Основная информация

Дата опубликования: 23 апреля 2008г.
Номер документа: RU36000200800333
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Воронежская область
Принявший орган: Главное управление экономического развития Воронежской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 23 апреля 2008 №70-0/1

Об утверждении ведомственной целевой программы «Повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности Воронежской области на 2008-2010 годы»

Изменения:

Приказ Главного управления экономического развития Воронежской области от 30.07.2008 №113-О НГР ru36000200800335

В целях повышения конкурентоспособности экономики Воронежской области, увеличения объема инвестиций, направляемых в экономику и инфраструктуру области, приказываю:

1. Утвердить ведомственную целевую программу «Повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности Воронежской области на 2008-2010 годы» (приложение).

2. Признать утратившими силу:

- приказ главного управления экономического развития Воронежской области от 04.10.2007 № 140-О «Об утверждении ведомственной целевой программы «Повышение инвестиционной привлекательности Воронежской области на 2008-2010 годы»;

- приказ главного управления экономического развития Воронежской области от 21.04.2008 № 69-0 «О внесении изменений в приказ от 04.10.2007 № 140-О «Об утверждении ведомственной целевой программы «Повышение инвестиционной привлекательности Воронежской области на 2008-2010 годы».

3. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель главного управления А.И.Соболев

ПАСПОРТ

ведомственной целевой программы

Наименование субъекта бюджетного планирования - исполнительного органа государственной власти области

Главное управление экономического развития Воронежской области

Наименование программы

Ведомственная целевая программа «Повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности Воронежской области на 2008 -2010 годы (ДАЛЕЕ - «Программа»)

Дата, номер приказа субъекта бюджетного планирования - исполнительного органа государственной власти области о разработке программы

От 28.03.2008 №53-о/1

Дата, номер приказа субъекта бюджетного планирования - исполнительного органа государственной власти области об утверждении программы 8

От 23.04.2008 №70-0/1

Номер и дата учета программы в главном управлении экономического развития Воронежской области

№_____от «____»_______2008 года

Цели и задачи программы

Основной целью Программы является создание условий для ускоренного социально-экономического развития Воронежской области посредством повышения конкурентоспособности региональной экономики и инвестиционной привлекательности области.

Для достижения цели Программы предусматривается решение следующих задач:

- оценка перспектив развития Воронежской области и формирование комплекса мероприятий, направленных на реализацию ее конкурентных преимуществ;

- повышение инвестиционной активности в регионе частных инвесторов, развитие новых форм сотрудничества с использованием возможностей международных организаций, инвестиционных фондов и программ, стимулирующих приток иностранного капитала;

- повышение активности хозяйствующих субъектов на межрегиональных и зарубежных товарных рынках, увеличение внешнеторгового оборота Воронежской области и, прежде всего, экспорта производимых в Воронежской области товаров, работ и услуг;

- формирование привлекательного имиджа региона в России и на международном уровне, повышение рейтинга Воронежской области в общероссийских рейтингах.

Целевые индикаторы и показатели

- рост объема инвестиций в основной каптал, % к предыдущему году;

- рост стоимостного объема внешнеторгового оборота области, % к предыдущему году;

- повышение рейтинга Воронежской области по Индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП).;

Наименование программных мероприятий

1. Создание условий для реализации конкурентных преимуществ Воронежской области.

2. Реализация комплексной политики продвижения Воронежской области.

Сроки реализации программных мероприятий

2008-2010 годы

Объемы и источники финансирования программы

Потребность средств областного бюджета -

154911,0 тыс.рублей, в том числе:

2008 г. - 55100,0 тыс.руб.;

2009 г. - 42473, 0 тыс.руб.;

2009 г. - 42473, 0 тыс.руб;

2010 г. - 57338, 0 тыс.рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности

Реализация Программы позволит разработать научно-технические основы развития материальной базы обрабатывающих производств, в том числе машиностроения и металлообработки, промышленности строительных материалов в Воронежской области, обеспечения продовольственной безопасности региона, расширения сферы привлечения крупных инвестиций в регион, интеграции экономики области в мирохозяйственные связи.

В ходе реализации Программы планируется создание в Воронежской области четырех индустриальных парков (зон опережающего развития) и туристско-рекреационной зоны, что позволит:

-обеспечить привлечение внешних инвестиций, в том числе иностранных инвесторов для размещения новых производств;

-минимизировать расходы на инфраструктурную подготовку участков, сократить время развертывания инвестиционных проектов;

-обеспечить координацию в регионе инвестиционных проектов, сохранить и развить городскую среду, в которой размещаются новые производственные объекты.

В результате реализации Программы ожидается:

- увеличение объема инвестиций в основной капитал до 132 млрд руб в 2010 году, что в 2,3 раза превысит соответствующий показатель за 2007 год;

- увеличение объема внешнеторгового оборота в стоимостном выражении до 75 млрд.руб в 2010 году, что в 1,8 раза превысит соответствующий показатель за 2007 год;

- достижение Индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) в 2010 году - 0,768.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ

Важнейшими особенностями современного социально-экономического развития России являются фактическое достижение макроэкономической и финансовой стабилизации при одновременном резком нарастании ограничений по факторам экстенсивного роста экономики. К настоящему времени, по существу, оказались исчерпанными возможности экономического роста, основанного на повышении уровня использования действующих производственных мощностей в ключевых отраслях без значительных объемов капиталовложений.

В этих условиях на первый план выходит проблема обеспечения устойчивости экономического роста как по стране в целом, так и в территориальном аспекте. Решение данной проблемы лежит в плоскости выявления имеющихся в настоящий период конкурентных возможностей регионов, их целенаправленного расширения и эффективного использования в процессе текущей хозяйственной деятельности.

Одной их главных особенностей социально-экономического развития регионов России в современный период является все более возрастающая их зависимость от состояния народного хозяйства страны в целом, текущей макроэкономической ситуации, а также от глобальных процессов и тенденций в мировой экономике. При этом развитие процессов территориальной интеграции между различными странами и регионами сопровождается усилением конкуренции на глобальных, национальных и региональных товарных рынках.

Все больше стран и регионов включается в жесткую конкурентную борьбу за ограниченные природные и сырьевые ресурсы, высококвалифицированную рабочую силу, дешевые кредитные ресурсы, прямые и портфельные внешние инвестиции, передовые технологии и ноу-хау, информационные ресурсы. Вместе с тем в результате процессов интернационализации различных сторон общественной жизни и усиления интеграционных тенденций значительно ослабляются или полностью исчезают границы при территориальном перемещении мобильных факторов производства.

После того, как в российской экономике под влиянием эффекта девальвации рубля было преодолено падение производства ВВП и наметилась тенденция к его устойчивому росту, приоритетной задачей дальнейшего развития страны становится повышение конкурентоспособности всех видов хозяйственной деятельности: отдельных отраслей, секторов экономики, корпораций, малых и средних предприятий, причем как на внутреннем, так и на внешних рынках.

Возможности решения этой задачи отечественными исследователями оцениваются по-разному. Преобладающим мнением является признание того факта, что Россия обладает несомненными конкурентными преимуществами, к которым, в частности, относятся высокий уровень образования и квалифицированные трудовые ресурсы, исключительно богатый природно-ресурсный потенциал, огромная территория и емкий внутренний рынок, развитый научно-технический потенциал, а также достаточно диверсифицированная структура экономики.

В то же время пессимистический взгляд на развитие отечественной экономики заключается, в частности, в том, что Россия сегодня не имеет необходимых конкурентных преимуществ на мировом рынке продукции обрабатывающих отраслей. Главная причина заключается в неразвитости НИОКР, определяющих размещение и территориальную организацию производительных сил, производительность труда, качество и конкурентоспособность продукции. Для современных НИОКР нужны значительно более мощные корпорации с крупными масштабами производства, особенно продукции массового потребления.

Конкурентоспособность экономики в практике исследований рассматривается как на глобальном (международном), так и на национальном уровнях.

Глобальная конкурентоспособность на мировых рынках оценивается в ежегодных докладах всемирного экономического форума (ВЭФ) «The Global Competitiveness Report». В соответствии с методикой ВЭФ, по каждой стране рассчитывается сводный индекс конкурентоспособности, синтезирующий оценки по 161 индикатору, объединяемых в восемь промежуточных факторных индексов. При этом к числу основных комплексных факторов конкурентоспособности страны относятся: открытость в международной торговле; качество государственной политики; уровень развития инфраструктуры; эффективность финансовой системы; уровень технологического развития; мобильность рынков труда; уровень образования рабочей силы; качество общественных институтов.

Конкурентоспособность страны на национальном рынке, в свою очередь, отражает способность отечественной экономики производить и потреблять товары и услуги в условиях конкуренции со стороны аналогичных зарубежных товаров и услуг. Среди факторов, ее определяющих, применительно к России отечественные исследователи выделяют, в частности, общую неразвитость конкурентной рыночной среды, монополизм, относительно высокую роль теневой экономики, низкий уровень и неразвитость структуры платежеспособного спроса, сохраняющийся разрыв между мировыми и внутренними ценами на аналогичные товары и услуги, существенные отклонения в уровнях действующих таможенных тарифов от соответствующих тарифов стран-членов ВТО и т.д.

В составе народного хозяйства функционируют как отраслевые, так и региональные системы различного масштаба, а в экономической структуре общества выделяются отраслевая структура и территориальная структура, как наиболее сложное системное образование. В отличие от отраслевых систем, региональные системы всегда многоотраслевые, имеют более сложную систему воспроизводственных отношений, охватывающую все фазы воспроизводства от совокупного предмета труда до потребления результатов трудовой деятельности и выработки соответствующих мер по повышению конкурентоспособности региональной экономики.

Территориальная структура народного хозяйства формируется в процессе развития отраслей экономики и социальной сферы. Она представляет собой устойчивый способ пространственного взаимодействия и взаимосвязи элементов производительных сил, различных видов хозяйственной деятельности, человека как участника производства и потребителя его результатов.

Основу социально-экономического развития субъектов Российской Федерации составляют процессы формирования территориальных хозяйственных комплексов, характеризующихся определенной отраслевой и институциональной структурой. Конкуренция в развитии регионов является фактором, стимулирующим эффективное размещение и территориальную организацию производительных сил, совершенствование экономических структур региона, расширение ассортимента и повышение качества продукции, работ и услуг в соответствии с современными требованиями отечественных и мировых рынков.

Надежные конкурентные позиции становятся важнейшим условием социально-экономического развития субъектов РФ. Предпринимательская деятельность активизируется в тех регионах, где выше потенциал конкурентоспособности. Выявление, оценка и использование конкурентных возможностей - одна из важнейших задач федеральных и региональных органов управления.

Поэтому к числу главных приоритетов экономической политики государства относится разработка и реализация стратегии специализации регионов в системе межрегиональных и международных экономических связей на основе создания благоприятных условий для развития потенциально конкурентоспособных отраслей и производств.

По мнению большинства исследователей, конкурентоспособность региона определяется совокупностью многих, часто противоречивых предпосылок, условий и факторов, как объективного, так и субъективного характера: факторами производства, общими условиями хозяйствования, спросом на продукцию, производимую регионом, социальными, организационными, правовыми, политическими и многими другими факторами и условиями, включая макроэкономические и специфические отраслевые. Однако первичным и базисным для решения проблемы устойчивого социально-экономического развития регионов неизменно считается конкурентоспособность производимых товаров, работ и услуг.

Исходным пунктом в системе исследований региональной конкурентоспособности выступает конкурентный потенциал территории. Содержание этого понятия и состав его компонентов рассматриваются во взаимосвязи с содержанием экономического потенциала региона в целом.

Под экономическим потенциалом региона понимается выраженная в количественном и качественном измерениях совокупность локализованных на его территории природных, ресурсно-сырьевых, материально-технических, научно-технических, трудовых и информационных ресурсов, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот.

Не все элементы экономического потенциала территории реально влияют на конкурентоспособность региональной экономики. Определенная его часть в каждом регионе никак не задействована в экономической деятельности. Это -незанятое население в трудоспособном возрасте, неиспользуемые основные фонды, земельные, водные, лесные ресурсы, неразрабатываемые месторождения полезных ископаемых и т.д.

Таким образом, конкурентный потенциал региона можно определить как совокупность компонентов его экономического потенциала, реально используемых в процессе текущей хозяйственной деятельности. При этом перспективы эффективного и устойчивого развития региона непосредственно зависят от характера воздействия и сочетания различного рода внешних и внутренних (территориальных) факторов.

К числу важнейших внешних факторов территориального развития, в частности, относятся:

макроэкономические, включая текущие темпы инфляции, уровень и динамику валютного курса рубля, размер и стабильность тарифов на услуги естественных монополий, действующую ставку рефинансирования Центробанка;

состояние нормативно-правовой базы государственного регулирования территориального развития;

действующий механизм государственного регулирования, в том числе уровень совокупной налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов, величина

таможенных тарифов, характер и масштабы используемых экономических льгот (в том числе территориально-локализованных), общий уровень либерализации экономики, включая степень административного вмешательства в хозяйственную деятельность;

- сложившая система межбюджетных отношений в Российской Федерации;

- внешнеэкономические факторы, в том числе текущая конъюнктура на мировом и отечественном товарных рынках по продукции специализации региона, наличие в странах - импортерах целевых нетарифных ограничений по объемам и ценовым параметрам.

В то же время к числу основных территориальных факторов экономического развития, непосредственно влияющих на конкурентоспособность региона, относятся:

уровень накопленного экономического потенциала региона;

транспортно-географическое положение региона;

общий уровень совокупного спроса (емкость регионального рынка);

уровень развития высокотехнологичных отраслей, информационных и коммуникационных услуг;

степень развития в регионе производственной, социальной и рыночной инфраструктуры;

обеспеченность региона квалифицированными трудовыми ресурсами с учетом сравнительной стоимости рабочих мест;

обеспеченность важнейшими видами минерально-сырьевых, топливно- энергетических, лесных и водных ресурсов, сельскохозяйственных угодий;

уровень энергообеспеченности территории региона;

фактическая степень диверсификации структуры региональной экономики;

степень завершенности в регионе структурных и институциональных рыночных реформ;

действующий механизм регулирования экономического развития на субфедеральном уровне.

Повышение конкурентоспособности региона опирается на использование и развитие его конкурентных преимуществ, преодоление влияния негативных факторов, формирование благоприятного имиджа региона в России и международном сообществе.

Следует отметить, что оценка и определение приоритетов повышения региональной конкурентоспособности сталкиваются с методическими проблемами. Основную роль играют неупорядоченность, а отсюда недостаточная объективность и обоснованность исходных представлений о механизмах, способствующих достижению высокого уровня региональной конкурентоспособности.

Сложность структуры межрегиональных отношений приводит к тому, что для понимания механизмов конкурентоспособности традиционная методика экономического анализа оказывается недостаточной. Инструментарий региональной статистики не в полной мере соответствует задачам оценки достигнутого уровня и выработке стратегии развития региона, в том числе на основе повышения его конкурентоспособности. Динамичность регионального развития выдвигает строгие требования к научной обоснованности решений.

В рамках Программы развития ООН используется методология расчета Индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), который принято считать обобщающим показателем оценки качества жизни. ИРЧП рассчитывается на основании трех индикаторов: ожидаемая продолжительность жизни; образовательный потенциал населения и объем валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения (для региональных расчетов объем валового регионального продукта - ВРП).

В таблице 1 приведены сравнительные данные оценок по рассмотренным методикам для областей ЦЧР.

Таблица 1. Положение областей ЦЧР по различным рейтингам

Рейтинг ИРЧП, 2007 г.

Рейтинг инвестиционной привлекательности РА «Эксперт», 2007 г.

ИРЧП

(ранг среди регионов РФ)

по сравне-нию с 2006 г.

Инвести-ционный риск (ранг)

по сравне-нию с 2006 г.

Инвести-ционный потен-циал

по сравне-нию с 2006 г.

Белгородская область

9

+1

5

-3

21

-1

Воронежская область

37

-10

68

-28

29

-1

Курская область

23

+9

40

+2

36

0

Липецкая область

6

-1

2

+3

45

-5

Тамбовская область

40

-4

32

+1

59

За прошедший год положение Воронежской области по уровню инвестиционного риска ухудшилось на 28 рейтинговых пунктов, основной процент в столь низкое его значение вносит уровень экономического риска (83 место среди 88 субъектов Федерации). По рейтингу ИРЧП Воронежская область отодвинулась с 27-го на 37-е место.

Несколько выше оценивается ранг Воронежской области по некоторым специальным методикам. Так, по уровню проникновения сети Интернет область опережает все сопредельные области, занимая 20-е место в РФ. По рейтингу готовности к электронному правительству область занимает 24 место среди российских регионов, опережая другие области ЦЧР.

Уровень приведенных оценок свидетельствует о действительной необходимости поиска решений, призванных повысить конкурентоспособность области. При всех различиях рейтинговые оценки могут служить основанием для заключений о принадлежащем области месте среди регионов Российской Федерации. Совокупность оценок позволяет утверждать, что уровень конкурентоспособности не соответствует имеющемуся потенциалу.

Для повышения конкурентоспособности Воронежской области необходимо в приоритетном порядке:

создать условия для развития и реализации конкурентных преимуществ и повышения инвестиционной привлекательности региона;

обеспечить создание новых производств за счет притока в регион внешних инвестиций, что потребует формирования сети технологических и индустриальных парков, экономических (промышленных) зон опережающего развития и бизнес-инкубаторов;

- разработать систему позиционирования и продвижения Воронежской области для заинтересованных групп населения в области и за ее пределами.

Настоящая Программа является важным этапом реализации стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цели программы:

Создание условий для ускоренного социально-экономического развития Воронежской области посредством повышения конкурентоспособности региональной экономики и инвестиционной привлекательности области.

Задачи программы:

1. Оценка перспектив развития Воронежской области и формирование комплекса мероприятий, направленных на реализацию ее конкурентных преимуществ.

Повышение инвестиционной активности в регионе частных инвесторов, развитие новых форм сотрудничества с использованием возможностей международных организаций, инвестиционных фондов и программ, стимулирующих приток иностранного капитала.

Повышение активности хозяйствующих субъектов на межрегиональных и зарубежных товарных рынках, увеличение внешнеторгового оборота Воронежской области и, прежде всего, экспорта производимых в Воронежской области товаров, работ и услуг.

4. Формирование привлекательного имиджа региона в России и на международном уровне, повышение рейтинга Воронежской области в общероссийских рейтингах.

3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В результате реализации программных мероприятий предполагается разработать научно-технические основы развития материальной базы обрабатывающих производств, в том числе машиностроения и металлообработки, промышленности строительных материалов в Воронежской области, обеспечения продовольственной безопасности региона, расширения сферы привлечения крупных инвестиций в регион, интеграции экономики области в мирохозяйственные связи.

Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

- создать в Воронежской области индустриальные парки (зоны опережающего развития) и туристско-рекреационной зону;

обеспечить привлечение внешних инвестиций, в том числе иностранных инвесторов для размещения новых производств;

минимизировать расходы на инфраструктурную подготовку участков, сократить время развертывания инвестиционных проектов;

обеспечить координацию в регионе инвестиционных проектов, сохранить и развить городскую среду, в которой размещаются новые производственные объекты;

создать и предложить привлекательный образ Воронежской области, как в России, так и за рубежом.

Запланировано достижение следующих значений целевых показателей:

1. Ежегодный рост объема инвестиций в основной капитал, в том числе: -в 2008 году- 128,6%;

-в 2009 году-130,5%; -в 2010 году-135,2%.

2. Ежегодный рост внешнеторгового оборота области (в стоимостном выражении), в том числе:

-в 2008 году- 118,8%; -в 2009 году- 120,3%; -в 2010 году-125,5%.

Повышение Индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) Воронежской области, в том числе:

- в 2008 году: 0,756;

- в 2009 году: 0,760;

- в 2010 году: 0,768.

В рамках Программы разработана система мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности Воронежской области, которые сгруппированы по двум основным направлениям:

- создание условий для реализации конкурентных преимуществ Воронежской области;

- реализация комплексной политики продвижения Воронежской области.

4.1. Создание условий для реализации конкурентных преимуществ Воронежской области

Целью мероприятия является выявление, оценка и использование конкурентных возможностей и преимуществ Воронежской области путем проведения соответствующих научно-исследовательских работ, а также реализация комплекса мер по обеспечению долгосрочного роста конкурентоспособности экономики области.

В таблице 2 приведен перечень НИОКР, выполняемых в рамках Программы, финансирование которых будет осуществляться за счет средств областного бюджета в 2008-2010 годах.

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ

НИОКР, финансирование которых осуществляется за счет средств областного

бюджета в 2008 - 2010 годах



Наименование работ, программ и проектов

Сумма, тыс.

руб.

п/п

2008 г.

2009 г.

2010 г.

1.

Разработка инвестиционной концепции и технико-экономического обоснования формирования индустриального парка (зоны опережающего развития) при Нововоронежской АЭС-2

7500,0

2.

Разработка заявки на формирование ОЭЗ федерального уровня «Нововоронежская»

5000,0

3.

Разработка инвестиционной концепции и технико-экономического обоснования формирования индустриального парка (зоны опережающего развития) «Масловская»

10000,0

4

Разработка заявки на предоставление государственной поддержки создания индустриального парка (зоны опережающего развития) «Масловская» за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации

10000,0

5.

Разработка инвестиционной концепции и технико-экономического обоснования формирования индустриального парка (зоны опережающего развития) стройиндустрии «Семилукско-Хохольская»

3500,0

6.

Разработка инвестиционной концепции и технико-экономического обоснования формирования индустриального парка (зоны опережающего развития) пищевой и перерабатывающей промышленности «Бобровская»

3000,0

7.

Составление реестра и геолого-экономическая оценка перспективных неэксплуатируемых месторождений и площадей полезных ископаемых на территории Воронежской области

2000,0

8.

Экспресс-прогноз динамики урожайности зерновых культур по Воронежской области на 2009 год

100,0

9.

Разработка концепции и комплексной схемы территориального планирования развития животноводства в Воронежской области

2000,0

10.

Разработка методики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Воронежской области

200,0

11.

Разработка областной целевой программы «Совершенствование административно-территориального деления Воронежской области»

1000,0

12.

Разработка технико-экономических обоснований создания промышленных парков и бизнес-инкубаторов в муниципальных образованиях области

1000,0

1000,0

3618,0

13.

Разработка экономико-математической модели планирования государственных и муниципальных капитальных вложений

1000,0

14.

Разработка стратегии развития туристско-рекреационного комплекса Воронежской области

500,0

15.

Разработка технико-экономического обоснования создания туристско-рекреационной зоны в Воронежской области

10000,0

16.

Разработка областной стратегии (меморандума) привлечения инвестиций

500,0

17.

Разработка макета муниципальных программ повышения инвестиционной привлекательности муниципальных образований области

1000,0

18.

Разработка программы экономического и социального развития Воронежской области на 2012-2017 годы

10000,0

19.

Проведение исследований по проблемам снижения административных барьеров на пути развития субъектов малого и среднего бизнеса

300

523

1000

20.

Разработка рекомендаций по повышению эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Воронежской области

5000

Итого:

32600,0

17523,0

29618,0

Общий объем финансовых средств из областного бюджета на реализацию мероприятий раздела 4.1 Программы на 2008-2010 годы составит: 79,241 млн. рублей, в т.ч. в 2008 г. - 32,100 млн. руб., в 2009 г. - 17,523 млн. руб., в 2010 г. -29,618 млн. руб.

Срок реализации мероприятий - 2008-2010 годы.

4.2. Реализация комплексной политики продвижения Воронежской области

Целью мероприятия является повышение инвестиционной активности в регионе частных инвесторов, продвижение продукции хозяйствующих субъектов области на межрегиональных и зарубежных товарных рынках, формирование привлекательного образа региона в России и на международном уровне, привлечение внимания к Воронежской области путем проведения презентаций инвестиционного и промышленного потенциала области, участия в масштабных выставочно-ярмарочных мероприятиях, международных конференциях и форумах.

В таблице 3 приведен перечень выставочно-ярмарочных мероприятий, проводимых в рамках Программы, финансирование которых будет частично осуществляться за счет средств областного бюджета в 2008-2010 годах.

Таблица 3.

ПЕРЕЧЕНЬ

выставочно-ярмарочных мероприятий, проводимых в Российской Федерации

и зарубежных странах в 2008-2010 годах, на которых планируется организовать

областные экспозиции с участием исполнительных органов государственной

власти Воронежской области, частично финансируемых

за счет средств областного бюджета

№ п/п

Дата и место проведения

Название и тематика мероприятия

Объем финансирования (тыс. руб.)

2008 г.

2009 г.

2010 г.

1.

31 мая-3 июня 2007 г. (г. Сочи)

Международная выставка «Транспорт России - 2007», автомобилестроение, транспортные услуги (доп. соглашение от 31.12.2007)

478,79

2.

18-27 января (г. Берлин, Германия)

Международная выставка «Зеленая неделя», сельскохозяйственная

2878,99

3000,0

3000,0

3.

11-14 марта (г. Канны, Франция)

Международная выставка-ярмарка инвестиционных проектов в сфере коммерческой недвижимости «МИПИМ», инвестиционная

2242,49

2500,0

2500,0

4.

24-26 марта (г.Москва)

Всероссийский форум- выставка «Госзаказ»

599,73

(пункт 4 в ред.приказа Главного управления экономического развития Воронежской области от )

5.

4-6 апреля 2008 г. (г. Воронеж)

IVмежрегиональная специализированная выставка «Отдых. Туризм. Спорт», туриндустрия

95,00

6.

18-19 апреля 2008 г. (г. Воронеж)

IVмежрегиональная специализированная выставка «Образование. Карьера», в сфере образования

95,00

7.

Апрель (Уругвай, Аргентина, Бразилия)

Дни экономики и культуры Воронежской области в Уругвае, Аргентине, Бразилии с привлечением к участию в мероприятиях соотечественников и их организаций

4000,0

8.

Апрель (Япония)

Презентация инвестиционного и промышленного потенциала Воронежской области в Японии

5000,0

9.

Май (г. Луганск, Украина)

Международная выставка-ярмарка «Восточные ворота Украины»

1000,0

1000,0

10.

6-8 июня (г. Санкт-Петербург)

Петербургский международный экономический форум

198,07

600,0

720,0

(пункт 10 в ред.приказа Главного управления экономического развития Воронежской области от )

11.

26-28 июня (г. Воронеж)

Воронежский инвестиционный форум

2950,0

8000,0

12.

18-20 сентября (г. Москва)

Всероссийский форум «Здоровье нации - основа процветания России», выставка «Регионы России -социальные проекты и инициативы»

1000,00

13.

18-21 сентября (г. Сочи)

Международный инвестиционный форум «Сочи»

4311,93

2000,0

3500,0

пункт 13 в ред.приказа Главного управления экономического развития Воронежской области от

14.

10-14 октября (г. Москва)

Российская агропромышленная выставка «Золотая осень», сельскохозяйственная

2000,00

1500,0

2000,0

пункт 14 в ред.приказа Главного управления экономического развития Воронежской области от

15.

Октябрь (г. Москва)

Презентация Воронежской области в Пресс-центре МИД России

1900,0

16.

25 ноября-2 декабря 2008 г. (г. Дели, г. Калькутта, Индия)

Российская национальная выставка в Индии, многоотраслевая. Дни Воронежской области в рамках Года России в Индии, презентация инвестиционного и промышленного потенциала в городах Дели и Калькутта Республики Индии

7600,00

17.

Ноябрь (г. Париж, Франция)

Презентация инвестиционного и промышленного потенциала Воронежской области во Франции

4000,0

18.

5-9 декабря 2008 г. (г. Москва)

Выставка-ярмарка народных художественных промыслов России «Ладья - 2008», специализированная

500,00

19.

Декабрь (г. Москва)

Выставка предприятий ЦФО, многоотраслевая

2000,00

1500,0

2000,0

Итого:

23000,0

24950,0

27720,0

Общий объем финансовых средств из областного бюджета на реализацию мероприятий раздела 4.2 Программы на 2008-2010 годы составит: 75,670 млн. рублей, в т.ч. в 2008 г. - 23,000 млн. руб., в 2009 г. - 24,950 млн. руб., в 2010 г. -27,720 млн. руб.

Срок реализации мероприятий - 2008-2010 годы.

5. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Основой оценки эффективности Программы являются следующие принципы, применяемые независимо от их технических, технологических, финансовых, отраслевых или территориальных особенностей:

- рассмотрение программы на протяжении всего цикла (расчетного
периода) - от разработки до выполнения;

- учет фактора времени. Должны учитываться различные аспекты фактора
времени, в том числе динамичность (изменение во времени) параметров
программы и его экономического окружения; разрывы во времени (лаги) между
производством продукции, оказанием услуг или поступлением ресурсов и их
оплатой; неравноценность разновременных затрат и/или результатов
(предпочтительность более ранних результатов и более поздних затрат);

учет только предстоящих затрат и поступлений. При расчетах показателей
эффективности должны учитываться только предстоящие в ходе ее реализации
затраты и поступления;

сопоставление ситуаций не «до программы» и «после программы», а «без
программы» и «с программой»;

- учет всех наиболее существенных последствий программы. Должны
учитываться все последствия, как непосредственно экономические, так и
внеэкономические (внешние эффекты, общественные блага). В тех случаях, когда
их влияние на эффективность допускает количественную оценку, ее следует
произвести. В других случаях учет этого влияния должен осуществляться
экспертно;

учет наличия разных участников программы, несовпадения их интересов и
различных оценок стоимости капитала, выражающихся в индивидуальных
значениях нормы дисконта;

многоэтапность оценки. На различных этапах разработки и осуществления
программы эффективность определяется заново, с различной глубиной
проработки;

- учет влияния на эффективность потребности в текущих затратах,
необходимых для функционирования создаваемых в ходе реализации программы
социальных и экономических институтов;

- учет влияния инфляции;

- учет (в количественной форме) влияния неопределенностей и рисков,
сопровождающих реализацию программы.

Бюджетная эффективность программы носит синергетический характер, т.к. программные мероприятия напрямую не влияют на изменения финансовых поступлений (денежных оттоков и притоков) в бюджеты всех уровней.

Основываясь на вышеперечисленных принципах, прогнозные показатели бюджетной эффективности будут выглядеть следующим образом:

1. По показателю увеличения объема привлеченных инвестиций на 1 руб. средств областного бюджета за весь период реализации программы - 476,40 руб.,

в том числе:

-в 2008 году-301,27 руб.;

-в 2009 году-536,81 руб.;

-в 2010 году-599,95 руб.

2. По показателю увеличения стоимостного объема внешнеторгового
оборота на 1 руб. средств областного бюджета за весь период реализации
программы - 214,96 руб., в том числе:

-в 2008 году- 143,38 руб.;

- в 2009 году - 237,80 руб.;

-в2010 году-266,84руб.

3. Учитывая значительные вливания в основной, прежде всего,

производственный капитал экономики области, прогнозируется следующее увеличение размера налоговых поступлений в областной бюджет на 1 руб. затраченных на программу бюджетных средств за весь срок её реализации - 43,22 руб., в том числе:

- в 2008 году - 28,30 руб.;

- в 2009 году-47,08 руб.;

-в 2010 году-51,63 руб.

6. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

6.1. Эффективность расходования бюджетных средств.

Показатель увеличения объема привлеченных инвестиций на 1 руб. средств областного бюджета, направленных на реализацию Программы, рассчитывается по следующей формуле:

Soi/ob - показатель увеличения объема привлеченных инвестиций на 1 руб.
средств областного бюджета, направленных на реализацию Программы, в
отчетном периоде, руб.;

О1О - объем привлеченных инвестиций в отчетном периоде, руб.;

О1ь - объем привлеченных инвестиций в базовом периоде, руб.;

- ОВр - объем средств областного бюджета, направленных на реализацию
Программы в отчетном периоде, руб.

При расчете значений показателя за весь срок реализации Программы за отчетный период принимается год окончания реализации Программы, за базовый период - год, предшествующий году начала реализации программы (2007 год).

При расчете значений показателя за год реализации Программы за базовый период принимается предшествующий год.

Показатель увеличения стоимостного объема внешнеторгового оборота на 1 руб. средств областного бюджета, направленных на реализацию Программы, рассчитывается по следующей формуле:

Sov/ob = (OVO - OVb) / ОВр, где:

Sov/ob - показатель увеличения стоимостного объема внешнеторгового
оборота области в расчете на 1 руб. средств областного бюджета, направленных
на реализацию Программы, в отчетном периоде, руб.;

OVO - объем внешнеторгового оборота области в отчетном периоде, руб.;

OVb - объем внешнеторгового оборота области в базовом периоде, руб.;

ОВр - объем средств областного бюджета, направленных на реализацию
Программы в отчетном периоде, руб.

При расчете значений показателя за весь срок реализации Программы за отчетный период принимается год окончания реализации Программы, за базовый период - год, предшествующий году начала реализации программы (2007 год).

При расчете значений показателя за год реализации Программы за базовый период принимается предшествующий год.

6.2. Показатели эффективности реализации Программы.

6.2.1. Рост объема инвестиций в основной капитал:

В результате реализации мероприятий Программы будут созданы условия для дальнейшего увеличения объема инвестиций в основной капитал, который в целом по области в 2010 году должен составить 132 млрд. руб., что в 2,3 раза превышает соответствующий показатель в 2007 году.

Указанный рост объема инвестиций в основной капитал рассчитывается по формуле:

AQoi= OIO/ OIb х 100 %, где:

AQoi - рост объема инвестиций в основной капитал в отчетном периоде, %;

О1О - объем инвестиций в основной капитал в отчетном периоде, руб.;

О1ь - объем инвестиций в основной капитал в базовом периоде, руб.

При расчете значений показателя за весь срок реализации Программы за отчетный период принимается год окончания реализации Программы, за базовый период - год, предшествующий году начала реализации Программы (2007 год).

При расчете значений показателя за год реализации Программы за базовый период принимается предшествующий год.

6.2.2. Рост объема внешнеторгового оборота области:

В результате реализации мероприятий Программы будут созданы условия для дальнейшего увеличения объема внешнеторгового оборота области, который в целом по области в 2010 году должен составить в стоимостном выражении не менее 75 млрд. руб., что в 1,8 раза превышает соответствующий показатель в 2007 году.

Указанный рост стоимостного объема внешнеторгового оборота области рассчитывается по формуле:

AQOv= OVO / OVb x 100%, где:

AQov - рост стоимостного объема внешнеторгового оборота области в
отчетном периоде, %;

OVO - объем внешнеторгового оборота области в отчетном периоде, руб.;

- OVb - объем внешнеторгового оборота области в базовом периоде, руб.
При расчете значений показателя за весь срок реализации Программы за

отчетный период принимается год окончания реализации Программы, за базовый период - год, предшествующий году начала реализации Программы (2007 год).

При расчете значений показателя за год реализации Программы за базовый период принимается предшествующий год.

6.2.3. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).

Общий уровень благосостояния населения в регионе может быть отражен фактической степенью развития в нем человеческого потенциала, что, с одной стороны, выступает одним из приоритетов социально-ориентированной рыночной экономики, а, с другой стороны, является необходимым условием дальнейших структурных преобразований исходя из преимущественного развития высокотехнологичных отраслей и поддержания на этой основе устойчивости экономического роста. В качестве определяющего оценочного индикатора и интегральной характеристики достигнутого в регионе уровня жизни используется Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который рассчитывается по 3-м показателям, отражающим наиболее важные аспекты уровня жизни:

ожидаемая продолжительность жизни при рождении (Ii),

достигнутый уровень образования (12),

реальный объем ВРП в расчете на душу населения на основе паритета
покупательной способности (1111С), в руб. (13).

Расчет индекса каждого показателя (за исключением индекса реального объема ВРП) рассчитывается по следующей формуле:

Ч ~~ v^i " Ximin/ / VXjmax - XjmjnJ? ГДС.

хь ximin, ximax - фактическое, минимальное и максимальное значение /-го показателя.

Индекс ожидаемой продолжительности жизни при рождении рассчитывается по следующей формуле:

II = (Х1 " xlmin) / (xlmax " ximin)

Индекс достигнутого уровня образования рассчитывается по следующей формуле:

12 = 12\ х 2/3 + i22 х 1/3, где: i21 - индекс грамотности взрослого населения (в возрасте 15 лет и старше);

i22 - индекс коэффициента поступивших в начальные, средние и высшие учебные заведения (рассчитывается для лиц моложе 24 лет).

Индекс реального объема ВРП в расчете на душу населения рассчитывается по следующей формуле:

I3 = (log х3 - log x3min) / (log x3max - log x3min).

Предельные значения исходных показателей приведены в таблице 4.

Таблица 4. Предельные значения исходных показателей ИРЧП

Показатель

Максимальное значение

Минимальное значение

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

85

25

Уровень грамотности взрослого населения, в %

100

0

Коэффициент поступивших в начальные, средние и высшие учебные заведения, в %

100

0

Реальный ВРП на душу населения, в руб. по ППС

40 000

100

7. ОБОСНОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В НЕОБХОДИМЫХ РЕСУРСАХ

Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять в пределах средств областного бюджета, предусмотренных законом Воронежской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Общий объем средств областного бюджета на реализацию Программы за 2008-2010 годы составит 154,911 млн. рублей (таблица 5).

Объемы средств областного бюджета, направляемые на реализацию мероприятий Программы, уточняются ежегодно в соответствии с законом Воронежской области об областном бюджете на очередной финансовый год по приложению «Ведомственная структура расходов областного бюджета» для главного управления экономического развития Воронежской области.

Таблица 5. Ресурсное обеспечение Программы

млн. nv6.



Наименование мероприятия

Всего

В том

числе по

годам

п/п

2008 г.

2009 г.

2010 г.

1.

Создание условий для реализации конкурентных преимуществ Воронежской области

79,241

32,100

17,523

29,618

2.

Реализация комплексной политики продвижения Воронежской области

75,670

23,000

24,950

27,720

Итого:

154,911

55,100

42,473

57,338

8. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ

Программа реализуется в рамках действующего законодательства Российской Федерации и Воронежской области. Цели, задачи и основные мероприятия Программы определены в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Российской Федерации и Воронежской области на ближайший период и среднесрочную перспективу.

Комплексное управление реализацией Программы осуществляет главное управление экономического развития Воронежской области, которое является субъектом бюджетного планирования и главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы.

Руководителем Программы является руководитель главного управления экономического развития области. Руководитель Программы несет персональную ответственность за ход ее реализации, конечные результаты, целевое иэффективное использование выделенных на реализацию ведомственной программы финансовых средств.

Главное управление экономического развития Воронежской области:

- определяет наиболее эффективные формы реализации Программы;

контролирует проведение конкурсов по отбору исполнителей программных мероприятий;

представляет в установленном порядке бюджетные заявки на
финансирование мероприятий на очередной финансовый год из областного
бюджета;

проводит согласование объектов финансирования на очередной
финансовый год и на весь период реализации Программы;

- обеспечивает контроль за реализацией Программы, в том числе за целевым
и эффективным использованием средств областного бюджета, контроль за
сроками выполнения Программы;

осуществляет сбор и систематизацию статистической и аналитической
информации о ходе выполнения программных мероприятий;

проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий,
подготавливает и в установленном порядке представляет отчеты о реализации
Программы, эффективности использования бюджетных средств.

При необходимости могут проводиться комплексные проверки с привлечением главного финансового управления области.

Субъект бюджетного планирования представляет в главное финансовое управление Воронежской области отчеты о выполнении Программы в составе докладов о результатах и об основных направлениях деятельности.

Подготовка и предоставление ежегодных докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования осуществляется главным управлением экономического развития в соответствии с Положением о докладах субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях своей деятельности, утвержденным постановлением администрации области от 07.07.2005 № 581. Корректировка мероприятий

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: не опубликован от 04.09.2008
Рубрики правового классификатора: 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать