают присмотр и уход за детьми в возрасте от 2 месяцев до 7 лет и организуются в целях поддержки многодетных семей, предоставления родителям, имеющим детей, возможность трудоустройства, не прерывая процесс воспитания детей; развития новых форм дошкольного образования с реализацией индивидуального подхода в воспитании; обеспечения наиболее полного охвата детей дошкольным образованием.

Семейные группы - это форма организации дошкольного образования малой наполняемости (3-5 детей), которые могут создаваться в многодетных семьях, в свободных муниципальных помещениях, на дому у воспитателя. Важно, что каждая такая группа может получать разнообразную помощь и поддержку ближайшего детского сада, - и консультации специалистов, и медицинское обслуживание детей, и обучение воспитателей семейных групп. Таким образом, семейные группы могут создаваться физическими и юридическими лицами и осуществлять свою деятельность как структурное подразделение муниципального дошкольного образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, гак и как самостоятельная организация.

Воспитателем семейной группы может быть родитель (законный представитель) многодетной семьи, прошедший социально-психологическое обследование, имеющий удовлетворительные условия жизни. Работники семейной группы являются сотрудниками образовательного учреждения.

К семейной группе могут быть отнесены различные категории семей:

многодетные семьи, имеющие 3 и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет (в этом случае воспитанниками семейной группы являются собственные дети в семье, на базе которой группа создана);

многодетные семьи с одним или двумя детьми дошкольного возраста при условии приема детей дошкольного возраста из других семей;

семьи, имеющие ребенка дошкольного возраста и ребенка-инвалида при условии приема детей дошкольного возраста из других семей;

другие категории семей по решению органов местного самоуправления (общее количество детей в группе при этом определяется с учетом их возраста, плошали жилого помещения и количеством комнат в нем).

В случае если семья удовлетворяет предъявленным требованиям, один из родителей получает возможность стать воспитателем и получает из местного бюджета зарплату (является работником детского сада, при котором создана семейная группа) и средства на организацию питания воспитанников (так как дети в семейной группе являются воспитанниками ДОУ и числятся в списочном составе учреждения).

Занятия с детьми и другие виды деятельности в семейной группе могут проводиться как в здании детского сада (музыкальные занятия, подготовка и участие в утренниках, спортивные занятия и др.), так и в домашних условиях.

Для оказания психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дома, рекомендовано организовать сеть консультативных пунктов (далее - КП) при детских садах и других учреждениях, имеющих в штате специалистов дошкольного образования разного профиля (методистов дошкольного образования, педагогов-психологов, учителей-логопедов и прочее). Деятельность КП предполагает тесное сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей. Все формы и виды взаимодействия должны быть направлены на установление доверительных отношений между родителями и педагогами, оказание помощи родителям в установлении контакта со своими детьми; на воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Целью КП является предоставление муниципальной услуги по оказанию консультативной и методической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому, по вопросам воспитания, обучения и развития детей от рождения до 7 лет. Основные задачи консультативных пунктов:

распознавание, диагностирование проблем в развитии дошкольников;

содействие в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;

оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) детей 5-7 лет, не посещающих образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу.

Услуги, предоставляемые консультативными пунктами:

просвещение родителей (законных представителей) - информирование родителей, направленное на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, формирование положительных взаимоотношений в семье;

диагностика развития ребенка - психолого-педагогическое изучение ребенка, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей, а также выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации, разработка рекомендаций по дальнейшему развитию и воспитанию ребенка;

консультирование (психологическое, социальное, педагогическое) -информирование родителей о физиологических и психологических особенностях развития ребенка, основных направлениях воспитательных воздействий, преодолении кризисных ситуаций;

проведение коррекционных и развивающих занятий на основе индивидуальных особенностей развития ребенка, направленных на обучение родителей организации воспитательного процесса в условиях семьи;

социальная адаптация ребенка в детском коллективе - развитие у ребенка навыков социального поведения и коммуникативных качеств личности.

Перечисленные услуги могут реализовываться посредством освоения родителями различных педагогических программ - общих и специальных. Общие программы предполагают развитие педагогической компетентности родителей в основных вопросах воспитания и развития ребенка; специальные -по одному или нескольким направлениям, наиболее значимым для данной категории родителей. Необходимость участия в специальной программе может быть обусловлена как потребностями самих родителей (проблемы подготовки ребенка к школьному обучению, трудности в общении с ребенком, неумение организовать самостоятельную деятельность ребенка), так и проблемами в развитии детей (девиантное поведение, ослабленное здоровье и т.д).

В совокупности программы для родителей рекомендовано создавать по следующим направлениям:

создание специфических условий пребывания ребенка,

потребность взаимодействия со специалистами,

предпочтительные модели включения родителей в образовательный

процесс.

Создание специфических условий пребывания ребенка может быть ориентировано, например, на развитие детей раннего или предшкольного возраста, детей с проблемами в развитии (часто болеющих, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата), одаренных детей, детей из одной семьи, детей из двуязычных семей, семей переселенцев и т. д.

Семье может быть предложна система оздоровления (медицинскими и педагогическими работниками), психолого-педагогической поддержки (работа с учителем-логопедом, педагогом-психологом), развития (подготовка к обучению в школе, кружки по интересам эстетической, познавательной или физической направленности).

Предпочтительные модели включения родителей в образовательный процесс (очные, очно-заочные, дистанционные) могут быть выбраны самими родителями. В дошкольных образовательных учреждениях проводятся базовые мероприятия, и оказывается консультационная помощь семьям для самостоятельных занятий с ребенком. Данная модель особенно актуальна в силу удаленности специалистов от места проживания некоторых семей. Однако она требует создания серии конспектов для занятий с детьми и родителями, методических пособий, дидактических материалов, которые родители могут использовать для своего ребенка индивидуально.

При выборе образовательной модели следует учитывать как демографические, так и социально-экономические условия развития муниципального образования. Так, модели дошкольного образования, которые активно развиваются в крупных городах, неприемлемы в отдаленных сельских районах. Услуги, которые подходят для более или менее обеспеченных родителей, не устроят семьи из группы социального риска. Необходимо также учитывать, что все больше дошкольников нуждается в коррекционной и медицинской помощи, особенно перед поступлением в школу.

Для активизации этого процесса предлагается создание системообразующих организационных структур - районных центров дошкольного образования (далее - ЦДО).

ЦДО организуются по территориальному принципу, подотчетны муниципальным органам управления образованием, работают в масштабах районов города и области. Создаются как отдельные структурные подразделения преимущественно на базе дошкольных образовательных учреждений. В сельской местности ЦДО могут быть организованы при школах, центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи, учреждениях дополнительного образования к культуры. Главное - базовые учреждения должны обладать соответствующими кадровыми и материально-техническими ресурсами. Это позволит обеспечить максимальную эффективность деятельности с минимальными затратами.

Цель создания ЦДО - консолидация усилий районных учреждений образования, культуры, здравоохранения, социальных и административных служб, общественных организаций и родительских сообществ в обеспечении дошкольникам оптимальных образовательных условий до поступления в школу.

К числу основных направлений деятельности ЦДО относится работа с детьми, родителями дошкольников, посещающих и не посещающих ДОУ, педагогами основного и дополнительного образования, административными работниками. Таким образом, реализация программ образования дошкольников в различных организационных формах является лишь одним из направлений деятельности центра.

Основными задачами ЦДО являются:

организация разнообразных форм и совершенствование содержания дошкольного образования для обеспечения равных стартовых условий детям дошкольного возраста;

внедрение общественно-семейной модели воспитания и обучения детей с учетом единых целей дошкольного образования и возможностей индивидуальной работы с ребенком в домашних условиях;

разработка и реализация программ повышения квалификации педагогов в условиях внедрения вариативных моделей дошкольного образования;

подготовка единой информационной системы дошкольного образования, позволяющей населению сориентироваться в многообразии образовательных услуг, доступных по месту жительства;

осуществление аналитической и прогностической функций, связанных с обработкой поступающей в ЦДО информацией и выявлением тенденций изменения социума, развития системы образования.

Несмотря на различия в задачах и особенностях функционирования вариативных моделей дошкольного образования, процесс их создания можно представить в виде последовательных этапов:

1) анализ образовательных потребностей населения в масштабах отдельного муниципального образования и области в целом. Работа проводится специалистами районных отделов образования, служб соцзащиты, работниками районных ЦДО;

2) анализ возможностей муниципальных образовательных учреждений (финансовых, материально-технических, кадровых), необходимых для реализации выявленных образовательных потребностей;

3) подготовка педагогов к работе в условиях вариативного дошкольного образования. Практика подтверждает необходимость целенаправленной работы по повышению профессиональной компетентности педагогов, связанной с новыми задачами образования, требованиями к сопровождению и организации детской деятельности, представлениями о качественной подготовке детей к школе, с работой дошкольных образовательных групп различного вида;

4) подготовка руководителей образовательных учреждений к работе в русле идей адаптивности детского сада, школы, системы образования в целом. Важным условием повышения эффективности работы системы дошкольного образования региона является способность руководителей образовательных учреждений оперативно и адекватно реагировать на изменение образовательного запроса, создавать отвечающие ему образовательные структуры, обеспечивать расширение спектра и повышения качества образовательных услуг;

5) нормативное обеспечение работы образовательной модели. При открытии дошкольных образовательных групп на базе различных учреждений создается пакет документов:

положение о дошкольной образовательной группе.

приказ об открытии группы на уровне районных органов управления образования и образовательного учреждения,

договор с родителями (лицами, их заменяющими) на оказание образовательных и иных услуг,

договор о сотрудничестве с организациями культуры, здравоохранения, социальной защиты,

документы, регламентирующие порядок функционирования групп (режим дня, сетка организованной детской деятельности, планы воспитательно-образовательной работы, работы с родителями и пр.).

Данные документы составляются на основе действующих федеральных и региональных нормативов, в соответствии с которыми также вносятся коррективы в основные документы, регламентирующие деятельность учреждения (устав, штатное расписание, должностные обязанности сотрудников и другое);

6) разработка образовательной программы и программы развития образовательного учреждения. Эта работа связана с выбором программ обучения и развития дошкольников, учебно-методических комплектов, диагностических методик, оптимальных для конкретной модели дошкольного образования, контингента воспитанников, кадрового состава.

Приложение 2

к приказу Департамента

образования, культуры и спорта

Орловской области

от 09.06.2011 г. № 1188

Рекомендации по открытию негосударственного детского сада как юридического лица

В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» учредителем образовательного учреждения могут быть российские и иностранные коммерческие организации, а также объединения указанных юридических лиц (ассоциации и союзы); российские и иностранные некоммерческие организации, в том числе общественные объединения и религиозные организации, а также объединения указанных юридических лиц (ассоциации и союзы); физические лица.

Допускается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений.

Государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Негосударственным является образовательное учреждение, созданное в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Тип и вид образовательного учреждения устанавливаются учредителем (учредителями) при создании образовательного учреждения и изменяются по решению учредителя (учредителей).

Негосударственный детский сад является дошкольным образовательным учреждением. Видовое разнообразие дошкольных образовательных учреждений приведено в пункте 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении». Для негосударственных дошкольных образовательных учреждений Типовое положение выполняет функцию примерного.

Государственная регистрация юридических лиц проводится в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), которым определены сроки и место государственной регистрации, порядок представления документов, особенности регистрации отдельных видов юридических лиц, принятие решения о государственной регистрации. В статьях 12, 13 главы IV вышеуказанного закона перечислены документы, представляемые при государственной регистрации создаваемого юридического лица, и действующий порядок государственной регистрации.

Требования к уставу образовательного учреждения установлены статьей 13 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется Федеральной налоговой службой (ФНС России) в лице межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному, Заводскому, Северному, Советскому районов города Орла, Межрайонной инспекцией ФНС России по Орловской области.

Открытие банковских счетов юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу, занимающемуся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, регламентируется главой 4 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 года № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)». В названной главе указан перечень документов, предоставляемых юридическим лицом в банк для открытия расчетного счета.

Бесплатные консультации по процедуре государственной регистрации, по выбору оптимального режима налогообложения, по постановке на учет во внебюджетных фондах и в органе статистики, по лицензируемым и уведомительным видам деятельности, по подготовке пакета документов (заявления, уведомления, учредительные документы и др.) можно получить в Управлении труда и занятости Орловской области по адресу: г. Орел, ул. Пушкина, 22 и в Универсальном консультационном центре для субъектов малого и среднего предпринимательства по адресу: г. Орел, Набережная Дубровинского, 70, офис 206.

В соответствии со статьей 46 Закона Российской Федерации «Об образовании» негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований. Платная образовательная деятельность такого образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении. Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей (законных представителей) регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, гарантии и ответственность образовательного учреждения в случае приостановления действия или аннулирования лицензии, либо лишения образовательного учреждения

государственной аккредитации, либо прекращения деятельности образовательного учреждения, иные условия.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 года № 91 утверждены СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

Санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования:

к условиям размещения дошкольных организаций,

оборудованию и содержанию территории.

помещениям, их оборудованию и содержанию,

естественному и искусственному освещению помещений,

отоплению и вентиляции,

водоснабжению и канализации,

дошкольным организациям и группам для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии,

группам кратковременного пребывания, семейным дошкольным группам и иным подобным им видам дошкольных организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности,

организации питания,

медицинскому обеспечению.

приему детей б дошкольные организации,

организации режима дня,

организации физического воспитания,

личной гигиене персонала,

соблюдению санитарных правил.

Государственный надзор за деятельностью негосударственного дошкольного образовательного учреждения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

После государственной регистрации и постановки на учет в налоговых органах негосударственному дошкольному образовательному учреждению необходимо получить лицензию на право ведения образовательной деятельности. Образовательное учреждение для получения лицензии представляет в Департамент образования, культуры и спорта Орловской области пакет документов, которые перечислены в пункте 8 постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 года № 174 «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности»:

а) копии учредительных документов;

б) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;

в) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, соответствующих установленным лицензионным нормативам обеспечения образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам;

г) копия документа, подтверждающего проведение учредителем государственного или муниципального учреждения в соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» экспертной оценки последствий договора аренды для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей (в случае аренды соискателем лицензии или лицензиатом помещений для организации образовательного процесса в государственном или муниципальном учреждении, являющемся объектом социальной инфраструктуры для детей);

д) подписанная руководителем соискателя лицензии или лицензиата справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам;

е) копия положения о филиале (в случае, если соискатель лицензии или лицензиат обращается за разрешением на осуществление образовательной деятельности в филиале);

ж) копия положения о структурном подразделении (в случае, если в качестве соискателя лицензии или лицензиата выступает организация, структурное подразделение которой осуществляет реализацию образовательных программ профессиональной подготовки);

з) опись представленных документов.

По вопросам получения лицензии на право ведения образовательной деятельности необходимо обратиться по адресу: г. Орел, ул. Салтыкова-Щедрина, д, 34, Зй этаж, отдел контроля и надзора в сфере образования управления образования и молодежной политики Департамента образования, культуры и спорта Орловской области (телефон для справок 43-00-68). Также подробную информацию о прохождении процедуры лицензирования можно получить на официальном Портале Орловской области в разделе «Органы исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области - Департамент образования, культуры и спорта Орловской области - лицензирование».

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 130.010.010 Общие положения, 130.010.030 Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать