Основная информация

Дата опубликования: 18 декабря 2019г.
Номер документа: RU17000201900739
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Тыва
Принявший орган: Министерство образования и науки Республики Тыва
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПРИКАЗ

ОТ 18 ДЕКАБРЯ 2019 Г. № 1566-Д

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО ВОПРОСАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Во исполнение п. 1.6. постановления Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Тыва от 18 ноября 2019 года №23-мкдн, ПРИКАЗЫВАЮ:

Утвердить прилагаемые методические рекомендации по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением (далее – методические рекомендации);

ГБУ ДПО РТ «Республиканский центр воспитания и профилактики правонарушений» (Монгуш Ч.С.)» и РЦПМСС «Сайзырал» (Монгуш А.З.) оказать методическую и практическую помощь специалистам управлений образованием муниципальных образований и образовательных организаций республики по организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением;

Руководителям муниципальных органов управлений образованием кожуунов и гг. Ак-Довурак и Кызыл:

- довести настоящий приказ до сведения руководителей образовательных организаций;

- назначить приказом ответственного специалиста за реализацию методических рекомендаций на муниципальном уровне;

- сводные информации по итогам реализации методических рекомендации направить на электронный адрес: vospitanie17@yandex.ru ежеквартально (март, июнь, октябрь, декабрь).

Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра образования и науки Республики Тыва С.М. Ощепкову.

Министр

Т.О. Санчаа

Приложение

к приказу Минобрнауки РТ

от «___» декабря 2019 г.

№_____

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по вопросам совершенствования индивидуальной

профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением

Общие положения

Методические рекомендации по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением (далее - Методические рекомендации), в том числе их персонифицированного учета, разработаны в соответствии с пунктом 1 раздела I протокола заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 14 октября 2015 г. № 9.

Настоящие Методические рекомендации направлены на совершенствование индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением на основе системного деятельностного подхода, обеспечения полипрофессионального и межведомственного взаимодействия. Они призваны способствовать повышению эффективности работы по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Методические рекомендации могут являться основой для разработки либо совершенствования нормативных правовых актов муниципальных образований Республики Тыва, органов местного самоуправления, локальных нормативных актов образовательных организаций, определяющих порядок индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися с девиантным поведением, в том числе их персонифицированного учета.

В методических рекомендациях используются следующие ключевые понятия:

несовершеннолетний обучающийся с девиантным поведением - физическое лицо, не достигшее возраста 18 лет, осваивающее образовательную программу, в отношении которого в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» проводится или может проводиться индивидуальная профилактическая работа;

данные о несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением – любая информация, относящаяся к несовершеннолетнему обучающемуся с девиантным поведением;

девиантное поведение - устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией;

персонифицированный учет несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением - совокупность действий (операций), совершаемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с данными о несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение.

II. Общие требования к организации индивидуальной

профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися с девиантным поведением

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее - Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ) органы, осуществляющие управление в сфере образования, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, являются частью системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики).

Работа указанных органов и организаций, согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ, должна строиться на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Поскольку органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, входят в систему профилактики, они должны осуществлять работу по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий (далее - индивидуальная профилактическая работа).

Положения подпунктов 2 и 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ конкретизируют полномочия организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в данной сфере. Так, на указанные организации Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ возложены полномочия по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и принятию мер по их воспитанию и получению ими общего образования, а также по выявлению семей, находящихся в социально опасном положении, и оказанию им помощи в обучении и воспитании детей.

Индивидуальная профилактическая работа согласно положениям пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ должна быть организована со следующими категориями несовершеннолетних обучающихся:

а) контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц (безнадзорные), в том числе, если данные несовершеннолетние не имеют места жительства и (или) места пребывания (беспризорные);

б) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

в) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;

г) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

д) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, то есть до 16-летнего возраста;

е) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

ж) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

з) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (например, подписка о невыезде, личное поручительство, присмотр за несовершеннолетним обвиняемым, залог);

и) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

к) которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора;

л) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

м) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

н) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

При организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися с девиантным поведением следует учитывать положения пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ, который дает право органам, осуществляющим управление в сфере образования, и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, с согласия их руководителя, проводить индивидуальную профилактическую работу с лицами, не указанными в пунктах 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ.

Например, индивидуальная профилактическая работа может проводиться с несовершеннолетними, допускающими неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности. Также индивидуальная профилактическая работа может проводиться с несовершеннолетними обучающимися, имеющими риски отчуждения от образовательной деятельности в связи с неуспеваемостью по учебным предметам, не посещающими или систематически пропускающими занятия без уважительных причин.

В данном случае целью проведения индивидуальной профилактической работы является необходимость предупреждения правонарушений либо оказание психолого-педагогической, социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних обучающихся.

Такая помощь может оказываться в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами исполнительной власти Республики Тыва, а также психологами, педагогами-психологами, социальными педагогами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых обучаются несовершеннолетние с девиантным поведением.

Для обеспечения комплексной помощи на базе организации, осуществляющей образовательную деятельность, может быть создан психолого-медико-педагогический консилиум (письмо Минобразования РФ от 27 марта 2000 г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»).

В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:

1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей или иных законных представителей и педагогических работников;

2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;

3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;

4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением при наличии одного из следующих документов:

а) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики;

б) приговор, определение или постановление суда;

в) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

г) документы, определенные Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ, как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики;

д) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

Сроки проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обучающими с девиантным поведением определяются органами, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, с учетом положений статьи 7 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ.

Так, индивидуальная профилактическая работа проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, следует обратить внимание, что в случае, если индивидуальная профилактическая работа проводится на основании заявления несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей, она может быть прекращена также на основании заявления указанных лиц.

При планировании мероприятий с каждым несовершеннолетним обучающимся с девиантным поведением в рамках организации индивидуальной профилактической работы необходимо учитывать возрастные, психологические, физиологические и иные индивидуальные особенности ребенка, а также основания, послужившие поводом для постановки на персонифицированный учет.

Полномочия образовательных организаций по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися с девиантным поведением

Образовательная организация согласно статье 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ обладает самостоятельностью в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

В целях упорядочения деятельности по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися с девиантным поведением, в том числе их персонифицированного учета, и в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, образовательная организация вправе принять локальный нормативный акт, определяющий порядок ее осуществления.

При разработке и принятии локального нормативного акта, определяющего порядок осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися с девиантным поведением образовательная организация должна учитывать положения пункта 2 и 3 статьи 14, а также положения статьи 15 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ.

В ходе организации мероприятий по проведению индивидуальной профилактической работы образовательным организациям рекомендуется взаимодействовать с иными органами и учреждениями системы профилактики, представителями общественных объединений, занимающихся воспитанием, обучением несовершеннолетних, защитой их прав и законных интересов, организующих спортивную, культурно-просветительскую и иную работу с несовершеннолетними.

Персонифицированный учет несовершеннолетних

обучающихся с девиантным поведением

Согласно проведенному Минобрнауки Республики Тыва анализу информации, поступившей из муниципальных органов управления образованием Республики Тыва, осуществляющих муниципальное управление в сфере образования, в целях исполнения положений Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ образовательными организациями проводится индивидуальная профилактическая работа с отдельными категориями несовершеннолетних. Сведения о таких детях в общеобразовательных организациях, как правило, отражаются в системе внутришкольного учета.

Персонифицированный учет несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением (далее - учет) является основой индивидуальной профилактической работы для органов, осуществляющих управление в сфере образования, и образовательных организаций.

Целью учета является накопление данных о несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением для их использования в индивидуальной профилактической работе.

Основными задачами учета является обеспечение деятельности органов, осуществляющих управление в сфере образования, и образовательных организаций по своевременному:

а) предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

б) защите прав и законных интересов несовершеннолетних;

в) выявлению детей и семей, находящихся в социально опасном положении, или группе риска по социальному сиротству;

г) оказанию социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с отклонениями в поведении, имеющими проблемы в обучении;

д) оказанию адресной помощи семьям в обучении и воспитании детей.

Решение о постановке на учет и снятии с учета в отношении несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением может приниматься как единолично руководителем образовательной организации, так и коллегиальным органом управления образовательной организации (например, советом профилактики, педагогическим советом), что обусловлено пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 26 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Непосредственно основания для постановки и снятия несовершеннолетнего с учета предусматриваются локальными нормативными актами образовательных организаций.

При этом необходимо обратить внимание, что основанием для организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися с девиантным поведением является поступление в образовательные организации одного из документов, перечисленных в статье 6 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ.

Решение руководителя образовательной организации либо решение коллегиального органа управления образовательной организации, согласованное ее руководителем, по вопросу организации индивидуальной профилактической работы с лицами, которые не указаны в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ, а также постановки на учет оформляется в форме заключения.

На основании указанного заключения, утвержденного руководителем образовательной организации, на учет могут быть поставлены следующие категории несовершеннолетних:

а) не посещающие или систематически пропускающие занятия без уважительных причин, неуспевающие по учебным предметам;

б) участвующие в деятельности неформальных объединений и организаций антиобщественной направленности;

в) допускающие неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

д) иные.

Категории обучающихся несовершеннолетних с девиантным поведением, которые могут быть поставлены на учет, либо критерии, определяющие необходимость проведения с ними индивидуальной профилактической работы, предусматриваются локальными нормативными актами образовательных организаций.

Основаниями снятия несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением с учета могут являться:

а) позитивные изменения обстоятельств жизни несовершеннолетнего, сохраняющиеся длительное время (например, в течение трех месяцев несовершеннолетний успевает по всем учебным предметам, либо не допускает нарушений устава и правил внутреннего распорядка образовательной организации);

б) окончание обучения в образовательной организации;

в) перевод в иную образовательную организацию;

г) достижение возраста 18 лет;

д) сведения, поступившие из органов и учреждений системы профилактики, о том, что отпали обстоятельства, вызывающие необходимость в дальнейшем проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним (например, постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, предусматривающее прекращение нахождения несовершеннолетнего в социально опасном положении).

Следует отметить, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 и подпунктом 2 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ на организации, осуществляющие образовательную деятельность, возлагается обязанность выявлять несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, а на органы, осуществляющие управление в сфере образования, - вести учет указанных категорий несовершеннолетних.

Учет может вестись в форме банка данных, картотеки, журналов учета и иных формах, определяемых локальными нормативными актами образовательной организации.

Данные формы учета предполагают отражение, в том числе, информации о дате и основании остановки на учет, динамике индивидуальной профилактической работы, дате и основании снятия с учета.

Обработка, в том числе автоматизированная, персональных данных несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

Локальные нормативные акты образовательных организаций, регулирующие вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Согласно информации, представленной представителями органов, входящих в составы региональных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, важным для организации профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики, является разработка и принятие локальных нормативных актов.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов.

Часть 1 стати 30 Федерального закона № 273-ФЗ закрепляет, что образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

Требования, устанавливаемые локальными нормативными актами, являются обязательными для выполнения обучающимися образовательной организации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона № 273-ФЗ.

За неисполнение за неисполнение или нарушение локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с частью 4 статьи 43 Федерального закона № 273-ФЗ, к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания:

замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Положения локальных нормативных актов носят обязательный характер, не только для обучающихся, но и для родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (пункт 2 части 4 статьи 44 Федерального закона № 273-ФЗ), педагогических и иных работников образовательной организации (пункт 2 части 1 статьи 48 и часть 3 статьи 52 Федерального закона № 273-ФЗ).

Необходимо учитывать, что принятие локальных нормативных актов по отдельным вопросам в силу положений Федерального закона № 273-ФЗ является обязательным. К таким вопросам, например, относятся следующие:

определение порядка обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе, ускоренного обучения, в пределах осваиваемой образовательной программы (пункт 3 части 3 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ);

определение порядка пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации (пункт 21 части 3 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ);

определение порядка создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения (часть 6 статьи 45 Федерального закона № 273-ФЗ);

определение порядка и условий восстановления в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающегося, отчисленного по инициативе этой организации (часть 2 статьи 62 Федерального закона № 273-ФЗ).

Также организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе принимать локальные нормативные акты, устанавливающие требования к одежде обучающихся, в том числе, требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения (часть 1 статьи 38 Федерального закона № 273-ФЗ).

Способствовать совершенствованию работы с детьми, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики, также может принятие локальных нормативных актов, определяющих:

порядок осуществления учета и профилактической работы с несовершеннолетними, требующими индивидуального педагогического подхода и (или) находящимися в социально опасном положении;

порядок создания и правовой статус структурных подразделений, оказывающих психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в образовательной организации;

порядок создания и правовой статус службы медиации (примирения) образовательной организации;

порядок создания и правовой статус советов обучающихся, советов родителей (или иных органов) образовательной организации;

порядок взаимодействия образовательной организации с органами и иными учреждениями системы профилактики по вопросам, связанным с обеспечением прав и законных интересов несовершеннолетних обучающихся.

Эффективные формы работы образовательных организаций с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики

Анализ опыта регионов Республики Тыва позволил рекомендовать к применению следующие эффективные формы работы с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики.

Организация работы по качественному доступному обучению и обеспечению внеурочной занятости несовершеннолетних обучающихся.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее - ФГОС СОО) в образовательных программах каждой образовательной организации должна быть реализована программа воспитания и социализации обучающихся. Содержание указанной программы отражено в примерной основной образовательной программе (http://fgosreestr.ru).

В качестве форм работы по данному направлению могут использоваться групповые занятия, направленные на социальную адаптацию несовершеннолетних, их интеграцию в общество, а также на формирование толерантного поведения.

Организация работы по формированию правовой компетентности несовершеннолетних обучающихся.

В рамках реализации этого направления деятельности наряду с изучением предметных областей «история», «обществознание», «основы безопасности жизнедеятельности» могут использоваться такие формы как разработка и реализация долгосрочных внутришкольных программ, формирование специализированных органов самоуправления обучающихся, чтение элективных курсов

Вовлечение несовершеннолетних обучающихся в социально значимую, в том числе волонтерскую деятельность.

В качестве форм работы по данному направлению могут использоваться: формирование в образовательной организации волонтерских отрядов или движений либо привлечение обучающихся к участию в акциях, организуемых волонтерскими отрядами или движениями;

организация образовательной организацией социально значимых мероприятий либо привлечение обучающихся к участию в социально значимых мероприятиях (субботниках, концертах и др.).

Привлечение несовершеннолетних обучающихся к работе молодежных объединений.

Такой вид деятельности позволяет подростку позитивно реализовать свой потенциал, предоставляет возможность проявить себя в социальной практике и получить заслуженное признание.

Организация просветительской работы среди обучающихся и родительской общественности по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних.

Организация деятельности по осуществлению комплекса мер, направленных              на социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних обучающихся, совершивших правонарушения.

Учитывая приведенный региональный опыт в деятельности, проводимой образовательными организациями с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики, представляется целесообразным рекомендовать комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, органам управления образованием и образовательным организациям использовать различные формы работы по следующим направлениям:

организация работы по обеспечению внеурочной занятости несовершеннолетних обучающихся, в том числе, привлечение их к занятости в организациях дополнительного образования детей, участию в спортивных и культурных мероприятиях;

разработка и проведение в образовательных организациях элективных курсов, групповых тренингов, диспутов, тематических лекций для детей и родителей, направленных на формирование правомерного и толерантного поведения, здорового образа жизни;

привлечение родителей (иных законных представителей) обучающихся к решению актуальных проблем образовательного сообщества, в том числе, к работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, путем участия в органах самоуправления образовательной организации, участия в социально значимых мероприятиях, проводимых образовательной организацией;

содействие развитию молодежных общественных объединений (волонтерских отрядов и движений, органов самоуправления обучающихся, молодежных и детских общественных объединений различной направленности);

разработка и реализация программ, способствующих социально-педагогической реабилитации обучающихся, совершивших правонарушения;

разработка методических рекомендаций, направленных на разъяснение особенностей и порядка работы с несовершеннолетними обучающимися, совершившими правонарушения;

организация работы по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся путем проведения разъяснительных мероприятий, ориентированных как на детей и их родителей (иных законных представителей), так и на педагогический коллектив образовательной организации.

Взаимодействие образовательных организаций с органами и иными учреждениями системы профилактики, в том числе, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите прав, при организации проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними

Взаимоотношения образовательных организаций с органами и иными учреждениями системы профилактики строятся на основе соглашений и совместных планов профилактической работы, в рамках которых проводятся совместные мероприятия, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности и правонарушениям несовершеннолетних.

К их числу можно отнести, например, совместное обследование жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего, проведение индивидуальных профилактических бесед с несовершеннолетними, их родителями (иными законными представителями), комплексное консультирование несовершеннолетнего и его родителей (иных законных представителей) по вопросам, связанным с обучением, охраной здоровья, защитой прав и законных интересов несовершеннолетнего.

Особое внимание в школе уделяется межведомственному, в том числе, информационному взаимодействию с органами и учреждениями системы профилактики в вопросах предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений несовершеннолетних, а также в вопросах защиты их прав и законных интересов. Так, например, при появлении у педагогических работников информации о совершенных несовершеннолетними правонарушениях (возможности совершения ими правонарушения), а также нарушении прав детей, они незамедлительно ставят об это в известность администрацию школы. С учащимися и родителями (иными законными представителями) педагогическими работниками проводятся профилактические беседы (возможно с привлечением сотрудников полиции, медицинских организаций, членов муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав либо специалистов, обеспечивающих их деятельность).

С целью профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и обеспечения конституционного права несовершеннолетних на образование в школе ежемесячно формируются списки детей, пропускающих учебные занятия по неуважительным причинам. Ситуация по пропускам занятий отслеживается по каждому ребенку, своевременно принимаются меры по устранению причин и условий, способствующих этому. Соответствующая информация систематически направляется в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, муниципальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, по детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - в орган опеки и попечительства.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 28.02.2020
Рубрики правового классификатора: 040.010.000 Общие положения, 040.060.000 Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать