Основная информация

Дата опубликования: 20 февраля 2020г.
Номер документа: RU08000202000045
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Калмыкия
Принявший орган: Министерство образования и науки Республики Калмыкия
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Приказом Министерства образования и науки Республики Калмыкия от 25.08.2020 № 791 признан утратившим силу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

ПРИКАЗ

от 20.02. 2020 года           № 245

г. Элиста

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА И ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

В соответствии с пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации: от 20.08.2012 № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации», от 13 марта 2015 г. № 235 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей»,

п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить прилагаемые:

1.1. Порядок подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

1.2. Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

2.Признать утратившим силу Приказ Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия от 31 августа 2012 г. № 827 «Об утверждении Порядка и Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей».

3. Контроль над исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Заместитель Министра

                                                                  Г.Э. Санджарыков

Утвержден

Приказом Министерства образования и науки РК

от 20.02.2020г.   № 245

Порядок
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок определяет процедуру подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - кандидаты в замещающие родители).

1.2. Подготовка кандидатов в замещающие родители проводится по программе, утвержденной приказом Министерства образования и науки Республики Калмыкия.

1.3. Подготовка кандидатов в замещающие родители, именуемая «Школа приемных родителей» (далее – ШПР), осуществляется на базе Бюджетного учреждения дополнительного образования Республики Калмыкия «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (далее - Центр ППМС-помощи).

2. Подготовка кандидатов в замещающие родители

2.1. Подготовка кандидатов в замещающие родители проводится при их обращении непосредственно в ШПР или по направлению органа опеки и попечительства.

2.2. Кандидаты в замещающие родители, обратившиеся в ШПР для прохождения подготовки, подают заявление о приеме на подготовку и дают согласие на проведение диагностики и психологического обследования семьи.

2.3. Иностранные граждане, лица без гражданства или граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, вправе обратиться в ШПР для прохождения подготовки кандидатов в замещающие родители.

Граждане, не владеющие русским языком и желающие пройти подготовку кандидатов в замещающие родители, обращаются с переводчиком.

2.4. ШПР:

определяет даты и время проведения подготовки кандидатов в замещающие родители по согласованию с органом опеки и попечительства;

направляет в течение трех дней после начала подготовки в орган опеки и попечительства списки кандидатов в замещающие родители, принятых на подготовку;

организует подготовку кандидатов в замещающие родители в форме семинаров, тренинговых занятий, лекций по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний;

проводит диагностику и психологическое обследование кандидатов в замещающие родители и их семей для оценки психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью;

формирует на каждого кандидата в замещающие родители личное дело, содержащее подтверждающие материалы о прохождении им подготовки, результаты психологического обследования и диагностики;

предоставляет в течение семи дней после окончания подготовки в орган опеки и попечительства выводы и рекомендации по результатам подготовки, диагностики и психологического обследования кандидатов в замещающие родители и их семей;

выдает свидетельство о прохождении подготовки кандидатами в замещающие родители после итоговой аттестации;

обеспечивает защиту конфиденциальной информации при организации работы с персональными данными кандидатов в замещающие родители и детей, оставшихся без попечения родителей;

предоставляет ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, в органы опеки и попечительства, региональному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, информацию о результатах подготовки кандидатов в замещающие родители.

2.5. Орган опеки и попечительства:

выдает кандидатам в замещающие родители направление в Центр ППМС-помощи на прохождение подготовки;

знакомит кандидатов в замещающие родители с правами, обязанностями и ответственностью опекунов, попечителей, усыновителей, приемных родителей установленными законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Калмыкия;

информирует ШПР о передаче ребенка, оставшегося без попечения родителей в семью граждан, прошедших подготовку, срок направления информации в течение пяти дней от даты устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью граждан;

учитывает выводы и рекомендации ШПР по результатам подготовки, диагностики и психологического обследования кандидата в замещающие родители и его семьи при выдаче ему заключения о возможности быть опекуном, усыновителем, приемным родителем.

3. Требования к уровню подготовки кандидатов в замещающие родители, успешно освоивших программу

3.1. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу, по завершении программы должны иметь четкое представление:

о мерах защиты прав и законных интересов детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке замещающих семей, сопровождающей организации и замещающей семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью;

об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в замещающие родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;

о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности, как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;

о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;

о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых замещающему родителю;

о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.

3.2. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу должны знать:

свои права и обязанности как приемных родителей, как в отношении ребенка, так и отношении сопровождающей организации;

закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;

важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;

причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;

о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;

этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;

особенности протекания периода адаптации ребенка в замещающей семье;

о влиянии собственного опыта замещающих родителей на их отношение к «трудному» поведению детей;

санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;

способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;

возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.

3.3. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу, должны уметь:

использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;

видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;

рассматривать «трудное» поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;

выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;

осознавать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения ребенка;

быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;

предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;

оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;

преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;

прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;

оценивать воспитательский ресурс своей семьи;

быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;

ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям;

соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка.

4. Итоговая аттестация по программе

Итоговая аттестация кандидатов в замещающие родители проводится в форме тестирования в конце всей программы подготовки кандидатов в замещающие родители и завершается выдачей документа гражданам о прохождении программы подготовки.

Утверждена

Приказом Министерства образования и науки РК

от __________ 2020г.   № _________

Программа
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение определяет порядок и организацию деятельности Школы приемных родителей (далее – ШПР).

1.2. Деятельность ШПР направлена на подготовку лиц, выразивших желание принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

1.3. ШПР в своей деятельности руководствуется нормативными и правовыми актами Российской Федерации, Республики Калмыкия в сфере обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приказами Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования и науки Республики Калмыкия, Уставом Бюджетного учреждения дополнительного образования Республики Калмыкия «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (далее – Центр ППМС-помощи).

1.4. Цели и задачи Школы приемных родителей

1.4.1. Основной целью ШПР является подготовка граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее – гражданин, выразивший желание стать опекуном).

1.4.2. Задачи ШПР:

•              Ознакомить кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.

•              Дать родителям информацию об особенностях детей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

•              Ознакомить кандидатов с депривационными нарушениями ребенка, оставшегося без попечения родителей, и влиянием его прошлого опыта на психофизическое развитие и поведение.

•              Информировать приемных родителей о проблемах, с которыми они могут столкнуться в процессе воспитания детей, понять причины возможного неадекватного поведения приемного ребенка.

•              Помочь родителям осознать мотивы, по которым они берут ребенка в семью.

•              Сформировать у кандидатов в приемные родители умение оценивать состояние взаимоотношений и взаимодействий в семье.

•              Обучить родителей как правильно общаться с ребенком и решать проблемы, возникающие в процессе воспитания детей.

•              Предоставить родителям возможность собираться вместе и оказывать друг другу поддержку в изучении навыков и умений уважительного общения с детьми.

•              Сформировать чувство уверенности в роли родителя.

помочь слушателям разобраться в своих мотивах, личных возможностях и  психологической готовности к приему осиротевшего ребёнка;

дать слушателям необходимые знания, которые помогут им  определиться с формой семейного устройства и выбором ребёнка, в соответствии с имеющимися ресурсами и ситуацией,  в которой находится ребёнок и семья, его принимающая;

повысить уровень родительской компетентности в вопросах воспитания приемного ребенка и взаимоотношений с ним;

дать знания, необходимые для успешной взаимной адаптации семьи и ребенка;

предоставить информацию о возможных способах получения помощи и поддержки специалистов службы сопровождения Центра ППМС-помощи.

1.5. Организация деятельности ШПР

1.5.1. Общее руководство и контроль за деятельностью ШПР осуществляет директор Центра ППМС-помощи.

1.5.2. Зачисление граждан, выразивших желание стать опекунами, на курс подготовки осуществляется Центром ППМС-помощи по их письменному заявлению (Приложение 1), направлению органа опеки и попечительства на подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (при наличии), при личном обращении в Центр ППМС-помощи.

Гражданин, выразивший желание стать опекуном, при подаче заявления предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность, заполняет анкету лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (Приложение 2).

1.5.3. Подготовка граждан, выразивших желание стать усыновителями/опекунами (попечителями), осуществляется Центром ППМС-помощи на безвозмездной основе в соответствии с учебно-тематическим планом, разработанным в рамках Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

1.5.4. Подготовка осуществляется на русском языке в очной (групповой) или очно-заочной (индивидуальной) формах обучения.

1.5.5. Курс подготовки в очной форме обучения рассчитан на 62 академических часа. В исключительных случаях возможна индивидуальная подготовка кандидатов в замещающие родители или семейных пар при сохранении общего количества часов и содержания встреч (занятий).

1.5.6. К подготовке граждан, выразивших желание стать усыновителями/опекунами (попечителями), привлекаются специалисты, имеющие профессиональное образование по профилю, соответствующему преподаваемому разделу программы подготовки, а также лица, имеющие опыт воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

1.5.7. В рамках подготовки граждан, выразивших желание стать усыновителями/опекунами (попечителями), проводится психологическое обследование граждан, в порядке, установленном педагогическим советом Центра ППМС-помощи, только с их письменного согласия (Приложение 3). Результаты психологического обследования направляются в орган опеки и попечительства только с письменного согласия гражданина, выразившего желание стать опекуном.

1.5.8. Подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, завершается подведением итогов кандидатов, прошедших курс ШПР (Приложение 4).

1.5.9. По окончанию подготовки Центром ППМС-помощи не позднее 3 рабочих дней с момента ее завершения гражданину лично выдается свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации (далее – свидетельство), по форме, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623. По письменному заявлению гражданина свидетельство направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

1.5.10. В случае пропуска более 30% от общего количества занятий гражданин получает справку о прохождении части подготовки и имеет право пройти пропущенные занятия в следующей группе граждан, которые будут проходить подготовку.

2. Основные функции ШПР

2.1. Реализация программы подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

2.2. Проведение психологического обследования граждан, выразивших желание стать усыновителями/опекунами (попечителями) (в случае проведения такого обследования с письменного согласия граждан).

2.3. Консультирование граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

2.4. Информационно-просветительская работа.

2.5. Систематизация и обобщение методических материалов по вопросам организации работы ШПР.

3. Заключительные положения

3.1. Все изменения и дополнения к настоящему Положению утверждаются приказом Министерства образования и науки Республики Калмыкия.

3.2. Все вопросы, не урегулированные настоящим Положением, регулируются действующим законодательством.

3.3. Срок действия настоящего Положения не ограничен.

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Структура Программы подготовки лиц,

желающих принять на воспитание в семью ребенка,

оставшегося без попечения родителей



п/п

Темы занятий

Количество часов

Всего

Теоретическая часть

Практическая часть

Организационно-подготовительный блок

1.

Введение в курс подготовки кандидатов в приёмные родители

1

1

2.

Психологический тренинг

2

2

Учебно-ознакомительный блок

Нормативно-правовые основы семейного устройства детей-сирот

2

1

1

Психологическая готовность к принятию ребенка в семью

3

1

2

Представление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

4

1

3

Этапы развития ребенка (периодизация развития ребенка)

4

1

3

Наследственно-средовые механизмы развития детей

1

1

Особенности детей с нарушениями в развитии

3

1

2

Последствия разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживание горя и потери, формирование личной и семейной идентичности

3

1

2

Психологические особенности депривированного ребенка

3

1

2

Психоэмоциональные нарушения в развитии детей

3

1,5

1,5

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития

2

1

1

Особенности семейного устройства детей-сирот сложных категорий: подростки, сиблинги, дети с ОВЗ и инвалидностью             

9

4

5

Адаптация ребенка и приемной семьи

4

1

3

Обеспечение безопасной среды для воспитания ребенка в семье и за ее пределами. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка по неосторожности Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни

2

1

1

«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка

4

1

3

Особенности полового воспитания приемного ребенка

3

1

2

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребёнка

2

1

1

Основы законодательства РФ об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

1

1

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

1

1

Диагностическо-консультативный блок

«Стандартизированное интервью для родителей» (Ослон В.Н.)

0,40

Оценка личностных и семейных ресурсов

0,20

«Опросник мотивации приема» (Ослон В.Н.)

0,20

«Цветовой тест отношений» (А. Эткинд)

0,30

«Семейный ассоциативный семейный тест» (Геринг)

0,30

Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (Л. Собчик)

2

«Немецкий опросник социальной поддержки» (G.Sommer, T.Fydrich)

0,20

Проведение индивидуального и/или группового консультирования кандидатов

0,40

Итогово-контрольный блок

1.

Подведение итогов подготовки кандидатов

1

1

ИТОГО

62

22,5

35,5

III. ТЕМЫ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. «Введение в курс подготовки кандидатов в замещающие родители»

Содержание, цели и этапы проведения Программы подготовки кандидатов в замещающие родители.

Понятие обучающего психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в замещающие родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в замещающие родители).

Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Раздел 2. «Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях замещающих родителей». Понятие о мотивации замещающих родителей

Потребности, развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в замещающей семье, социальная адаптация – усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в замещающие родители необходимости их обеспечивать.

Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной замещающей семьей.

Проведение оценки кандидатами в замещающие родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

Раздел 3. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей.

Правовые основания для устройства ребенка, оставшегося без истечения родителей, на воспитание в семью.

Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства.

Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в замещающие родители; порядок представления кандидатами в замещающие родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.

Порядок представления кандидатам в замещающие родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральными операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.

Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок  подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.

Порядок оформления              органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства.

Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.

Меры социальной поддержки замещающих семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Республики Калмыкия; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.

Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.

Порядок осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в замещающей семье; порядок предоставления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.

Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) – личные имущественные и неимущественные права и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.

Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком замещающей семье, замещающей семьей ребенку, третьими лицами замещающей семье и ребенку.

Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.

Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

Раздел 4. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила.

Паттерны семейного взаимодействия. Семейный уклад: образ жизни семьи, семейные традиции.

Проблема подбора семьи и ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Стабильность семейных отношений кандидатов в замещающие родители.

Родительские и профессиональные функции замещающих семей. Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка.

Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации.

Социальные связи семьи кандидата в замещающие родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.

Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции.

Понимание всеми членами семьи кандидатов в замещающие родители особенностей своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.

Раздел 5. Этапы развития ребенка. Диспропорции развития ребенка, оставшегося без попечения родителей

Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший возраст, подростковый возраст, юношество).

Диспропорции развития ребенка, оставшегося без попечения родителей; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития».

Особенности семейного устройства детей-сирот сложных категорий.

Особенности ухода, развития и воспитания детей с особыми потребностями развития в зависимости от вида нарушений: препятствия на пути эффективной интеграции ребенка (детей) с ОВЗ и инвалидностью в семью; ресурсная семья для воспитания ребенка-сироты с ОВЗ и  инвалидностью, специальные родительские компетенции.

Особые потребности ребенка подросткового возраста, оставшегося без попечения родителей, в семейном жизнеустройстве: специфические потребности, трудности в процессе адаптации, воспитания, организации обучения, лечения и социализации детей старшего возраста; особенности семей с родственной (не родственной) опекой; ресурсность семьи для приема подростка.

Трудности интеграции сиблингов-сирот в замещающей семье. Система взаимоотношений детей-сиблингов: конфликты: норма и патология; соблинговые позиции; отношение сиблингов к совместному помещению в семью; факторы, влияющие на адаптацию сиблингов в новой семье; ресурсные семьи для приема сиблингов.

Раздел 6. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей

Потребность в привязанности, идентичности, как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей

Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Типы «нарушенной привязанности» (понятия «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной              привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»).

Понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потеря и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа замещающих родителей от ребенка.

Раздел 7. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

Особенности ожиданий приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка.

Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации.

Общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают приемные родители в связи с появлением в семье приемного ребенка.

Тайна усыновления; её реальные и мнимые преимущества и сложности; как сказать ребенку, что он приемный.

Роль специалистов в оказании помощи приемным родителем в период адаптации ребенка в приемной семье.

Раздел 8. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка

Формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих  веществ); их причины и способы работы с ними.

Методы воспитания ребенка. Эффективность и приемлемость наказаний ребенка.

Типичные ошибки воспитания в приемной семье. Проблемы различия в восприятии поступков родного и приемного ребенка. Различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, помещенного в приемную семью. Проблема различий интерпретирования указаний родителя приемными и родными детьми.

Приемы, помогающие преодолевать возникающие трудности, облегчающие состояния напряжения и снятие тревоги (техники эмоциональной саморегуляции). Разрешение конфликтов.

Понимание приемными родителями, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.

Раздел 9. Особенности полового воспитания приемного ребенка

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, понимание разницы в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности.

Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм.

Раздел 10. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося бег попечения родителей, подвергшегося жестокому обращению

Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального сексуального развития ребенка.

Дихотомия              «жертва-агрессор». Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. «Фрагментарность» как специфика посттравматического сознания.

Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.

Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

Раздел 11. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в т.ч. в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством).

Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.

Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах.

Раздел 12. Взаимодействие приемной семьи с организациями, представляющими услуги детям и семьям

Родительские и профессиональные функции приемной семьи.

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого- педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка.

Формирование мотивации к сотрудничеству приемных родителей с сопровождающей организацией.

Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи.

Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.

Раздел 13. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители

Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий.

Обсуждение степени усвоения Программы подготовки кандидатов в приемные родители. Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление их готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.                                                   

                                            Приложение №1

                                                              Директору БУ ДО РК «Центр ППМС-помощи»

                                                                _________________________________________

                                                  (ФИО директора)

                                                                  от_______________________________________

                                                   (ФИО гражданина)

                                                               Паспорт__________________________________

                                                                                     (серия, номер, кем и когда выдан)

                                                                                                __________________________________

                               Адрес ___________________________________

                                                                     ________________________________________

                                                                 Телефон ________________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

гражданина, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, для прохождения Школы приемных родителей

Прошу зачислить меня на курс подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в

________________________________________________ форме обучения.

                        (очной (групповой)/очно-заочной (индивидуальной/групповой))

Даю свое согласие на обработку моих персональных данных содержащихся в настоящем заявлении и в представленных мною документах:

-              фамилия имя, отчество;

-              дата рождения;

-              паспортные данные;

-              контактный телефон;

-              фактический адрес проживания;

-              прочие.

Целью обработки персональных данных является осуществление БУ ДО РК «Центр ППМС-помощи» функций, полномочий и обязанностей, связанных с подготовкой граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Согласие на обработку персональных данных включает совершение следующих действий: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, а также передачу информации третьим лица, в случаях установленных Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Настоящее согласие действует бессрочно. Настоящее согласие может быть отозвано в любой момент по соглашению сторон. В случае неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта персональных данных.

Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (в соответствии с п.7, ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).

С графиком проведения занятий ознакомлен(а).

«____»_________20__ г.                 ____________/_____________________/

                                              (подпись)         (расшифровка подписи)

Приложение №2

Стандартизированное интервью для родителей

Фамилия, имя, отчество _____________________________________________

     Контактный телефон _______________________________________________

     Домашний адрес __________________________________________________

2. Пол:

1) мужской

2) женский

3. Дата рождения _________________________

4. Ваше образование (указать какое учебное заведение окончили) ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5. Ваша профессия (специальность) по диплому___________________________

6. Место работы и должность___________________________________________

____________________________________________________________________

7. Доход в месяц на семью _____________________________________________

8. Жилищные условия Вашей семьи:

1) отдельная квартира с удобствами;

2) отдельная квартира без удобств;

3) комната в коммунальной квартире;

4) отдельная комната в общежитии;

5) снимаете квартиру, комнату;

6) собственный дом с удобствами;

7) собственный дом без удобств;

8) живете в отдельной комнате гостиничного типа (малосемейка).

9. Ваши пожелания по подбору ребенка:

- возраст (младенческий, дошкольник, школьного возраста)

- пол (мужской, женский)

- цвет глаз, волос:

- этническое происхождение

10. Какую форму семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выбираете вы?

- усыновление (удочерение)

- опека (попечительство)

- приемная семья

                                                                        Приложение № 3

                                                                 Директору БУ ДО РК «Центр ППМС-помощи»

                                   ______________________________________

                                                                                                        (ФИО директора)

                                                                              от __________________________________________

                                                                                                                    (ФИО гражданина)

СОГЛАСИЕ

на прохождение психологического обследования

Я, __________________________________________________ ,

                                        (Ф.И.О. гражданина)

   __________________________________________ согласие

                                            (даю/не даю)

на проведение моего психологического обследования в процессе подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в срок, обозначенного в расписании занятий.

«___»________ 20___ г.             

______________/____________________/

          (подпись)                                     (расшифровка подписи)

Приложение№ 4

Подведение итогов кандидатов, прошедших курс ШПР

ФИО___________________________________________

Дата________________

Уровень 1. Выберите правильный(е) ответ(ы):

Существуют следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью:

a) опека (попечительство)

b) патронат

c) приемная семья

d) усыновление

e) сопровождение

В чем проявляется кризис 7 лет?

Перечислите и опишите стили семейного воспитания

Что такое привязанность?

В чем заключается трудное поведение ребенка и как изменить трудное поведение?

Как можно охарактеризовать первую стадию адаптации ребенка в приемной семье?

a) семья и ребенок позитивно оценивают друг друга

b) высокий уровень напряжения

c) отвержение ребенка

Уровень 2. Ответьте на следующие вопросы:

Как проявляется синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?

Перечислите основные психические потребности ребенка

Причины возникновения невротического расстройства (невроза)

Уровень 3. Проанализируйте ситуацию:

Ольга была оставлена в Доме малютки. Отец ребенка неизвестен. В возрасте 3 лет девочку удочерила семья, у которой в то время не было своих детей. Когда ей было 6 лет, в приемной семье родился мальчик. Ольга стала ревновать приемных родителей, появилась проблема в ее поведении. Она стала непослушной и агрессивной. В результате приемные родители отказались от удочерения. Ребенка передали в приют.

Мысли и чувства участников:

Причины:

Последствия:

Другие варианты развития ситуации:

Оценка знаний кандидатов до и после курса

ФИО_____________________________________________

Дата____________________

Инструкция: Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы. Поставьте галочки в квадратах, соответствующих вашим ответам.

Да

Нет

Не знаю

Если ребенок в приюте, это значит, что у него плохая семья

Лучше брать на воспитание маленького ребенка

У детей из приюта задержка психического и физического развития

В приемных семьях все дети счастливы

Для приемного ребенка хорошо, если он общается с кровными родственниками

Приемные родители должны самостоятельно решать проблемы взаимоотношений с приемным ребенком

Приемные родители должны обсуждать с ребенком его прошлое

Благодарность к приемным родителям возникает не сразу

Если ребенок плохо себя ведет, значит ему не подходит приемная семья

Кровные родственники продолжают любить ребенка, когда он живет в приюте

У большинства детей бывают случаи воровства

Основной способ поддержания дисциплины – наказание

Приемный ребенок часто может вызывать негативные чувства

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 12.03.2020
Рубрики правового классификатора: 010.060.000 Права, свободы и обязанности человека и гражданина (см. также 200.060.000), 030.020.050 Опека и попечительство (см. также 040.060.030), 040.000.000 Семья, 040.060.000 Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, 040.060.030 Опека и попечительство над детьми (см. также 030.020.050), 040.060.040 Приемная семья, 040.080.000 Охрана семьи, материнства, отцовства и детства

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать