Основная информация
Дата опубликования: | 23 декабря 2014г. |
Номер документа: | RU34000201401950 |
Текущая редакция: | 2 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Волгоградская область |
Принявший орган: | Министерство образования и науки Волгоградской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
2
34-2014-1682
ПРИКАЗ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
23 декабря 2014 г. №1682
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
"Волгоградская правда", N 247, 31.12.2014
Изменения и дополнения:
Приказ Комитет образования и науки Волгоградской области от 28.05.2015 № 752, НГР:ru34000201501192
В соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011—2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2011г, №61, распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 481-р, приказами министерства образования и науки Волгоградской области от 22 августа 2014 г. №1012 "О продолжении деятельности стажировочной плошадки Волгоградской области по реализации в 2014-2015 годах мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы по направлению "Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", от 10 сентября 2014 г. №1108 "Об утверждении сетевого плана-графика реализации мероприятий стажировочной плошадки Волгоградской области на 2014 год" и в целях развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области приказываю;
1.Утвердить:
1.1.Концепцию развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области согласно приложению 1.
1.2.План мероприятий по реализации концепции развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области согласно приложению 2.
2.Ректору государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Волгоградская государственная академия последипломного образования" обеспечить:
2.1. Методическое сопровождение реализации концепции государственно-общественного управления образованием Волгоградской области.
2.2.Функционирование в пилотном режиме единой автоматизированной информационно-аналитической системы управления и оценки качества образования Волгоградской области.
2.3. Диссеминацию модели государственно-общественного управления образованием Волгоградской области и опыта развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области.
2.4. Представление доклада о ходе реализации пунктов 1.2, 1.4, 2.2, 3.1-3.6, 4.1-4.5 плана мероприятий по реализации концепции развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области:
а) в 2014-2015 годах в рамках отчета о расходовании средств, реализации мероприятий и достижения значения показателей результативности деятельности стажировочной площадки Волгоградской ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным;
б) в 2016-2018 годах в рамках отчета о реализации государственной программы Волгоградской области "Развитие образование" на 2014-2020 годы ежеквартально до 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
3. Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области, рекомендовать:
3.1. Довести настоящий приказ до сведения руководителей муниципальных образовательных организаций с целью реализации концепции развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области.
3.2. Обеспечить условия для выполнения пунктов 1.1, 1.3, 2.1, 2.2, 3.2, 3.5, 3.6, 4.4., 4.5 плана мероприятий по реализации концепции развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области.
4. Руководителям государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, подведомственных комитету образования и науки Волгоградской области, обеспечить выполнение пунктов 1.3, 2.1, 3.2, 4.4 плана мероприятий по реализации Концепции развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя председателя комитета образования и науки Волгоградской области Л.М. Савину.
6. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Министр образования и науки
Волгоградской области А.М. Коротков
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к приказу министерства образования
и науки Волгоградской области
от 23.12.2014 № 1682
КОНЦЕПЦИЯ
развития государственно-общественного управления образованием
Волгоградской области
Общие положения
Концепция развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области (далее – Концепция) призвана установить методологические и теоретические основы государственно-общественного управления образованием на территории Волгоградской области, его основные понятия, цель и принципы, роль и место органов государственной власти и общественности в управлении образованием на территории Волгоградской области.
Концепция призвана обеспечить развитие самостоятельности школ и дошкольных образовательных организаций, открытость управления для общественности, населения Волгоградской области, расширение общественного участия в управлении образованием.
Концепция определяет принципы, формы и механизмы взаимодействия государства и общества в целях обеспечения реализации и удовлетворения образовательных потребностей общества.
Реализация настоящей Концепции позволит развивать институты гражданского общества, повышать социальную активность жителей Волгоградской области.
В настоящей концепции используются следующие понятия и термины:
Государственно-общественное управление образованием (ГОУО) – ответственное взаимодействие в управлении образованием, с одной стороны, различных субъектов, представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (государственные, муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования, директора общеобразовательных организаций), и, с другой стороны, различных субъектов, выражающих интересы гражданского общества, населения в области образования.
Общественное наблюдение – участие представителей органов государственно-общественного управления образованием образовательных организаций, представителей профессиональной, деловой и родительской общественности, представителей общественных объединений и организаций в деятельности образовательных организаций, аккредитационной коллегии, аттестационных, конфликтных и иных комиссий.
Общественная экспертиза – механизм оценки или выявления проблемных зон и зон развития образовательной организации группой общественных экспертов.
Орган государственно-общественного управления в сфере образования – коллегиальный орган, обеспечивающий согласованные действия государственных, муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, общественных и научных сообществ в решении задач по развитию системы образования Волгоградской области. Деятельность органа государственно-общественного управления в сфере образования может носить совещательный характер.
II. Предпосылки создания концепции развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области
Создание Концепции направлено на решение ряда актуальных проблем общего образования, в том числе на создание системы открытого образования, участия представителей общественности в формировании критериальной основы достижения и оценки качества современного образования.
Тенденции расширения общественного участия в управлении образовательными системами были актуализированы в период участия Волгоградской области в реализации Комплексного проекта модернизации образования (2007-2009 годы). К 2009 г. фактически достигнутое значение доли общеобразовательных организаций, в которых согласно зарегистрированному уставу были созданы органы государственно-общественного управления в форме управляющего совета, обладающего комплексом управленческих полномочий, в том числе, по распределению средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательной организации, составил 100 процентов. Фактически достигнутое значение доли общеобразовательных организаций в лицензировании, аккредитации которых приняли участие общественные эксперты составило 100 процентов.
В 2012 г. при министерстве образования и науки Волгоградской области создан Общественный совет, который является органом государственно-общественного управления образованием, обеспечивающим согласованные действия министерства, общественных и научных сообществ в решении задач по развитию системы образования Волгоградской области. Совет является постоянно действующим совещательным органом при региональном органе, осуществляющем управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность на общественных началах.
В 2013 году в трех муниципальных образованиях Волгоградской области (Новоаннинский муниципальных район, городские округа – город-герой Волгоград, город Урюпинск) прошла экспериментальная апробация внедрения региональной модели управления качеством образования на основе информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающей включение потребителей образовательных услуг в оценку деятельности региональной системы образования. По итогам апробации было признано, что функционирование единой автоматизированной информационно-аналитической системы управления и оценки качества образования Волгоградской области позволит:
решить задачи контроля информационных процессов (потока информации, статистики) и тем самым повысить эффективность государственного управления сферой образования;
организовать взаимодействие участников образовательного процесса и тем самым повысить эффективность общественного управления образованием;
сформировать открытую образовательную среду, обеспечивающую доступ к образовательным услугам и сервисам, что повлияет на повышение качества образования.
К 2014 г. на уровне общеобразовательных организаций Волгоградской области используются разнообразные формы государственно-общественного управления образованием: попечительские советы; органы ученического самоуправления; школьные советы; благотворительные фонды развития и другие.
Развитие вариативности государственно-общественного управления на институциональном уровне выявило ряд проблем и факторов, затрудняющих его дальнейшее развитие:
недостаточность соответствующей нормативной правовой базы, регулирующей участие общественности в управлении образованием;
недостаточная заинтересованность представителей общественности в управлении и развитии образовательных организаций;
авторитарность большей части руководителей образовательных организаций;
низкий уровень правовой культуры и правосознания значительной части участников образовательного процесса.
Другой важной предпосылкой создания концепции развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области являются новые возможности, связанные с внедрением и использованием единой автоматизированной информационно-аналитической системы управления и оценки качества образования Волгоградской области.
Реализация Концепции развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области позволит решить указанные проблемы, а также обеспечит переход на качественно новый уровень взаимодействие субъектов государственных, образовательных и общественных структур, позволит усилить влияние общественной составляющей в управлении системой образования.
III. Цели и задачи Концепции
Целью настоящей Концепции является создание условий для эффективного взаимодействия субъектов государственных, образовательных и общественных структур, обеспечивающих соблюдение интересов человека, общества и государства в сфере образования.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
разработка рекомендаций, необходимых для создания и функционирования органов государственно-общественного управления образованием на уровне образовательной организации;
более широкое вовлечение общественности в формирование и реализацию образовательной политики Волгоградской области, стратегических программ и проектов Волгоградской области, муниципальных районов и городских округов региона, образовательных организаций в области образования;
организация обучения, обеспечивающего достижение уровня правовых экономических, управленческих знаний у представителей педагогической общественности и общественных структур;
повышение информационной открытости образовательных организаций для потребителей образовательных услуг;
развитие частно-государственного партнерства в системе образования;
развитие общественной экспертизы и общественного наблюдения в сфере образования.
Цели и задачи Концепции базируются на целях, принципах и задачах государственно-общественного управления образованием.
Цель государственно-общественного управления образованием – обеспечение ответственного взаимодействия в управлении образованием всех заинтересованных лиц.
Принципы, на которых базируется государственно-общественное управление образованием:
законность;
реализация и защита прав и законных интересов участников образовательного процесса;
приоритетность для систем управления качеством образования и качеством жизни обучающихся;
добровольность участия общественности в государственно-общественном управлении образованием;
охват всех уровней управления;
сохранение оптимального баланса государственной и общественной составляющих в системе государственно-общественного управления, их обязанностей, прав, полномочий и ответственности на всех уровнях управления в сфере общего образования;
открытость и доступность информации о государственно-общественном управлении образования.
Задачи государственно-общественного управления образования – способствовать:
вовлечению общественности в формирование и реализацию образовательной политики;
повышению эффективности государственной политики в области образования;
удовлетворению образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса;
реализации прав работников образовательной организации, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образованием.
IV. Основные принципы разработки и реализации Концепции
Разработка и реализация Концепции основывается на применении следующих принципов:
независимость и паритетность органов государственного и общественного управления образованием;
законность, предполагающая неукоснительное соблюдение законодательства;
целевая направленность деятельности субъектов государственно-общественного управления образованием на реализацию потребностей и интересов участников образовательного процесса, общества и государства;
открытость и гласность, в соответствии с которыми деятельность субъектов государственно-общественного управления системой образования открыта для всех участников образовательного процесса;
свобода самодеятельности, означающая возможность каждого субъекта управления свободно выбирать методы и средства осуществления управленческой деятельности;
согласованное распределение полномочий и сфер ответственности между государственными и общественными органами управления образованием на каждом его уровне и этапе функционирования и развития;
цивилизованное разрешение конфликтов и противоречий между государственными и общественными органами управления на каждом уровне образования через общепринятые согласительные механизмы и процедуры.
V. Функциональные требования к системе государственно-общественного управления образованием
Волгоградской области
Система государственно-общественного управления образованием предполагает интеграцию функций органов государственно-общественного управления на территории Волгоградской области, созданных на следующих уровнях управления:
региональный - при комитете образования и науки Волгоградской области;
территориальный - в муниципальных районах (городских округах) Волгоградской области при администрациях муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области, при органах, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области;
институциональный - в образовательных организациях Волгоградской области. Формирование и функционирование органов государственно-общественного управления осуществляется как по ведомственной принадлежности, так может носить и межведомственный характер.
В своей деятельности органы государственно-общественного управления образованием руководствуются общими целями, принципами и задачами государственно-общественного управления образованием, изложенными в разделах III и IV настоящей Концепции, при реализации которых учитываются масштаб и специфика уровня управления.
Цель деятельности государственно-общественного органа управления образованием региона (муниципального района и городского округа) - консолидация общественного и научного потенциала Волгоградской области для поддержки развития системы образования региона (муниципального района и городского округа), выработки предложений для формирования стратегических направлений развития системы образования Волгоградской области (муниципального района и городского округа), а также обеспечение общественного наблюдения и осуществление общественной экспертизы в сфере образования.
Государственно-общественный орган управления образованием региона (муниципального района и городского округа) обеспечивает согласованные действия регионального комитета образования и науки (органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Волгоградской области), общественных, профессиональных и научных сообществ в решении задач по развитию системы образования Волгоградской области (муниципального района и городского округа), является постоянно действующим совещательным (или коллегиальным) органом при комитете образования и науки Волгоградской области (органах, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Волгоградской области).
Цель деятельности государственно-общественного органа управления образованием образовательной организации - консолидация усилий всех заинтересованных лиц по определению стратегических направлений развития образовательной организации, поддержка ее развития; реализация и защита прав и законных интересов субъектов образовательных отношений; обеспечение открытости и доступности информации о деятельности образовательной организации.
На уровне региона, муниципального района и городского округа, образовательной организации могут создаваться:
объединения родителей и (или) законных представителей: попечительские советы, управляющие советы, наблюдательные советы, родительские комитеты, благотворительные фонды, советы отцов, советы матерей и другие;
объединения работников образовательных организаций: ассоциации, профессиональные советы, педагогические советы, советы образовательных организаций, общие собрания работников трудового коллектива, советы руководителей образовательных организаций и другие;
детские и юношеские общественные объединения: ученические советы, советы старшеклассников, ассоциации выпускников, а также иные объединения.
Государственно-общественное управление рассматривается как составная часть общей системы управления образованием с участием общества и общественных структур наряду с административно-профессиональным и общественно-профессиональным управлением.
В приложении к настоящей Концепции схематически представлена модель трехуровневой организационной структуры государственно-общественного управления образованием Волгоградской области, административно-профессионального и общественно-профессионального управления.
В модели отражены как реально существующие в практике управления образованием Волгоградской области, так и возможные структуры государственно-общественного, общественно-профессионального и административно-профессионального управления образованием на региональном, муниципальном и институциональном уровнях.
Выбор определенных структур государственно-общественного, административно-профессионального и общественно-профессионального управления определяется региональной, муниципальной спецификой и особенностями образовательных организаций, может быть различным для образовательных организаций, муниципальных районов (городских округов).
VI. Основные направления и этапы реализации Концепции
Реализация стратегических целей и задач развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области планируется по следующим направлениям:
формирование стратегии государственно-общественного управления образованием на региональном уровне, отражающей специфику региона, исторически сложившиеся приоритеты и ценности, культурные традиции и новации в образовании; государственно-общественное управление здесь должно стать органической частью региональной системы управления, условием творческого освоения и привлечения новых ресурсов, реализации возможностей своей территории;
создание целостного регионального пространства привлечения общественности к решению важнейших вопросов в сфере образования;
интеграция различных субъектов государственно-общественного управления в рамках региональной модели государственно-общественного управления образованием Волгоградской области;
совершенствование механизмов и форм социального партнёрства организаций образования, культуры, молодёжной политики, общественных объединений и др.;
совершенствование организационно-правовых условий развития государственно-общественного управления образованием, включая развитие нормативно-правовой базы государственно-общественного управления образованием на региональном, муниципальном, институциональном уровнях;
внедрение единой автоматизированной информационно-аналитической системы управления и оценки качества образования Волгоградской области;
информационное обеспечение и популяризация среди жителей Волгоградской области государственно-общественного управления;
научно-методическое и организационно-методическое сопровождение развития государственно-общественного управления образованием в Волгоградской области;
развитие кадрового потенциала и формирование качественного состава общественных управляющих, ориентированных на компетентно-профессиональное решение актуальных проблем в системе образования посредством их подготовки, переподготовки, повышения квалификации и самообразования.
Реализация Концепции предполагается в ходе двух этапов: проектно-технологического и внедренческого.
На первом (проектно-технологическом) этапе (2014-2015 годы) в рамках деятельности стажировочной площадки Волгоградской области по теме "Интегральная региональная модель государственно-общественного управления образованием", утвержденной приказом министерства образования и науки Волгоградской области от 22 августа 2014 г. № 1012:
проводится обсуждение, апробация модели государственно-общественного управления образованием Волгоградской области; по итогам апробации дается экспертная оценка;
осуществляется обучение педагогических и управленческих работников системы образования по государственно-общественному управлению образованием, подготовка общественных управляющих и общественно-профессиональных экспертов;
обеспечивается диссеминация выявленных эффективных практик государственно-общественного управления образованием;
создаются условия для функционирования единой автоматизированной информационно-аналитической системы управления и оценки качества образования Волгоградской области.
Завершение этапа предусматривается 30 декабря 2015 г.
На втором (внедренческом) этапе (2016-2018 годы) в рамках реализации государственной программы Волгоградской области "Развитие образования" на 2014–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства от 25 ноября 2013 г. № 668-п:
предусматривается коррекция региональной модели государственно-общественного управления образованием Волгоградской области, внесение необходимых изменений в нормативную базу ее функционирования;
обеспечивается функционирование единой автоматизированной информационно-аналитической системы управления и оценки качества образования Волгоградской области в пилотном режиме, отработка механизмов взаимодействия в системе образовательных организаций (обучающихся, педагогов, родителей, руководителей), регионального и муниципальных органов управления образованием, широкой общественности;
осуществляется подготовка общественных управляющих и общественно-профессиональных экспертов на регулярной основе;
осуществляется предъявление широкой общественности особенностей и эффектов деятельности структур государственно-общественного управления образованием на региональном, территориальном и институциональном уровнях.
Завершение этапа предусматривается 30 декабря 2018 г.
VII. Управление реализаций Концепции
Общую координацию деятельности по развитию системы государственно-общественного управления образованием осуществляет комитет образования и науки Волгоградской области, которое обеспечивает:
организационно-правовые условия развития государственно-общественного управления образованием;
координацию деятельности органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Волгоградской области, по реализации концепции развития государственно-общественного управления образованием в Волгоградской области;
информирование о ходе и результатах работы по созданию системы государственно-общественного управления образованием, популяризацию среди жителей Волгоградской области идеологии государственно-общественного управления.
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Волгоградская академия последипломного образования (далее – ГАОУ ДПО "ВГАПО") реализует научно-методическое и организационное сопровождение развития государственно-общественного управления образованием в Волгоградской области, кадровое обеспечение реализации интегральной региональной модели государственно-общественного управления образованием.
VIII. Оценка социально-экономической эффективности
реализации Концепции развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области
Реализация Концепции предполагает достижение следующих социально-экономических эффектов:
создание ситуации, при которой гражданское общество активно взаимодействует с государством через структуры и механизмы государственно-общественного управления образованием в решении актуальных задач для образования региона, муниципалитета, образовательной организации;
привлечение социальных партнёров в образовательное пространство организации, муниципалитета и региона и выстраивание эффективной системы социального взаимодействия с целью обеспечения баланса интересов семьи, общества, государства, школы;
переход к договорным отношениям и поощрение общественных инициатив в сфере образования с целью достижения качества и доступности образования;
привлечение дополнительных ресурсов посредством применения технологий фандрайзинга и выстраивания эффективного сотрудничества с социальными партнерами;
повышение инвестиционной привлекательности образования посредством развития механизмов развития частно-государственного партнёрства в сфере образования;
обеспечение прозрачности и открытости системы образования региона, предоставление возможности получения в реальном времени достоверной информации об образовательных организациях (статистические данные, особенности образовательного процесса, финансово-хозяйственная деятельность) посредством функционирования единой автоматизированной информационно-аналитической системы управления и оценки качества образования Волгоградской области.
В результате реализации Концепции произойдут качественные изменения системы управления образованием в направлении придания ей государственно-общественного, а затем – общественно-государственного характера, в котором не на словах, а на деле реализует своё право на управление "коллективный субъект принятия решений".
IX. Возможные риски реализации Концепции
Реализация Концепции, как реализации любой новации, сопровождается рисками и ограничениями, к числу которых относятся:
"сопротивление" органов, осуществляющих управление в сфере образованием по ряду причин (лишение части полномочий, а, следовательно, рычагов воздействия; потеря монополии в решении вопросов образования; появление определенной конкуренции);
риск построения вертикально-иерархических отношений между муниципальными органами управления образованием и общественными организациями;
опасность того, что процесс разделения ответственности между органами управления образованием и общественными институтами за эффективность расходования бюджетных средств и качество образования может войти в противоречие с нормативно-правовой базой;
опасность понимания развития государственно-общественного взаимодействия как усиления одной из сторон в интересах другой;
отсутствие мотивации у потенциальных кандидатов в органы государственно-общественного управления образованием;
риск "назначения" общественных управляющих: такой подход окажет негативное воздействие на саму идею и вызовет "тихий саботаж";
лоббирование популистских управленческих инициатив, содержательное дублирование органов государственно-общественного управления позиции администрации, или использование общественных организаций в качестве своего рода "ширмы" для поддержки административных решений;
отсутствие необходимой компетентности представителей общественности, что создает опасность развития непрофессионализма в системе государственно-общественного управления.
Начальник отдела общего образования Л.А.Ярославцева
Приложение
к Концепции развития
государственно-общественного
управления образованием
Волгоградской области
МОДЕЛЬ ТРЕХУРОВНЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
┌───────────────┐ ┌───────────────┐ ┌──────────────┐ ┌─────────────────┐ ┌─────────────────┐ ┌───────────────┐ ┌─────────────┐
│ Комитет │ │ Ресурсный │ │ Общественный │ │ Региональное │ │ Волгоградское │ │ Общественные │ │Волгоградская│
│ образования и │ │ центр │ │ совет по │ │ общественное │ │ региональное │ │ организации, │ │ областная │
│ науки │ │ региональной │ │ образованию │ │ объединение │ │ общественное │ │ объединения и │ │ организация │
│ Волгоградской │ │ сети │ │Волгоградской │ │ "Общественный │ │ движение │ │ ассоциации │ │ профсоюза │
│ области │ │государственно-│ │ области │ │благотворительный│ │ "Родительский │ │педагогической │ │ работников │
│ │ │ общественного │ └─┬────────────┴───┐ │ фонд развития │ │ комитет" │ │общественности │ │образования и│
│ │ │ управления │ │ Комиссии │ │ системы │ │ │ │ │ │ науки РФ │
│ │ │ образованием │ │государственно- │ │ образования │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ Волгоградской │ │ общественного │ │ Волгоградской │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ области │ │совета, включая │ │ области" │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ общественную │ └─────────────────┘ └─────────────────┘ └───────────────┘ │ │
│ │ │ │ │ приемную │ │ │
└───────────────┘ │ │ └────────────────┘ └─────────────┘
│ │
┌───────────────┐ │ │ ┌────────────────┐ ┌────────────────┐ ┌─────────────────┐ ┌────────────┐ ┌─────────────┐
│ Администрация │ │ │ │ Муниципальный │ │ Муниципальный │ │ Районная │ │ Предметные │ │ Районная │
│муниципального │ │ │ │государственно- │ │ Управляющий │ │ (городская) │ │методические│ │ (городская) │
│ района │ │ │ │ общественный │ │(попечительский)│ │ родительская │ │объединения │ │ организация │
│ (городского │ │ │ │ совет по │ │ совет по │ │ конференция │ │ педагогов │ │ профсоюза │
│ округа) │ │ │ │ развитию │ │ развитию │ └─────────────────┘ │ района │ │ работников │
│ │ │ │ │ образования │ │ образования │ ┌─────────────────┐ │ (города) │ │образования и│
│ Орган, │ │ │ └─┬──────────────┴─┐ └─┬──────────────┴┐ │ Совет │ └─┬──────────┴──┐ │ науки │
│осуществляющий │ │ │ │ Комиссии │ │ Сетевая │ │предпринимателей │ │ Проектные │ │ Российской │
│ управление в │ │ │ │ муниципально- │ │ структура │ └─────────────────┘ │ творческие │ │ Федерации │
│ сфере │ │ │ │ общественного │ │ Управляющих │ ┌─────────────────┐ │ группы │ │ │
│ образования │ │ │ │совета, включая │ │ советов │ │ Молодежные и │ │ педагогов │ │ │
│муниципального │ │ │ │ общественную │ │образовательных│ │ детские │ └─────────────┘ │ │
│ района │ │ │ │ приемную │ │ организаций │ │ общественные │ │ │
│ (городского │ │ │ └────────────────┘ └───────────────┘ │ организации и │ │ │
│ округа) │ │ │ │ ассоциации │ │ │
└───────────────┘ │ │ └─────────────────┘ └─────────────┘
│ │
┌───────────────┐ │ │ ┌───────────────┐ ┌─────────────────────┐ ┌─────────────────┐ ┌───────────────┐ ┌─────────────┐
│ Администрация │ │ │ │ Управляющий │ │ Некоммерческая │ │ Общешкольная │ │ Предметные │ │ Первичная │
│образовательной│ │ │ │ Совет │ │ организация │ │ конференция │ │ методические │ │ организация │
│ организации │ │ │ │образовательной│ │ "Общественный │ │ │ │ объединения │ │ профсоюза │
│ │ │ │ │ организации │ │ школьный фонд" │ │ │ │ (предметные │ │ работников │
│ │ │ │ └───────────────┘ └┬────────────────────┘ └┬────────────────┘ │ кафедры) │ │образования и│
│ │ │ │ │┌───────────────────┐ │┌───────────────┐ │ педагогов │ │ науки │
│ │ │ │ ││ Общее собрание │ ││ Конференция │ │образовательной│ │ Российской │
│ │ │ │ ├┤родителей учеников │ ││ родителей │ │ организации │ │ Федерации │
│ │ │ │ ││ школы │ ├┤образовательной│ └───────────────┘ │ │
│ │ │ │ ┌───────────────┐ │└───────────────────┘ ││ организации │ ┌───────────────┐ │ │
│ │ │ │ │Попечительский │ │┌───────────────────┐ │└───────────────┘ │ Детские и │ │ │
│ │ │ │ │ Совет │ ││ Попечительский │ │┌───────────────┐ │ молодежные │ │ │
│ │ │ │ │образовательной│ ├┤ совет │ ││ Родительский │ │ школьные │ │ │
│ │ │ │ │ организации │ │└───────────────────┘ ├┤ комитет │ │ общественные │ │ │
│ │ │ │ └───────────────┘ │┌───────────────────┐ │└───────────────┘ │ объединения │ │ │
│ │ │ │ ││ Контрольно- │ │┌───────────────┐ └───────────────┘ │ │
│ │ │ │ ├┤ ревизионная │ └┤ Совет отцов │ ┌───────────────┐ │ │
│ │ │ │ ││ комиссия │ └───────────────┘ │ Конференция │ │ │
│ │ │ │ │└───────────────────┘ │ обучающихся │ │ │
│ │ │ │ │┌───────────────────┐ │ (школьный │ │ │
│ │ │ │ └┤ Правление Фонда │ │ парламент) │ │ │
└───────────────┘ └───────────────┘ └───────────────────┘ └───────────────┘ └─────────────┘
┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Единая автоматизированная информационно-аналитическая система управления и оценки качества образования Волгоградской области │
└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Приложение 2
к приказу
министерства
образования и науки
Волгоградской области
от 23 декабря 2014 г. N 1682
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
N п/п
Наименование мероприятия
Срок исполнения
Ответственный исполнитель
1
2
3
4
1.
Совершенствование организационно-правовых условий развития государственно-общественного управления образованием
1.1.
Разработка и утверждение нормативных правовых актов, регламентирующих государственно-общественное управление образованием
2015 - 2018 годы
комитет образования и науки Волгоградской области (далее - комитет);
органы, осуществляющие управление в сфере образования муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области (далее - муниципальные органы управления образованием)
1.2.
Разработка и утверждение нормативных правовых актов, регламентирующих проведение процедур общественного аудита (экспертизы) расширения общественного участия в управлении образованием
2015 - 2016 годы
комитет;
Общественный совет при комитете;
государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Волгоградская академия последипломного образования" (далее - ГАОУ ДПО ВГАПО)
1.3.
Разработка и утверждение нормативных правовых актов, регламентирующих внедрение и функционирование единой автоматизированной информационно-аналитической системы управления и оценки качества образования Волгоградской области
2015 - 2016 годы
комитет;
муниципальные органы управления образованием; общеобразовательные организации;
образовательные организации, реализующие основную программу дошкольного образования
1.4.
Формирование института общественных экспертов
2015 - 2018 годы
комитет;
Общественный совет при комитете;
ГАОУ ДПО ВГАПО
2.
Информационное обеспечение и популяризация среди жителей Волгоградской области государственно-общественного управления образованием
2.1.
Организация общественных слушаний по актуальным проблемам развития образования на уровне региона, научно-методического округа, муниципалитета, образовательной организации
2014 - 2018 годы
комитет;
муниципальные органы управления образованием; образовательные организации
2.2.
Проведение мероприятий (круглых столов, конференций и др.) по вопросам развития государственно-общественного управления образованием
2014 - 2018 годы
комитет;
муниципальные органы управления образованием;
ГАОУ ДПО ВГАПО
2.3.
Обеспечение размещения информации о государственно-общественном управлении образованием на официальном портале Губернатора и Администрации Волгоградской области
2014 - 2018 годы
комитет
3.
Научно-методическое и организационно-методическое сопровождение развития государственно-общественного управления образованием в Волгоградской области
3.1.
Разработка методических рекомендаций и информационных сборников по вопросам государственно-общественного управления образованием для представителей общественности (общественных управляющих)
2014 - 2018 годы
ГАОУ ДПО ВГАПО;
ресурсный центр региональной сети органов государственно-общественного управления в системе образования Волгоградской области (далее - ресурсный центр)
3.2.
Открытие сетевых региональных инновационных площадок по вопросам развития государственно-общественного управления образованием в Волгоградской области, апробации различных моделей участия общественных управляющих в проектировании программ развития и основных образовательных программ образовательной организации; распределении стимулирующей части оплаты труда педагогов; в процедурах оценки качества образования
2015 - 2018 годы
комитет;
муниципальные органы управления образованием;
образовательные организации;
ГАОУ ДПО ВГАПО;
ресурсный центр
3.3.
Проведение мониторинга состояния государственно-общественного управления и самоуправления в образовательных организациях Волгоградской области
2015, 2018 годы
ГАОУ ДПО ВГАПО;
ресурсный центр
3.4.
Разработка и реализация научно-методических и образовательных программ, направленных на повышение эффективности взаимодействия государства и общества в сфере образования
2014 - 2018 годы
ГАОУ ДПО ВГАПО;
ресурсный центр
3.5.
Проведение конференции "Общественное участие в обеспечении реализации Государственной программы Волгоградской области "Развитие образования" на 2014 - 2020 гг." и публикация материалов в сборниках конференции
2015 год, 2018 год
комитет;
Общественный совет при комитете;
муниципальные органы управления образованием;
ГАОУ ДПО ВГАПО
3.6.
Аналитический отчет о ходе, результатах и эффектах реализации концепции государственно-общественного управления образованием в Волгоградской области
по итогам этапов реализации Концепции
комитет;
Общественный совет при комитете;
муниципальные органы управления образованием;
ГАОУ ДПО ВГАПО;
ресурсный центр
4.
Кадровое обеспечение реализации концепции развития государственно-общественного управления образованием
4.1.
Создание территориально распределенной по научно-методическим округам Образовательного кластера Волгоградской области сети тьюторов по подготовке общественных управляющих
2015 - 2018 годы
ГАОУ ДПО ВГАПО;
ресурсный центр
4.2.
Консультационное сопровождение деятельности команды региональных (муниципальных) тьюторов по обучению общественных управляющих
2015 - 2018 годы
ГАОУ ДПО ВГАПО;
ресурсный центр
4.3.
Подготовка специалистов для проведения мониторинга состояния государственно-общественного управления и самоуправления в образовательных организациях Волгоградской области
2015 - 2018 годы
ГАОУ ДПО ВГАПО;
ресурсный центр
4.4.
Проведение областного (муниципального) конкурса по номинациям: "Лидер ученического самоуправления", "Лучший управляющий совет", "Лучший общественный управляющий" и др.
2015 - 2018 годы
комитет;
Общественный совет при комитете;
муниципальные органы управления образованием;
образовательные организации;
ГАОУ ДПО ВГАПО;
ресурсный центр
4.5.
Диссеминация эффективного опыта государственно-общественного управления образованием, выявленного в конкурсных процедурах
2015 - 2018 годы
комитет;
муниципальные органы управления образованием;
ГАОУ ДПО ВГАПО;
ресурсный центр"
Начальник отдела общего образования Л.А.Ярославцева
2
34-2014-1682
ПРИКАЗ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
23 декабря 2014 г. №1682
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
"Волгоградская правда", N 247, 31.12.2014
Изменения и дополнения:
Приказ Комитет образования и науки Волгоградской области от 28.05.2015 № 752, НГР:ru34000201501192
В соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011—2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2011г, №61, распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 481-р, приказами министерства образования и науки Волгоградской области от 22 августа 2014 г. №1012 "О продолжении деятельности стажировочной плошадки Волгоградской области по реализации в 2014-2015 годах мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы по направлению "Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", от 10 сентября 2014 г. №1108 "Об утверждении сетевого плана-графика реализации мероприятий стажировочной плошадки Волгоградской области на 2014 год" и в целях развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области приказываю;
1.Утвердить:
1.1.Концепцию развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области согласно приложению 1.
1.2.План мероприятий по реализации концепции развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области согласно приложению 2.
2.Ректору государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Волгоградская государственная академия последипломного образования" обеспечить:
2.1. Методическое сопровождение реализации концепции государственно-общественного управления образованием Волгоградской области.
2.2.Функционирование в пилотном режиме единой автоматизированной информационно-аналитической системы управления и оценки качества образования Волгоградской области.
2.3. Диссеминацию модели государственно-общественного управления образованием Волгоградской области и опыта развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области.
2.4. Представление доклада о ходе реализации пунктов 1.2, 1.4, 2.2, 3.1-3.6, 4.1-4.5 плана мероприятий по реализации концепции развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области:
а) в 2014-2015 годах в рамках отчета о расходовании средств, реализации мероприятий и достижения значения показателей результативности деятельности стажировочной площадки Волгоградской ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным;
б) в 2016-2018 годах в рамках отчета о реализации государственной программы Волгоградской области "Развитие образование" на 2014-2020 годы ежеквартально до 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
3. Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области, рекомендовать:
3.1. Довести настоящий приказ до сведения руководителей муниципальных образовательных организаций с целью реализации концепции развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области.
3.2. Обеспечить условия для выполнения пунктов 1.1, 1.3, 2.1, 2.2, 3.2, 3.5, 3.6, 4.4., 4.5 плана мероприятий по реализации концепции развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области.
4. Руководителям государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, подведомственных комитету образования и науки Волгоградской области, обеспечить выполнение пунктов 1.3, 2.1, 3.2, 4.4 плана мероприятий по реализации Концепции развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя председателя комитета образования и науки Волгоградской области Л.М. Савину.
6. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Министр образования и науки
Волгоградской области А.М. Коротков
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к приказу министерства образования
и науки Волгоградской области
от 23.12.2014 № 1682
КОНЦЕПЦИЯ
развития государственно-общественного управления образованием
Волгоградской области
Общие положения
Концепция развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области (далее – Концепция) призвана установить методологические и теоретические основы государственно-общественного управления образованием на территории Волгоградской области, его основные понятия, цель и принципы, роль и место органов государственной власти и общественности в управлении образованием на территории Волгоградской области.
Концепция призвана обеспечить развитие самостоятельности школ и дошкольных образовательных организаций, открытость управления для общественности, населения Волгоградской области, расширение общественного участия в управлении образованием.
Концепция определяет принципы, формы и механизмы взаимодействия государства и общества в целях обеспечения реализации и удовлетворения образовательных потребностей общества.
Реализация настоящей Концепции позволит развивать институты гражданского общества, повышать социальную активность жителей Волгоградской области.
В настоящей концепции используются следующие понятия и термины:
Государственно-общественное управление образованием (ГОУО) – ответственное взаимодействие в управлении образованием, с одной стороны, различных субъектов, представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (государственные, муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования, директора общеобразовательных организаций), и, с другой стороны, различных субъектов, выражающих интересы гражданского общества, населения в области образования.
Общественное наблюдение – участие представителей органов государственно-общественного управления образованием образовательных организаций, представителей профессиональной, деловой и родительской общественности, представителей общественных объединений и организаций в деятельности образовательных организаций, аккредитационной коллегии, аттестационных, конфликтных и иных комиссий.
Общественная экспертиза – механизм оценки или выявления проблемных зон и зон развития образовательной организации группой общественных экспертов.
Орган государственно-общественного управления в сфере образования – коллегиальный орган, обеспечивающий согласованные действия государственных, муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, общественных и научных сообществ в решении задач по развитию системы образования Волгоградской области. Деятельность органа государственно-общественного управления в сфере образования может носить совещательный характер.
II. Предпосылки создания концепции развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области
Создание Концепции направлено на решение ряда актуальных проблем общего образования, в том числе на создание системы открытого образования, участия представителей общественности в формировании критериальной основы достижения и оценки качества современного образования.
Тенденции расширения общественного участия в управлении образовательными системами были актуализированы в период участия Волгоградской области в реализации Комплексного проекта модернизации образования (2007-2009 годы). К 2009 г. фактически достигнутое значение доли общеобразовательных организаций, в которых согласно зарегистрированному уставу были созданы органы государственно-общественного управления в форме управляющего совета, обладающего комплексом управленческих полномочий, в том числе, по распределению средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательной организации, составил 100 процентов. Фактически достигнутое значение доли общеобразовательных организаций в лицензировании, аккредитации которых приняли участие общественные эксперты составило 100 процентов.
В 2012 г. при министерстве образования и науки Волгоградской области создан Общественный совет, который является органом государственно-общественного управления образованием, обеспечивающим согласованные действия министерства, общественных и научных сообществ в решении задач по развитию системы образования Волгоградской области. Совет является постоянно действующим совещательным органом при региональном органе, осуществляющем управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность на общественных началах.
В 2013 году в трех муниципальных образованиях Волгоградской области (Новоаннинский муниципальных район, городские округа – город-герой Волгоград, город Урюпинск) прошла экспериментальная апробация внедрения региональной модели управления качеством образования на основе информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающей включение потребителей образовательных услуг в оценку деятельности региональной системы образования. По итогам апробации было признано, что функционирование единой автоматизированной информационно-аналитической системы управления и оценки качества образования Волгоградской области позволит:
решить задачи контроля информационных процессов (потока информации, статистики) и тем самым повысить эффективность государственного управления сферой образования;
организовать взаимодействие участников образовательного процесса и тем самым повысить эффективность общественного управления образованием;
сформировать открытую образовательную среду, обеспечивающую доступ к образовательным услугам и сервисам, что повлияет на повышение качества образования.
К 2014 г. на уровне общеобразовательных организаций Волгоградской области используются разнообразные формы государственно-общественного управления образованием: попечительские советы; органы ученического самоуправления; школьные советы; благотворительные фонды развития и другие.
Развитие вариативности государственно-общественного управления на институциональном уровне выявило ряд проблем и факторов, затрудняющих его дальнейшее развитие:
недостаточность соответствующей нормативной правовой базы, регулирующей участие общественности в управлении образованием;
недостаточная заинтересованность представителей общественности в управлении и развитии образовательных организаций;
авторитарность большей части руководителей образовательных организаций;
низкий уровень правовой культуры и правосознания значительной части участников образовательного процесса.
Другой важной предпосылкой создания концепции развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области являются новые возможности, связанные с внедрением и использованием единой автоматизированной информационно-аналитической системы управления и оценки качества образования Волгоградской области.
Реализация Концепции развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области позволит решить указанные проблемы, а также обеспечит переход на качественно новый уровень взаимодействие субъектов государственных, образовательных и общественных структур, позволит усилить влияние общественной составляющей в управлении системой образования.
III. Цели и задачи Концепции
Целью настоящей Концепции является создание условий для эффективного взаимодействия субъектов государственных, образовательных и общественных структур, обеспечивающих соблюдение интересов человека, общества и государства в сфере образования.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
разработка рекомендаций, необходимых для создания и функционирования органов государственно-общественного управления образованием на уровне образовательной организации;
более широкое вовлечение общественности в формирование и реализацию образовательной политики Волгоградской области, стратегических программ и проектов Волгоградской области, муниципальных районов и городских округов региона, образовательных организаций в области образования;
организация обучения, обеспечивающего достижение уровня правовых экономических, управленческих знаний у представителей педагогической общественности и общественных структур;
повышение информационной открытости образовательных организаций для потребителей образовательных услуг;
развитие частно-государственного партнерства в системе образования;
развитие общественной экспертизы и общественного наблюдения в сфере образования.
Цели и задачи Концепции базируются на целях, принципах и задачах государственно-общественного управления образованием.
Цель государственно-общественного управления образованием – обеспечение ответственного взаимодействия в управлении образованием всех заинтересованных лиц.
Принципы, на которых базируется государственно-общественное управление образованием:
законность;
реализация и защита прав и законных интересов участников образовательного процесса;
приоритетность для систем управления качеством образования и качеством жизни обучающихся;
добровольность участия общественности в государственно-общественном управлении образованием;
охват всех уровней управления;
сохранение оптимального баланса государственной и общественной составляющих в системе государственно-общественного управления, их обязанностей, прав, полномочий и ответственности на всех уровнях управления в сфере общего образования;
открытость и доступность информации о государственно-общественном управлении образования.
Задачи государственно-общественного управления образования – способствовать:
вовлечению общественности в формирование и реализацию образовательной политики;
повышению эффективности государственной политики в области образования;
удовлетворению образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса;
реализации прав работников образовательной организации, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образованием.
IV. Основные принципы разработки и реализации Концепции
Разработка и реализация Концепции основывается на применении следующих принципов:
независимость и паритетность органов государственного и общественного управления образованием;
законность, предполагающая неукоснительное соблюдение законодательства;
целевая направленность деятельности субъектов государственно-общественного управления образованием на реализацию потребностей и интересов участников образовательного процесса, общества и государства;
открытость и гласность, в соответствии с которыми деятельность субъектов государственно-общественного управления системой образования открыта для всех участников образовательного процесса;
свобода самодеятельности, означающая возможность каждого субъекта управления свободно выбирать методы и средства осуществления управленческой деятельности;
согласованное распределение полномочий и сфер ответственности между государственными и общественными органами управления образованием на каждом его уровне и этапе функционирования и развития;
цивилизованное разрешение конфликтов и противоречий между государственными и общественными органами управления на каждом уровне образования через общепринятые согласительные механизмы и процедуры.
V. Функциональные требования к системе государственно-общественного управления образованием
Волгоградской области
Система государственно-общественного управления образованием предполагает интеграцию функций органов государственно-общественного управления на территории Волгоградской области, созданных на следующих уровнях управления:
региональный - при комитете образования и науки Волгоградской области;
территориальный - в муниципальных районах (городских округах) Волгоградской области при администрациях муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области, при органах, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области;
институциональный - в образовательных организациях Волгоградской области. Формирование и функционирование органов государственно-общественного управления осуществляется как по ведомственной принадлежности, так может носить и межведомственный характер.
В своей деятельности органы государственно-общественного управления образованием руководствуются общими целями, принципами и задачами государственно-общественного управления образованием, изложенными в разделах III и IV настоящей Концепции, при реализации которых учитываются масштаб и специфика уровня управления.
Цель деятельности государственно-общественного органа управления образованием региона (муниципального района и городского округа) - консолидация общественного и научного потенциала Волгоградской области для поддержки развития системы образования региона (муниципального района и городского округа), выработки предложений для формирования стратегических направлений развития системы образования Волгоградской области (муниципального района и городского округа), а также обеспечение общественного наблюдения и осуществление общественной экспертизы в сфере образования.
Государственно-общественный орган управления образованием региона (муниципального района и городского округа) обеспечивает согласованные действия регионального комитета образования и науки (органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Волгоградской области), общественных, профессиональных и научных сообществ в решении задач по развитию системы образования Волгоградской области (муниципального района и городского округа), является постоянно действующим совещательным (или коллегиальным) органом при комитете образования и науки Волгоградской области (органах, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Волгоградской области).
Цель деятельности государственно-общественного органа управления образованием образовательной организации - консолидация усилий всех заинтересованных лиц по определению стратегических направлений развития образовательной организации, поддержка ее развития; реализация и защита прав и законных интересов субъектов образовательных отношений; обеспечение открытости и доступности информации о деятельности образовательной организации.
На уровне региона, муниципального района и городского округа, образовательной организации могут создаваться:
объединения родителей и (или) законных представителей: попечительские советы, управляющие советы, наблюдательные советы, родительские комитеты, благотворительные фонды, советы отцов, советы матерей и другие;
объединения работников образовательных организаций: ассоциации, профессиональные советы, педагогические советы, советы образовательных организаций, общие собрания работников трудового коллектива, советы руководителей образовательных организаций и другие;
детские и юношеские общественные объединения: ученические советы, советы старшеклассников, ассоциации выпускников, а также иные объединения.
Государственно-общественное управление рассматривается как составная часть общей системы управления образованием с участием общества и общественных структур наряду с административно-профессиональным и общественно-профессиональным управлением.
В приложении к настоящей Концепции схематически представлена модель трехуровневой организационной структуры государственно-общественного управления образованием Волгоградской области, административно-профессионального и общественно-профессионального управления.
В модели отражены как реально существующие в практике управления образованием Волгоградской области, так и возможные структуры государственно-общественного, общественно-профессионального и административно-профессионального управления образованием на региональном, муниципальном и институциональном уровнях.
Выбор определенных структур государственно-общественного, административно-профессионального и общественно-профессионального управления определяется региональной, муниципальной спецификой и особенностями образовательных организаций, может быть различным для образовательных организаций, муниципальных районов (городских округов).
VI. Основные направления и этапы реализации Концепции
Реализация стратегических целей и задач развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области планируется по следующим направлениям:
формирование стратегии государственно-общественного управления образованием на региональном уровне, отражающей специфику региона, исторически сложившиеся приоритеты и ценности, культурные традиции и новации в образовании; государственно-общественное управление здесь должно стать органической частью региональной системы управления, условием творческого освоения и привлечения новых ресурсов, реализации возможностей своей территории;
создание целостного регионального пространства привлечения общественности к решению важнейших вопросов в сфере образования;
интеграция различных субъектов государственно-общественного управления в рамках региональной модели государственно-общественного управления образованием Волгоградской области;
совершенствование механизмов и форм социального партнёрства организаций образования, культуры, молодёжной политики, общественных объединений и др.;
совершенствование организационно-правовых условий развития государственно-общественного управления образованием, включая развитие нормативно-правовой базы государственно-общественного управления образованием на региональном, муниципальном, институциональном уровнях;
внедрение единой автоматизированной информационно-аналитической системы управления и оценки качества образования Волгоградской области;
информационное обеспечение и популяризация среди жителей Волгоградской области государственно-общественного управления;
научно-методическое и организационно-методическое сопровождение развития государственно-общественного управления образованием в Волгоградской области;
развитие кадрового потенциала и формирование качественного состава общественных управляющих, ориентированных на компетентно-профессиональное решение актуальных проблем в системе образования посредством их подготовки, переподготовки, повышения квалификации и самообразования.
Реализация Концепции предполагается в ходе двух этапов: проектно-технологического и внедренческого.
На первом (проектно-технологическом) этапе (2014-2015 годы) в рамках деятельности стажировочной площадки Волгоградской области по теме "Интегральная региональная модель государственно-общественного управления образованием", утвержденной приказом министерства образования и науки Волгоградской области от 22 августа 2014 г. № 1012:
проводится обсуждение, апробация модели государственно-общественного управления образованием Волгоградской области; по итогам апробации дается экспертная оценка;
осуществляется обучение педагогических и управленческих работников системы образования по государственно-общественному управлению образованием, подготовка общественных управляющих и общественно-профессиональных экспертов;
обеспечивается диссеминация выявленных эффективных практик государственно-общественного управления образованием;
создаются условия для функционирования единой автоматизированной информационно-аналитической системы управления и оценки качества образования Волгоградской области.
Завершение этапа предусматривается 30 декабря 2015 г.
На втором (внедренческом) этапе (2016-2018 годы) в рамках реализации государственной программы Волгоградской области "Развитие образования" на 2014–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства от 25 ноября 2013 г. № 668-п:
предусматривается коррекция региональной модели государственно-общественного управления образованием Волгоградской области, внесение необходимых изменений в нормативную базу ее функционирования;
обеспечивается функционирование единой автоматизированной информационно-аналитической системы управления и оценки качества образования Волгоградской области в пилотном режиме, отработка механизмов взаимодействия в системе образовательных организаций (обучающихся, педагогов, родителей, руководителей), регионального и муниципальных органов управления образованием, широкой общественности;
осуществляется подготовка общественных управляющих и общественно-профессиональных экспертов на регулярной основе;
осуществляется предъявление широкой общественности особенностей и эффектов деятельности структур государственно-общественного управления образованием на региональном, территориальном и институциональном уровнях.
Завершение этапа предусматривается 30 декабря 2018 г.
VII. Управление реализаций Концепции
Общую координацию деятельности по развитию системы государственно-общественного управления образованием осуществляет комитет образования и науки Волгоградской области, которое обеспечивает:
организационно-правовые условия развития государственно-общественного управления образованием;
координацию деятельности органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Волгоградской области, по реализации концепции развития государственно-общественного управления образованием в Волгоградской области;
информирование о ходе и результатах работы по созданию системы государственно-общественного управления образованием, популяризацию среди жителей Волгоградской области идеологии государственно-общественного управления.
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Волгоградская академия последипломного образования (далее – ГАОУ ДПО "ВГАПО") реализует научно-методическое и организационное сопровождение развития государственно-общественного управления образованием в Волгоградской области, кадровое обеспечение реализации интегральной региональной модели государственно-общественного управления образованием.
VIII. Оценка социально-экономической эффективности
реализации Концепции развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области
Реализация Концепции предполагает достижение следующих социально-экономических эффектов:
создание ситуации, при которой гражданское общество активно взаимодействует с государством через структуры и механизмы государственно-общественного управления образованием в решении актуальных задач для образования региона, муниципалитета, образовательной организации;
привлечение социальных партнёров в образовательное пространство организации, муниципалитета и региона и выстраивание эффективной системы социального взаимодействия с целью обеспечения баланса интересов семьи, общества, государства, школы;
переход к договорным отношениям и поощрение общественных инициатив в сфере образования с целью достижения качества и доступности образования;
привлечение дополнительных ресурсов посредством применения технологий фандрайзинга и выстраивания эффективного сотрудничества с социальными партнерами;
повышение инвестиционной привлекательности образования посредством развития механизмов развития частно-государственного партнёрства в сфере образования;
обеспечение прозрачности и открытости системы образования региона, предоставление возможности получения в реальном времени достоверной информации об образовательных организациях (статистические данные, особенности образовательного процесса, финансово-хозяйственная деятельность) посредством функционирования единой автоматизированной информационно-аналитической системы управления и оценки качества образования Волгоградской области.
В результате реализации Концепции произойдут качественные изменения системы управления образованием в направлении придания ей государственно-общественного, а затем – общественно-государственного характера, в котором не на словах, а на деле реализует своё право на управление "коллективный субъект принятия решений".
IX. Возможные риски реализации Концепции
Реализация Концепции, как реализации любой новации, сопровождается рисками и ограничениями, к числу которых относятся:
"сопротивление" органов, осуществляющих управление в сфере образованием по ряду причин (лишение части полномочий, а, следовательно, рычагов воздействия; потеря монополии в решении вопросов образования; появление определенной конкуренции);
риск построения вертикально-иерархических отношений между муниципальными органами управления образованием и общественными организациями;
опасность того, что процесс разделения ответственности между органами управления образованием и общественными институтами за эффективность расходования бюджетных средств и качество образования может войти в противоречие с нормативно-правовой базой;
опасность понимания развития государственно-общественного взаимодействия как усиления одной из сторон в интересах другой;
отсутствие мотивации у потенциальных кандидатов в органы государственно-общественного управления образованием;
риск "назначения" общественных управляющих: такой подход окажет негативное воздействие на саму идею и вызовет "тихий саботаж";
лоббирование популистских управленческих инициатив, содержательное дублирование органов государственно-общественного управления позиции администрации, или использование общественных организаций в качестве своего рода "ширмы" для поддержки административных решений;
отсутствие необходимой компетентности представителей общественности, что создает опасность развития непрофессионализма в системе государственно-общественного управления.
Начальник отдела общего образования Л.А.Ярославцева
Приложение
к Концепции развития
государственно-общественного
управления образованием
Волгоградской области
МОДЕЛЬ ТРЕХУРОВНЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
┌───────────────┐ ┌───────────────┐ ┌──────────────┐ ┌─────────────────┐ ┌─────────────────┐ ┌───────────────┐ ┌─────────────┐
│ Комитет │ │ Ресурсный │ │ Общественный │ │ Региональное │ │ Волгоградское │ │ Общественные │ │Волгоградская│
│ образования и │ │ центр │ │ совет по │ │ общественное │ │ региональное │ │ организации, │ │ областная │
│ науки │ │ региональной │ │ образованию │ │ объединение │ │ общественное │ │ объединения и │ │ организация │
│ Волгоградской │ │ сети │ │Волгоградской │ │ "Общественный │ │ движение │ │ ассоциации │ │ профсоюза │
│ области │ │государственно-│ │ области │ │благотворительный│ │ "Родительский │ │педагогической │ │ работников │
│ │ │ общественного │ └─┬────────────┴───┐ │ фонд развития │ │ комитет" │ │общественности │ │образования и│
│ │ │ управления │ │ Комиссии │ │ системы │ │ │ │ │ │ науки РФ │
│ │ │ образованием │ │государственно- │ │ образования │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ Волгоградской │ │ общественного │ │ Волгоградской │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ области │ │совета, включая │ │ области" │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ общественную │ └─────────────────┘ └─────────────────┘ └───────────────┘ │ │
│ │ │ │ │ приемную │ │ │
└───────────────┘ │ │ └────────────────┘ └─────────────┘
│ │
┌───────────────┐ │ │ ┌────────────────┐ ┌────────────────┐ ┌─────────────────┐ ┌────────────┐ ┌─────────────┐
│ Администрация │ │ │ │ Муниципальный │ │ Муниципальный │ │ Районная │ │ Предметные │ │ Районная │
│муниципального │ │ │ │государственно- │ │ Управляющий │ │ (городская) │ │методические│ │ (городская) │
│ района │ │ │ │ общественный │ │(попечительский)│ │ родительская │ │объединения │ │ организация │
│ (городского │ │ │ │ совет по │ │ совет по │ │ конференция │ │ педагогов │ │ профсоюза │
│ округа) │ │ │ │ развитию │ │ развитию │ └─────────────────┘ │ района │ │ работников │
│ │ │ │ │ образования │ │ образования │ ┌─────────────────┐ │ (города) │ │образования и│
│ Орган, │ │ │ └─┬──────────────┴─┐ └─┬──────────────┴┐ │ Совет │ └─┬──────────┴──┐ │ науки │
│осуществляющий │ │ │ │ Комиссии │ │ Сетевая │ │предпринимателей │ │ Проектные │ │ Российской │
│ управление в │ │ │ │ муниципально- │ │ структура │ └─────────────────┘ │ творческие │ │ Федерации │
│ сфере │ │ │ │ общественного │ │ Управляющих │ ┌─────────────────┐ │ группы │ │ │
│ образования │ │ │ │совета, включая │ │ советов │ │ Молодежные и │ │ педагогов │ │ │
│муниципального │ │ │ │ общественную │ │образовательных│ │ детские │ └─────────────┘ │ │
│ района │ │ │ │ приемную │ │ организаций │ │ общественные │ │ │
│ (городского │ │ │ └────────────────┘ └───────────────┘ │ организации и │ │ │
│ округа) │ │ │ │ ассоциации │ │ │
└───────────────┘ │ │ └─────────────────┘ └─────────────┘
│ │
┌───────────────┐ │ │ ┌───────────────┐ ┌─────────────────────┐ ┌─────────────────┐ ┌───────────────┐ ┌─────────────┐
│ Администрация │ │ │ │ Управляющий │ │ Некоммерческая │ │ Общешкольная │ │ Предметные │ │ Первичная │
│образовательной│ │ │ │ Совет │ │ организация │ │ конференция │ │ методические │ │ организация │
│ организации │ │ │ │образовательной│ │ "Общественный │ │ │ │ объединения │ │ профсоюза │
│ │ │ │ │ организации │ │ школьный фонд" │ │ │ │ (предметные │ │ работников │
│ │ │ │ └───────────────┘ └┬────────────────────┘ └┬────────────────┘ │ кафедры) │ │образования и│
│ │ │ │ │┌───────────────────┐ │┌───────────────┐ │ педагогов │ │ науки │
│ │ │ │ ││ Общее собрание │ ││ Конференция │ │образовательной│ │ Российской │
│ │ │ │ ├┤родителей учеников │ ││ родителей │ │ организации │ │ Федерации │
│ │ │ │ ││ школы │ ├┤образовательной│ └───────────────┘ │ │
│ │ │ │ ┌───────────────┐ │└───────────────────┘ ││ организации │ ┌───────────────┐ │ │
│ │ │ │ │Попечительский │ │┌───────────────────┐ │└───────────────┘ │ Детские и │ │ │
│ │ │ │ │ Совет │ ││ Попечительский │ │┌───────────────┐ │ молодежные │ │ │
│ │ │ │ │образовательной│ ├┤ совет │ ││ Родительский │ │ школьные │ │ │
│ │ │ │ │ организации │ │└───────────────────┘ ├┤ комитет │ │ общественные │ │ │
│ │ │ │ └───────────────┘ │┌───────────────────┐ │└───────────────┘ │ объединения │ │ │
│ │ │ │ ││ Контрольно- │ │┌───────────────┐ └───────────────┘ │ │
│ │ │ │ ├┤ ревизионная │ └┤ Совет отцов │ ┌───────────────┐ │ │
│ │ │ │ ││ комиссия │ └───────────────┘ │ Конференция │ │ │
│ │ │ │ │└───────────────────┘ │ обучающихся │ │ │
│ │ │ │ │┌───────────────────┐ │ (школьный │ │ │
│ │ │ │ └┤ Правление Фонда │ │ парламент) │ │ │
└───────────────┘ └───────────────┘ └───────────────────┘ └───────────────┘ └─────────────┘
┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Единая автоматизированная информационно-аналитическая система управления и оценки качества образования Волгоградской области │
└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Приложение 2
к приказу
министерства
образования и науки
Волгоградской области
от 23 декабря 2014 г. N 1682
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
N п/п
Наименование мероприятия
Срок исполнения
Ответственный исполнитель
1
2
3
4
1.
Совершенствование организационно-правовых условий развития государственно-общественного управления образованием
1.1.
Разработка и утверждение нормативных правовых актов, регламентирующих государственно-общественное управление образованием
2015 - 2018 годы
комитет образования и науки Волгоградской области (далее - комитет);
органы, осуществляющие управление в сфере образования муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области (далее - муниципальные органы управления образованием)
1.2.
Разработка и утверждение нормативных правовых актов, регламентирующих проведение процедур общественного аудита (экспертизы) расширения общественного участия в управлении образованием
2015 - 2016 годы
комитет;
Общественный совет при комитете;
государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Волгоградская академия последипломного образования" (далее - ГАОУ ДПО ВГАПО)
1.3.
Разработка и утверждение нормативных правовых актов, регламентирующих внедрение и функционирование единой автоматизированной информационно-аналитической системы управления и оценки качества образования Волгоградской области
2015 - 2016 годы
комитет;
муниципальные органы управления образованием; общеобразовательные организации;
образовательные организации, реализующие основную программу дошкольного образования
1.4.
Формирование института общественных экспертов
2015 - 2018 годы
комитет;
Общественный совет при комитете;
ГАОУ ДПО ВГАПО
2.
Информационное обеспечение и популяризация среди жителей Волгоградской области государственно-общественного управления образованием
2.1.
Организация общественных слушаний по актуальным проблемам развития образования на уровне региона, научно-методического округа, муниципалитета, образовательной организации
2014 - 2018 годы
комитет;
муниципальные органы управления образованием; образовательные организации
2.2.
Проведение мероприятий (круглых столов, конференций и др.) по вопросам развития государственно-общественного управления образованием
2014 - 2018 годы
комитет;
муниципальные органы управления образованием;
ГАОУ ДПО ВГАПО
2.3.
Обеспечение размещения информации о государственно-общественном управлении образованием на официальном портале Губернатора и Администрации Волгоградской области
2014 - 2018 годы
комитет
3.
Научно-методическое и организационно-методическое сопровождение развития государственно-общественного управления образованием в Волгоградской области
3.1.
Разработка методических рекомендаций и информационных сборников по вопросам государственно-общественного управления образованием для представителей общественности (общественных управляющих)
2014 - 2018 годы
ГАОУ ДПО ВГАПО;
ресурсный центр региональной сети органов государственно-общественного управления в системе образования Волгоградской области (далее - ресурсный центр)
3.2.
Открытие сетевых региональных инновационных площадок по вопросам развития государственно-общественного управления образованием в Волгоградской области, апробации различных моделей участия общественных управляющих в проектировании программ развития и основных образовательных программ образовательной организации; распределении стимулирующей части оплаты труда педагогов; в процедурах оценки качества образования
2015 - 2018 годы
комитет;
муниципальные органы управления образованием;
образовательные организации;
ГАОУ ДПО ВГАПО;
ресурсный центр
3.3.
Проведение мониторинга состояния государственно-общественного управления и самоуправления в образовательных организациях Волгоградской области
2015, 2018 годы
ГАОУ ДПО ВГАПО;
ресурсный центр
3.4.
Разработка и реализация научно-методических и образовательных программ, направленных на повышение эффективности взаимодействия государства и общества в сфере образования
2014 - 2018 годы
ГАОУ ДПО ВГАПО;
ресурсный центр
3.5.
Проведение конференции "Общественное участие в обеспечении реализации Государственной программы Волгоградской области "Развитие образования" на 2014 - 2020 гг." и публикация материалов в сборниках конференции
2015 год, 2018 год
комитет;
Общественный совет при комитете;
муниципальные органы управления образованием;
ГАОУ ДПО ВГАПО
3.6.
Аналитический отчет о ходе, результатах и эффектах реализации концепции государственно-общественного управления образованием в Волгоградской области
по итогам этапов реализации Концепции
комитет;
Общественный совет при комитете;
муниципальные органы управления образованием;
ГАОУ ДПО ВГАПО;
ресурсный центр
4.
Кадровое обеспечение реализации концепции развития государственно-общественного управления образованием
4.1.
Создание территориально распределенной по научно-методическим округам Образовательного кластера Волгоградской области сети тьюторов по подготовке общественных управляющих
2015 - 2018 годы
ГАОУ ДПО ВГАПО;
ресурсный центр
4.2.
Консультационное сопровождение деятельности команды региональных (муниципальных) тьюторов по обучению общественных управляющих
2015 - 2018 годы
ГАОУ ДПО ВГАПО;
ресурсный центр
4.3.
Подготовка специалистов для проведения мониторинга состояния государственно-общественного управления и самоуправления в образовательных организациях Волгоградской области
2015 - 2018 годы
ГАОУ ДПО ВГАПО;
ресурсный центр
4.4.
Проведение областного (муниципального) конкурса по номинациям: "Лидер ученического самоуправления", "Лучший управляющий совет", "Лучший общественный управляющий" и др.
2015 - 2018 годы
комитет;
Общественный совет при комитете;
муниципальные органы управления образованием;
образовательные организации;
ГАОУ ДПО ВГАПО;
ресурсный центр
4.5.
Диссеминация эффективного опыта государственно-общественного управления образованием, выявленного в конкурсных процедурах
2015 - 2018 годы
комитет;
муниципальные органы управления образованием;
ГАОУ ДПО ВГАПО;
ресурсный центр"
Начальник отдела общего образования Л.А.Ярославцева
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | "Волгоградская правда" № 247 от 31.12.2014 |
Рубрики правового классификатора: | 130.010.000 Образование (см. также 200.160.040), 130.010.030 Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс, 130.010.020 Управление системой образования (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: