Основная информация

Дата опубликования: 05 декабря 2011г.
Номер документа: RU31000201100621
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Белгородская область
Принявший орган: Правительство Белгородской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Распоряжения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Шаблон для формирования документов Эталона

ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 05 декабря 2011 года № 645-рп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАСХОДОВАНИЮ ЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НЕДЕЕСПОСОБНЫХ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ В СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях упорядочения работы по распоряжению личными денежными средствами недееспособных граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания области:

1.Утвердить прилагаемые методические рекомендации по расходованию личных денежных средств недееспособных граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания Белгородской области.

2. Рекомендовать администрациям муниципальных образований, наделенным государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении недееспособных граждан, руководителям стационарных учреждений области руководствоваться методическими рекомендациями, утвержденными в пункте 1 настоящего распоряжения.

3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на управление социальной защиты населения Белгородской области (Баталова Е.П.).

Губернатор Белгородской области

Е. Савченко

Утверждены

распоряжением

правительства области

от 05 декабря2011 г.

№ 645-рп

Методические рекомендации по расходованию личных денежных средств недееспособных граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания Белгородской области

Настоящие методические рекомендации основаны на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

I. Общие положения

1.1.В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» недееспособным гражданам, помещенным под надзор в медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, опекуны не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов возлагается на указанные организации. Таким образом, исполнение обязанностей опекунов недееспособных граждан, помещенных в стационарные учреждения социального обслуживания (далее - учреждения), возлагается на администрации этих учреждений. Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об . опеке и попечительстве» урегулированы имущественные права опекунов и попечителей и их подопечных. В соответствии со статьей 17 указанного закона подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат.

1.2.В соответствии со статьей 37 Гражданского кодекса Российской Федерации доходы недееспособного подопечного, в том числе суммы пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, расходуются опекуном исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. В связи с этим выплата пенсий и иных социальных выплат лицам, находящимся под опекой, должна осуществляться на личные счета подопечных в кредитных организациях.

1.3.В соответствии с постановлением правительства Белгородской области от 19 ноября 2004 года № 162-пп «О порядке и условиях предоставления надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания в государственных учреждениях социального обслуживания» стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных учреждениях социального обслуживания осуществляется за плату. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов составляет не более 75 процентов суммы установленного пенсионного обеспечения.

1.4.По заявлению опекуна (учреждения) в соответствующее отделение Пенсионного фонда Российской Федерации взимание платы за стационарное обслуживание с недееспособного подопечного производится путем безналичного перечисления части установленного ему пенсионного обеспечения на счет учреждения. Перечисление оставшейся части пенсионного обеспечения, а также иных социальных выплат производится на расчетные счета недееспособных подопечных, открытые опекуном в кредитных организациях.

1.5.В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекун вправе вносить денежные средства подопечного только в те кредитные организации, не менее половины акций (долей) которых принадлежат Российской Федерации (например, Сберегательный банк Российской Федерации).

II. Порядок снятия и расходования личных денежных средств со счетов недееспособных граждан

2.1.Порядок работы с органами опеки и попечительства.

2.1.1.Расходование опекуном (учреждением) денежных средств подопечного, имеющихся на его личном счете, должно осуществляться с соблюдением положений пункта 1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть исключительно в интересах недееспособного подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. В целях расходования личных денежных средств недееспособных граждан, проживающих в учреждении, опекун (учреждение) обращается в орган опеки и попечительства с ходатайством о выдаче разрешения на получение и расходование ежемесячного дохода недееспособных граждан на календарный год либо по мере необходимости.

2.1.2.По ходатайству опекуна (учреждения) орган опеки и попечительства вправе выдать годовое разрешение на получение и расходование текущего ежемесячного дохода недееспособных граждан на их содержание (дополнительное питание, одежда, обувь, товары для прикладной деятельности и др.). Допускается приобретение учреждением имущества (выполнение работ, оказания услуг) за счет нескольких недееспособных граждан, в пользование которых приобретаемое имущество будет передано либо в интересах которых выполнены работы, оказаны услуги. В случае необходимости расходования денежных средств недееспособных граждан в сумме, превышающей их ежемесячный доход, имеющихся у них сбережений или приобретения товаров длительного пользования (бытовая техника и др.) опекун должен получить дополнительное разрешение в органе опеки и попечительства на приобретение того или иного товара или оказание услуги с обоснованием необходимости его приобретения.

2.1.3.Ходатайство учреждения о выдаче разрешения на получение и расходование текущего ежемесячного дохода недееспособных граждан рассматривается органом опеки и попечительства на опекунском совете. Решение органа опеки и попечительства о выдаче (отказе в выдаче) разрешения на расходование опекуном (учреждением) личных денежных средств недееспособных подопечных оформляется нормативным правовым актом, как правило, распоряжением главы администрации муниципального района (городского округа) либо по его поручению распоряжением уполномоченного должностного лица.

Имущество, приобретенное в интересах и за счет личных денежных средств подопечного, должно быть закреплено за ним.

2.1.4.В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» предварительное разрешение органов опеки и попечительства необходимо в случаях сдачи опекуном имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование, в залог, отчуждения имущества подопечного, в том числе совершения сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздела его имущества или выдела из него долей, а также на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, в том числе при:

-отказе от иска, поданного в интересах подопечного;

-заключении в судебном разбирательстве мирового соглашения от имени подопечного;

-заключении мирового соглашения с должником по исполнительному производству, в котором подопечный является взыскателем. В этом случае предварительное разрешение органа опеки и попечительства или мотивированный отказ в выдаче такого разрешения должны быть предоставлены опекуну или попечителю в письменной форме не позднее чем через 15 дней с даты подачи заявления о предоставлении такого разрешения. По иным ходатайствам о разрешении на расходование личных денежных средств недееспособных граждан срок рассмотрения также не должен быть длительным. Органам опеки и попечительства рекомендовано рассматривать подобные обращения в срок, не превышающий 15 дней.

2.2.Получение и расходование личных денежных средств недееспособных клиентов.

2.2.1.Работники учреждения получают денежные средства клиентов в кредитной организации при предъявлении разрешения органа опеки и попечительства, доверенности от руководителя, заверенной главным бухгалтером, а также документа, удостоверяющего личность. Полученные денежные средства должны храниться в сейфе.

2.2.2.Расходование денежных средств осуществляется по мере необходимости в течение месяца работниками, которые получают данные средства, либо иными работниками учреждения при условии включения данных обязанностей в их должностные инструкции. Все расходные операции фиксируются в журнале учета.

2.2.3.По истечении отчетного месяца неиспользованные денежные средства возвращаются на расчетные счета клиентов. Указанную работу могут осуществлять сотрудники учреждения (социальные работники), на которых в соответствии с должностными обязанностями возложены данные функции (может быть одно материально ответственное лицо, может быть несколько лиц по числу отделений учреждения).

2.2.4.Для определения потребности клиентов в товарах, работах или услугах ответственные лица производят сбор заявок клиентов, формируют списки, которые затем выносятся на рассмотрение опекунских комиссий отделений (в отделениях могут быть созданы опекунские комиссии, которые определяют потребность конкретного клиента) либо на рассмотрение Опекунского совета учреждения.

2.2.5.Порядок организации работы со сберегательными книжками недееспособных клиентов, порядок хранения, использования и учета полученных денежных средств, а также лица, ответственные за их получение и расходование, определяются приказом руководителя учреждения.

2.2.6.Контроль за расходованием денежных средств клиентов осуществляет администрация учреждения (руководитель и работники, на которых в соответствии с должностными обязанностями возложены данные функции), а также органы опеки и попечительства области посредством проверки учетных и отчетных документов, подтверждающих правильность их расходования, а также наличия приобретенных товаров у клиентов.

2.2.7.В случае снятия недееспособного подопечного, проживающего в стационарном учреждении социального обслуживания, с государственного обеспечения с целью помещения его на длительное лечение на срок более 3-х месяцев в медицинское учреждение (психиатрическая больница, противотуберкулезный диспансер) все выплаты за этот период должны поступать на его расчетный счет. Опекуном в этом случае становится медицинское учреждение. Сберегательная книжка передается администрации медицинского учреждения (опекуну) по акту приема-передачи в присутствии специалиста органа опеки и попечительства соответствующего муниципального образования (в данном случае по месту нахождения медицинского учреждения).

2.2.8.В случае временного отсутствия подопечного в месте жительства (в связи с пребыванием в медицинской организации или на время отпуска) осуществление прав и исполнение обязанностей опекуна в отношении подопечного не прекращается (статья 15 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»). В случае отсутствия граждан пожилого возраста и инвалидов в учреждении свыше 15 календарных дней в месяце плата за стационарное обслуживание за текущий месяц, предусмотренная договором о стационарном обслуживании, не взимается. В случае пребывания подопечного в медицинской организации для прохождения курса лечения (до трех месяцев) личные денежные средства в полном объеме должны перечисляться на его расчетный счет. В случае пребывания подопечного в отпуске личные денежные средства на его содержание могут выдаваться учреждением (опекуном) родственникам или другим лицам по их заявлению под отчет.

III. Участие Опекунских советов в решении имущественных вопросов подопечных

3.1.С целью защиты прав и законных интересов граждан, признанных в установленном порядке недееспособными, в стационарных учреждениях социального обслуживания могут создаваться Опекунские советы, деятельность которых определяется Положениями об Опекунских советах, утверждаемыми руководителями учреждений.

3.2.Состав Опекунского совета утверждается на общем собрании его членов. Члены Опекунского совета избирают председателя и его заместителя. Как правило, председателем Опекунского совета является заместитель директора учреждения. Состав и структура утверждается приказом руководителя учреждения.

3.3.В состав Опекунского совета могут входить представители администрации учреждения, врачи, социальные работники, воспитатели, работники бухгалтерии, другой персонал учреждения, представители общественных и других организаций, изъявившие желание в нем работать и способные по своим деловым и моральным качествам выполнять задачи, стоящие перед ними. Члены Опекунского совета должны исполнять обязанности безвозмездно без отрыва от основной деятельности.

3.4.На отделениях могут создаваться опекунские комиссии, председатели которых должны входить в состав Опекунского совета.

3.5.Основной целью деятельности Опекунского совета в стационарном учреждении социального обслуживания является содействие в повышении уровня социальной защищенности подопечных, улучшении их социально-бытовых условий, принятие решений по вопросам, связанным с защитой их личных (неимущественных) и имущественных прав и интересов.

3.6.К основным направлениям деятельности Опекунского совета относятся:

3.6.1.Рассмотрение вопросов, затрагивающих имущественные и личные (неимущественные) права недееспособных граждан:

3.6.1.1.Рассмотрение предложений опекунских комиссий отделений либо иных ответственных лиц о снятии и расходовании личных денежных средств недееспособных клиентов на конкретные цели;

3.6.1.2.Внесение предложений в администрацию учреждения о расходовании личных денежных средств клиентов в интересах подопечных;

3.6.1.3.Внесение предложений в администрацию учреждения об управлении имуществом подопечных (установление наличия/отсутствия необходимости управления имуществом; внесение предложений по управлению имуществом в администрацию учреждения);

3.6.1.4.Внесение предложений в администрацию учреждения о необходимости возбуждения в суде дел о восстановлении дееспособности подопечных и других дел, связанных с защитой прав и охраняемых законом интересов подопечных.

3.6.1.5.Осуществление общественного контроля за расходованием личных денежных средств недееспособных клиентов посредством заслушивания отчетов ответственных лиц о проведенной работе.

3.6.2.Содействие в повышении уровня социальной защищенности подопечных, в улучшении бытовых условий, в оказании социально-медицинских, реабилитационных, социально-культурных и других услуг. Решения Опекунского совета оформляются протоколом. Окончательное решение принимает руководитель учреждения как законный представитель недееспособных клиентов.

IV. Вопросы, связанные с распоряжением денежными средствами недееспособных граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания

4.1. Медикаменты и медицинские услуги.

4.1.1.Территориальной программой государственных гарантий оказания жителям Белгородской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановлением правительства Белгородской области от 28 декабря 2010 года № 457-пп (далее - Программа), установлен перечень видов медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно, а также перечень лекарственных средств, отпускаемых населению по рецептам врачей бесплатно.

4.1.2.При наличии медицинских показаний по назначению врача гражданам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания, могут быть оказаны платные медицинские услуги, не предусмотренные Программой. В этом случае органы опеки и попечительства вправе дать разрешение на расходование личных денежных средств подопечного на указанные нужды.

4.2.Компенсация транспортных расходов.

4.2.1.Для решения имущественных вопросов недееспособных подопечных, проживающих в учреждениях социального обслуживания населения, может возникнуть необходимость осуществления выезда представителя опекуна (учреждения) по месту нахождения имущества за пределы соответствующего муниципального образования (например, приватизация, вступление в наследство).

4.2.2.В соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанности по опеке исполняются безвозмездно кроме случаев, предусмотренных законом; опекун обязан защищать права и интересы (в том числе имущественные) недееспособных подопечных. Осуществляя выезд за пределы муниципального образования по месту нахождения имущества, специалист учреждения (опекуна) действует в интересах недееспособного подопечного.

4.2.3.Возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (в том числе транспортных расходов), должно осуществляться в соответствии со статьями 167-168 Трудового кодекса Российской Федерации, то есть за счет работодателя. Необходимые расходы по оформлению документов (например, расходы по государственной регистрации права и др.) должны осуществляться за счет личных денежных средств подопечного, в интересах которого производятся соответствующие действия.

4.3.Расходы по транспортировке движимого имущества подопечного.

4.3.1.В соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае заключения договора доверительного управления недвижимым имуществом подопечного опекун сохраняет свои полномочия в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление.

4.3.2.Согласно статье 18 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекун обязан принять имущество подопечного от лиц, осуществляющих его хранение, в трехдневный срок с момента возникновения своих прав и обязанностей. Движимое имущество недееспособного подопечного, состоящего из предметов мебели, бытовой техники, личных вещей и прочего, должно быть передано опекуну по описи, которая составляется органом опеки и попечительства в соответствии с требованиями указанной статьи.

4.3.3.В случае отсутствия у учреждения (опекуна) условий для хранения движимого имущества подопечных вопрос распоряжения указанным имуществом решается коллегиально с участием заинтересованных лиц (родственников).

4.3.4.Расходы по транспортировке движимого имущества подопечного в учреждение должны осуществляться за счет личных денежных средств подопечного.

V. Отчет об имуществе

5.1.В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 24 апреля 2011 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» учреждение ежегодно до 1 февраля представляет в орган опеки и попечительства отчет об управлении имуществом недееспособных граждан. Руководитель органа опеки и попечительства утверждает данный отчет. Для утверждения отчета учреждение представляет оригиналы платежных документов (товарные и кассовые чеки) в орган опеки и попечительства. После утверждения орган опеки и попечительства возвращает их в учреждение для хранения в личных делах подопечных. По договоренности со специалистами органов опеки и попечительства возможен выезд последних в учреждение для проверки подтверждающих документов на месте. По результатам проверки составляется акт.

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать