Основная информация

Дата опубликования: 31 октября 2015г.
Номер документа: RU20000201500327
Текущая редакция: 3
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Чеченская Республика
Принявший орган: Государственный комитет по архитектуре и градостроительству Чеченской Республики
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ

ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПРИКАЗ

от 31.10.2015г. №69-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ АВТОНОМНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ «УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ» ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И (ИЛИ) РЕЗУЛЬТАТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ»

(в редакции приказа Государственного комитета по архитектуре и градостроительству Чеченской Республики от 21.12.2019г. №75-п, от 26.03.2019г. №34-п)

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210- ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011г. №373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг», постановлением Правительства Чеченской Республики от 31.01.2012 года №16 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый административный регламент предоставления государственным автономным учреждением «Управление государственной экспертизы Чеченской Республики» государственной услуги «Государственная экспертиза проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий».

2.  Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за начальником управления государственной экспертизы Чеченской Республики Х.Т. Мадаевым.

3. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию и вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Председатель

М.Р. Гайрбеков

Утвержден:

приказом Государственного комитета

по архитектуре и градостроительству

Чеченской Республики

от «31» 10.2016г. №69-п

Административный регламент

предоставления государственным автономным учреждением

«Управление государственной экспертизы Чеченской Республики»

государственной услуги «Государственная экспертиза проектной

документации и (или) результатов инженерных изысканий»

I. Общие положения Предмет регулирования регламента

1. Настоящий Административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) Государственного автономного учреждения «Управление государственной экспертизы Чеченской Республики» (ГАУ «Госэкспертиза ЧР») (далее - Учреждение), осуществляемых по заявлению физического или юридического лица либо их уполномоченными представителями, взаимодействие Учреждения с физическими или юридическими лицами либо их уполномоченными представителями, органами государственной власти, органами местного самоуправления при предоставлении Учреждением государственной услуги «Государственная экспертиза проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий» (далее - государственная услуга, государственная экспертиза), в том числе в электронном виде, в рамках полномочий, определенных Уставом Учреждения.

2. С 1 января 2017 года прием заявлений на предоставление государственной услуги в отношении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также капитального ремонта автомобильных дорог, которые расположены на территории Чеченской республики, предусматривается в электронной форме, с использованием «Портала государственных и муниципальных услуг (функций) Чеченской республики» (далее - «Портал»).

3. Одновременно с проведением государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий может проводиться проверка достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года №427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета», нормативными правовыми актами Чеченской республики, а также иными нормативными правовыми актами.

Круг заявителей

4. Предоставление государственной услуги осуществляется на основании письменного (или электронного) заявления о предоставлении государственной услуги любого физического или юридического лица либо их уполномоченных представителей (далее - заявитель).

Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги

5. Сведения о месте нахождения, справочные телефоны, адреса электронной почты Учреждения, информация по вопросам предоставления государственной услуги размещаются в информационнотелекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте www.gosexspertiza.ru (далее - официальный сайт), на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) www.gosuslugi.ru (далее - Единый портал), на региональном портале Чеченской Республики, на информационных стендах в помещении Учреждения и по телефону 8 (8712) 24-22-56.

6. На информационных стендах в доступных для ознакомления местах, на официальном сайте Учреждения и на Едином портале также размещается следующая информация:

текст Административного регламента с приложением; время приема заявителей;

порядок информирования о ходе предоставления государственной услуги;

порядок обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц Учреждения, предоставляющих государственную услугу.

7. Почтовый адрес для направления документов и обращений в Учреждение: 364063, г. Грозный, ул. Хрусталева д. 69;

8. Адрес электронной почты Учреждения: gosexspertiza@mail.ru.

9. График работы Учреждения:

понедельник- пятница с 9:00 до 18:00(перерыв с 13:00 до 14:00);

суббота, воскресенье - выходные.

10. Порядок получения консультаций по процедуре предоставления государственной услуги

Информация о процедуре предоставления государственной услуги предоставляется бесплатно.

Получение заявителями информации по процедуре предоставления государственной услуги осуществляется путем индивидуального и публичного информирования. Информирование о процедуре предоставления государственной услуги осуществляется в устной и письменной форме.

Индивидуальное устное информирование по процедуре предоставления государственной услуги осуществляется должностными лицами Учреждения при обращении заявителей лично или по телефону.

Индивидуальное письменное информирование по процедуре предоставления государственной услуги осуществляется должностными лицами Учреждения при обращении заявителей путем почтовых или электронных отправлений.

Ответ направляется в письменном виде с указанием должности лица, подписавшего ответ, а также фамилии и номера телефона непосредственного должностного лица Учреждения, подготовившего ответ.

Информация о процедуре предоставления государственной услуги должна представляться заинтересованным лицам оперативно, быть четкой, достоверной, полной.

11. Обязанности должностного лица при ответе на телефонные звонки, устные и письменные обращения заинтересованных лиц, требования к форме и характеру взаимодействия должностных лиц с заинтересованными лицами

При консультировании по телефону должностное лицо должно назвать свою фамилию, имя, отчество, должность, а затем в вежливой и корректной форме четко и подробно проинформировать обратившегося по интересующим вопросам.

При консультировании посредством индивидуального устного информирования должностное лицо дает заинтересованному лицу полный, точный и понятный ответ на поставленные вопросы.

Продолжительность индивидуального устного информирования каждого заинтересованного лица составляет не более 10 минут. В случае если подготовка ответа требует продолжительного времени, должностное лицо, осуществляющее индивидуальное устное информирование, предлагает заинтересованному лицу обратиться в письменном виде либо назначает другое удобное для заинтересованного лица время для устного информирования.

Время ожидания заинтересованного лица в очереди при индивидуальном устном консультировании не должно превышать 15 минут.

При консультировании по письменным обращениям заинтересованному лицу дается четкий и понятный ответ на поставленные вопросы, указываются фамилия, имя, отчество, должность и номер телефона должностного лица, подготовившего ответ. Письменный ответ на обращение направляется по почте на адрес заинтересованного лица в срок, не превышающий 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

12. Предоставление государственной услуги по экспертизе проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий посредством обращения заявителя в многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг по Чеченской Республике не предусмотрено, в связи отсутствием данной государственной услуги в перечне государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Чеченской Республики от 01.10.2013 №246 «Об утверждении перечня государственных услуг и типового перечня муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах Чеченской Республики».

(в редакции приказа Государственного комитета по архитектуре и градостроительству Чеченской Республики от 26.03.2019г. №34-п)

II. Стандарт предоставления государственной услуги Наименование государственной услуги

13. «Государственная экспертиза проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий».

Наименование органа исполнительной власти Чеченской Республики, предоставляющего государственную услугу

14. Уполномоченным органом исполнительной власти Чеченской республики по осуществлению полномочий в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий является Государственный комитет по архитектуре и градостроительству Чеченской Республики.

15. Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляет ГАУ «Госэкспертиза ЧР».

16. Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется ГАУ «Госэкспертиза ЧР». Не допускается требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными согласно распоряжению Правительства Чеченской Республики от 10 сентября 2012 №278-р «Об утверждении реестра государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Чеченской Республики».

(пункт 16 в редакции приказа Государственного комитета по архитектуре и градостроительству Чеченской Республики от 26.03.2019г. №34-п)

Описание результата предоставления государственной услуги

17. Результатом экспертизы результатов инженерных изысканий является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Результатом экспертизы проектной документации является заключение:

1) о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации результатам инженерных изысканий, заданию на проектирование, требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ (за исключением случаев проведения экспертизы проектной документации в соответствии с пунктом 1 части 3.3 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ);

2) о достоверности (положительное заключение) или недостоверности (отрицательное заключение) определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ».

(пункт 17 в редакции приказа Государственного комитета по архитектуре и градостроительству Чеченской Республики от 26.03.2019г. №34-п)

Срок предоставления государственной услуги,

в том числе с учетом необходимости обращения в организации,

участвующие в предоставлении государственной услуги, срок

выдачи (направления) документов, являющихся результатом

предоставления государственной услуги

18. Срок проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать 42 (сорок два) рабочих дня. Указанный срок продлевается по заявлению застройщика или технического заказчика не более чем на 20 (двадцать) рабочих дней.

(пункт 18 в редакции приказа Государственного комитета по архитектуре и градостроительству Чеченской Республики от 26.03.2019г. №34-п)

19. В течение не более 45 дней проводится государственная экспертиза:

а) результатов инженерных изысканий, которые направлены на государственную экспертизу до направления на эту экспертизу проектной документации;

б) проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении жилых объектов капитального строительства, в том числе со встроено-пристроенными нежилыми помещениями, не относящихся к уникальным объектам;

в) проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт которых будут осуществляться в особых экономических зонах.

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги

20. Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с:

- Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 4, ст. 445);

- Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, часть 1, ст. 16; 2005, № 30, ст. 3128; 2006, № 1, ст. 21; № 23, ст. 2380; № 31, ст. 3442; № 50, ст. 5279; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 21; № 21,ст. 2455; № 31, ст. 4012; № 45, ст. 5417; № 46, ст. 5553; № 50, ст. 6237; 2008, № 20, ст. 2251; № 20, ст. 2260; № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3604; №> 30, ст. 3616; № 52, ст. 6236; 2009, № 1, ст. 17; 2009, № 29, ст. 3601; 2009, № 48, ст. 5711; 2009, № 52, ст. 6419);

Федеральным законом от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Собрание законодательства РФ, 04 января 2010 год, № 1, ст. 5);

Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Собрание законодательства РФ, 28 июля 2008 год, № 30 (ч. 1), ст. 3579);

-              Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства РФ, 02 августа 2010 год, № 31, ст. 4179);

-              постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января-2006 года № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства» (Собрание законодательства РФ, 23 января

2006              год, № 4, ст. 392);

-              постановлением Правительства Российской Федерации от 05 марта

2007              года № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (Собрание законодательства РФ, 12 марта 2007 год, № 11, ст. 1336);

-              постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (Собрание законодательства РФ, 25 февраля 2008 год, № 8, ст. 744);

-              постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета» (Собрание законодательства РФ, 25 мая 2009 год, №21,ст. 2576);

постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 года № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (Собрание законодательства РФ, 30 мая 2011 год, № 22, ст. 3169);

-              приказом Федерального агентства по строительству и жилищно- коммунальному комплексу от 02 июля 2007 года № 186 «О порядке ведения реестра выданных заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и предоставления сведений, со- держащихся в этом реестре» (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 31, 30 июля 2007 год);

- приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 марта 2017 г. № 655/пр «Об утверждении формы заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и порядка оформления заключения о проверке досто15ерности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства».(опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 15 мая 2017 г, Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 мая 2017 г. Регистрационный № 46700)»;

(абзац в редакции приказа Государственного комитета по архитектуре и градостроительству Чеченской Республики от 21.12.2019г. №75-п)

Приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 796 «Об утверждении Требований к средствам электронной подписи и Требований к средствам удостоверяющего центра» (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 16, 16 апреля 2012 год);

приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. № 783/пр «Об утверждении требований к формату электронных документов, предоставляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства»,(опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (vww.pravo.gov.ru) 25 августа 2017 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 августа 2017 г. Регистрационный № 47947)»;

(абзац в редакции приказа Государственного комитета по архитектуре и градостроительству Чеченской Республики от 21.12.2019г. №75-п)

приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. № 341/пр «Об утверждении требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных, изысканий».(опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) от 21 августа 2018г, Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 августа 2018 г. Регистрационный № 51946)»;

(абзац в редакции приказа Государственного комитета по архитектуре и градостроительству Чеченской Республики от 21.12.2019г. №75-п)

законом Чеченской Республики от 14 июня 2007 г. N 31-рз "О градостроительной деятельности в Чеченской Республике" («Вести Республики" от 26 июня 2007 г. N 87);

постановлением Правительства Чеченской Республики от 31.01.2012 года № 16 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций» («Вести Республики» от 21.02.2012г. №33)»;

постановлением Правительства Чеченской Республики от 04.09.2012 №162 «Об утверждении Положения о Государственном комитете по архитектуре и градостроительству Чеченской Республики» («Вести Республики» от 19.09.2-12г. №176)»;

постановлением Правительства Чеченской Республики от 11 июля 2013 года №171 «Об утверждении Правил подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов исполнительной власти Чеченской Республики и их должностных лиц, государственных гражданских служащих Чеченской Республики» ("Вести Республики" от 27 июля 2013 г. N 142).

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги

21. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, представляются:

а) заявление о проведении государственной экспертизы, в котором указываются:

идентификационные сведения об исполнителях работ - лицах, осуществивших подготовку проектной документации и выполнивших инженерные изыскания (фамилия, имя, отчество, реквизиты документов, удостоверяющих личность, почтовый адрес места жительства индивидуального предпринимателя, полное наименование, место нахождения юридического лица);

идентификационные сведения об объекте капитального строительства, проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий в отношении которого представлены на государственную экспертизу (наименование объекта (объектов) предполагаемого строительства (реконструкции, капитального ремонта), почтовый (строительный) адрес объекта (объектов) капитального строительства, основные технико-экономические показатели объекта (объектов) капитального строительства (площадь, объем, протяженность, количество этажей, производственная мощность и другие));

идентификационные сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество, рек- визиты документов, удостоверяющих личность, почтовый адрес места жительства застройщика (технического заказчика) - физического лица, полное наименование юридического лица, место нахождения застройщика - юридического лица, а в случае, если застройщик (технический заказчик) и заявитель не одно и то же лицо, - указанные сведения также в отношении заявителя);

б) проектная документация на объект капитального строительства в соответствии с требованиями (в том числе к составу и содержанию разделов документации), установленными законодательством Российской Федерации, или в случае предоставления документов для проведения повторной государственной экспертизы проектной документации линейного объекта транспортной инфраструктуры, получившей положительное заключение государственной экспертизы , после внесения в такую проектную документацию изменения в отношении участков, и (или)дорожных сооружений линейных объектов транспортной инфраструктуры, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, - часть проектной документации и отношении участков, и (или) конструктивных элементов, и (или) дорожных сооружений линейных объектов транспортной инфраструктуры, в которую внесены указанные изменения;

(абзац в редакции приказа Государственного комитета по архитектуре и градостроительству Чеченской Республики от 21.12.2019г. №75-п)

в) задание на проектирование (или его копия в случае представления документов на бумажном носителе, если представление на бумажном носителе допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации);

г) результаты инженерных изысканий в соответствии с требованиями (в том числе к составу указанных результатов), установленными законодательством Российской Федерации;

д) задание на выполнение инженерных изысканий (или его копия в случае представления документов на бумажном носителе, если представление на бумажном носителе допускается в соответствии с законодательством РФ);

е) копия положительного сводного заключения о проведении публичного технологического аудита крупного инвестиционного проекта с государственным участием (в случае если проведение публичного технологического и ценового аудита является обязательным в соответствии с Положением о проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2013 г. № 382 «О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ»);

ж) документы, подтверждающие полномочия заявителя действовать от имени застройщика, технического заказчика (в случае, если заявитель не является техническим заказчиком и (или) застройщиком), в которых полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении государственной экспертизы (далее - договор) должны быть оговорены специально;

з) выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и (или) инженерных изысканий, членом которой является исполнитель работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, действительная на дату передачи проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий застройщику (техническому заказчику) (представляется в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется членство исполнителя работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и (или) в области инженерных изысканий;

и) сведения о решении Правительства РФ о разработке и применении индивидуальных сметных нормативов (в случае, если такое решение принято в соответствии с пунктом 30 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»).

л) документы, подтверждающие, что для исполнителя работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий не требуется членство в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и (или) в области инженерных изысканий по основаниям, предусмотренным частью 2.1 статьи 47 и частью 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (предоставляется, если не представлен документ, указанный в подпункте «з» пункта 21 настоящего Административного регламента).

выписка (выписки) из Единого государственного реестра юридических лиц;

выписка (выписки) из реестра акционеров (для исполнителей работ, являющихся юридическими лицами, созданными в организационно-правовой форме акционерных обществ);

договор (договоры) подряда на подготовку проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, в том числе в случае привлечения к исполнению обязательств по договору (договорам) иных лиц договор (договоры), заключенный (заключенные) генеральным подрядчиком с субподрядчиками (или их копии в случае представления документов на бумажном носителе, если представление на бумажном носителе допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации)»

(абзац в редакции приказа Государственного комитета по архитектуре и градостроительству Чеченской Республики от 21.12.2019г. №75-п)

м) документ, подтверждающий передачу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий застройщику (техническому заказчику) (или его копия в случае представления документов на бумажном носителе, если представление на бумажном носителе допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации)

(абзац в редакции приказа Государственного комитета по архитектуре и градостроительству Чеченской Республики от 21.12.2019г. №75-п)

22. Для проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий до направления проектной документации на государственную экспертизу представляются документы, указанные в подпунктах «а» и «г» - «м» пункта 21 настоящего Административного регламента.

(пункт 22 в редакции приказа Государственного комитета по архитектуре и градостроительству Чеченской Республики от 21.12.2019г. №75-п)

23. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации, подготовленной с использованием проектной документации повторного использования, и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, представляются документы, указанные в пункте 21 настоящего Административного регламента, а также:

( постановление Правительства РФ от 12 .11.2016г № 1169 п. 15)

а) положительное заключение государственной экспертизы в отношении применяемой проектной документации повторного использования и справка с указанием разделов представленной на государственную экспертизу проектной документации, которые не подверглись изменению и полностью соответствуют проектной документации повторного использования;

б) документ, подтверждающий право застройщика (технического заказчика) на использование проектной документации повторного использования, исключительное право на которую принадлежит иному лицу (договор об отчуждении исключительного права, лицензионный договор, сублицензионный договор и тому подобные);

в) документ, подтверждающий аналогичность назначения и проектной мощности проектируемого объекта капитального строительства и соответствие природных и иных условий территории, на которой планируется осуществлять строительство такого объекта капитального строительства, назначению, проектной мощности объекта капитального строительства и условиям территории, с учетом которых проектная документация повторного использования, которая использована для проектирования, подготавливалась для первоначального применения, в случае если законодательством Российской Федерации установлено требование о подготовке проектной документации с обязательным использованием проектной документации повторного использования.

(пункт 23 в редакции приказа Государственного комитета по архитектуре и градостроительству Чеченской Республики от 21.12.2019г. №75-п)

24. Для проведения государственной экспертизы проектной документации после проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, представляются документы, указанные в пункте 21 настоящего Административного регламента (за исключением копии задания на выполнение инженерных изысканий, а также выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, членом которой является исполнитель работ по выполнению инженерных изысканий, или документов, подтверждающих, что для исполнителя работ по выполнению инженерных изысканий не требуется членство в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий), и положительное заключение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, при этом результаты инженерных изысканий повторно не представляются. В случае подготовки проектной документации с использованием проектной документации повторного использования также представляются документы, указанные в пункте 23 настоящего Административного регламента.

(пункт 24 в редакции приказа Государственного комитета по архитектуре и градостроительству Чеченской Республики от 21.12.2019г. №75-п)

25. Повторная государственная экспертиза осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Административным регламентом для проведения первичной государственной экспертизы.

В случае если недостатки, послужившие основанием для отрицательного заключения государственной экспертизы, можно устранить без возврата документов, представленных на бумажном носителе, и заявитель не настаивает на возврате таких документов, организация по проведению государственной экспертизы устанавливает срок для устранения таких недостатков. В этом случае документы, представленные на государственную экспертизу, заявителю не возвращаются. После их доработки заявитель представляет в организацию по проведению государственной экспертизы часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий с внесенными изменениями и справку с описанием этих изменений

(пункт 25 в редакции приказа Государственного комитета по архитектуре и градостроительству Чеченской Республики от 26.03.2019г. №34-п)

26. Заявление составляется в письменной форме либо в электронном виде. Рекомендуемая форма заявления приведена в Приложении №1 к настоящему Административному регламенту.

27. Представление в электронной форме документов, указанных в пунктах 21-24 настоящего Административного регламента, осуществляется с использованием в том числе федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". До наступления сроков, предусмотренных подпунктами "к" и "л" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", в случае если документы представляются на бумажном носителе, в договоре о проведении государственной экспертизы может быть предусмотрено, что проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий могут представляться также в электронной форме.

28. Документы, представляемые в электронной форме, подписываются руководителем Учреждения или уполномоченным им лицом с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, предусмотренной Федеральным законом "Об электронной подписи".

Запрет требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий при предоставлении государственной услуги

Представляемые в электронной форме документы, должны соответствовать требованиям, установленным Министерством строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации.

(абзац 3 введен  в редакции приказа Государственного комитета по архитектуре и градостроительству Чеченской Республики от 21.12.2019г. №75-п)

29. Запрещается требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги, за исключением случая предусмотренного пунктом 17 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05 марта 2007 года № 145.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги

30. Решение об оставлении без рассмотрения документов, представленных для проведения государственной экспертизы, принимается при наличии следующих оснований:

а) государственная экспертиза должна осуществляться иной организацией по проведению государственной экспертизы;

б) документы представлены с нарушением требований, предусмотренных подпунктами «к» и «л» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».

31. Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги:

а) отсутствие в проектной документации разделов, предусмотренных частями 12 и 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

б) несоответствие разделов проектной документации требованиям к содержанию разделов проектной документации, установленным в соответствии с частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

в) несоответствие результатов инженерных изысканий составу и форме, установленным в соответствии с частью 6 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

г) представление не всех документов, указанных в пунктах 21-24 настоящего Административного регламента, необходимых для проведения государственной экспертизы, в том числе отсутствие положительного заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий (в случае, если проектная документация направлена на государственную экспертизу после государственной экспертизы результатов инженерных изысканий);

д) подготовка проектной документации, представленной на государственную экспертизу, лицом, которое не соответствует требованиям, указанным в частях 4 и 5 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

е) выполнение инженерных изысканий, результаты которых направлены на государственную экспертизу, лицом, которое не соответствует требованиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

32. Утратил силу (в редакции приказа Государственного комитета по архитектуре и градостроительству Чеченской Республики от 26.03.2019г. №34-п)

33.              (Утратил силу (в редакции приказа Государственного комитета по архитектуре и градостроительству Чеченской Республики от 26.03.2019г. №34-п)

34.              Утратил силу (в редакции приказа Государственного комитета по архитектуре и градостроительству Чеченской Республики от 26.03.2019г. №34-п)

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или

отказа в предоставлении государственной услуги

35.              При выявлении в проектной документации и (или) результатах инженерных изысканий в процессе проведения государственной экспертизы недостатков (отсутствие (неполнота) сведений, описаний, расчетов, чертежей, схем и т.п.), которые не позволяют сделать выводы, указанные в пункте 17 настоящего Административного регламента, Учреждение незамедлительно уведомляет заявителя о выявленных недостатках и устанавливает при необходимости срок для их устранения. В случае, если выявленные недостатки невозможно устранить в процессе государственной экспертизы, или заявитель в установленный срок их не устранил, Учреждение отказывается от дальнейшего проведения экспертизы и ставит вопрос о досрочном расторжении договора, о чем в течение трех рабочих дней со дня принятия решения письменно уведомляет заявителя, с указанием мотивов принятого решения.

(пункт 35 в редакции приказа Государственного комитета по архитектуре и градостроительству Чеченской Республики от 26.03.2019г. №34-п)

Перечень услуг, которые являются необходимыми и

обязательными для предоставления государственной услуги

36.              Необходимые и обязательные услуги для предоставления государственной услуги отсутствуют.

Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины

или иной платы взимаемой за предоставление государственной

услуги

37.              Предоставление государственной услуги начинается после представления заявителем документов, подтверждающих внесение платы за проведение государственной экспертизы в соответствии с договором, и завершается направлением (вручением) заявителю заключения государственной экспертизы.

38.              Размер платы за предоставление государственной услуги, а также порядок ее взимания определяется в соответствии с пунктами 51-60 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05 марта 2007 года № 145.

Максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления о

13

предоставлении государственной услуги и при получении результата

предоставления государственной услуги

39.              Максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления о предоставлении государственной услуги не должен превышать 15 минут.

Срок и порядок регистрации заявления о предоставлении государственной услуги, в том числе в

электронной форме

40.              Регистрация заявления о предоставлении государственной услуги осуществляться в соответствии с правилами делопроизводства.

Заявитель имеет право направить в адрес Учреждения запрос о предоставлении услуги на бумажном носителе или в электронном виде посредством электронной              почты,              федеральной государственной

информационной системы              «Единый портал государственных и

муниципальных услуг» и государственной системы «Портал государственных услуг Чеченской республики».

Запрос о предоставлении государственной услуги, поступивший в электронном виде, выводится на печать.

Прием и регистрация запроса о предоставлении государственной услуги осуществляется в отделе делопроизводства.

На лицевой стороне запроса проставляется регистрационный номер и указывается дата поступления.

Далее запрос о предоставлении государственной услуги направляется в уполномоченный отдел.

Требования к помещениям, в которых предоставляется

государственная услуга, к месту ожидания и приема

заявителей, размещению и оформлению визуальной,

текстовой и мультимедийной информации о порядке

предоставления государственной услуги

41.              Помещения для приема заявителей должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологических нормативов и правил пожарной безопасности, в том числе требованиям доступности для инвалидов указанных мест в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

42.              Таким образом, помещения оборудуются пандусами, расширенными проходами, позволяющими обеспечить беспрепятственный доступ заявителей с ограниченными физическими возможностями, включая заявителей, использующих кресла-коляски.

43.              Вход в помещение также оборудуется лестницей с поручнями, а также пандусами для беспрепятственного передвижения кресел-колясок.

14

44.              В месте ожидания заявителей оборудуется одно место для инвалида на кресле - коляске или пользующегося костылями (тростью).

45.              Рабочие места специалистов оборудуются компьютерами и оргтехникой, позволяющими своевременно и в полном объеме получать справочную информацию и организовывать предоставление государственной услуги в полном объеме. Обеспечиваются доступом в информационнотелекоммуникационную сеть «Интернет», бумагой, расходными материалами и канцтоварами в количестве, достаточном для предоставления государственной услуги.

46.              В приемной и коридорах Учреждения для лиц, ожидающих прием документов, отводятся места, оборудованные стульями, кресельными секциями, столами (стойками) для возможности оформления документов. Помещения для предоставления государственной услуги не должны создавать затруднения для лиц с ограниченными возможностями.

47.              Информация о порядке предоставления государственной услуги размещается на информационных стендах в помещениях Учреждения.

48.              Дополнительные требования к размещению и оформлению помещений, размещению и оформлению визуальной, текстовой и мультимедийной информации, оборудованию мест ожидания, парковочным местам, местам для информирования заявителей, получения информации и заполнения необходимых документов, местам ожидания заявителей и их приема не предъявляются.

Показатели доступности и качества государственной услуги

49.              Показателями доступности и качества государственной услуги являются:

соблюдение сроков предоставления государственной услуги и условий ожидания приема;

своевременное, полное информирование о государственной услуге посредством форм информирования, предусмотренных пунктами 5-12 Административного регламента;

обоснованность отказов в предоставлении государственных услуг;

соответствие должностных инструкций ответственных должностных лиц, участвующих в предоставлении государственной услуги, Административному регламенту в части описания в них административных действий, профессиональных знаний и навыков.

Соответствие исполнения Административного регламента требованиям к качеству и доступности предоставления государственной услуги осуществляется на основе анализа практики применения Административного регламента.

Анализ практики применения Административного регламента проводится руководителем Учреждения один раз в год.

Результаты анализа практики применения Административного

15

регламента размещаются на официальном сайте Учреждения в информационно-коммуникационной сети Интернет (далее - сеть «Интернет»), а также используются для принятия решения о необходимости внесения изменений в административный регламент в целях оптимизации административных процедур, уменьшения сроков исполнения административных процедур и административных действий.

Иные требования, в том числе учитывающие особенности

предоставления государственной услуги в электронной

форме

50.              Обеспечивается возможность получения заявителем информации о предоставляемой государственной услуге на официальном сайте Учреждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и «Портале».

51.              Для получения доступа к подсистеме «личный кабинет» «Портала»

заявители должны использовать сертифицированные средства электронной подписи в соответствии с требованиями к средствам электронной подписи и средствам удостоверяющего центра, установленными приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 796 «Об утверждении              Требований к средствам электронной подписи и

Требований к средствам удостоверяющего центра».

При подаче запроса (заявления) в электронной форме с использованием «Портала» заявитель заполняет интерактивную форму запроса (заявления) и предоставляет необходимые документы (сведения) в форматах, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. № 783/пр «Об утверждении требований к формату электронных документов, предоставляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства».(Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 августа 2017 г. Регистрационный № 47947)», а также подписанных в установленном порядке.

(в редакции приказа Государственного комитета по архитектуре и градостроительству Чеченской Республики от 21.12.2019г. №75-п)

III.              Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур

в электронной форме

52.              Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:

а)              прием и регистрация документов, необходимых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий;

б)              принятие решения о предоставлении государственной услуги либо об отказе в представлении государственной услуги, подготовка уведомления об отказе в представлении государственной услуги (об устранении недостатков);

в)              заключение договора;

г)              проведение государственной экспертизы;

д)              выдача заключения государственной экспертизы.

Формирование и направление межведомственных запросов в органы

(организации), участвующие в предоставлении государственной услуги не предусмотрено.

53.              Описание последовательности действий при предоставлении государственной услуги приведено на Блок-схеме (Приложение № 2 к настоящему Административному регламенту).

Прием и регистрация документов, необходимых для проведения

государственной экспертизы проектной документации и (или)

результатов инженерных изысканий

54.              Основанием для начала административной процедуры является получение Учреждением заявления.

Поступившее в Учреждение заявление регистрируется работниками структурного подразделения Учреждения, ответственного за прием документов, в соответствии с правилами делопроизводства и направляется в ответственное структурное подразделение Учреждения в установленном порядке.

55.              Критерием принятия решения о приеме заявления является наличие заявления и иных документов, предусмотренных настоящим Административного регламента.

56.              Результатом выполнения административной процедуры по приему заявления является его направление в ответственное структурное подразделение Учреждения.

57.              Способ фиксации результата административной процедуры по приему заявления, в том числе в электронной форме - регистрация заявления в структурном подразделении Учреждения, ответственном за прием документов.

Принятие решения о предоставлении государственной

услуги либо об отказе в представлении государственной

услуги, подготовка уведомления об отказе в

представлении государственной услуги

58.              Основанием для начала процедуры принятия решения о предоставлении государственной услуги либо о непредставлении государственной услуги, подготовке уведомления о непредставлении государственной услуги, является поступление заявления в ответственное структурное подразделение Учреждения.

59.              Учреждение в течение 3 рабочих дней со дня получения от заявителя документов, указанных в пунктах 21-24 настоящего

17

Административного регламента, осуществляет их проверку.

60.              В срок, указанный в пункте 59 настоящего Административного регламента, заявителю представляется (направляется) проект договора с расчетом размера платы за проведение государственной экспертизы, подписанный со стороны Учреждения, либо мотивированный отказ в принятии документов, представленных для проведения государственной экспертизы, или в отношении указанных документов принимается решение об оставлении их без рассмотрения.

61.              В случае принятия решения об оставлении без рассмотрения документов, представленных для проведения государственной экспертизы, заявитель уведомляется о принятом решении с указанием мотивов его принятия.

62.              В случае принятия решения об оставлении без рассмотрения документов, представленных для проведения государственной экспертизы, или об отказе в их принятии документы, представленные на бумажном носителе, возвращаются (за исключением заявления о проведении государственной экспертизы) заявителю. Документы, представленные в электронной форме (за исключением заявления о проведении государственной экспертизы), подлежат хранению в течение не менее чем 3 месяцев.

В случае если недостатки в представленных на бумажном носителе документах, послужившие основанием для отказа в принятии документов на государственную экспертизу, можно устранить без возврата документов и заявитель не настаивает на их возврате, Учреждение устанавливает срок для устранения таких недостатков, который не должен превышать 30 дней.

При наличии возможности устранения в представленных в электронной форме документах недостатков, послуживших основанием для отказа в принятии документов на государственную экспертизу, Учреждение устанавливает срок для устранения таких недостатков, который не должен превышать 30 дней.

63.              Уведомление об отказе в представлении государственной услуги (об устранении недостатков) передается специалистом на подпись руководителю Учреждения или первому заместителю руководителя Учреждения (далее - должностное лицо).

64.              Должностное лицо подписывает уведомление об отказе в представлении государственной услуги (об устранении недостатков), которое после регистрации в установленном порядке передается для направления заявителю.

65.              Максимальный срок выполнения действия по принятию решения о предоставлении государственной услуги - в течение трех рабочих дней, со дня регистрации заявления в структурном подразделении Учреждения, ответствен- ном за прием документов.

18

Заключение договора

66.              В срок, указанный в пункте 59 настоящего Административного регламента, заявителю представляется (направляется) проект договора с расчетом размера платы за проведение государственной экспертизы, подписанный со стороны Учреждения.

67.              Правовое регулирование договора осуществляется по правилам, установленным гражданским законодательством Российской Федерации применительно к договору возмездного оказания услуг.

68.              В договоре определяются:

а)              предмет договора;

б)              срок проведения государственной экспертизы и порядок его продления в пределах, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации и Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от05 марта2007 года№ 145;

в)              размер платы за проведение государственной экспертизы;

г)              порядок, допустимые пределы и сроки внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий в процессе про- ведения государственной экспертизы;

д)              порядок и сроки возврата заявителю документов, представленных на бумажном носителе, если представление документов на бумажном носителе допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации, принятых для проведения государственной экспертизы;

е)              условия договора, нарушение которых относится к существенным нарушениям, дающим право сторонам поставить вопрос о его досрочном расторжении;

ж)              ответственность сторон за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договора, в том числе за несвоевременный возврат или приемку документов, представленных на государственную экспертизу на бумажном носителе.

Проведение государственной экспертизы

69.              Основанием для проведения государственной экспертизы является предоставление заявителем полного комплекта документов в соответствии с требованиями настоящего Административного регламента и поступление на расчетный счет Учреждения оплаты за проведение государственной экспертизы в соответствии с договором.

70.              После поступления оплаты на расчетный счет Учреждения оформляется дело государственной экспертизы, в оперативном плане работы ставится отметка о принятии документации в работу, отмечается срок окончания государственной экспертизы в соответствии с условиями договора

19

на проведение государственной экспертизы.

71.              Руководитель Учреждения назначает ответственных лиц по подготовке сводного заключения по объекту, согласовывает список экспертов, участвующих в проведении государственной экспертизы объекта и устанавливает плановый срок первого этапа государственной экспертизы по подготовке замечаний (при их наличии), а также плановый срок окончания проведения государственной экспертизы (не позднее, чем за пять рабочих дней до срока окончания государственной экспертизы по договору).

72.              Утратил силу (в редакции приказа Государственного комитета по архитектуре и градостроительству Чеченской Республики от 26.03.2019г. №34-п)

73.              При проведении государственной экспертизы заявителем может

осуществляться оперативное внесение изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий в порядке, установленном договором. Замечания выдаются заявителю в письменной форме с сопроводительным письмом, в котором устанавливается срок устранения замечаний с учетом срока              окончания              проведения

государственной экспертизы по договору. Замечания должны быть устранены заявителем в срок, указанный в договоре на проведение государственной экспертизы, но не позднее, чем за 10 рабочих дней до окончания срока проведения государственной экспертизы по договору.

74.              Доработанная по замечаниям документация рассматривается в Учреждении в срок не позднее окончания срока проведения государственной экспертизы на условиях заключенного с заявителем договора.

75.              При проведении государственной экспертизы Учреждение вправе в установленном порядке:

а)              истребовать от органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций сведения и документы, необходимые для проведения государственной экспертизы;

б)              истребовать от заявителя предоставления расчетов конструктивных и технологических решений, а также материалов инженерных изысканий;

в)              привлекать на договорной основе к проведению государственной экспертизы иные государственные и (или) негосударственные организации, а также специалистов.

г) Организация по проведению государственной экспертизы при необходимости может дополнительно истребовать от заявителя представления расчетов конструктивных и технологических решений, используемых в проектной документации, а также материалов инженерных изысканий. Указанные расчеты и материалы должны представляться заявителем в 5-дневный срок после получения соответствующего запроса. Не допускается истребование от заявителей иных сведений и документов.

(подпункт «г» введен в редакции приказа Государственного комитета по архитектуре и градостроительству Чеченской Республики от 21.12.2019г. №75-п)

76.              Результатом административной процедуры является заключение по результатам государственной экспертизы, содержащее выводы о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение):

а)              проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий - в случае, если осуществлялась государственная экспертиза проектной документации;

б)              результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов - в случае, если осуществлялась государственная экспертиза результатов инженерных изысканий;

в)              проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов - в случае, если одновременно осуществлялась государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий.

77.              При представлении заявителем документов в электронном виде для проведения экспертизы заключение экспертизы оформляется в виде электронного документа в формате pdf, а также в форме документа на бумажном носителе, если это предусмотрено в заявлении и (или) договоре.

В случае если документы для проведения экспертизы представлены на бумажном носителе, заключение экспертизы оформляется на бумажном носителе, прошивается с указанием количества листов на оборотной стороне заключения, подписывается экспертами - лицами, аттестованными на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и участвовавшими в проведении государственной экспертизы, утверждается начальником Учреждения или уполномоченным им лицом».

(пункт 77 в редакции приказа Государственного комитета по архитектуре и градостроительству Чеченской Республики от 26.03.2019г. №34-п)

78.              При проведении государственной экспертизы открывается дело государственной экспертизы. Дела государственной экспертизы относятся к архивным документам постоянного хранения. Их уничтожение, а также исправление и (или) изъятие находящихся в них документов не допускаются. В дело государственной экспертизы помещаются:

а) заявления о проведении государственной экспертизы (первичной и повторной);

б) копия договора;

в) документы, содержащие выводы, сделанные привлеченными на договорной основе к проведению экспертизы организациями и (или) специалистами;

г) заключения государственной экспертизы (первичные и повторные);

д) иные связанные с проведением государственной экспертизы документы (копии документов), определенные законодательством Российской Федерации и организацией по проведению государственной экспертизы.

(в редакции приказа Государственного комитета по архитектуре и градостроительству Чеченской Республики от 26.03.2019г. №34-п)

79.              Повторная государственная экспертиза осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Административным регламентом для проведения первичной государственной экспертизы. Экспертной оценке при проведении повторной государственной экспертизы подлежит часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией и (или) результатами инженерных изысканий, в отношении которых была ранее проведена государственная экспертиза. В случае если после проведения первичной (предыдущей повторной) государственной экспертизы в законодательство Российской Федерации внесены изменения, которые могут повлиять на результаты государственной экспертизы, экспертной оценке могут быть подвергнуты представленные проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий в полном объеме.

80. Проектная документация на объект капитального строительства может представляться применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

81. В случае если проектная документация и результаты инженерных изысканий подлежат государственной экспертизе органами исполнительной власти Чеченской Республики или подведомственным им государственными учреждениями, документы, необходимые для проведения государственной экспертизы, представляются в организацию уполномоченную на проведению государственной экспертизы в Чеченской Республике по месту расположения земельного участка, на котором предполагается осуществлять строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объекта капитального строительства.

(пункт 80, 81 введены в редакции приказа Государственного комитета по архитектуре и градостроительству Чеченской Республики от 21.12.2019г. №75-п)

Выдача заключения государственной экспертизы

80.              Основанием для начала административной процедуры является наличие оформленного в установленном порядке заключения государственной экспертизы.

81.              Заключение              государственной экспертизы готовится              и

подписывается лицами, аттестованными на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (далее - эксперт) и участвовавшими в проведении государственной экспертизы, и утверждается руководителем Учреждения или уполномоченным им лицом. Заключение государственной экспертизы, подготовленное в электронной форме, подписывается экспертами, участвовавшими в              проведении государственной              экспертизы,              с

использованием усиленной квалифицированной электронной подписи и утверждается руководителем Учреждения либо уполномоченным им лицом путем подписания заключения усиленной квалифицированной электронной подписью.

82.              Требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы устанавливаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

83.              При представлении заявителем документов в электронной форме для проведения государственной экспертизы проектной документации выдача заключения государственной экспертизы осуществляется в электронной форме, а также в форме документа на бумажном носителе, если это предусмотрено в заявлении и (или) договоре. В случае если документы для проведения государственной экспертизы представлены на бумажном носителе, выдача заключения государственной экспертизы осуществляется на руки заявителю или путем направления заказного письма. Положительное заключение государственной экспертизы на бумажном носителе выдается в 4 экземплярах, отрицательное заключение - в 2-х.

Проектная документация, копия задания на проектирование, результаты инженерных изысканий и копия задания на выполнение инженерных изысканий, представленные на бумажном носителе, подлежат возврату заявителю в сроки и в порядке, которые определены договором. Указанные документы, представленные в электронной форме, возврату не подлежат.

(пункт 83 в редакции приказа Государственного комитета по архитектуре и градостроительству Чеченской Республики от 26.03.2019г. №34-п)

84.              Результатом административной процедуры является отметка на сопроводительном письме к выдаваемым документам о получении заявителем документов на руки или уведомление о вручении при отправке документов по почте.

85.              Учреждение ведет реестр выданных заключений государственной экспертизы, в котором указываются:

а)              идентификационные сведения об исполнителях работ;

б)              идентификационные сведения об объекте капитального строительства, проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий в отношении которого представлены на государственную экспертизу;

в)              идентификационные сведения о застройщике и техническом заказчике;

г)              сведения о результате государственной экспертизы (отрицательное или положительное заключение);

д)              дата выдачи и реквизиты заключения.

86.              Информация, содержащаяся в реестре выданных заключений государственной экспертизы, является открытой и предоставляется любому лицу в течение 10 дней со дня получения Учреждением письменного запроса.

Порядок ведения реестра выданных заключений государственной экспертизы и предоставления сведений, содержащихся в реестре, устанавливается Министерством строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации.

87.              В случае утраты заключения государственной экспертизы заявитель вправе получить в Учреждении дубликат этого заключения. Выдача дубликата осуществляется бесплатно в течение 10 дней со дня получения указанной организацией письменного обращения.

IV.              Формы контроля за исполнением Административного регламента

Порядок осуществления текущего контроля за

соблюдением и исполнением специалистами положений

Административного регламента и иных нормативных

правовых актов, устанавливающих требования к

предоставлению государственной услуги, а также

принятие ими решений

88.              Текущий контроль за соблюдением и исполнением специалистами положений настоящего Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, осуществляется руководителем Учреждения, первым заместителем руководителя Учреждения, заместителями руководителя учреждения и начальниками структурных подразделений Учреждения.

89.              Текущий контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения и исполнения специалистами положений настоящего Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги.

Порядок и периодичность осуществления плановых

и внеплановых проверок полноты и качества

предоставления государственной услуги

90.              Контроль за полнотой и качеством предоставления специалистами государственной услуги осуществляется в формах проведения проверок и рассмотрения жалоб на действия (бездействие) специалистов.

91.              Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Порядок и периодичность осуществления плановых проверок устанавливается руководителем Учреждения. При проверке рассматриваются все вопросы, связанные с предоставлением государственной услуги (комплексные проверки), или отдельный вопрос, связанный с предоставлением государственной услуги (тематические проверки).

(пункт 91 в редакции приказа Государственного комитета по архитектуре и градостроительству Чеченской Республики от 26.03.2019г. №34-п)

92.              Внеплановые проверки проводятся в связи с проверкой устранения ранее выявленных нарушений, а также в случае получения жалоб на действия (бездействие) специалистов.

Ответственность специалистов за решения и действия

(бездействие), принимаемые (осуществляемые) в ходе

предоставления государственной услуги

93.              По результатам проведенных проверок в случае выявления нарушений соблюдения положений настоящего Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, виновные специалисты несут ответственность за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) в ходе предоставления государственной услуги.

94.              Ответственность специалистов определяется в их должностных инструкциях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

95.              О мерах, принятых в отношении специалистов, виновных в нарушении положений настоящего Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, в течение десяти рабочих дней со дня принятия таких мер Учреждение сообщает в письменной форме юридическому или физическому лицу, права и (или) законные интересы которого нарушены.

Положения, характеризующие требования к порядку

и формам контроля за предоставлением

государственной услуги, в том числе со стороны

граждан, их объединений и организаций

96.              Начальник отдела              ежемесячно              проверяет              состояние

исполнительской дисциплины,              рассматривает              случаи              нарушения

установленных сроков предоставления государственной услуги, принимает меры по устранению причин нарушений.

97.              Нарушение установленного порядка рассмотрения заявлений,

неправомерный отказ в их приеме, нарушение сроков рассмотрения заявлений, их необъективное разбирательство, принятие необоснованных, нарушающих законодательство              Российской              Федерации              решений,

предоставление недостоверной информации, разглашение сведений о частной жизни заявителя влекут в отношении виновных должностных лиц

24

ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

98.              Граждане, их объединения и организации вправе получать информацию о порядке предоставления государственной услуги, а также направлять замечания и предложения по улучшению качества и доступности предоставления государственной услуги.

V.              Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Учреждения, предоставляющего государственную услугу, а также его

должностных лиц

99.              Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги, выразившееся в неправомерных решениях и действиях (бездействии) должностных лиц Учреждения, подается непосредственно в Учреждение, в письменной форме, в том числе, при личном приеме или в форме электронного документа.

100.              Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.

101.              В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

102.              Подача жалоб осуществляется бесплатно.

103.              Жалоба должна содержать:

1)              наименование организации, предоставляющего государственную услугу, должностного лица организации, предоставляющего государственную услугу, либо сотрудника Учреждения, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

2)              фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица, либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю (за исключением случая, когда жалоба направляется способом, указанным в подпункте 4 пункта 107 настоящего Административного регламента);

3)              сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Учреждения, его должностного лица либо сотрудника Учреждения;

4)              доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Учреждения, его должностных лиц. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

104.              В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документов, подтверждающих полномочия на осуществление действий от имени заявителя, могут быть представлены:

1)              оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);

2)              оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);

3)              копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

105.              Жалоба, поступившая в письменной форме на бумажном носителе в Учреждение, подлежит регистрации в журнале учета жалоб на решения и действия (бездействие) Учреждения, его должностных лиц (далее - журнал) не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

106.              Форма и порядок ведения журнала определены Учреждением.

107.              В электронном виде жалоба может быть подана заявителем посредством:

1)              официального сайта Учреждения, в информационнотелекоммуникационной сети Интернет;

2)              федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал);

3)              государственной информационной системы Чеченской Республики "Портал государственных и муниципальных услуг (функции)" (Региональный портал);

4)              портала федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, их должностными лицами, государственными и муниципальными служащими (далее - система досудебного обжалования) с использованием информационно телекоммуникационной сети «Интернет»;

5)              электронной почты Учреждения gosexspertiza@mail.ru.

108.              При подаче жалобы в электронном виде документы, указанные в пункте 104, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

109.              В случае если поданная жалоба не входит в компетенцию Учреждения, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации Учреждение направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган власти Чеченской Республики и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.

110.              При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе власти Чеченской Республики.

111.              Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

1) нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги, запроса, указанного в статье 15.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг;

2) нарушение срока предоставления государственной услуги;

3) требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрены нормативными правовыми актами Российской Федерации и Чеченской Республики для предоставления государственной услуги;

4) отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и Чеченской Республики для предоставления государственной услуги;

5) отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены нормативными правовыми актами Российской Федерации и Чеченской Республики;

6) затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Чеченской Республики;

7) отказ органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных ими опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;

8) нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;

9) приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Чеченской Республики;

10) требование у заявителя при предоставлении государственной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

(пункт 111 в редакции приказа Государственного комитета по архитектуре и градостроительству Чеченской Республики от 26.03.2019г. №34-п)

112.              Жалобы на решения, действия (бездействие) Учреждения, рассматриваются руководителями Учреждения.

113.              В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностные лица, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляют имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

114.              Жалоба, поступившая в Учреждение, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации. В случае обжалования отказа Учреждения, его должностного лица в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования заявителем нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.

115.              По результатам рассмотрения жалобы в соответствии с частью 7 статьи 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" учреждение принимает решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

(в редакции приказа Государственного комитета по архитектуре и градостроительству Чеченской Республики от 26.03.2019г. №34-п)

116.              При удовлетворении жалобы              Учреждение принимает

исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

117.              Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме.

118.              В случае если жалоба была направлена способом, указанным в подпункте 4 пункта 107 настоящего Административного регламента, ответ заявителю направляется посредством системы досудебного обжалования.

119.              В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

1)              наименование Учреждения, предоставляющего государственную услугу, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;

2)              номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;

3)              фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;

4)              основания для принятия решения по жалобе;

5)              принятое по жалобе решение;

6)              в случае если жалоба признана обоснованной - сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;

7)              сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

120.              Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается руководителем Учреждения.

121.              По желанию заявителя мотивированный ответ по результатам рассмотрения жалобы предоставляется в форме электронного документа, не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 115 настоящего раздела.

(пункт 121 в редакции приказа Государственного комитета по архитектуре и градостроительству Чеченской Республики от 26.03.2019г. №34-п)

122.              Отказ в удовлетворении жалобы осуществляется в следующих случаях:

1)              наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;

2)              подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3)              наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями законодательства в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

123.              Руководитель Учреждения оставляет жалобу без ответа в следующих случаях:

(абзац в редакции приказа Государственного комитета по архитектуре и градостроительству Чеченской Республики от 26.03.2019г. №34-п)

1)              наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;

2)              отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

29

ПРИЛОЖЕНИЕМ* 1

к Административному регламенту предоставления

государственным автономным учреждением

«Управление государственной экспертизы Чеченской

Республики» (ГАУ «Госэкспертиза ЧР»)

государственной услуги

«Государственная экспертиза проектной

документации и (или) результатов инженерных

изысканий»

Заявление о проведении государственной экспертизы

Заявление о проведении государственной экспертизы

Фирменный бланк Заявителя (при наличии)

Руководителю ГАУ «Госэкспериза ЧР»

Прошу выполнить государственную экспертизу проектной документации, и (или) результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки проектной документации по объекту:

(указать наименование объекта (объектов) экспертизы) Наименование объекта (объектов) капитального строительства:

(указать наименование объекта (объектов) предполагаемого строительства
(реконструкции, капитального ремонта)

Почтовый (строительный) адрес объекта (объектов) капитального строительства:

Основные технико-экономические характеристики объекта (объектов)

капитального строительства:             

площадь, объем, протяжённость, количество этажей, производственная мощность и тому подобное

Состояние объекта строительства:

новое, реконструкция, капитальный ремонт

Застройщик:

Физическое лицо:             

ФИО, реквизиты документов, удостоверяющих личность, почтовый адрес места жительства

Юридическое лицо:

ИНН, ОГРН, полное наименование, место нахождения

Идентификационные сведения об исполнителях работ - лицах, осуществивших подготовку проектной документации и выполнивших инженерные изыскания:

30

Индивидуальный предприниматель:             

ФИО, реквизиты документов, удостоверяющих почтовый адрес места жительства ИП

Юридическое лицо:                           

ИНН, ОГРН, полное наименование, место нахождения

Представитель Заявителя:

ФИО, должность, контактный телефон

Реквизиты Заявителя:

Физическое лицо:

ФИО, реквизиты документов, удостоверяющих личность, почтовый
адрес места жительства, контактный телефон, факс

Реквизиты Заявителя:

Юридическое лицо:             

полное наименование, Юридический адрес, Фактический адрес (место
нахождения), ИНН, КПП, Р/с, К/с, Банк, БИК, ОКПО, ОКВЭД, ОГРН,
контактный телефон, факс

Оплату гарантирую.

Руководитель                            

(ДОЛЖНОСТЬ)              (подпись)              (Фамилия И. О.)

Приложения:

1. Доверенность на право представления интересов застройщика, заказчика (по необходимости).

2 Справка с указанием источников финансирования строительства объекта капитального строительства (реконструкции, капитального ремонта) (заверенная печатью).

3. Перечень представляемых документов и проектно-сметной документации, результатов инженерных изысканий, передаваемых на экспертизу.

4. Для определения размера платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в соответствии с «Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утверждённого постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 г. No 145 требуется предоставить:

а)              для жилых объектов - письмо с перечнем технико-экономических показателей:

- площадь земли, измеряемая в пределах периметра жилого объекта (в кв. метрах);

- общая площадь жилого объекта (в кв. метрах);

- зона сейсмичности.

В случае если в жилом объекте содержатся другие объекты, не связанные с жилищным строительством (инженерно-техническое обеспечение, автостоянки, офисы, торговые, спортивные, оздоровительные помещения, и т.п.) дополнительно необходимо предоставить сметы на проектные работы.

б)              для нежилых объектов: сметы на проектные и (или) изыскательские работы, в

31

которых стоимость изготовления проектной документации (в рублях), материалов инженерных изысканий рассчитана на основании документов в области сметного нормирования и ценообразования (Федеральных справочников базовых цен на проектные работы для строительства).

5. Копия свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе (заверенная в установленном порядке).

6. Копии листов учредительного документа (содержащие сведения о месте нахождения организации) (заверенные в установленном порядке).

Примечание:

С целью ускорения проведения государственной экспертизы Заказчик может дополнительно предоставлять проектную документацию на электронном носителе в формате РП1:(СП-диск).

32

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

к Административному регламенту предоставления
государственным автономным учреждением «Управление
государственной экспертизы Чеченской Республики»

(ГАУ «Госэкспертиза ЧР») государственной услуги
«Государственная экспертиза проектной документации и
(или) результатов инженерных изысканий»

БЛОК-СХЕМА

предоставления ГАУ «Госэкспертиза ЧР» государственной услуги
«Государственная экспертиза проектной
документации и (или) результатов инженерных
изысканий»

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 20.06.2019
Рубрики правового классификатора: 090.050.000 Градостроительство и архитектура

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать