Основная информация

Дата опубликования: 16 июня 2017г.
Номер документа: RU90000201702696
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Пермский край
Принявший орган: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

от 16 июня 2017 г. № СЭД-25-01.1-02-130

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В ПЕРМСКОМ

КРАЕ НА 2017-2020 ГОДЫ»

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. № 1320-п «Об утверждении государственной программы «Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае», Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ приказываю:

1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Пермском крае на 2017-2020 годы».

2. Признать утратившим силу Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 12.05.2015 № СЭД-25-01.1-02-75 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Пермском крае на 2015-2017 годы».

3. Начальнику отдела инвестиций и развития агропродовольственного рынка Н.Н.Трясцыной обеспечить размещение настоящего Приказа на официальном сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.agro.permkrai.ru.

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра Ж.А.Перевойко.

И.о. министра

А.М.КОЗЮКОВ

УТВЕРЖДЕНА

Приказом

Министерства сельского

хозяйства и продовольствия

Пермского края

от 16.06.2017 № СЭД-25-01.1-02-130

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

В ПЕРМСКОМ КРАЕ»

1. Паспорт Программы

Наименование Программы

Ведомственная целевая программа «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Пермском крае»

Основания разработки Программы

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»;

Постановление Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. № 1320-п «Об утверждении государственной программы «Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае»;

Федеральный закон о от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»

Разработчик Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края

Ответственный исполнитель Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края

Цель Программы

Развитие системы сельскохозяйственной кооперации как фактора повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий, повышения эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов

Задачи Программы

Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:

- создание механизмов стимулирования объединения субъектов малых форм хозяйствования на селе в сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

- создание и развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов по переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг по снабжению и обеспечению деятельности субъектов малых форм хозяйствования;

- формирование материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в сфере заготовки, хранения и переработки, сбыта сельскохозяйственной продукции;

- обеспечение доступности сельскохозяйственных потребительских кооперативов к рынкам снабжения и сбыта;

- обеспечение устойчивого развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

- увеличение доли реально работающих кооперативов;

- повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения существующих и создания новых рабочих мест

Целевые индикаторы Программы

- количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов, реализовавших проекты развития своей материально-технической базы;

- прирост объема сельскохозяйственной продукции, реализованной сельскохозяйственными потребительскими кооперативами;

- количество созданных дополнительных рабочих мест на территории сельской местности

Участники Программы

- сельскохозяйственные потребительские кооперативы

Основные мероприятия Программы

Комплекс мер, направленных на реализацию задач, включает следующие направления:

1. Обеспечение доступности кредитного ресурса для сельскохозяйственных потребительских кооперативов, субсидирование части затрат на уплату процентов на цели развития современной материально-технической базы для хранения, транспортировки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.

2. Предоставление сельскохозяйственным потребительским кооперативам грантов на развитие материально-технической базы (в том числе с использованием лизинга), в том числе мощностей по хранению, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, приобретение специализированного автотранспорта; организацию логистических центров, снабженческих пунктов, сельскохозяйственных кооперативных рынков, мощностей по строительству и обслуживанию членов кооперативов.

3. Субсидирование части затрат, связанных с реализацией проектной деятельности сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.

4. Развитие инфраструктуры (рынки, ярмарки), улучшение информационно-консультационного обслуживания и научного обеспечения деятельности кооперативов.

5. Укрепление и развитие системы подготовки и переподготовки кадров для сельскохозяйственных потребительских кооперативов

Сроки и этапы реализации Программы

Сроки: 2017-2020 годы.

Программа не имеет разбивки на этапы.

Мероприятия Программы реализуются на протяжении всего срока ее реализации

Объемы и источники финансирования программных мероприятий

Общая потребность финансового обеспечения Программы на 2017-2020 годы составит 467,3 млн. рублей, в том числе 127,8 млн. рублей - из бюджета Пермского края

Источник

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

Всего за 2017-2020 годы

бюджет Пермского края

29,5

29,5

29,5

39,3

127,8

федеральный бюджет

35,0

35,0

35,0

35,0

140,0

внебюджетные средства

50,0

50,0

50,0

49,5

199,5

всего

114,5

114,5

114,5

123,8

467,3

Ожидаемые результаты реализации Программы

- количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов, реализовавших проекты развития своей материально-технической базы, составит не менее 20 кооперативов к 2020 году;

- прирост объема сельскохозяйственной продукции, реализованной сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, - не менее чем на 30 процентов к 2020 году относительно 2017 года;

- количество вновь созданных дополнительных рабочих мест на территории сельской местности составит не менее 30 рабочих мест к 2020 году относительно 2017 года

Контроль реализации Программы

Общее руководство и контроль реализации Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.

Финансовый контроль использования средств бюджета Пермского края, направленных на реализацию Программы, осуществляется контролирующими органами в соответствии с законодательством Пермского края

2. Характеристика проблемы, на решение которой

направлена Программа

Основной проблемой, решаемой с помощью региональной программы создания и развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, является обеспечение доступности малых форм хозяйствования к рынкам снабжения и сбыта, услугам по переработке продукции, кредитным услугам, повышение качества жизни сельского населения за счет перевода широкого внедрения инноваций, позволяющего не только полностью обеспечить сельское население продовольствием собственного производства, повысить его занятость и доходы, но и превратить отечественных сельхозпроизводителей в главных поставщиков конкурентного продовольствия на региональные, национальные и мировые рынки.

2.1. Государственная политика в области поддержки сельскохозяйственной кооперации начала формироваться еще в конце 1990-х - начале 2000-х гг. с реализации отдельных мер поддержки на федеральном и региональном уровнях. Системная поддержка сельскохозяйственной потребительской кооперации началась в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446. 2013 г. стал началом нового этапа государственной политики в сфере сельскохозяйственной потребительской кооперации, что связано прежде всего с принятием Первым Всероссийским съездом сельских кооперативов «Концепции развития потребительской кооперации в Российской Федерации до 2015 года».

2.2. Современная сельскохозяйственная кооперация включает в себя:

1) Все виды сельскохозяйственных кооперативов (производственные и потребительские) первого и последующих уровней.

2) Специализированные союзы сельскохозяйственных кооперативов: Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России и Союз сельских кредитных кооперативов. Одним из методических центров сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации продолжает оставаться Фонд развития сельской кредитной кооперации.

3) Ревизионные союзы сельскохозяйственных кооперативов, членство в которых стало обязательным для всех сельскохозяйственных кооперативов и их союзов с 2007 г.

2.3. На территории Пермского края на 1 января 2017 года было зарегистрировано 60 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе 24 кредитных, 23 снабженческих и сбытовых, 13 перерабатывающих. Фактически работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов - 47, в том числе 20 кредитных, 16 снабженческих и сбытовых и 11 перерабатывающих. Удельный вес работающих кооперативов составляет 78,3%.

Таблица 1

Информация о количестве созданных сельскохозяйственных

потребительских кооперативов (СПоК) и удельном весе

работающих по состоянию на 01.01.2017

Количество СПоК, зарегистрированных на территории Пермского края, ед.

Из них: количество фактически работающих СПоК, ед.

Удельный вес работающих СПоК 1-го уровня, % (3 / 2 x 100)

Из них: обновивших материально-производственную базу в 2016 году, ед.

1

2

3

4

1

Всего

60

47

78,3

в том числе:

x

x

x

2

кредитных

24

20

83,3

3

перерабатывающих

13

11

84,6

7

4

снабженческо-сбытовых

23

16

69,6

1

2.4. Между тем потенциальная социальная база для развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в Пермском крае остается достаточно широкой. По данным Территориального органа государственной статистики осуществляют деятельность 552 крестьянских (фермерских) хозяйства, 448 индивидуальных предпринимателей (КФХ), более 300 тысяч личных подсобных хозяйств (ЛПХ). В совокупности данные субъекты малого предпринимательства представляют мощный сегмент аграрной структуры экономики региона, на который приходится более половины валового производства продукции сельского хозяйства.

2.5. Одними из основных мероприятий по направлению поддержки малых форм хозяйствования являются:

поддержка начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств;

развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств.

За период 2012-2016 годов реализовано 403 проекта начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств, создано и реконструировано 96 семейных животноводческих ферм, объем выплаченных грантов составил соответственно 559,2 млн. руб. и 422,8 млн. рублей. Получатели данного вида поддержки являются основными потенциальными членами сельскохозяйственных потребительских кооперативов и соответственно участниками Программы.

По категориям сельхозпроизводителей продукция аграрного сектора в 2016 году распределилась следующим образом: 44,5% произведено хозяйствами населения, 50,6% - сельскохозяйственными организациями и 4,9% приходится на крестьянские (фермерские) хозяйства. Структурные изменения в объемах производимой сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств представлены в таблице 2.

За рассматриваемый период увеличилась доля продукции, производимой крестьянскими фермерскими хозяйствами. Данный сегмент демонстрирует более высокие темпы роста, что позволяет положительно оценивать выбранные формы государственной поддержки развития малых форм хозяйствования на селе.

Таблица 2

Структура производства сельскохозяйственной продукции

по категориям хозяйств <*>

Показатели

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

1

2

3

4

5

6

Сельскохозяйственные организации

49,2%

48,3%

51,6%

53,0%

50,6%

Хозяйства населения

48,4%

48,9%

44,6%

42,7%

44,5%

Крестьянские (фермерские) хозяйства

2,4%

2,8%

3,8%

4,3%

4,9%

2016 год - произведено валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в сумме 45,9 млрд. рублей, в том числе в сельскохозяйственных организациях - 23,3 млрд. рублей. Индекс физического объема в хозяйствах всех категорий в сопоставимой оценке составил 99,6% к уровню 2015 года, в сельскохозяйственных организациях - 95,6%, в хозяйствах населения - 102,9%, в крестьянских (фермерских) хозяйствах - 117,1%.

Таблица 3

Динамика валовой продукции сельского хозяйства

Наименование показателя

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, млн. руб.

36028,4

37651,8

41669,0

46537,0

45944,6

в том числе:

крестьянские (фермерские) хозяйства

854,2

1064,9

1570,9

1902,2

2251,1

хозяйства населения

17437,6

18400,9

18520,7

19771,9

20436,7

Удельный вес малых форм хозяйствования, %

50,8

51,7

48,2

46,6

49,4

В 2016 году в общем объеме производства картофеля доля ЛПХ и КФХ - 93,4%, овощей - 95,3%.

Таблица 4

Производство основных видов продукции растениеводства

(тысяч тонн)

Наименование графы

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Все категории хозяйств:

Зерновые культуры (в весе после доработки)

321,6

274,7

364,7

303,4

246,7

Картофель

610,3

553,2

541,7

508,3

496,9

Овощи - всего

226,6

236,4

227,3

219,7

230,9

в том числе:

крестьянские (фермерские) хозяйства:

Зерновые культуры (в весе после доработки)

17,4

14,9

25,6

27,3

22,6

Картофель

18,7

18,0

23,0

23,2

22,9

Овощи - всего

5,6

7,8

8,6

9,5

11,3

хозяйства населения:

Зерновые культуры (в весе после доработки)

1,2

1,3

1,5

1,2

1,1

Картофель

513,0

475,0

449,3

433,1

441,1

Овощи - всего

202,0

210,7

204,0

199,1

208,8

Удельный вес, %

Зерновые культуры (в весе после доработки)

5,8

5,9

7,4

9,4

9,6

Картофель

87,1

89,1

87,2

89,8

93,4

Овощи - всего

91,6

92,4

93,5

94,5

95,3

2.5. Субъекты малых форм хозяйствования играют заметную роль в сельскохозяйственном производстве Пермского края.

В результате реализуемых мероприятий поддержки крестьянских фермерских хозяйств доля продукции, производимой данной категорией хозяйств, в общем объеме увеличилась с 2,4% в 2012 году до 5% в 2016 году. За период 2013-2016 гг. поголовье коров в фермерских хозяйствах увеличилось с 2,5 тыс. голов в 2012 году до 6,6 тыс. голов в 2016 году, в 2,5 раза увеличились объемы производства молока и яиц, в 1,5 раза - мяса.

2.6. Каждый в отдельности из субъектов малых форм хозяйствования производит сельскохозяйственную продукцию, как правило, в небольших объемах и в силу этого не способен выгодно для себя ее продать, эффективно использовать основные средства ввиду более высоких затрат на материально-техническое обеспечение производственной деятельности в расчете на единицу продукции (ресурса).

Кроме того, незначительные объемы производства сельскохозяйственной продукции объективно ограничивают степень доступности субъектов малых форм хозяйствования к рынкам снабжения и сбыта, позволяющим дешевле приобрести материально-технические ресурсы и дороже продать произведенную продукцию. Крупные торговые и снабженческие организации не хотят взаимодействовать с малыми формами хозяйствования из-за больших издержек. Такое положение приводит к сокращению объемов производства сельскохозяйственной продукции представителями малых форм хозяйствования, снижению эффективности ее производства, уменьшению занятости и доходов сельского населения.

Основные проблемы в развитии малых форм хозяйствования в настоящий момент связаны с организацией сбыта производимой населением продукции, отсутствием инфраструктуры - убойных пунктов, хранилищ, организованных ярмарок.

Также существенным фактором, негативно влияющим на функционирование КФХ и ЛПХ, является отсутствие инфраструктуры первичной переработки сельскохозяйственной продукции, инфраструктуры ее хранения и транспортировки.

Отсутствие достаточных финансовых ресурсов обусловливает использование фермерами и другими субъектами малых форм хозяйствования примитивных технологий, морально и физически устаревшей техники и ручного труда при производстве продукции, что снижает эффективность сельскохозяйственного производства и конкурентоспособность мелкотоварного сектора АПК.

Сельское население испытывает трудности в получении рыночной информации, консультационных услуг правового, экономического и технологического характера.

Как свидетельствует международный опыт, данные проблемы могут быть успешно решены через развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации. В условиях вступления в ВТО, ужесточения конкуренции на рынках продовольствия развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации становится необходимым фактором устойчивого развития сельских территорий, сохранения социальной стабильности на селе и экономического роста сельскохозяйственной отрасли в целом.

2.7. При достаточно высоком потенциальном уровне потребности в услугах сельскохозяйственных потребительских кооперативов разной специализации развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Пермском крае, как и стране в целом, остается очень слабым.

Можно выделить следующие факторы, сдерживающие развитие кооперации сельских товаропроизводителей:

- высокий уровень недоверия населения к любым создаваемым структурам, вследствие чего наблюдается инертность, нерешительность, нежелание вкладывать средства в какие бы то ни было проекты;

- отсутствие положительного опыта развития сельскохозяйственной потребительской кооперации;

- низкий уровень информированности сельских жителей о преимуществах сельскохозяйственной кооперации;

- недоступность банковских кредитов, слабое развитие систем оказания финансовых услуг сельскохозяйственным кооперативам;

- отсутствие квалифицированных управленческих кадров на селе и механизма их поиска, подготовки и закрепления;

- неразвитая система информационно-консультационного обслуживания малых форм хозяйствования и кооперативов;

- недостаточный уровень взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти.

В силу указанных выше и других факторов назрела необходимость разработки программы развития сельскохозяйственной кооперации, осуществление которой способствовало бы облегчению доступа малых форм хозяйствования к рынкам сбыта готовой продукции, услугам по переработке сельскохозяйственной продукции, снабжению материально-техническими ресурсами, услугам по выполнению полевых и транспортных работ, капиталу, информации и т.д.

Реализация Программы будет способствовать более эффективному и быстрому достижению в Пермском крае основных целей государственной программы «Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1320-п.

Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Пермском крае призвано стимулировать развитие малых форм хозяйствования, создать условия для повышения доходов и занятости на селе, обеспечить комплексную переработку сельскохозяйственного сырья и организовать выпуск качественных продуктов местного производства, решить проблему сбыта продукции.

3. Основные цели и задачи Программы

3.1. Основной целью Программы является увеличение объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции, производимой субъектами малых форм хозяйствования на селе, за счет развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов разных видов.

3.2. Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:

- создание механизмов стимулирования объединения субъектов малых форм хозяйствования на селе в сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

- создание и развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов по переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг по снабжению и обеспечению деятельности субъектов малых форм хозяйствования;

- формирование материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в сфере заготовки, хранения и переработки, сбыта сельскохозяйственной продукции;

- обеспечение доступности сельскохозяйственных потребительских кооперативов к рынкам снабжения и сбыта;

- обеспечение устойчивого развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

- увеличение доли реально работающих кооперативов;

- повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения существующих и создания новых рабочих мест.

3.3. Основные принципы, которые необходимо учитывать при реализации Программы:

- наибольший эффект от реализации программных мероприятий достигается при концентрации ресурсов на ограниченной территории, где осуществлялись и осуществляются другие программы, обеспечивающие оптимальные условия для деятельности малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

- сельскохозяйственные потребительские кооперативы некоторых направлений, например, по переработке продукции, ремонту техники, могут обслуживать несколько муниципальных образований;

- эффективно действующие системы рыночной инфраструктуры поддержки и обслуживания малых форм хозяйствования должны быть сохранены и объемы оказания ими услуг малым формам хозяйствования по возможности расширены;

- ресурсы крупных сельскохозяйственных организаций и предпринимателей должны быть вовлечены в сферу обслуживания малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

4. Целевые индикаторы, ожидаемые результаты

и социально-экономическая эффективность Программы

4.1. Основными целевыми индикаторами выполнения Программы является реализация всех мероприятий в установленные сроки и с заданным результатом.

Планируемые значения данных показателей представлены в таблице 5.

Таблица 5

Целевые индикаторы Программы

№ п/п

Наименование целевого индикатора

Ед. изм.

2016 год, факт

Значение целевого индикатора по годам

Год достижения целевого значения индикатора

2017, план

2018, план

2019, план

2020, план

1

Количество сельскохозяйственных кооперативов, реализовавших проекты развития своей материально-технической базы

ед.

8

5

5

5

5

2020

2

Прирост выручки от реализации продукции (работ, услуг) СПоК (кроме кредитных)

%

-

15

20

25

30

2020

3

Количество вновь созданных дополнительных рабочих мест в сельских территориях

ед.

-

16

16

16

16

2020

4.2. Помимо достижения целевых индикаторов Программы в результате реализации программных мероприятий планируется:

- создать предпосылки для устойчивого развития потребительской кооперации на селе;

- получить опыт и отработать механизмы государственной поддержки сельскохозяйственной потребительской кооперации, сформировать достаточную правовую основу для развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

- решить проблему сбыта продукции, произведенной субъектами малых форм хозяйствования, за счет реализации продукции в рамках сельскохозяйственного рынка, входящего в состав аграрного промышленного парка «Пермский», целью которого является формирование точки роста аграрного производства Пермского края, единого краевого центра научных, образовательных, производственных, сбытовых ресурсов на основе внедрения наукоемких технологий и инновационных процессов в земледелии, животноводстве, переработке сельскохозяйственной продукции и активизации процессов привлечения инвестиций;

- возложить на сельскохозяйственные потребительские кооперативы роль операторов по организации сельскохозяйственных ярмарок;

- создать убойные пункты в связи с вступлением в силу с 1 мая 2014 года технического регламента «О безопасности мяса и мясной продукции»;

- укрепить и развить систему подготовки и переподготовки кадров для сельскохозяйственных потребительских кооперативов в рамках функционирования аграрного промышленного парка «Пермский»;

- за счет того, что поддержка будет предоставляться только сельскохозяйственным кооперативам, присоединившимся к ревизионным союзам, будет достигнуто исполнение требований законодательства о сельскохозяйственной кооперации в части обязательного членства всех сельскохозяйственных кооперативов в ревизионных союзах. Это позволит осуществлять оперативный мониторинг развития сельскохозяйственной кооперации, проводить профилактику нарушений законодательства руководством кооперативов, организовывать на базе ревизионных союзов обучение и консультирование для руководства и членов кооперативов;

- повысить роль малых форм хозяйствования в обеспечении продовольственной безопасности края, в увеличении объемов производства товарной сельскохозяйственной продукции;

- повысить занятость и доходы сельского населения.

5. Перечень и описание программных мероприятий

С целью построения в Пермском крае комплексной системы поддержки и развития сельскохозяйственной потребительской кооперации запланировано проведение следующих системных мероприятий:

5.1. Законодательные мероприятия

5.1.1. Установление «налоговых каникул» - налоговая ставка в размере 0% для ИП, впервые зарегистрированных после вступления в силу нормативных актов, применяющих упрощенную или патентную систему налогообложения, и осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере производства сельскохозяйственной продукции.

5.1.2. Осуществление комплекса мер имущественной поддержки сельскохозяйственных кооперативов.

5.1.3. Осуществление мероприятий, направленных на взаимодействие с органами местного самоуправления по разработке и реализации муниципальных программ развития сельскохозяйственной кооперации.

5.2. Финансовые мероприятия

5.2.1. Основным мероприятием Программы является предоставление сельскохозяйственным потребительским кооперативам грантов на развитие материально-технической базы, в том числе мощностей по хранению, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, приобретение специализированного автотранспорта; организацию логистических центров, снабженческих пунктов, сельскохозяйственных кооперативных рынков, мощностей по строительству и обслуживанию членов кооперативов.

Грант на развитие сельскохозяйственных кооперативов - средства, передаваемые из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета на счет получателя гранта, открытый в кредитной организации, для софинансирования его затрат, невозмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с Государственной программой, в целях создания и развития на территории Пермского края сельскохозяйственного кооператива, включая:

- разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации основных фондов;

- строительство, реконструкцию или модернизацию основных фондов;

- строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов;

- приобретение комплектов быстровозводимых конструкций для создания ферм, картофелехранилищ, овощехранилищ, теплиц, пунктов убоя, переработки сельскохозяйственной продукции;

- комплектацию получателя гранта оборудованием и техникой, а также их монтаж.

Приоритетной для получения государственной поддержки в форме гранта является деятельность сельскохозяйственных кооперативов по сбору, приему, хранению, подработке, предпродажной подготовке, сортировке, переработке различной глубины, оптовой и розничной реализации:

- продукции мясного животноводства (включая убойные цеха, в том числе оборудование, необходимое для профилактики эпизоотических мероприятий),

- молока,

- картофеля и овощей.

Критерии и порядок отбора сельскохозяйственных потребительских кооперативов, имеющих право на получение субсидий и грантов, предусмотренных Программой, а также цели, условия, порядок их предоставления и порядок возврата в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении по соответствующему мероприятию, определяются нормативными правовыми актами Правительства Пермского края.

5.2.2. Предоставление поручительств сельскохозяйственным кооперативам региональными гарантийными организациями.

5.2.3. Предоставление микрозаймов сельскохозяйственным кооперативам микрофинансовыми организациями Пермского края.

5.2.4. Предоставление субсидий из средств бюджета Пермского края для целей развития сельскохозяйственной кооперации на возмещение части затрат, связанных с реализацией проектной деятельности малыми формами хозяйствования в агропромышленном комплексе.

Субсидии предоставляются крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, занимающимся сельскохозяйственным производством, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, потребительским обществам, малым сельскохозяйственным организациям (с численностью работающих до 100 человек) (далее - субъекты малых форм хозяйствования), зарегистрированным на территории Пермского края.

Субсидии предоставляются в целях возмещения части затрат субъектам малых форм хозяйствования, связанных с реализацией проектной деятельности малыми формами хозяйствования в агропромышленном комплексе, по следующим направлениям проектной деятельности малых форм хозяйствования:

1.2.1. развитие сферы мелкотоварного сельскохозяйственного производства:

1.2.1.1. откорм крупного рогатого скота;

1.2.1.2. разведение коров, овец, коз, гусей, цесарок, страусов, кроликов, перепелов, пчел и иных видов сельскохозяйственных животных и птиц;

1.2.1.3. организация прудового и садкового рыбоводства;

1.2.1.4. мелкотоварное производство сельскохозяйственной продукции отрасли растениеводства;

1.2.2. организация сбора и (или) сбыта, и (или) переработки сельскохозяйственной продукции.

Предоставление субсидий будет осуществляться путем конкурсного отбора проектов и на основании решения комиссии, состав которой утверждается приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края. Конкурсный отбор проектов будет осуществляться с учетом дифференциации территориального расположения производства, а также исходя из удаленности предполагаемой территории реализации проекта от экономически развитых центров, социальных, инфраструктурных, инженерных и других условий развития территории.

Предельная сумма субсидии по проектам определяется нормативно-правовым актом Правительства Пермского края.

5.2.5. Развитие механизма лизинга оборудования:

5.2.5.1. Предоставление субсидий на компенсацию затрат по договорам лизинга в рамках программ (подпрограмм) по развитию МСП и (или) программы развития сельскохозяйственной кооперации;

5.2.5.2. Участие в разработке и согласовании специализированных продуктов для сельскохозяйственных кооперативов в рамках деятельности лизинговых компаний.

5.2.6. Обеспечение доступности кредитного ресурса для сельскохозяйственных потребительских кооперативов путем субсидирования части затрат на уплату процентов на цели развития современной материально-технической базы для хранения, транспортировки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.

5.3. Организационные и информационно-консультационные мероприятия

5.3.1. Формирование системы информационного обеспечения сельскохозяйственной кооперации на региональном и муниципальном уровнях.

5.3.2. Организация оказания государственной консультационной поддержки сельскохозяйственным кооперативам на региональном и муниципальном уровнях.

5.3.3. Осуществление мероприятий, направленных на повышение престижа сельскохозяйственной кооперации, информационное сопровождение в СМИ осуществляемых мер по поддержке сельскохозяйственной кооперации.

5.3.4. Формирование и сопровождение банка успешных проектов развития сельскохозяйственных кооперативов и сельских территорий.

5.3.5. Проведение выездных семинаров в местностях с ограниченным доступом к ресурсам сети Интернет.

5.4. Организация каналов сбыта

5.4.1. Развитие инфраструктуры (рынки, ярмарки), улучшение информационно-консультационного обслуживания и научного обеспечения деятельности кооперативов.

Планируется организация более 400 сельскохозяйственных ярмарок на территории Пермского края, в том числе специализированных сельскохозяйственных ярмарок.

5.4.2. Выделение постоянных торговых мест на рынках для сельскохозяйственных кооперативов и их членов.

5.4.3. Установление упрощенного порядка предоставления торговых мест на сельскохозяйственных кооперативных рынках.

5.4.4. Развитие собственной торговой сети сельскохозяйственных кооперативов, а также развитие торговой сети малых форматов.

5.5. Кадровые мероприятия

5.5.1. Укрепление и развитие системы подготовки и переподготовки кадров для сельскохозяйственных потребительских кооперативов путем практического изучения мировых достижений в АПК (стажировки за рубежом, курсы повышения квалификации, организация форумов, тренингов, лекционных курсов для руководителей и членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций АПК, фермеров).

5.5.2. Проведение в высших учебных заведениях и средних специальных учебных заведениях регионального значения курсов обучения работников органов управления, руководителей и специалистов организаций АПК по сельскохозяйственной потребительской кооперации.

5.5.3. Формирование приоритетного перечня программ дополнительного профессионального образования и повышения квалификации для руководителей и специалистов малых форм хозяйствования по темам, связанным с деятельностью сельскохозяйственной кооперации.

5.5.4. Организация работы с организациями потребительской кооперации для формирования возможностей использования учебных заведений системы потребительской кооперации для целей развития сельскохозяйственной кооперации.

6. Мониторинг хода выполнения и достигнутых результатов

выполнения Программы

Данное направление предусматривает проведение независимого мониторинга хода и результатов осуществления Программы на основе анализа государственных статистических и ведомственных отраслевых форм отчетности:

Форма 1-кооператив - «Сведения о деятельности сельскохозяйственного перерабатывающего потребительского кооператива».

Форма 2-кооператив - «Сведения о деятельности снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов».

Формы отчетности, определенные в соответствии с правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие сельскохозяйственных кооперативов.

7. Ресурсное обеспечение Программы

7.1. Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных государственной программой «Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. № 1320-п, по подпрограмме 3 «Поддержка малых форм хозяйствования» в рамках основного мероприятия «Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельскохозяйственным производством, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, потребительских обществ, малых сельскохозяйственных организаций».

7.2. Общая потребность финансового обеспечения Программы на 2017-2020 годы составит 467,3 млн. рублей, в том числе:

- в 2017 году - 114500 тыс. руб.;

- в 2018 году - 114500 тыс. руб.;

- в 2019 году - 114500 тыс. руб.;

- в 2020 году - 123800 тыс. руб.;

за счет бюджета Пермского края:

- в 2017 году - 29500 тыс. руб.;

- в 2018 году - 29500 тыс. руб.;

- в 2019 году - 29500 тыс. руб.;

- в 2020 году - 39300 тыс. руб.;

итого - 127800 тыс. руб.;

за счет собственных средств сельскохозяйственных потребительских кооперативов - 199500 тыс. руб.

Таблица 6

Общая потребность в финансировании мероприятий Программы

и источники финансирования, млн. руб.

№ п/п

Мероприятие

Источники финансирования

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

Всего за 2017-2020 годы

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Предоставление сельскохозяйственным потребительским кооперативам грантов на развитие материально-технической базы (в том числе с использованием лизинга)

бюджет Пермского края

29,5

29,5

29,5

39,3

127,8

федеральный бюджет

35,0

35,0

35,0

35,0

140,0

внебюджетные средства

50,0

50,0

50,0

49,5

199,5

всего

114,5

114,5

114,5

123,8

467,3

8. Система управления Программой

Управление реализацией Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, являющееся координатором и исполнителем Программы.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края:

обеспечивает согласованные действия участников Программы по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального и краевого бюджетов;

составляет и в установленном порядке представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации бюджетную заявку на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год;

подготавливает информационные справки и аналитические доклады о ходе реализации Программы.

Участниками Программы являются привлекаемые к реализации программных мероприятий органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, а также крестьянские (фермерские) хозяйства.

Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых исполнителями Программы с участниками отдельных мероприятий, или путем предоставления субсидий участникам Программы в порядке, установленном Правительством Пермского края в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансовый контроль использования средств бюджета Пермского края, направленных на реализацию Программы, осуществляется контролирующими органами в соответствии с действующим законодательством.

Механизм реализации целей и задач Программы по соответствующим направлениям Программы детализируется в порядках предоставления субсидий, утверждаемых нормативными правовыми актами Правительства Пермского края на весь период действия Программы.

Оценка рисков реализации Программы.

К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:

внешние риски:

недостаточный уровень финансирования со стороны бюджетов, кредитных организаций, а малых форм хозяйствования из собственных и заемных средств;

неблагоприятная рыночная конъюнктура товаров и услуг для села;

природно-климатические риски;

внутренние риски:

организационные риски, запаздывание с реализацией мероприятий;

производственные и технологические риски.

Управление рисками в рамках реализации Программы проводится в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению.

Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителя и участников Программы.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 27.02.2019
Рубрики правового классификатора: 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 090.060.000 Сельское хозяйство

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать