Основная информация

Дата опубликования: 17 июля 2012г.
Номер документа: RU90000201200890
Текущая редакция: 4
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Пермский край
Принявший орган: Министерство социального развития Пермского края
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ

Утратил силу приказом Министерства социального развития Пермского края от 29.10.2019 № СЭД-33-01-03-692

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

от 17 июля 2012 г. № СЭД-33-01-02-212

Об утверждении программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

(наименование в редакции приказа Министерства социального развития Пермского края от 16.01.2019 № СЭД-33-01-03-8)

(в редакции приказов Министерства социального развития Пермского края от 17.09.2012 №СЭД-33-01-02-322, от 05.08.2013 №СЭД-33-01-03-369, от 16.01.2019 № СЭД-33-01-03-8)

В соответствии с пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, подпунктом 7 пункта 6 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 года N 275, пунктами 15 и 17 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" приказываю:

(преамбула в ред. Приказов Министерства социального развития Пермского края от 17.09.2012 №СЭД-33-01-02-322, от 16.01.2019 № СЭД-33-01-03-8)

1. Утвердить прилагаемые:

1.1. Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (приложение 1) (далее - Программа);

(п. 1.1 в ред. Приказа Министерства социального развития Пермского края от 17.09.2012 N СЭД-33-01-02-322)

1.2. (пункт признан утратившим силу в редакции приказа Министерства социального развития Пермского края от 16.01.2019 № СЭД-33-01-03-8)

1.3. Утратил силу. - Приказ Министерства социального развития Пермского края от 05.08.2013 N СЭД-33-01-03-369.

2. Исключен. - Приказ Министерства социального развития Пермского края от 17.09.2012 N СЭД-33-01-02-322.

3. Начальнику отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними Министерства Кель Т.Г. обеспечить контроль за реализацией Программы.

(пункт в редакции приказа Министерства социального развития Пермского края от 16.01.2019 № СЭД-33-01-03-8)

4. Начальнику отдела по управлению персоналом Министерства Крюковских Т.П.:

4.1. ознакомить с настоящим Приказом заместителя министра Фокина П.С., и.о. заместителя министра, начальника управления по вопросам семейной и детской политики Министерства Жакову О.В., начальника отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними управления по вопросам семейной и детской политики Министерства Кель Т.Г.;

4.2. направить копии настоящего Приказа в Агентство по управлению социальными службами Пермского края, территориальные управления и в соответствующие органы и организации согласно пункту 1 Приказа Министерства от 24 июля 2009 г. N СЭД-33-01-01-130 "Об обеспечении единства правового пространства";

4.3. обеспечить опубликование настоящего Приказа в средствах массовой информации.

5. Настоящий Приказ вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на и.о. заместителя министра, начальника управления по вопросам семейной и детской политики Министерства Жакову О.В.

Министр

Т.Ю.АБДУЛЛИНА

УТВЕРЖДЕНА

Приказом

Министерства социального

развития Пермского края

от 17.07.2012 N СЭД-33-01-02-212

ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ

РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

(в ред. Приказа Министерства социального развития

Пермского края от 17.09.2012 N СЭД-33-01-02-322)

Цель программы: подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку, попечительство), создать приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, формирование компетенций по воспитанию ребенка-сироты.

Задачи программы:

1. Выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития.

2. Формирование у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение, представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка.

3. Оказание помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей.

4. Ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания, с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения; с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.

Объем программы: 66,5 часа, в том числе аудиторных - 52 часа, индивидуальная работа и консультирование - 14,5 часа.

Режим занятий: 2-3 раза в неделю.

Продолжительность одного занятия: 4-6 часов.

Форма проведения подготовки: очно-заочная.

Формы организации занятий:

основная форма - социально-психологический тренинг;

форма подведения итогов подготовки: собеседование.

Учебный план программы подготовки лиц, желающих принять

на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без

попечения родителей

Разделы
N п/п

Наименование разделов и 
           темы          

Всего
часов

       В том числе       

  Форма  
контроля

лекции

семинары-
тренинги

индивиду-
альная  
работа/ 
консуль-
тирование

1    

Введение в курс подготовки
кандидатов в приемные    
родители                 

  5 

  1  

    4   

1.1  

Первичное консультирование

  1 

    1   

структу- 
рированное
интервью 

1.2  

Психологическое          
обследование кандидатов в
приемные родители,       
осваивающих курс         
подготовки (с согласия   
кандидатов в приемные    
родители)                

  2 

    2   

1.3  

Содержание, цели, задачи 
подготовки и этапы       
проведения программы     
подготовки кандидатов в  
приемные родители. Понятие
обучающе-психологического
тренинга, содержание     
особенностей и порядка его
прохождения. Общая       
характеристика           
установленных семейным   
законодательством семейных
форм устройства детей,   
оставшихся без попечения 
родителей                

  1 

  1  

1.4  

Причины, по которым дети 
остаются без попечения   
родителей, контингент    
детей в организациях для 
детей, оставшихся без    
попечения родителей;     
выявление ребенка,       
оставшегося без попечения
родителей, его устройство
в организации для детей, 
оставшихся без попечения 
родителей, и знакомство с
потенциальной приемной   
семьей                   

  1 

    1   

2    

Представление о          
потребностях развития    
приемного ребенка и      
необходимых компетенциях 
приемных родителей.      
Понятие о мотивации      
приемных родителей       

  4 

  1  

    1   

    2   

2.1  

Потребности развития     
ребенка (безопасность,   
здоровье, образование,   
умственное развитие,     
привязанность,           
эмоциональное развитие,  
идентичность, стабильные 
отношения в приемной     
семье, социальная        
адаптация - усвоение     
социальных норм и правил 
поведения, социальных    
ролей, общение со        
сверстниками и взрослыми,
навыки самообслуживания -
санитарно-гигиенические и
бытовые навыки)          

  1 

  1  

2.2  

Оценка кандидатами в     
приемные родители своей  
способности обеспечить   
потребности развития     
ребенка с учетом условий 
жизни семьи (удаленность 
от инфраструктуры услуг  
населению, материально-  
бытовые условия,         
занятость, доход) и      
особенности семейной     
системы; имеющихся у них 
компетенций по воспитанию
ребенка, поиск путей     
формирования и возможности
компенсации недостающих  
компетенций              

  3 

    1   

    2   

3    

Этапы развития ребенка   

  5 

  1  

    4   

3.1  

Общая характеристика     
основных возрастных      
периодов развития ребенка
(младенчество, ранний    
возраст, дошкольный      
возраст, младший школьный
возраст, подростковый    
возраст, юношество)      

  3 

  1  

    2   

3.2  

Роль психологических     
потребностей в личностном
развитии: привязанность, 
безопасность, идентичность

  2 

    2   

4    

Особенности развития и   
поведения ребенка,       
оставшегося без попечения
родителей, подвергавшегося
жестокому обращению.     
Диспропорции развития    
ребенка                  

  6 

  2  

    3   

    1   

4.1  

Виды жестокого обращения 
(пренебрежение нуждами   
ребенка, физическое,     
психологическое и        
сексуальное насилие) и их
последствия для          
физического,             
эмоционального,          
интеллектуального,       
социального и сексуального
развития ребенка         

  1 

  1  

4.2  

Диспропорции развития    
ребенка; понятия         
"умственная отсталость" и
"задержка психического   
развития", их отличия    

  1 

  1  

4.3  

Семья как реабилитирующий
фактор для ребенка,      
пережившего жестокое     
обращение                

  2 

    2   

4.4  

Оценка кандидатом в      
приемные родители своей  
возможности воспитывать  
ребенка, пережившего     
жестокое обращение       

  2 

    1   

    1   

5    

Последствия от разрыва с 
кровной семьей для       
развития ребенка,        
оставшегося без попечения
родителей (нарушения     
привязанности, особенности
переживания горя и потери,
формирование личной и    
семейной идентичности)   

  4 

    3   

    1   

5.1  

Потребность в            
привязанности,           
идентичности как основа  
благополучного развития  
ребенка; роль            
биологических родителей и
кровных родственников в  
жизни ребенка и          
преодоление стереотипов  
мышления, связанных с    
восприятием их места в   
жизни ребенка            

  1 

    1   

5.2  

Причины возникновения,   
проявление и последствия 
эмоциональной депривации у
ребенка, оставшегося без 
попечения родителей; типы
"нарушенной привязанности"
(понятий "негативной     
(невротической)          
привязанности",          
"амбивалентной           
привязанности",          
"избегающей              
привязанности",          
"дезорганизованной       
привязанности")          

  1 

    1   

5.3  

Понятие "горя и потери" в
жизни ребенка, оставшегося
без попечения родителей; 
психологические          
особенности и этапы      
процесса переживания     
ребенком горя, связанного
с потерей семьи (шок,    
потрясение и недоверие,  
отрицание, стадия гнева и
смешения чувств,         
депрессия, принятие);    
последствия вторичного   
отказа приемных родителей
от ребенка               

  2 

    1   

    1   

6    

Адаптация приемного      
ребенка и приемной семьи 

  5 

    3   

    2   

6.1  

Особенности ожидания     
приемных семей; страхи,  
тревоги и разочарования  
взрослых в разные периоды
адаптации; подготовка    
родственников к появлению
приемного ребенка        

  1 

    1   

6.2  

Этапы адаптационного     
периода; чувства и       
переживания ребенка,     
приходящего в семью;     
способы преодоления      
трудностей адаптации     

  2 

    2   

6.3  

Тайна усыновления; ее    
реальные и мнимые        
преимущества и сложности;
способы, как сказать     
ребенку, что он приемный 

  1 

    1   

6.4  

Роль специалистов в      
оказании помощи приемным 
родителям в период       
адаптации ребенка в      
приемной семье           

  1 

    1   

7    

"Трудное" поведение      
приемного ребенка, навыки
управления "трудным"     
поведением ребенка       

  6 

    5   

    1   

7.1  

Формы "трудного" поведения
приемного ребенка:       
воровство, ложь, агрессия,
попрошайничество,        
бродяжничество, избегание
близких отношений,       
амбивалентное поведение, 
аддиктивное поведение    
(прием алкоголя,         
наркотиков,              
сильнодействующих        
веществ); их причины и   
способы работы с ними    

  2 

    2   

7.2  

Наказания и поощрения.   
Эффективность и          
приемлемость наказаний и 
поощрений ребенка        

  2 

    2   

7.3  

Причины задержки усвоения
ребенком этических       
ценностей и общественных 
норм                     

  1 

    1   

7.4  

Понимание приемными      
родителями того, как их  
собственный опыт влияет на
отношение к детям с      
"трудным" поведением,    
осознание своих слабых и 
сильных сторон, понимание,
каким образом в решении  
проблем "трудного"       
поведения могут помочь   
специалисты              

  1 

    1   

8    

Обеспечение безопасности 
ребенка. Меры по         
предотвращению рисков    
жестокого обращения и    
причинения вреда здоровью
ребенка                  

  6 

  2  

    4   

8.1  

Создание безопасных      
условий для воспитания   
ребенка в доме и в       
обществе в зависимости от
его возрастных           
особенностей и опыта жизни
(в том числе в связи с   
воспитанием в организации
для детей, оставшихся без
попечения родителей,     
безнадзорностью в семье  
родителей,               
бродяжничеством)         

  2 

    2   

8.2  

Способы безопасного      
поведения ребенка в      
ситуациях, несущих риск  
жестокого обращения с ним.
Предотвращение рисков    
жестокого обращения с    
ребенком в приемной семье,
на улице и в общественных
местах                   

  2 

    2   

8.3  

Медицинские аспекты ухода
за ребенком в зависимости
от возраста, состояния   
здоровья и развития      
ребенка                  

  2 

  2  

9    

Особенности полового     
воспитания приемного     
ребенка                  

  4 

    3   

    1   

9.1  

Возрастные закономерности
и особенности            
психосексуального развития
ребенка, разница в       
проявлениях нормальной   
детской сексуальности и  
сексуализированного      
поведения                

  1 

    1   

9.2  

Формирование половой     
идентичности у ребенка;  
полоролевая ориентация и 
осознание половой        
принадлежности           

  1 

    1   

9.3  

Способы защиты ребенка от
сексуального насилия     

  2 

    1   

    1   

10    

Роль семьи в обеспечении 
потребностей развития и  
реабилитации ребенка     

  6 

  2  

    4   

10.1  

Родительское отношение к 
ребенку и его влияние на 
формирование личности и  
характер ребенка         

  2 

    2   

10.2  

Стабильность семейных    
отношений кандидатов в   
приемные родители. Способы
реагирования семьи на    
стрессовые ситуации      

  1 

  1  

10.3  

Социальные связи семьи   
кандидата в приемные     
родители; система внешней
поддержки и собственные  
ресурсы семьи            

  1 

  1  

10.4  

Семья как реабилитирующая
среда: образ жизни семьи,
семейный уклад, традиции.
Понимание всеми членами  
семьи кандидатов в       
приемные родители проблем
своей семьи, возможностей
и ресурсов, сильных и    
слабых сторон            

  2 

    2   

11    

Основы законодательства  
Российской Федерации об  
устройстве детей,        
оставшихся без попечения 
родителей, на воспитание в
семьи граждан            

  8 

  5  

    3   

11.1  

Правовое положение детей,
оставшихся без попечения 
родителей, и основания их
устройства на воспитание в
семью. Формы семейного   
устройства: усыновление, 
опека (попечительство);  
формы опеки (возмездная и
безвозмездная); различия 
между формами семейного  
устройства               

  2 

  2  

11.2  

Меры социальной поддержки
приемных семей и детей,  
воспитывающихся в них,   
установленные федеральным
законодательством и      
законодательством субъекта
Российской Федерации;    
выплаты, осуществляемые на
содержание ребенка,      
переданного на воспитание
в семью, в зависимости от
формы семейного устройства

  1 

  1  

Защита личных            
неимущественных и        
имущественных прав ребенка

  1 

  1  

11.3  

Требования, предъявляемые
законодательством        
Российской Федерации к   
кандидатам в приемные    
родители; порядок        
представления кандидатами
в приемные родители      
документов для получения 
заключения о возможности 
гражданина быть          
усыновителем, опекуном   
(попечителем) или приемным
родителем                

  1 

  1  

11.4  

Порядок представления    
кандидатам в приемные    
родители сведений о детях,
оставшихся без попечения 
родителей, органами опеки
и попечительства,        
региональными и          
федеральным операторами  
государственного банка   
данных о детях, оставшихся
без попечения родителей  

Порядок принятия судом   
решения об усыновлении   
ребенка; порядок         
подготовки и подачи      
заявления в суд; правовые
аспекты тайны усыновления;
возможность и последствия
изменения ребенку фамилии,
имени, отчества, даты и  
места рождения           

Порядок оформления органом
опеки и попечительства и 
организацией для детей,  
оставшихся без попечения 
родителей, документов на 
ребенка, передаваемого на
воспитание в семью, в    
зависимости от формы     
устройства перечня       
документов на ребенка,   
передаваемых приемной    
семье. Порядок оформления
(переоформления)         
документов на ребенка    
усыновителем, опекуном   
(попечителем) после      
вступления в силу решения
о передаче ребенка на    
воспитание в семью       

Порядок обжалования      
решений органов опеки и  
попечительства,          
федеральных судов общей  
юрисдикции Российской    
Федерации                

Порядок осуществления    
органами опеки и         
попечительства контроля за
условиями жизни и        
воспитания ребенка в     
приемной семье; порядок  
представления опекунами  
(попечителями), приемными
родителями ежегодного    
отчета о хранении,       
использовании имущества  
несовершеннолетнего      
подопечного и управлении 
таким имуществом         

Порядок возмещения ущерба,
нанесенного ребенком     
приемной семье, приемной 
семьей ребенку, третьими 
лицами приемной семье и  
ребенку                  

Правила посещения        
организаций для детей,   
оставшихся без попечения 
родителей, обязанности   
администрации такой      
организации; возможность 
проведения независимого  
медицинского обследования
ребенка                  

  2 

    2   

11.5  

Правовые последствия     
усыновления, установления
опеки (попечительства) - 
личные неимущественные и 
имущественные права,     
обязанности и            
ответственность          
усыновителей, опекунов   
(попечителей), а также   
членов их семей          

Последствия отмены       
усыновления, опеки и     
попечительства           

  1 

    1   

12    

Взаимодействие приемной  
семьи с органами опеки и 
попечительства и иными   
организациями,           
предоставляющими услуги  
детям и семьям           

  4 

  1  

    2   

    1   

12.1  

Родительские и           
профессиональные функции 
приемной семьи           

  2 

    2   

12.2  

Взаимодействие приемной  
семьи с органами опеки и 
попечительства, с        
организациями,           
оказывающими медико-     
социальную и психолого-  
педагогическую помощь    
таким семьям, с          
биологической семьей     
ребенка, а также важность
такого взаимодействия.   
Информирование кандидатов
в приемные родители о    
доступной инфраструктуре 
социальных услуг для     
приемных семей в месте   
проживания семьи.        
Взаимодействие приемных  
семей с социальным       
окружением и родительским
сообществом              

  2 

  1  

    1   

13    

Подведение итогов освоения
курса подготовки         
кандидатов в приемные    
родители                 

  3 

    2   

    1   

13.1  

Обсуждение результатов   
освоения курса подготовки
кандидатов в приемные    
родители, выполнения     
домашних заданий         

  1 

    1   

13.2  

Обсуждение степени       
усвоения курса подготовки
кандидатов в приемные    
родители                 

  1 

    1   

13.3  

Проведение самооценки    
кандидатов в приемные    
родители и выявление     
готовности кандидатов в  
приемные родители к приему
ребенка на воспитание.   
Составление итогового    
заключения о готовности и
способности кандидатов в 
приемные родители к приему
детей на воспитание в    
семью (составляется      
совместно с кандидатами в
приемные родители по их  
желанию)                 

  1 

    1   

Итоговая аттестация      

  0,5

    0,5 

собеседо-
вание    

Итого                    

66,5

15  

   37   

   14,5 

Программа разделов

Раздел 1

Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители

Проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка) и изучение в том числе следующих тем:

а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители;

б) задачи подготовки, в том числе касающиеся:

- выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

- оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;

- ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей; формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение; формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;

- ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения; ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;

- ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;

в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);

г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;

д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Раздел 2

Представление о потребностях развития приемного ребенка

и необходимых компетенциях приемных родителей.

Понятие о мотивации приемных родителей

Изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;

проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;

проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

Раздел 3

Этапы развития ребенка

Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество); роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

Раздел 4

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося

без попечения родителей, подвергавшегося жестокому

обращению. Диспропорции развития ребенка

Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;

диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия;

семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;

оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

Раздел 5

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития

ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения

привязанности, особенности переживания горя и потери,

формирование личной и семейной идентичности)

Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;

причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;

типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности");

понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.

Раздел 6

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

Особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка;

этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации;

тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;

роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.

Раздел 7

"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления

"трудным" поведением ребенка

Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;

эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;

причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;

понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.

Раздел 8

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению

рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью

ребенка

Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);

способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;

предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;

медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

Раздел 9

Особенности полового воспитания приемного ребенка

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;

формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;

способы защиты ребенка от сексуального насилия.

Раздел 10

Роль семьи в обеспечении потребностей развития

и реабилитации ребенка

Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;

стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;

способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;

социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;

семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;

понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.

Раздел 11

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве

детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание

в семьи граждан

Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью;

формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства;

требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем;

порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;

порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;

порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье;

порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;

меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;

защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;

порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;

правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей;

порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;

последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;

порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

Раздел 12

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки

и попечительства и иными организациями, предоставляющими

услуги детям и семьям

Родительские и профессиональные функции приемной семьи;

взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;

информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи;

взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.

Раздел 13

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов

в приемные родители

Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий;

обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;

проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание;

составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).

Требования к уровню подготовки кандидатов в приемные родители, успешно освоивших программу

1. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:

о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке приемных семей, сопровождающей организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи приемным семьям;

об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;

о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;

о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;

о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;

о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.

2. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, должны знать:

свои права и обязанности как приемных родителей, как в отношении ребенка, так и в отношении сопровождающей организации;

закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;

важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;

причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;

о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;

этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;

особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;

о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;

санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;

способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;

возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.

3. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, должны уметь:

использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;

видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;

рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;

выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;

осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;

быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;

предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;

оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;

преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;

прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;

оценивать воспитательский ресурс своей семьи;

быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;

ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям;

заботиться о здоровье ребенка;

соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;

понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

Итоговая аттестация по программе

Итоговая аттестация кандидатов в приемные родители проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки кандидатов в приемные родители и завершается выдачей документа о прохождении программы подготовки.

Учебный план программы

подготовки иностранных граждан, лиц без гражданства

или граждан Российской Федерации, постоянно проживающих

за пределами территории Российской Федерации, выразивших

желание принять на воспитание в свою семью ребенка,

оставшегося без попечения родителей и являющегося

гражданином Российской Федерации

Разделы
N п/п

Наименование разделов и 
           темы          

Всего
часов

       В том числе       

   Форма 
контроля

лекции

семинары-
тренинги

индивиду-
альная  
работа/ 
консуль-
тирование

1    

Введение в курс подготовки
кандидатов в приемные    
родители                 

  4 

    4   

1.1  

Первичное консультирование

  1 

    1   

структури-
рованное 
интервью 

1.2  

Психологическое          
обследование кандидатов в
приемные родители,       
осваивающих курс         
подготовки (с согласия   
кандидатов в приемные    
родители)                

  2 

    2   

1.3  

Содержание, цели, задачи 
подготовки и этапы       
проведения программы     
подготовки кандидатов в  
приемные родители        

  1 

    1   

2    

Представление о          
потребностях развития    
приемного ребенка и      
необходимых компетенциях 
приемных родителей.      
Понятие о мотивации      
приемных родителей       

  2 

    1   

    1   

2.1  

Потребности развития     
ребенка (безопасность,   
здоровье, образование,   
умственное развитие,     
привязанность,           
эмоциональное развитие,  
идентичность, стабильные 
отношения в приемной     
семье, социальная        
адаптация - усвоение     
социальных норм и правил 
поведения, социальных    
ролей, общение со        
сверстниками и взрослыми,
навыки самообслуживания -
санитарно-гигиенические и
бытовые навыки)          

  1 

    1   

2.2  

Оценка кандидатами в     
приемные родители своей  
способности обеспечить   
потребности развития     
ребенка с учетом условий 
жизни семьи и особенности
семейной системы;        
имеющихся у них          
компетенций по воспитанию
ребенка, поиск путей     
формирования и возможности
компенсации недостающих  
компетенций              

  1 

    1   

3    

Этапы развития ребенка   

  2 

    1   

    1   

3.1  

Общая характеристика     
основных возрастных      
периодов развития ребенка
(младенчество, ранний    
возраст, дошкольный      
возраст, младший школьный
возраст, подростковый    
возраст, юношество)      

  1 

    1   

3.2  

Роль психологических     
потребностей в личностном
развитии: привязанность, 
безопасность, идентичность

  1 

    1   

4    

Особенности развития и   
поведения ребенка,       
оставшегося без попечения
родителей, подвергавшегося
жестокому обращению.     
Диспропорции развития    
ребенка                  

  2 

    2   

4.1  

Виды жестокого обращения 
(пренебрежение нуждами   
ребенка, физическое,     
психологическое и        
сексуальное насилие) и их
последствия для          
физического,             
эмоционального,          
интеллектуального,       
социального и сексуального
развития ребенка.        
Диспропорции развития    
ребенка; понятия         
"умственная отсталость" и
"задержка психического   
развития", их отличия    

  1 

    1   

4.3  

Семья как реабилитирующий
фактор для ребенка,      
пережившего жестокое     
обращение. Оценка        
кандидатом в приемные    
родители своей возможности
воспитывать ребенка,     
пережившего жестокое     
обращение                

  1 

    1   

5    

Последствия от разрыва с 
кровной семьей для       
развития ребенка,        
оставшегося без попечения
родителей (нарушения     
привязанности, особенности
переживания горя и потери,
формирование личной и    
семейной идентичности)   

  2 

    1   

    1   

5.1  

Потребность в            
привязанности,           
идентичности как основа  
благополучного развития  
ребенка; роль            
биологических родителей и
кровных родственников в  
жизни ребенка и          
преодоление стереотипов  
мышления, связанных с    
восприятием их места в   
жизни ребенка. Причины   
возникновения, проявление
и последствия            
эмоциональной депривации у
ребенка, оставшегося без 
попечения родителей; типы
"нарушенной привязанности"
(понятий "негативной     
(невротической)          
привязанности",          
"амбивалентной           
привязанности",          
"избегающей              
привязанности",          
"дезорганизованной       
привязанности")          

  1 

    1   

5.3  

Понятие "горя и потери" в
жизни ребенка, оставшегося
без попечения родителей; 
психологические          
особенности и этапы      
процесса переживания     
ребенком горя, связанного
с потерей семьи (шок,    
потрясение и недоверие,  
отрицание, стадия гнева и
смешения чувств,         
депрессия, принятие);    
последствия вторичного   
отказа приемных родителей
от ребенка               

  1 

    1   

6    

Адаптация приемного      
ребенка и приемной семьи 

  2 

    1   

    1   

6.1  

Особенности ожидания     
приемной семьи; страхи,  
тревоги и разочарования  
взрослых в разные периоды
адаптации; подготовка    
родственников к появлению
приемного ребенка. Этапы 
адаптационного периода;  
чувства и переживания    
ребенка, приходящего в   
семью; способы преодоления
трудностей адаптации     

  1 

    1   

6.2  

Тайна усыновления; ее    
реальные и мнимые        
преимущества и сложности;
способы, как сказать     
ребенку, что он приемный 

  1 

    1   

7    

"Трудное" поведение      
приемного ребенка, навыки
управления "трудным"     
поведением ребенка       

  2 

    1   

    1   

7.1  

Формы "трудного" поведения
приемного ребенка:       
воровство, ложь, агрессия,
попрошайничество,        
бродяжничество, избегание
близких отношений,       
амбивалентное поведение, 
аддиктивное поведение    
(прием алкоголя,         
наркотиков,              
сильнодействующих        
веществ); их причины и   
способы работы с ними.   
Наказания и поощрения.   
Эффективность и          
приемлемость наказаний и 
поощрений ребенка        

  1 

    1   

7.3  

Причины задержки усвоения
ребенком этических       
ценностей и общественных 
норм. Понимание приемными
родителями того, как их  
собственный опыт влияет на
отношение к детям с      
"трудным" поведением,    
осознание своих слабых и 
сильных сторон, понимание,
каким образом в решении  
проблем "трудного"       
поведения могут помочь   
специалисты              

  1 

    1   

8    

Обеспечение безопасности 
ребенка. Меры по         
предотвращению рисков    
жестокого обращения и    
причинения вреда здоровью
ребенка                  

  2 

    1   

    1   

8.1  

Создание безопасных      
условий для воспитания   
ребенка в доме и в       
обществе в зависимости от
его возрастных           
особенностей и опыта жизни
(в том числе в связи с   
воспитанием в организации
для детей, оставшихся без
попечения родителей,     
безнадзорностью в семье  
родителей,               
бродяжничеством). Способы
безопасного поведения    
ребенка в ситуациях,     
несущих риск жестокого   
обращения с ним.         
Предотвращение рисков    
жестокого обращения с    
ребенком в приемной семье,
на улице и в общественных
местах                   

  1 

    1   

8.2  

Медицинские аспекты ухода
за ребенком в зависимости
от возраста, состояния   
здоровья и развития      
ребенка                  

  1 

    1   

9    

Особенности полового     
воспитания приемного     
ребенка                  

  2 

    1   

    1   

9.1  

Возрастные закономерности
и особенности            
психосексуального развития
ребенка, разница в       
проявлениях нормальной   
детской сексуальности и  
сексуализированного      
поведения. Формирование  
половой идентичности у   
ребенка; полоролевая     
ориентация и осознание   
половой принадлежности   

  1 

    1   

9.2  

Способы защиты ребенка от
сексуального насилия     

  1 

    1   

10    

Роль семьи в обеспечении 
потребностей развития и  
реабилитации ребенка     

  2 

    2   

10.1  

Родительское отношение к 
ребенку и его влияние на 
формирование личности и  
характер ребенка.        
Стабильность семейных    
отношений кандидатов в   
приемные родители. Способы
реагирования семьи на    
стрессовые ситуации      

  1 

    1   

10.2  

Семья как реабилитирующая
среда: образ жизни семьи,
семейный уклад, традиции.
Понимание всеми членами  
семьи кандидатов в       
приемные родители проблем
своей семьи, возможностей
и ресурсов, сильных и    
слабых сторон. Социальные
связи семьи кандидата в  
приемные родители; система
внешней поддержки и      
собственные ресурсы семьи

  1 

    1   

11    

Основы международного и  
российского              
законодательства об      
устройстве детей,        
оставшихся без попечения 
родителей, на воспитание в
семьи иностранных граждан

  3 

    3   

11.1  

Защита личных            
неимущественных и        
имущественных прав ребенка

  1 

    1   

11.2  

Требования, предъявляемые
законодательством        
Российской Федерации к   
кандидатам в приемные    
родители; порядок        
представления кандидатами
в приемные родители      
документов для получения 
заключения о возможности 
гражданина быть          
усыновителем             

  1 

    1   

11.3  

Правовые последствия     
усыновления - личные     
неимущественные и        
имущественные права,     
обязанности и            
ответственность          
усыновителей, а также    
членов их семей          

Последствия отмены       
усыновления              

  1 

    1   

11.4  

Ответственность приемных 
родителей (кандидатов в  
усыновители) за постановку
несовершеннолетнего на   
консульский учет,        
предоставление отчетов об
условиях воспитания и    
содержания ребенка       

  1 

    1   

12    

Особенности воспитания   
ребенка в неполной       
приемной семье           

  2 

    1   

    1   

12.1  

Родительские и           
профессиональные функции 
приемной семьи. Риски    
воспитания ребенка в     
неполной приемной семье  

  1 

    1   

13    

Подведение итогов освоения
курса подготовки         
кандидатов в приемные    
родители                 

  2,5

    1,5 

    1   

13.1  

Обсуждение результатов   
освоения курса подготовки
кандидатов в приемные    
родители. Обсуждение     
степени усвоения курса   
подготовки кандидатов в  
приемные родители        

  1,5

    1,5 

13.2  

Проведение самооценки    
кандидатов в приемные    
родители и выявление     
готовности кандидатов в  
приемные родители к приему
ребенка на воспитание    

  1 

    1   

Итоговая аттестация      

  0,5

    0,5 

собеседо-
вание    

Итого                    

30 

   13,5 

   16,5 

УТВЕРЖДЕН

Приказом

Министерства социального

развития Пермского края

от 17.07.2012 N СЭД-33-01-02-212

ПРАВИЛА

ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ

РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

(в ред. Приказов Министерства социального развития

Пермского края от 17.09.2012 N СЭД-33-01-02-322,

от 05.08.2013 N СЭД-33-01-03-369)

1.1. Настоящие Правила подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, разработаны в целях создания комфортных условий для участников отношений, возникающих при подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

1.2. Заявителями являются совершеннолетние граждане, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку, попечительство), создать приемную семью либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее - заявители).

1.3. Подготовка заявителей осуществляется краевыми государственными автономными учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центрами психолого-медико-социального сопровождения (далее - Центры) в соответствии с действующим соглашением о взаимодействии между территориальным управлением Министерства социального развития Пермского края - уполномоченным органом по опеке и попечительству (далее - ТУ МСР ПК) и Центрами.

1.4. Информация о местонахождении Центров, графике работы, телефонах представлена в приложении 1 к Правилам.

1.5. Информация о правилах подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, предоставляется специалистами ТУ МСР ПК, Центров лично, с использованием средств телефонной связи, электронной почты, публикаций в средствах массовой информации, издания информационных материалов (брошюр, буклетов и т.д.), размещается в сети Интернет.

1.6. Конечным результатом подготовки заявителей является выдача Центрами свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в соответствии с формой, утвержденной Приказом Минобрнауки России от 20 августа 2012 г. N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации".

(п. 1.6 в ред. Приказа Министерства социального развития Пермского края от 05.08.2013 N СЭД-33-01-03-369)

2. Требования к правилам подготовки заявителей.

2.1. Заявитель обращается в ТУ МСР ПК по своему месту жительства для получения заключения о возможности быть кандидатом в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители.

2.2. ТУ МСР ПК:

2.2.1. Направляет заявителя в Центр для проведения психологического обследования (с согласия заявителя) и получения свидетельства о прохождении гражданином, выразившим желание стать усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем в отношении несовершеннолетних лиц, курса подготовки кандидатов в замещающие родители.

2.2.2. Принимает решение о необходимости курсовой переподготовки действующих замещающих родителей (опекунов (попечителей), приемных родителей). Направляет действующих замещающих родителей на обучение по программе для замещающих родителей "Семейная мастерская" не реже 1 раза в 3 года с целью профилактики семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми, повышения уровня родительской компетентности по вопросам возрастной психологии и коррекции детско-родительских отношений.

2.3. Центр:

2.3.1. Проводит работу по психологическому обследованию заявителя.

2.3.2. Организует и проводит обучение заявителей:

2.3.2.1. с выдачей свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации;

2.3.2.2. с выдачей свидетельства действующим замещающим родителям по образовательной программе "Семейная мастерская".

2.3.3. Составляет и предоставляет в ТУ МСР ПК рекомендации о возможности гражданина принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в течение 3 рабочих дней после окончания обучения заявителя.

2.3.4. Предоставляет в ТУ МСР ПК информацию о гражданах, прошедших обучение в Центре, ежемесячно.

3. ТУ МСР ПК:

3.1. Принимает решение о возможности заявителя быть кандидатом в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, вносит сведения о гражданине Российской Федерации в журнал учета кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители - граждан Российской Федерации.

3.2. Ведет учет действующих замещающих родителей (граждан, взявших детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свои семьи) и кандидатов в замещающие родители.

Приложение 1

к Правилам

подготовки лиц, желающих

принять на воспитание в свою

семью ребенка, оставшегося

без попечения родителей

Список

центров психолого-медико-социального сопровождения

Пермского края

(в ред. Приказа Министерства социального развития

Пермского края от 17.09.2012 N СЭД-33-01-02-322)

  Наименование органа,
      организации     

     Ф.И.О.   
руководителя,
  контактный  
    телефон   

     Адрес    

Телефон,
  факс  

    Адрес в сети   
      Интернет     

      Адрес    
   электронной 
      почты    

Краевое государственное
автономное            
образовательное       
учреждение для детей, 
нуждающихся в         
психолого-            
педагогической и      
медико-социальной     
помощи "Центр         
психолого-медико-     
социального           
сопровождения N 3" для
детей-сирот и детей,  
оставшихся без        
попечения родителей,  
г. Перми              

Сокол Татьяна
   Борисовна  
(342) 212-89-70

Пермский край,
   г. Пермь,  
  614000, ул. 
Екатерининская,
       98     

  (342) 
212-89-70

www.cpmss3.okis.ru

cpmss3@mail.ru

Краевое государственное
автономное            
образовательное       
учреждение для детей, 
нуждающихся в         
психолого-            
педагогической и      
медико-социальной     
помощи "Центр         
психолого-медико-     
социального           
сопровождения"        
г. Чайковского        

Орлова Галина
  Николаевна  
(34241) 3-34-46

Пермский край,
г. Чайковский,
ул. Горького,
      22      

8 (34241)
3-34-46

http://ru.wordpress.
    com/orlovaqn   

cpmssmou@mail.ru

УТВЕРЖДЕНО

Приказом

Министерства социального

развития Пермского края

от 17.07.2012 N СЭД-33-01-02-212

СВИДЕТЕЛЬСТВО

о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание

в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей,

на территории Российской Федерации

Утратило силу. - Приказ Министерства социального развития Пермского края от 05.08.2013 N СЭД-33-01-03-369.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 040.060.030 Опека и попечительство над детьми (см. также 030.020.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

О РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ
№147351206 от 04 декабря 2020
ОБ ОКАЗАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ
№1637256350 от 02 декабря 2020

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать