Основная информация

Дата опубликования: 23 ноября 2018г.
Номер документа: RU37000201801171
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ДЕПАРТАМЕНТ

ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 23.11.2018 № 26-НПА

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ ПРОВЕРОЧНЫХ ЛИСТОВ (СПИСКОВ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ)

(в редакции приказа Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области от 15.04.2021 № 5-НПА)

В соответствии с частью 11.3 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2017 № 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)», приказываю:

1. Утвердить:

Форму проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемую при осуществлении регионального государственного экологического надзора, согласно приложению 1.

Форму проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемую при осуществлении государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, согласно приложению 2.

Форму проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемую при осуществлении государственного надзора в области обращения с отходами, согласно приложению 3.

Форму проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемую при осуществлении государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, согласно приложению 4.

Форму проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемую при осуществлении государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, согласно приложению 5.

              2. Консультанту – юристу административно – финансового отдела Департамента природных ресурсов и экологии Быкадоровой О.В. обеспечить официальное опубликование настоящего приказа в порядке, установленном Законом Ивановской области от 23.11.1994 № 27-ОЗ «О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации», и направление его на правовую экспертизу в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

И.о. Начальника Департамента

О.И. Кравченко

Приложение 1 к

приказу

Департамента природных ресурсов и

экологии Ивановской области

от 23.11.2018 № 26-НПА

(в редакции приказа Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области от 15.04.2021 № 5-НПА)

Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемая при осуществлении регионального государственного экологического надзора

Настоящая Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов) (далее - проверочный лист) применяется в ходе плановых проверок, проводимых в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, при осуществлении регионального государственного экологического надзора.

Предмет плановой проверки ограничивается обязательными требованиями, изложенными в форме проверочного листа.

1. Наименование органа государственного контроля (надзора): Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области.

2. Проверочный лист утвержден приказом Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области от _______№_____«Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)».

3. Наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя:

4.  Место проведения плановой проверки с заполнением проверочного листа и   (или)   указание  на  используемые  юридическим  лицом,  индивидуальным предпринимателем производственные объекты:

5.   Реквизиты   приказа  Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области  о проведении проверки:

6.  Учетный номер проверки и дата присвоения учетного номера проверки в едином реестре проверок:

              7.  Должность,  фамилия  и  инициалы должностного лица Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области, проводящего плановую проверку и заполняющего проверочный лист:

              8. Перечень вопросов, отражающих содержание обязательных требований, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки:



Вопросы, отражающие содержание обязательных требований

Реквизиты нормативных правовых актов, с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования

Ответы на вопросы *

Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду

1.

Внесена ли плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, обязанными вносить плату (далее - лица, обязанные вносить плату) и в какие сроки?

пункты 2, 3 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

2.

Представлена ли в Росприроднадзор декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату?

пункты 2, 5 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

3.

Соответствуют ли мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду, затраты по которым зачтены в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду, планам снижения выбросов и сбросов?

пункт 11 статьи 16.3, пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

часть 4 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2015 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Проведение государственной экологической экспертизы

4.

Осуществляется ли хозяйственная и иная деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы в случае реализации объекта государственной экологической экспертизы?

абзац пятый статьи 27 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»

Осуществление отдельных видов хозяйственной и иной деятельности

5.

Выполнены ли в полном объеме предусмотренные проектной документацией мероприятия по охране окружающей среды при вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства?

пункт 1 статьи 38 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

6.

Соблюдается ли запрет на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, не оснащенных техническими средствами и технологиями, направленными на комплексное предотвращение и (или) минимизацию негативного воздействия на окружающую среду, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, в том числе автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ?

пункт 2 статьи 38 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

7.

Проводятся ли при выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель?

пункт 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

8.

Проводятся ли мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, а такжеосуществляется ли нормирование в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности в сфере сельского хозяйства должны?

статья 42 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

9.

Сообщают ли лица своевременно полную и достоверную информацию:

- о состоянии окружающей среды;

пункт 2 части 4 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

- об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы;

статья 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

- о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды;

- информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности?

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

10.

Обеспечена ли юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем постановка объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I, II, III и IV категорий на государственный учет?

пункт 1 статьи 4.1, пункт 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

11.

Подало ли юридическое лицо, индивидуальный предприниматель заявку о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов?

пункт 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

12.

Обеспечено ли юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предоставление полной и достоверной информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду?

пункт 1 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

статья 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

13.

Представлена ли юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем с целью актуализации сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, следующая информация (далее - информация об изменениях):

- о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

- об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

- об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;

- об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления?

пункт 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

14.

Представлена ли юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем информация об изменениях в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений?

пункт 7 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

15.

Представлены ли юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведения о прекращении деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, с целью снятия с государственного учета такого объекта?

пункт 11 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Подготовка в области охраны окружающей среды и экологической безопасности

16.

Имеют ли подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности:

- руководители организаций;

пункт 1 статьи 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

- специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду?

статья 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Возмещение вреда, причиненного окружающей среде

17.

Возмещен ли в полном объеме (при наличии) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем вред окружающей среде, причиненный ими в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды?

пункт 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

              * Указывается: «да», «нет», либо «н/р» - требование на юридическое лицо/индивидуального предпринимателя не распространяется.

Приложение 2 к

приказу

Департамента природных ресурсов и

экологии Ивановской области

от 23.11.2018 № 26-НПА

(в редакции приказа Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области от 15.04.2021 № 5-НПА)

Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов),

применяемая при осуществлении государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр

Настоящая Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов) (далее - проверочный лист) применяется в ходе плановых проверок, проводимых в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, за исключением объектов, отнесенных к I категории в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», подлежащих региональному государственному экологическому надзору, при осуществлении государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

Предмет плановой проверки ограничивается обязательными требованиями, изложенными в форме проверочного листа.

1. Наименование органа государственного контроля (надзора): Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области.

2. Проверочный лист утвержден приказом Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области от _______№_____«Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)».

3. Наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя:

4.  Место проведения плановой проверки с заполнением проверочного листаи   (или)   указание  на  используемые  юридическим  лицом,  индивидуальнымпредпринимателем производственные объекты:

5.   Реквизиты   приказа  Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области  о проведениипроверки:

6.  Учетный номер проверки и дата присвоения учетного номера проверки ведином реестре проверок:

              7.  Должность,  фамилия  и  инициалы должностного лица Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области, проводящего плановую проверку и заполняющего проверочный лист:

              8. Перечень вопросов, отражающих содержание обязательных требований, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки:



Вопросы, отражающие содержание обязательных требований

Реквизиты нормативных правовых актов, с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования

Ответы на вопросы *

1.

Получены ли пользователем недр, осуществляющим добычу полезных ископаемых, горноотводный акт и графические приложения, удостоверяющие уточненные границы горного отвода?

статья 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»;

Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1465 “Об утверждении Правил подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода” пункты 2,8

2.

Приобщены ли горноотводный акт и графические приложения, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, в качестве неотъемлемой части лицензии?

часть 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»

3.

В случае, если проверяемым юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем осуществляется деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, предоставленного другому лицу, имеется ли согласие пользователя недр, которому предоставлен такой горный отвод?

часть 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»

4.

Есть ли у лица разрешение (лицензия) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами?

часть 5 статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»

5.

Осуществляется ли пользователями недр добыча попутных полезных ископаемых (за исключением попутных вод, углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), не указанных в лицензиях, только после получения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, и внесения соответствующих изменений в лицензию?

часть 8 статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»

6.

Соблюдено ли требование о недопущении прироста запасов полезных ископаемых при удостоверении уточненных границ горного отвода, выходящих за границы участка недр, установленные при выдаче лицензии на пользование недрами?

пункт 11Правил подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода”, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020№1465;

Положение об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 № 429

7.

Переоформлены ли горноотводный акт и графические приложения при внесении изменений в уточненные границы горного отвода?

пункты 2, 17Правил подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода”, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1465;

8.

Осуществляется ли пользователем недр в границах предоставленных ему горных отводов и (или) геологических отводов добыча подземных вод на основании утвержденного технического проекта?

часть 2 статьи 19.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»

9.

Осуществляется ли пользователем недр в границах предоставленных ему горных отводов и (или) геологических отводов добыча подземных вод для собственных производственных и технологических нужд?

часть 2 статьи 19.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»

10.

Осуществляется ли пользователем недр в границах предоставленных ему горных отводов и (или) геологических отводов добыча подземных вод в установленном порядке?

часть 2 статьи 19.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»

11.

Обеспечено ли пользователем недр выполнение условий, установленных лицензией на пользование недрами?

статья 12, пункт 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»

12.

Проводятся ли работы по геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет государственных средств и средств пользователей недр, в соответствии с утвержденной проектной документацией?

часть 4 статьи 36.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»

13.

Обеспечена ли пользователем недр полнота геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр?

пункт 2 части 1 статьи 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»;

Пункт 5 Правил разработки месторождений подземных вод, утвержденных приказом МПР РФ от 30.07.2020 № 530

14.

Проводится ли пользователем недр опережающее геологическое изучение недр, обеспечивающее достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых?

пункт 3 части 1 статьи 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»

15.

Обеспечивается ли пользователем недр проведение государственного учета запасов полезных ископаемых?

пункт 4 части 1 статьи 23, статья 28 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»;

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.10.2020 г. N 865 “Об утверждении Порядка государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, государственного реестра участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование участками недр”

16.

Обеспечивается ли пользователем недр проведение государственного учета участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых?

пункт 4 части 1 статьи 23, статья 28 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»;

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.10.2020 г. N 865 “Об утверждении Порядка государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, государственного реестра участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование участками недр”

17.

Обеспечено ли пользователем недр проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых?

пункт 4 части 1 статьи 23, статья 29 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»

18.

Имеются ли утвержденные технические проекты и иная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами?

статья 23.2 закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»;

19.

Обеспечено ли пользователем недр соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ?

пункт 2 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»;

20.

Обеспечено ли пользователем недр недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых?

пункт 2 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»

21.

Обеспечено ли пользователем недр соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр?

пункт 7 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»

22.

Утверждались ли недропользователем нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации

абзац четвертый пункта 3 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 921;

Постановление Правительства Ивановской области от 18 июля 2012 года № 261-п «О Порядке согласования нормативов потерь общераспространенных полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, на территории Ивановской области»

23.

Утверждались ли недропользователем нормативы потерь подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации.

абзац второй пункта 3 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 921;

Постановление Правительства Ивановской области от 18 июля 2012 года № 261-п «О Порядке согласования нормативов потерь общераспространенных полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, на территории Ивановской области»

24.

Осуществляется ли пользователем недр ведение геологической и иной документации в процессе всех видов пользования недрами?

пункт 3 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»;

25.

Обеспечено ли пользователем недр представление в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, в органы государственной статистики достоверных данных:

- о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах;

пункт 5 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»

- об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых?

26.

Обеспечена ли пользователем недр сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях?

пункт 9 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»

27.

Обеспечено ли пользователем недр своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами?

пункт 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»

28.

Осуществляется ли в установленном порядке представление государственной отчетности пользователями недр, осуществляющими разведку месторождений и добычу полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды?

Порядок представления государственной отчетности пользователями недр, осуществляющими разведку месторождений и добычу полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17.08.2016 № 434

29.

Выполнены ли пользователями недр или привлекаемыми ими для пользования недрами другими юридическими и физическими лицами требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности?

часть 3 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»

30.

Обеспечено ли пользователем недр извлечение из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов?

пункт 5 части 1 статьи 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»

31.

Проводится ли пользователем недр достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых?

пункт 6 части 1 статьи 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»

32.

Обеспечивается ли предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых?

пункт 10 части 1 статьи 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»

33.

Осуществляется ли размещение в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений на основании разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа?

часть 2 статьи 25 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»

34.

Обеспечены ли пользователями недр, осуществляющими первичную переработку получаемого ими из недр минерального сырья:

- соблюдение технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих рациональное, комплексное извлечение содержащихся в нем полезных компонентов;

пункт 1 статьи 23.3 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»

- учет и контроль распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья?

35.

Обеспечены ли пользователями недр, осуществляющими первичную переработку получаемого ими из недр минерального сырья:

- использование продуктов и отходов переработки (шламов, пылей, сточных вод и других);

пункт 3 статьи 23.3 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»

- складирование, учет и сохранение временно не используемых продуктов и отходов производства, содержащих полезные компоненты?

36.

Приостановлены ли пользователем недр работы на соответствующем участке в случае обнаружения при пользовании недрами редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки или культуры?

часть 2 статьи 33 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»

37.

Сообщил ли пользователь недр органам, предоставившим лицензию, об обнаружении при пользовании недрами объектов, представляющих интерес для науки или культуры?

часть 2 статьи 33 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»

38.

Произведена ли пользователем недр ликвидация в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию?

пункт 9 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»

39.

Обеспечено ли пользователем недр приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования?

пункт 8 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»

40.

Обеспечена ли пользователем недр охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку?

пункт 7 части 1 статьи 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»

41.

Соблюдает ли пользователь недр запрет на добычу полезных ископаемых за границами участка недр, предоставленного в пользование в соответствии с лицензией на пользование недрами?

часть 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»

42.

Соблюдает ли лицо запрет на самовольное пользование недрами?

пункт 1 части 1 статьи 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»

43.

Возмещен ли лицом вред, причиненный недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах?

статья 51 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»

44.

Используются ли подземные воды для целей, не связанных с питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением, в случаях, установленных статьей 43 Водного кодекса Российской Федерации?

часть 4 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации

45.

Приняты ли меры по охране подземных водных объектов в случае, если при использовании недр вскрыты водоносные горизонты?

часть 4 статьи 59 Водного кодекса Российской Федерации

46.

Предусмотрены ли при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, меры по предотвращению негативного воздействия таких сооружений на поверхностные водные объекты и другие объекты окружающей среды?

часть 5 статьи 59 Водного кодекса Российской Федерации

              * Указывается: «да», «нет», либо «н/р» - требование на юридическое лицо/индивидуального предпринимателя не распространяется.

Приложение 3 к

приказу

Департамента природных ресурсов и

экологии Ивановской области

от 23.11.2018 № 26-НПА

(в редакции приказа Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области от 15.04.2021 № 5-НПА)

Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов),

применяемая при осуществлении государственного надзора в области обращения с отходами

Настоящая Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов) (далее - проверочный лист) применяется в ходе плановых проверок, проводимых в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, при осуществлении государственного надзора в области обращения с отходами.

Предмет плановой проверки ограничивается обязательными требованиями, изложенными в форме проверочного листа.

1. Наименование органа государственного контроля (надзора): Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области.

2. Проверочный лист утвержден приказом Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области от _______№_____«Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)».

3. Наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя:

4.  Место проведения плановой проверки с заполнением проверочного листа и   (или)   указание  на  используемые  юридическим  лицом,  индивидуальным предпринимателем производственные объекты:

5.   Реквизиты   приказа  Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области  о проведении проверки:

6.  Учетный номер проверки и дата присвоения учетного номера проверки в едином реестре проверок:

              7.  Должность,  фамилия  и  инициалы должностного лица Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области, проводящего плановую проверку и заполняющего проверочный лист:

              8. Перечень вопросов, отражающих содержание обязательных требований, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки:



Вопросы, отражающие содержание обязательных требований

Реквизиты нормативных правовых актов, с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования

Ответы на вопросы *

1.

Предусмотрены ли места (площадки) для сбора отходов при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы?

пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

2.

Проинформировало ли немедленно юридическое лицо или индивидуальный предприниматель при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами о возникновении или угрозе аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления?

абзац одиннадцатый пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

3.

Соблюдается ли запрет на захоронение отходов в границах:

- населенных пунктов;

пункт 5 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

- лесопарковых зон;

- курортных зон;

- лечебно-оздоровительных зон;

- рекреационных зон?

4.

Соблюдается ли запрет на захоронение отходов в водоохранных зонах, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения?

пункт 5 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

5.

Соблюдается ли запрет на захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых?

пункт 5 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

6.

Соблюдается ли запрет на захоронение отходов в местах ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ?

пункт 5 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

7.

Соблюдается ли запрет на сброс отходов производства и потребления:

- в поверхностные и подземные водные объекты;

абзац первый пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

- на водосборные площади;

- в недра;

- на почву?

8.

Осуществлено ли индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, в процессе деятельности которого образуются отходы I - V классов опасности, отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности?

пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

9.

Составлен ли индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом паспорт отходов I - IV классов опасности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации?

пункт 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8 декабря 2020 г. N 1026 "Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I-IV классов опасности"

10.

Имеются ли документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимые для работы с отходами I - IV классов опасности, у лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности?

пункт 1 статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

11.

Разработаны ли проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами?

абзац второй пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

12.

Разработаны ли нормативы образования отходов и лимиты на их размещениеюридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории?

пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

13.

Соблюдаются ли лимиты на размещение отходов?

пункт 8 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

14.

Представляет ли юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категорииотчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля?

пункт 5 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

15.

Ведет ли юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность в области обращения с отходами, в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов?

пункт 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8 декабря 2020 г. N 1028 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами"

16.

Представляет ли индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области обращения с отходами, статистическую отчетность в области обращения с отходами?

пункт 2 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

17.

Обеспечивает ли индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области обращения с отходами, хранение материалов учета в течение 5 лет?

пункт 3 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8 декабря 2020 г. N 1028 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами"

18.

Обеспечивает ли производитель или импортер товаров утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации?

пункт 1 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2021 год, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 3722-р

19.

Обеспечивается ли выполнение нормативов утилизации отходов одним из следующих способов:

- непосредственно самим производителем, импортером товаров путем организации собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов от использования таких товаров;

- путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов);

- путем заключения договоров с ассоциацией, членом которой является производитель или импортер товаров?

пункты 4, 5 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

20.

Исполнена ли производителем или импортером товаров обязанность по утилизации отходов от использования этих товаров?

пункт 9 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

21.

Выполняет ли производитель, импортер товаров нормативы утилизации в отношении упаковки этих товаров, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств?

пункт 10 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

22.

Представлена ли производителем, импортером товаров отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров в Росприроднадзор?

пункт 18 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

23.

Представлена ли отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за истекший календарный год в срок до 1 апреля?

пункт 17 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

24.

Уплачен ли экологический сбор производителем, импортером товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров?

пункт 7 статьи 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

29.

Произведена ли импортером, производителем товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, в случае недостижения взятого на себя обязательства по самостоятельной утилизации отходов от использования товаров уплата экологического сбора, рассчитанного посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между установленным и достигнутым фактически значением количества утилизированных отходов от использования товаров?

пункт 7 статьи 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

30.

Организует и осуществляет ли юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области обращения с отходами, производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами?

пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

              * Указывается: «да», «нет», либо «н/р» - требование на юридическое лицо/индивидуального предпринимателя не распространяется.

Приложение 4 к

приказу

Департамента природных ресурсов и

экологии Ивановской области

от 23.11.2018 № 26-НПА

(в редакции приказа Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области от 15.04.2021 № 5-НПА)

Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов),

применяемая при осуществлении государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха

Настоящая Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов) (далее - проверочный лист) применяется в ходе плановых проверок, проводимых в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, за исключением объектов, отнесенных к I категории в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий"», подлежащих региональному государственному экологическому надзору, при осуществлении государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха.

Предмет плановой проверки ограничивается обязательными требованиями, изложенными в форме проверочного листа.

1. Наименование органа государственного контроля (надзора): Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области.

2. Проверочный лист утвержден приказом Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области от _______№_____«Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)».

3. Наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя:

4.  Место проведения плановой проверки с заполнением проверочного листаи   (или)   указание  на  используемые  юридическим  лицом,  индивидуальнымпредпринимателем производственные объекты:

5.   Реквизиты   приказа  Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области  о проведениипроверки:

6.  Учетный номер проверки и дата присвоения учетного номера проверки ведином реестре проверок:

              7.  Должность,  фамилия  и  инициалы должностного лица Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области, проводящего плановую проверку и заполняющего проверочный лист:

              8. Перечень вопросов, отражающих содержание обязательных требований, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки:



Вопросы, отражающие содержание обязательных требований

Реквизиты нормативных правовых актов, с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования

Ответы на вопросы *

1.

Установлены ли для всех стационарных источников выбросов:

а) предельно допустимые выбросы (нормативы допустимых выбросов);

б) технологические нормативы выбросов;

в) предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

г) технические нормативы выбросов.

пункт 5 статьи 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

Постановление Правительства РФ от 09.12.2020 N 2055 "О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух"

2.

Установлены ли в случае невозможности соблюдения предельно допустимых выбросов и (или) технологических нормативов выбросов для действующего стационарного источника и (или) совокупности действующих стационарных источниковвременно разрешенные выбросына период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов и (или) технологических нормативов выбросов?

пункт 4 статьи 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

3.

Разработан ли юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, для которого установлены временно согласованные выбросы, план мероприятий по охране окружающей среды или программа повышения экологической эффективности?

Пункт 4 статьи 12, статья 23.1, статья 67.1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

4.

Соблюдаются ли юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем нормативы допустимых выбросов от стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух?

пункты 1, 3 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

5.

Соблюдается ли запрет на выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена?

пункт 7 статьи 15 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

6.

Соблюдаются ли технологические нормативы выбросов и (или) предельно допустимые выбросы при вводе в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух?

пункт 6 статьи 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

7.

Соблюдается ли запрет на эксплуатацию технологического оборудования в случае, если установки очистки газа отключеныили не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух?

пункт 2 статьи 16.1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

8.

Обеспечивается ли юридическим лицом, отходы производства и потребления которого являются источниками загрязнения атмосферного воздуха, своевременный вывоз таких отходов на специализированные места их хранения или захоронения, а также на другие объекты хозяйственной или иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья?

пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

9.

Проводятся ли при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, имеющим источники выбросовзагрязняющихвеществ в атмосферный воздух, мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора?

пункт 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

10.

Проводится ли юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля:

- инвентаризация стационарных источников и выбросовзагрязняющих веществ в атмосферный воздух;

пункт 1, 4 статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

- документирование и хранение полученных в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведений?

11.

Проводится ли инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов?

пункт 3 статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

12.

Проводится ли корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в случаях:

- изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

пункт 3 статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

- обнаружения несоответствия между выбросамизагрязняющих веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации;

- изменения требований к порядку проведения инвентаризации;

- в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа?

13.

Осуществляется ли юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, производственный контроль за охраной атмосферного воздуха?

пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

14.

Назначены ли юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, имеющим источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, лица, ответственные за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организованы ли экологические службы?

пункт 3 статьи 25 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

15.

Представляются ли в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор:

- сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

пункт 3 статьи 25 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

- сведения об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности;

- результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха?

16.

Планируется ли и осуществляются ли мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросовзагрязняющихвеществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов?

абзац пятый пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

17.

Осуществляются ли юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения?

абзац шестой пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

18.

Осуществляется ли юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников?

абзац седьмой пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

19.

Проводится ли юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух?

абзац седьмой пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

20.

Соблюдаются ли правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования?

абзац восьмой пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

21.

Осуществляется ли немедленная передача информации об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля?

абзац двенадцатый пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

22.

Предоставляется ли юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременная, полная и достоверная информация по вопросам охраны атмосферного воздуха?

абзац тринадцатый пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

23.

Представляются ли в установленные сроки статистические сведения по форме 2-ТП (воздух) «Сведения по охране атмосферного воздуха»?

Статья 21 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

Пункт 2 приказа Федеральной службы государственной статистики 04.08.2016 № 387 «Об утверждении статистического инструментария для организации федеральногостатистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой»

24.

Разработан ли и согласован план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий

Приказ МПР РФ от 28.11.2019 года № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий»

              * Указывается: «да», «нет», либо «н/р» - требование на юридическое лицо/индивидуального предпринимателя не распространяется.

Приложение 5 к

приказу

Департамента природных ресурсов и

экологии Ивановской области

от 23.11.2018 № 26-НПА

(в редакции приказа Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области от 15.04.2021 № 5-НПА)

Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов),

применяемая при осуществлении государственного надзора в области использования и охраны водных объектов

Настоящая Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов) (далее - проверочный лист) применяется в ходе плановых проверок, проводимых в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, за исключением объектов, отнесенных к I категории в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", подлежащих региональному государственному экологическому надзору, при осуществлении государственного надзора в области использования и охраны водных объектов.

Предмет плановой проверки ограничивается обязательными требованиями, изложенными в форме проверочного листа.

1. Наименование органа государственного контроля (надзора): Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области.

2. Проверочный лист утвержден приказом Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области от _______№_____«Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)».

3. Наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя:

4.  Место проведения плановой проверки с заполнением проверочного листа и   (или)   указание  на  используемые  юридическим  лицом,  индивидуальным предпринимателем производственные объекты:

5.   Реквизиты   приказа  Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области  о проведении проверки:

6.  Учетный номер проверки и дата присвоения учетного номера проверки в едином реестре проверок:

              7.  Должность,  фамилия  и  инициалы должностного лица Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области, проводящего плановую проверку и заполняющего проверочный лист:

              8. Перечень вопросов, отражающих содержание обязательных требований, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки:



Вопросы, отражающие содержание обязательных требований

Реквизиты нормативных правовых актов, с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования

Ответы на вопросы *

1.

Утверждены ли нормативы допустимых сбросов в водные объекты?

Пункт 1 статьи 21 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

2.

Соблюдаются ли лицом нормативы допустимых сбросов в водные объекты?

пункты 1, 3 статьи 21 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

3.

Соблюдается ли условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе?

статья 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

части 1, 2, 6 и 8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации

4.

Прекращено ли водопользователем в установленный срок использование водного объекта при прекращении права пользования водным объектом?

пункт 1 части 6 статьи 10 Водного кодекса Российской Федерации

5.

Осуществляется ли пользование водными объектами на основании договора водопользования?

часть 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации;

статья 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

7.

Осуществляется ли пользование водными объектами на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование?

часть 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации;

статья 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

9.

Соблюдаются ли водопользователем в полном объеме условия договора водопользования?

часть 1 статьи 13 Водного кодекса Российской Федерации;

пункт 19 формы примерного договора водопользования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования»;

статья 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

10.

Соблюдается ли водопользователем обязанность по уплате штрафа в размере пятикратной платы за пользование водным объектом в случае превышения установленного договором водопользования объема забора (изъятия) водных ресурсов?

часть 3 статьи 18 Водного кодекса Российской Федерации

11.

Соблюдаются ли водопользователем условия решения о предоставлении водного объекта в пользование?

часть 1 статьи 22 Водного кодекса Российской Федерации;

пункт 2.3типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления", утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.07.2019 г. N 453

статья 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

12.

Исполняются ли при использовании водных объектов собственниками водных объектов, водопользователями обязанности по недопущению нарушения прав других собственников водных объектов, водопользователей?

пункт 1 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации

13.

Исполняется ли при использовании водных объектов собственниками водных объектов, водопользователями обязанность по содержанию в исправном состоянии эксплуатируемых ими очистных сооружений и расположенных на водных объектах иных сооружений?

пункт 2 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации

14.

Исполняется ли при использовании водных объектов собственниками водных объектов, водопользователями обязанность по информированию уполномоченных исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах?

пункт 3 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации

15.

Исполняется ли при использовании водных объектов собственниками водных объектов, водопользователями обязанность по своевременному осуществлению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах?

пункт 4 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации

16.

Исполняются ли при использовании водных объектов собственниками водных объектов, водопользователями обязанности по:

- ведению в установленном порядке учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод, их качества;

пункт 5 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации;

приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.11.2020 г. № 903 “Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества”

- осуществлению регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами;

- представлению бесплатно и в установленные сроки результатов такого учета и таких регулярных наблюдений в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов?

17.

Соблюдают ли лица при использовании водных объектов, входящих в водохозяйственные системы, запрет на изменение водного режима этих водных объектов, которое может привести к нарушению прав третьих лиц?

часть 2 статьи 42 Водного кодекса Российской Федерации

18.

Проводятся ли работы по изменению или обустройству природного водоема или водотока с соблюдением условия сохранения его естественного происхождения?

часть 3 статьи 42 Водного кодекса Российской Федерации

19.

Исключен ли сброс сточных вод в водные объекты:

- содержащие природные лечебные ресурсы;

часть 2 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации

- отнесенные к особо охраняемым водным объектам?

20.

Исключен ли сброс сточных вод в водные объекты, расположенные в границах:

- зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

часть 3 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации

- первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

- рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон?

21.

Соблюдаются ли собственниками гидротехнических сооружений, образующих водохранилища, и (или) эксплуатирующими такие гидротехнические сооружения организациями, а также водопользователями правила использования водохранилищ?

части 1, 3, 5 статьи 45 Водного кодекса Российской Федерации;

пункт 3 типовых правил использования водохранилищ, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.08.2010 № 330

22.

Исключено ли использование водных объектов, предназначенных для обеспечения пожарной безопасности, для иных целей?

часть 2 статьи 53 Водного кодекса Российской Федерации

23.

Осуществляются ли лицом в соответствии с условиями договора водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование мероприятия по охране поверхностных водных объектов, включающие:

- предотвращение загрязнения, засорения поверхностных водных объектов и истощения вод, а также ликвидацию последствий указанных явлений, извлечение объектов механического засорения;

пункт 4 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2020 № 1391

- расчистку водных объектов от донных отложений;

- аэрацию водных объектов;

- биологическую рекультивацию водных объектов;

- залужение и закрепление кустарниковой растительностью берегов;

- оборудование хозяйственных объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод?

24.

Исключен ли сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления?

часть 1 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации

25.

Соблюдается ли запрет на превышение содержания пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах установленных нормативов?

часть 4 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации

26.

Исключен ли сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты?

часть 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации

27.

Исключено ли загрязнение и засорение болот отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами?

часть 1 статьи 57 Водного кодекса Российской Федерации

28.

Осушение либо иное использование болот или их частей не приводит к ухудшению состояния неиспользуемых частей этих болот, других водных объектов и к истощению вод?

часть 2 статьи 57 Водного кодекса Российской Федерации

29.

Обеспечено ли лицами, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, принятие мер по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод?

часть 1 статьи 59 Водного кодекса Российской Федерации

30.

Обеспечено ли лицами, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, соблюдение установленных нормативов допустимого воздействия на подземные водные объекты?

часть 1 статьи 59 Водного кодекса Российской Федерации

31.

Учитывается ли при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов их влияние на состояние водных объектов, а также соблюдаются ли нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами?

часть 1 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации

32.

Исключен ли ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных для орошения и удобрения земель сточными водами, без создания пунктов наблюдения за водным режимом и качеством воды в водных объектах?

часть 3 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации

33.

Исключен ли ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных для транспортирования, хранения нефти и (или) продуктов ее переработки, без оборудования таких объектов средствами предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки указанных веществ?

часть 5 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации

34.

Соблюдается ли при эксплуатации водохозяйственной системы запрет осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию?

пункт 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации

35.

Соблюдается ли при эксплуатации водохозяйственной системы запрет производить забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект?

пункт 2 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации

36.

Соответствует качество сточных вод, используемых для орошения, требованиям нормативов допустимого воздействия на водные объекты?

часть 3 статьи 61 Водного кодекса Российской Федерации

37.

Осуществляются ли индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, осуществляющими проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения и засорения?

часть 4 статьи 61 Водного кодекса Российской Федерации

38.

Соблюдается ли водопользователями, использующими водные объекты для обеспечения технологических нужд теплоэнергетики и атомной энергетики, температурный режим водных объектов?

часть 1 статьи 62 Водного кодекса Российской Федерации

39.

Соблюдается ли лицом запрет на использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв в границах водоохранных зон?

пункт 1 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации

40.

Соблюдается ли лицом запрет на осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами в границах водоохранных зон?

пункт 3 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации

41.

Соблюдается ли лицом запрет на движение и стоянку транспортных средств (кроме специальных транспортных средств) в границах водоохранных зон, за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие?

пункт 4 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации

42.

Соблюдается ли лицом в границах водоохранных зон запрет на:

- размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, определенных пунктом 5 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации);

пункт 5 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации

- размещение станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств;

- осуществление мойки транспортных средств?

43.

Соблюдается ли лицом запрет на размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов в границах водоохранных зон?

пункт 6 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации

44.

Соблюдается ли лицом запрет на сброс сточных вод в границах водоохранных зон?

пункт 7 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации

45.

Соблюдается ли лицом запрет на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых в границах водоохранных зон (за исключением случаев, определенных статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»)?

пункт 8 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации

46.

Обеспечиваются ли при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации хозяйственных и иных объектов, расположенных в водоохранной зоне водных объектов, требования по оборудованию таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды?

часть 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации

47.

Соблюдается ли запрет на распашку земель в границах прибрежных защитных полос?

пункт 1 части 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации

48.

Соблюдается ли запрет на размещение отвалов размываемых грунтов в границах прибрежных защитных полос?

пункт 2 части 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации

49.

Соблюдается ли запрет на выпас сельскохозяйственных животных и организацию для них летних лагерей, ванн в границах прибрежных защитных полос?

пункт 3 части 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации

50.

Имеются ли проекты восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного использования земель при строительстве и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки?

пункт 3 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

51.

Принимаются ли меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, включающие в себя:

- предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов;

части 1, 2 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации

- ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов;

- противопаводковые мероприятия?

52.

Исключено ли размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления в границах зон затопления, подтопления, отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий?

пункт 1 части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации

53.

Соблюдается ли в границах зон затопления, подтопления, отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрет на использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв?

пункт 2 части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации

54.

Соблюдается ли в границах зон затопления, подтопления, отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрет на размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ?

пункт 3 части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации

55.

Устранено ли лицом, виновным в нарушении водного законодательства, допущенное нарушение и возмещен ли причиненный им вред?

часть 2 статьи 68, часть 1 статьи 69 Водного кодекса Российской Федерации

              * Указывается: «да», «нет», либо «н/р» - требование на юридическое лицо/индивидуального предпринимателя не распространяется.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 17.12.2018
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 110.010.090 Экологический контроль, 110.030.020 Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в области использования и охраны недр. Контроль за охраной и использованием недр (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 110.040.020 Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в области использования и охраны вод. Контроль за охраной водных объектов и водных ресурсов (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 110.090.020 Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в области охраны атмосферного воздуха. Контроль за охраной атмосферного воздуха (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать