Основная информация

Дата опубликования: 28 ноября 2012г.
Номер документа: RU23000201201231
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Краснодарский край
Принявший орган: Министрество социального развития и семейной политики Краснодарского края
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

от 28 ноября 2012 г. № 651

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Изменения и дополнения:

(приказ министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 10.09.2015 №1065 НГР:ru23000201500909)

Во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в целях оказания содействия органам опеки и попечительства Краснодарского края по организации комплексной медико-психолого-педагогической помощи семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить программу медико-психологического и педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - программа сопровождения замещающих семей) (приложение).

2. Рекомендовать начальникам управлений (отделов) по вопросам семьи и детства администраций муниципальных образований Краснодарского края использовать в работе программу сопровождения замещающих семей.

3. Отделу информационно-аналитической и методической работы управления правового обеспечения и организации гражданской службы (Паршиной) обеспечить официальное опубликование настоящего приказа.

4. Заместителю начальника отдела правового обеспечения в управлении правового обеспечения и организации гражданской службы (Гонтарю) в 7-дневный срок после принятия настоящего приказа направить копию в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника управления по опеке и попечительству несовершеннолетних министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края О.И. Гончарову.

6. Приказ вступает в силу со дня его подписания.

Первый заместитель министра

Т.Ф.Ковалева

Приложение

Утверждена

приказом

министерства социального развития

и семейной политики

Краснодарского края

от 28 ноября 2012 г. № 651

ПРОГРАММА

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,

ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Цель программы

Оказание комплексной (психологической, педагогической, медицинской, правовой и иной) пролонгированной помощи семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - замещающие семьи).

2. Задачи программы

1. Создание условий для успешной социализации и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство), в приемную семью, на патронатное воспитание (далее - подопечные дети).

2. Повышение уровня компетенции опекунов (попечителей), приемных родителей, патронатных воспитателей (далее - замещающих родителей) в социальных, юридических, медицинских, психологических, педагогических и иных вопросах.

3. Оказание углубленной специализированной помощи подопечным детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании.

4. Коррекция взаимоотношений между замещающими родителями и подопечными детьми, оптимизация детско-родительских отношений.

5. Проведение мониторинга адаптации, развития подопечных в замещающих семьях; подбор коррекционных методик для работы с детьми и семьями в соответствии с полученными результатами.

6. Содействие в трудовой занятости и организации летнего отдыха несовершеннолетних, переданных на воспитание в замещающие семьи, во взаимодействии с общеобразовательными учреждениями.

7. Оказание помощи в защите личных и имущественных прав и интересов подопечных, переданных на воспитание в замещающие семьи.

8. Создание положительного имиджа замещающих семей.

3. Направления работы

№ п/п

Направления работы с замещающими семьями

Формы работы с замещающими семьями

1

2

3

1.

Социально-психологическое

Изучение индивидуально-психологических особенностей подопечных, психодиагностика на всех этапах сопровождения, использование коррекционных методик для работы с семьей

Составление индивидуальных планов развития подопечных

Создание условий для адаптации ребенка в замещающей семье, в образовательном учреждении (школе, детском саду и т.д.).

Повышение уровня психологических знаний замещающих родителей

Мониторинг изменений психологического здоровья детей и родителей

Профилактика отклоняющегося от нормы поведения

Оказание помощи замещающим родителям в осуществлении ими родительской и социализирующей функции

Профилактика суицидов, жестокого обращения

2.

Социально-педагогическое

Мониторинг развития и воспитания подопечных в замещающих семьях

Изучение сферы дополнительных интересов ребенка с целью вовлечения его во внешкольные дела

Развитие эмоциональной сферы, личностного и интеллектуального потенциала, интересов, склонностей (повышение самооценки ребенка, снятие уровня тревожности, развитие коммуникативной сферы, навыков общения)

Профилактика правонарушений, отклоняющегося от нормы поведения несовершеннолетних, самовольных уходов подопечных из дома

Привитие подопечным практических навыков самостоятельной жизни; социализация подопечных в обществе

Обучение организации досуга

Оказание помощи в профориентации подопечных

3.

Социально-психотерапевтическое

Содействие в оказании квалифицированной медицинской помощи подопечному ребенку в замещающей семье

Санитарно-просветительская работа с замещающей семьей

Сохранение и укрепление здоровья членов замещающей семьи

Создание безопасных условий жизни подопечным в замещающей семье

4.

Социально-правовое

Защита прав и законных интересов подопечных (пенсии, пособия, алименты, жилищные вопросы и пр.)

Развитие навыков правовой культуры

Установление связи с родственниками подопечного

Сопровождение выпускников из замещающих семей

Участие замещающих семей в обучающих мероприятиях (собраниях, круглых столах, семинарах и пр.) и культурно-массовых (праздниках, конкурсах) в работе Клуба приемных родителей

4. Уровни сопровождения замещающих семей

В процессе сопровождения замещающие семьи получают помощь, в соответствии со своими потребностями на 3-х уровнях: базовом, кризисном, экстренном:

№ п/п

Уровни сопровождения замещающих семей

Содержание

Основные виды работы

Направление основной деятельности

1

2

3

4

5

1.

Базовый уровень сопровождения

На данном этапе замещающие родители проходят полный курс переподготовки

Консультации специалистов, диагностическое обследование семей психологом

Деятельность по сопровождению на базовом уровне направлена на повышение уровня психолого-педагогической компетентности замещающих родителей в вопросах воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на выявление и предотвращение кризиса

Тренинги, направленные на укрепление детско-родительских отношений

Семинары, собрания и пр.

Организация реабилитационного досуга (праздники, экскурсии, посещение театров и пр.)

Установление контактов с замещающей семьей, находящейся в аналогичной ситуации

Привлечение к участию в работе Клуба приемных родителей с целью раскрытия потенциала семьи

2.

Кризисный уровень сопровождения

На этом уровне сопровождения возрастает интенсивность сопровождения: семьи получают специализированную помощь по устранению возникших проблем, привлекаются узкопрофильные специалисты

Выезды на дом

Основной формой работы с семьей становится социально психологический патронаж.

Составляется индивидуальная программа сопровождения семьи

Привлечение узкопрофильных специалистов

Диагностика семейного кризиса

Работа со случаем

Индивидуальное консультирование

3.

Экстренный уровень сопровождения

На данном уровне сопровождения замещающие семьи получают незамедлительную помощь, привлекаются узкопрофильные специалисты.

Экстренное социально-психологическое консультирование по мобильному телефону

Помощь направлена на защиту детей от возможного жестокого обращения и на предотвращение: самовольных уходов подопечных из семей, детей, возврата в государственное учреждение.

Составляется индивидуальная программа сопровождения семьи.

Выезд мобильной службы

Работа со случаем

Ведение программы психологической реабилитации

Семейная психотерапия

Налаживание взаимодействия ребенка в детских коллективах (детского сада, школы и пр.)

5. Программа сопровождения замещающих семей

5.1. Базовый уровень

Цель

Задачи

Тема

Кол-во часов

Формы работы, кол-во часов

Формы контроля

индивидуальная работа

групповая работа

совместные занятия с детьми

Блок № 1. Организационный "Вводный" (3 часа)

Формирование у замещающих родителей положительной мотивации обучения в группе

1. Мотивация семьи на прохождение курса подготовки.

2. Обсуждение проблемных вопросов, связанных с адаптацией подопечных в условиях замещающей семьи

Знакомство.

Семья как система.

1 час

2 (Д) <*>

1 (Л) <**>

Вопросы

Диагностика условий семейного воспитания

2 часа

Блок № 2. Психодиагностическое исследование (4 часа)

(Блок предусматривает диагностику семьи как системы: исследуется структура семьи, ее динамичность, ценностные ориентации семьи и т.д.)

Диагностическое исследование семейной структуры

1. Диагностика каждого члена семьи с целью выявления ценностных ориентаций семьи.

Структурированное интервью с родителями. Диагностика родительского отношения к подопечному

1 час 30 мин.

2 (Д)

2 (Д)

Тесты, упражнения

2. Формирование у замещающих родителей четких представлений о роли каждого члена семьи в процессе воспитания ребенка

Цветовой тест отношений. Тест "Семья как дом". Правила семьи

1 час 30 ми

Диагностика супружеских отношений

1 час

Блок № 3. Юридический (5 часов)

(В данном блоке рассматриваются организационно-правовые основы функционирования принимающих семей, материальные и нематериальные права и обязанности замещающих родителей)

Повышение компетентности замещающих родителей в вопросах знания законодательной базы

Изучение законодательной базы по вопросам защиты прав и интересов подопечных и др.

Общий обзор нормативно-правовой базы в части защиты прав и интересов детей

3 час

1

2 (Л), 2 (К)

Вопросы

Федеральное и региональное законодательство в части предоставления дополнительных гарантий детям, оставшимся без попечения родителей

2 часа

Блок № 4. Психологический (32 часа)

(На данном этапе рассматриваются основные этапы развития личности ребенка (возрастной аспект), изучаются психологические проблемы подопечных детей в период адаптации в условиях замещающей семьи, психологические и психические особенности детей (депривация, формирование привязанности, психотравма, прошлый опыт ребенка). Большое внимание уделяется возрастной психологии (общие вопросы психологии развития ребенка, особенности развития ребенка на разных возрастных этапах, возрастные кризисы и новообразования; подходы к профилактике)

Осуществление психологической компетентности замещающих семей

1. Создание положительного эмоционального климата и продуктивной рабочей обстановки в группе.

2. Подготовка замещающих родителей к решению различных психологических проблем в воспитании подопечного ребенка

Психическое развитие ребенка в соответствии с возрастной периодизацией развития детей.

4 часа

4 (Д), 2 (К)

10 (Л),

6 (Т),

2 (Д),

2 (К)

4 (Т) <****>

2 (К)

Упражнения, вопросы, тесты, задания

Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей.

4 часа

Проявление нарушений в поведении подопечных детей и методы их преодоления

4 часа

Тренинговое занятие "Образ родителя"

4 часа

Особенности полового воспитания несовершеннолетних

4 часа

Тренинговое занятие "Трудное поведение".

Навыки управления трудным поведением

4 часа

Обеспечение безопасной среды для ребенка. Охрана здоровья ребенка.

4 часа

Особенности детско-родительских взаимоотношений в замещающей семье

4 часа

Блок № 5. Социальный (7 часов)

Повышение компетентности родителей в вопросах социализации подопечных

1. Социально-правовая защита детей, воспитывающихся в замещающих семьях.

2. Взаимодействие с общеобразовательными учреждениями.

3. Оказание содействия в постановке на льготный учет на получение жилья.

4. Оказание содействия в оформлении гражданства, пенсий, пособий и пр.

Нормативно-правовая документация по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2 часа

1 (К)

4 (Л)

2 (К)

Задания

Социально-правовая защита детей из замещающих семей

5 часов

Блок № 6. Медицинский (7 часов)

(В блоке дается лекционный материал о влиянии генетической наследственности на здоровье и поведение ребенка, об особенностях возрастного, физического развития детей, о наиболее часто встречаемых эмоциональных и поведенческих расстройствах (типы, проявления, работа с ними), о детских заболеваниях, в том числе, неврологических, профилактика заболеваний. Уделяется внимание основам гигиены и санитарии, здоровому образу жизни и оказанию первой доврачебной

помощи)

Повышение компетентности замещающих родителей в вопросах медицинской грамотности

Формирование реалистических представлений о роли генетики и социальных факторов в развитии ребенка

Часто встречаемые детские заболевания

1 час

2 (К)

3 (Л),

2 (К)

Вопросы, задания

Наследственные заболевания

2 часа

Эмоциональные и поведенческие расстройства

1 час

Оказание первой доврачебной помощи

2 часа

-

Основы гигиены и санитарии, здорового образа жизни

1 час

Блок № 7. Педагогический (7 часов)

(Педагогический блок рассматривает воспитательный потенциал семьи, раскрывает принципы, формы и методы воспитания детей в семье, особенности общения и взаимодействия замещающей семье. Уделяется внимание проблеме значения отношений с биологической семьей, вопросам конфликтологии)

Компетентность замещающих родителей в педагогических вопросах

1. Повышение уровня педагогической культуры родителей.

2. Формирование представлений о возможных педагогических проблемах воспитания подопечного ребенка.

3. Знакомство с различными формами, методами и принципами воспитания детей в замещающей семье.

4. Профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности, самовольных уходов подопечных из семей

Стили и уровни педагогического общения родителей и детей

2

1 (Д), 1 (К)

2 (Л),

2 (Т),

1 (К)

Упражнения, задания, вопросы

Основы конфликтологии

2 часа

Воспитательный потенциал семьи

2 часа

Уровень педагогической культуры замещающих родителей

1 час

Блок № 8. Экономический (2 часа)

Повышение компетентности замещающих родителей в вопросе экономической грамотности

Обучение решению вопросов планирования бюджета замещающей семьи, ведению учетной документации по расходованию денежных средств на содержание подопечного ребенка

1. Планирование семейного бюджета.

2 часа

2 (Л)

Задания

2. Нормы обеспечения подопечных.

1 часа

Блок № 9. Заключительный (5 часов)

Обобщение и закрепление полученных знаний

Обобщение основных стереотипов и ошибок замещающих родителей, а также выходы на правильные пути решения

Обобщение полученных знаний

4 часов

1 (К)

2 (Л)

2 (К)

Тесты, вопросы

Всего часов

72

9 (Д),

9 (К)

25 (Л),

8 (Т),

4 (Д),

7 (К)

4 (Т),

6 (К)

--------------------------------

<*> Д - диагностика, <**> Л - лекции, <***> К - консультирование, <****> Т - тренинги:

1. Лекции:

беседы с родителями о перспективах развития семейной системы;

лекции об индивидуальных психолого-педагогических особенностях детей, воспитывающихся в учреждениях государственной поддержки детства;

беседы с родителями при участии различных специалистов (социальных работников, юристов, психологов, психиатров и др.).

2. Тренинговые занятия:

групповые психологические занятия, направленные на развитие коммуникабельности, сплоченности и т.д.;

совместные групповые социально-психологические занятия для детей и замещающих родителей, участвующих в программе.

3. Диагностика:

индивидуальное и групповое диагностирование замещающих родителей и детей по различным психолого-педагогическим параметрам.

4. Консультирование:

Индивидуальные и групповые консультации для замещающих родителей со специалистами Службы сопровождения (психологом, педагогом, юристом, медицинским работником и др.);

индивидуальные консультации для замещающих родителей, детей с психологом (по запросу).

5.2. Кризисный уровень <*>

Цель

Задачи

Основные направления индивидуальной программы сопровождения семьи

Формы работы

Оказание специализированной помощи замещающей семье по устранению возникших проблем

Выявление причин возникновения проблем(ы) в замещающей семье

психологическое

Выезды на дом;

привлечение узкопрофильных специалистов;

диагностика семейного кризиса;

работа со случаем;

индивидуальное консультирование

Составление индивидуальной программы сопровождения семьи на кризисном уровне

социально-правовое

Организация социально-психологического патронажа семье с привлечением узкопрофильных специалистов

социально-педагогическое

Составление индивидуальной программы сопровождения семьи на посткризисном этапе

психолого-медико-педагогическая диагностика

психолого-коррекционное сопровождение

--------------------------------

<*> Содержание программы сопровождения замещающих семей является разработкой индивидуальной программы для каждой замещающей семьи, нуждающейся в дальнейшем сопровождении

5.3. Экстренный уровень <*>

Цель

Задачи

Основные направления индивидуальной программы сопровождения семьи

Формы работы

Оказание замещающей семье незамедлительной помощи, направленной на предотвращение самовольного ухода ребенка из семьи, возврата ребенка в государственное учреждение, защиту детей от возможного жестокого обращения и пр.

Выявление причин возникновения проблем(ы) в замещающей семье

психологическое

экстренное психологическое консультирование по мобильному телефону;

Составление индивидуальной программы сопровождения семьи на экстренном уровне

социально-правовое

выезды мобильной службы на дом;

привлечение узкопрофильных специалистов;

диагностика семейного кризиса;

работа со случаем;

ведение программы психологической реабилитации;

индивидуальное консультирование;

семейная психотерапия

Организация социально-психологического патронажа семье с привлечением узкопрофильных специалистов

социально-педагогическое

Составление индивидуальной программы сопровождения семьи на последующем этапе

психолого-медико-педагогическая диагностика

психолого-коррекционное

--------------------------------

<*> Содержание программы сопровождения замещающих семей является разработкой индивидуальной программы для каждой замещающей семьи, нуждающейся в дальнейшем сопровождении

Начальник отдела развития

семейных форм устройства детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей,

в управлении по опеке и попечительству

несовершеннолетних

Ю.Л.Босенко

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Документ официально опубликован не был от 10.09.2016
Рубрики правового классификатора: 070.080.000 Социальное обслуживание (см. также 200.160.030), 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать